СОДЕРЖАНИЕ
- 1 Канал «РАЗУМНИКИ» в YouTube
- 2 Читать басню «ОСЕЛ И СОЛОВЕЙ»
- 3 Осёл и соловей — Басня Крылова
- 4 Мораль басни «Осёл и соловей»
- 5 Урок по теме: И.А.Крылов. Басня «Осел и Соловей» план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
- 6 Скачать:
- 7 Предварительный просмотр:
- 8 По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- 9 Детский час
- 10 для детей и родителей
- 11 Анализ басни Крылова «Осел и Соловей»
Смотреть, слушать басню И.А.Крылова «ОСЕЛ И СОЛОВЕЙ»
Канал «РАЗУМНИКИ» в YouTube
Читать басню «ОСЕЛ И СОЛОВЕЙ»
Поводом к созданию басни послужил случай из жизни Крылова: «Какой-то вельможа (по словам одних, гр. Разумовский, по другим, кн. А.Н. Голицын), может быть, следуя примеру имп. Марии Федоровны, покровительствовавшей поэту, а может быть, искренно желая свести с ним знакомство, пригласил его к себе и просил прочитать две-три басни-басенки. Крылов артистически прочитал несколько басен, в том числе одну, заимствованную у Лафонтена. Вельможа выслушал его благосклонно и глубокомысленно сказал: «Это хорошо, но почему вы не переводите так, как Ив. Ив. Дмитриев?» — «Не умею», — скромно отвечал поэт. Тем разговор и закончился. Возвратясь домой, задетый за живое баснописец вылил свою желчь в басне «Осел и Соловей». После публикации басни Крылова стали называть «Соловьем». Это прозвание вошло в литературу.
Тут Соловей являть свое искусство стал. — Описание пенья соловья и произведенное им впечатление вызвали единодушное одобрение современников и последующих критиков.
Аврора — богиня утренней зари (римск. миф.); утренняя заря.
Осёл и соловей — Басня Крылова
Осел увидел Соловья
И говорит ему: «Послушай-ка, дружище!
Ты, сказывают, петь великий мастерище.
Хотел бы очень я
Сам посудить, твое услышав пенье,
Велико ль подлинно твое уменье?»
Тут Соловей являть свое искусство стал:
Защелкал, засвистал
На тысячу ладов, тянул, переливался;
То нежно он ослабевал
И томной вдалеке свирелью отдавался,
То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.
Внимало все тогда
Любимцу и певцу Авроры;
Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,
И прилегли стада
Чуть-чуть дыша, пастух им любовался
И только иногда,
Внимая Соловью, пастушке улыбался.
Скончал певец. Осел, уставясь в землю лбом,
«Изрядно, — говорит, — сказать неложно,
Тебя без скуки слушать можно;
А жаль, что незнаком
Ты с нашим петухом;
Еще б ты боле навострился,
Когда бы у него немножко поучился»,
Услыша суд такой, мой бедный Соловей
Вспорхнул — и полетел за тридевять полей.
Избави Бог, и нас от этаких судей.
Мораль басни «Осёл и соловей»
В словах этой басни Иван Крылов очередной раз высмеивает нелепую ситуацию. Люди необразованные или с большим самомнением, как часто это бывает делают суждения вещах в которых они не понимает.
Автор отлично описал происходящие — пение Соловья , так что не остается никаких сомнений — он настоящий мастер и талант, и Осла, всем известного глупого животного, делающего сравнение с петухом, дающим понять, что он совсем не разбирается в музыке.
Также этот пример учит не принимать мнение таких советчиков.
Урок по теме: И.А.Крылов. Басня «Осел и Соловей»
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
Урок для учащихся 6 класса. Использовано несколько методических приемов. Поможет учителю эффективно провести урок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок 6 класс. Басни И.А.Крылова. | 20.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема : Иван Андреевич Крылов. Басня «Осёл и Соловей».
Цель: Продолжить знакомство с жизнью и творчеством И.А.Крылова.
Задачи: 1.формировать теоретические знания о басне как о литературном жанре и практическое применение этих знаний в процессе интерпретации басни.
2. Развивать навыки выразительного чтения, умения анализировать текст.
3. Воспитывать стремление к расширению кругозора учащихся.
Оборудование : компьютер, презентация, портрет И.А.Крылова, фонохрестоматия к учебнику «Литература 6 класс» , иллюстрации (на случай выключения света).
Ход урока : 1. Организация класса .
2. Подготовка к уроку.
a) (Урок начинается со стихотворения, которое читает учитель)
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
Сокровищница мудрости народной
В них людям открывалась до конца,
И голос их, прямой и благородный,
К добру и правде призывал сердца.
Все знал и видел ум певца пытливый,
Всего сильней желая одного,
Чтоб жили жизнью вольной и счастливой
Народ его и родина его.
Учитель: О ком эти слова М. Исаковского.
Учащиеся : О И.А.Крылове.
Б) показ СЛАЙДОВ 1- 4 .
Учитель: Знакомы ли Вам эти иллюстрации?
Учащиеся: ( примерные ответы: Да, знакомы. Эти иллюстрации к басням Крылова…..)
В) показ СЛАЙДА 5.
Учитель: А знакома ли вам эта иллюстрация?
Учащиеся: (примерные ответы) Нет, не знакома. Вероятно это тоже басня. Это басня «Осел и Соловей».
Учитель: Попробуйте сформулировать из вышесказанного и показанного тему урока.
Учащиеся: И.А Крылов. Басня «Осёл и Соловей».
Учитель: Совершенно верно. Тема сегодняшнего нашего урока: Иван Андреевич Крылов. Басня «Осёл и Соловей». Откроем тетради и запишем тему урока в тетрадь.
Учитель: Откройте учебник страницы _______, полистайте и попытайтесь поставить для себя цели урока.
Учащиеся: (примерные ответы). Познакомиться с жизнью и творчеством И.А.Крылова. Познакомиться с басней «Осёл и Соловей». Научиться выразительному чтению басни. Найти в тексте средства выразительности речи.
Учитель: (обобщает и сообщает цели урока).
3. Изучение нового материала:
Б) Учитель: Прошло более 240 лет со дня рождения И.А.Крылова, а его басни актуальны и в наши дни, потому что они помогают нам узнать жизнь, помогают бороться с недостатками, учат любить свою Родину. Ни один литератор не пользовался такой славой, как И.А.Крылов и его басни.
В) Учитель: Какими были детские годы И.А.Крылова? Об этом нам расскажет Гассина Алена (индивидуальное задание)
Учитель: О том , как складывался творческий путь И.А.Крылова, нам расскажет Горбань Александр (индивидуальное задание)
Г ) Работа с учебником .
Учитель: А сейчас вы познакомитесь со статьей об И.А.Крылове (с.30-34)
Д) Составление плана к прочитанной статье и запись его в тетрадях.
Учитель: Прочитав статью учебника и использовав материал, подготовленный учащимися, составьте план и запишите его в тетрадь.
1.Рождение И.А.Крылова в бедной дворянской семье.
2. Роль отца в обучении маленького Крылова.
3. Разнообразные способности мальчика.
4. Забота матери об образовании сына и развитие его способностей.
5. Образованнейший человек своего времи.
Е) Беседа с классом.
— Какие способности проявил в детстве Крылов?
— Почему учение далось ему дорого?.
— Какова была роль матери в получении Крыловым образования?
— Как относился Крылов к матери?
— Благодаря каким качествам Крылов стал одним из самых образованных людей своего времени?
Ж) Беседа с классом. Работа со словарём и тетрадью.
Учитель: Что было основным в творчестве И.А.Крылова?
Учитель: Вспомним, что такое басня? Посмотрим определение басни по словарю. Запишем в тетрадь. (Затем открываем СЛАЙД 10)
Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл.
Учитель: А какие две части включает в себя басня?
Учащиеся: Повествование и мораль. (Открываем СЛАЙД 11)
Учитель: Что такое мораль? Найдем объяснение этому понятию в словаре. Затем запишем в тетрадь. ( Открываем СЛАЙД 12)
Мораль – это поучительный вывод из основного повествования, который даётся в начале или в конце басни.(По словарю )
Учитель: Назовите основные компоненты басни.
Учащиеся: (затрудняются). СЛАЙД 13.
Аллегория — иносказание — изображение отвлечённого понятия через конкретный образ.
Сатира — злой смех, при помощи которого писатель изображает пороки общества, чтобы их исправить.
Олицетворение —наделение человеческими качествами животных, оживление предметов, явлений природы,
Эзопов язык —умение замаскировать главную мысль .
Учитель: Откуда берет свои строки басня? СЛАЙД 14
З) Составление схемы:
Учитель: А сейчас посмотрите на все вышесказанное и записанное и составьте схему.
И) Знакомство с басней И.А.Крылова «Осёл и Соловей»
— инсценирование басни ( Алена, Саша, Денис)
— выразительное чтение самими учащимися
К) Работа над текстом басни .
Учитель: Какой жанр этого произведения?
Учитель: А сейчас вам нужно постараться доказать, что это произведение – басня. По ходу рассуждения вы построите домик из признаков жанра и выясните, что же является фундаментом.
Учащиеся находят: Аллитерацию – повторение согласных Р,Д , которые передают звуки мелодии Соловья; повторение гласных А, Е, И, которые передают очарование пения;
Метафора : тянул, переливался, отдавался, мелкой дробью рассыпался, которые показывают живость, разнообразие, музыкальность пения;
Сравнение со свирелью .
Эпитет : «томной» свирелью.
Находят повествование, мораль.
Л) Проверка схемы – домика.
Учитель: Что же явилось фундаментом в нашем домике?
Учитель: Какова мораль этой басни?
Учащиеся: «Избави Бог и нас от этаких судей».
Учитель: А если этот признак убрать? Что произойдет с жанром?
Учащиеся приходят к выводу, что это будет уже не басня, а стихотворение или сказка. Значит, главным признаком басни является мораль.
М) Рассказ учителя о том, как была написана басня. И.А.Крылов был приглашен на вечер к знатному вельможе, где читал свои басни. В конце этого вечера вельможа ему сделал замечание, чтобы Крылов поучился переводить басни у Дмитриева. Баснописец был обижен и написал такую басню, где изобразил в аллегорической форме героев.
Учитель: А сейчас проверим свои знания, полученные сегодня на уроке. Проведем тест. (Раздатка)
А)рассказ в стихах о каком-либо событии, случае;
Б)краткое нравоучительное произведение, в котором есть иносказание и специально выделенная автором главная мысль;
В)короткое стихотворение, в остроумной форме высмеивающее какое-либо лицо, группу лиц или общественное явление.
2.Средства художественной выразительности, используемые автором в басне:
3. Мораль басни служит для раскрытия:
А) характера героя ;
Б) главной мысли произведения ;
В) темы произведения.
4. Моралью басни «Осёл и Соловей» является :
А) сожаление об утраченном сыре ;
Б) осуждение глупости и тупости ;
В) поощрение хитрости.
5.Где находится мораль в басне «Осёл и Соловей»:
А) в начале басни;
Б) в конце басни;
В) вообще её нет.
Учитель: А теперь обменяйтесь тетрадочками и проверьте задание друг у друга (взаимопроверка)
5. Итоги урока. Выставление оценок.
6. Домашнее задание:
— Нарисовать иллюстрацию к басне.
— Выразительное чтение (наизусть)
— Ответить на вопрос №2 стр 43.
— Индивидуальное задание: Соловьеву Антону
история создания басни «Листы и Корни» (стр. 39-40 учебника);
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика рисования бабочки и узоров на ее крыльях в 1 классе.
Урок литературы в 5 классе по теме: И. А. Крылов. Обличение человеческих пороков в басне «Волк и Ягненок» разработан в соответствии с требованиями ФГОС и послужит хорошим подспорьем учителям литератур.
В сценарии урока использованы приёмы технологии развития критического мышления.
Презентация к уроку по литературеТема: «И. А. Крылов – великий русский баснописец».
Методическая разработка содержит подробное описание цели, задач и структуры урока-практикума по теме «А.И. Крылов «Кукушка и петух». Конспект отражает приемы обучения детей с умеренной и тяжелой умств.
Технологическая карта урока литературы в 5классе по теме » И.А.Крылов. Басни «Волк на псарне», «Ворона и Лисица» по учебнику В.Я.Коровиной.
Детский час
для детей и родителей
Анализ басни Крылова «Осел и Соловей»
Басня «Осел и Соловей» была написана не позднее 1811 года. Она появилась на свет благодаря одной истории, произошедшей с Крыловым. Иван Андреевич прекрасно осознавал свою силу в жанре басни. Один вельможа решил лично познакомиться с баснописцем. Он вызвал его к себе и просил прочитать две-три басни. Крылов артистически прочитал несколько басен и между ними одну, заимствованную у Лафонтена. Вельможа благосклонно выслушал басни и глубокомысленно спросил, почему Крылов не переводит басни, как Иван Дмитриев? Уязвленный Крылов ответил, что не умеет, но по возвращении домой, он, задетый за живое, написал басню «Осел и соловей», в которой излил ту желчь, что осталась от посещения вельможи.
В басне говорится о том, как Осел, выслушав чудесное пение Соловья, посетовал на то, что Соловей незнаком с Петухом, у которого, по мнению Осла, Соловей мог бы поучиться мастерству пения. Под Соловьем в этой басне Крылов понимал себя. По поводу Осла есть несколько версий. Одни считали, что под Ослом подразумевается вельможа, который ставил Дмитриева выше Крылова. Кто-то говорил о князе А.Н.Голицине. Третьи склонялись к кандидатуре графа Разумовского. Но доподлинно точно неизвестно, кто же из вельмож послужил прообразом для Осла. Возможно, что это собирательный образ.
Но не только эта история стала причиной написания басни. Крылов и ранее встречал людей, которые самоуверенно судили о делах и вещах, о которых не имели ни малейшего понятия. Подобным «судьям» свойственно определенное противоречие в поведении. Они самоуверенны, но, как правило, — невежественны. Подобное противоречие вызывает у любого стороннего наблюдателя насмешку. Именно с насмешкой и относится Крылов в своей басне к подобного рода людям.
Крылов, решив высмеять подобное явление, встречающееся в нашей жизни, выбрал аллегорический способ для его изображения. Искусного артиста он представляет в образе Соловья. Выбор сделан удачно, так как Соловья более чем кого-либо можно уподобить талантливому артисту. Судьей в басне является Осел, с которым у читателей связано понятие о глупости и тупости.
Поскольку характеры персонажей понятны читателю, автор начинает басню прямо с развития действия. Осел желает проверить чужие толки о соловьином пении и призывает певца к себе. Так как вся сила рассказа должна заключаться в противоречии между невежественным судом Осла и чудным искусством соловья, Крылов подробно описывает соловьиное искусство, делая упор на том, насколько оно прекрасно. Затем он показывает то впечатление, какое Соловей произвел на все окружающее, и, наконец, переходит к ослиному суду. Судья снисходительно отзывается о пении и только жалеет, что Соловей незнаком с петухом. Петух здесь выбран для того, чтобы без лишних слов изобразить ослиный вкус: в чем может быть больше противоположности, как не в пении Соловья и петушином крике? В этом противопоставлении главным образом и сосредоточена ирония писателя, которая далее усиливается советом Соловью немножко поучиться у петуха. Что оставалось делать Соловью при таком совете? То, что он и сделал: «Вспорхнул и — полетел за тридевять полей».
Аллегория и ирония являются основой литературной обработки этого сюжета. Аллегория основывается на сходстве, ирония на противоположности. Так как действие басни взято из реальной жизни, то и выражения персонажей заимствуются оттуда же.
Крылов — большой мастер выражаться в народном духе; но тут же рядом с такими выражениями как «дружище, мастерище», встречаются у него и другие, которые никак не идут в тон с ними, например, «внимало все тогда любимцу и певцу Авроры».
Говоря далее о впечатлении, какое Соловей произвел своим пением на все окружающее, Крылов допускает определенное преувеличение: «затихли ветерки, замолкли птичек хоры и прилегли стада». Также и образы пастушка с пастушкой взяты из воображаемой счастливой пастушеской жизни, которая описывалась в разных произведениях того времени. Так называемая «пастушеская» поэзия развилась в литературе западных народов, перешла к нам и вызвала подражание.
Мораль басни «Осел и Соловей» такова: «Избави, Бог, и нас от этаких судей»
В чем главный смысл басни «Осел и Соловей»?
Неправомерна ситуация, когда невежда начинает судить о делах, в которых он не разбирается, не является специалистом. Критиковать в конструктивном русле и давать советы может только специалист в этой теме.
Какие недостатки высмеивает Крылов в басне «Осел и Соловей»?
Критиканство, некомпетентность, невежество, неспособность быть объективным, глупость, необъективное поучительство.
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.