Описание образа Чичикова в поэме «Мертвые души»

В начале 1-й главы о герое сообщается через описание его «довольно красивой рессорной небольшой брички», в какой обычно «ездят холостяки. которых называют господами средней руки. Поскольку сам Чичиков по своей натуре достаточно скрытен («о себе приезжий избегал много говорить», за него больше говорят принадлежащие ему вещи.

Бричка Чичикова, ставшая объектом внимания мужиков, — важная «деталь-предмет». Благодаря ей оказывается возможным сюжет путешествия; в результате столкновения брички с каретой Павел Иванович встречает губернаторскую дочку; иногда это средство передвижения как бы наделяется собственной волей, едет своей дорогой и даже вываливает ездока в непролазную грязь; бричка оказывается неисправной, когда на ней надо быстро покинуть город; с образом брички связан и мотив дороги, превращающейся в путь, по которому летит Русь.

Детали быта Чичикова помогают осознать, что он тоже мертвая душа, и сгубила его особенная болезнь — приспособленчество, хищничество, предприимчивость во имя личного обогащения. Деньги он хочет потратить не на пользу общества, а на «тонкие голландские рубашки», «особенный сорт французского мыла, сообщавшего необыкновенную белизну коже и свежесть щекам». Чичиков «в плену у вещей, у европейского, галантерейного «канальства , «. ему мерещилась впереди жизнь во всех довольствах, со всякими достатками; экипажи, дом, отлично устроенный, вкусные обеды».

Отправляясь на званый вечер или бал, Чичиков надевает «фрак брусничного цвета с искрой», который не раз упоминается в ходе повествования. Эта деталь подчеркивает желание приезжего показать свою респектабельность, щегольнуть, быть в меру заметным, как-то выделиться из толпы с расчетом на успех, а несколько вызывающий цвет (брусничный, т.е. близкий к темно-красному, с искрой, демонстрирующей праздничность, нарядность) выдает темперамент героя и одновременно его бесчестие.

Знакомит нас автор и с такой походной вещью Чичикова, как «ларчик красного дерева с штучными выкладками из карельской березы», куда владелец его «имел обыкновение складывать все, что ни попадалось».

Внутреннее устройство этой шкатулки дается после спора гостя с Коробочкой о цене «мертвых душ»: «. в самой средине мыльница, за мыльницею шесть-семь узеньких перегородок для бритв; потом квадратные закоулки для песочницы и чернильницы с выдолбленною между ними лодочкой для перьев, сургучей и всего, что подлиннее; потом всякие перегородки с крышечками и без крышечек для того, что покороче, наполненные билетами визитными, похоронными, театральными и другими, которые складывались на память. Весь верхний ящик со всеми перегородками вынимался, и под ним находилось пространство, занятое кипами бумаг в лист, потом следовал маленький потаенный ящик для денег, выдвигавшийся незаметно сбоку шкатулки». И далее Гоголь замечает, что этот «потаенный ящик» «всегда. поспешно выдвигался и задвигался».

Такое торопливое движение говорит и о подозрительности и даже страхе хозяина, оберегающего свое имущество от любопытного взгляда или похищения, и о сомнительных и потому скрываемых средствах приобретения этих денег, и о тайной мечте с их помощью занять «достойное» положение в обществе. Учащиеся приходят к заключению, что шкатулка символизирует жизненный путь героя, сущность его натуры. В ней, как в зеркале, отражается весь Чичиков: плут, делец с криминальным прошлым, человек с двойным дном, у которого все заранее рассчитано, вычислено, предприниматель, всецело захваченный жаждой наживы, меркантильным интересом, тот, кто погубил свою душу.

Выясняя отношение Гоголя к своему герою, читаем в 11-й главе: «Нет, пора наконец припрячь и подлеца. Итак, припряжем подлеца!. Но через несколько страниц, в той же главе, звучит несколько «смягченный» приговор, хотя отношение остается прежнее: «. кто же он относительно качеств нравственных? Что он не герой, исполненный совершенств и добродетелей, это видно. Кто же он? стало быть, подлец? Почему ж подлец, зачем же быть так строгу к другим. Справедливее всего назвать его: хозяин, приобретатель. Приобретение — вина всего; из-за него произвелись дела, которым свет дает название не очень чистых». Другими словами, Чичиков живет в мире своих более или менее удачных сделок, афер и спекуляций, и ему нет дела до России. Он заинтересован в том, чтобы как можно больше крепостных умирало.

Касаясь изображения писателем народа, учитель разъяснит, что народ показан в поэме в своем конкретно-бытовом проявлении лишь вскользь, выступает носителем положительного начала, утверждаемого в лирических отступлениях, в пейзажных описаниях, в которых чувствуется голос автора.

В «Авторской исповеди» он писал: «Это полное воплощенье в плоть, это полное округленье характера совершилась у меня только тогда, когда я заберу в уме своем весь этот прозаический существенный дрязг жизни, когда, содержа в голове все крупные черты характера, соберу в то же время вокруг его всё тряпье до малейшей булавки, которое кружится ежедневно вокруг человека, — словом, когда соображу все от мала до велика, ничего не пропустивши».

Таким образом, мир вещей, создающийся при помощи бытовых деталей, во многом характеризует человека, причем каждая деталь дополняет внутренний облик персонажа, целостность раскрываемой картины. Деталь придает описаниям Гоголя предельную конкретность и одновременно обобщенность, выражая идею, основной смысл изображаемого героя, сущность его характера (натуры). «Тем-то и велико создание «Мертвые души», — подчеркивал В. Г. Белинский, — что в нем вскрыта и разанатомирована жизнь до мелочей, и мелочам этим придано общее значение» .

Образ Чичикова в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Среди персонажей гоголевской поэмы «Мертвые души» Чичиков занимает особое место. Будучи центральной (с точки зрения сюжета и композиции) фигурой поэмы, этот герой вплоть до последней главы первого тома остается для всех загадкой — не только для чиновников города NN но и для читателя. Прошлое героя неизвестно (его биография дана не в начале повествования, а лишь в одиннадцатой главе), так же как неизвестны цели, его пребывания в городе NN. Кроме того, автор лишает Павла Ивановича своеобразия, запоминающихся черт, собственного «лица». На фоне ярких, предельно индивидуализированных образов помещиков фигура Чичикова выглядит бесцветной, неопределенной, неуловимой. Отсутствие индивидуального начала обнаруживается и в речевом поведении героя — не имея собственного «лица», он не имеет и собственного «голоса».
Именно безликость и бесцветность позволяют Чичикову перевоплощаться до неузнаваемости, когда этого требуют «интересы дела». Превосходный психолог и блестящий имитатор, он умеет с магическим артистизмом уподобиться своему собеседнику. Во всякой ситуации он говорит то, что от него хотели бы услышать, что может расположить в его пользу.
С Маниловым Павел Иванович приторно-любезен, высокопарен («. я немею пред законом») и льстив. С Коробочкой он покровительственно-ласков и патриархально-набожен («На все воля Божья, матушка. »), но держится с ней свободно, «не церемонится». Вместо цветистых фраз теперь из сто уст звучат просторечные, а иногда и грубые выражения («дело яйца выеденного не стоит», «да пропади и околей»).
Общение с наглым и бесцеремонным Ноздревым для Чичикова мука, ведь Павел Иванович не терпит «фамильярного обращения» («. разве только если особа. слишком высокого звания»). Однако он и не думает прервать свой диалог с помещиком: тот богат, а значит, впереди перспектива выгодной сделки. Следуя своему испытанному методу, Чичиков всеми силами стремится уподобиться Ноздреву. Он обращается к нему на «ты», перенимает от него фамильярные манеры и хамский топ.
Найти общий язык с Собакевичем Чичикову значительно проще — ведь обоих объединяет ревностное служение «копейке». Даже Плюшкина, давно утратившего связь с внешним миром и позабывшего элементарные нормы вежливости, смог расположить к себе Павел Иванович. Для этого помещика Чичиков играет роль непрактичного и великодушного болвана — «мотишки», готового себе в убыток избавить случайного знакомого от необходимости платить полати за умерших крестьян.
Кто такой Чичиков? Что он за человек? Среди множества фантастических версий о Чичикове, выдвинутых чиновниками города NN. заслуживает особого внимания версия об антихристе. Антихрист новозаветного «Откровения» предшествует наступлению Страшного суда, появляется в конце времен. Почему же именно Чичиков становится у Гоголя знамением «последних времен», символом грядущей катастрофы?
С точки зрения Гоголя, зло, олицетворенное в Чичикове («страсть к приобретению»), есть главное зло современности. Зло обыденное и ничтожное страшнее, чем литературно-величественное зло, показывает Гоголь. Гоголь хочет понять психологическую природу нового явления. Этому служит биография Чичикова, объясняющая генезис изображенного в поэме характера. Тусклое, грустное детство героя — без товарищей, без мечтаний, без родительской любви — многое предопределило в дальнейшей судьбе героя. Глубоко усвоив родительское наставление («. береги и копи копейку»), Павлуша Чичиков развивает в себе энергию, волю и упорство, с которым и устремляется к своей единственной в жизни цели -, богатству. Вначале его действия наивны и прямолинейны: Павлуша рабски угождает учителю и становится его любимцем. Повзрослев, Чичиков манипулирует людьми с гораздо большим искусством, по и результаты его усилий теперь более значительны. Пообещав жениться на дочери своего начальника, Чичиков добывает себе место повытчика. Служа на таможне, Павел Иванович убеждает начальство в своей неподкупности, а затем наживает огромное состояние па крупной партии контрабандного товара. Биография гоголевского «приобретателя» отмечена странной закономерностью: блестящие победы Чичикова всякий раз оборачиваются нулем. Процесс обогащения превращается в нечто самоценное, самодостаточное — ведь это всегда процесс без результата.
В то же время биография Чичикова заставляет вспомнить о грешниках, которые преодолели свою греховность и впоследствии стали святыми подвижниками. Предполагалось, что в следующих томах поэмы произойдет пробуждение души героя и его духовное воскрешение. Автор говорил, что пороки времени, не случайно так сгущены и усилены в Чичикове — воскрешение «героя времени» должно стать началом воскрешения всего общества.

57291 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу «одно сочинение в одну школу»:

/ Сочинения / Гоголь Н.В. / Мертвые души / Образ Чичикова в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Смотрите также по произведению «Мертвые души»:

Образ, характеристика Чичикова в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые Души”. Сочинение

Поэма «Мертвые души» занимает особое место в творчестве Гоголя. Это произведение писатель считал главным делом своей жизни, духовным заветом Пушкина, который подсказал ему основу сюжета. В поэме автор отразил уклад жизни и нравы разных слоев общества – крестьян, помещиков, чиновников. Образы в поэме, по словам автора, «ничуть не портреты с ничтожных людей, напротив, в них собраны черты тех, которые считают себя лучше других». Крупным планом показаны в поэме помещики, владельцы крепостных душ, «хозяева» жизни. Гоголь последовательно, от героя к герою, раскрывает их характеры и показывает ничтожность их существования. Начиная с Манилова и заканчивая Плюшкиным, автор усиливает свою сатиру и разоблачает преступный мир помещичье-чиновничьей России.

Главный герой произведения – Чичиков – вплоть до последней главы первого тома остается для всех загадкой: как для чиновников города N, так и для читателей. Внутренний мир Павла Ивановича автор раскрывает в сценах его встреч с помещиками. Гоголь обращает внимание на то, что Чичиков постоянно меняется и почти копирует манеры поведения своих собеседников. Рассказывая о встрече Чичикова с Коробочкой, Гоголь говорит, что в России человек по-разному разговаривает с владельцами двухсот, трехсот, пятисот душ: «…хоть всходи до миллиона, все найдутся оттенки».

Чичиков прекрасно изучил людей, в любой ситуации умеет найти выгоду, всегда говорит то, что от него хотели бы услышать. Так, с Маниловым Чичиков высокопарен, любезен и льстив. С Коробочкой он разговаривает уже без особых церемоний, и его лексикон созвучен стилю хозяйки. Общение с наглым вруном Ноздревым складывается нелегко, так как Павел Иванович не терпит фамильярного обращения, «…разве только если особа слишком высокого звания». Однако, надеясь на выгодную сделку, он до последнего не покидает имение Ноздрева и старается ему уподобиться: обращается на «ты», перенимает хамский тон, ведет себя фамильярно. Образ Собакевича, олицетворяющий основательность помещичьего бытия, сразу же побуждает Павла Ивановича повести как можно более основательный разговор о мертвых душах. Чичикову удается расположить к себе «прореху на человеческом теле» – Плюшкина, который давно утратил связь с внешним миром и забыл нормы вежливости. Для этого ему было достаточно сыграть роль «мотишки», готового в убыток себе избавить случайного знакомого от необходимости платить подати за умерших крестьян.

Чичикову не трудно менять свой внешний облик, потому что в нем есть все качества, которые составляют основу характеров изображенных помещиков. Подтверждением этого служат эпизоды в поэме, где Чичиков остается наедине с самим собой и ему не нужно приспосабливаться к окружающим. Осматривая город N, Павел Иванович «оторвал прибитую к столбу афишу, с тем, чтобы, пришедши домой, прочитать ее хорошенько», а прочитав, «свернул опрятно и положил в свой ларчик, куда имел обыкновение складывать все, что попадалось». Это напоминает привычки Плюшкина, собиравшего и хранившего разного рода тряпочки и зубочистки. Бесцветность и неопределенность, сопровождающие Чичикова до последних страниц первого тома поэмы, роднят его с Маниловым. Именно поэтому чиновники губернского города строят нелепые догадки, пытаясь установить истинную личность героя. Любовь Чичикова аккуратно и педантично все раскладывать в своем ларчике сближает его с Коробочкой. Ноздрев замечает, что Чичиков похож на Собакевича. Все это говорит о том, что в характере главного героя, как в зеркале, отразились черты всех помещиков: маниловская любовь к бессмысленным разговорам и «благородным» жестам, и мелочность Коробочки, и самовлюбленность Ноздрева, и грубость Собакевича, и скопидомство Плюшкина.

И в то же время Чичиков резко отличается от помещиков, показанных в первых главах поэмы. У него иная психология, чем у Манилова, Собакевича, Ноздрева и других помещиков. Ему свойственна необычайная энергия, деловая хватка, целеустремленность, хотя в моральном отношении он ничуть не возвышается над владельцами крепостных душ. Многолетняя чиновничья деятельность наложила заметный отпечаток на его манеру поведения и речь. Свидетельством этого служит радушный прием, оказанный ему в губернском «высшем обществе». Среди чиновников и помещиков он новый человек, приобретатель, который придет на смену маниловым, ноздревым, собакевичам и плюшкиным.

Душа Чичикова, так же, как души помещиков и чиновников, омертвела. Ему недоступна «блистающая радость жизни», он почти полностью лишен человеческих чувств. Ради достижения своих практичных целей он усмирил свою кровь, которая «играла сильно».

Гоголь стремился понять психологическую природу Чичикова как нового явления, и для этого в последней главе поэмы рассказывает о его жизни. Биография Чичикова объясняет становление раскрытого в поэме характера. Детство героя было тусклым и безрадостным, без друзей и материнской ласки, с постоянными попреками больного отца, и не могло не отразиться на его дальнейшей судьбе. Отец оставил ему в наследство полтину меди и завет старательно учиться, угождать учителям и начальникам, и, самое главное, беречь копейку. Павлуша хорошо усвоил наставление отца и всю свою энергию направил на достижение заветной цели – богатства. Он быстро понял, что все высокие понятия только мешают достижению его цели, и начал пробивать себе дорогу сам. Вначале он действовал по-детски прямолинейно – всячески угождал учителю и благодаря этому стал его любимцем. Повзрослев, он понял, что к каждому человеку можно найти особый подход, и стал добиваться более значительных успехов. Пообещав жениться на дочери своего начальника, он получил место повытчика. Во время службы на таможне ему удалось убедить начальство в своей неподкупности, а позднее наладить связь с контрабандистами и нажить огромное состояние. Все блестящие победы Чичикова в итоге оканчивались провалом, но никакие неудачи не могли сломить его жажду наживы.

Однако автор замечает, что в Чичикове, в отличие от Плюшкина, «не было привязанности собственно к деньгам для денег, им не владели скряжничество и скупость. Нет, не они двигали им, – ему мерещилась впереди жизнь во всех ее довольствах, чтобы наконец потом, со временем, вкусить непременно все это, вот для чего береглась копейка». Гоголь отмечает, что главный герой поэмы – единственный персонаж, способный на проявление движений души. «Видно и Чичиковы на несколько минут обращаются в поэтов», – говорит автор, когда его герой останавливается «будто оглушенный ударом» перед молоденькой дочкой губернатора. И именно это «человеческое» движение души привело к провалу его перспективной затеи. По мнению автора, душевность, искренность и бескорыстие являются самыми опасными качествами в мире, где царят цинизм, ложь и нажива. То, что Гоголь перенес своего героя во второй том поэмы, говорит о том, что он верил в его духовное возрождение. Во втором томе поэмы писатель планировал духовно «очистить» Чичикова и поставить его на путь духовного воскрешения. Воскрешение «героя времени», по его словам, должно было стать началом воскрешения всего общества. Но, к сожалению, второй том «Мертвых душ» был сожжен, а третий не написан, поэтому мы можем лишь предполагать, каким образом происходило нравственное возрождение Чичикова.

Образ Чичикова в поэме Гоголя «Мертвые души»

Задачей поэмы «Мертвые души», как её определял сам Гоголь, являлось создание большого полотна-портрета российского общества того периода.

Но! С одной его стороны – со стороны отрицательной сущности, когда выпуклыми подаются картины торжества зла и страдающей от него невинности.

С такой задачей проводника в гоголевском аду собранных «мертвых душ» справляется главный герой – Чичиков. Мы путешествуем рядом с ним в его бричке по просторам страны, сталкиваясь с остросатирическими персонажами помещиков.

В этом плане его образ – главный сюжетообразующий элемент.

Портрет Чичикова — описание внешности и характера, история персонажа

Гоголь выводит героя «средним» во всех отношениях. Он у него и не толст, и не худ, и не молод и не стар, да и по статусу этот персонаж – так, средней руки коллежский советник.

Можно добавить, что он также:

  • аккуратен (очень следит за фраком)
  • благопристоен (и сам не хамит, и другим не мешает).

Со слов же самого Павла Ивановича, он — не более как червь «незначащий» в мире сем, который друзей детских не имел, много претерпел в юные лета, жил с нездоровым отцом. По поводу родителей Чичиков тоже в затруднении –

дескать, они дворяне были, но вот какие – он не помнит – то ли столбовые, то ли личные.

От больного отца Павел Иванович усвоил самое основное – надо, мол, в первую очередь, «беречь копеечку», она, дескать, самая надежная штука в жизни. И уже в гимназическом отрочестве у героя обнаруживается «практический» талант, чем вызывается довольство его учителей. Потом Павел Иванович попадает хоть и на «ничтожное место» в казенной палате, но снова-таки проявляет практический талант, угождая начальнику и даже симулируя желание жениться на его очень некрасивой дочери. Вследствие этого «ничтожное место» постепенно превращается в «хлебное», но начальника снимают и все сыплется в прах. Новому начальнику лицо Чичикова не нравится…

Потом служба на таможне и снова «практические успехи», но опять «расхождения» с начальством и крах.

Тогда-то и решает Павел Иванович заняться «самостоятельным бизнесом», возникает идея «мертвых душ», за которые опекунский совет и даст заветные «тыщи» капитала.

«Имидж» Чичикова полностью соответствовал его начинаниям. Так, он был по мнению:

  • Губернатора – человеком «благонадежным»
  • Прокурора – «дельным»
  • Полковника жандармерии – «умным»
  • Полицмейстера – «любезным и почтенным» а его жены еще и – «обходительнейшим и любезнейшим»

Образ героя нового типа — в чем же секрет Чичикова?

Надо сказать, само по себе стремление гоголевского персонажа к довольству и счастливой жизни – никак не подлежит осуждению; ни в те времена, ни в наши это не было однозначным пороком. Протест может вызвать лишь способ получения этого. Афера с приобретением умерших душ и превращает героя в великого проходимца и первого авантюриста нашей литературы.

Его же можно назвать и предвестником зарождающего буржуазного класса. Он – путешественник-делец, приемлющий все, что приблизит его к желанному «миллиону». Поместье за поместьем, чиновник за чиновником – и Чичиков докатывает на своей бричке до вершины власти, причем нигде не встречая никакого отпора своему авантюризму.

Лишь в заключительной главе Павел Иванович дожидается осуждения и разоблачения. Но! Уже лишь в конце и только от автора.

По свидетельству Гоголя, у самого Чичикова становится мёртвой душа. Мошеннический авантюризм делает его антигероем, антизлодеем. В результате порок теряет свою величавость, как это можно было наблюдать в романтических тенденциях, а само зло — героичность.

Наша презентация по теме:

Параллели образа Чичикова с другим аферистом 20 века Остапом Бендером – очевидны. Несомненно, что и в нашем столетии дело Павла Ивановича имеет свои продолжения.

Тем не менее, своего героя Гоголь уводит на страницы последующих томов, возможно, считая его «человеком пути», способным к «возрождению». К сожалению, судьбы этих произведений печальны, и мы не можем проследить этой задумки великого писателя России.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector