Реферат на тему: Преемственность в изображении крестьянского бунта в творчестве А

Реферат на тему: Преемственность в изображении крестьянского бунта в творчестве А.С. Пушкина (по повестям «Дубровский» и «Капитанская дочка»)

Раздел: Литература, Лингвистика ВСЕ РАЗДЕЛЫ

Им руководят личные мотивы — отомстить Троекурову за обиду своего отца. Когда борьба с Троекуровым закончилась (не в пользу Дубровско­го) и Маша оказалась замужем за Верейским, Дуб­ровский покидает своих «соучастников в разбое и грабеже», заявляя им: «Вы все мошенники». Крестьянству он так и остается чужим. Тема крестьянского бунта получает продолже­ние в последнем большом прозаическом произве­дении А. С. Пушкина — исторической повести «Капитанская дочка». Здесь автор нарисовал яркую картину стихийного восстания крестьян. В этом произведении с особой силой проявилось стремление Пушкина быть верным «истине исто­рической». И писатель-поэт предстает перед нами как добросовестный, самостоятельный исследова­тель-историк, задумавший раскрыть ход народно­го движения на протяжении нескольких десяти­летий. В основу повести положены исторические со­бытия — пугачевское восстание 1774—1775 годов. В образах белогорских казаков, изувеченного баш-кирца, татарина, чуваша, крестьянина с уральских заводов, поволжских крестьян Пушкин создает представление о широком размахе крестьянского движения, его народном характере. Народ, изображенный в «Капитанской дочке», не безликая масса. Крестьяне хорошо понимают антикрепостническую и антипомещичью направ­ленность мятежа. Именно поэтому к Пугачеву шли обиженные и обездоленные со всех концов России. В результате мы видим на страницах по­вести не маленький отряд «разбойников» (как в «Дубровском»), а целую армию, в какой-то мере организованную, во главе со штабом и вооружен­ную даже пушками. Руководит такой армией та­лантливый, смелый человек, которому хорошо по­нятны страдания и надежды народные. Пушкин подчеркивает ум, сметливость, храбрость Пугаче­ва, благодаря которым он увлекает за собой такую массу протестующих и длительное время добива­ется успехов в военных действиях против регуляр­ной армии. Однако это огромное войско под предводитель­ством Пугачева так же, как и многие другие вспышки крестьянских волнений, обречено. При­чина тому — слабость, стихийность движения, по­литическая незрелость руководителей и, наконец, вера в доброго и отзывчивого царя. Восставшие и самого Пугачева называли царем-батюшкой, кото­рый соответствовал их представлениям о народ­ном царе. Реалистическое изображение антикрепостни­ческого движения было исторической заслугой ве­ликого Пушкина. Жизнь народная показывается им в ее национально-историческом своеобразии, в ее социальных противоречиях. В «Дубровском» и в «Капитанской дочке» он изображает борьбу классов, противоречия и столкновения крестьян­ства и дворянства. «Капитанская дочка» положи­ла начало русскому историческому роману, и в этом еще одна величайшая заслуга А. С. Пушки­на в развитии русской национальной литературы.

Впрочем, почему речь идет только о русском бунте? Да ведь и любой таков не в меньшей мере. Повторяясь намеренно, Пушкин высказал в «Капитанской дочке» и в антирадищевском «Путешествии из Москвы в Петербург», над которым работал примерно в то же время, в конце 1833 — начале 1834 года, задушевную свою мысль: «Лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от одного улучшения нравов, без насильственных потрясений политических, страшных для человечества…» В «Капитанской дочке» противостоят два типа поведения человека в миру, персонифицированы они образами Гринёва и Пугачёва. Сюжетно Гринёву противостоит Швабрин, Пугачёв же скорее доброжелательно содействует главному герою — но речь идет о сущностном противостоянии, а не событийном. Швабрин и не бунтует, он скорее приспосабливается к обстоятельствам, соблюдая свою выгоду, чем сознательно выступает против них. Он плывёт по течению, потакая подлости собственной натуры. Пугачёв, лично симпатизируя Гринёву, являет именно иной тип поведения. Просто противостоять Гринёву в конкретности событий — для него было бы слишком мелочно: он как-никак царь, пусть и самозваный. Пугачёв бунтарь. Это очевидно

«Береги честь смолоду» (по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)

Тему чести можно назвать основной в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Это произведение создавалось на основе документального труда о восстании Пугачева, которым писатель очень интересовался. Он длительное время изучал историю крестьянского бунта под предводительством лже-царя, саму личность Пугачева.
В результате проделанной работы родилась не только «История Пугачева», но и «Капитанская дочка», в которой Пушкин затрагивает важные вопросы: как должен вести себя человек в сложных ситуациях, что может послужить ему опорой и поддержкой в трудную минуту. Писатель приходит к мысли, что только чувство собственного достоинства и чести может сохранить человека в человеке. Это Пушкин и демонстрирует на протяжении всего произведения на примере своих героев.
Сам эпиграф «Капитанской дочки», взятый из фольклора, настраивает нас на основную тему повести — «Береги честь смолоду». Уже с первых глав в произведение входит тема чести офицерского мундира и человеческого долга. Так, отец Петруши непременно хочет, чтобы тот служил не в Петербурге, где офицеры только «мотают да повесничают», а в провинции: «Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон».
Тема чести солдатского мундира неразрывным образом связана с любовью к отечеству, долгом перед императрицей. Благословляя Петра, отец напутствует его таким словами: «Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь с молоду».
Мы видим, что герой сделал эти слова своим жизненным кредо. В самых трудных обстоятельствах, которые, по воли судьбы, выпали на его долю, он хранил верность императрице и своей стране, потому что присягал им: «Нет, — отвечал я с твердостию. — Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу».
Даже под страхом смертной казни Гринев отказывается служить Пугачеву. При этом молодой герой ведет себя очень просто и достойно. Такое поведение вызывает изумление и уважение даже у «безжалостного» бунтаря: «Моя искренность поразила Пугачева. «Так и быть» — сказал он, ударяя меня по плечу. – …Ступай себе на все четыре стороны и делай что хочешь».
Тема воинской чести в повести плавно перерастает в тему чести человеческой. Ею обладают все главные герои произведения, в том числе и «злодей» Пугачев. В самом начале он помогает заблудившимся в метели путникам – выводит Гринева и Савелича из пурги. За это Петр дарит «мужику» свой заячий тулуп. Позже, в осажденной крепости, когда мужик оказывается предводителем бунтарей, он вспоминает про этот тулупчик. Оценив поведение Петра, достойное и благодарное, Пугачев сохраняет ему и его дядьке жизнь: «Ты крепко передо мною виноват» — продолжал он; — «но я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда принужден я был скрываться от своих недругов».
И еще один раз Пугачев спасет Гринева, проявив благородство и честь. Лже-царь освободит Машу Миронову из плена Швабрина. Важно, что он сделает это не только из симпатии к Гриневу, но и потому, что считает непозволительным обижать девушку, да, к тому же, еще и сироту: «Кто из моих людей смеет обижать сироту?» — закричал он. – «Будь он семи пяденей во лбу, а от суда моего не уйдет».
Пушкин показывает, что при всех недостатках Пугачев ведет себя очень достойно, вплоть до своей смертной казни, на которой присутствовал и Гринев.
Но писатель показывает нам не только положительные примеры. В «Капитанской повести» есть и антигерой, променявший свою честь на жизнь «в тылу врага». Этот герой – Алексей Иванович Швабрин. С ним Гринев знакомится в Белогорской крепости.
Уже с самого начала Швабрин ведет себя недостойно. Он, будучи отвергнут Машей Мироновой, наговаривает на нее, порочит честное имя девушки.
Позже, когда крепость была взята войсками Пугачева, Швабрин, забыв о своем происхождении и о своей присяге, переходит на сторону казаков: «Ведь остригся в кружок и теперь у нас тут же с ними пирует! Проворен, нечего сказать!» А еще чуть позже, воспользовавшись своим положением победителя, Алексей Иванович подло мстит Маше: он силой – заперев девушку в комнате и не давая ей еды – пытается добиться ее согласия выйти за него замуж.
Но героине даже в голову не приходит согласиться. Так, вместе с образом Маши Мироновой, в повесть входит тема женской чести и достоинства. Эта простая девушка оказывается сильной и цельной личностью, с твердыми убеждениями и принципами, которые она будет отстаивать до конца.
Так, Маша не сдается под грубым напором Швабрина — она считает, что лучше умереть, чем стать женой предателя: «А мне легче было бы умереть, нежели сделаться женою такого человека, каков Алексей Иванович».
Оставшись одна, без родителей и без жениха, арестованного по клевете Швабрина, Маша решается идти к самой императрице.
Пушкин описывает эпизод встречи девушки с Екатериной II. Маша держит себя просто и искренно, но с большим достоинством: «Марья Ивановна встала и почтительно ее благодарила. …Марья Ивановна вынула из кармана сложенную бумагу и подала ее незнакомой своей покровительнице, которая стала читать ее про себя».
В результате судьба главных героев оказывается счастливой – они воссоединяются. На их примере Пушкин показывает, что лишь честь и достоинство являются истинными помощниками и проводниками в сложных жизненных ситуациях.
Человек зачастую не волен распоряжаться своей судьбой, но как вести себя, каким принципами руководствоваться – этот выбор всегда остается лишь за человеком. И от того, какое решение он примет, будет зависеть его дальнейшая жизнь. Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», на мой взгляд, именно об этом.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Капитанская дочка / «Береги честь смолоду» (по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)

Смотрите также по произведению «Капитанская дочка»:

«Размышления по произведениям «Капитанская дочка» и «Дубровский»»

Нам выпало жить в страшное (я не побоюсь этого слова) время, когда экономический кризис в стране повлек за собой бездуховность, безнравственность, беспринципность. Люди замкнуты и злы, основная проблема большинства из них добыча денег и пропитания. Не хочу быть строгим судьей, но понятие честь, по-моему, многим людям в наше время вовсе не знакомо. А если и знакомо, то воспринимается как пережиток прошлого. Когда в нашем классе проводили диспут на тему Что такое честь, один мой одноклассник прямо так и высказался: Честь в наше время привилегия нищих, а я хочу жить, а не нищенствовать, так что мне с ней не по пути. С этим учеником, чувствовала я, соглашались многие. И тут бы совсем отчаяться, но мысль о том, что противников такого суждения ничуть не меньше, согревала душу. Значит, Петр Гринев, один из любимых мною пушкинских героев, не одинок. Значит, и в наше время есть люди, для которых честь основной жизненный принцип, несмотря ни на какие перипетии судьбы.

Понятие чести воспитывается в человеке с детства. Пример этому все тот же Петруша Гринев, из повести А. С. Пушкина Капитанская дочка, о котором я собираюсь рассказать. Вырасти бесчестным ему было, по-моему, практически невозможно. С детства мальчика окружали люди, честь для которых была превыше всего.

Отправляя сына служить отечеству, старший Гринев на прощание сказал ему: Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду.

И Петр берег. По дороге к месту службы он по наивности проигрался человеку, с которым едва свел знакомство. Никакие уговоры Савельича броситься победителю в ноги не заставили Гринева сделать это: коль проигрался нужно отдавать. Честь свою Петр Гринев не запятнал даже в тех случаях, когда за нее легко можно было поплатиться головой. Первый случай это дуэль. Петр не мог просто так оставить без ответа бесстыдный наговор Швабрина на Машу Миронову. Защитить ее от сплетен отвергнутого и из-за этого разгневанного воздыхателя, было для Гринева делом чести. Что касается Швабрина, то он в повести полная противоположность Гриневу, человек, для которого понятия честь и благородство вовсе не существуют. Во время поединка Швабрин не гнушается воспользоваться двусмысленностью ситуации для нанесения бесчестного удара. Ничего не стоит этому глубоко безнравственному человеку присягнуть другому государю, в то время как Гринев и тут благороден. А ведь Швабрин образованный человек, он не был недорослем, каким был тот же Гринев. Этим фактом Пушкин подчеркивает, что благородство и образованность две разные вещи. Более того огромное значение имеют взаимоотношения в семье, в которой человек воспитывался.

Второй случай, в котором наиболее ярко проявились высокие нравственные качества одних героев и низость чувств других приход в Белогорскую крепость Пугачева. Предпочтя благородную смерть позорному помилованию, погибли капитан Миронов и его жена, малообразованные, наивные и, на первый взгляд, недалекие люди. Их примеру готов был последовать и Гринев, но случай спас его от смерти. И причиной этому тоже благородство Петра, проявившего в отношении вожатого, который помог когда-то им выбраться из пурги. К счастью, человек этот оказался не кем иным, как самим Пугачевым. Руководитель народного восстания предлагает Гриневу пойти к нему в услужение, но Петр, хорошо осознавая, что своим отказом может разгневать Пугачева, все же отклоняет его предложение. Отклоняет опять же из чувства благородства: он присягнул служить императрице.

Выслушав доводы молодого дворянина, Пугачев не разгневался, более того проникся к нему симпатией и даже помог в освобождении Маши Мироновой. И все это, на мой взгляд, не из-за заячьего тулупчика, а благодаря благородству и высокой нравственности Гринева, так поразившими народного бунтаря.

Благородные чувства Гринева проявились и в эпизоде его ареста. Петр не хочет впутывать в эту историю свою возлюбленную, поэтому и не называет ее имени. Но Маша сама отправляется в Петербург искать заступничества и находит. Ей помогает сама императрица. История с Пугачевым для влюбленных заканчивается хорошо, они счастливы. Такой оптимистичный финал, на мой взгляд, автор придумал потому, что хотел подчеркнуть на благородство чаще всего отвечают благородством. А может быть и потому, что Пушкину просто очень хотелось, чтобы это было именно так.Что касается Гринева, то он до конца своей жизни остался человеком чести. Став Гриневым-мемуаристом, этот человек правдиво и без искажений передал бумаге не только свои встречи с предводителем восстания, но и свои мысли относительно его. Он рассказал о Пугачеве всю правду, несмотря на то, что она противоречила той, что сложилась в официальном мнении о народном бунтаре.

А. С. Пушкин, всю жизнь ненавидевший несправедливость, пустоту и «дикость» дворянства, в романе «Дубровский» выдвинул на первый план одного из представителей провинциального дворянства честолюбивого, благородного повстанца, пострадавшего от своего же сословия, молодого Дубровского.

Самодурство и деспотизм знатного барина Троекурова приводит к тому, что старый барин Андрей Гаврилович Дубровский умирает. Его имение незаконно присуждается Троекурову. С этого момента развивается конфликт, в душах крестьян Дубровского назревает бунт. Молодой Владимир Дубровский идеализирован Пушкиным. Таким он видит героя-освободителя, борца за правду и справедливость. Молодой дворянин наделен чертами типичного романтического героя: умен, образован, благороден, храбр, добр, статен, красив. Его отношения с крестьянами построены на преданности и доверии. Протест крестьян против самодурства Троекурова находит отклик в сердце Дубровского. Ими движет чувство мести за смерть Андрея Гавриловича Дубровского, им ненавистны государственные чиновники, способные работать только на богатых, нечистых на руку местных «идолов».

Бунт в душе народа почти всегда выливается в реальную борьбу. Поэтому, по законам авантюрно-приключенческого жанра, народное восстание приобретает подпольный характер, неизвестная шайка благородных разбойников грабит и сжигает помещичьи усадьбы.

Владимир Дубровский влюблен в дочь своего врага, поэтому отказывается от мести Троекурову. Пушкин усугубляет конфликт свадьбой Маши Троекуровой и пожилого князя Верейского и поддержкой этого брака отцом девушки. Дубровский отчаянно пытается отвоевать свою любовь, но опаздывает. Маша обвенчана, Дубровский ранен. Последняя деталь служит сюжетным оправданием для того, чтобы война повстанцев приняла массовый характер.

А. С. Пушкин изобразил быт и нравы провинциального дворянства с идеализированными моральными и нравственными устоями старинного дворянства. Он противопоставил честность подлости, щедрость жадности, любовь ненависти, сдержанность разгулам.

В романе раскрыта паразитическая сущность чиновничества, его бесполезность, трусость и извращенность. Добро и благородство, как в сказках, должно побеждать, поэтому Пушкин заканчивает роман исчезновением шайки разбойников, оставляя шанс, что, когда время придет, она опять встанет на защиту угнетенных.

А. С. Пушкин, всю жизнь ненавидевший несправедливость, пустоту и «дикость» дворянства, в романе «Дубровский» выдвинул на первый план одного из представителей провинциального дворянства честолюбивого, благородного повстанца, пострадавшего от своего же сословия, молодого Дубровского.

Самодурство и деспотизм знатного барина Троекурова приводит к тому, что старый барин Андрей Гаврилович Дубровский умирает. Его имение незаконно присуждается Троекурову. С этого момента развивается конфликт, в душах крестьян Дубровского назревает бунт. Молодой Владимир Дубровский идеализирован Пушкиным. Таким он видит героя-освободителя, борца за правду и справедливость. Молодой дворянин наделен чертами типичного романтического героя: умен, образован, благороден, храбр, добр, статен, красив. Его отношения с крестьянами построены на преданности и доверии. Протест крестьян против самодурства Троекурова находит отклик в сердце Дубровского. Ими движет чувство мести за смерть Андрея Гавриловича Дубровского, им ненавистны государственные чиновники, способные работать только на богатых, нечистых на руку местных «идолов».

Бунт в душе народа почти всегда «выливается в реальную борьбу. Поэтому, по законам авантюрно-приключенческого жанра, народное восстание приобретает подпольный характер, неизвестная шайка благородных разбойников грабит и сжигает помещичьи усадьбы. Владимир Дубровский влюблен в дочь своего врага, поэтому отказывается от мести Троекурову. Пушкин усугубляет конфликт свадьбой Маши Троекуровой и пожилого князя Верейского и поддержкой этого брака отцом девушки. Дубровский отчаянно пытается отвоевать свою любовь, но опаздывает. Маша обвенчана, Дубровский ранен. Последняя деталь служит сюжетным оправданием для того, чтобы война повстанцев приняла массовый характер.А. С. Пушкин изобразил быт и нравы провинциального дворянства с идеализированными моральными и нравственными устоями старинного дворянства. Он противопоставил честность подлости, щедрость жадности, любовь ненависти, сдержанность разгулам.

В романе раскрыта паразитическая сущность чиновничества, его бесполезность, трусость и извращенность

Это свободная энциклопедия школьных сочинений. Наша цель – ОБЛЕГЧИТЬ написание сочинений по русской литературе. Мы производим обмен РЕАЛЬНЫМИ сочинениями школьников с 5 по 11 классы. Узнать как происходит ОБМЕН вы можете ЗДЕСЬ

  • Автор: А. С. Пушкин
  • Произведение: Капитанская дочка
  • Это сочинение списано 52 327 раз

Произведение А. С. Пушкина «Капитанская дочка» можно в полной мере назвать историческим, потому что в нем четко и ясно переданы конкретные исторические факты, колорит эпохи, нравы и быт населявших Россию людей.

Интересно то, что Пушкин показывает происходящие события глазами очевидца, который сам принимал в них непосредственное участие. Читая повесть, мы словно бы попадаем в ту эпоху со всеми ее жизненными реалиями.

Главный герой повести Петр Гринев не просто излагает факты, а имеет свое личное мнение, дает оценку происходящему. Через восприятие довольно типичного героя своего времени мы можем не только увидеть, что происходило в России в те времена, но и узнать о жизни различных дворянских семей, их нравственных ценностях, взглядах, познакомиться с бытовыми подробностями.

С иронией вспоминает Петруша Гринев свои детские годы типичного дворянского ребенка, выросшего в семье отставного премьер-майора. Еще до рождения он «был записан в Семёновский полк сержантом». С пятилетнего возраста за ним присматривал пожалованный ему в дядьки Савельич, затем, по дворянским правилам, «выписали» француза Бопре, которого впоследствии выгнали из дома за пьянство, беспутство и за пренебрежение к учительским обязанностям.

Отражая нравы дворянства екатерининской эпохи, Пушкин показывает дворян среднего слоя, которые читают «ежегодно получаемый» «Придворный календарь», испытывают почтение к своей службе и ценят верность отечеству. Дворянские дети, как правило, растут недорослями, «играя в чехарду с дворовыми мальчишками», как это делал юный Гринев.

Преданный Отечеству, старший Гринев отправляет своего сына в 17 лет на военную службу в Оренбург, решив, что Петр должен в армии «потянуть лямку» и «понюхать пороху». Интересны наставления отца сыну верой и правдой служить, «кому присягаешь», и беречь честь смолоду.

В повести мы видим еще одну дворянскую семью Мироновых, Ивана Кузьмича и Василисы Егоровны, живущих в Белогорской крепости. Туда был отослан из Оренбурга на службу Петр Гринев. Его глазами мы смотрим на деревушку, окруженную деревянным забором, «храбрый гарнизон» инвалидов и пушку, забитую мусором.

Безыскусная простая жизнь офицера, выбившегося «из солдатских детей», человека необразованного, но честного и доброго, и его хозяйственной жены пришлась по душе Петру Гриневу. Он влюбляется в их дочь, «благоразумную и чувствительную девушку».

Еще одна грань дворянства того времени отражена в образе поручика Швабрина – типичного представителя тогдашней «золотой» молодежи. Циник, эгоист, скептик, он равнодушно и с чувством глубокого презрения относится к простым людям.

В повести не обошлось и без дуэли – обычного явления того времени. Гринев с помощью шпаги отстаивает честь Маши Мироновой, которую оскорбил Швабрин.

И, наконец, еще один исторический образ повести помогает понять реально существовавшую связь между «казанской помещицей» (царицей Екатериной ІІ) и широкими кругами дворянства. Именно к ней в Петербург едет Маша, чтобы спасти от ссылки и позора своего возлюбленного. В Царском Селе она встречает даму, привлекшую ее сердце. Оказавшаяся императрицей дама помогла Маше, искренне рассказавшей ей свою историю. Гринев был помилован.

Читая «Капитанскую дочку», мы как будто окунаемся в атмосферу, царившую в те далекие времена. Соблюдая все исторические реалии, Пушкин показал нам жизнь дворян и крестьян, уставших терпеть несправедливость. По словам Белинского, эта повесть стоит в ряду лучших произведений русской литературы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: