Своеобразие жанра поэмы А

Подзаголовок «Медного всадника» — «Петербургская повесть» — прост и в простоте своей обманчив. В первой половине XIX века стихотворными повестями называли «байронические поэмы» или пародии на них. (Вспомним «Шильонского узника» В. А. Жуковского или «Кавказского пленника» того же А. С. Пушкина). «Пространственная привязка» означала не более чем «прописку» героев и событий по месту действия, Пушкина же сочинение во многом строится вопреки «байронической поэме», а атмосфера жизни северной столицы играет в нём не просто фоново, но глубоко смысловую роль. Попытка возвести жанровую родословную «Медного всадника» к какому-либо поэтическому виду, уже разработанному к тому времени русской литературой, вряд ли увенчается успехом. Скорее этому произведению придется искать аналогичное в прозе. Именно у неё Пушкин заимствовал разработанный до мелочей канон повести.

Судя по первой черновой рукописи «Медного всадника», пушкинское стремление как бы отдалиться от традиций и классицисткой и «байронической» поэм неслучайно. Автор внутренне сопротивлялся их тяге к героизации, к интонации воспевания кого бы то ни было:

Мне скажут может быть опять,

Зачем ничтожного Героя

Взялся я снова воспевать.

В центре внимания автора стоит «маленький человек» с его «маленькими» мечтами, заботами и проблемами. Пушкин намеренно подчёркивает его непримечательность; в не вошедших в конечный вариант произведения строках автор писал:

Как все, о деньгах думал много.

Как все, сгрустнув, курил табак,

Как все, носил мундирный фрак.

Евгений ничем не отличается от остальных жителей Петербурга, он не строит грандиозных планов, не совершает героических подвигов, он живёт обычной жизнью, тихо мечтая о семейном счастье:

Приют смиренный и простой

И в нём Парашу успокоит.

Наряду с героем меняется и образ автора: перед нами уже не всеведущий певец свершающихся событий, а доверительный повествователь, неторопливый собеседник, далёкий от обладания конечными истинами мира и потому не декларирующий их, а различающий вместе с читателями. Меняется и угол зрения на жизнь. Вместо просторного, лишенного незначительных деталей художественного пространства перед нами достоверная, до мельчайших подробностей воссоздаваемая картина совершенного бытия.

Всё это образует структурные границы стихотворной повести. Конечно, в «Медном всаднике» присутствуют и элементы исторической поэмы: Пушкин описывает реальное наводнение, произошедшее в 1803 году, в одном из эпизодов появляется «покойный царь», неназванный Александр I. Документальность отмечена в авторском «предисловии» и в «примечаниях». Но наводнение для Пушкина не просто яркий исторический факт, он взглянул на него как на своеобразный «документ» петровской эпохи. К тому же сам Петр I не появляется в поэме как исторический персонале (он «кумир на бронзовом коне» — изваяние, обожествленная статуя). Пушкин ничего не говорит и о времени его царствования. Автора более интересуют итоги деяний Петра, их роль в судьбе «маленьких людей».

В результате повествовательное начало в «Медном всаднике» оказывается гораздо активнее лирического поэмного. Вход в его мир автор открывает не торжественным вступлением, а небольшим суховатым предисловием со ссылкой на газетно-журнальные источники: происшествие, описанное в сей повести, основано на истине. Подробности наводнения заимствованы из тогдашних журналов. Любопытные могут справиться с известием, составленным В, Н. Верхом. Если последовать этому совету Пушкина, можно удостовериться в том, что известия эти первоначально печатались в «Северной пчеле» и принадлежали перу Фаддея Булгарина, что придаёт пушкинскому предуведомлению второй, неявно-полемический смысл, возможный только потому, что не подвиги героев, не мощное дыхание эпоса и свобода лирической стихии, а бедная, рядовая, «нормальная» жизнь, оторванная от величия истории и вместе с тем вопреки собственной воле оказавшаяся полем приложения грандиозных исторических, всечеловеческих сил, находится в центре внимания автора «Медного всадника».

Пушкинское жанровое определение как бы предупреждало, что читателю предстоит погрузиться в мир бытовых отношений «обыкновенного героя», но в недрах чиновничьего быта таится зародыш петербургского мифа, и обыденность чревата философскими обобщениями. Д. Д. Благой считает, что в «контрасте двух Петербургов» выражается глубокое осмысление Пушкиным «сложной исторической диалектики петровских преобразований». Действительно, то, что в «Медном всаднике» образ автора и образ Евгения разведены композиционно, не отождествлены (как в традиционных поэмах), даёт возможность выявить позицию автора, отношение Пушкина к неоднозначным социально-историческим характерам.

«Медный всадник» концентрировал раздумья А. С. Пушкина над итогами петровских государственных преобразований, над их историческими следствиями. Писатель пришёл к выводу, что исторически необходимое для России упрочение российской государственности не принесло счастья простым людям и потому вызвало социальные потрясения.

Определите жанр произведения пушкина медный всадник

Тест: определите жанр произведения.
Страница для повторения материала
(Чтобы прочитать ответ в окошке, наведите курсор на вопрос)

Жанр (от фр. genre – род, вид) – форма, в которой проявляются основные роды литературы, т.е. эпос, лирика, драма, в их разновидности. Например, в эпосе – былина, сказка, роман, повесть и т.д., в драме – комедия, драма, трагедия и т.д., в лирике – послание, элегия, эпиграмма, песня.

Определите жанр произведения пушкина медный всадник

Медный всадник (значения) — Медный всадник: Медный всадник памятник Петру I в Санкт Петербурге Медный всадник поэма А. С. Пушкина Медный всадник балет на музыку Р. М. Глиэра Медный всадник кинопремия … Википедия

Медный всадник — поэма. Написана в октябре 1833 года в Болдине. В печати появилась лишь после смерти поэта, т. к. в свое время цензура не пропустила поэмы, за исключением отрывка Петербург . . Эта поэма апофеоза Петра Великого, самая смелая, самая грандиозная,… … Словарь литературных типов

Медный всадник (балет) — У этого термина существуют и другие значения, см. Медный всадник (значения). Медный всадник Медный всадник Композитор Рейнгольд Глиэр Автор либретто Пётр Аболимов Ист … Википедия

ПОЭМА — (греч. poiema) 1) поэтический жанр большого объема, преимущественно лироэпический. В древности и средние века поэмой называют монументальный героический эпос (эпопею) Илиаду , Одиссею , Песнь о Роланде , что генетически указывает на эпическую… … Большой Энциклопедический словарь

ПОЭМА — (греческое poiema), 1) поэтический жанр большого объема, преимущественно лироэпический. В древности и в средние века поэмой называли монументальный героический эпос (эпопею) Илиаду , Одиссею , Песнь о Роланде , что указывает на эпическую природу… … Современная энциклопедия

Поэма — (греческое poiema), 1) поэтический жанр большого объема, преимущественно лироэпический. В древности и в средние века поэмой называли монументальный героический эпос (эпопею) ”Илиаду”, “Одиссею”, “Песнь о Роланде”, что указывает на эпическую… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

поэма — ы; ж. [греч. poiēma] 1. Большое лирико эпическое произведение в стихах. Лирическая, эпическая п. Дидактические поэмы Буало. // Прозаическое произведение, построенное по образцу такого стихотворного произведения. Мёртвые души Гоголя поэма в прозе … Энциклопедический словарь

Поэма — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Поэма … Википедия

поэма — (греч. poiema) лиро эпический жанр. Основными чертами поэмы является наличие развернутого сюжета, масштабность изображаемых явлений и проблем, широкое развитие образа лирического героя. Рубрика: роды и жанры литературы Род: лиро эпические жанры… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

поэма — ы, ж. 1) Крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом. Поэмы Н. А. Некрасова. 2) В музыке: небольшая лирическая пьеса свободной структуры, крупное одночастное симфоническое произведение, обычно программное, а также … Популярный словарь русского языка

Определите жанр произведения пушкина медный всадник

К 185-летию со дня написания поэмы «Медного Всадника» А. С. Пушкина (16+)

Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия.
Да умирится же с тобой
И побеждённая стихия…

Последняя поэма Александра Сергеевича Пушкина – «Медный Всадник», – написанная в болдинскую осень 1833 г., в период полной творческой зрелости, является его вершинным, самым совершенным произведением в ряду поэм, да и во всём его поэтическом творчестве. В основу сюжета – положено действительное событие, произошедшее 7 ноября 1824 года. Нева вышла из берегов и, «как зверь остервенясь, на город кинулась». Затопило и площадь, на которой высится Медный Всадник. Стихия свирепствовала, но бронзовый Пётр продолжал неколебимо стоять посреди площади, посреди Петербурга, посреди России. Несмотря на трагическую судьбу героев, поэма является гимном прекрасному городу.
Библиографический список адресован всем почитателям творчества А. С. Пушкина, любителям русской словесности, а также старшеклассникам и педагогам.

Предлагаем вашему вниманию несколько изданий поэмы с иллюстрациями известных художников:

Пушкин, А. С. Медный Всадник : Петербургская повесть / А. С. Пушкин ; рис. А. Бенуа. – М. : Детиздат, 1936. – 30 с. : ил. – (Пушкинская б-ка).

Пушкин, А. С. Медный Всадник : Петербургская повесть / А. С. Пушкин ; послесл. Л. Озерова ; ил.-грав. на дереве худож. Ф. Константинова. – Москва : Дет. лит., 1984. – 55 с. : ил.

Гравюры самобытного художника Фёдора Денисовича Константинова помогают читателю понять поэму в её цельности и деталях. Пётр I, Петербург, Пушкин, Евгений, наводнение, конная статуя – воочию предстают перед нами, питая наше воображение и соединяя нас с текстом «Медного Всадника». Гравюрная сюита передаёт музыку стиха, контрастность образов поэмы, её общее звучание и красоту неожиданных переходов.

Пушкин, А. С. Медный Всадник. Факсимильное воспроизведение издания 1923 года / А. С. Пушкин ; иллюстрации А. Н. Бенуа. – Ленинград : Художник РСФСР, 1989. – 73, [4] с. : ил.

В рисунках Александра Николаевича Бенуа образы «Петербургской повести» А. С. Пушкина окрашены размышлениями и переживаниями человека начала XX столетия. Именно «современность» иллюстраций Бенуа бросалась в глаза ценителям искусства.

Пушкин, А. С. Медный Всадник : Петербургская повесть / А. С. Пушкин // Пушкин А. С. Красуйся, град Петров… – Санкт-Петербург, 1996. – С. 1-47.

Издание с иллюстрациями петербургского художника-графика Энгеля Насибулина известного как книжного иллюстратора произведений А.С. Пушкина. Работы Э. Насибулина остроумны и оригинальны. Метод, выбранный художником, отличается тем, что в своих иллюстрациях он старается буквально следовать за каждым поэтическим словом А. С. Пушкина.

Пушкин, А. С. Медный Всадник / А. С. Пушкин ; вступ. статья А. М. Конечного ; фото А. С. Чежина. – Санкт-Петербург : Изд-во Ивана Лимбаха, 1999. – 73 с. : ил.

Украшением издания являются фотографии известного петербургского фотохудожника Андрея Чежина.

Пушкин, А. С. Медный Всадник : Петербургская повесть / А. С. Пушкин ; иллюстрации художника Василия Масютина. – Москва : Круг коллекционеров, 2007. – 49 с. : ил.

Издание с иллюстрациями выдающегося русского графика Василия Масютина.

О поэме «Медный Всадник»

Абрамович, С. Л. Пушкин в 1833 году : хроника / С. Л. Абрамович. – Москва : Слово, 1994. – 618 с.

Книга обращена к читателю, знающему и любящему творчество А. С. Пушкина. Хроника создания поэмы «Медный Всадник» основана на исследованиях многих поколений пушкинистов.

Архангельский, А. Н. Часть 3. Автор, герой, жанр : система персонажей и поэтика «Медного Всадника»/ А. Н. Архангельский // Архангельский, А. Н. Герои Пушкина. Очерки литературной характерологии. – Москва, 1999. – С. 215-279.

Цензурная история и жанровая природа поэмы. Образ стихии, её роль в сюжетном строении «Медного Всадника».

Брюсов, В. Статьи о Пушкине. Медный Всадник / В. Брюсов // Брюсов, В. Собрание сочинений в семи томах. Т. 7. – Москва, 1975. – С. 30-61.

Валерию Брюсову принадлежит заслуга первого научного исследования поэмы «Медный Всадник» (1909 год). Его анализ основан на критической систематизации идейного смысла поэмы, на самостоятельном изучении её рукописей и на глубоком понимании идейно-художественной структуры.

Макаровская, Г. В. «Медный Всадник». Итоги и проблемы изучения / Г. В. Макаровская ; под ред. Е. И. Покусаева. – Саратов : Изд-во Саратовского университета, 1978. – 93, [2] с.

Книга представляет собой обзор критической литературы о поэме. Поэма, признанная образцом классической ясности и совершенства, породила множество самых противоречивых толкований и гипотез. История изучения «Медного Всадника» связана в книге с рядом важных теоретических вопросов.

Макогоненко, Г. П. Глава пятая. Поэма «Медный Всадник» / Г. П. Макогоненко // Макогоненко, Г. П. Творчество А. С. Пушкина в 1830-е годы (1830-1833). – Ленинград, 1974. – С. 314-372.

Документированная история замысла и создания поэмы «Медный Всадник», её место в творчестве А. С. Пушкина и значение в истории русской поэзии и литературы. Историко-философская проблематика и идейное содержание поэмы.

Красухин, Г. Г. Глава пятая. Игралища таинственной игры. 1. Взыскательная любовь / Г. Г. Красухин // Красухин Г. Г. Доверимся Пушкину : анализ пушкинской поэзии, прозы и драматургии. – Москва, 1999. – С. 202-280.

В чём же великий смысл пушкинской поэмы? Для чего она была написана? Чем до сегодняшнего дня она волнует и потрясает нас? В книге в качестве приложения даны три редакции поэмы: пушкинская – до передачи на цензуру царю; рукопись после правки по царским замечаниям; а также редакция поэмы с правкой В. А. Жуковского, сильно исказившей пушкинский текст.

Тыркова-Вильямс, А. В. Часть четвёртая. Работа и забота (1833-1836). Глава ХХII. Пётр и Пугачёв / А. В. Тыркова-Вильямс // Тыркова-Вильямс, А. В. Жизнь Пушкина. Т.2: 1824-1837. – 3-е изд., испр. – Москва, 2002. – С. 352-370.

Легенды, предания о Петре I и Петербурге. История творческой работы А. С. Пушкина над поэмой.

Фомичев, С. А. «Люблю тебя, Петра творенье» / С. А. Фомичев // Фомичев, С. А. Праздник жизни : Этюды о Пушкине. – Санкт-Петербург, 1995. – С. 259-282.

Поэма «Медный Всадник» по-своему исчерпала одну из главнейших тем творчества А. С. Пушкина – тему Петербурга. Основание Петром I новой столицы, праздничный облик города, быт петербургских окраин и грозное бедствие – всё это слилось в поэме, определив её сложный образный строй. Поэт уверен, что противоборство со стихиями выиграно Петром. Петербург, «полнощных стран краса и диво», будет стоять «неколебимо как Россия».

Эйдельман, Н. Я. Часть II. Собеседники. Глава VI. «В одном из лучших своих стихотворений…» / Н. Я. Эйдельман // Эйдельман, Н. Я. Пушкин : из биографии и творчества, 1826-1837. – Москва, 1987. – С. 260-284.

История создания поэмы «Медный Всадник», начиная с истоков, с тех исторических явлений, которые вызвали возникновение замысла и основных образов, определяющих сюжет поэмы. Взаимоотношения А. С. Пушкина с польским поэтом А. Мицкевичем – наблюдения и гипотезы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector