Маяковский В — Ода революции (чит

«Ода революции», «Левый марш», и др. — эти первые образцы социалистического искусства Великого Октября захватывают своей искренностью, глубочайшей верой в прекрасное будущее, открывшееся перед человечеством, Маяковский

Владимир Маяковский
Стихотворение
ОДА РЕВОЛЮЦИИ

Тебе,
освистанная,
осмеянная батареями,
тебе,
изъязвленная злословием штыков,
восторженно возношу
над руганью реемой
оды торжественное
‘О’!
О, звериная!
О, детская!
О, копеечная!
О, великая!
Каким названьем тебя еще звали?
Как обернешься мне еще, двуликая?
Стройной постройкой,
грудой развалин?
Машинисту,
пылью угля овеянному,
шахтеру, пробивающему толщи руд,
кадишь,
кадишь благоговейно,
славишь человечий труд.
А завтра
Блаженный
стропила соборовы
тщетно возносит, пощаду моля, —
твоих шестидюймовок тупорылые боровы
взрывают тысячелетия Кремля.
‘Слава’.
Хрипит в предсмертном рейсе.
Визг сирен приглушенно тонок.
Ты шлешь моряков
на тонущий крейсер,
туда,
где забытый мяукал котенок.
А после!
Пьяной толпой орала.
Ус залихватский закручен в форсе.
Прикладами гонишь седых адмиралов
вниз головой
с моста в Гельсингфорсе.
Вчерашние раны лижет и лижет,
и снова вижу вскрытые вены я.
Тебе обывательское
— О будь ты проклята трижды! —
и мое,
поэтово
— о, четырежды славься, благословенная! —

1918 © Владимир Маяковский

читает Александр Лазарев

Известный российский актер Лазарев Александр Сергеевич (старший) родился 3 января 1938 года в Ленинграде. После окончания средней школы поступил в Школу-студию МХАТ. С 1959 — актер Московского академического театра имени Вл.Маяковского, где прослужил до конца своих дней. За свою творческую жизнь актер сыграл более 70 ролей в кино.
http://www.vokrug.tv/person/show/Lazarev_Aleksandr/

Влади́мир Влади́мирович Маяко́вский (7 (19) июля 1893, Багдади, Кутаисская губерния — 14 апреля 1930, Москва) — русский советский поэт.
Помимо поэзии ярко проявил себя как драматург, киносценарист, кинорежиссёр, киноактёр, художник, редактор журналов «ЛЕФ» («Левый Фронт»), «Новый ЛЕФ».
В своих произведениях Маяковский был бескомпромиссен, поэтому и неудобен. В произведениях, написанных им в конце 1920-х годов, стали возникать трагические мотивы. Критики называли его лишь «попутчиком», а не «пролетарским писателем», каким он себя хотел видеть. Немаловажно, что за два дня до самоубийства, 12 апреля, у него была встреча с читателями в Политехническом музее, на которой собрались в основном комсомольцы; было много хамских выкриков с мест. В какой-то момент он даже потерял самообладание и сел на ступеньки, ведущие со сцены, опустив голову на руки.
В предсмертном письме от 12 апреля Маяковский просит Лилю любить его, называет её (а также Веронику Полонскую) среди членов своей семьи и просит все стихи и архивы передать Брикам.

Поэт и революция в лирике В.В.Маяковского

Радость трубите всеми голосами!
Мы все
на земле
солдаты одной,
жизнь созидающей рати.
В. Маяковский. Революция.

В советском литературоведении Владимир Маяковский считался «адептом» социалистической революции, поэтом, который полностью принял переворот 1917 года и добровольно посвятил свой талант «правому делу трудящихся». Сейчас мы понимаем, что, наверное, все не так однозначно и прямолинейно было во взглядах великого поэта. Однако, действительно, в его творчестве очень большое место занимают произведения, посвященные Октябрьской революции.
В литературу Маяковский входит как революционный романтик, решительно отвергнувший мир капитализма. Лейтмотивом дооктябрьского периода творчества поэта становится бунтарский крик: «долой буржуазную цивилизацию, враждебную самому прекрасному, что создано природой и историей, — человеку!»
Страдания людей в условиях капиталистического общества, уродующего истинную мораль, нравственность и культуру, подталкивали Маяковского ко все более активной агитации народных масс за революционное решение проблемы. Уже в поэме «Облако в штанах», написанной в 1914 – 1915 годах, поэт пророчествовал:
В терновом венце революций
грядет шестнадцатый год.
С октября 1917 года начинается новый этап в творчестве Маяковского. Мрачные картины людского горя, страданий уступают место мажорному, одическому утверждению начавшихся в стране коренных перемен, свершившихся благодаря революции. Отношение поэта к этому явлению можно проследить на примере таких его произведений, как поэтохроника «Революция», стихотворения «Ода революции», «Приказ по армии искусства», «Левый марш».
В «Революции», написанной в апреле 1917 года, Маяковский создает почти осязаемый образ свершившегося. Он описывает события, происходившие в Петрограде, с документальной точностью историка, заключенной в стихотворной форме повествования. Но, в то же время, документальность здесь сочетается с оригинальным восприятием событий, рождающих в воображении автора романтический образ:
И вот неведано,
из пенья толпы ль,
из рвущейся меди ли труб гвардейцев
нерукотворный,
сияньем пробивая пыль,
образ возрос.
Горит.
Рдеется.
Эти строки прекрасно иллюстрируют отношение поэта к революции. Он обожествляет ее, наделяет способностью «сияньем» пробивать «пыль». Маяковский искренне верит в силу этого «нерукотворного образа», который способен разрушить «тысячелетнее «Прежде», «пересмотреть миров основу».
Лирический герой, с которым, по сути, отождествляется Маяковский, ощущает себя частью народных масс, вышедших на борьбу против «двуглавого орла» — символа империализма. Он восклицает: «Мы победим! Слава нам!»
Поэт в этом произведении утверждает мысль о мировой революции, которую он будет развивать на протяжении всего творческого пути:
Мы все
на земле
созданы одной,
жизнь созидающей рати…
— Граждане!
… Идем
запутавшемуся миру на выручку!
«О, четырежды славься, благословенная!» – восклицает Маяковский в стихотворении 1918 года «Ода революции». В нем поэт откровенно восхваляет «нерукотворный образ», славящий «человечий труд». «Освистанной», «осмеянной батареями» революции «восторженно» возносит он «оды торжественное «О»!». Поэт восторгается победой ее над обывательщиной, которая, зализывая раны, выкрикивает: «- О, будь ты проклята трижды!»
Изменения, которые революция внесла во все сферы жизни общества, не могли не коснуться и искусства, о чем Маяковский пишет в «Приказе по армии искусства». В нем он выражает мысль о том, каким должен быть творческий человек в период перемен. Поэт призывает художников всякого рода воспеть «революции дни», вытереть «из сердца старое» и совершить «в будущее прыжок». Он пропагандирует активную жизненную позицию «поэта-рабочего», трудящегося на благо нового строя, утверждая:
Только тот коммунист истинный,
кто мосты к отступлению сжег.
После того, как в СССР активно начала внедряться мысль о внутренних и внешних врагах, Маяковский встает на «защиту» революции. Эта идея нашла отражение в его стихотворении «Левый марш». Оно посвящено конкретному адресату – матросам и отразило реальные черты времени. Этим произведение сильно отличается от всего, что было создано Маяковским в первые послеоктябрьские годы.
В «Левом марше» на художественном уровне показана железная поступь революции, ее организованный характер. Это передано поэтом маршевым ритмом и многократным повтором команды: «Левой! Левой! Левой!». Стихотворение звучит призывом развернуться в марше и пойти против старого мира, живущего «законом, данным Адамом и Евой». Герой Маяковского открыто побуждает крепить «у мира на горле пролетариата пальцы», чтобы «в солнечный край непочатый, за голод… шаг миллионный печатать».
Таким образом, тема поэта и революции – одна из ведущих тем «послеоктябрьского» Маяковского. В своих произведениях поэт выразил «революционные» ожидания и надежды на изменения, которые принесут свободу, равенство, братство всем людям, не только в СССР, но и в масштабе планеты. Думаю, долго время поэт верил в эти «установки». Однако ему пришлось трагически разочароваться в них, что и привело, на мой взгляд, этого талантливого художника к гибели.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Маяковский В.В. / Стихотворения / Поэт и революция в лирике В.В.Маяковского

Смотрите также по произведению «Стихотворения»:

Урок литературы в 11-м классе по теме «Маяковский и футуризм»

Разделы: Литература

1. ознакомить с творчеством раннего Маяковского, Маяковского-футуриста

2. уметь анализировать поэтическое произведение, раскрыть дух бунтарства и эпатажа в лирике

3. отрабатывать умение строить поиск информации по заданной теме в источниках разного типа и создание устных и письменных высказываний

4. использование мультимедийных ресурсов для систематизации информации

5. дать понятие о футуризме не только как о литературном течении, но и направлении в искусстве и архитектуре

Оборудование:

  • презентация,
  • карточки (4 комплекта),
  • тексты стихотворений «Нате!», «Скрипка и немножко нервно», «Ода революции», «Лиличка» (отрывок);
  • карточка- задание для анализа стихотворения для каждой группы.
  • Учитель: Здравствуйте! Садитесь.

    Звучит отрывок (в записи) из поэмы В. Маяковского «Во весь голос»

    Слушайте,
    товарищи потомки,
    агитатора,
    горлана-главаря.
    Заглуша
    поэзии потоки,
    я шагну
    через лирические томики,
    как живой
    с живыми говоря.
    Уважаемые
    товарищи потомки!
    Роясь
    в сегодняшнем
    окаменевшем г:.
    наших дней изучая потемки,
    вы,
    возможно,
    спросите и обо мне.
    И, возможно, скажет
    ваш ученый,
    кроя эрудицией
    вопросов рой,
    что жил-де такой
    певец кипяченой
    и ярый враг воды сырой.
    Профессор.
    снимите очки-велосипед!
    Я сам расскажу
    о времени
    и о себе.

    Сегодня мы продолжаем разговор о Владимире Владимировиче Маяковском. Тема нашего урока «Футуризм и Маяковский». Какова цель нашего урока?

    (Повторить о литературном течении футуризм. Определить, почему Маяковский решил примкнуть именно к этому течению.)

    Мы работаем в группах. Руководители групп в течение всего урока отмечают активность членов группы, организуют быструю и активную деятельность каждого члена группы.)

    Учитель:О модернизме (символизме, акмеизме, футуризме) мы уже говорили, когда начали изучать литературу серебряного века. В карточках , которые вам предлагаются, прошу отобрать только те суждения, которые относятся к футуризму. Результаты отбора озвучиваем через 1-2 минуты.

    Итак, можно ли отнести данные утверждения к футуризму?

    1 группа (литераторы)

    — футуристы намеренно «остраняли» явления, лишали восприятие автоматизма: они вводили новые темы, расшатывали синтаксис и сокрушали ритмы, смешивали трагическое и комическое, лирику, эпос и драму, упоенно занимались поиском ощутимого слова.

    — Поэтические принципы Футуризм: передача ощущений в виде цепи бесконтрольных ассоциаций и аналогий

    Мифология стала для них арсеналом психологических и философских моделей (символизм)

    — произведения строятся как поток словесно — музыкальных созвучий (символизм)

    2 группа (архитекторы)

    — Футуризм в архитектуре — это фантастика, причем весьма научная

    — Архитектура футуризма — это архитектура расчета, дерзкой отваги и простоты, архитектура железобетона, стекла, картона, текстильных тканей

    — Основным стимулом формирования искусства стало уникальное соединение христианского мировоззрения, традиций античной культуры, прежде всего архитектуры Рима, латинской письменности, книжной миниатюры, романо-кельтских художественных ремесел (готика)

    — Строители стали применять крестовые своды, получаемые пересечением двух полуцилиндров под прямым углом. Такая конструкция более совершенна, она переносит тяжесть перекрытия со всей плоскости стены на угловые опоры. (готика)

    3 группа (живопись)

    — Хаотические комбинации плоскостей и линий, дисгармония цвета и формы

    — Определяющий признак- движение

    — Пятна и линии действуют, как живые существа.

    — Мир красок становится проявлением враждующих друг с другом начал , однако из этого противостояния рождается своеобразная гармония

    4 группа (историки) — художник Татлин всерьез конструировал крылья для человека, К. Малевич разрабатывал проекты городов- спутников , В. Хлебников пытался предложить человечеству «законы времени»

    -Футуризм был тесно связан с авангардными группировками художников 1910-х годов: «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Союз молодежи» — в октябре 1911 года слушатели «Поэтической академии» основали новое литературное объединение «Цех поэтов» (акмеизм) — Начало теории было положено Д. Мережковским в 1892 году (символизм) — начало и конец выступления отмечались ударами гонга, К. Малевич являлся с деревянной ложкой в петлице, В. Маяковский- в «женской» по тогдашним критериям желтой кофте, А. Крученых носил на шнуре через шею диванную подушку.

    Учитель: У каждой группы был свой набор карточек. Сравните их.

    (общее- футуризм, отличие- футуризм в литературе, живописи, архитектуре, выступления и возникновение)

    Учитель: Итак, почему же именно к этому течению примкнул В. Маяковский?

    (В футуризме, который возник как оппозиция к утратившему свой престиж символизму, Маяковского привлекла энергия отрицания, энергия критики и обличения буржуазных порядков.)

    Учитель: Футуризм русских футуристов не знал границ. Может, поэтому футуризм привлек молодого Маяковского.

    Это была та культурная среда (поэзия, искусство, живопись), которая оказалась для Маяковского первой, и он вошел в нее, с воодушевлением принялся осуществлять ее идеи и замыслы.

    Учитель: Вспомните. Каковы основные принципы футуризма?

    Ученики Основные признаки футуризма:

    • бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы;
    • отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее;
      бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;
    • поиски раскрепощенного «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка;
    • культ техники, индустриальных городов;
    • пафос эпатажа.

    Учитель: Вчитаемся в строки Маяковского:

    Ты посмотри, какая в мире тишь,
    Ночь обложила небо звездной данью.
    В такие вот часы встаешь и говоришь
    Векам, истории и мирозданью. (Ю. Прокушев)

    Учитель: Итак, ребята сейчас мы с вами обращаемся к ранней лирике В. Маяковского, к той, с которой он вошел в литературу, как поэт- футурист. Дома каждая группа читала и анализировала стихотворения «Нате!», «Скрипка и немножко нервно», «Ода революции», «Лиличка». Я прошу вас еще раз пересмотреть данные стихотворения с точки зрения отношения к футуризму. Отвечают ли они данным принципам? Спланируйте ответ так, чтобы каждый член группы был задействован. На подготовку — 3 минуты

    Карточка для анализа стихотворения

    1. Представьте стихотворение (отрывок) так, чтобы было видно, что написано оно поэтом — футуристом
    2. Дата написания и история создания стихотворения, кому оно посвящено (если есть адресат).
    3. Тематика произведения (какие темы затрагиваются в произведении, в каких строчках).
    4. Его проблематика (какие проблемы волнуют автора, каков его взгляд на эти проблемы; найти подтверждение этому в тексте). 5. Найдите в стихотворении не менее 4 признаков футуризма. (Выступают группы)

    Учитель: Сравните все 4 стихотворения и определите особенность ранней лирики В. Маяковского? Вывод:

    Разрыв поэта и действительности — важнейшая особенность ранней лирики В. Маяковского. Поэт стремится отдать себя людям, но оказывается не нужным, одиноким, так как окружающий его мир бесчеловечен, жесток и духовно нищ. Каждое столкновение поэта с действительностью кончается трагически, но этот трагизм не ведет пессимизму, напротив, он рождает мысль о действии, о борьбе, о революции. Поэт обличает, проклинает, протестует; он ждет, торопит, зовет революцию, предчувствуя ее приход, и вместе с ней обновление жизни. Уже в первых своих опытах Маяковский выступает как поэт самобытный и оригинальный.

    Лирический герой Маяковского — это человек большой души, потрясенный противоречиями действительности.

    В стихотворении «Скрипка и немножко нервно» поэт воспринимается окружающими как чудак и неудачник, его благородные поступки вызывают смех. В жалобах скрипки поэт услышал человека, но его порыв встречен хохотам окружающих, воспринимается ими обыденно, пошло.

    Влил как!
    Пришел к деревянной невесте!
    Голова!

    Во всех этих стихотворениях отчетливо звучит ужас одиночества.

    Этот мотив звучит и в таких стихах как «Надоело», «Человек», «Себе любимому , посвящает автор эти строки», где также звучит проклятие одиночеству:

    Нет людей,
    Понимаете
    Крик тысячедневных мук?
    Душа не хочет немая идти
    А сказать кому?

    Он готов отдать все , чем владеет, «за одно только слово ласковое, человечье» . Но куда не бросишь взор, вокруг только жирные, бесформенные существа, не люди- а «два аршина безлицего розоватого теста». В тоске поэт восклицает:

    Истомившись по ласке губами
    Тысячью поцелуев
    Покрою умную морду трамвая.

    Поэт любит людей, стремится к ним. Но он одинок, и это для него мучительно и страшно.

    Нет примирения между античеловечностью окружающего мира и высотой духа лирического героя Маяковского. Его стремление сделать мир лучше, человечнее; проще и естественнее встречает только равнодушие и неприятие. И все же снова и снова звучит:(звучит песня на стихи Маяковского «Если звезды зажигаются:»

    Итог урока:

    Какова была цель нашего урока?

    Удалось ли решить поставленные цели?

    Домашнее задание:

    1. написать сочинение-миниатюру «Мое прочтение раннего Маяковского»
    2. прочитать поэму «Облако в штанах», найти признаки ранней лирики в этой поэме

    Анализ стихотворения Маяковского «Ода революции»

    Восторженное отношение Владимира Маяковского к революции красной нитью проходит через все творчество поэта. Однако автор прекрасно осознает, что смена власти – это серьезное общественное потрясение, которое несет в себе не только свободу простому народу, но и разруху, голод, болезни и пьяный разгул. Поэтому в своей оценке событий 1917 года Маяковский беспристрастен, он не возносит дифирамбы и не тешит себя иллюзиями. В 1918 году поэт публикует стихотворение «Ода революции», судя по названию которого можно сделать вывод, что речь в произведении пойдет именно о восхвалении диктатуры пролетариата. Но это совсем не так, потому что поэт живет в реальном, а не вымышленном мире, и каждый день сталкивается с обратной стороной свободы, равенства и братства, провозглашенных новой властью.

    «Ода революции», выдержанная в традициях этого стихотворного жанра, действительно начинается с хвалебных строк, в которых поэт сразу же очерчивает тематику произведения, заявляя, что восторженно возносит «над руганью реемой оды торжественное «О»!». И сразу же награждает революцию такими нелестными эпитетами, как «звериная», «копеечная», «детская», подчеркивая при этом, что все равно она является великой.

    «Как обернешься еще, двуликая?», — интересуется поэт, и в этом вопросе нет праздного любопытства, так как за очень короткий период времени Маяковский увидел не только достижения новой власти, но и ее беспардонность, грубость, несостоятельность. Поэтому автор теряется в догадках, что именно сулят его родине эти перемены, пугающие своей беспощадностью. Поэт не знает, чем именно обернется революция для России — «стройной постройкой» или же «грудой развалин», так как любой из этих вариантов на фоне общей эйфории может быть запросто претворен в жизнь. Чего только стоят слова так популярного в эти дни «Интернационала», призывающего до основания разрушить старый мир!

    Впрочем, Маяковского такое развитие событий нисколько не пугает, он действительно верит в то, что мир станет другим, более справедливым и свободным. Однако автор понимает, что для этого его еще предстоит освободить от «седых адмиралов» и «тысячелетий Кремля» — символов прошлой жизни, которым не место в новом обществе. При этом Маяковский прекрасно понимает, как именно все это будет происходить, так как еще свежи в воспоминаниях недавние события, когда революция «пьяной толпой орала» и требовала расстрела для всех, кто не согласен с большевистскими идеями. Действительно, одним пришлось после революции долго зализывать «вчерашние раны», вспоминая о славных сражениях с «контрой». Однако были и те, кто предпочел «вскрытые вены» позору и унижению. И таких оказалось немало. Из их уст, по словам поэта неслись обывательские проклятья, так как вполне успешные и обеспеченные сословия вмиг потеряли не только свое благосостояние, но и саму родину, ставшую для них чужой. В то же время Маяковский в восторге от перемен, поэтому, обращаясь к революции, с воодушевлением восклицает «О, четырежды славься, благословенная!». И в этой строчке нет пафоса, так как поэт искренне верит в новое общество, не подозревая, что двойственная суть революции, которую он воспевает, еще не раз проявит себя, обернувшись для народа лишениями и унижениями. Однако это осознание придет к Маяковскому гораздо позже и выльется с цикл саркастических стихов, в которых критика смешивается с юмором, а негодование – с беспомощностью. Но даже на фоне общественных, политических и социальных перегибов поэт остается верен своим идеалам, считая революцию не злом, а великим достижением русского народа.

    Если у данного материала осутствует информация об авторе или источнике, значит он был просто скопирован в сети Интернет с других сайтов и представлен в сборнике исключительно для ознакомления. В данном случае отсутствие авторства предлагает принять написанное, как просто чье-то мнение, а не как истину в последней инстанции. Люди много пишут, много ошибаются — это закономерно.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: