Жанровое своеобразие романа Александра Пушкина — Капитанская дочка

СОДЕРЖАНИЕ

С начала 1830-х гг. в центре внимания Пушкина был XVIII в.: эпоха Петра Великого (шла работа над «Историей Петра») и самое крупное событие эпохи Екатерины II – крестьянский бунт 1773-74 гг. Из материалов о бунте, собранных писателем, сложилась «История Пугачева». Этот исторический труд дал роману фактическую основу и общую концепцию, но работа над произведением велась еще долго, было написано множество черновиков и набросков.

Отсюда можно сделать вывод, что роман имеет черты исторического. Почему только черты? «В наше время

А чертой конкретно исторического романа считается его сюжетная направленность: это либо описание какого-то длительного периода истории со всеми его событиями, либо отдельное событие, изображенное

Считаем нужным сразу оговориться, что четкое определение самого понятия «жанр» в принципе не существует, а поэтому нельзя и распределить произведения по жанрам, не вызвав споров между литературными исследователями, каждый из которых определяет жанр по-своему. Таким образом, деление литературы на жанры происходит, в основном, по форме произведения (например, наличию в нем характерных частей), наибольшему количеству типичных признаков, то есть общей направленности, типу героя и т. д.

Известно, что Пушкин принимал во внимание опыт популярного в его время английского романиста В. Скотта, а также своих соотечественников-романистов, но он использовал принципиально новую технику исторического повествования, нежели все они. В «Капитанской дочке» писатель поднимает множество различных вопросов, помимо собственно исторических событий. Здесь мы можем видеть историю семьи Гриневых, включающую подробное описание юности Петра Гринева; опираясь на это, делается вывод о том, что это роман-биография. Юный Гринев на наших глазах совершал первые самостоятельные шаги в жизни, с их неизбежными ошибками, так что нелишним будет отметить воспитательный характер произведения.

Суммируя вышесказанное, мы получаем: «Капитанская дочка» – роман о конкретном историческом событии (восстание Пугачева), здесь присутствуют и реальные исторические лица (Екатерина, Пугачев и некоторые другие), но повествование ведется от лица выдуманного персонажа и события даны его глазами, но он еще очень молод, и история, проходящая через призму его сознания, не может считаться абсолютно объективной.

К особенностям жанра нужно отнести также присутствие в романе двух точек зрения, двух взглядов на происходящее: Гринева и автора. Гринев видит Пугачевское восстание с точки зрения частного лица, отдельной личности, принимающей непосредственное участие в событиях. Пушкин же смотрит как бы сверху, пытаясь оценить объективно; благодаря ему судьба персонажей романа развивается только так, а не иначе, потому что по мнению писателя именно так выглядит закономерный процесс исторического развития.

Поскольку роман написан от первого лица, то он имеет форму мемуаров. А особенностью мемуаров является не просто автобиографичность, но и исповедальный характер повествования. То есть здесь преобладает точка зрения Гринева. Его глазами мы видим эту эпоху, этот бунт; он офицер, присягнувший императрице, и по долгу должен вести борьбу с мятежниками. Да и по своей морали он считает пугачевцев «шайкой», «разбойниками», а Пугачева – «бродягой», «самозванцем»; он осуждает «русский бунт». В этом заключается сходство Гринева с автором.

Из «записок» Гринева состоит основной текст романа, только в послесловии «издатель» говорит, как ему досталась «рукопись»: ее передал ему внук Гринева, узнавшего, что «издатель» занимается «трудом, относящимся к временам, описанным его дедом». «Издатель» – литературная маска Пушкина, под «трудом» подразумевается «История Пугачева». В послесловии указана и степень участия «издателя» в роботе над рукописью: он решил «издать ее особо, приискав к каждой главе приличный эпиграф и дозволив себе переменить некоторые собственные имена».

Стоит обратить внимание, что эпиграфы, между прочим, имеют особый смысл: они не только указывают на тему каждой главы и определяют ее повествовательный тон, вкратце намекая на события, которые будут иметь место в данной главе. Эпиграфы – это знаки авторского «присутствия» в тексте романа. Они соотнесены с содержанием глав, а также в определенной степени имеют субъективную авторскую окраску: в них выявляется отношение автора к рассказу Гринева. Иными словами, эпиграфы можно назвать «конспектами» глав.

Таким образом, роман «Капитанская дочка» – сложное переплетение фактического историзма эпохи, которая вызывала неподдельный интерес Пушкина, вымышленных персонажей, помогающих оценить эту эпоху, описания судьбы целой семьи, жившей в то время, примера взросления конкретного ее представителя, а также авторского взгляда на эту эпоху и его понимания причин происходящего. Выше мы говорили о том, что существует проблема четкого определения жанра. И на примере романа «Капитанская дочка» мы в этом как нельзя лучше убеждаемся: роман получается и исторический, и нравственный, и воспитательный, и семейно-бытовой, и даже в какой-то мере философский. И что удивительно – когда читаешь это произведение, даже не задумываешься об этой жанровой пестроте, так ненавязчиво и удачно она была использована Пушкиным.

Итоговый тест по литературе за 1 полугодие 8 класс
тест (литература, 8 класс) по теме

Итоговый тест по литературе за 1 полугодие 8 класс

Скачать:

Вложение Размер
kontrolnaya_po_literature_8_b_klass_1_2_var.doc 63 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольная работа по литературе для учащихся 8б класса

за I полугодие 2014-2015 учебного года

1. К жанру Устного народного творчества не относится:
А) рассказ
Б) частушка
В) предание
Г) сказка

2. Повесть «О житии и о храбрости благородного и великого князя Александра

Невского» мы отнесем к
А) русской литературе XIX века
Б) древнерусской литературе
В ) современной литературе

3. Произведение «Наталья, боярская дочь» написал
А) А.С.Пушкин
Б) М.Ю.Лермонтов
В) Н.М.Карамзин

4. Произведение «Смерть Ермака» — это
А) поэма
Б) повесть
В) дума

5. А.С.Пушкин писал о:
А) восстании Степана Разина
Б) о восстании Емельяна Пугачева
В) о Гражданской войне

6. « Слово о полку Игореве» написал:
А) протопоп Аввакум

Б) неизвестный автор

7.Определите жанр произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка»:

Б) историческая повесть

В) семейно-бытовая хроника

8. Какова основная проблематика «Капитанской дочки»:

А) проблема любви

Б) проблема чести, долга и милосердия

В) проблема роли народа в развитии общества

9. В лирике М.Ю.Лермонтова более 30 мотивов, в них основной:

10. В строке «Но в нас горит ещё желанье» использовано такое средство художественной выразительности, как . . .

11. Кому из героев произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка» принадлежат слова «Казнить так казнить, миловать так миловать – таков мой обычай»?

В) капитан Миронов

12. Когда герой Пушкина Гринёв был записан в полк?

А) когда ему исполнилось 16 лет

Б) когда ему исполнилось 10 лет

В) ещё до рождения

Г) сразу после рождения

13. Тема поэмы «Мцыри»?

А) Показ прошлого Грузии

Б) Рассказ о жизни в монастыре

В) Красота человека, готового умереть за свободу

14. Для речи Хлестакова из комедии «Ревизор» характерна:

15. «Береги честь смолоду». Данный эпиграф взят из:

В) «Капитанская дочка»

16. Что такое лирика?

А) Жанр литературного произведения

Б) состояния человека

В) род литературы

17. Маша Миронова , чтобы спасти Петрушу Гринева, пошла просить помощи у
А).Екатерины II
Б) царя Александра I
В). Петра I

18. О ком это сказано? Указать произведение.

а) Он был, казалось, лет шести;

Как серна гор, пуглив и дик,

И слаб, и гибок, как тростник

б) «Не могу изъяснить то, что я чувствовал, расставаясь с этим ужасным человеком,
извергом, злодеем для всех, кроме одного меня…»

19. О каком из героев идёт речь? Указать произведение.

а)Герой едет со своим слугой домой, проигрывает деньги и вынужден остановиться в маленьком городке.

б)Герой убегает, чтобы добиться своей мечты. Через три дня он возвращается, чтобы умереть.

20. Кому из героев принадлежат слова? Указать произведение.

а) «Не приведи бог, видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный»

б) «Моих, впрочем, много есть сочинений: «Женитьба Фигаро», «Роберт-Дьявол», «Норма». Уж и названий даже не помню…»

+7 (499) 134-50-35

Россия, г. Москва, ул. Панферова, д.6, к.2

&copy 2015 Marina school

ГУМ-каток

для учеников, родителей, учителей, выпускников в честь Дня Рождения школы

С Днём Рождения, школа!

танцевальная вечеринка в стиле 60-х

С Днём Рождения, школа!

Cказочный бал

в честь Дня Рождения школы

Cказочный бал

в честь Дня Рождения школы

Cказочный бал

в честь Дня Рождения школы

Where Science and Art Collide

Ораторский турнир «Where Science and Art Collide»

The Magic of Matisse

лекция искусствоведа, художницы Ms. Elaine Wilson

«ГМО, где ты?»

лаборатория в парке «Зарядье»

Поздравляем победителей

и призёров муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников!

Poetry Slam

Конкурс чтецов поэзии Новой Зеландии

Poetry Slam

Конкурс чтецов поэзии Новой Зеландии

Благотворительный концерт

Благотворительный концерт

Спектакль «Посмотри в окно. » , социальный центр «Надежда», г. Коломна

Литературное варенье

«В поисках симметрии»

Междисциплинарная конференция для учеников 3, 7 классов

Как измерить биологический возраст и при чём здесь ДНК?

Лекцию для учеников 9-11 классов читает Пётр Федичев, директор компании Gero

Spelling Bee

Конкурс на лучшего знатока правописания слов

Дни Дании в Екатеринбурге

Ельцин центр. Зал Свобода

ДНК — двойная спираль и её значение в жизни

Встреча с генеральным директором компании Atlant Clinical Михаилом Грубманом (Class of 2003)

День Учителя

ДНК: твоя главная молекула

Лаборатория Сколтеха в парке Зарядье

Ура! Турслёт

Тропой Маори (в рамках года Новой Зеландии, который проходит в школе)

Тотальный диктант

Текст из романа Жюля Верна «Дети капитана Гранта» пишут ученики 5-11 классов, учителя, родители

Праздник День Знаний

Незнайка и его друзья пришли поздравить первоклассников

Выпускной вечер

25-й выпуск Class of 2019

Последний звонок

В зал выпускники входят за руку с родителями

Фестиваль сказок Марины и Сергея Дяченко

Сказка о реке, которая хотела попасть в музей изобразительных искусств

XIX Шекспировский фестиваль

«Пролетая над гнездом кукушки», постановка школьного театра

XIX Шекспировский фестиваль школьных театров на английском языке

Конкурс проектных и исследовательских работ

Synopsys Science & Technology Championship (California, USA)

«Знаешь, мама, где я был?»

Гость школы — режиссёр Лео Габриадзе

XII ораторский турнир

В жюри конкурса — консул посольства Гвинея Бисау, учителя школ, преподаватели ВУЗов

Первая помощь при острых отравлениях

Лекция М.М. Поцхверия, руководителя центра острых отравлений НИИ скорой помощи имени Н.В. Склифософского

«Я странен, а не странен кто ж?»

Литературный вечер, посвященный жизни и творчеству А.С. Грибоедова

Благотворительный концерт

Наши гости из ФНКЦ имени Димы Рогачёва

XVIII Шекспировский фестиваль

школьных театров на английском языке

Владимир Грамматиков — гость нашей школы

Подарок Владимиру Александровичу — «Книга года 2016-2017»

«Мы -грамотеи»

Программа на канале «Культура»

Santa Clara Science and Technology Championship (California, USA)

Экскурсия на фармацевтическую компанию Nanosyn

О школе

Школа «Марина» является некоммерческим (частным) общеобразовательным учебным заведением, которое впервые распахнуло свои двери в сентябре 1990г.

«Роман «Капитанская дочка» и проблема воспитания молодого поколения»

Роман написан в виде мемуаров Петра Андрейча Гринева, где он вспоминает свою молодость и встречи с разбойником Пугачевым. Детство и юность Гринева ничем не отличались от жизни других барчат-недорослей, поэтому в романе об этом сказано вскользь, а вот о предстоящей службе в армии Гринев рассказывает подробно, ибо мечтал служить в Петербурге, в гвардии, надеялся на веселую и беззаботную жизнь. Отец же определил ему другое:

Чему научится он в Петербурге

Мотать да повесничать

Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон. Спорить с отцом не принято было, он решает, что делать Петруше, в его напутствии сыну звучит серьезный наказ, который сын даже в мыслях не попытался оспорить. Авторитет отца это основа семьи. Для Петра Гринева это своеобразная клятва на верность семье, которую он никогда не предаст. Отец наставляет: Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: Береги платье снову, а честь смолоду.

Гринев хорошо усвоил урок отца. Он прекрасно понимает, что за проигранный долг надо платить. На возражения Савельича Петр Андреич отвечает дерзостью, но деньги Зурину возвращает. Одаривает вожатого заячьим тулупом, то есть, по словам Савельича, ведет себя как дитя неразумное, но, на наш взгляд, благородно.

Служба в крепости для Гринева необременительная, а после того, как он увлекся капитанской дочкой, даже и приятная.

Дуэль со Швабриным прибавляет положительных черт Гриневу. Он не какой-то неумеха, а человек, имеющий представление, как обращаться со шпагой. И, не сподличай Шваб-рин, еще неизвестно, как бы закончилась дуэль.

Немаловажное значение в формировании характера Гринева сыграла любовь его к Маше Мироновой. В любви человек открывается до конца. Мы видим, что Гринев не просто влюблен, он готов взять на себя ответственность за любимую. А когда Маша остается беззащитной сиротой, Петр Андреевич рискует не только своей жизнью, но и честью, что для него важнее. Он это доказал при взятии Белогорской крепости, когда, не присягнув злодею, ждал расправы. Пугачев махнул платком, и добрый поручик повис подле своего старого начальника. Очередь была за мной. Я смело глядел на Пугачева, готовясь повторить ответ великодушных моих товарищей.

Гринев ни разу не отступил от наказа отца, а когда пришла очередь отвечать за клевету Швабрина, Петр Андреич даже и не подумал оправдываться Машиным именем. С начала и до конца романа мы видим мужающего, постепенно взрослеющего героя, который свято соблюдает данную присягу и завет отца. Этот характер, порой по-юношески беспутный, но добрый и стойкий, вызывает симпатию читателей. Гордость охватывает за сознание, что такими были наши предки, одержавшие многие славные победы.

Облако между тем обратилось в белую тучку, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала все небо. Ветер завыл, пошел мелкий снег и вдруг повалил хлопьями; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло…Русский бунт, как и эта метель, начинался с мелких недовольств, их становилось все больше и больше, они делались все серьезнее. Пружина народного терпения все сжималась и сжималась. И вот наконец распрямилась и ударила по обидчику. Тысячи крепостных двинулись на угнетателей. Все смешалось…Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный.

Он, как буран, кружит над страной, неся в себе тысячи снежинок и рождая новые и новые снежные хлопья. Снежинки сталкиваются, одни разлетаются в разные стороны, иные соединяются и летят рядом. Так и люди: гонимые бунтом, они мечутся, сталкиваются друг с другом, разлетаются или соединяются. На душе у многих темнота, смута, они действуют по инстинкту самосохранения, предавая родителей, братьев, идеалы, которыми руководствовались в жизни, клятву. Но иные, стойкие душой, остались верны своим принципам, действуя по чести, по долгу, по внутреннему голосу совести. Они выбирают смерть во имя долга, но не союз с бесчестным самозванцем и бунтарем. Бунт Пугачева, как волна, набежал на Россию.Быстро продвигались мятежники вперед, и вскоре бунт докатился и до Белогорской крепости, где находился главный герой Капитанской дочки Петруша Гринев. Разные чувства были в момент осады на душе у белогорцев. Но, как ни сражались защитники крепости, она была взята. На крыльце комендантского дома был учинен суд. В жизни каждого человека бывает пересечение двух дорог, и на перепутье лежит камень с надписью: С честью пойдешь по жизни умрешь. Против чести пойдешь жив будешь. Именно перед этим камнем стояли сейчас обитатели крепости, в том числе Гринев и Швабрин. В креслах на крыльце комендантского дома сидел предводитель бунтарей Пугачев. Он совал в лицо присягавшим ему белогорцам свою жилистую руку и говорил властным голосом: Целуй руку! Целуй руку! Одни, движимые страхом, подходили и целовали, другие выбирали смерть. На душе у Петруши было тяжело. Сейчас он должен сделать выбор всей своей жизни: либо поцеловать руку, либо нет. Но какой глубокий смысл стоит за этим поцелуем, какая трагедия души, какая ответственность перед родиной, государыней, которой присягал, перед родителями и всем дворянством русским и, наконец, Машей возлюбленной! Ведь присягнув Пугачеву, убийце Машиных родителей, Петруша становился соучастником преступления. Поцеловать руку значит предать все жизненные идеалы, предать честь. Не поцеловать пойти на плаху. Гринев выбирает смерть. Ему были присущи такие качества, как доблесть, достоинство, благородство, верность.

Он не мог преступить морального кодекса и жить подлой жизнью предателя. Лучше он умрет, но умрет героем. Он не целует руку Пугачева. Случайно его слуга Савельич спасает его от смерти. Но мысль о подлой жизни или честной смерти покидает душу Гринева ненадолго. Пугачев приглашает Петрушу на пир и после ведет с ним разговор с глазу на глаз. В этот момент между ними происходит словесная дуэль. Но неожиданно для них обоих в Гриневе-ребенке просыпается воин. Он с достоинством стоит за свои идеалы, свою честь перед Россией и готов принять смерть. Но одновременно в Пугачеве-разбойнике просыпается человек. Он начинает понимать Петрушу: А ведь он прав! Он человек чести. Не важно, что он еще молод, а главное, он не по-детски оценивает жизнь! И на этом этапе Пугачев с Гриневым нашли общий язык. Их души как бы слились в единое целое и взаимно обогатились. Но совсем другим характером обладал один из обитателей крепости Швабрин. Поняв, что крепость осады не выдержит и будет взята, он из чувства страха перед смертью и самосохранения перебегает на сторону Пугачева. И когда Пугачев сидит как царь на крыльце комендантского дома, Швабрин уже среди его старшин. Он одет по-казацки, обстрижен а-ля Пугачев. Он вьется вокруг Пугачева, старается ему во всем угодить.

Он, как червяк, ползает перед ним, угождает ему только для того, чтобы не быть раздавленным. Швабрин не понимает, что такое честь и долг. Может быть, в глубине души он знает, что есть такие чувства, но они ему не присущи. В экстремальных ситуациях он прежде всего хочет выжить, пусть даже через унижение/Совсем иная позиция у супругов Мироновых и родителей Гринева. Честь и Долг в их понимании превыше всего. Понятие чести и долга у них не выходит за рамки устава, но на таких людей всегда можно положиться. Они по-своему правы. Прав и Петруша, увидевший в бунтовщике и злодее Пугачеве человека. Он сразу заметил его черные, огненные глаза, в которых светились ум, смекалка, воля, достоинство бывшего крепостного, вырвавшегося на волю. Он оценил и неоднозначность преступника, разобрался в его мотивах. Калмыцкая сказка о вороне и орле раскрыла Гриневу влюбленность Пугачева в волю, свободу. Песня Не шуми мати, зеленая дубровушка, которую как-то вдохновенно пели разбойники, показала юноше их обреченность и готовность идти на виселицу. Гринев жалел Пугачева и хотел уговорить его сдаться властям. Он готов был спасти Емельку, Емельяна Пугачева, который открылся ему всей самобытностью и талантливостью натуры.Историческая метель стала для Гринева школой мужания, взросления. Робкий, домашний мальчик, недавно гонявший голубей и лизавший пенки от варенья, оказался перед вопросами серьезными: на каких путях могут соединиться крестьянская и дворянская Россия. На путях взаимной доброты, христианского милосердия. Я думаю, в будущей своей помещичьей жизни Гринев никогда не будет ярым крепостником, он будет отцом крестьянам. Возмужала в исторической метели и Маша, о которой Марина Цветаева, мне кажется, пишет излишне неуважительно: о ней только и слышно, что она бледна. Представить страшно, как это поехать ей, провинциалке, в Петербург к государыне! А она едет! Она убеждает царицу в невиновности жениха. Она побеждает свой страх, свою не светскость.

Именно Маша Миронова отразила главное, что есть в натуре русской женщины, способность идти во имя любимого на жертвы. Историческая метель испытывает человека, дом, семью, нацию на прочность. А. С. Пушкин не ставил своей задачей показать в романе злодейства и зверства пугачевцев. Ему хотелось вглядеться в человека перед лицом испытаний. И, читая повесть, мы испытываем радость человек жив, человек сохранился, человек остался человеком.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: