Одинок я — нет отрады (мотив одиночества в лирике Лермонтова)

«Солнцем нашей поэзии» называют Пушкина. В таком случае, Лермонтова по праву можно назвать нашим месяцем, или, вернее, падающей звездой. Ибо, как и у падающей звезды, жизнь его была коротка, но она навеки озарила литературный небосвод гениальными произведениями.

Отзывы о Лермонтове у современников были самые разные, весьма противоречивые. Одни утверждали, что добрее, отзывчивее человека не было, и очень дорожили дружбой с ним. Другие, напротив, считали поэта угрюмым и желчным, язвительным и насмешливым. Так или иначе, узнать истинного Лермонтова мы можем лишь по его произведениям. Как всякий настоящий, а тем более великий, поэт, Лермонтов исповедался в своей поэзии. И, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека.

Страницы юношеских тетрадей Лермонтова напоминают стихотворный дневник, полный размышлений о жизни и смерти, о вечности, о смысле бытия. И уже тогда мы отмечаем один из ведущих мотивов его поэзии, мотив, который впоследствии будет отражаться практически во всех произведениях, — мотив одиночества. Вспомним ранние стихотворения Лермонтова, такие, как «Монолог», «Одиночество»:

Один я здесь, как царь воздушный,

Страданья в сердце стеснены.

И вижу, как судьбе послушно,

Года уходят, будто сны.

Поэт словно предчувствовал, что ему предстоит нелегкая судьба. Он был несчастлив с детства: ранняя гибель матери, жизнь вдали от отца, которого ему запрещено было видеть, мучения неразделенной любви в ранней юности, а потом разлука с Варварой Лопухиной, разобщенные судьбы, а впоследствии политические преследования и жизнь изгнанника. Все это свершалось словно затем, чтобы усилить трагический характер поэзии этого художника.

Чём старше Лермонтов становился, тем все чаще соотносил субъективные переживания и ощущения с опытом и судьбой целого поколения. Но при этом поэт не вычленял себя из него, он видел закономерность своих несчастий в несчастьях общества:

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее — иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

Грустью и сожалением о потерянном навеки времени пронизано стихотворение «И скучно, и грустно. «. Лирический герой видит в этом мире только пустоту, он осознает никчемность своего существования, свое бессилие и одиночество:

Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг

Исчезнет при слове рассудка;

И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг,

Такая пустая и глупая шутка.

В этом стихотворении, кроме уже известного мотива бесконечного одиночества и усталости, сквозит, как мы бы теперь сказали, и суицидальность. В самом деле, разве художник так уж не прав? Если жизнь действительно такова, какой он видит ее, то жить просто не стоит. Но Лермонтов оказывается сильнее этого, и этот порыв, возможно, был лишь сиюминутным.

Хотя уже в другом стихотворении мы видим все тот же мотив одиночества, правда, уже не меланхолического, а желчного — «Как часто пестрою толпою окружен. «.

Лирический герой остается наедине с самим собой в самой гуще толпы. Он не сливается с ней, а стоит как бы вне ее. Его мечты уносятся в самое лучшее время — в детство, в пору первой любви, юношеского трепета. Но, увы, сознание героя вскоре возвращается в этот мир, «шум толпы людской» спугивает его мечту. И тут он понимает, насколько одинок в обществе. И дерзость, с которой герой Лермонтова хочет выплеснуть им в лицо «железный стих, облитый горечью и злостью», возможно, не что иное, как попытка отыграться за свое одиночество.

Одиночество преследовало поэта всю жизнь. Но ведь человек изначально одинок. Он рождается один и умирает один. Даже в минуты любви, когда рядом находится близкий человек, он все равно остается один. Возможно, Лермонтов как никто другой понимал это. Но сильная воля и стальной характер поэта не позволили ему полностью погрузиться на дно мрачного пессимизма.

Последние стихи поэта полны уже не скептического отношения к миру, не стремления покинуть этот свет, в котором нет отрады, а желания покоя. Уединение — вот его мечта — «Выхожу один я на дорогу. «

Здесь уже мотив одиночества рассмотрен с абсолютно новой позиции. Лирический герой восхищается красотой тихой ночи:

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сияньи голубом.

Его по-прежнему гнетет какое-то невыразимое чувство, но оно отличается от глухой, безысходной тоски прошлых лет. Желание лирического героя «забыться и заснуть» не пассивное бегство от проблем. Это мечта об отдыхе, покое, восстанавливающем силы. И, возможно, этот отдых позволит когда-нибудь поэту пробудиться для новых дел.

К сожалению, мечтам Лермонтова суждено было сбыться скорее, чем он думал, и в совершенно ином виде. Трагическая гибель оборвала его жизнь в самом расцвете творческих сил. Кто знает, может быть он наконец-то обрел долгожданный покой и больше не чувствует себя одиноким. Хотелось бы верить. Но так или иначе, Лермонтов навсегда останется в нашей памяти как гениальный поэт.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Разное / «Одинок я — нет отрады» (мотив одиночества в лирике Лермонтова).

Смотрите также по разным произведениям Лермонтова:

Реферат на тему: Биографические мотивы в лирике М.Ю. Лермонтова

Раздел: Литература, Лингвистика ВСЕ РАЗДЕЛЫ

СодержаниеВведение 1. Отражение личности отца Ю. П. Лермонтова в лирике поэта 2. Отражение образа матери М.М. Лермонтовой в лирических произведениях 3 Отражение образа бабушки Е.А Арсеньевой в творчестве поэта Заключение Список литературы Приложения Введение Несмотря на то, что о М.Ю.Лермонтове написано огромное количество исследований, и, казалось бы, уже давно все сказано, его судьба продолжает по сей день волновать своими тайнами. Вопросы о сопряжении в художественном произведении реального мира с миром вымышленным, о соединении «мира земного» и «мира фантазии» могут быть интересны каждому исследователю. Тем более, когда речь пойдет о связи этих двух «миров» в творчестве Лермонтова. Особенно много вопросов у исследователей возникает об обстоятельствах детства поэта. Один из них — истоки семейной драмы, столь тяжело пережитой Лермонтовым. К сожалению, он не разгадан до сих пор. Следующий — о влиянии самых близких людей — отца, матери и бабушки — на творчество поэта. В реальной биографии поэта их роль была различна. Матери М.Ю.Лермонтов почти не знал и не помнил. С отцом в раннем детстве разлучила его бабушка. Сама Е.А.Арсеньева пережила внука на четыре года, т.е. сопутствовала всей жизни поэта, практически всегда была рядом. А каково место этих людей в его творчестве, прежде всего в лирике? Соответствует ли оно «удельному весу» их пребывания рядом с Лермонтовым в реальной биографии? Мы предлагаем свой вариант исследования этого вопроса. Цель исследования: выявить на основе документальных источников, воспоминаний современников и документов личного происхождения (дневников, писем, записей и проч.) сведения о личностях близких поэту людей. Затем эти документальные свидетельства мы сопоставим с образами отца, матери и бабушки, которые возникают в лирических произведениях М.Ю. Лермонтова. Объектом нашего исследования являются произведения Лермонтова, прежде всего, лирические, в которых и отразились образы близких ему людей. Наш выбор не случаен и потому, что ранняя лирика поэта, является почти дневниковой, т.е. наиболее полно отражает его душу. Предметом – соотношение документального и художественного в контексте лирических произведений. Итак, в процессе исследования мы сможем выяснить, в каких взаимоотношениях находятся документальные свидетельства и художественный текст: подтверждают ли они друг друга, противоречат ли, или же абсолютно не соприкасаются и никак не взаимосвязаны 1 Отражение личности отца Ю. П. Лермонтова в лирике поэта Документальных свидетельств Лермонтова об отце — дневников, устных упоминаний в передаче третьих лиц — почти не существует. Мы сосредоточимся на его лирике. В этом случае нашей целью будет не характеристика личности Ю.П.Лермонтова, а выяснение, каким поэт видел своего отца, как оценивал его роль в своей жизни. 1 В своей лирике поэт откликнулся только на смерть Юрия Петровича, известно, что родился Юрий Петрович в 1787 году, умер 1 октября 1831 года, когда поэту было 17 лет. В 1816 году, после похорон жены, Юрий Петрович вынужден был уехать в свое имение Кропотово и прожил там 15 лет до самой смерти. Умер он в 44 года. Лишь по временам, приезжая в Москву, отец встречался с сыном, учившимся там в Благородном пансионе.

Главные мотивы лирики В. — воспоминания и раздумья о минувшей войне, любовь к природе, долг человека перед своим временем. Об этом В. пишет и в прозаических произведениях: в повести «Большие пожары» (1964), сборнике рассказов «Армейская юность» (1964). Опубликовал книгу «Непонятливая Лика. О поэзии и поэтическом вкусе» (1966). Автор песен «Я люблю тебя, жизнь» (музыка Э. Колмановского), «Как провожают пароходы» (музыка А. Островского) и др. Награжден орденом «Знак Почёта» и медалями. Соч.: Избранное, М., 1963; Стихотворения, М., 1966; Проза, М., 1969. Лит.: Михайлов Ал., Высокая служба стиха, «Дружба народов», 1964, № 2; Луконин М., Простые слова поэзии, «Литературная газета», 1966, 15 марта; Леонович В., Чувство жизни, «Знамя», 1968, № 10; Волгин И., «Мы вышли из войны». Литературный портрет, «Литературная газета», 1970, 1 июля. В. А. Калашников. Ваньика Ваньи’ка, ньика, народ в Кении, населяющий прибрежные районы — Малинди, Килифи, Квале и отчасти Момбасу. Численность вместе с близкими народами (диго, дурума, гирьяма, рабаи и др.) около 400 тыс. чел. (1967, оценка)

Романтический пафос лирики Лермонтова

В стихах Лермонтова — особенно ранних — есть отзвуки произведений Рылеева и русских поэтов философско-романтического направления; в творчестве Лермонтова заметно сильное воздействие романтических произведений Пушкина и романтической поэзии Байрона. Молодой Лермонтов был похож на многих, но даже в молодости больше всего он походил на самого себя. Его связи с разнообразными романтическими литературными традициями совсем не мешали резкой определенности и индивидуальности его поэтических исканий. В русской литературе Лермонтов принадлежит к числу тех поэтов, кто более других отличался «лица не общим выраженьем», отличался характерностью поэтического почерка, неповторимостью поэтического голоса.

Литературная, поэтическая биография Лермонтова заметно разделяется на два этапа. Первый, юношеский, до 1834 года; к нему относится большое количество произведений в разных жанрах, которые при жизни Лермонтова не печатались. Второй этап — зрелый — включает произведения 1835-1841 годов, которые Лермонтов опубликовал или во всяком случае предназначал для печати.

В раннем периоде своего творчества Лермонтов выступал исключительно как романтический поэт.

Юноша Лермонтов начинает свой литературный путь со стихов о поэте. Из 4 стихотворений, написанных в 1828 году, два, притом наиболее значительных, посвящены именно этой теме: стихотворения «Цевница» и «Поэт». В первой пьесе есть отголоски пушкинского стихотворения «Муза» (1821): образ цевницы как ключевой, смыслообразующий; мотивы воспоминания (у Лермонтова — «души святое вспоминанье»). Вторая из указанных пьес напоминает стихотворение «Поэт» Пушкина и еще больше — стихи на эту тему Веневитинова и Хомякова.

Тема поэта — одна из самых популярных и разработанных у поэтов-романтиков. Лермонтов, таким образом, начинает с вершинных и ключевых тем романтической поэзии.

Связь Лермонтова с рылеевской литературной традицией весьма ощутима и значительна. В 1829 году Лермонтов пишет послание «К Д(урно)ву». Это стихотворение о дружбе, которая позволяет преодолеть трагическое (и романтическое) одиночество поэта:

Я пробегал страны России,

Как бедный странник меж людей,

Везде шипят коварства змии;

Я думал: в свете нет друзей! —

Нет дружбы нежно-постоянной,

И бескорыстной, и простой;

Но ты явился, гость незванный,

И вновь мне возвратил покой.

Вспомним, что писал Рылеев в посвящении к поэме «Войнаровский», обращаясь к Бестужеву:

Как странник грустный, одинокий,

В степях Аравии пустой,

Из края в край с тоской глубокой

Бродил я в мире сиротой.

Сходство раннего стихотворения Лермонтова со стихотворным посвящением Рылеева носит местами дословный характер. Это не подражание Рылееву, а своеобразная цитация из Рылеева. Подражание в поэзии может быть и бессознательным, цитация — всегда осознанная. Лермонтов хорошо сознает свою связь с рылеевскими традициями и отчасти демонстрирует ее.

В русле рылеевских традиций написано Лермонтовым и другое стихотворение 1829 года — «Жалобы турка».

Лирический герой Лермонтова наделен приметами, которые в равной мере характеризуют его как личность, как представителя человечества, как человека определенного времени. Он — яркая индивидуальность, и вместе с тем он в своей характерности неотделим от людей, от эпохи. Эти качества героя в значительной степени и определяют своеобразие лирики Лермонтова.

Исповедь лермонтовского героя всегда соотносится с общезначимыми, с вечными проблемами человека и человеческого бытия. Исповедь героя у Лермонтова заключает в себе одновременно и психологический, и философский интерес.

В зрелый период своего творчества, который падает на вторую половину 30-х годов, .и в лирике, и в поэмах, и в прозе Лермонтов высказывает сильную тенденцию к реалистическому изображению мира и человека, не переставая вместе с тем быть романтиком. Романтизм и реализм часто сосуществуют в произведениях Лермонтова этого времени.

Романтический герой у зрелого Лермонтова сопоставляется с реальным миром и не менее того с реальными, близкими к земле и к земной, народной правде героями. Рядом с героем одиноким, разочарованным, отрицающим, трагедийным появляется герой, понимающий и принимающий обыкновенные, земные жизненные ценности — герой «Бородина» и «Родины». В поэзии зрелого Лермонтова возвышенное и романтическое не просто уживаются, но и внутренне взаимодействуют со стремлением к простоте, к вековой народной правде, к реальному.

Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

Литературный анализ стихотворения “Родина” Лермонтова

В стихотворении Лермонтова «Родина» Добролюбов находил полное выражение такого истинного патриотизма. Он писал:

«Лермонтов… обладал, конечно, громадным талантом и, умевши рано постичь недостатки современного общества, умел понять и то, что спасение от этого ложного пути находится только в народе. Доказательством служит его удивительное стихотворение «Родина», в котором он понимает любовь к отечеству истинно, свято и разумно. Он говорит:

Люблю отчизну я, но странною любовью; Не победит её рассудок мой, Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

Ни тёмной старины заветные преданья

Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Что же любит этот поэт, равнодушный и к воинской славе, и к величавому покою государства, и даже к преданьям тёмной старины, записанным смиренными иноками-летописцами. Вот что он любит:

Просёлочным путём люблю скакать в телеге… И Т. Д.

Полнейшего выражения чистой любви к народу, гуманнейшего взгляда на его жизнь нельзя и требовать от русского поэта». Высокий патриотизм Лермонтова прекрасно раскрывается в этом небольшом стихотворении, написанном так задушевно.

В реалистической лирике Лермонтов достигает большого художественного мастерства.

Стихотворный язык Лермонтова-реалиста сохраняет присущую его ранним, романтическим стихотворениям выразительность. Лермонтов не отказывается от широкого использования эпитетов, отражающих душевные переживания, от взволнованной речи, насыщенной вопросительными и восклицательными предложениями. Но он меньше применяет метафор, особенно развёрнутых. Его стих становится проще, живее, достигает естественной непринуждённой разговорной речи. У Лермонтова появляются повествовательные стихотворения: «Три пальмы», «Дары Терека», «Спор».

Шире использует Лермонтов ритмические возможности русского стиха. Он начинает чаще применять трёхсложные размеры (дактиль, анапест, амфибрахий, допускает чередование амфибрахия с анапестом). Так, например, в стихотворении «Русалка» (1836):

Русалка плыла по реке голубой,

Озаряема полной луной…

первый стих — амфибрахий, второй — анапест. Создаёт Лермонтов и нового типа строфы. В стихотворении «Бородино» он применяет семистрочную строфу с своеобразной рифмовкой (аабвввб).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: