Реферат на тему: Тема греха и покаяния в одном из произведений русской литературы

Реферат на тему: Тема греха и покаяния в одном из произведений русской литературы

Раздел: Литература, Лингвистика ВСЕ РАЗДЕЛЫ

Это борьба с самим собой, выраженная в его лихорадочных метаниях, страшнейших угрызениях совести. Взять хотя бы его ужасный сон, который он видит после убийства. Этот сон наполнен страшными, дикими, жуткими звуками, «таких неестественных звуков, такого воя, вопля, скрежета, слёз, побоев и ругательств он ещё никогда не слыхивал и не видывал». Под действием этих звуков у Родиона Раскольникова начали появляться первые и ещё робкие сомнения в своей теории. Настасья так охарактеризовала ему его состояние: «Это кровь в тебе кричит». Но в нём кричит не его кровь, а кровь убитых им людей. Всё существо Раскольникова воспротивилось совершённому им преступлению, лишь воспалённый мозг уверяет сам себя в том, что теория верна и что для Родиона убийство должно быть так же обычно, как смена дня и ночи. Но это не так. Убийство породило между ним и людьми непроходимую черту: «Мрачное ощущение мучительного, бесконечного уединения и отчуждения вдруг сознательно сказались в душе его». Как бы два отчужденных, со своими законами, мира живут рядом, непроницаемые друг для друга – мир Раскольникова и другой – внешний мир. Духовно обессиленный бесконечными размышлениями, он хочет отделиться от этого мира бесповоротно и навсегда, но не может выдержать своего одиночества, не может он отказаться от любви близких людей, окончательно порвать с ними и поэтому не в силах вынести своего преступления. Истерзавшись от одиночества, сомнений и мук совести, Раскольников принимает путь смирения, отказывается от какого-либо протеста, идет на конечный шаг, который хоть как-то должен был уменьшить его терзания, – он решает признаться в содеянном. Перед признанием в убийстве он идет к Соне, чтобы хоть как-то замедлить течение времени, отдалить предстоящее наказание, «на человека посмотреть!». Всепрощающая любовь Сони, её вера убеждают Родиона «страдание принять». Этим она возвращает Раскольникова к людям, от которых он был отдалён совершённым преступлением. Соня спасает Раскольникова. Но ведь он сам шел навстречу этому спасению, он наказан и спасен своей собственной непотерянной человечностью, своим состраданием, своей любовью. Однако самым страшным наказанием для Раскольникова явилось открытие ужасной истины: преступление оказалось бессмысленным, цели он не достиг, потому что он «не старуху убил, а принцип убил». «Не переступил, на этой стороне остался», оказался человеком обыкновенным, «тварью дрожащею». «Стало быть, я не имел права на такой шаг», — окончательно подытожил Раскольников, будучи уже на каторге. Здесь происходит окончательный приход Раскольникова к вере и отречение от «теории». Рука его тянется к Евангелию, происходит воскрешение «падшего человека» и его покаяние. Своим романом Достоевский хочет убедить читателя в бессмысленности и вредности активной борьбы человека за изменение существующего порядка, в бессмысленности и вредности борьбы прежде всего для самого человека. Всеобщая гармония и счастье людей могут быть достигнуты лишь деятельной христианской любовью, страданием и смирением. В реальной жизни этот призыв Достоевского означал лишь отступление перед миром насилия и зла, который так беспощадно обличает роман «Преступление и наказание». Список литературы

Павел превращал равенство прав в общее бесправие. Известно, например, что Павел восстановил телесные наказания для дворян по суду. Это кажется мелочью — как на фоне российской истории в целом, так и в контексте павловских антидворянских проектов, но ведь и то правда, что, тиранствуя, стоящих и стойких реформ не проведешь. Политика классового подавления, антидворянской борьбы было подменена капризами личной неуравновешенности. Павел измельчил власть как потенциальный аппарат социальных реформ. По-другому и проще сказать, стрелял из пушек по воробьям. Власть, не переставая быть жестоко-репрессивной, сделалась в то же время фантомной, призрачной. На эту тему написано одно классическое произведение русской литературы, основанное как раз на истории Павла, — «Подпоручик Киже» Тынянова. Убийство Павла, тема 11 марта находится в связи с темой 14 декабря — восстанием декабристов. Историками — тем же Ключевским в первую очередь — давно была замечено (а последующими историками забыто) типологическое сходство восстания декабристов с традицией и практикой дворцовых переворотов 18 века и ее кульминацией 11 марта 1801 года

Определения теории литературы и произведений пушкина

220. Б е м А. Л. К уяснению историко-литературных понятий//Известия Отдел. Русск. Язык. и Слов. Росс. Ак. Наук, 1918. Т. XXIII. Кн. I. С. 226-245.

Главы: «Мотив» и «Сюжет», Сюжет в лирике. Содержание, идея, тема.

221. Г л и в е н к о И. И. Этюды по теории поэзии. (I. О литературном произведении и литературном изображении.) Харьков, 1920. С. 11+83.

Постановка общего вопроса о назначении поэзии и о природе поэтического произведения. См. также № 53.

222. Шкловский В. Б. Теория прозы. М.: Федерация, 1929. Вошли статьи, напечатанные в разных изданиях: Искусство как прием. – Связь сюжетосложения с общими приемами стиля. – Строение рассказа и романа. – Как сделан «Дон Кихот». – Новелла тайн. – Роман тайн. – Пародийный роман. – Литература вне «сюжета». – К книге приложен указатель литературных имен и терминов.

223. Рыбникова М. По вопросам композиции. М.: Изд. «В.В. Думнов», 1924. С. 111.

Статьи: Приемы письма в «Войне и мире». Автор в «Евгении Онегине». Движения в повестях и рассказах Чехова. Рассказчик у Тургенева. Единство во множестве; композиционное значение сюжета; сочетание сюжетов; роль темы; сплетение и слияние сюжетов; единство героя; человеческое соседство в романе; язык с композиционной точки зрения; вопросы композиции.

224. Жинкин Н.М. Творческая работа над художественным словом//Красное слово. 1927. № 1. Май. С. 110-126.

Об основных заданиях писателя: выбор сюжета, стадии оформления сюжета, выбор имен действующих лиц и названий. О процессе творчества писателя; о работе над отделкой произведения.

225. Виноградов В. В. Эволюция русского натурализма (Гоголь–Достоевский). Л.: Academia, 1929. С. 390.

Статьи по поэтике: . Сюжет и композиция повести Гоголя «Hoc».

О литературной циклизации. Жюль Жанен и Гоголь. «Двойник» Достоевского.

226. Груздев И. А. О приемах художественного повествования// Записки передвижного театра. 1922. №№ 40, 41, 42.

О приемах повествования от первого лица и характеристика приемов «сказа».

227. Асеев Н. Ключ сюжета//Печать и революция, 1925. Кн. VII. С. 67-88.

О законах сюжетного построения художественной прозы.

228. Лелевич Г. К определению сюжета//Печать и революция, 1926. Кн. 5. С. 34-38.

Формулировка основных признаков сюжета с точки зрения диалектики сюжета.

229. Русаков С. Т. Архитектоника и композиция литературно-художественных произведений. (Научно-методологический эскиз ) Томск 1926. С. 21.

230. Грифцов Б. А. Теория романа. М.: Изд. Гос. Академии Худож. Наук., 1927. С. 150. (В серии «История и теория искусств».)

Основные моменты в истории романа и теоретическое освещение природы романа.

231. Н у с и н о в И. М. Проблема исторического романа. (В. Гюго и А. Франс.). М.-Л.: Гос. Изд, 1927. С. 319.

О субъективной природе художественного метода, вскрываемой на примере сравнительного изучения исторических романов у двух писателей, посвященных одной теме – великой французской революции, и на сравнении политической действительности и художественного ее изображения.

232. Русский ро м а н т и з м. Сб. статей под ред. А.И. Белецкого. Л., 1927. С. 151.

Статьи, относящиеся к поэтике: З. С. Ефимова. – Из истории русской романтической драмы. «Маскарад» Лермонтова. М.Г. Давидович. – Женский портрет у русских романтиков первой половины XIX века. М. О. Габель. – «Три встречи» Тургенева и русская повесть 30-40-х годов XIX в.

233. Творческая история. Исследования по русской литературе/Ред. Н.К. Пиксанова. М.: Никитинские субботники, 1927. С. 248.

Статьи: В.Н. Стефанович. Из истории «Кавказского пленника» Пушкина. – Н.К. Никсонов. Идеология «Горя от ума» (из творческой истории комедии). – Г.Н. Фрид. История романа Пушкина о бедном рыцаре. – А. Г. Цейтлин. «Счастливая ошибка» Гончарова как ранний этюд «Обыкновенной истории». – Р.И. Аванесов. Достоевский в работе над «Двойником». – Р.П. Материна. Из творческой истории образов «Грозы» Островского. – Л.М. Поляк. История «Клары Милич» Тургенева.

234. Б а р ы ч э ý с к i A. I. Поэтыка лiтаратурных жанрау. (Апрацазаý на ýзорах беларускае лiтаратуры ýл. Дзяржынскi). Белар. Дзярж. Выд. Менск, 1927. С. 163.

Популярное изложение на белорусском языке в главах: Лирическая поэзия. Дидактическая поэзия. Эпическая поэзия. Драматическая поэзия.

Кстати сказать,— к стыду работников изофронта — существуют теория литературы, поэтика и теория музыки, которые также не создают эталонов для хороших повестей.

Б. Общая литература. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы.Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. — М., 1994. Хализев В.Е. Теория литературы.

Естественно, что тогда, когда литература еще не осознает своей автономности, не может сложиться и литературная теория, поэтика.

Учебная литература. Философия. Рефераты по философии.Надо отметить, что герменевтическая теория Шлейермахера оставлена им лишь в рукописных фрагментах.

Литература . Бартенев С.А. Экономические теории и школы (история и современность): Курс лекций. – м.: бек, 1996. – Предисловие; гл.

имея в теории литературы определенного положения, название эпитета. прилагается приблизительно к тем явлениям, которые в синтаксисе.

В российской дореволюционной литературе эту теорию по сути поддерживали и развивали Ю. С. Гамбаров и Н. М. Коркунов2. Теория фикции оказала значительное влияние на.

Литература . Абрамов Р. Теория длинных волн: исторический контекст и методологические проблемы // Вопросы экономики. 1992. № 10.

6. теория конкуренции М. Портера. Одна из общих прооблем теорий внешней торговли — совмещениеЛитература: Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения.

Литература для самостоятельной работы. Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики / Под ред. Т.И.Шамовой. — М., 1991.

Программа спецкурса «Основы теории литературы». 5 класс.

Программа спецкурса «Основы теории литературы». 5 класс.

Пояснительная записка.

Встреча с художественным произведением, если оно привлекло нас как читателей, всегда вызывает желание отклика. Но нельзя же отклик, даже самый восторженный, оформлять лишь как набор прилага­тельных в самой превосходной степени. Такая оценка всегда выглядит не только неубедительной, но она неин­тересна для всех прочих участников обсуждения.

Для разговора о произведении искусства нужно иметь в запасе те способы его оценки, которые уже сложились и обрели свои собственные формы. Теория лишь отражает определенный уровень обобщения, она помогает взглянуть на произведение искусства, располагая запасом наблюдений и формулировок, ко­торые накапливались у читателей многих поколений.

Знакомство учащихся с литературой как наукой начинает осуществляться в пятом классе, поэтому демонст­рация богатства и многообразия произведений искус­ства слова должна сопровождаться освоением элемен­тарных теоретических сведений, которые нужны для понимания учащимися не только содержания произ­ведения, но и его эстетической наполненности. Эмо­циональная яркость восприятия не мешает размыш­лению о прочитанном произведении, а стимулирует его. В свою очередь, размышлению необходим запас понятий, элементарная теоретиче­ская база.

Базовые теоретико-литературные понятия создают основы эстетического подхода к искусству слова. Система теоретико-литературного понятия — неотъемлемый компонент интеллектуального багажа культурного читателя.

Программа данного спецкурса предлагает юному чита­телю осознать, что такое искусство, искусство слова, язык, текст, жанр, образ, композиция, сюжет, дают­ся сведения об отличии стиха от прозы, представле­ния о важнейших тропах и фигурах речи, о типах ре­чи: описании, повествовании и рассуждении.

Целью курса является овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий; формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.

Из цели вытекают задачи курса:

— формирование представлений о литературе как искусстве слова

— формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств,

— формирование аппарата теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-

— овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих

Средством достижения поставленных цели и задач спецкурса является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления читателя-школьника.

В результате изучения курса у учащихся формируются следующие умения и навыки:

— овладение техникой грамотного и осмысленного чтения;

— восприятие художественного произведения как сюжетно-композиционного единства;

— умение выделять тему и идею произведения;

— умение видеть эстетическую функцию языковых средств произведения;

— умение самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню

Чтобы облегчить учащимся дальнейший переход от элементарной теории к более высоким началам, в курс включены вопросы, выходящие за пределы школьной программы 5 класса.

Изучение курса предполагается построить в виде лекций, уроков-практикумов, уроков-сообщений. Содержание курса включает в себя самостоятельную (индивидуальную или коллективную) работу учащихся.

Форма итогового контроля — контрольная работа, в виде самостоятельного выполнения анализа текста, интерпретации стихотворного текста или тестирования по вопросам теории литературы.

Программа спецкурса «Основы теории литературы». 5 класс. 34 часа.

Введение.

Литература как искусство слова. Литература — искусство, отражающее действительность, выражающее взгляды писателя и через читателя преобразующее действительность. Литература и жизнь. Литературоведение как наука, изучающая специфику и развитие словесно-художественного творчества.

Тема и идея литературного произведения.

Тема – объективная основа произведения. Тема – первое, что приходит на ум при характеристике произведения. Тема и тематика. Главная тема и множество частных тем; их системное единство. Тематическая целостность художественного произведения.

Идея – как выражение авторской позиции в художественном освещении темы, главная мысль. Место идеи в творческом процессе и в его результате (художественном произведении).

Сюжет литературного произведения.

Конфликт как основная пружина, источник энергии, динамического напряжения литературного произведения, сила, обеспечивающая развитие действия и сюжета.

Сюжет как художественная система событий, изображаемых автором. Основные элементы сюжета. Экспозиция – ориентация во времени и пространстве, представление действующих лиц, изображение событий, предшествующих завязке. Завязка как событие или группа событий, непосредственно ведущих к конфликту, знаменующие начало развития действия. Развитие действия как группа событий, необходимых для исчерпывающей реализации конфликта. Кульминация – момент наивысшего напряжения действия, непосредственно ведущий к развязке. Развязка как событие, разрешающее конфликт, знаменующее конец развития действия.

Композиция литературного произведения.

Композиция как построение, организация литературного произведения, расположение его частей и элементов. Композиция сюжета. Композиция образного содержания. Внешняя композиция: соотношение целого произведения и составляющих его элементов (глав, частей и т.п.).

Тропы.

Изобразительно-выразительные средства языка. Многозначность слова в художественном контексте. Прямое и переносное значение слов и словосочетаний. Понятие тропа. Выразительные возможности тропа в поэтической речи.

Эпитет как образное определение, выраженное прилагательным, существительным или наречием. Назначение эпитета – эмоциональная насыщенность речи.

Сравнение как образное сопоставление двух или нескольких предметов, состояний или понятий, обладающих общим признаком. Сравнение – зерно, из которого вырастают все виды тропов.

Метафора – неназванное, сокращенное сравнение.

Олицетворение – перенос человеческих черт на неодушевленные предметы, явления.

Гипербола и литота как демонстративное преувеличение или преуменьшение реальных качеств предмета.

Стихи и проза.

Две разновидности речи – стих и проза. Основные признаки стиха: рифма, ритм, метр.

Рифма как регулярный звуковой повтор, имеющий организующую функцию в стихотворной речи.

Этимология термина «ритм». Ритм в широком и узком значении.

Метр как правильное чередование ритмических элементов текста – ударных и безударных слогов. Метр и его частные подразделения – размеры. Двусложные стихотворные размеры: ямб и хорей. Трехсложные стихотворные размеры: дактиль, амфибрахий, анапест.

Тематическое планирование.

Данное планирование рассчитано на работу в комплексе с учебником-хрестоматией Т.Ф.Курдюмовой «Литература. 5 класс» и программой по литературе под ред. Т.Ф.Курдюмовой.

Оно включает 34 занятия: одно вводное занятие; 2 занятия, связанных с практическим использованием полученных знаний в собственном речевом творчестве (написание сочинения); 2 итоговых занятия, целью которых является проверка знаний, полученных учащимися при изучении курса «Основы теории литературы». Кроме темы занятий, в планировании представлены содержание учебного материала по каждому занятию и планируемые результаты обучения.

В центре внимания планирования находятся не только занятия, связанные с изучением теоретического материала, но и практические занятия, связанные с анализом текстов произведений различных авторов и различных эпох. Художественные произведения подобраны как иллюстрации к изучаемому понятию. В этой системе, таким образом, главное – не чтение и изучение художественного произведения с помощью теоретических знаний, а освоение теоретических понятий.

Выполняя творческую работу, предложенную планированием, учащиеся будут опираться не только на знакомые им произведения, на свой читательский опыт, но и на законы словесного искусства, которые станут для них руководством к действию. Таким образом, знания, приобретенные при изучении курса «Основы теории литературы», станут для них необходимыми.

Планирование рассчитано на реализацию литературного образования, на более свободную форму общения ученика с литературным произведением. Основные задачи занятий – привить учащимся вкус к чтению художественной литературы, вовлечь их в диалог с писателем, научить видеть основные изобразительно-выразительные средства и их роль в произведениях различных авторов.

Определения теории литературы и произведений пушкина

Книга «Проблема авторства и теория стилей» находится в самой тесной связи с моей предшествующей работой «О языке художественной литературы». В этой новой книге отчасти подвергаются дальнейшему теоретическому и историческому исследованию те вопросы и те общие понятия, которые легли в основу моего понимания предмета и задач науки о «языке» художественной литературы (стиль языка, стиль художественной литературы, автор, структура литературного произведения в историческом аспекте, объективно-исторические приемы и принципы стилистического анализа художественной литературы и публицистики и др. под.).

Название: Проблема авторства и теория стилей
Автор: Виктор Владимирович Виноградов
Издательство: Художественная литература
Год: 1961
Страниц: 612
Формат: PDF, DOC
Размер: 33,68 Мб
Качество: Отличное

ОТ АВТОРА
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. ПРОБЛЕМА АВТОРСТВА И ПРИНЦИПЫ АТРИБУЦИИ ТЕКСТОВ НЕИЗВЕСТНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ
Глава I. Стиль, автор, литературное произведение как исторические категории
Глава II. Антиисторизм и произвольность субъективных методов определения авторства и воспроизведения авторского текста
Глава III. Углубление стилистических методов определения автора и воспроизведения авторского текста в советском пушкиноведении
Глава IV. Специфические задачи и трудности объективно-исторического изучения проблемы авторства в литературе
Глава V. Решающая роль объективно-стилистических методов определения авторства
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. НЕИЗВЕСТНЫЕ СОЧИНЕНИЯ Н. М. КАРАМЗИНА
Глава I. Проблема Карамзина в истории стилей русской литературы
Глава II. Исчезнувший текст: «Разные отрывки (Из записок одного молодого Россиянина) Н. М. Карамзина
Глава III. Неизвестное стихотворение Н.М. Карамзина «Странные люди»
Глава IV. «Сельский праздник и свадьба» (Неизвестное письмо Карамзина к другу из деревни Благополучной)
РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. ПУШКИН И «ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА». 1830-1831
Глава I. Критика мнений о статьях «Литературной газеты», приписывавшихся А.С. Пушкину
Глава II. Неизвестные статьи и заметки А.С. Пушкина в «Литературной газете» 1830 года
Глава III. Об авторстве двух статей «Литературной газеты» 1830-1831 гг. на украинские темы (Сомов, Пушкин или Гоголь?)
РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СТИЛЕЙ В ИСТОРИИ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО РЕАЛИЗМА
Глава I. Достоевский и Лесков в 70-е годы XIX века (Анонимная рецензия Ф.М. Достоевского на «Соборян» Лескова)
Глава II. Ф.М. Достоевский как редактор «Гражданина» и как автор анонимных фельетонов в нем
Глава III. Неизвестный рассказ Ф.М. Достоевского «Попрошайка»
Глава IV. Неизвестный очерк-фельетон Ф.М. Достоевского о Родиоше (К образам людей сороковых годов)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: