Очерк произведения пушкина

Творчество величайшего русского национального поэта Александра Сергеевича Пушкина (1799-1837) необычайно расширило круг детского чтения и оказало огромное влияние на развитие литературы. Вошедшие в круг чтения пушкинские произведения оказывают глубокое и плодотворное воспитательное воздействие, раскрывают перед нами большие явления человеческой жизни и важные социальные и нравственные проблемы в простой, яркой и эмоциональной форме. «Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грандиозное во всяком чувстве Пушкина. В этом отношении, читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека, и такое чтение особенно полезно для молодых людей обоего пола. Ни один из русских поэтов не может быть столько, как Пушкин, воспитателем юношества, образователем юного чувства»,- писал В. Г. Белинский.

Превосходно зная психологию детей, представляя их реальные интересы, Белинский составил первый рекомендательный список произведений Пушкина для детского чтения. Помимо сказок, детям можно, по словам критика, читать «отрывки из некоторых поэм Пушкина, как, например, в «Кавказском пленнике» изображение черкесских нравов, в «Руслане и Людмиле» эпизоды быта, о поле, покрытом мертвыми костями, о богатырской голове; в «Полтаве» описание битвы, появление Петра Великого; наконец, некоторые из мелких стихотворений Пушкина, каковы: «Песнь о вещем Олеге», «Жених», «Пир Петра Великого», «Зимний вечер», «Утопленник», «Бесы», некоторые из «Песен западных славян».

Этот рекомендательный список лег в основу всех детских сборников и хрестоматий. Его пополнил в «Приложении» к своему очерку о жизни и творчестве Пушкина Н. Г. Чернышевский, включив сюда новые лирические произведения поэта, сцены из «Бориса Годунова» и главу из «Евгения Онегина». Из-за цензурных условий революционно-демократическая критика XIX века не могла широко пропагандировать вольнолюбивую лирику Пушкина, которая в советскую эпоху также заняла достойное место на страницах книг для детского чтения. Поэзия Пушкина пленяет детей не только простотой и ясностью языка, удивительной красочностью образов, эмоциональностью, энергичностью, динамикой. В ней мы зачастую находим любимые детьми легендарно-сказочные повествовательные сюжеты и сказочную одухотворенность родной природы. Олицетворенная природа у Пушкина живет, действует:

  • Вот север, тучи нагоняя,
  • Дохнул, завыл — и вот сама
  • Идет волшебница-зима.
  • («Евгений Онегин».)
  • Буря мглою небо кроет,
  • Вихри снежные крутя:
  • То, как зверь, она завоет,
  • То заплачет, как дитя.
  • («Зимний вечер».)

И вместе с тем пушкинские пейзажи, вошедшие в книги для детского чтения («Кавказ», «Обвал», «Бесы», «Зима, крестьянин, торжествуя. », «Уж небо осенью дышало. », «Гонимы вешними лучами. и др.), передают подлинно русский, национальный взгляд на родную природу, воспевают ее величие и красоту. Они воспитывают в нас с младенческих лет глубокое патриотическое чувство, любовь к прекрасному.

Этому содействуют и стихотворения-баллады Пушкина, основанные на национальном легендарном историческом фольклоре: «Песнь о вещем Олеге», «Жених», «Утопленник», «Гусар». Приобщая детей к истории родного народа, «Песнь о вещем Олеге» поэтизировала «преданья старины глубокой», рисовала в увлекательных образах ее быт, обычаи, верования и героев. В балладе «Жених», которую Белинский ставил по глубине народности выше русских народных песен, ребенка-читателя захватывает острая сказочная интрига и великолепно разработанный образ простой, но героической девушки Наташи. Будучи покорной родительской воле, она в то же время воплощает в своем образе идею активной борьбы с человеческим злом, проявляя смелость, самообладание и незаурядный ум.

Очерк «Жизнь Александра Грина» Паустовского

Константин Паустовский известен произведениями, которые посвящены выдающимся личностям, таким как Тарас Шевченко, Левитан, Пушкин, Гюго, Моцарт, Гоголь, Диккенс, Эдгар По и Александр Грин. Примечательно то, что портреты этих талантливых людей сжаты, порой лишены детализации, но при этом сохраняют свою выразительность и индивидуальность. Паустовский стремился показать самое основное в их личном росте, «суть» их жизни.

Одним из самых известный произведений Паустовского считается очерк «Жизнь Александра Грина». Жанр этого произведения называется романтический портретный очерк, а целью очерка является художественно изобразить жизнь писателя Александра Грина, подчеркнуть своеобразие его жизненного пути.

Жанр очерка

Подобный жанр признается довольно сложным, ведь Паустовский стремился как можно тоньше изобразить главную суть судьбы Грина. Паустовский писал о реальном человеке, а не о вымышленном персонаже, и в этом тоже заключается сложность. Очерк начинается со смерти Александра Грина, этим писатель пытается с самого начала подчеркнуть неоценимую потерю и трагедию.

Хронологический порядок в очерке достоверный, но сам Паустовский не ставит акцента на датах, они упоминаются лишь пять раз. Для того, чтобы донести до читателей основной замысел, Паустовский раскрывает личность Грина посредством образов, а иногда символов.

Литературная структура

Очерк имеет своеобразную литературную структуру, в нем множество мини-сюжетов, которые сопряжены с образами творчества Александра Грина. Паустовский использует обратное повествование, ярких, косвенных персонажей, множество символов и образов, которые помогают раскрыть внутренний мир выдающегося писателя.

Именно по этой причине очерк романтический, в нем множество ирреальных персонажей и образов, часто встречаются абстрактные метафоры, которые характеризуют творческий взгляд Александра Грина на мир. Паустовский тонко совмещает трагические события в жизни писателя и его непреклонный оптимизм и мечтательность.

Образ мечты

Мечта для Александра была очень важна, он проносит ее образ через всю свою жизнь, и Паустовский подчеркивает чистоту его сознания и чувственного мира, его доброту и нравственность. Жизнь, полная мучений и страданий, не сделала из Грина тяжелого, злого и обидчивого человека.

Если ему и присуща поверхностная угрюмость, то только потому что тяготы судьбы все-таки наложили свой отпечаток на него, заставили его закрыть свой богатый внутренний мир от чужих глаз. Но внутри у него жилы мечта и надежда, и они были главными его путеводителями и по жизни, и в творчестве. Ассоциации и символы, используемые Паустовский, помогают лучше понять жизненный путь главного героя.

Микротемы очерка показывают эпизоды из жизни Грина, и мы видим, в каких обстоятельствах он задумал написать «Алые паруса», каким образом он был вынужден зарабатывать себе на пропитание и жилье. Одиночество главного героя очевидно, но несмотря на безликих людей вокруг он продолжает мечтать и верить в собственные духовные силы. Мир внутри него красив и гармоничен, и никакие жизненные тягости не смогли его испортить, загрязнить или уничтожить.

Константин Паустовский создал уникальное произведение, посвященное прекрасному, но несчастному человеку, который все-таки сумел отыскать для себя надежду в собственном же творчестве. Романтический очерк Паустовского это многогранный литературный портрет Александра Грина, который писатель раскрывает необычной композицией, многоликими и фантастическими образами и многочисленными сюжетами.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Кассиль «Ранний восход»: анализ, содержание, духовное становление героя
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspТаунсенд «Дневники Адриана Моула»: ранимая душа подростка

Все неприличные комментарии будут удаляться.

Александр Сергеевич Пушкин

Пророк («Духовной жаждою томим. »)

К*** («Я помню чудное мгновенье. »)

К Чаадаеву («Любви, надежды, тихой славы. »)

Анчар («В пустыне чахлой и скупой. »)

Деревня («Приветствую тебя, пустынный уголок. »)

Узник («Сижу за решеткой в темнице сырой. »)

Судьба детей Пушкина

А.С. Пушкин как величайший русский поэт и писатель, краткий очерк его жизни, этапы личностного и творческого становления. Определение роли и значения семьи в жизни Пушкина. Оценка отрицательных последствий смерти поэта на дальнейшую судьбу его детей.

Рубрика Литература
Вид презентация
Язык русский
Дата добавления 28.03.2012
Размер файла 781,0 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

Краткий очерк жизни, личностного и творческого становления великого российского поэта и писателя А.С. Пушкина, этапы, места его обучения. Деятельность в литературном журнале «Современник», произведения. Потомки Пушкина и места их современного проживания.

презентация [801,4 K], добавлен 11.02.2014

Краткий очерк жизни, личностного и творческого становления великого русского писателя и поэта А.С. Пушкина. Анализ и хронология написания основных произведений данного автора, их тематика. Женитьба Пушкина и основные причины его дуэли, смерть гения.

презентация [3,6 M], добавлен 12.11.2013

Семья А. Пушкина и их влияние на судьбу великого поэта. Роль Арины Родионовны в жизни Пушкина. Учеба поэта в Царском Лицее. Помолвка Пушкина с Натальей Гончаровой. Творчество периода Болдинской осени. Роковая дуэль, на которой Пушкин был смертельно ранен.

презентация [1,4 M], добавлен 18.04.2011

Описание жизни А. Пушкина — величайшего русского поэта, драматурга и прозаика. Его успехи и неудачи в домашнем образовании, лицейские годы. Ссылка молодого поэта за свободолюбивые стихи. Помолвка Пушкина с Наталией Гончаровой. Последние годы жизни поэта.

презентация [1,9 M], добавлен 13.11.2013

Краткий очерк жизни, этапы личностного и творческого становления В.В. Маяковского как русского советского поэта, одного из крупнейших поэтов XX в. Факторы, повлиявшие на формирование литературного стиля поэта. Знакомство и значение в его жизни Л. Брик.

презентация [2,0 M], добавлен 25.01.2015

Жизнеописание великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина: родители, годы учебы и первые произведения. Оценка литературного вклада А.С. Пушкина в систему создания современного русского языка. Прижизненные портреты поэта и трагедия его смерти.

презентация [1,5 M], добавлен 16.12.2013

Краткий очерк жизни, этапы личностного и творческого становления известного российского поэта И. Бродского, место и значение в мировой литературе. Суд над литератором, его депортация и жизнь за пределами советского государства. Творческий путь поэта.

реферат [38,9 K], добавлен 17.01.2015

Краткий биографический очерк жизни великого российского поэта А.А. Фета, основные этапы его личностного и творческого становления. Анализ самых ярких произведений данного автора. Особенности композиции и содержания любовной лирики Афанасия Фета.

презентация [860,9 K], добавлен 05.05.2012

Детство и юность, начало службы Михаила Юрьевича Лермонтова. Формирование личности и его становление как поэта. Влияние стихотворения «Смерть поэта» на дальнейшую судьбу М.Ю. Лермонтова. Творчество поэта во время ссылок. Причины последней дуэли.

презентация [234,1 K], добавлен 18.10.2011

Краткий очерк жизни, личностного и творческого становления известного американского поэта периода «поэтического возрождения» Карла Сэдберга, начало его пути. Анализ самых известных произведений Сэдберга, их своеобразие. Политическая деятельность поэта.

контрольная работа [24,0 K], добавлен 18.07.2009

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector