Образ слуги в русской литературе

ОБРАЗЫ ТАТАР В КЛАССИЧЕСКОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Однажды один из моих американских друзей сказал мне, что я единственный татарин, которого он знает. Он спросил, являюсь ли я типичным представителем моей этнической группы. Я не знал, что ответить.

Он надеялся найти ответ на свой вопрос во время поездки в Россию. Когда он приехал в Москву, он пытался найти татар, но не знал, где их искать. Прежде чем уехать обратно в Нью-Йорк, он спросил у дежурной по этажу в своей гостинице, пожилой русской женщины, что она думает о татарах. Женщина сказала ему, что татары очень честные и искренние, но еще и немного наивные и простые. Мой друг спросил у нее, что заставило ее так думать. Оказалось, что эта женщина никогда в своей жизни не встречала татар, и ее мнение о татарах было полностью основано на повести Горького «На дне», книге, которая обязательна для прочтения в советских школах. Как житель Москвы, она, скорее всего, встречала много татар, но не знала об их этнической принадлежности.

Этот маленький эпизод иллюстрирует роль литературы в формировании понятий о разных этнических группах. Это показывает, какой сильной может быть роль литературных образов в формировании этнических стереотипов. Этот пример натолкнул меня на мысль попытаться исследовать образы татар в классической русской литературе. Повесть Горького «На дне», упомянутая выше, имеет заметный татарский персонаж по кличке Князь. Это один из нескольких людей из приюта для бездомных. Жители приюта проводят свои долгие скучные вечера, играя в карты на деньги. Один из русских соседей обманом выигрывает у него деньги. Князь приходит в ярость и резко выражает свое недовольство. Он не привык к нечестности. Татарин не может понять, что для его соседа обман является единственным средством к существованию. Князь слишком наивен, чтобы понять, что без обмана русский жулик просто умрет с голода.

Кроме Горького, татарских персонажей в своих произведениях изображали такие писатели, как Толстой, Достоевский, Лермонтов, Гоголь и другие. Например, татары — кучеры и слуги — появляются во многих рассказах Достоевского, но, в основном, только как мелкие персонажи. «Тарас Бульба» Гоголя (1834) включает несколько живых образов крымских татар. «Герой нашего времени» Лермонтова (1840), «Казаки» Толстого (1862), «Кавказский пленник» и «Анна Каренина» тоже имеют татарские образы, достойные упоминания. В «Казаках» русский слуга Ванюша говорит своему хозяину Оленину о русских казаках: «Хуже татар, ей-богу. Даром, что тоже христиане считаются. На что татарин, и тот благородней.» Немногим далее по тексту: ««Видно, Ванюша прав! — подумал Оленин. — Татарин благороднее», — и, провожаемый бранью бабуки Улитки, вышел из хаты.»

В «Анне Карениной» татарские персонажи появляются только как официанты, кучеры и слуги:

«- Сюда, ваше сиятельство, пожалуйте, здесь не обеспокоят, ваше сиятельство, — говорил особенно липнувший старый белесый татарин с широким тазом и расходившимися над ним фалдами фрака. — Пожалуйте шляпу, ваше сиятельство, — говорил он Левину, в знак почтения к Степану Аркадьевичу ухаживая и за его гостем (часть первая, глава X).»

«- Подай другую, — обратился Степан Аркадьевич к татарину, доливавшему бокалы и вертевшемуся около них, именно когда его не нужно было (часть первая, глава XI).»

«Старый, толстый татарин, кучер Карениной, в глянцевом кожане, с трудом удерживал левого прозябшего серого. (часть вторая, глава VII).»

Следует отметить, что во многих этих произведениях слово «татарин» применяется как общее название для тюркских народов Кавказа, некоторые из которых не имеют отношения к современным татарам. Тем не менее, образы, описанные как татары, все еще способствуют созданию стереотипов и могут повлиять на отношение читателя к современным волжским и крымским татарам. Видимо, наиболее запоминающийся образ татарина во всей русской литературе встречается в произведении Толстого «После бала» (1903). Толстой изображает татарского солдата, которого наказывают за дезертирство. Вот отрывок:

«. Солдаты в черных мундирах стояли двумя рядами друг против друга, держа ружья к ноге, и не двигались. Позади их стояли барабанщики и флейтщик и не переставая повторяли всё ту же неприятную, визгливую мелодию.

— Что это они делают? — спросил я у кузнеца, остановившегося рядом со мною.

— Татарина гоняют за побег, — сердито сказал кузнец, взглядывая в дальний конец рядов.

Я стал смотреть туда же и увидал посреди рядов что-то страшное, приближающееся ко мне. Приближающееся ко мне был оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат, которые вели его. . Дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу, наказываемый, под сыпавшимися с обеих сторон на него ударами, подвигался ко мне.

. При каждом ударе наказываемый, как бы удивляясь, поворачивал сморщенное от страдания лицо в ту сторону, с которой падал удар, и, оскаливая белые зубы, повторял какие-то одни и те же слова. Только когда он был совсем близко, я расслышал эти слова. Он не говорил, а всхлипывал: «Братцы, помилосердствуйте. Братцы, помилосердствуйте». Но братцы не милосердствовали. «

Я думаю, что причиной того, что татарские персонажи в русской литературе включают столько кучеров, слуг, солдатов, диких, но благородных всадников, имеет отношение к истории. Несмотря на большое количество русифицированных и крещеных татар среди русской знати, культурные элиты некрещеных татар и русских жили раздельной жизнью и очень редко взаимодействовали. Даже такой гений, как Габдулла Тукай, имел очень мало друзей в среде русской интеллигенции. Единственными татарами, с которыми входила в контакт русская элита, были люди низших классов: слуги, официанты, носильщики, уборщики и т.д. Отсюда постоянный образ татарского слуги в русской литературе. Религиозная разница служила главным препятствием для взаимоотношений русской и татарской культурной элиты. Напротив, между русскими и грузинскими, украинскими и армянскими деятелями культуры было много взаимного влияния и традиционных контактов.

В отличие от русской прозы, русская поэзия содержит сравнительно мало упоминаний татар. Некоторые из стоящих упоминания исключений можной найти в работах двух самых знаменитых женщин-поэтов, Анны Ахматовой и Беллы Амадулиной (у обеих есть татарские предки).

Ахматова, обозревая свою генеалогию, писала:

От прабабушки-татарки Были редки мне подарки. — Ах, зачем я крещена, — Горько гневалась она.

А что же в современной западной литературе? Объективнее ли западные писатели в изображении татар? Образы татар у них, очевидно, под влиянием русской литературы тоже в большинстве негативны. Но есть также и заметные исключения. Например, польский поэт, лауреат Нобелевской премии в области литературы, Генрих Сенкевич (1846-1916) тепло описывает свою дружбу с польским татарином, Селем Мирзой в «Маленькой Трилогии» (1875) (Сенкевичи сами происходят от знатного татарского рода. — Прим.ред.). Тем не менее, многие западные писатели все еще обращаются к более или менее стереотипному образу татар. Популярный американский писатель Ларри Таунсенд посвятил целую книгу русско-татарским отношениям. Его последняя повесть «Царь!» описывает покорение Казанского Ханства с точки зрения русских. В повести Эдварда Резерфорда «Русска» есть целая глава, посвященная татарам. Здесь татары тоже показываются хуже, чем русские.

За несколькими исключениями, изображения татар в русской литературе в большинстве своем нелестные и редко соответствуют действительности. Поскольку русская литература вызывает всемирный интерес, эти этнические стереотипы через нее распространяют свое влияние на многие миллионы людей во всем мире. Вот почему мы должны знать об этих стереотипах, чтобы в следующий раз, когда мы услышим, что татары описываются как дикари на конях и простаки, мы знали, откуда это все идет. Но, что еще важнее, когда мы встречаемся с предрассудками против татар, мы должны пытаться спорить с людьми, настроенными против татар и попытаться объяснить им, что их татарофобское отношение основано на стереотипах, существующих у одной нации по отношению к другой.

Похожие работы на «Типология образа слуги в русской литературе XIX века на материале произведений А.С.Пушкина, Н.В. Гоголя, И.А. Гончарова »

Типология образа слуги в русской литературе XIX века на материале произведений А.С.Пушкина, Н.В. Гоголя, И.А. Гончарова
Литература, Типология образа слуги в русской литературе XIX века на материале произведений А.С.Пушкина, Н.В. Гоголя, И.А. Гончарова , Работа Выпускная . сравнивать слугу Савельича из «Капитанской дочки» А. С. Пушкина со слугой Захаром из «Обломова» И. А. Гончарова, то оба они представители крепостных .
. среды у А.С. Пушкина образ слуги Савельича («Капитанская дочка») и слуги Антона («Дубровский»), образы слуг в произведениях Н.В. Гоголя «Мёртвые души» .

Проблема истории в художественных произведениях А.С. Пушкина [нестрогое соответствие]
Литература : русская, Проблема истории в художественных произведениях А.С. Пушкина, . всем блеске индивидуальных дарований /Гоголь, Лермонтов, Тургенев, Гончаров, Герцен, Некрасов/ не выразил иной, более капитальной, более всеобъемлющей .
Герои «Дубровского», принадлежащие к народной среде, — дворовые, т.е. личные слуги господ, крепостные ремесленники, работники дворовых служб и т.п. .

Пушкин в Москве [нестрогое соответствие]
Литература, Пушкин в Москве, Реферат . регистратора Ивана Васильева Скварцова у жильца его Моэора Сергия Львовича Пушкина родился сын Александр крещен июня 8 дня восприемник Граф Артемий .
. более или менее точно установить следующие факты: разговор царя с Пушкиным длился не менее часа; царь заявил поэту, что освобождает его от ссылки в .

A.C.Пушкин [нестрогое соответствие]
Литература, A.C.Пушкин , Рефераты . но принятый по-братски), — Пушкин вступил с ним, некоторым образом, в соперничество на поприще обработки сказок: написал «Сказку о царе Салтане» .
. из собрания Вука («Соловей», «Сестра и братья»), две сочиненные им в тоне подлинных («О Георгии Черном» и «Воевода Милош») и одну («Яныш Королевич» .

Золотой век русской культуры [нестрогое соответствие]
История, Золотой век русской культуры , Рефераты . русской литературы и искусства возникли на гребне этого демократического подъема; в них косвенно, а иногда и прямо отразилось недовольство народных .
В образах Ильи Ильича Обломова и его слуги Захара он воплотил типы патриархального барина и слуги крепостной эпохи.

Петербург в жизни А.С. Пушкина [нестрогое соответствие]
Литература : русская, Петербург в жизни А.С. Пушкина, Реферат . Медный всадник», «Пиковая дама» (выбор пал именно на эти произведения, так как в литературной критике считается, что «Пиковая дама» и «Медный всадник» .
. по своим воззрениям», искал внимания у светских «львов»,. «желалось, чтобы он (Пушкин), наконец, настоящим образом взглянул на себя и понял свое .

Шпоры-сочинения [нестрогое соответствие]
Литература, Шпоры-сочинения, . ни в других.| |помещиков в поэме |черты русского |получаются от |Это человек, | |Н. В. Гоголя |помещика. |продажи самых |далекий от | |»Мертвые души» .
. стихий| |подчеркивающем это|воспринимаются |соавторстве с ним,|комического и | |историческое |органично лишь |под его |трагического — все| |сознание в .

Шпоры-сочинения (Шпаргалка) [нестрогое соответствие]
Литература, Шпоры-сочинения (Шпаргалка) , Рефераты . ни в других.| |помещиков в поэме |черты русского |получаются от |Это человек, | |Н. В. Гоголя |помещика. |продажи самых |далекий от | |»Мертвые души» .
. стихий| |подчеркивающем это|воспринимаются |соавторстве с ним,|комического и | |историческое |органично лишь |под его |трагического — все| |сознание в .

Иннокентий Анненский. Гончаров и его Обломов [нестрогое соответствие]
Литература, Иннокентий Анненский. Гончаров и его Обломов , Монография, статья . эти бесконечные и беспрестанные гончаровские описания наружности героев, их поз, игры физиономий, жестов, особенно наружности; припомните, например, .
. всегда возит в сердце, и они у него вечно просятся под перо): пусть порой чуется вам и насмешка, и поучение, а все же у берегов Англии кисть поэта с .

Художественный мир Н. В. Гоголя [нестрогое соответствие]
Литература : русская, Художественный мир Н. В. Гоголя, Реферат Однако у них есть много общих моментов в их произведениях, сказывается влияние Пушкина на Гоголя.
. мог обойтись без народного фольклора, благодаря которому мы, читая повести Гоголя, глубже проникаем и понимаем жизнь тех или иных людей, описываемых в .

Эволюция образа маленького человека в русской литературе

Категория: Литература, литературные произведения
Тип: Сочинение
Размер: 13.5кб.
скачать

Эволюция образа маленького человека в русской литературе

Любовью к обыкновенному человеку, болью за него проникнуто творчество многих русских писателей.

Одним из первых, кто выдвинул в литературе тему «маленького человека», был Пушкин. В «Повестях Белкина» писатель рисует не только картины дворянско-уездного быта («Барышня-крестьянка»), но и останавливает внимание читателей на судьбе «маленького человека».

Пушкин делает первую попытку объективно, правдиво изобразить «маленького человека». Герою повести «Станционный смотритель» чужды сентиментальные страдания, у него свои горести, связанные с неустроенностью жизни.

Стоит где-то на перекрестке проезжих дорог небольшая почтовая станция. Здесь живут Самсон Вырин и его дочь Дуня — единственная радость, скрашивающая нелегкую жизнь смотрителя. И вдруг ее увозят в Петербург, увозят тайно от отца. Но самое страшное то, что Дуня уехала с гусаром по своей воле. Переступив порог новой, богатой жизни, она отказалась от отца. Самсон Вырин едет в Петербург, чтобы вернуть «заблудшую овечку», но его выгоняют из дома Дуни, и в конце концов за свою дочь он получает несколько ассигнаций. «Слезы опять навернулись на глазах его, слезы негодования! Он сжал бумажки в комок, бросил их наземь, притоптал каблуком и пошел…» Вырин умирает в одиночестве, и никто не замечает его смерти. О. таких, как он, Пушкин пишет в начале повести: «Будем, однако, справедливы, постараемся войти в их положение и, может быть, станем судить о ним гораздо снисходительнее».

Жизненная правда, сочувствие к «маленькому человеку», оскорбляемому на каждом шагу начальниками, стоящими выше по чину и положению, — вот что мы чувствуем, читая повесть. Пушкину дорог этот «маленький человек», живущий в горе и нужде.

Традиции Пушкина продолжили и развили Гоголь, Достоевский и Чехов.

В повести «Шинель» идея гуманного отношения к «маленькому человеку, которая скрыто присутствует во всех гоголевских произведениях, выражается прямо и решительно.

Акакий Акакиевич Башмачкин — «вечный титулярный советник». Бессмысленная канцелярская служба убила в нем всякую живую мысль. Единственное наслаждение находит он в переписке бумаг. Даже дома он думал лишь о том, что «что-то Бог пошлет переписывать завтра».

Но и в этом забитом чиновнике проснулся человек, когда появилась цель жизни — новая шинель. «Он сделался как-то живее, даже тверже характером. С лица и поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность…» Башмачкин не расстается со своей мечтой ни на один день. Описание жизни Акакия Акакиевича пронизано иронией, но в ней есть и жалость, и грусть. Вводя нас в духовный мир героя, описывая его чувства, мысли, мечты, радости и огорчения, автор дает понять, каким счастьем было для Башмачкина приобретение шинели, и в какую катастрофу превращается ее пропажа. Напрасно Башмачкин искал помощи у «значительного лица». Его даже обвинили в бунте против начальников и «высших». Расстроенный Акакий Акакиевич простужается и умирает. В финале маленький, несмелый человек, доведенный миром сильных до отчаяния протестует против этого мира. Умирая, он «сквернохульничает», произносит самые страшные слова, следовавшие за словами «ваше превосходительство» Это был бунт, хотя и в предсмертном бреду.

Духом гоголевской «Шинели» проникнут роман Достоевского «Бедные люди». Это рассказ о судьбе того же «маленького человека», раздавленного горем, отчаянием и социальным бесправием. Переписка бедного чиновника Макара Девушкина с Варенькой, потерявшей родителей и преследуемой сводней, раскрывает глубокий драматизм жизни этих людей. Макар и Варенька готовы ради друг друга на любые лишения. Но герои романа беззащитны. Их бунт — «бунт на коленях». Никто не может помочь им. Варю увозят на верную гибель, а Макар остается один со своим горем. Разбита, искалечена жизнь двух прекрасных людей, разбита жестокой действительностью.

Достоевский раскрывает глубокие и сильные переживания «маленьких людей» Сложнейший и противоречивейший художник реалист, он, с одной стороны, показывает «униженного и оскорбленного» человека, и сердце писателя переполняется любовью, состраданием и жалостью к этому человеку и ненавистью к сытым, пошлякам и развратникам, а с другой — высказывается за смирение, покорность, призывая: «Смирись, гордый человек!»

Далее в развитии образа «маленького человека» намечается «раздвоение». С одной стороны, из среды «маленьких людей» появляются разночинцы-демократы, а их дети становятся революционерами. О Добролюбове скажет Некрасов: «Какой светильник разума угас!» С другой стороны, «маленький человек» опускается, превращаясь в ограниченного мещанина. Наиболее отчетливо мы наблюдаем этот процесс в рассказах Чехова «Ионыч», «Крыжовник», «Человек в футляре».

Учитель Беликов — человек не злой по характеру, но робкий и замкнутый. В условиях, когда действовала формула: «Раз не разрешает циркуляр, то и нельзя», — он становится страшной фигурой в городе. Даже после смерти Беликова печать «беликовщины» осталась на жителях города. Беликов продолжал жить в их сознании, он пропитал насквозь их души страхом.

С течением времени «маленький человек», лишенный собственного достоинства, «униженный и оскорбленный», вызывает у передовых писателей не только сострадание, но и осуждение. «Скучно вы живете, господа», — сказал Чехов своим творчеством «маленькому человеку», смирившемуся Со своим положением.

«Маленькие люди» — люди низших сословий, и язык их народный, в нем встречаются просторечия («прибрать, старый дурак»), канцелярские слова («циркуль»), выражение «я имею кое-что сказать».

В заключение хочется добавить, что человек не должен быть маленьким. В одном из писем к сестре Чехов восклицал: «Боже мой, как богата Россия хорошими людьми!» Зоркий глаз художника, подмечая лицемерие, тупость, видел и другое — красоты хорошего человека. Таков, например, доктор Дымов, герой рассказа «Попрыгунья», человек, который живет для счастья других, скромный врач, с добрым сердцем, красивой душой. Дымов умирает, спасая ребенка от болезни.

Вот и получается, что не так уж мал этот «маленький человек».

Образы слуг у Гоголя и Гончарова Сочинения по русской литературе

Произведения классиков русской прозы Н.В. Гоголя и И.А. Гончарова заняли особое место в литературе. Каждое из них достойно называться «энциклопедией русской жизни». Авторы затронули все стороны российской действительности.

Открыли миру множество самобытных характеров и типажей.

Образы слуг очень важны для понимания авторского замысла. Выступая как второстепенные персонажи, они выполняют довольно много важных функций.

Прежде всего, конечно, их роль заключается в раскрытии образов господ, главных героев.

В романе Гончарова «Обломов» появляется образ, с самого начала завоевывающий внимание читателя. Это Захар, слуга Ильи Ильича Обломова. Нет нужды говорить, как важен Захар для характеристики Обломова. Фактически это его двойник, его половинка. Автор подчеркивает, что без Захара Обломов как бы не существует. С самого детства Илью Ильича отдали на попечение этого крепостного, и с тех пор эти двое не разлучались. Обломов беспомощен без своего слуги, как и тот без него. Вдобавок, Захар – точная копия Обломова, что соответствует русской поговорке «каков господин, таков и его слуга». Большую часть своего времени холоп Ильи Ильича проводит на печке. Он страшный лентяй, вместо того, чтобы, не прекословя барину, быстро убрать квартиру (то есть выполнить свою прямую обязанность), Захар ударяется в рассуждения, и в итоге отказывается от уборки. Когда хорошо Обломову, хорошо и его слуге, и смена образа жизни одного сразу влечет за собой смену привычек и характера другого.

До приезда Штольца они зарастали грязью, но потом Обломов влюбился в Ольгу, помолодел, стал активным. До неузнаваемости изм�.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector