Оперы на сюжеты Пушкина

Жизнь и творчество русского композитора

Пушкин Александр Сергеевич

1799-1837. Великий русский поэт, родоначальник новой русской литературы, создатель русского литературного языка. Его творчество претерпело эволюцию от юношеского романтизма до глубочайшего реализма, сочетающего всечеловечность (по определению великого русского писателя Ф.Достоевского) с национальным элементом. Пушкина современники справедливо называли «солнцем русской поэзии».

Многие страницы жизни и творчества Пушкина были связаны с замечательными усадьбами России, которые принадлежали либо ему самому, либо его друзьям и родным. В них поэт всегда очень плодотворно работал. Самой знаменитой из пушкинских усадеб является Михайловское на Псковщине, где Пушкин провел два года и где, согласно его завещанию был похоронен у стен Святогорского монастыря. Чайковский очень высоко ценил творчество Пушкина. Учеником Петербургской консерватории, Чайковский написал музыку к некоторым сценам из трагедии «Борис Годунов», но до нашего времени эта музыка не сохранилась. К одному из студенческих спектаклей Чайковский, уже будучи профессором Московской консерватории, написал музыку на стихи песни Земфиры из поэмы «Цыганы». Позже Чайковский написал на сюжеты Пушкина две самых знаменитых своих оперы: «Евгений Онегин» и «Пиковая дама». На пушкинские тексты написаны также опера «Мазепа», романс «Соловей» и хор «Что смолкнул веселия глас».

В качестве эпиграфов к пьесам из «Времен года» (Январь и Сентябрь) использованы стихотворения Пушкина. В пьесе Январь, «У камелька» взяты строки из стихотворения «Мечтатель», написанного в 1815 году шестнадцатилетним поэтом. В пьесе Сентябрь, «Охота» использованы строчки из «Графа Нулина».

Римский -Корсаков

Жизнь и творчество русского композитора

Оперы Римского-Корсакова:

Особенности стиля и художественного метода композитора с наибольшей полнотой раскрылись в оперном творчестве. 15 опер Римского-Корсакова представляют необычайное разнообразие жанровых, драматургических, композиционных и стилистических решений. Среди них — сочинения, тяготеющие к номерной структуре (“Майская ночь”, “Снегурочка”, “Царская невеста”) и к непрерывному развитию (“Моцарт и Сальери”, “Кащей бессмертный”, “Сказание о невидимом граде Китеже”, “Золотой петушок”); оперы с широкими массовыми сценами (“Псковитянка”, “Майская ночь”, “Снегурочка”, “Млада”, “Садко”, “Китеж” и без них (“Моцарт и Сальери”, “Вера Шелога”, “Kaщей бессмертный”), с развёрнутыми законченными ансамблями (“Царская невеста”) и без ансамблей (“Moцарт и Сальери”, “Золотой петушок”). В каждом конкретном (случае выбор жанра, принципы драматургического и стилистического решения обусловлены сюжетными предпосылками. “Я никогда не верил и не верю, — подчёркивал Римский-Корсаков, — в одну единую истинную оперную форму, считая, что сколько на свете сюжетов, столько (почти столько) должно быть и соответствующих самостоятельных оперных форм”. Утверждая взгляд на оперу как на произведение прежде всего музыкальное (см. авторские предисловия к партитурам “Сервилии”, “Китежа”, “Золотого петушка”), Римский-Корсаков предъявлял в то же время высокие требования к её поэтической основе, единству и выдержанности литературного стиля. Он активно направлял работу либреттистов (крупнейший среди них — В. И. Бельский, автор выдающихся по художественным достоинствам либретто “Сказки о царе Салтане”, “Сказания о граде Китеже”, “Золотого петушка”). Ряд оперных либретто композитор написал сам.

Подчёркивая главенствующую роль вокального начала в опере, Римский-Корсаков уделял огромное внимание и оркестру, особенно в многочисленных живописно-изобразительных эпизодах, как чисто инструментальных (вступления к “Ночи перед Рождеством”, “Садко”, “Китежу”, 3 антракта в “Сказке о царе Салтане”), так и вокально-симфонических (фантастические сцены в “Садко”, сцена на горе Триглаве в “Младе”, Шествие в “Золотом петушке”). Композитор симфонизирует оперу, насыщая её сквозным развитием основных интонационно-тематических комплексов. В музыкальных характеристике образов он широко использует лейтмотивы (также лейтгармонии, лейттембры), образующие в поздних операх разветвлённую систему, охватывающую почти весь важнейший тематический материал произведения.

Первая опера Римского-Корсакова — “Псковитянка” (по исторической драме Л. А. Мея, воскрешающей события времён Ивана Грозного) в наибольшей степени отразила эстетические установки Балакиревского кружка. Обращение к переломному периоду русской истории, широкое развитие народных сцен, их драматически действенная трактовка, психологическая разработка образа Грозного, значительная роль речитатива и декламации, тяготение к свободному сквозному развитию сближают эту оперу с жанром народной музыкально драмы. В то же время в ней сказывается характерная в дальнейшем для Римского-Корсакова повествовательность, спокойная объективность тона, что позволило Асафьеву назвать “Псковитянку” “оперой-летописью”. Новый, специфически корсаковский тип оперы с характерными особенностями драматургии формируется в лирико-комической “Майской ночи” (по Н. В. Гоголю), получает законченное воплощение в “Снегурочке” (по А. Н. Островскому) и сохраняется в последующих произведениях — в “Ночи перед Рождеством” (по Гоголю), отчасти в “Младе”. В этих операх Римский-Корсаков отказывается от острых конфликтов, борьбы сильных человеческих личностей (исключение — “Млада”), напряжённого драматического развития. Его увлекает отстоявшийся в обычаях и ритуальных формах быт людей, тесно слитый с жизнью природы, окрашенный народными поверьями и мифологическими представлениями. В центре внимания не столько само действие, сколько поэтическая атмосфера, в которой оно разворачивается. Широкие обрядовые или игровые сцены на народно-песенной основе (хоровод “Просо”, Троицкая песня, русальные песни в “Майской ночи”; проводы масленицы, свадебный обряд, сцена в заповедном лесу в “Снегурочке”; коло в “Младе”; колядки в “Ночи перед Рождеством”), романтически красочные картины природы, фантастические сцены (ночь на берегу пруда в “Майской ночи”; Пролог, волшебные превращения леса, появление Весны из озера в “Снегурочке”; вступление “Святый вечер” в “Ночи перед Рождеством”) образуют развёрнутый фон, на котором рельефно выступает лирическая линия главных героев. Природа и быт, нереальное и реальное оттеняют друг друга; это подчёркивается и характерным для Римского-Корсакова приёмом сопоставления контрастных женских образов (Панночка и Ганна в “Майской ночи”; Снегурочка и Купава; тень Млады и Войслава).

Отмеченные тенденции получили развитие в опере “Садко” с её монументальными массовыми сценами (1, 4, 7-я картины), морскими пейзажами (вступление “Окиан-море синее”, 5-я картина), фантастикой подводного царства (6-я картина), параллелизмом женских образов (Волхова—Любава). Контраст реальной (жизнь древнего Новгорода) и фантастической (подводное царство) сфер в этой опере ещё глубже проникает в музыкальный язык. Стремясь подчеркнуть специфику жанра эпической “оперы-былины”, Римский-Корсаков создаёт для бытовых картин “Садко” особый тип речитатива (по словам композитора, “как бы условно-уставный былинный сказ или распев”). Симфонизированные фантастические сцены обособлены стилистически благодаря применению сложных ладов (“гамма Римского-Корсакова”).

Индивидуальны по своему характеру последующие 3 оперы. Камерные “драматические сцены” “Моцарт и Сальери” (на полный текст “маленькой трагедии” Пушкина) — тонкий психологический этюд. Сложный внутренниц мир героев, особенно Сальери, Римский-Корсаков передаёт с помощью гибкого, интонационно-выразительного речитатива и ариозной декламации, истоки которых — в вокальном стиле “Каменного гостя” Даргомыжского. Опера “Боярыня Вера Шелога” по типу приближается к драматической моноопере. Музыкальное содержание её раскрывается в большой, свободно построенной симфонизированной сцене рассказа Веры. Особое место в оперном творчестве Римского-Корсакова занимает “Царская невеста” (по Мею) с её конфликтной драматургией, напряжённым развитием действия, яркими кульминациями, подчёркнутой ориентацией на классические принципы формообразования. Чёткая расчленённость номерной структуры, главенство вокального начала, обилие арий и развитых, мастерски написанных ансамблей различного состава (от дуэта до секстета) выделяют “Царскую невесту” среди других опер композитора.

Столь же разнообразна и группа поздних опер-сказок. В “Сказке о царе Салтане” (по Пушкину) господствует принцип условности, охватывающий как сферу содержания (сюжет, характеристики персонажей), так и приёмы воплощения. Спектакль стилизован в духе народно-театральных представлений, красочного лубка, узорчатого орнамента. Опора на формы народного искусства предстаёт здесь не как средство, а как своего рода цель, художественныя модель, определяющая и стиль произведения, и самый метод творчества (Римский-Корсаков сравнивал его с созданием “рисунка по клеточкам”). Театрально-живописная природа сочинения сказывается также в драматургически значитительной роли изобразительных, блестяще инструментованных симфонических антрактов, каждому из которых предпослан программный поэтический эпиграф из сказки.

“Золотой петушок” (по Пушкину) развивает во многом аналогичные тенденции, которые подчинены здесь общей сатирической направленности оперы. Задача осмеяния тупости, духовного убожества царя Додона и его окружения решается комплексом приёмов: специфическим отбором народно-песенных тем, их использованием в нарочито несоответствующих сценических ситуациях (например, интонации скоморошьей песни “Шарлатарла из партарлы” в сцене заседания царской думы или мотив “Чижика” в качестве любовной серенады Додона и др.). Интонационной сфере Додонова царства противостоит звуковой мир фантастических персонажей: восточная орнаментика виртуозно-колоратурной партии Шемаханской царицы, мерцающие звучания темы Звездочёта. Значительное место занимают в опере симфонические эпизоды (“Сон Додона”, сказочное Шествие и др.). По богатству и разнообразию оркестровых красок “Золотой петушок” (как и “Сказка о царе Салтане”) — одна из самых блестящих партитур Римского-Корсакова.

В опере “Кащей бессмертный” (сюжет E. M. Петровского, либретто Римского-Корсакова) господствует однотонный, “тёмный” колорит, связанный с воплощением сил зла. При внешнем несходстве образов немощного злобного старца Кащея и жестокой, но обольстительно-прекрасной Кащеевны их музыкальные характеристики во многом родственны. Общий сумрачно-зловещий характер произведения определяют холодные тембры низких деревянных духовых, “колючие” звучания засурдиненной меди и струнных sul ponticello, крайне обострённая, “пряная”, изобилующая диссонантными сочетаниями и эллиптическими последованиями гармония, основанная на системе сложных ладов.

Важнейшие идейные, драматургические и стилевые тенденции оперного творчества Римского-Корсакова во многом обобщает сложная, многоплановая и вместе с тем исключительно цельная концепция “Сказания о невидимом граде Китеже. ”. Стержневая для композитора проблема борьбы добра и зла, преломлённая сквозь призму поэтической легенды и религиозно-христианских представлений, даётся здесь в двух аспектах — народно-патриотическом и этическом (нравственно-философском). Первый из них связан с темой нашествия татарских орд на Русь, второй раскрывается в противопоставлении полярных мироощущений, жизненных философий, носители которых — центральные персонажи: чистая сердцем, устремлённая к свету и радости дева Феврония и горький пьяница, предатель Гришка Кутерьма. Драматургическая многослойность оперы ведёт к сочетанию и взаимодействию эпического, драматического и лирического принципов воплощения в рамках эпико-повествовательной в своей основе жанра с к а з а н и я. Она выявляется в разнообразии массовых сцен — жанрово-бытовых (в Малом Китеже), драматически-конфликтных, действенных (нашествие татар), ораториально-статических (в Великом Китеже, в невидимом граде), в различных решениях образов — эпически обобщённом (Князь Юрий, Поярок, Всеволод), драматическо-психологически углублённом (Гришка Кутерьма), лирическом (Феврония). Симфонизированная музыкальная драматургия “Сказания” опирается на последовательное сквозное развитие важнейших интонационно-тематических комплексов, связанных с основными идеями оперы. Узлами этого развития становятся симфонические или вокально-симфонические эпизоды: вступление “Похвала пустыне”, монологи Февронии (в 1-м и 4-м актах), антракты “Сеча при Керженце” и “Хождение в невидимый град”.

Оперы на сюжеты Пушкина

Презентация «Оперы на сюжеты Пушкина». Размер 1216 КБ. Автор: User.

Литература 6 класс

«Природа в русской поэзии» — Вулканы принесли нам много бед. Землетрясение. Есть в дикой роще, у оврага, зеленый холм. Унылая пора. Поспевает брусника, стали дни холоднее. Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора. Чародейкою зимою околдован, лес стоит. Поэзия природы. Темный лес – что шапкой принакрылся чудной. Неохотно и несмело Солнце смотрит на поля. Волшебный водопад. Чудная картина, как ты мне родна: белая равнина, полная луна.

««Литература» 6 класс» — В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой». Тютчев Федор Иванович. Звезда полей. Митраша. Эгль. Путешествие по страницам школьного учебника. Седые кудри. Н.С. Лесков «Левша». Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». Левша. Елань – топкое место. Музей. Крылов Иван Андреевич. М.М. Пришвин «Кладовая солнца». А. Платонов «Неизвестный цветок». Литературный портрет. Блок Александр Александрович. Чирки – самодельная обувь.

«Оперы на сюжеты Пушкина» — Опера «Русалка». Оперы на сюжеты Пушкина. А.С. Пушкин и оперы. Всего по произведениям Пушкина создано более 20 опер. Произведения. Ряд опер. «Борис Годунов». Оперы. А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». «Руслан и Людмила». «Пиковая Дама».

«Баба-Яга и Кощей Бессмертный» — Кощей Бессмертный. О скупом человеке, скряге. Здесь СТ чередуется с Щ по типу весть – вещий. Само слово кость имеет соответствие в латинском языке: costa – ребро. Почему Бессмертный? Картина Васнецова. Кощей Бессмертный и Баба Яга. О тощем и высоком человеке, чаще старике, а также о скряге (разговорное). «Толковый словарь» объясняет: Кащей, Кощей. 1. (с прописной буквы). О тощем высоком человеке. 3. Разговорное.

«Возникновение древнерусской литературы» — Древнерусская литература. Возникновение письменности на Руси. Что представлял собой Киев. Д.С.Лихачев. Сказание о Кожемяке. Как создавалась культура Древней Руси. Нестор. Основные термины. «Повесть временных лет». Столица древнерусского государства. Летописец- монах, составитель летописи. Древняя русская литература наполняет нас гордостью. Сказание о Белгородском киселе. Летописание началось на Руси в XI веке.

«Кикимора» — Особенно рассердившись, может состричь у домочадцев волосы. Живёт в доме, в бане, в хлеву и в пустых домах. Скрытный и вредоносный. Поговорки и суеверия. На улице появляться боится: вдруг ветер унесёт. Характер и поведение. Чу, кикимора пряжу прядет! По мифологическим представлениям восточных славян — злой дух дома. Место обитание. Спи, кикимора спрядет за тебя. По ночам бросается камнями, перебегает из комнаты в комнату, гремит крынками.

Всего в теме «Литература 6 класс» 76 презентаций

Оперы на сюжеты Пушкина Приготовила ученица 6 класса Буханцева Валерия Преподаватель: Лосева С.Е. Предмет: музыкальная литература. — презентация

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемdshisv-festival.ucoz.ru

Похожие презентации

Презентация 6 класса по предмету «Русский язык, Литература, Чтение» на тему: «Оперы на сюжеты Пушкина Приготовила ученица 6 класса Буханцева Валерия Преподаватель: Лосева С.Е. Предмет: музыкальная литература.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Оперы на сюжеты Пушкина Приготовила ученица 6 класса Буханцева Валерия Преподаватель: Лосева С.Е. Предмет: музыкальная литература.

2 А.С.ПУШКИН « ИЗ НАСЛАЖДЕНИЙ ЖИЗНИ ОДНОЙ ЛЮБВИ МУЗЫКА УСТУПАЕТ, НО И ЛЮБОВЬ — МЕЛОДИЯ!» А.С.ПУШКИН

3 Произведения написанные на стихи А.С.Пушкина Уже полтора столетия звучат музыкальные произведения, написанные на стихи Пушкина, со сцен больших и малых театров, и концертных залов. Его произведения стали неотъемлемой частью мировой культуры. Слово Пушкина по особому открывается через сочинения композиторов, которые писали музыкальные произведения на его стихи.

4 А.С. Пушкин и оперы Русская музыка всегда была неразрывно связана с классической литературой, а русская опера все время ориентировалась на Пушкина.

5 Оперы « Руслан и Людмила » былинно-эпическая опера Глинки; « Борис Годунов » историко-трагическая опера Мусоргского, « Евгений Онегин » лирическая опера Чайковского; « Пиковая дама » психологическая опера Чайковского. Секрет их популярности, их долголетия в том, что каждая из них написана двумя гениями авторами сюжета и музыки.

6 «Руслан и Людмила» Опера « Руслан и Людмила » была написана в 1820 году. Пушкин назвал поэму « Мое игривое творение ». Увертюра к опере звучит как музыкальный фейерверк. Опера прозвучала впервые в Петербурге в 1840 году, т.е. через 5 лет после гибели поэта.

7 «Борис Годунов» Трагедия « Борис Годунов » была написана поэтом в 1825 году. Опера была написана М. Мусоргским через 44 года, т.е. в 1869 году и поставлена в Петербурге. Цензура вначале запретила оперу и было предложено ввести любовный сюжет, так появился образ Марины Мнишек. К сожалению в связи со смертью композитора произведение не было закончено и завершил его Н.А.Римский- Корсаков.

8 «Евгений Онегин» Опера « Евгений Онегин » ( семилетний труд Пушкина гг.). Появление ее в 1878 году ознаменовало собой новый этап в русском оперном искусстве. Велика роль либреттистов Петра Ильича Чайковского и Шиловского, которые, прикоснувшись к творению Пушкина сумели органично включить в превосходную ткань оперы отдельные стихотворные тексты: арию Грёмина,ариозо Ленского и др. Образ Татьяны собирательный. Изумительный дуэт Татьяны и Ольги не что иное, как стихотворение « Певец », написанное Пушкиным еще в лицее.

9 «Пиковая Дама» Опера « Пиковая дама ». Повесть написана поэтом в 1833 году (в течение одного года). Чайковский трудился над оперой 41 день. Трудно себе представить, что за такой короткий срок Чайковский создал произведение, которое является одним из величайших достижений мирового музыкального искусства. Прообразом старой графини явилась 90-летняя княгиня Голицына, властная дама, которая умудрилась умереть в один год с Пушкиным. Следует отметить, что опера была впервые поставлена в Париже в 1850 году, на 40 лет раньше, чем в России.

10 Оперы По произведениям Пушкина было создано еще ряд опер: « Мазепа », музыка Чайковского; « Сказка о царе Салтане », « Золотой Петушок », « Моцарт и Сальери » композитор Римский-Корсаков; « Дубровский » композитор Направник; « Русалка », « Каменный гость » Даргомыжский; « Скупой рыцарь », « Бахчисарайский фонтан », « Граф Нулин » написаны Асафьевым; « Пир во время чумы », « Капитанская дочка » композитор Кюи; « Алеко » дипломная работа Рахманинова; « Медный всадник » балет Глиера; « Барышня крестьянка » композитор Минкус.

11 Опера «Русалка» «Русалка» опера А. С. Даргомыжского.операА. С. Даргомыжского Жанр оперы психологическая бытовая музыкальная драма. В основу сюжета легла неоконченная драма А. С. Пушкина, опубликованная после смерти поэта под названием «Русалка». А. С. Пушкина Либретто написал сам композитор. А. С. Даргомыжский начал работать над оперой со второй половины 40-х годов. Параллельно пишет множество романсов («И скучно, и грустно», «Мне грустно»), народно-комедийную сценку «Мельник», монолог «Бог в помощь вам» (у Пушкина это обращение к декабристам, сосланным в сибирские рудники). Опера «Русалка» была окончена в 1855 г. Премьера состоялась в мае 1856 года в Петербурге. Опера ставилась со значительными купюрами, в сборных декорациях, а костюмы и бутафория были взяты из драмы «Русская свадьба», выдержавшей уже свыше 60 представлений. Постановку спасла отличная игра Петрова (Мельник).1856 года ПетербургеРусская свадьбаПетрова

12 А.С.Пушкин Всего по произведениям Пушкина создано более 20 опер и более 10 балетов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: