Урок Роль стихии в повести А

  • Развивающая — развитие умения самостоятельно мыслить, решать проблемные вопросы, находить оптимальный выход из проблемной ситуации.
  • Обучающая — развитие умения у обучающихся видеть произведение в единстве содержания и формы, умения анализировать произведение, видеть его взаимосвязи и закономерности.
  • Воспитывающая — воспитание любви и уважения к творчеству Пушкина, гордости за свою литературу и свою нацию, воспитание нравственных качеств у учащихся на примере произведений Пушкина, их проблематики и идейного звучания.

Слово учителя. Февраль в биографии Александра Сергеевича Пушкина занимает не последнее место. Так, 18 февраля 1831 года поэт обвенчался с Натальей Гончаровой, что имеет непосредственное отношение к теме публикуемой статьи. Наконец, 10 февраля — день смерти Пушкина. Не исключено, что и действие «Метели» также происходит в этом месяце.

Откройте тетради и напишите слово «метель». К нему подберите слова-ассоциации. Можно рисовать метель. Какой вы видите метель?

(Пока идет работа, тихо звучит вальс Свиридова). Слайд

А теперь мы из вашей метели перенесёмся в пушкинскую.

1 страница Эпиграф (чтение) Работа с эпиграфом.

Повесть предваряет эпиграф. Прочитайте его и назовите произведение, из которого взяты строки, ставшие эпиграфом с повести «Метель» (Баллада Жуковского «Светлана»).

— Вспомните, что называется эпиграфом и какова его задача?

(Эпиграф — небольшой текст, предваряющий произведение. В нем может быть сформулирована тема, сжато выражена основная идея или сформулирована проблема).

— Выделить главные, несущие основную нагрузку слова. (Божий храм, вдруг метелица, черный ворон, вещий стон).

— Какую основную мысль, по-вашему, выражает эпиграф? (Печальное предзнаменование).

— Вдруг случается метель, которая несет что-то печальное, предвещает трагические события: черный ворон — символ потустороннего, непонятного, вещий стон, темная даль — все это предвестники трагических событий, которые каким-то образом связаны с метелью.

Вдруг — в этом слове заключается большое значение: многое в жизни начинается внезапно, случайно. А случай сродни судьбе, року, провидению. На это нас нацеливает эпиграф.

2 страница Постановка проблемного вопроса.
Почему повесть называется «Метель»? Каково значение этого образа? (В метель попадают все 3 героя: Марья Гавриловна, Владимир, Бурмин. Метель — та сила, которая меняет жизнь героев).
То есть мы можем предположить, что метель играет роль случая, от которого, по мысли Пушкина, зависит судьба человека.

— Верил ли сам А.С.Пушкин в судьбу? А что значит – верить в судьбу?

Вспомнить биографические и литературные материалы, доказывающие, что А.С.Пушкин верил в судьбу:

  • Заяц, перебежавший дорогу поэту;
  • Предсказание о беде, которая будет от белого человека на белой лошади;

3 страница Марья Гавриловна.

Обратимся теперь к образу главной героини повести – Марьи Гавриловны.

Перенеситесь мысленно в дом, где живёт Марья Гавриловна со своими родителями. Какой он? Большой или маленький? Каменный или деревянный? Тепло ли в нём или прохладно? Мысленно походите по первому этажу. Что вы там видите? Какие окна, мебель? А теперь поднимитесь по лестнице на второй этаж, пройдите в комнату Марьи Гавриловны. Давайте понаблюдаем, что происходит в ней. Здесь стоит стройная бледная семнадцатилетняя девица. Узнали её? Это Марья Гавриловна.

Её лицо напряжено. Она кусает губы, теребит волосы, ходит по комнате из угла в угол. Весь день не может найти себе места, потому что ей больше нет места в этом доме, в её родном доме. Сегодня ночью она убежит отсюда, покинет своих родителей. Она не может сказать им о своих замыслах и поэтому садится писать письмо отцу и матери…

Оставим её. Главная героиня ещё не знает, что ждёт впереди. А впереди у неё метель…

— Нам смогли вжиться в роль Марьи Гавриловны или, по крайней мере, разобраться в её чувствах и мыслях. Надеюсь, это помогло вам понять пушкинскую героиню. Поэтому я хочу, чтобы вы ответили на несколько вопросов:

— Как можно охарактеризовать состояние Марьи Гавриловны?

— Почему возникла метель в душе Марьи Гавриловны?

— Какие два «фронта» столкнулись в её душе?

Страница А сейчас попробуйте всё-таки ответить на вопрос, который был поставлен в начале урока: почему возникает метель, какова её роль в произведении?

Работа с текстом. –Пока наши герои отправились в путь, давайте поразмышляем.

— Может стихия повлиять на судьбу человека? Как?

Анализ эпизодов текста

— Обратимся к тексту. Найдите строки, в которых говорится о чувствах молодых людей. Как, по-вашему, рассказчик относится к влюбленным? (Иронически). Укажите авторскую позицию. Найдите слова – настроения. Язык пушкинской прозы заслуживает особого внимания. Пушкин ироничен в «Метели», этой самой поэтичной повести цикла. Его ирония особого рода. Он серьезен и насмешлив одновременно! Чтение первых страниц «Метели» вызывает искреннее удовольствие и улыбку. Пушкин пародирует сентиментальные романы.

— Найдите иронию в тексте

(“Наши любовники были в переписке и всякий день видались наедине в сосной роще или у старой часовни. Там они клялись в вечной любви, сетовали на судьбу и делали различные предположения…если мы друг без друга дышать не можем, а воля жестоких родителей препятствует нашему благополучию, то нельзя ли нам будет обойтись без нее?

Наступила зима и прекратила их свидания; но переписка сделалась тем живее. Владимир Николаевич в каждом письме умолял ее предаться ему, венчаться тайно, скрываться несколько времени, броситься потом к ногам родителей, которые, конечно, будут тронуты наконец героическим постоянством и несчастием любовников и скажут им непременно: “Дети! придите в наши объятия”.)

— Как, по-вашему, рассказчик относится к влюбленным? (Иронически).

— Что такое ирония? (Это троп, скрытая насмешка).

— А почему автор над ними насмехается? (Они слишком молоды, чтобы строить такие планы, им негде будет жить, они еще не приспособлены к жизни и не смогут самостоятельно продержаться в этой жизни, даже некоторое время).

— Всегда этот иронический тон будет сохраняться? Когда нам становится страшно за героев? (Когда они попадают в метель).

— Дома вы должны были найти описание метели в восприятии героев повести и ответить на вопрос: Как описание метели связано с душевным состоянием и характером героев.

Метель в восприятии Маши и Владимира

— Композитор Свиридов создал вальс к кинофильму «Метель». Я предлагаю вам послушать и сравнить выражение состояния Владимира словами Пушкина и музыкой Свиридова и ответить на вопрос: Какие чувства сближают их? (Звучит музыка Свиридова и чтение отрывка со слов: «Но едва Владимир выехал за околицу . он поехал на удачу).

— Какие чувства, ощущения возникли у Вас сейчас? (Кружение, повторение чего-то).

— Заметили ли вы что-то общее в вальсе «Метель» и действиях Владимира?

Таким образом, и через музыку, и через слова метель показана как реальная сила, мешающая осуществлению планов Владимира.

Очень важное место в повести занимают СНЫ героини. Вспомните, в каких произведениях мы уже встречались с этим несюжетным элементом (Жуковский «Светлана»).
— Каковы функциональные особенности снов? (Их роль) (Играют роль пророчества, предвещают). Итак, все предвещает беду. Но, не смотря на вещие сны, на жалость к родителям и чувство вины перед ними, Маша отправляется в церковь — божий храм.

Пушкин искренне верил, что брак на небесах по божеским законам нравственно выше, чем гражданский. И неспроста интрига повести заключается в том, что никто не знал о браке главных героев. Пушкину важен путь осознания справедливости решения метели через страдания главных героев

Страница Преступление и наказание (Приложение 2)

— Почему Маша в повести названа «молодой преступницей»? Какой закон она преступила? (Нравственный, православный, христианский, повелевающий чтить волю родителей).

Преступление нравственное — люди судить не могут, поэтому в роли судьи выступает жизнь, судьба — в виде метели.

— Как судьба наказывает Владимира? (Умирает)

— А Машу наказывает чередой испытаний, которые выпадают на ее жизнь. (Замуж за незнакомца, смерть Владимира, смерть отца, невозможность выйти замуж, честное признание Бурмина).

— Бурмин так же, как и Маша, наказан судьбою за то, что он поступил необдуманно, жестоко пошутил). Восстановим цепочку испытаний: Бурмин женится на незнакомке — раскаивается — честно признается Маше.

Посмотрите, герои оступились, но они раскаиваются, а за раскаяние получают прощение у судьбы = мотив прощения. (По линии Маша — Бурмин).

Таким образом, посмотрите мотив наказания и прощения сводится к идее произведения. Сделайте вывод об идее произведения. (Наказание и прощение — справедливое возмездие).

Какова сила, роль стихии в судьбе человека?

Выходит, что метель распорядилась жизнью героев, наказала их за легкомыслие, заставила пройти через страдание, но все-таки вознаградила за все переживания, которые пришлись на их долю. Природные стихии – это стихии, способные помочь людям разрушить их судьбу. Далее вслух зачитываем описание метели и делаем вывод, что метель сыграла главную роль в судьбе героев. На первый взгляд, она словно разметала героев в разные стороны, заставила их страдать, но на самом деле метель-судьба вернула их к настоящей, реальной жизни. Марья Гавриловна стала наследницей всего имения и сохранила нежное сердце: «. она разделяла искренно горесть бедной Прасковьи Петровны, клялась никогда с ней не разлучаться. Мать иногда уговаривала ее выбрать себе друга, Марья Гавриловна качала головой и задумывалась». А лихой повеса Бурмин? Не раздумывая ни секунды, он встал под венец с незнакомой барышней лишь потому, что она «показалась ему недурна», а затем столь же стремительно уехал. Полюбив теперь по-настоящему, он не может забыть венчание в «одиноком» храме. Это событие стало препятствием, через которое он не может переступить. Только Владимир был ранен под Бородином и умер. Но память о нем, герое, стала «священна».

Мы понимаем, что совсем не случайно встретились и полюбили друг друга обвенчанные когда-то Марья Гавриловна и Бурмин. Господь помиловал их.

— А что же наша Марья Гавриловна? Как она встречает перемены в жизни общества? Какие перемены произошли в ее душе?

«… В ее замке появился раненый гусарский полковник Бурмин». Бурмин – рыцарь. Именно такого героя и ждала героиня. Его бледность очень гармонирует с ее бледностью, его полковничий чин, награды, рана и молодые лета (26 лет) – с ее юностью, богатством. За ним вился шлейф шумных историй, которые льстили романтическому воображению М.Г. Он был в меру умен, опытен, прост и свободен в обращении. Герои тянутся друг к другу. И более всего – их связывает тайна. В Бурмине спрятана неожиданность, он вызывает любопытство. И женское сердце М.Г. подсказывает ей, что они созданы друг для друга.

Подумайте и ответьте на следующие вопросы:

— Закончилась ли метель в произведении и в душе героев?

— Возможно ли их счастье?

Обратимся к финалу повести, когда метель улеглась, и Бурмин и Марья Гавриловна встретились. Всё уже пережито, супруги нашли друг друга, их ждёт счастье… а может, всё не так?

Страница «Сомнения современников Пушкина»

Пушкин оставил своих героев в саду, дальнейшая их судьба нам неизвестна. А что же случилось после объяснения? Побудьте немного автором и опишите, что произошло после объяснений. Теперь мы приоткроем второй пласт повести. Почему после выхода повести все стали говорить о кончине музы Пушкина. Одно из домашних ваших заданий было найти несоответствия в повести реальной жизни того времени.

Важны ли для Пушкина эти сомнения? (Нет. Если люди по-настоящему любят друг друга, то они переживут все испытания)

Когда мы проходили древнеславянскую мифологию, я говорила, что у главного славянского бога Рода была книга, где отмечена была судьба каждого живущего на земле (как на роду написано) и изменить её нельзя. Верите ли вы в свою судьбу? Я вас попрошу написать на листочках о своей судьбе, какой вы видите свою жизнь через 5 лет. В конце 11 класса мы проверим – верит ли вам судьба или нет.

Cочинение «Роль судьбы в повести «Метель» А.С.Пушкина

Презентация к уроку – Приложение 3.

Звуковые приложения к уроку – Приложение 4.

Роль метели в повести А.С. Пушкина «Метель»

Н.МЕЛЬНИКОВА,
7-й класс,
гимназия Салахова,
г. Сургут

В повести А.С. Пушкина «Метель» главную роль играет природная стихия. Не случайно повесть названа «Метель». Сюжет повести развивается, движется благодаря метели.

В начале повести мы видим чисто идиллическую книжную ситуацию. Девушка и юноша полюбили друг друга, но их брак не возможен по причине несогласия родителей из-за бедности жениха. И вот влюблённые решают бежать. Такие ситуации часто служили началом любовных романов. Но автор показывает, что жизнь сложнее и интересней книжных ситуаций. Поэтому, когда Марья Гавриловна бежит, ей мешает сама жизнь — плохая погода, метель.

Очень интересно, что Пушкин выбирает не ливень, не грозу, а именно метель. Она, как мне кажется, больше всего подходит в данном сюжете. Метель — сильный вихрь со снегом. Поэтому все события как вихрем закружило. Автор использует такие глаголы, как “метёт”, “завывает”, “слепит”. Метель в истории Марьи Гавриловны как бы не пускает её, ветер дует ей в лицо, силясь остановить молодую преступницу.

В описании поездки Владимира говорится: “сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле тучной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снега; небо слилось с землёю”. Метель пытается запутать Владимира, увести его подальше от Жадрино.

Историю третьего героя в повести «Метель» Бурмина мы узнаём в самом конце произведения. Это опять поездка и опять метель. “Метель не утихла”, “между тем метель не унималась” и тому подобное. Но теперь метель ведёт героя навстречу своей судьбе.

Так природная стихия привела к алтарю двух незнакомых людей — Марью Гавриловну и Бурмина. И устранила третьего — Владимира.

Автор считает, что ничего в жизни не может быть случайным. Всё предначертано кем-то или чем-то свыше. И в роли исполнителя этой высшей воли и выступает метель в этой повести.

А.ГУДИМОВ,
7-й класс,
гимназия Салахова,
г. Сургут

П овесть «Метель» входит в цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» великого русского писателя А.С. Пушкина. Одним из героев этой повести является метель. Метель оказывает немаловажное влияние на судьбу трёх главных героев: Маши, Владимира и Бурмина. Неслучайно повесть так и называется — «Метель».

Метель в этой повести является “вестником судьбы”. Она изменяет жизнь героев этого произведения. Кто знает, как бы сложилась жизнь героев, не повстречайся они с метелью. Пушкин вообще очень интересуется темой судьбы. Мы видим это во многих его произведениях, например, «Песнь о вещем Олеге», повесть «Выстрел» и, конечно же, в повести «Метель». А.С. Пушкин считал, что никто не в силах изменить судьбу, как ему ей предначертано, так и будет. Эту мысль выражает автор в своих произведениях.

Метель в этой повести является весьма разумным героем. Она знает, что лучше для героев повести, даже лучше их самих, так как в ту пору они были горячи и неразумны. Так им было предначертано, и метель помогла им, не дав совершить неразумный поступок. Маша не была бы счастлива с Владимиром, так как даже не была влюблена в него. Мы понимаем это, читая авторские: “следовательно”, “само по себе разумеется”, “то весьма естественно” и так далее. Кроме того, автор прямо говорит нам, что Владимир не был её возлюбленным. Он был всего лишь предмет, избранный ею. Он был первый, на кого она бросила взгляд. Понятно, что с Бурминым она стала по-настоящему счастливой. Да и сам Бурмин женится по любви, а не по случайности, как ему казалось ранее. Даже Владимиру, возможно, было лучше благородно умереть за правое дело в великой битве, чем жениться на той, которая его не любила и которую он сам, скорее всего, по-настоящему не любил. Как мы видим, метель здесь поступает благоразумно.

Кроме того, у метели в этом произведении есть ещё и другая роль, также немаловажная. Метель здесь нарушает книжную ситуацию, обращая её в жизнь. А книжная ситуация складывается здесь с самого начала. Ведь в то время все подобные произведения писались по особым литературным стандартам. И автор с самого начала убеждает нас в том, что это такое же обычное литературное произведение (кстати, это прослеживается во многих его произведениях). Мы видим это с помощью тех же “конечно”, “следовательно”, “само по себе разумеется” и других, хотя здесь и проскальзывает авторская ирония. Здесь также создаётся книжная обстановка: влюблённые встречаются в сосновой роще или у старой часовни, девушка богатая, а юноша бедный, их любовь запрещена волей жестоких родителей, им приходит в голову мысль венчаться тайно, причём эта мысль, конечно, сперва приходит молодому человеку, при этом план и развязка весьма традиционны. Хотя здесь и проскальзывают элементы быта, но всё пока идёт по-книжному. Даже то, что им не удаётся выполнить свой замысел, тоже книжное. Но проходит метель и словно заметает всё книжное. Мы видим быт людей, их реальную жизнь, неожиданные повороты которой весьма круче книжной. И к этому, конечно, относится неожиданная развязка тайного замысла Маши и Владимира.

Итак, метель в произведении А.С. Пушкина «Метель» из цикла «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» — это разумный герой, вестник судьбы, разрушающий книжность ситуации.

Роль стихии в судьбе человека (по повести А.С. Пушкина «Метель»)

Разделы: Литература

Цель: раскрыть сюжет произведения, рассмотреть особенности композиции, уметь определять тему, основную мысль текста, используя в ответах литературоведческие термины; прочувствовать настроение текста, созвучные музыкальным произведениям; учиться составлять текст, окунаясь в атмосферу 19 века.

— А что такое стихия, и способна ли она повлиять на судьбы людей? (Стихия – это явление природы, обнаруживающееся как ничем не сдерживающая сила).

— Какие явления природы можно отнести к стихиям?

— Может стихия повлиять на судьбу человека? Как?

— Ребята, дома вы читали повесть А.С.Пушкина “Метель”. Как стихия повлияла на судьбы героев? (Разлучила).

— Давайте попробуем объяснить это природное явление. Что такое метель?

Метель – сильный ветер со снегом, вьюга.

— Подберите синонимы к слову метель.

Вьюга – снежная буря.

Буря – ненастье с разрушительным ветром.

Пурга – снежная буря, метель в степи.

(Поземка – вьюга, во время которой дует низовой ветер.)

— Почему из такого количества синонимов А.С.Пушкин выбирает метель? (Она вбирает в себя несколько стихий, проследите это.)

— Определите тему повести. (О чем этот текст? – о любви.)

— Обратимся к тексту. Найдите строки, в которых говорится о чувствах молодых людей. Как, по-вашему, рассказчик относится к влюбленным? (Иронически). Укажите авторскую позицию. Найдите слова – настроения.

(“Наши любовники были в переписке и всякий день видались наедине в сосной роще или у старой часовни. Там они клялись в вечной любви, сетовали на судьбу и делали различные предположения…если мы друг без друга дышать не можем, а воля жестоких родителей препятствует нашему благополучию, то нельзя ли нам будет обойтись без нее?

Наступила зима и прекратила их свидания; но переписка сделалась тем живее. Владимир Николаевич в каждом письме умолял ее предаться ему, венчаться тайно, скрываться несколько времени, броситься потом к ногам родителей, которые, конечно, будут тронуты наконец героическим постоянством и несчастием любовников и скажут им непременно: “Дети! придите в наши объятия”.)

— Как, по-вашему, рассказчик относится к влюбленным? (Иронически).

— Что такое ирония? (Это троп, скрытая насмешка).

— А почему автор над ними насмехается? (Они слишком молоды, чтобы строить такие планы, им негде будет жить, они еще не приспособлены к жизни и не смогут самостоятельно продержаться в этой жизни, даже некоторое время).

— Всегда этот иронический тон будет сохраняться? Когда нам становится страшно за героев? (Когда они попадают в метель).

— Когда в тексте впервые появляется образ метели? (В эпиграфе).

— Что такое эпиграф?

— Давай его прочитаем. Какая метель перед нами? Какие образы предстают перед читателями?

— Какие тайны текста раскрывает эпиграф? (Идею, основную мысль текста).

— Сформулируете идею текста. (Автор хотел показать, как стихия может повлиять на судьбы героев. Метель разлучила влюбленных, Владимир заблудился).

— Какое эмоциональное состояние испытывали герои, нам подскажет музыка Г.Свиридова “Тройка”.(Прослушивание музыки).

— Найдите описание метели в тексте. Как она сопровождает героев?

1. Маша: “На дворе была метель; ветер выл, ставни тряслись и стучали; все казалось ей угрозой и печальным предзнаменованием…Метель не утихала, ветер дул навстречу, как будто силясь остановить молодую преступницу”.

— Назовите слова, которые сопровождают состояние героини, поясните авторский выбор.

2. Владимир: “Такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле, мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилось с землею; Владимир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу; лошадь ступала наудачу и поминутно то въезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались…Прошло еще около десяти минут; рощи все было не видать…Метель не утихала, небо не прояснялось. Лошадь начинала уставать, а с него пот катился градом, несмотря на то, что он поминутно был в снегу…Но он ехал, ехал, а полю не было конца. Все сугробы да овраги; поминутно сани опрокидывались, поминутно он их подымал”.

— Какие слова постоянно повторяются? Вы можете сказать, почему?

— А почему человек беспомощен перед природой, подскажет вам стихотворение “Бесы”.

(Это невидимая сила, с которой человек не может справиться).

— Давайте вернемся к тексту, эту метель ждали? (В одну минуту дорогу занесло).

— Почему природа решила вмешаться в судьбу героев? (Ослушались родителей, пошли против их воли).

— Итак, закружила всех метель, завьюжила, разбросала в разные стороны.

— Давайте вспомним, что произошло с героями после их ночного путешествия? (Мария Гавриловна лежала в бреду, Владимир собрался на войну, где погиб).

— Мог ли измениться финал повести? (“И наконец единогласно все решили, что, видно такова была судьба Марьи Гавриловны, что суженого конем не объедешь, что бедность не порок, что жить не с богатством, а с человеком, и тому подобное…Владимира давно не было в доме Гаврилы Гавриловича. Он был напуган обыкновенным приемом. Положили послать за ним и объявить ему неожиданное счастие: согласие на брак. Но каково было изумление ненарадовских помещиков, когда в ответ на их приглашение получили они от него полусумасшедшее письмо! Он объявлял им, что нога его не будет никогда в их доме, и просил забыть о несчастном, для которого смерть остается единою надеждою”.

— Почему письмо полусумасшедшее? (“Владимир…поехал на двор к священнику. На дворе его тройки не было. Какое известие ожидало его!”).

— Ваши одноклассники попытались воссоздать то “полусумасшедшее” письмо, зная, что работают над литературной стилизацией, используя форму обращения, характерную для того времени, речевые обороты, старинные слова – многое можно позаимствовать из текста.

Глубокоуважаемые Гаврила Гаврилович и Прасковья Петровна!

Премного Вам благодарен за столь лестное предложение. Но я не могу жениться на Вашей дочери, так как она уже замужем. Ноги моей больше не будет в Вашем доме, Марья Гавриловна не достойна моей любви. Небольшое недоразумение, и она выскочила замуж за первого встречного. И мне, несчастному, остается только искать смерти на поле боя. Я уезжаю в армию. Прошу забыть обо мне и не судить строго. Обратите свои взоры на поведение дочери. Начитавшись французских романов, она совсем потеряла голову.

С уважением армейский прапорщик Владимир.

Милостивый государь мой Гаврила Гаврилович!

Шлю я Вам сие письмо с моими помыслами. Не нужно меня уговаривать, коли я так беден. Хотя для меня сие приглашение большая радость. Но знайте, милый государь, ноги моей в Вашем доме больше не будет, так как Ваша дочь уже вышла замуж. Забудьте обо мне несчастном. Я изъявляю в этом письме мое желание умереть. Смерть для меня, о почтеннейший, остается единою надеждою, и я больше не могу жить в этих душевных муках. С великим моим неудовольствием я не могу исполнить сие Ваше желание. Я думаю, что Вы, Государь, знаете о моей пылкой и несчастной любви к Вашей дочери Марье Гавриловне. Я люблю ее всем сердцем и всей душой. Но мы не можем быть с Машей вместе. Прощайте. Вы меня больше не увидите. С истинным моим почтением Владимир Николаевич. 1812 году. Село Ненарадово.

— Почему же Владимир не захотел вернуться, почему письмо “полусумасшедшее”? (Она была обвенчана в церкви).

— Когда и от кого мы узнаем, что же произошло в церкви в эту метельную ночь? (От Бурмина).

— Найдите абзац, в котором рассказывается о событиях, случившихся в церкви. Перечислите присутствующих во время тайного венчания молодых.

— А сейчас на фоне музыки Г. Свиридова “Венчание” попробуем восстановить эту сцену от лица присутствующих, свидетелей данного венчания.

Итак, сцена “В церкви”:

  1. Слово священника: “Я еле согласился венчать молодых тайно ночью…”
  2. Слово девушки.
  3. Слово Марьи Гавриловны.
  4. Слово Бурмина.

— Скажите, какими интонациями созвучны музыкальная и литературная композиции?

(Печаль, грусть, задумчивость, переосмысление случившегося).

— Какой части композиционного построения соответствует сцена? (Кульминация).

— Почему рассказ о давно минувших событиях дан лишь в конце повесть? (Чтобы заинтриговать читателя, ср. “Дубровский”.)

— Давайте послушаем заключительную мелодию Г. Свиридова “Зимняя дорога”.Что изменилось в характере музыки и почему? (Изменилась судьба героев, и музыка стала спокойнее).

— Вернемся к теме урока. Какова сила, роль стихии в судьбе человека?

Выходит, что метель распорядилась жизнью героев, наказала их за легкомыслие, заставила пройти через страдание, но все-таки вознаградила за все переживания, которые пришлись на их долю. Природные стихии – это стихии, способные помочь людям разрушить их судьбу.

— Ребята, многие из вас наверняка видели или даже сталкивались с природной стихией, особенно в нашей местности, где часты южаки. Дома опишите снежную бурю, наблюдаемую лично вами, по теме: “Южак”, “Метель”, “Снежная буря”, “Буран”…

Литературный портал «Шпаргалкино» Сочинения, рефераты, шпаргалки

Философский смысл «Повестей Белкина» А.С. Пушкина

План сочинения
1. Вступление. Мистический элемент в мировосприятии поэта.
2. Основная часть. Философские идеи «Повестей Белкина».
— Развитие идеи судьбы в «Повестях Белкина».
— Трагическое звучание идеи судьбы в повести «Выстрел».
— Тема неизбежности судьбы в «Метели».
— Мудрость жизни в повести «Станционный смотритель».
— Трагическая коллизия в конфликте «Станционного смотрителя».
— Тема личной ответственности человека в повести «Гробовщик».
— «Шутка гения» (повесть «Барышня-крестьянка»).
3. Заключение. Особенности мироощущения поэта.

Вместе с художественной правдой Пушкин утверждал в своих произведениях и свои нравственные идеалы. Всем нам известно, насколько бережно и уважительно относился он к жизни, к вдохновению, ко всему, что человеку предложено в этом мире. И было в этом что-то поистине мистическое. Вообще своим пристрастием ко всему тому, что неподвластно человеческому уму, был известен еще отец поэта, Сергей Львович, библиотека которого пестрила произведениями мистических писателей. Повлияло на Пушкина и общение с генералом Инзовым, славившимся своими мистическими настроениями. Поэт был суеверен в жизни: он верил в народные приметы, вещие сны, предсказания гадалок, в неотвратимый рок или судьбу.
Подобные настроения мы часто встречаем и в пушкинской прозе, например в «Повестях Белкина». Утверждение о том, что «Повести Белкина» не простое соединение отдельных произведений, а сложная система, стало общепризнанным в пушкиноведении. В качестве единой общей идеи цикла выдвигается пушкинская интерпретация вечной философской проблемы – роли судьбы в жизни человека.
Уже в «Выстреле» эта идея приобретает трагическое звучание. В новелле Пушкин поднимает одну из серьезнейших философских проблем: возможно ли, чтобы кто-либо распоряжался судьбой другого человека? И ответ Пушкина однозначен: нет, невозможно, такого не должно быть в жизни. Писатель проводит своего героя через труднейшие нравственные испытания. Во время последней встречи с Сильвио противник целиком находится в его власти, и убей он (Сильвио) сейчас графа – никто не осудит его. Однако для героя не важно, оказывается, общественное мненье: он не может стрелять в безоружного и в конце концов прощает своего врага.
Идея «Метели» – каждому человеку предназначена своя судьба, которой невозможно избежать. Метель сыграла роковую роль в жизни Владимира Николаевича. Обидевшись на Марью Гавриловну, он уехал в армию и вскоре погиб. Для Бурмина же и Марьи Гавриловны метель оказалась счастливой случайностью, соединившей навсегда их судьбы. Оформление же основной идеи повести мы находим непосредственно в тексте, в пословице, оброненной Прасковьей Петровной: «Суженого конем не объедешь…»
Более широкий смысл приобретает идея судьбы в повести «Станционный смотритель». В сюжете произведения заключен конфликт, постоянно волновавший пушкинский ум: столкновение между общепринятыми житейскими представлениями и неожиданностью, парадоксальностью жизни. «Немецкие» картинки, изображающие историю блудного сына, заключают в себе однозначную мораль, мораль «здравого смысла». Этой же моралью руководствуется и Самсон Вырин, пытаясь вернуть дочь и домысливая ее печальную судьбу. Однако развязка повести противоречит всем ожиданиям здравого смысла, расхожей немецкой морали, уверенности смотрителя: Дуня выходит замуж за Минского и, видимо, счастлива в браке.
Стоит отметить, что в повести также очень важна проблема личного счастья за счет несчастья другого человека. И вопрос этот не разрешен в произведении. В данной ситуации счастье Дуни и Минского возможно только в одном варианте, когда Вырин глубоко несчастен. И наоборот, представления о счастье смотрителя, видимо, далеки от понимания счастья его дочерью. В критике часто высказывалось мнение, что Минскому и Вырину недостает уважительного отношения к тому, что выходит за рамки традиционных представлений. И именно поэтому встреча отца с дочерью не состоялась. Однако думается, что встреча эта и не могла состояться. Нам не стоит забывать, что повести эти – реалистические произведения. И мы не можем требовать от Минского слишком многого, равно как и от Вырина невозможно требовать большего. Если бы Пушкин нарисовал нам добрую встречу героев или установившиеся между ними теплые отношения – реализм повести был бы грубо нарушен, это была бы некая сентиментальная идиллия, близкая к сказке. Однако, несмотря ни на что, авторский взгляд оптимистичен: поэт как бы говорит нам о том, что не нужно испытывать страха перед жизнью, и тогда она сама будет к нам благосклонна.
В «Гробовщике» Пушкин напоминает нам, что жизнь соседствует со смертью. Не найдя понимания у живых и будучи обсмеянным ими, гробовщик Адриан Прохоров пытается найти понимание у своих клиентов. Он начинает созывать на новоселье «мертвецов православных». И мертвецы как бы вершат свой суд над гробовщиком, пробуждая его совесть. Появляется сержант Курилкин и начинает упрекать гробовщика в том, что тот продал ему сосновый гроб, выдав его за дубовый. И в подтексте повести угадывается мысль о том, что в жизни нет беспричинных явлений, за все свои поступки, хорошие или дурные, мы будем держать ответ.
«Барышня-крестьянка», казалось бы, не несет особого философского подтекста. Особая мудрость жизни, непредсказуемость судьбы – вот мотивы повести.
Таким образом, идеи, лежащие в подтексте «Повестей Белкина», необыкновенно нравственны, гуманны и поэтичны. За ними угадывается светлая человеческая личность, которая не выносила соприкосновения с бесконечным злом. Любую дисгармонию Пушкин в своих произведениях стремился разрешить тем или иным путем.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector