Опрятней модного паркета

Цели: продолжать знакомить учащихся с поэзией А. С. Пушкина; учить детей видеть прекрасное; развивать воображение, мышление, речь.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Учащиеся рассказывают наизусть одно из стихотворений, объясняя, чем их привлекло то или иное произведение, почему им захотелось выучить именно его.

III. Изучение нового материала.

– Сегодня мы прочитаем с вами еще два стихотворения – описания зимней природы. Одно из них – отрывок из романа «Евгений Онегин».

Учитель читает отрывок из романа «Евгений Онегин» «Опрятней модного паркета. ».

– Какое настроение создается от услышанного?

– Какие слова подобрал поэт для описания снега?

– Какие картины представили, слушая стихотворение?

– Прочитайте стихотворение друг другу в парах.

– Приходилось ли вам наблюдать такую картину, когда после ненастья, непогоды вдруг наступала ясная, солнечная погода? Какие чувства вы испытывали от этого?

– Одно такое чудесное солнечное утро описал А. С. Пушкин в стихотворении «Зимнее утро».

Учитель выразительно читает стихотворение.

– Что хотите сказать?

– Пушкин описал зимнее утро, ни разу не употребив слово «белый»! А какие краски и сравнения он использовал?

– Опишите своими словами картину солнечного, морозного зимнего утра. Какое настроение вас охватывает? Какими словами его можно выразить: «радость», «грусть», «бодрость», «тоска», «приподнятость», «восторг», «печаль»?

– Чем отличается вторая строфа (группа стихотворных строк) от остальных? Как ее нужно прочитать?

– А как вы будете читать остальное стихотворение?

Учащиеся под руководством учителя отмечают слова, на которые падают логические ударения, отмечают паузы.

џ Словарная работа .

Нега блаженство, наслаждение.

Аврора богиня утренней зари.

Северная Аврора – заря, зимнее утро.

Упражнение в чтении стихотворения .

– Какое настроение, какие чувства вызвал у вас сегодняшний урок?

– Что особенно понравилось?

– Какую работу вам еще хотелось бы выполнить?

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение отрывка из романа «Евгений Онегин» «Опрятней модного паркета. » и стихотворения «Зимнее утро» (с. 87–89, часть 1-я), выучить наизусть отрывок «Опрятней модного паркета. » или 1–3 строфы «Зимнего утра», сделать рисунок к одному из стихотворений.

Евгений Онегин, (отрывки в стихах)

Но наше северное лето,
Карикатура южных зим,
Мелькнёт и нет: известно это,
Хоть мы признаться не хотим.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

Встаёт заря во мгле холодной;
На нивах шум работ умолк;
С своей волчихою голодной Выходит на дорогу волк;
Его почуя, конь дорожный
Храпит — и путник осторожный
Несётся в гору во весь дух;
На утренней заре пастух
Не гонит уж коров из хлева,
И в час полуденный в кружок
Их не зовёт его рожок;
В избушке распевая, дева
Прядёт, и, зимних друг ночей,
Трещит лучина перед ней.

И вот уже трещат морозы
И серебрятся средь полей.
(Читатель ждёт уж рифмы розы;
На вот, возьми её скорей!)
Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лёд;
На красных лапках гусь тяжёлый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лёд,
Скользит и падает; весёлый
Мелькает, вьётся первый снег,
Звездами падая на брег.

В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа,
Снег выпал только в январе,
На третье в ночь. Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стёклах лёгкие узоры,
Деревья в зимнем серебре,
Сорок весёлых на дворе
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
Всё ярко, всё бело кругом.

Зима. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетётся рысью как-нибудь,
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно.

Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея блещут небеса.
Ещё прозрачные, леса Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют;
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.

Как грустно мне твоё явленье,
Весна, весна! пора любви!
Какое томное волненье
В моей душе, в моей крови!
С каким тяжёлым умиленьем
Я наслаждаюсь дуновеньем
В лицо мне веющей весны
На лоне сельской тишины!
Или мне чуждо наслажденье,
И всё, что радует, живит,
Всё, что ликует и блестит,
Наводит скуку и томленье
На душу мёртвую давно,
И всё ей кажется темно?

Или, не радуясь возврату
Погибших осенью листов,
Мы помним горькую утрату,
Внимая новый шум лесов;
Или с природой оживлённой
Сближаем думою смущённой
Мы увяданье наших лет,
Которым возрожденья нет?
Быть может, в мысли нам приходит
Средь поэтического сна
Иная, старая весна
И в трепет сердце нам приводит
Мечтой о дальней стороне,
О чудной ночи, о луне.

Рабочие материалы.

А.С. Пушкин «Опрятней модного паркета. », «Зимнее утро», «Зимний вечер»

Цели урока: продолжить ознакомление с творчеством А.С. Пушкина; учить выразительно читать его стихи, понимать смысл стихотворения и настроение лирического героя.

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

III. Речевая разминка

— Прочитайте пословицы и поговорки «жужжащим» чтением.

1) В зимний холод всякий молод.

2) Зима без трёх подзимков не становится.

3) Зимой дороги не уравняешь — метель своё возьмёт.

Прочитайте с вопросительной интонацией, затем с утвердительной интонацией.

Прочитайте с весёлой интонацией.

Прочитайте так, как считаете нужным, передав смысл пословиц и поговорок.

IV. Изучение новой темы

Итак, мы продолжаем читать стихи А.С. Пушкина. Как вы думаете, о каком времени года мы будем читать ?(Мы думаем, что стихи будут о зиме.)

Прочитайте стихотворение «Опрятней модного паркета. » самостоятельно.

С чем сравнивается речка, покрытая льдом ?(Речка, покрытая льдом,сравнивается с паркетом.)

С каким настроением мальчики скользят по льду ?(Мальчики изображены очень радостными.)

Какое слово помогает передать звук скользящих коньков ?(Этот звук передаёт слово «звучно».)

Поэту удаётся несколькими словами описать картину первого снега. Каким изображён первый снег ? Как он назван ?

(Мелькает, Вьётся первый снег,

Звездами падая на снег.)

Прочитайте стихотворение выразительно. Передайте своё радостное настроение при чтении.( Чтение стихотворения учащимися.)

VI. Продолжение изучения темы

1. Чтение стихотворения «Зимнее утро» учителем.

Что вам особенно понравилось в стихотворении ?

Какие слова были непонятны в тексте ?

АВРОРА — утренняя звезда;

Прочитайте стихотворение самостоятельно и попробуйте разделить его на части.(Дети выполняют задание.)

Прочитайте первую часть. (Читают начало стихотворения.)

О чём в ней говорится ? (В первой части поэт увидел чудесный день и будит свою красавицу.)

Прочитайте вторую часть.(Во второй части описывается вечер,как злилась буря,и было очень печально.)

Прочитайте третью часть.( В третей части перед нами предстанет картина природы. Она очень красива:

Блестя на солнце снег лежит.

И ель сквозь иней зеленеет;

И речка подо льдом блестит.)

Прочитайте четвёртую часть.(В этой части перед нами картина комнаты. Она озарена светом затопленной печи. Значит, там тепло и уютно.)

Пятая часть .( В последней части говорится о том, что поэт приглашает героиню прокатится на коне.)

Одинаковым ли тоном вы будете читать всё стихотворение ?( Нет. Сначала громко,выразительно, бодро. Потом с чувством грусти, печали. Затем спокойным,но звонким голосом. А вот последние шесть строчек снова громко, призывно.)

Прочитайте Выразительно всё стихотворение.(Выразительное чтение учащимися.)

Ребята. В этом стихотворении мы увидели резкую смену настроения или картин в произведении. Такая резкая замена на противоположное называется антитезой, или противопоставлением. Как вы думаете, почему поэт использует этот приём ?(Поэт использует его для яркости образа,для большой силы выражения. Однако как бы оттеняет другое.)

2. «Зимний вечер».Чтение учителем или в записи.

Сравните эти два стихотворения Пушкина «Зимнее утро» и «Зимний вечер». Одинаковы ли они по настроению ? (Нет,по настроению они не одинаковы. В стихотворении «Зимнее утро» настроение поэта меняется, а в стихотворении «Зимний вечер» оно грустное на всём протяжении.)

Знание каких слов надо уточнить для понимания содержания стихотворения?

ВЕРЕТЕНО — Ручное прядильное орудие в виде деревянной палочки с заострённым концом;

ЛАЧУЖКА — небольшая, старенькая избушка;

ОБВЕТШАЛАЯ КРОВЛЯ — старя, разрушающаяся крыша.

Прочитайте стихотворение самостоятельно и скажите, какие звуки помогают передать вой ветра и завывание бури ? (Звуки [ з ], [ ж ], [ ш ].)

С кем и с чем сравнивает поэт бурю ? (Он сравнивает её со зверем и с ребёнком.)

К кому обращается поэт ?(Он обращается к своей няне.)

Как он относится к своей няне: с нежностью, восхищением, любовью?(К своей няне он относится с нежностью и любовью.)

Прочитайте стихотворение выразительно.(Выразительное чтение учащимися.)

Ребята, вернёмся к нашим пословицам и поговоркам, которые мы читали в начале урока. Какие из них можно отнести к прозвучавшим сегодня стихотворениям ?

Какие из стихотворений соответствуют вашему сегодняшнему настроению ?

Презентация на тему: «Литературное чтение» В. Ю. Свиридова 2 класс «Твой год. Зима»

Ключникова Н. Ю.учитель начальных классов Павловской СОШ № 2 Воронежской области. «Литературное чтение» В. Ю. Свиридова 2 класс(2011 год) «Твой год. Зима». Стр. 133 (1 часть)

Отрывок из поэмы «Евгений Онегин».«Опрятней модного паркета…»

Опрятней модного паркета,

Блистает речка, льдом одета;

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет лёд;

На красных лапках гусь тяжёлый,Задумав плыть по лону вод, Ступает бережно на лёд.Скользит и падает;

весёлыйМелькает, вьётся первый снег, Звездами падая на брег.

А. С. Пушкин*** Опрятней модного паркета, Блистает речка, льдом одета; Мальчишек радостный народ Коньками звучно режет лёд; На красных лапках гусь тяжёлый, Задумав плыть по лону вод, Ступает бережно на лёд. Скользит и падает; весёлый Мелькает, вьётся первый снег, Звездами падая на брег.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: