Определи основные мысли прочитанных басен И

Басни И.А. Крылова

У рок посвящён особенностям жанра басни и изучению басен И.Крылова. Школьники получают предварительное домашнее задание: прочитать басни (можно по вариантам, по три-четыре) «Волк и Ягнёнок», «Мартышка и Очки», «Волк на псарне», «Стрекоза и Муравей», «Петух и Жемчужное зерно», «Слон и Моська», «Квартет», «Лебедь, Щука и Рак», «Демьянова уха», «Свинья под Дубом», «Кукушка и Петух»; подчеркнуть ставшие крылатыми выражения, сделать закладки.

Класс должен работать по группам (их может быть три или шесть, в зависимости от количества учеников в классе). Удобнее работать с группами, состоящими из четырёх человек. Ребятам предлагается три варианта задания.

I. Особенности жанра басни (Работа по карточкам в группах.)

Общее задание. Сравните басни, написанные тремя разными авторами. Перечислите основные особенности жанра басни.

Сравните три басни.

«Ворон и Лисица». Авторы: Эзоп (примерно VI век до нашей эры), древнегреческий баснописец; Жан де Лафонтен (1621-1695), французский баснописец.

«Ворона и Лисица» русского баснописца Ивана Андреевича Крылова (1769-1844).

Карточка № 2 (сведения о баснописцах повторяются на всех карточках — А.Г.)

Сравните три басни. Перечислите основные особенности жанра басни.

«Лисица и Виноград» Эзопа, Жана де Лафонтена, Ивана Андреевича Крылова.

Сравните три басни. Перечислите основные особенности жанра басни.

Эзоп — «Старик и Смерть».

Жан де Лафонтен — «Смерть и Бедствующий».

Иван Андреевич Крылов — «Крестьянин и Смерть».

Ученики выделяют следующие особенности басен:

1. Часто в басне действуют животные. Этим басня похожа на сказку о животных. Поступки животных напоминают поступки людей. Иногда в баснях действуют и люди.

2. Басня изображает короткое событие поучительного характера.

3. В басне часто высмеиваются поступки героев.

4. В конце или в начале басни часто бывает мораль. Иногда она только подразумевается.

Учитель. Сравним наши выводы о жанре басни со словарным определением: “Басня — жанр сатирической поэзии, небольшое произведение, преимущественно стихотворное, нравоучительного характера. В басне аллегорически изображаются человеческие поступки и социальные отношения. Введение в басню диалога придаёт ей оттенок комедийности. В начале басни иногда бывает вступление, подготавливающее читателя к дальнейшему изложению; в конце басни обычно даётся краткое резюме, раскрывающее её замысел и называемое «моралью». Персонажи басни, помимо людей, чаще всего — животные, птицы, рыбы, насекомые, растения. Язык басни всегда простой”.

— Что нового мы узнали о басне из определения, приведённого в «Поэтическом словаре»?

Басня — жанр сатирической поэзии. В ней аллегорически (иносказательно, не прямо) изображаются люди и общество. Басня обычно состоит из трёх частей: вступления, описания событий и морали.

II. Особенности басен И.Крылова (Работа с текстом по плану.)

1. Определить, чем отличаются друг от друга басни с одним и тем же сюжетом, принадлежащие перу Эзопа, Лафонтена и Крылова.

2. Указать, что в них общего.

3. Подчеркнуть типично русские слова и выражения, пословицы и поговорки в баснях Крылова.

Учитель. На вопрос, почему он пишет именно басни, Крылов ответил: “Этот род понятен каждому: его читают и слуги, и дети”. Обратитесь к своим карточкам. Сравните крыловские басни с баснями Эзопа и Лафонтена, найдите в баснях Крылова народные мотивы.

— Чем отличаются басни Крылова от басен Эзопа и Лафонтена?

В первой карточке представлены басни «Ворона и Лисица».

Сразу бросается в глаза отличие в названии крыловской басни — «Ворона и Лисица». Крылов, традиционно изображая Лису хитрой, изворотливой и находчивой, как в народных сказках, делает и Ворону особой женского пола, что позволяет Лисице сделать много комплиментов именно её красоте. При этом финальный эпитет — царь-птица — свидетельствует более о внешних достоинствах, нежели о возможностях стать “царём над птицами” (об уме Вороны и Лиса ни разу не вспоминает), как у Эзопа и Лафонтена.

Лексика крыловской басни полна народных выразительных слов и выражений, обращений, поговорок: всё не впрок; взгромоздясь; близёхонько; плутовка; голубушка; пёрушки; носок; светик; в зобу дыханье спёрло. Мораль направлена против льстецов, а не против глупцов, как у Эзопа и Лафонтена.

Во второй карточке приведены басни «Лисица и виноград».

В этой басне Крылова мораль находится не в начале, а в середине текста. Мы встречаем знакомую нам по народным сказкам кумушку Лису, хитрую, но не всегда удачливую. Здесь много народных высказываний, пословиц, поговорок: кумушка; глаза загорелись; как яхонты; отколь; хоть видит око, да зуб неймёт; пробившись попусту; оскомину набьёшь. Крыловская басня иллюстрирует пословицу, включённую в текст: “Видит око, да зуб неймёт”. У Эзопа мораль более пространна: бессильный человек винит обстоятельства. Лафонтен, наоборот, осуждает праздные сетования, жалобы — поэтому гордый отказ ему понятней.

В третьей карточке сравниваются басни «Старик и Смерть».

В тексте Лафонтена приведены сразу две басни (смотри названия!) и три точки зрения: автора, Мецената и Эзопа. Они несколько отличны друг от друга. Крылов же следует за мыслью Эзопа. В крыловском варианте очень узнаваемы проблемы русского крестьянина: подушное, боярщина, оброк — все эти социальные беды названы в тексте. Лексика тоже узнаваема: валежник; тащился; лачужка; кряхтя и охая; долой; она у нас не за горами, а за плечами; оторопев; вязанку; тошно.

Крыловские обвинения направлены не столько против человека, сколько против всего несправедливого жизненного уклада. Басня Крылова, как и басни его предшественников, носит философский, а не социальный или нравоучительный характер.

III. Герои басен Крылова

Задание. Соединить стрелками героев басен Крылова и те качества и понятия, которые они олицетворяют.

Волк и Ягнёнок Льстивые друзья

Волк на псарне Неблагодарный человек

Стрекоза и Муравей Несговорчивые друзья

Слон и Моська Несоизмеримость

Лебедь, Щука и Рак Легкомыслие и серьёзность

Свинья под Дубом Коварный человек

Кукушка и Петух Хищник и жертва

— Какие человеческие пороки высмеиваются в баснях, которые вы читали дома?

(Глупость, невежество, коварство, легкомыслие, неблагодарность, назойливость, несговорчивость, неумение, эгоизм, льстивость.)

— Какие словосочетания и предложения крыловских басен стали крылатыми выражениями?

(“В сердце льстец всегда отыщет уголок”, “Вороне где-то Бог послал кусочек сыру”, “Спой, светик, не стыдись”, “От радости в зобу дыханье спёрло”, “У сильного всегда бессильный виноват”, “Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела; оглянуться не успела, как зима катит в глаза”, “Ты всё пела? Это дело: так поди же попляши!”, “Ай, Моська! Знать, она сильна, коль лает на слона” и другие.)

Домашнее задание. Подготовить выразительное чтение басни Крылова (на выбор).

—>Факультет мультимедиа технологий образовательного портала «Мой университет»
—>

—>

—>Главное —>
—>
—>

—> —>

—>Каникулы с МУ —>
—>
—>

—> —>

—>Обучение ИКТ и ММ —>
—>
—>

—> —>

—>Конференция 4 ММ —>
—>
—>

—> —>

—>Конкурс ИКТ — ФГОС —>
—>
—>

—> —>

—>Конкурсы по ИКТ —>
—>
—>

—> —>

—>Фестиваль ММ —>
—>
—>

—> —>

—>Мультимедиатека —>
—>

—> —> —> —> —> —> —> —> —> —> —>

—> —>Статистика —>

Каталог статей

1. Название мероприятия: Первая Всероссийская научно-методическая конференция «Мультимедиа технологии в современном образовании»
2. Предмет в направлении: литература
3. Класс-5
4. Автор статьи: Милютина Наталья Владимировна
5. Должность. Учитель русского языка и литературы
6. Образовательное учреждение. МОБУ «СОШ №7 г.Соль-Илецка» Оренбургской области
7. Республика/область. Оренбургская
Город/поселение. Соль-Илецк

Урок литературы «Басни Крылова — книга мудрости самого народа» (Н.В. Гоголь)

Конспект урока
«Он превзошёл всех известных нам баснописцев»
(А.С. Пушкин)

1.Оргмомент ( 1 минута )
Учитель приветствует учащихся, выясняет, кто отсутствует, желает детям хорошего настроения, творческих успехов
Учащиеся приветствуют учителя, дежурный говорит, кого нет в классе, настраиваются на плодотворную работу

2. Постановка темы и целей урока. Мотивация учащихся ( 7 минут )
Учитель демонстрирует слайд №2 презентации, (все материалы к уроку http://www.failoobmenik.ru/mhz60gdzkafb.html) организует беседу для мотивации учащихся:
— Чей портрет вы видите?
— Что вам известно об этом человеке?
— Какие произведения Крылова вам знакомы?
— Как вы думаете, почему именно этот портрет вам продемонстрирован?
Сформулируйте тему урока
Учащиеся формулируют тему урока
Учитель демонстрирует правильный ответ на слайде № 3
Дети читают текст слайда и сравнивают со своими ответами
— Как вы думаете, какие цели мы сегодня поставим перед собой и как будем добиваться их достижения?
Учащиеся формулируют цели урока
Учитель демонстрирует правильный ответ на слайде №4
Учащиеся слушают учителя, просматривают материал, расположенный на слайде
Отвечают на вопросы учителя
Презентация учителя
Слайд №2
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/be6cd443-78ba-425a-876f-d4e3a7174bc5/Eggink.PortretKrilova.jpg
портрет Крылова
Обоснование: наглядность, привлечение внимания, иллюстративный материал, помогающий ответить на поставленные вопросы

Учитель просит записать в тетрадь число, тему урока и эпиграф
Слово учителя: «15 февраля 2012 гола исполнилось 243 года со дня рождения И. А. Крылова, великого русского баснописца. Крыловские герои и фразы – афоризмы знакомы нам с детства. Талант писателя Крылова сродни врачебному таланту. Он точно ставит диагноз обществу и человеку и подсказывает пути искоренения болезни. Сегодня мы еще раз обратимся к творчеству великого баснописца, обобщим знания о басне как литературном жанре и, надеюсь, порадуем друг друга чтением талантливых произведений! Работать будем и индивидуально, и вместе, и в группах»

Опрос индивидуального задания по биографии Крылова.
Учитель даёт задание всему классу прослушать выступление одноклассников и заполнить таблицу « Жизнь и творчество И.А.Крылова», затем комментирует и выставляет отметки отвечающим детям.
Двое учащихся рассказывают биографию Крылова
Учащиеся класса слушают одноклассников и выполнят задания по вариантам
(заполняют таблицу «Жизнь И.А.Крылова», составляют краткий конспект) (приложение 1)
При подготовке индивидуального домашнего задания дети использовали ЭОР
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f2dff0bb-11ba-f738-1dfe-2a611bc9587b/1010420A.htm
биография Крылова
Обоснование: учебный дополнительный материал для выполнения индивидуального домашнего задания, для выполнения коллективного задания по заполнению таблицы « Жизнь и творчество И.А.Крылова»

3. Актуализация опорных знаний ( 15 минут )
Учитель предлагает учащемуся прочитать стихотворение М. Исаковского «Кто не слыхал его живого слова?»,
Определить основную мысль произведения.
Учащийся выразительно читает стихотворение М.Исаковского
(приложение 2), высказывает своё понимание основной мысли произведения.
Остальные учащиеся слушают и предлагают свои варианты ответа.

Учитель даёт задание группе учащихся найти информацию об истоках басенного жанра и баснописцах.
Группа учащихся работает с ЭУМ И-типа (по блокам №1,2,3,4,6 – о Эзопе и его баснях, о Лафонтене, о русских баснописцах и басенном творчестве И Крылова), используя http://fcior.edu.ru/card/7876/eum-i-tipa-istoki-basennogo-zhanra-zhanr-basni-v-tvorchestve-i-a-krylova.html

ЭУМ И-типа «Истоки басенного жанра. Жанр басни в творчестве И.А. Крылова»
Обоснование: ЭУМ используется для выполнения группой учащихся выборочного задания как учебный материал

Организация беседы с классом по вопросам:
— что такое басня?
— какие басни вам знакомы?
-что является обязательным элементом в басне? (мораль)
— что такое мораль?
-что высмеивается в баснях Крылова?
— назовите свою любимую басню. Прочтите выразительно или наизусть любимую басню (проверка домашнего задания)
— имена каких баснописцев вам известны?

Группа учащихся представляет материалы ЭУМ И –типа, дети рассказывают о прочитанном материале, учащиеся класса слушают, делают выводы.
Проверка выполнения задания, комментирование и выставление отметок группе учащихся.

4.Физкультминутка ( 2 минуты )
Выполнение ряда упражнений под музыкальный фрагмент ( приложение 3)

5.Изучение нового материала ( 8 минут)
Демонстрация ЭУМ И-типа «Анализ басенного творчества Крылова», который позволяет закрепить известный материал и изучить новую тему:
материал 1 блока информирует о мастерстве баснописца, о басне как литературном жанре
2 блок – материал об аллегории,
3 блок несёт информацию о басне «Ворона и лисица», здесь же — аудиофайл для прослушивания,
фрагмент анализа басни предлагается в 4 блоке

Учитель предлагает выполнить группе учащихся задание сопоставительного характера по тексту басни «Ворона и лисица» по 3,4 частям ЭУМ
— сопоставить строки басен и портреты Крылова, Сумарокова, Эзопа, Тредиаковского
— найти соответствия синонимов из басен Крылова и Эзопа
Учащиеся просматривают материалы ЭУМ, слушают учителя, анализируют басню «Ворона и лисица» после прослушивания аудиофайла, делают выводы
Группа учащихся самостоятельно выполняет задания 3,4 части ЭУМ. Демонстрируют результаты выполнения задания
http://fcior.edu.ru/card/7721/eum-i-tipa-analiz-basennogo-tvorchestva-i-a-krylova.htm
ЭУМ И-типа «Анализ басенного творчества И.А. Крылова»
http://fcior.edu.ru/card/28394/sopostavitelnyy-analiz-basni-i-a-krylova-vorona-i-lisica-s-analogichnymi-basnyami-ego-predshestvenni.html
Сопоставительный анализ басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица»
Обоснование: информационный материал, необходимый для изучения новой темы, иллюстративный материал, необходимый для выполнения задания

Организация проверки выполнения заданий, комментирование и выставление отметок

6. Закрепление нового материала ( 9 минут )
Учитель предлагает учащемуся выразительно прочитать в учебнике литературы басню «Свинья под дубом», организует беседу с классом по содержанию:
— кто герои басни?
— дайте характеристику героям
-какая тема раскрывается басне?
-в чём заключается мораль?
(В басне противопоставляется истинное просвещение и невежество. Крылов обличает невежд, которые не понимают пользы учения. Осуждает тех, кто на добро отвечает неблагодарностью)
Один учащийся читает басню, остальные слушают, отвечают на вопросы учителя, делают выводы
Учитель предлагает индивидуальное задание по 6,7 блокам ЭУМ – прочитать басню «Волк на псарне», определить, какие исторические лица изображены в образах басни, рассмотреть иллюстрацию А.Лаптева
Один учащийся выполняет задания 6,7 блоков ЭУМ
Учащийся выполняет задания, затем демонстрирует материалы ЭУМ, рассказывает о басне «Волк на псарне»
Учащиеся класса слушают аудиофайл «Басня «Волк на псарне»
(приложение 4), ответ одноклассника, рассматривают материалы ЭУМ
http://fcior.edu.ru/card/7721/eum-i-tipa-analiz-basennogo-tvorchestva-i-a-krylova.htm
ЭУМ И-типа «Анализ басенного творчества И.А. Крылова»
Обоснование: информационный материал, необходимый для изучения новой темы при выполнении индивидуального задания
Проверка выполнения заданий, комментирование и выставление отметок учащемуся, выполнявшему индивидуальное задание и учащимся, активно работающим на уроке
Учитель предлагает двум учащимся выполнить тестовые задания по басням Крылова (приложение 5)
Двое учащихся выполняют индивидуальные тестовые задания
Проверяет выполнение тестовых заданий в конце урока, комментирует и выставляет отметки
Учитель демонстрирует ЭУМ, предлагает учащимся первого варианта выполнить 5 тестовых заданий на листочках, собирает листочки
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c2dc9f2a-9b99-4386-b5c5-eb0f0fa8c7d0/index_listing.html
тест по басням Крылова
Обоснование: контроль полученных знаний в виде интерактивных тестовых заданий

Второй вариант выполняет тестовые задания по анализу басни «Волк на псарне» на листочках, листочки сдают учителю на проверку
(приложение 6)

Учащиеся слушают учителя, выполняют тестовые задания, заносят ответы на листочки, сдают листочки на проверку учителю

7.Заключительный этап урока ( 3 минуты )
Слово учителя:
«Николай Васильевич Гоголь так сказал о баснях Крылова: «Его притчи – достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа». Благодаря своей точности, простоте многие строки басен Крылова вошли в разговорную речь, стали пословицами и поговорками. Ребята, посмотрите на слайд и прочтите афоризмы Крылова из его бессмертных басен»
Демонстрирует памятник И.Крылову на слайде презентации (Презентация учителя Слайд №5)
http://sc.tverobr.ru/dlrstore/8a02f74d-145b-4717-944b-83c9c2d89436/Pamiatnik_Krylovu_1.jpg
памятник Крылову в Петербурге в летнем саду
Обоснование: иллюстративный материал для выполнения домашнего задания
«В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу в бронзе. Крылов изображен сидящим в кресле, задумчивым. На каждой стороне высокого постамента – барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова. Памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России. Такова народная любовь!»

Дети просматривают памятник И.Крылову в Летнем саду, слушают учителя, читают по цепочке афоризмы,

Объяснение выполнения домашнего дифференцированного задания:
— написать басню
— нарисовать рисунок по сюжету басни Крылова
— выучить наизусть басню «Мартышка и очки», используя тренажер для заучивания или текст басни (презентация учителя Слайд №7)
http://fcior.edu.ru/card/9108/praktika-trenazher-dlya-zauchivaniya-basni-i-a-krylova-martyshka-i-ochki-istoriya-sozdaniya-stihotvo.html
Практика. Тренажер для заучивания басни И.А.Крылова «Мартышка и очки». История создания стихотворения (базовое изучение)
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e57c567d-26f5-4be3-9d33-a111d6cbbe05/Krylov-martyshka_i_ochki.pdf
текст басни Мартышка и очки
— найти материал о памятнике Крылову, используя
http://sc.tverobr.ru/dlrstore/acafff6f-ef4c-4b85-a3d3-49102a2999df/Pamyatnik_Krilovu_arhitekturnaya_spravka.htm
информация о памятнике Крылову

Подведение итогов урока, пожелание всем творческих успехов.

Все материалы к уроку можно скачать по ссылке http://www.failoobmenik.ru/mhz60gdzkafb.html

Использованная литература и ресурсы
1. В.Я.Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин Литература. 5 кл. Учеб. – хрестоматия для общеобраз. учреждений. В 2 ч. / Авт. – сост. В. Я. Коровина и др.- 3-е изд. – М: Просвещение, 2004.

2. Читаем, думаем, спорим…: Дидакт. материалы по лит.: 5 кл./ Авт.-сост. В.Я. Коровина и др. – М.: Просвещение, 2003.

3. О.Б. Беломестных, М.С. Корнеева, И.В. Золотарёва Поурочные разработки по литературе. Изд. 2-е, дополненное. 5 класс.- М: ВАКО, 2004.

4. Уроки литературы. № 11 – 2004/ приложение к журналу «Литература в школе».

Определи основные мысли прочитанных басен И

Урок литературы на тему «Басни И.А.Крылова. Поэзия народной мудрости» (7 класс).

Автор: Белова Любовь Анатольевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МСКОКУ СКОШ VIII ВИДА городского округа Рошаль Московской области.

О себе: В спецшколе (коррекционной) работаю с 1977 года, награждена медалью «Почётный работник общего образования». Очень люблю свою работу, школа – это мой дом. Ей я отдаю своё время и силы. Жить по-другому не умею и не хочу. Ни у одного учителя нет такой возможности, как у словесника, открывать школьникам мир. И очень многое зависит от меня, как я его научу, воспитаю, таким он и вырастет в будущем.
Цели:
— Формирование умения самостоятельного оформления тетради по внеклассному чтению, выражения своих мыслей.
— Осуществление индивидуально–дифференцированного подхода, коррекция внимания, мыслительной деятельности, речи.
— Воспитание бережного отношения к природе, зелёным насаждениям.
Оборудование: Портрет И.А Крылова, карточки с выдержками из басен Крылова, иллюстрации к басням, карточки для игры «Хорошо», «Плохо», грамзапись «Свинья под дубом», диафильм « Квартет».

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.
— Прослушивание отрывка.

У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в истории мы тьму примеров слышим,
Но мы истории не пишем:
А вот о том как в баснях говорят.

— Кому принадлежат эти слова?
— С творчеством какого баснописца мы сегодня с вами продолжаем знакомиться?
— Назовите даты жизни И.А.Крылова.
— А что такое басня?
— Да, ребята, басня – это небольшой занимательный рассказ с поучительным смыслом в стихах или прозе. В басне действуют не только люди, но и звери, птицы, насекомые и различные предметы. Зная природные нравы и повадки животных, баснописец наделяет их человеческими поступками и мыслями. Читая басни, мы смеёмся над человеческими пороками и недостатками. Но главная мысль всегда серьёзна. Басня часто начинается кратким выводом – моралью, в которой содержится основная поучительная мысль /Зачитывается эпиграф/.

Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.

— Какие басни И.А. Крылова вы знаете? Назовите их.
— Хорошо ли вы знаете басни И.А.Крылова, я сейчас проверю.
— Просмотр 1 кадра « Квартет».
— Вспомните название басни, прочитайте отрывок.
— «Исправь ошибку».

Учащиеся читают карточки, исправляют ошибки, дают характеристику героям, читают правильно.
В карточках строки из басен: «Ворона и Лисица», «Щука и Кот», «Квартет», «Стрекоза и Муравей». «Лебедь, Щука и Рак», «Трудолюбивый медведь».
1.Лисице где-то бог послал кусочек сыру..
2.Зубастой Акуле в мысль пришло за кошачье приняться ремесло…
3. Проказница Мартышка, Баран, Козёл да косолапый Мишка затеяли сыграть квартет…
4. Попрыгунья – Бабочка
Лето красное пропела
Оглянуться не успела
Как зима катит в глаза…
5.Однажды Журавль, Рак, да Щука везти с поклажей воз взялись..
6. Орешника, березняка и вязу мой пёс сгубил несметное число, а не даётся ремесло…
— Басни повторили. Молодцы! Хорошо знаете.
— Одна карточка оказалась лишняя. Чтение про себя. О ком говорится? О чём говорится?
Свинья под дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала
Наевшись выспалась под ним.

3. Объяснение нового материала.
— Сегодня мы с вами познакомимся с басней И.А.Крылова « Свинья под дубом». Чтение басни учителем.
-Интересная басня?
-Понравилась?
-Ещё раз послушаем басню в исполнении артиста /грамзапись/.
— Словарная работа.
Вековой дуб, прок, невежда.
— Чтение басни про себя.
-Вслух / 2 – 3 ученика/

4. Беседа по содержанию.
— О ком говорится в басне?
— О чём говорится в басне?
— Какая была свинья?
— А какой был дуб?
-А какой был Ворон?
— Что понравилось?
— Что не понравилось?
— Какие слова подходят для характеристики Свиньи, Ворона, Дуба?/учащиеся называют, учитель выставляет карточки/.
-Вежливость, мудрость, достоинство, тактичность, неблагодарность, глупость, невежество.
— А вы смогли вежливо ответить на замечание с достоинством, тактичностью, выслушать, не грубить. Бывает так в жизни, что на доброе дело отвечают неблагодарностью.
— Какая мораль у этой басни?
— Нельзя вести себя как свинья, надо беречь природу, зелёные насаждения.

5. Работа в тетрадях.
— Ещё раз рассмотрим иллюстрацию к басне « Свинья под дубом»
— Что можно взять для оформления тетради?
— Запись отрывка. Заслушать 2 – 3 ученика.

6. Итог урока.
— Что повторяли на уроке?
— Что узнали нового?
В баснях И.А.Крылова осуждаются плохие и поощряются хорошие поступки.
— Какие хорошие поступки можно взять для себя?
— От каких избавиться?
Плохо: глупость, жадность, лень, жесткость, невежество, неблагодарность, злость, зависть, хитрость, легкомыслие, хвастовство.
Хорошо: мудрость, доброта, трудолюбие, вежливость, уважительность, ум, достоинство, тактичность.
Строки крыловских басен стали пословицами и поговорками, вошли в нашу речь (можно 2-3 зачитать).
Басни И.А.Крылова живут, их знает, любит, и ценит весь русский народ Они стали достоянием народа. В Санкт-Петербург в Летнем саду установлен памятник дедушке Крылову в окружении героев басен.

7. Задание на дом: Рисунок к басне «Свинья под дубом».

Конспект урока литературного чтения по теме: «. Басня «Ворона и Лисица»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Никольско-Вяземская средняя общеобразовательная школа»

Конспект урока литературного чтения

«. Басня «Ворона и Лисица»

Урок умения и развития навыков по литературному чтению

Тема: . Басня «Ворона и Лисица»

Тип учебного занятия: урок умения и развития навыков

Форма проведения урока: индивидуальная работа, в парах

Время проведения: 45 мин

Цель: раскрыть идейный смысл басни «Ворона и Лисица»

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: обучающиеся научатся различать в басне изображенные события и замаскированный скрытый смысл, определять тему и главную мысль, будут участвовать в обсуждении прочитанного произведения.

Личностные: будут сформированы: положительное отношение к школе и учебной деятельности; интерес к учебному труду; основные моральные нормы поведения; эмоциональный отклик на прочитанное произведение. Учащиеся научатся оценивать результаты своей деятельности.

Познавательные: Учащиеся научатся: понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение, определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах, представлять героев басни, характеризовать героев басни на основе их поступков.

Регулятивные: Учащиеся научатся: извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов, самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели.

Коммуникативные: Научатся адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами.

Оборудование: компьютер, проектор, экран; интерактивная доска; карточки с заданиями; презентация (среда POWERPOINT); учебник литературного чтения, 3 класс, 1 часть, , . /М. «Просвещение», 2013 год; видеозапись физкультминутки, толковые словари.

Технологическая карта урока

учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация).

обучающихся

Название используемых ЭОР (указанием порядкового номера)

Психологический настрой на урок

Мотивация к работе

Долгожданный дан звонок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь отметку пять!

Настраиваются на урок. Сообщают о готовности к уроку.

Создание благоприятного для обучения климата.

Поднятие жизненного тонуса.

Мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством логического упражнения

У— Начнем урок с логическо­го упражнения.

К уроку чтения ученики III класса Аня, Юля и Катя прочитали басни Эзопа «Ворон и Лисица», И А. Крылова «Зеркало и Обезья­на» и «Отец и сыновья». Аня прочитала басню Эзопа «Ворон и Лисица», а Юля не читала произведение «Отец и сыновья». Какие произведения чи­тали Юля и Катя?

Д. — Так как Юля не читала произведение «Отец и сыновья», то она читала басню «Зерка­ло и Обезьяна», а Катя — «Отец и сыновья».

Выполнение логического упражнения

Способность выполнять логические операции

Постановка учебной проблемы.

Проверка знаний о других произведениях

У— Вы справились с заданием успешно. Сегодня на уроке мы будем читать новое произведение. Фамилия автора прозвучала в логическом упражнении. Ему принадле­жат следующие строки:

Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.

Чем кумушек считать трудиться,

Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?

Д— Первые строки из басни «Лебедь, Щука и Рак», следующие — из басни «Зер­кало и Обезьяна». Эти басни написал Иван Андреевич Крылов, значит, мы будем зна­комиться с произведением .

Обобщение классификации произведений (П)

Самоопределение к деятельности

У — Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним произведением . А вот с каким, вы узнаете, прочитав следу­ющую запись. Найдите в ней несоответ­ствие. Устраните его и назовите произведе­ние .

Э. Успенский «Весенняя гроза».

«Ворона и Лисица».

«Сказка о попе и о работ­нике его Балде».

«Дядя Федор, пес и кот».

( написал произведение «Дядя Федор, пес и кот», «Сказку о попе и о работнике его Балде», «Весеннюю грозу», ­лов басню «Ворона и Лисица»).

У — Кто сможет сформулировать тему на­шего урока?

Д. Тема урока — произведение Ивана Андреевича Крылова «Ворона и Лисица».

У. Зная тему, поставим цель урока.

Д. Познакомиться с произведением «Ворона и Лисица», учиться правильно и выразительно его читать, опре­делить идейный смысл.

У. Прежде чем познакомиться с новым произведением, побеседуем о его авторе. Что интересного вы знаете о писателе?

Д. Семья, в которой родился ­лов, была бедной. С одиннадцати лет писа­телю пришлось работать, так как его отец рано умер. С детства мечтал стать литератором. Знал французский, итальянский и выучил в позднем возрасте греческий язык. Это был очень умный человек, с хорошим чувством юмора. Популярность басен Кры­лова была огромна уже при жизни поэта. В баснях действуют петухи, соловьи, волки и прочие звери, но всем понятно, что под их личиною скрываются люди со своими характерами и делами.

У. Продолжим нашу работу. Вспомните, какую басню читала Юля из логического упражнения?

Д. Юля читала басню «Зеркало и Обезь­яна».

У. Послушаем выразительное чтение басни наизусть.

Формулирование учащимися темы и цели урока.

Участие в беседе.

Рассказ детей о творчестве .

Закрепляют знания о творчестве с помощью теста «верные и неверные утверждения»

Чтение басни «Зеркало и Обезь­яна» учащимися.

Умение обосновывать свои суждения.

Умение определять цели задачи усвоения новых знаний в сотрудничестве с учителем.

Способность планировать и действовать по намеченному плану для достижения результата

Умение слушать собеседника..

У. Подготовимся к чтению нового произ­ведения, но прежде выясним значения неко­торых слов, которые встретятся при чтении.

Лесть — лицемерное, угодливое восхва­ление;

льстец — льстивый человек;

гнусный — внушающий отвращение, омерзительный;

взгромоздиться — взобраться с усилием на что-то высокое;

пленил — привлек внимание, привел в восторг;

вещуньина — принадлежащая вещунье;

зоб — у птиц, насекомых: расширенная часть пищевода, где накапливается и пред­варительно обрабатывается пища.

Работают с информацией, представленной учителем.

Определение значения слов с помощью толкового словаря.

Поиск информации, работа с различными источниками (П).

Работа по теме урока

Первичное восприятие текста

У. Внимательно послушайте произведе­ние, представьте действие, развивающееся в нем, и определите жанр произведения.

Выразительное чтение басни учителем.

У. Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало?

Д. Поразила хитрость и беспринцип­ность Лисы и глупость Вороны. Стало не­много жаль Ворону, ведь Лисица ее обманула.

У. Ответьте на вопрос, поставленный перед прослушиванием произведения.

Д. Это небольшое произведение, напи­санное стихами. Действующие лица — жи­вотные (Ворона и Лисица). В этом произве­дении высмеиваются льстивые люди. Это басня.

У. Как называется прием, который ис­пользуют баснописцы, когда изображают животных, а имеют в виду людей?

Д. Аллегория (иносказание).

У. Как начинается басня?

У. Что такое мораль басни?

Д. Мораль басни — основная мысль произведения, вывод, поучение.

Ответы на вопросы учителя после прослушивания басни.

Работают с учебником

Правильно доносить свою мысль. Оценивать прослушанное

Рефлексивные умения: умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний (Р)

Определение основной мысли произведения

У. Прочитайте басню самостоятельно и подумайте, почему Лисица принялась рас­хваливать Ворону?

Д. У Вороны был сыр, который Лисица хотела получить.

У. Как сыр попал к Вороне?

Д. Случайно. «Вороне где-то бог послал кусочек сыру. »

У. Как вы думаете, почему выбрал именно сыр? (Ученики затрудня­ются ответить.)

Оказывается, в прошлые времена сыр был редкостью и считался «заморским ла­комством».

Перечитайте первые четыре строчки. Есть ли здесь что-то исключительное, вы­зывающее у читателя тревогу?

Д. Ничего необычного нет.

У. С какой интонацией необходимо чи­тать эти строки?

Д. Спокойно, ничто не предвещает опас­ности. (Ученики пробуют прочитать.)

У. С какого предложения начинается развитие действия.

Д. «На ту беду Лиса близехонько бе­жала; вдруг сырный дух Лису остано­вил. »

У. Как мы себя чувствуем, когда слы­шим слово вдруг?

Д. Неспокойно, тревожно, беспокойно. Это слово предвещает неожиданное событие.

У. Прочитайте текст. Голосом покажите свои чувства. (Ученики читают.) Какие слова главные, по вашему мнению?

Д. Остановил, видит, пленил.

У. Одно предложение рисует читателю целую картину. Что подсказывает читателю слово пленил?

Д. Оно подсказывает нам дальнейшее развитие событий. Пленил — значит привел в восторг, завладел всеми мыслями Лиси­цы. Теперь Лисица приложит все силы, что­бы отобрать сыр у Вороны.

У. Прочтите, как Лисица льстила Воро­не? Каким голосом надо читать эти строки? Попробуйте.

Д. Ласковым, хитрым голосочком. Ли­сица хочет обмануть Ворону и завладеть сыром.

У. Каким метким словом Крылов наз­вал Лисицу? Зачем употребил это слово?

Д. Плутовка. Это значит, что она очень хитрая и, скорее всего, добьется своего.

У. Как же Ворона отреагировала на льстивые слова Лисицы? Подготовьтесь к выразительному чтению.

Д. «Вещуньина с похвал вскружилась голова. »

У. Итак, Лиса добилась своего, обману­ла Ворону. Какие же человеческие черты осуждает автор?

Д. осуждает льстивых лю­дей, которые говорят «сладкие» речи ради собственной выгоды.

Самостоятельное чтение басни.

Работа по тексту басни.

Беседа по вопросам учителя

Доказательные высказывания с элементами выборочного чтения.

Выразительно чтение басни

Поиск и выделение необходимой информации; установление причинно-следственной связи.(П)

Выражения собственного мнения.

Культура поведения в учебном диалоге.

Контролирова-ние своей деятельности.

Адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Умение правильно высказывать свои мысли в диалоговой форме (К)

У. Из набора разных слов, которые вы видите на карточке перед собой, в парах составьте три пословицы.

Поспешишь не Других на себя У лес­ти людей нет насмешишь погляди чести суди

Составление пословиц, работа с карточками

Сохранение заданной цели. Умение видеть ошибку и исправлять ее.

Умение полно и точно выражать свои мысли.(Р)

Подведение итога урока

У. Назовите составленные пословицы.

Д. Поспешишь, людей насмешишь. Других не суди, на себя погляди. У лести нет чести.

У. Какая из них, на ваш взгляд, подхо­дит по смыслу к прочитанной басне?

Д. По смыслу к прочитанной басне под­ходит пословица «У лести нет чести».

Оценивают свою работу на уроке.

Построение собственных рассуждений на тему высказывания. (П)

Умение выделить нравственный аспект поведения.

Объективная оценка результатов деятельности. (Л)

Рекомендации для занятий дома

Задание по выбору

Выразительно читать басню по ролям или выучить наи­зусть.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: