Образ Владимира Дубровского в романе Пушкина Дубровский

Образ Дубровского в романе А.С. Пушкина

Многие годы образ Дубровского занимает воображение думающего и чувствующего читателя. Психологический портрет человека, а особенно литературного персонажа, составить всегда не просто, тем более, когда он не однозначен и противоречив. Главный герой романа Пушкина «Дубровский» таковым и является.
Образ Дубровского следует рассматривать не только с учетом собственного мнения, но и опираясь на авторское видение персонажа с учетом исторического периода.

Первое впечатление от главного героя романа «Дубровский» великого русского поэта и писателя А.С.Пушкина — романтический герой, благородный мститель, русский Робин Гуд. Очарованию Владимира трудно противостоять, ведь он молод, хорош собой, артистичен, имеет блестящее и разностороннее образование (французский язык знает в совершенстве, прекрасно танцует, играет на фортепьяно), любящий сын, отчаянно смел (хладнокровно расправляется с медведем, свободно чувствует себя в стане своего заклятого врага Троекурова) и, столь же, отчаянно влюблен. Он организатор и лидер среди крестьян-разбойников. Как не странно, но Дубровский вызывает симпатию даже у уездных помещиков, а все барышни заочно в него влюблены. Страх испытывают лишь те, кто причастен к «рейдерскому» захвату имущества семьи Дубровских. Отмщение за безвременную кончину батюшки со стороны Владимира грозит лишь чиновникам-мздоимцам и продажным судьям. Благородный поступок Дубровского (возвращение помещице Глобовой денег, предназначенных ее сыну-офицеру) свидетельствует о его бескорыстии и стремлении к торжеству справедливости. Трепетное чувство Владимира к Маше вызывает восхищение, его слова, обращенные к возлюбленной, «… ни единое существо, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию…», подтверждают его безграничную любовь.
С крестьянами Дубровский общается на равных, не требуя от них никакого особо почтительного отношения к себе.

Однако финал романа несчастливый. И здесь возникает вопрос, почему автор не обеспечил своим героям радужного будущего, как в «Барышне-крестьянке» или «Капитанской дочке».
Прочитанное произведение необходимо обдумать более критично, внимательно изучая авторский текст.

Попробуем отбросить эмоции и взглянуть на нашего героя более бесстрастно, учитывая исторический контекст и авторские характеристики.
Владимир Андреевич Дубровский, молодой человек 23 лет от роду, представитель дворянского сословья (небогатая семья, имеющая всего 70 душ крепостных), гвардейский офицер, служащий в Петербурге.
Счастливые безоблачные детские годы Владимир провел в имении родителей, которые души не чаяли в единственном сыне. Он был окружён заботой и любовью не только родителей, но и всей дворни (имел даже собственную маленькую лошадку). Рано лишился матери, а для отца, коего почти не знал, был самой главной отрадой в жизни. Дав сыну прекрасное образование — воспитание в кадетском корпусе, Андрей Гаврилович продолжает с прежней страстью заботиться о сыне (уже корнете гвардии): «….не щадил ничего для приличного его содержания, и молодой человек получал из дома более, нежели должен был ожидать».
Образование Дубровского, полученное благодаря заботе его родителя, было неуникально в светском обществе начала 19-го века, тем более для офицеров, составлявших элиту общества. Умение танцевать, играть на музыкальных инструментах и, особенно, говорить по-французски считались нормой.
Получением образования, а вследствие престижной должности офицера, Владимир полностью обязан заботам отца, коего почти не знал, но «…со всем тем… романтически был к нему привязан и тем более любил семейную жизнь, чем менее успел насладиться ее тихими радостями». Получив известие о болезни отца, Владимир очень взволнован, «…мысль потерять отца своего тягостно терзала его сердце… Владимир упрекал себя в преступном небрежении. Долго не получал он от отца писем и не думал о нем осведомиться… Он решился к нему ехать и даже выйти в отставку, если болезненное состояние отца потребует его присутствия».
Владимир «исправляет» отпуск (что не составляет большого труда) и отправляется в деревню.
И тут возникает справедливый вопрос: почему Владимир, так любящий своего отца, не взял отпуск и не поехал в деревню раньше, по собственной инициативе, без острой необходимости? Похоже, что сентиментальная любовь на расстоянии вполне удовлетворяет молодого человека, что говорит о поверхностном отношении Владимира к жизни и определенной доле эгоизма, присущей ему.
Как наш герой относится к материальной стороне жизни?
Пушкин пишет: «Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем и предвидя себе рано или поздно богатую невесту….». С молодости Дубровский привык жить на широкую ногу, не задумываясь о происхождении материального благосостояния. Заметим, доход Владимира складывается из его офицерского жалования (о чем он ни разу не вспоминает) и большей частью из денег, присылаемых батюшкой. Содержать себя на собственные средства Дубровский не умеет и не задумывается о том, как живет его отец и не нуждается ли в чем-либо.
В отличие от эгоистичного Владимира Дефорж, устраиваясь на работу к Троекурову, планирует помогать престарелой матушке материально.
Лишившись имения, Дубровский впервые задумывается о «куске хлеба», осознает невозможность привычной жизни, но более скромное существование на свое жалование не может себе даже представить. Став разбойником, наш герой (в материальном и бытовом отношении) ни в чем себе не отказывает. Однако сказать, что деньги для него самоцель невозможно, он щедр и по-прежнему расточителен.

Романтичный, сентиментальный и честолюбивый юноша благородного происхождения, ценящий понятия о дворянской и офицерской чести и достоинстве, оказавшись в трагической ситуации, растерян и подавлен. Приезд приказных вызывает в нем бурный протест, гнев, благородное возмущение (не стоит забывать, что герой наш азартный игрок). В порыве отчаяния, Дубровский сжигает родной, но уже не принадлежащий ему дом, решив стать мстителем. Герой наш необыкновенно деятелен: находит и мстит всем персонам, причастным к несправедливому судебному решению, что требует от него недюжинной энергии и ловкости. Но остается вопрос: почему Владимир не добивается восстановления справедливости законным путем? С его энергией и столичными связями он вполне смог бы добиться справедливости. Молодой Дубровский (подобно своему батюшке) считает бумажную волокиту ниже собственного достоинства, что объективно выглядит как инфантилизм.
Вряд ли Владимир осознанно встает на преступный путь. Следствием эмоциональных спонтанных решений становятся противоправные действия, осмыслив которые, молодой человек понимает, что возврата к прежней жизни нет.
Живя сегодняшним днем, Дубровский карает всех причастных к смерти его батюшки. Но благородная месть выглядит как-то незавершенно: ведь главный виновник всех бед — Троекуров, остается без наказания. При этом гнев Дубровского распространяется не на коррупционную систему правосудия в целом, а лишь на отдельных ее представителей. Так, что причислить нашего героя к борцам за справедливость не получается; он преследует лишь личные цели.

Отношения Дубровского с крестьянами вызывают двойственное впечатление. С одной стороны он не высокомерен, ведет себя с ними по-дружески, однако будучи предводителем, не осознает своей ответственности за то, что направил их на путь разбоя. В последней главе романа мы видим, что Дубровский не высокого мнения о своих соратниках: «. Но вы все мошенники и, вероятно, не захотите оставить ваше ремесло», он умывает руки, не мало не заботясь о дальнейшей судьбе крестьян.
Для понимания характера Дубровского показательно его отношение к няне, которую он, пусть и в состоянии волнения называет «глупой старухой». Сам же Александр Сергеевич, необыкновенно трепетно относившийся к своей няне Арине Родионовне, ставшей прототипом Егоровны, пишет о няне Дубровского с любовью и нежностью, всячески подчеркивая ее верность и преданность своему воспитаннику.
Единственное, в чем Дубровский последователен от начала до конца — это любовь к Маше. Ради возлюбленной Владимир готов забыть о мести, амбициях и даже о собственном счастье. Однако чувства его не взаимны и роман несостоятелен.
Последняя глава и вовсе перечеркивает образ благородного мстителя, превращая Дубровского в хладнокровного убийцу (расстрел солдат и офицера), не достойного симпатии, а тем более — счастливого будущего.

Изучение образа Дубровского будет неполным, если не рассмотреть, какую участь готовил ему автор.
Пушкин предполагал написание третьего тома, о чем свидетельствуют рукописные планы поэта:
«Жизнь Марьи Кирилловны. Смерть князя Верейского. Вдова. Англичанин. Свидание. Игроки. Полицмейстер. Развязка»
«Москва, лекарь, уединение. Кабак, извет. Подозрения, полицмейстер».
Оба плана продолжения романа заканчиваются арестом Дубровского. Возможно, автор, таким образом, дает понять, что зло, пусть и совершенное героем из благих побуждений, должно быть наказано.
Пережив невзгоды и лишения, Дубровский не превратился в цельную личность и настоящего положительного героя, поэтому, не смотря на очевидную симпатию, Пушкин не удостаивает его счастливой судьбой.

Образ Маши Троекуровой в повести А. С. Пушкина «Дубровский»

На страницах повести А. С. Пушкина «Дубровский» мы встречаемся с двумя наиболее полно обрисованными женскими образами: Маши Троекуровой и няни Владимира Дубровского — Егоровны. Ни разница в годах, ни принадлежность к разным сословиям не мешают этим женщинам мниться нам одинаково привлекательными.

Что касается главной героини повести, Марьи Кириловны Троекуровой, то, на мой взгляд, образ ее перекликается с образом главной героини другого произведения А. С. Пушкина — Татьяной Лариной. В «Дубровском» это просто, если можно так выразиться, наброски, очертания того излюбленного образа, каким станет позже для автора Татьяна. В моем представлении Маша Троекурова и Татьяна Ларина — это портрет одной и той же женщины, на в первом случае выполненный только черно-белыми красками, а во втором — ослепительный, красочный, со всевозможными оттенками.
Какой же была Маша Троекурова, если смогла так всецело и безраздельно завладеть сердцем молодого и благородного разбойника, бывшего воспитанника кадетского корпуса Владимира Дубровского? Сказать красавица — недостаточно, потому что около так много красавиц, скрывающих под маской безупречной внешности черствую душу. В Марье Кириловне, наоборот, все было гармонично. Рано потерявшая мать, выросшая в одиночестве на лоне природы, с детства впитавшая в себя загадочные и таинственные сюжеты устного народного творчества, которыми изобиловали рассказы доброй няни-крестьянки, а потом вкусив сладость сентиментальных романов, которыми Маша, повзрослев, зачитывалась, сделали ее кроткой, чуткой и мечтательной.

Отца своего Марья Кириловна почитала, но друга и советчика в нем, как это часто бывает между родителями и детьми, не нашла. Кирила Петрович хоть и «любил ее до безумия, но обходился с нею со свойственным ему своенравием, то стараясь угождать малейшим ее прихотям, то пугая ее суровым, а изредка и жестоким обращением. Уверенный в ее привязанности, никогда не мог он достичь ее доверительности».

Когда в поместье к Троекуровым явился молодой учитель для сводного брата Маши и час от времени стал дарить уроки музыки и ей, то вскоре барышня нашла в нем героя своего романа. Машу покорили в молодом учителе его благородство, усердие и особенно — его храбрость: «Воображение ее было поражено: она видела мертвого медведя и Дефоржа, спокойно стоящего над ним и спокойно с нею разговаривающего. Она увидела, что храбрость и гордое самолюбие не принадлежат только одному сословию. » С детства привыкшая видеть в своем доме мужчин, похожих поведением на своего отца: властных, разгульных, думающих только о деньгах и наживе, в учителе Маша нашла полную противоположность. Никогда не мечтавшая о богатстве, привыкшая довольствоваться малым, и, наоборот, приподнято ценившая духовное богатство человека, Маша почувствовала в молодом человеке родственную натуру, и сердце ее безропотно поддалось его зовущему сердцу.

Узнав вскоре, что учитель Дефорж — это не кто другой, как Дубровский, прославленный разбойник, которого давнехонько уже разыскивает полиция, Маша хоть и испугалась, но не отреклась от него. Узнав о мысли отца выдать ее замуж за нелюбимого, но богатого человека, Маша решилась на побег с Дубровским. Но судьбе было угодно отнять у нее последний шанс быть с любимым: побег не удался.

Мертвенно-бледна Маша-невеста, на лице — ни кровинки. Стоя у алтаря, «Марья Кириловна ничего не видала, ничего не слыхала, думала об одном, с самого утра она ждала Дубровского, надежда ни на минуту ее не покидала. «. Но чуда не случилось — Дубровский не приехал. Обряд был совершен

И когда, уже после церкви, за каретой послышались крики погони, и Дубровский со своими людьми попытался освободить Марью Кириловну, молодая княгиня, собрав все свои силы, с твердостью воспротивилась, сказав при этом, что она уже обвенчана, она супруга другого.

Точно так же, как и Татьяна Ларина из «Евгения Онегина», Маша не боится признаться, что любит Дубровского, и точно так же, как Татьяна, не может предать того, кого назвала перед Богом своим мужем. А все дело в морали, в чувстве задолженности и ответственности, на которых Маша выросла и которые прочно впитала в себя. Честь и задолженность для нее дороже любви. В этом и достоинство главной героини «Дубровского», и жизненная драма.

Александр Сергеевич Пушкин
1799-1837

«Дубровский ».

Пушкин, остро чувствовавший веяния времени, еще в пору создания «Истории села Горюхина», обратился к темам и идеям, связанным с женской эмансипацией. Он набрасывает главы двух романов: «На углу маленькой площади» (1830 —1831) и «Рос -лавлев» (1831 ). В романе «Рославлев », полемизируя с «квасным патриотизмом» романа М. Н. Загоскина «Рославлев , или Русские в 1812 году», писатель задумал показать образ передовой русской женщины, истинной патриотки, самоотверженно отстаивающей свои гражданские права.

Пушкина не переставала волновать и антикрепостническая тема, настоятельно выдвигавшаяся жизнью. Крестьянство, не выдерживая деспотического гнета, продолжало бунтовать и после поражения декабристов. Особенную широту народное движение приобрело в 1830—1831 годах в связи с возникновением в южных районах страны эпидемии холеры и угрозы ее распространения. Недовольство и раздраженность крестьян Пушкин наблюдал собственными глазами по дороге в Болдино и обратно (1830 ). Наиболее смелым оказалось восстание поселенцев, овладевших городом Старая Русса в Новгородской губернии. Вслед за ними поднялись окрестные крестьяне. 3 августа 1831 года Пушкин сообщал П. А. Вяземскому: «Ужасы . Более ста человек генералов, полковников и офицеров перерезаны». Незадолго до восстания новгородских поселенцев, в июне 1831 года, Сенную площадь Петербурга заполнили многотысячные толпы бедноты, возмущенные произволом полиции. «Народ ропщет, — замечает Пушкин в „Заметке о холере“… — мятежи вспыхивают то здесь, то там».

Перед Пушкиным, давно тревожно думавшим над судьбой русского крестьянина, над социально-политическими перспективами своей родины, с новой силой встали вопросы: как решить взаимоотношения между помещиками и крестьянами? Что сулит возможность крестьянской революции? Какой наиболее правильный путь общественного развития России? Откликом на них и явилось создание «Дубровского ». Романы «На углу маленькой площади» и «Рославлев » пришлось оставить.

Работа Пушкина над «Дубровским » начата 21 октября 1832 года. Исследователи спорят о главной теме «Дубровского ». Для одних это внутрисословный дворянский конфликт, а для других— крестьянское восстание. Но эти темы осуществляются в произведении в тесном единстве: служебной является тема внутрисословного конфликта, а основной — крестьянское восстание.

Пушкин рисует народ трудолюбивым, мирным, великодушным. Но слишком сурова власть помещиков, и непосильно велики их тяготы. По словам Кистеневского Антона, у Троекурова «часом и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с них не только шкуру, да и мясо-то отдерет». Пушкин подчеркивает, что кисте-невские крестьяне с самого начала активно непримиримы в своем неприятии власти Троекурова, злодейски отнявшего у Дубровского имение. Сохраняя объективность, писатель выдвигает крестьян в качестве зачинщиков бунта. Владимир Дубровский вначале старается успокоить своих крепостных, потушить их гнев против исправника и приказных, приехавших вводить Троекурова во владение Кистеневкой.

В критической литературе по-разному осознавался этот образ дворянина, возглавившего крестьянское восстание: то это попутчик народа (Д . П. Якубович, У. Р. Фохт) или борец с помещичьим государством (Л . П. Гроссман), с дворянским обществом (И . В. Сергиевский), нашедший с народом «полное взаимопонимание» (М . И. Мальцев). Но правильнее видеть в нем, на наш взгляд, временного попутчика крестьян и не в борьбе с помещичье-бюрократическим государством в целом, а со злоупотреблениями помещичье-государственной властью. Владимир Дубровский, по сути дела, не разрывает связи со своим классом и не встает на путь последовательной с ним борьбы. Он выступает не против помещиков вообще, а против деспотических самоуправцев. Им с самого начала не разделяется мятежно-бунтарская активность крестьян и признается борьба против несправедливости в основном лишь средствами просвещения, распространения гуманности, а не мерами вооруженного народного восстания. Поэтому его связь с крестьянами оказалась непродолжительной Но и крестьяне, проявляя стихийность, слабость, противоречия в собственной среде, покоряются приказу Дубровского, прекращают вооруженные выступления и расходятся.

Исследователи спорят о «Дубровском » — повесть это или роман? Пушкин задумал его в виде романа, более объемно, нежели повесть. Он осложнил начальный конфликт своего произведения (Троекуров — Андрей Дубровский) развернутыми сюжетными линиями (Владимир — Маша — Троекуров; Маша — Троекуров — Верейский; Владимир — крестьяне) и нарисовал широкий социальный фон. Воссоздавая ведущий конфликт своей эпохи — противоречия между дворянством и крестьянством, Пушкин заставил действовать и упомянул в этом произведении, по подсчету Т. П. Соболевой, шестьдесят пять персонажей.

«Дубровский » — социальный и социально-бытовой роман, отображающий нараставшее недовольство крестьян после Отечественной войны 1812 года, быт, нравы, психологию поместно-усадебного дворянства. В этом романе, решая задачу создания отечественной романистики, Пушкин сплавил социально-актуальную проблематику с сюжетной занимательностью, подчиняя первой вторую. Как известно, в ту пору в западноевропейской и русской литературе огромное распространение имел роман о разбойниках. А. А. Бестужев-Марлинский в обзоре литературы за 1823 год называет «разбойничьи романы» основным ее видом. Пушкин, преодолевая шаблоны романов о разбойниках, нарисовал великолепные по жизненной правде, по реалистической типизации образы: феодального самодура Троекурова; его чувствительной дочери; либерального помещика Андрея Дубровского; прожигателя жизни, хищного, бездушного лицемера, прикрывающегося светской изысканностью, космополита, англомана Верейского; приказных и крестьян.

В построении этих образов писатель применил уже освоенные им в предшествующих произведениях принципы реализма, но придал им отчетливо выраженную оригинальность. Передача внутреннего состояния скупым внешним жестом, раскрытие переживания поступком, психологии — действием, показ характеров в органическом единстве социально-типического и индивидуального, в их зависимости от окружающих социально-бытовых условий — таковы основные принципы композиции образов в романе «Дубровский ».

Острые споры пушкинистов вызывали образы Маши Троекуровой и особенно Владимира Дубровского. Встретив по дороге из церкви Владимира Дубровского, Маша отказалась от его помощи. Этот поступок вызвал упреки Белинского. Думается, что Белинский не совсем справедлив к Маше. Она не разыгрывает героиню ни до алтаря, ни после него… Машу погубили религиозные предрассудки. После церковного обряда, считавшегося ею священным, нерушимым, она, по ее понятиям, уже утеряла право выбора. Это было нелепо, с точки зрения Белинского, но непреложно, необратимо, по убеждениям Маши. Идеи эмансипации еще не коснулись ее. Для этого не пришел срок.

Образ молодого Дубровского дан в развитии: вначале честолюбивый и беспечный мот, а потом защитник угнетенных, протестант, благородный мститель. Важно отметить, что его эволюция, намеченная пунктирно в переживаниях, связанных с утратой отца, лишением всего имущества и чудовищной несправедливостью Троекурова, происходит при общении с крестьянами, под их воздействием. Но при всем том образ Владимира Дубровского не обладает реалистической цельностью и художественной завершенностью. Он нетипичен по положению, в которое поставлен обстоятельствами предводитель крестьян-повстанцев. Дворянская оппозиционность не достигала в ту пору такой силы, которая бы определяла последовательный переход помещиков на сторону крестьян, восстающих против феодального произвола. Поэтому Пушкину пришлось прибегнуть к идеализации своего героя и строить взаимоотношения крестьян к нему на патриархально-идиллической преданности. Кроме того, придавая Владимиру свойства увлекающейся, порывистой, страстной натуры, способной на исключительные поступки, писатель отразил эти качества и в языке.

Вспомним: «Он схватил ее руку и прижал к пылающим устам…», «Вы меня губите! — закричал Дубровский». Трудно не согласиться с Белинским, сказавшим, что «Дубровский , несмотря на все мастерство, которое обнаружил автор в его изображении, все-таки остался лицом мелодраматическим». Композиция романа, отражая остроту драматического конфликта, отличается «быстротой действия» (Белинский ). Роман начинается краткой экспозицией, очень конкретно обрисовывающей нравы, взаимоотношения, обстоятельства жизни Троекурова и Дубровского. Их крепкая дружба, удивлявшая соседей (так они были разны по положению и характерам), внезапно нарушается ссорой на псарне, составившей социальную завязку романа. Все дальнейшие эпизоды, тесня одно другое, создают увлекательную панораму усадебно-поместной жизни.

Но с седьмой главы реалистическое повествование романа теряет стилевое единство. Строго реалистически рисуются образы Троекурова, его дочери, гостей, крестьян. В романтико-мелодраматические тона окрашивается облик Владимира Дубровского. Линия Дубровского—Маши необычная, исключительная, закономерно требовала эмоционально-экспрессивных красок, остроинтрижных ситуаций. Но Пушкин, не найдя необходимых в данном случае реалистических и подчиненных им романтических средств, в явном сгущении применил банальные приемы заурядного разбойничьего, преувеличенно-авантюрного романа: двойная жизнь героя (превращение Дубровского в Дефоржа после того, как он случайно увидел, сразу полюбил Машу, дочь своего врага, и оставил мысль о мести Троекурову); парадоксальные ситуации (единоборство Дефоржа с медведем, неожиданные открытия своего истинного лица Спицыну и Маше); весь дежурный инвентарь любовной символики и связи (таинственные записки, свист и знаменательное кольцо, предупреждающие об опасности, дупло старого дуба, заменяющее почтовый ящик).

В подчеркнуто мелодраматическом ключе развертываются по преимуществу и дальнейшие перипетии взаимоотношений Маши — Дубровского: ее подневольное венчание с ненавистным Верейским, встреча свадебной кареты в глухом лесу разбойником в полумаске, перестрелка, душераздирающее расставание героев, являющееся кульминацией и развязкой любовной линии романа. Заключительная глава романа, последовательно-реалистическая по манере письма, составляет социальную кульминацию и развязку романа.

В композиции образов «Дубровского » значительная роль принадлежит пейзажу. Его предельно краткие зарисовки служат знаменательным фоном переживаний действующих лиц (горестные раздумья Владимира и Маши при сияющей луне) и средством их характеристики (березки у барского двора Дубровских и роскошный английский парк в поместье Верейского). Кроме того, пейзаж обозначает время и место происходящих событий. По замыслу Пушкина, роман должен был иметь третий том, повествующий об уединенной жизни Дубровского в Москве, о его свидании с овдовевшей Марией Кирилловной и о доносе на него полицмейстеру собственным форейтором, попавшим за буйство в полицию. Но этого не случилось. Роман, ни разу не переписывавшийся набело, остававшийся в неупорядоченных, невыправленных черновых записях карандашом, не удовлетворял Пушкина. Чем? Возможно, неуясненностыо решения социальной проблематики, взаимоотношений дворянства и крестьянства на путях общественного развития России, а также (не исключено) искусственностью образа молодого Дубровского и зависимостью сюжета романа от литературных традиций, в частности совпадением некоторых его ситуаций с пьесой «Эрнани » В. Гюго. 6 февраля 1833 года автор оставил работу над ним.

Но в «Дубровском » Пушкин верно наметил общее решение проблемы отечественного реалистического романа, призванного органически соединить социальность и занимательность, идейность и авантюрность, характерологию и интригу. Недаром Белинский считал, что «это одно из величайших созданий гения Пушкина».

«Дубровский»

В своём поместье Покровское живёт богатый и знатный барин Кирила Петрович Троекуров. Зная его крутой нрав, его боятся все соседи, кроме бедного помещика Андрея Гавриловича Дубровского, отставного поручика гвардии и бывшего сослуживца Троекурова. Оба они вдовцы. Дубровский имеет сына Владимира, служащего в Петербурге, а у Троекурова есть дочь Маша, живущая с отцом, и Троекуров часто заговаривает о своём желании женить детей.

Неожиданная размолвка ссорит друзей, а гордое и независимое поведение Дубровского отдаляет их друг от друга ещё сильнее. Самовластный и всесильный Троекуров, чтобы выместить раздражение, решает лишить Дубровского имения и приказывает заседателю Шабашкину отыскать «законный» путь к этому беззаконию. Судейские крючкотворы исполняют желание Троекурова, и Дубровского вызывают к земскому судье для решения дела.

В судейском заседании в присутствии тяжущихся читается решение, исполненное юридических казусов, согласно которому имение Дубровского Кистеневка переходит в собственность Троекурова, и с Дубровским случается припадок безумия.

Здоровье Дубровского ухудшается, и ходившая за ним крепостная старуха Егоровна пишет письмо в Петербург Владимиру Дубровскому с уведомлением о случившемся. Получив письмо, Владимир Дубровский исхлопатывает отпуск и едет домой. Дорогой кучер рассказывает ему об обстоятельствах дела. Дома он застаёт больного и одряхлевшего отца.

Андрей Гаврилович Дубровский медленно умирает. Мучимый совестью Троекуров едет мириться с Дубровским, которого при виде врага разбивает паралич. Владимир велит передать Троекурову, чтобы тот убирался вон, и в эту минуту умирает старый Дубровский.

После похорон Дубровского в Кистеневку приезжают судейские чиновники и исправник, чтобы ввести Троекурова в права владения. Крестьяне отказываются повиноваться и хотят расправиться с чиновниками. Дубровский останавливает их.

Ночью в доме Дубровский застаёт кузнеца Архипа, решившего убить приказных, и отговаривает его от этого намерения. Он решает покинуть имение и приказывает вывести всех людей, чтобы поджечь дом. Архипа он посылает отпереть двери, чтобы чиновники могли выйти из дома, но Архип нарушает приказ барина и запирает дверь. Дубровский поджигает дом и быстро уезжает со двора, а в занявшемся пожаре гибнут приказные.

На Дубровского ложится подозрение в поджоге и убийстве чиновников. Троекуров посылает донесение губернатору, и завязывается новое дело. Но тут другое событие отвлекает внимание всех от Дубровского: в губернии появились разбойники, которые грабили всех помещиков губернии, но не трогали лишь владения Троекурова. Все уверены, что предводитель разбойников — Дубровский.

Для своего внебрачного сына Саши Троекуров выписывает из Москвы учителя-француза, мсье Дефоржа, на которого производит огромное впечатление красота семнадцатилетней Марьи Кириловны Троекуровой, но она не обращает никакого внимания на наёмного учителя. Дефоржа подвергают испытанию, вталкивая в комнату с голодным медведем (обычная шутка с гостями в доме Троекурова). Не растерявшийся учитель убивает зверя. Его решительность и смелость производят большое впечатление на Машу. Между ними происходит дружеское сближение, которое становится источником любви. В день храмового праздника в дом Троекурова съезжаются гости. За обедом речь заходит о Дубровском. Один из гостей, помещик по имени Антон Пафнутьич Спицын, признается, что он в своё время дал в суде ложные показания против Дубровского в пользу Кирилы Петровича. Одна дама сообщает, что неделю назад Дубровский обедал у неё, и рассказывает историю о том, что ее приказчик, посланный на почту с письмом и 2000 рублей для ее сына, гвардейского офицера, вернулся и сообщил, что его ограбил Дубровский, но был уличён во лжи человеком, приехавшим к ней в гости и назвавшимся бывшим сослуживцем ее покойного мужа. Вызванный приказчик рассказывает, что Дубровский действительно остановил его по дороге на почту, но, прочитав письмо матери к сыну, не стал грабить. Деньги отыскались в сундуке у приказчика. Дама считает, что человек, выдавший себя за друга ее мужа, был сам Дубровский. Но по ее описаниям у неё был человек лет 35, а Троекурову доподлинно известно, что Дубровскому 23 года. Этот факт подтверждает и новый исправник, обедающий у Троекурова.

Праздник в доме Троекурова завершается балом, на котором танцует и учитель. После ужина Антон Пафнутьич, имеющий при себе большую сумму денег, изъявляет желание ночевать в одной комнате с Дефоржем, так как он уже знает о храбрости француза и надеется на его защиту в случае нападения разбойников. Учитель отвечает согласием на просьбу Антона Пафнутьича. Ночью помещик чувствует, как кто-то пытается забрать у него деньги, спрятанные в мешке на груди. Открыв глаза, он видит, что над ним стоит Дефорж с пистолетом. Учитель сообщает Антону Пафнутьичу, что он Дубровский.

Каким же образом попал Дубровский в дом Троекурова под видом учителя? На почтовой станции встретил он едущего к Троекурову француза, дал ему 10 тысяч рублей, получив взамен бумаги учителя. С этими документами он приехал к Троекурову и поселился в доме, где все его полюбили и не подозревали, кто он такой на самом деле. Оказавшись в одной комнате с человеком, которого не без основания он мог считать своим врагом, Дубровский не удержался от искушения отомстить. Утром Спицын покидает дом Троекурова, ни словом не обмолвившись о ночном происшествии. Вскоре разъехались и остальные гости. Жизнь в Покровском течёт по-обыкновенному. Марья Кириловна чувствует любовь к Дефоржу и досадует на себя. Дефорж держится с ней почтительно, и это успокаивает ее гордость. Но однажды Дефорж украдкой передаёт ей записку, в которой просит о свидании. В назначенное время Маша приходит в условленное место, и Дефорж сообщает ей о том, что он вынужден скоро уехать, но перед этим должен сказать ей нечто важное. Неожиданно он открывает Маше, кто он такой на самом деле. Успокаивая испуганную Машу, он говорит, что простил ее отца. Что это именно она спасла Кирилу Петровича, что дом, в котором живёт Марья Кириловна, — священ для него. Во время признаний Дубровского раздаётся негромкий свист. Дубровский просит Машу дать ему обещание, что в случае несчастья она прибегнет к его помощи, и исчезает. Вернувшись в дом, Маша застаёт там тревогу, и отец сообщает ей, что Дефорж, по словам приехавшего исправника, не кто иной, как Дубровский. Исчезновение учителя подтверждает справедливость этих слов.

На следующее лето в своё поместье Арбатове, расположенное в 30 верстах от Покровского, возвращается из чужих краёв князь Верейский. Он наносит визит Троекурову, и Маша поражает его своей красотой. Троекуров с дочерью наносят ответный визит. Верейский устраивает им замечательный приём.

Маша сидит в своей комнате и вышивает. В открытое окно протягивается рука и кладёт ей на пяльцы письмо, но в это время Машу зовут к отцу. Она прячет письмо и идёт. У отца застаёт она Верейского, и Кирила Петрович сообщает ей, что князь сватается к ней. Маша замирает от неожиданности и бледнеет, но отец не обращает внимания на ее слезы.

В своей комнате Маша с ужасом думает о браке с Верейским и считает, что лучше выйти за Дубровского. Внезапно вспоминает она о письме и находит в нем только одну фразу: «Вечером в 10 часов на прежнем месте».

Во время ночного свидания Дубровский уговаривает Машу прибегнуть к его покровительству. Маша надеется тронуть сердце отца мольбами и просьбами. Но если он окажется неумолим и принудит ее к замужеству, она предлагает Дубровскому явиться за ней и обещает стать его женой. На прощание Дубровский даёт Маше кольцо и говорит, что, если случится беда, ей достаточно будет опустить кольцо в дупло указанного дерева, тогда он будет знать, что ему делать.

Готовится свадьба, и Маша решает действовать. Она пишет письмо Верейскому, умоляя его отказаться от ее руки. Но это даёт обратный результат. Узнав о письме Маши, Кирила Петрович в ярости назначает свадьбу на следующий день. Маша со слезами просит его не выдавать ее за Верейского, но Кирила Петрович неумолим, и тогда Маша заявляет, что прибегнет к защите Дубровского. Заперев Машу, Кирила Петрович удаляется, приказав не выпускать ее из комнаты.

На помощь Марье Кириловне приходит Саша. Маша поручает ему отнести кольцо в дупло. Саша исполняет ее поручение, но видящий это какой-то оборванный мальчишка пытается завладеть кольцом. Между мальчиками завязывается драка, на помощь Саше приходит садовник, и мальчишку ведут на барский двор. Внезапно они встречают Кирилу Петровича, и Саша под угрозами рассказывает ему о поручении, которое дала ему сестра. Кирила Петрович догадывается о сношениях Маши с Дубровским. Он велит запереть пойманного мальчика и посылает за исправником. Исправник и Троекуров о чем-то договариваются и отпускают мальчишку. Тот бежит в Кистеневку, а оттуда тайком пробирается в кистеневскую рощу.

В доме Троекурова идут приготовления к свадьбе. Машу везут в церковь, где ее ожидает жених. Начинается венчание. Надежды Маши нa появление Дубровского испаряются. Молодые едут в Арбатово, как вдруг на просёлочной дороге карету окружают вооружённые люди, и человек в полумаске отворяет дверцы. Он говорит Маше, что она свободна. Услышав, что это Дубровский, князь стреляет и ранит его. Князя хватают и намереваются убить, но Дубровский не велит трогать его. Дубровский вновь говорит Маше, что она свободна, но Маша отвечает, что уже поздно. Из-за боли и волнения Дубровский теряет сознание, и сообщники увозят его.

В лесу боевое укрепление разбойничьей шайки, за небольшим валом — несколько шалашей. Из одного шалаша выходит старуха и просит караульщика, поющего разбойничью песню, замолчать, потому что барин почивает. В шалаше лежит Дубровский. Внезапно в лагере возникает тревога. Разбойники под командой Дубровского занимают определённые каждому места. Прибежавшие караульщики сообщают, что в лесу солдаты. Завязывается сражение, в котором победа оказывается на стороне разбойников. Несколько дней спустя Дубровский собирает своих сподвижников и сообщает о своём намерении оставить их. Дубровский исчезает. Ходит слух, что он скрылся за границу.

В своём поместье в Покровском живёт богатый, уверенный в себе и знатный барин Кирилл Петрович Троекуров. Соседи знают его крутой нрав и боятся, кроме бедного помещика Андрея Гавриловича Дубровского, отставного поручика и сослуживца. Оба они вдовцы. Дубровский имеет сына Владимира, который прилежно служит в Петербурге, а у Троекурова есть дочь Маша, которая живёт с отцом. Размолвка ссорит друзей, и независимое поведение Дубровского отдаляет их друг от друга.

Самовластный Троекуров хочет лишить Дубровского имения. В судейском заседании в присутствии спорящих читается решение, согласно которому имение Дубровского «Кистенёвка» переходит в собственность Троекурова. Здоровье Дубровского ухудшается. Крепостная Егоровна пишет в Петербург Владимиру Дубровскому, уведомляя о случившемся. Владимир едет домой. Дома он застаёт одряхлевшего и больного отца. Андрей Гаврилович медленно умирает. Мучимый совестью, Троекуров едет мириться к Дубровскому, которого при виде врага разбивает паралич. После похорон Дубровского в Кистенёвку приезжают судейские чиновники и исправник.

Крестьяне отказываются повиноваться и хотят расправиться с ними. Владимир Дубровский решает вывести людей, что бы поджечь дом. Дубровский поджигает дом и уезжает со двора, в горевшем доме погибают приказчики. Появляются события, которые отвлекают внимание всех от Дубровского. В губернии появились разбойники, которые грабят всех помещиков. Все уверены, что предводитель разбойников — Дубровский. Троекуров выписывает из Москвы учителя-француза, мсье Дефоржа, на которого производит впечатление красота Маши Кирилловны.

В день храмового праздника в дом Троекуровых съезжаются гости. Речь заходит о Дубровском. Один из гостей признаётся, что дал лажные показания против Дубровского. Праздник в доме Троекурова завершается балом. После ужина помещик, имеющий при себе большую сумму денег ,остаётся ночевать в одной комнате с учителем, так как наслышан о его храбрости и надеется на его защиту. Ночью он чувствует, что ночью кто- то пытается забрать у него деньги. Открыв глаза, он видит учителя с пистолетом, который называет себя Дубровским.

На почтовой станции Дубровский встречает француза, который едет к Троекурову. Дав десять тысяч рублей французу, Владимир забирает бумаги учителя и едет в дом Троекурова. Однажды он передаёт записку Маше, в которой просит о свидании. Дефорж сообщает, что должен скоро уехать и открывается Маше, что он Дубровский.

В поместье к Троекурову наносит свой визит князь Верейский, и, видя Машу, поражается её красотой. Отец сообщает Маше, что князь сватается к ней. Дубровский уговаривает Машу обратиться к нему за помощью, если отец будет принуждать к замужеству. В доме Троекурова готовятся к свадьбе. Машу везут в церковь, где ожидает её жених. Начинается венчание. Молодые едут в Арбатово. На просёлочной дороге карету останавливает человек в маске, который отворяет дверцы и говорит Маше, что она свободна.

В лесу боевое укрепление разбойничьей шайки и несколько шалашей. Разбойники под командованием Дубровского занимают посты. Он собирает своих сподвижников и сообщает о своём намерении оставить их.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: