Образ Самсона Вырина (по повести А

“Станционный смотритель” — одна из повестей, вошедших в известное произведение А. С. Пушкина “Повести покойного Ивана Петровича Белкина”. В “Станционном смотрителе” автор знакомит нас с тяжелой, безрадостной жизнью простых людей, а именно — станционных смотрителей, во времена крепостного права. Пушкин обращает внимание читателя на то, что во внешне бестолковом и бесхитростном исполнении своих обязанностей этими людьми кроется нелегкий, часто неблагодарный труд, полный хлопот и забот. Что только не ставят в вину станционному смотрителю? “Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут — а виноват смотритель. ”. Мало кто из проезжающих принимает станционных смотрителей за людей, больше за “извергов рода человеческого”, а ведь “сии столь оклеветанные смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые”. Мало кто из проезжающих интересуется жизнью станционных смотрителей, а ведь, как правило, у каждого из них — непростая судьба, в которой с избытком хватает слез, страданий и горя.
Жизнь Самсона Вырина ничем не отличалась от жизни таких же, как и он, станционных смотрителей, которые, чтобы иметь самое необходимое для содержания своей семьи, готовы были молча выслушивать и так же молча сносить бесконечные оскорбления и упреки в свой адрес. Правда, семья у Самсона Вырина была небольшой: он да красавица дочка. Жена Самсона умерла. Ради Дуни (так звали дочь) и жил Самсон. В четырнадцать лет Дуня была настоящей помощницей отцу: в доме прибрать, приготовить обед, прислужить проезжему, — на все она была мастерица, все у нее в руках спорилось. Глядя на Дунину красоту, добрее и милостивее становились даже те, кто грубое обращение со станционными смотрителями взял себе за правило.
В первое наше знакомство с Самсоном Выриным он выглядел “свежим и бодрым”. Несмотря на нелегкую работу и зачастую грубое и несправедливое обращение с ним проезжающих — неозлобленного и общительного.
Однако как может изменить человека горе! Всего через несколько лет автор, встретившись с Самсоном, видит перед собой старца, неухоженного, склонного к пьянству, тускло прозябающего в заброшенном, неубранном своем жилище. Его Дуня, его надежда, та, что давала силы жить, уехала с малознакомым гусаром. Причем не с отцовского благословения, как это принято у честных людей, а тайком. Самсону было страшно подумать, что его милое дитя, его Дуня, которую он как мог оберегал от всяких опасностей, так поступила с ним и, главное, с собой — стала не женой, а любовницей. Пушкин сочувствует своему герою и относится к нему с уважением: честь для Самсона превыше всего, превыше богатства и денег. Не один раз судьба била этого человека, но ничто не заставило его так опуститься, так перестать любить жизнь, как поступок горячо любимой дочери. Материальная бедность для Самсона ничто по сравнению с опустошенностью души.
На стене в доме Самсона Вырина висели картинки с изображением истории блудного сына. Дочь смотрителя повторила поступок героя библейской легенды. И, скорее всего, как и отец блудного сына, изображенного на картинках, станционный смотритель ждал свою дочь, готовый к прощению. Но Дуня не возвращалась. А отец не находил себе места от отчаяния, зная, чем зачастую заканчиваются подобные истории: “Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу, вместе с голью кабацкою. Как подумаешь порою, что и Дуня, может быть, тут же пропадает, так поневоле согрешишь да пожелаешь ей могилы. ”
Ничем хорошим не закончилась и попытка станционного смотрителя вернуть дочь домой. После этого, запив от отчаяния и горя еще больше, Самсон Вырин умер.
В образе этого человека Пушкин показал безрадостную, наполненную бедами и унижениями жизнь простых людей, самоотверженных тружеников, которых норовит обидеть каждый прохожий и проезжий. А ведь зачастую такие простые люди, как станционный смотритель Самсон Вырин, — пример честности и высоких моральных устоев.

158183 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Разное / Образ Самсона Вырина (по повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»)

Смотрите также по разным произведениям Пушкина:

А.С. Пушкин. «Станционный смотритель»

Разделы: Литература

Учить анализу текста, помочь учащимся почувствовать трагизм положения в обществе “маленького человека”, проследить общечеловеческую тему “блудных” детей на примере образа Дуни, воспитывать чувство ответственности за свои поступки, добрые отношения к людям – вот цели этого урока.

Во вступительном слове говорю о том, что повесть “Станционный смотритель” занимает значительное место в творчестве А.С.Пушкина и имеет большое значение для всей русской литературы. В ней едва ли не впервые изображены жизненные невзгоды, боль и страдание того, кого называют “маленьким человеком”. С нее начинается в русской литературе тема “униженных и оскорбленных”, которая познакомит с добрыми, тихими, страдающими героями и позволит увидеть не только кротость, но и величие их душ и сердец.

Звучит музыка. Мусоргский. “Слеза”

Что вы представили, слушая музыку? Какие эпизоды вспомнили? Над чем задумались?

Почему повесть называется “Станционный смотритель”?

Прочитайте эпиграф к повести. В чем, по-вашему, его смысл? Найдите в повести слова, которые помогают его понять.

(Эпиграф взят из стихотворения П.А. Вяземского “Станция”. Пушкин изменил цитату, назвав станционного смотрителя “коллежским регистратором (низший гражданский чин в дореволюционной России), а не губернским регистратором, что чином выше”).

Учащиеся начинают “погружение” в текст, находят и зачитывают отрывки от слов: “Что такое станционный смотритель?” до слов: “Из их разговоров…”.

Какими предстают в повествовании образы станционных смотрителей?

Запишите пять-шесть ключевых слов или словосочетаний, которые помогут дать их характеристику. (“Сущий мученик”, “дрожащий смотритель”, “люди мирные, услужливые, склонные к общежитию”, “скромные в притязаниях на почести”, “не слишком сребролюбивые”).

Совпадает ли с этими представлениями образ Вырина? Каким мы увидели его впервые? (“Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сюртук с тремя медалями на полинялых лентах”).

Найдите в повести другой портрет этот героя. Что изменилось в этом портрете? (“Это был точно Самсон Вырин; но как он постарел. Покамест собирался он переписать мою подорожную, я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину – и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика”).

Чем вызваны были эти перемены? (Учащиеся пересказывают, зачитывают фрагменты из повести, рассказывающие о том, что пережил Самсон Вырин).

Рассказ о смотрителе начинается словами “День был жаркий. В трех верстах от станции стало накрапывать, а через минуту проливной дождь вымочил меня до последней нитки”. Найдите, как он заканчивается (“Это случилось осенью. Серенькие тучи покрывали небо, холодный ветер дул с пожатых полей, унося красные и желтые листья со встречных деревьев”). Почему такие разные картины природы рисует Пушкин? Какова их роль? (Природа помогает понять настроение героя, постичь его внутренний мир, радуется вместе с ним и сопереживает).

Какие качества в характере Вырина вам понравились? Какие чувства вызывает у вас этот человек? (Самсон Вырин – человек, всеми унижаемый, но исполненный чувства достоинства. Это вызывает уважение к нему, сочувствие его горю).

Найдите описание комнаты, где остановился повествователь. На чем он заострил наше внимание? Почему? (На картинках, где изображена история блудного сына. Здесь как бы предсказывается дальнейшая судьба Дуни).

Подготовьте устный рассказ “Портрет Дуни”. (Это делает заранее подготовленный ученик).

Какую роль играла Дуня в жизни Вырина? (“Ею дом держался…”)

Что подсказывает рассказчику, что не удержится долго Дуня на станции? (она вела себя, как “девушка, видевшая свет”). Пушкин никогда не вдается в подробное объяснение поступков своих героев, но всегда гениально угадывает, как должен был поступить тот или иной человек в различных ситуациях. И хотя на первом плане в повести изображен сам смотритель, мы с самого начала понимаем, что образ Дуни играет немаловажное значение. И вместе с проблемой “маленького человека” в этом произведении четко просматривается еще одна проблема, имеющая общечеловеческое значение (Вспомните поучительные картинки с изображением “блудного сына”), — “блудные” дети и их судьба.

Вспомните библейскую “Притчу о блудном сыне”(учащиеся пересказывают притчу). В чем заключается ее смысл? Чем напоминает судьба Дуни историю героя этой притчи? (Дуня уезжает из дома, бросает отца).

С легкостью или с болью покидает Дуня родительский дом? (О том, что не с легким сердцем покидала Дуня родительский дом, говорит одна только скупая фраза: “Ямщик… сказывал, что всю дорогу Дуня плакала, хотя, казалось, ехала по своей охоте”).

Как живется Дуне с Минским? (Она счастлива).

А можно ли назвать это счастье безоблачным? (Нет. Она думает об отце. При его появлении падает в обморок. Ее мучает совесть.)

Знает ли Вырин, что Дуня счастлива? (Нет. Зато хорошо знает, как в таких случаях бывает). Найдите в тексте его рассуждения по этому поводу. (“Не ее первую, не ее последнюю сманил проезжий повеса, а там подержал да и бросил. Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, глядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою”).

То, о чем думает Вырин и чего боится, — это не фантазия, а реальность, поэтому мы не просто сочувствуем горькому одиночеству героя, но задумываемся над тем, что мир, в котором живут Вырины, устроен не лучшим образом.

Когда мы встречаемся с Дуней в последний раз? Сбылись ли опасения Вырина? Какою мы видим Дуню на могиле отца? (Работа с текстом).

Обратите внимание на репродукцию картины А.В. Венециана “Дуня на могиле отца”. Какие чувства вызывает картина ее немого горя? Сравните эту иллюстрацию с репродукциями других художников (Х.Р. Рембрандт “Возвращение блудного сына”, Б.Э.Мурильо “Возвращение блудного сына”, Л.Спада “Возвращение блудного сына” и др.) Что общего и в чем разница в изображении героев. (На картинах известных художников “блудный” сын раскаялся и прощен. Дуня тоже раскаялась, но поздно. Отец умер, она не получила его прощения, и тем горше ее слезы.)

Какую заповедь нарушила Дуня? Над чем заставляет задуматься ее судьба? (Дуня нарушила одну из главных заповедей: “Почитай отца своего и мать”,- и очень страдает от этого. Судьба девушки заставляет задуматься об ответственности за свои поступки перед близкими нам людьми..)

— Тема сбившегося с пути и покаявшегося затем человека актуальна в любое время и для любого возраста. “Как вы хотите, чтобы люди поступали с вами, так поступайте и вы с ними”, — сказал когда-то Иисус. Как вы понимаете эти слова? Как их можно соотнести с повестью “Станционный смотритель”?

Обратите внимание на картину, иллюстрирующую библейский сюжет. Это произведение В.Д. Поленова “Христос и грешница”, показанное впервые на XV Передвижной выставке 1887 года. “Кто из вас без греха, первый брось на нее камень”, — ответил Христос возбужденной гневом толпе на вопрос о том, как поступить с женщиной, изобличенной в прелюбодеянии, подлежащей по закону Моисея, избиению камнями.

— Как вы думаете, что может связывать два столь разных произведения (Повесть “Станционный смотритель” и картину Поленова)? (Призыв к прощению и проповедь добра).

В каких еще произведениях, прочитанных вами, поднимается проблема “блудных” детей?

Что вы унесете с собой сегодня с урока? Чему научились? Над чем задумались?

Именно доброе, гуманное отношение к людям независимо от их положения проповедует А.С. Пушкин. Он не просто рассказывает о судьбе своих героев, а словно заглядывает им в душу и заставляет нас с вами прожить их жизнью и чувствами, предупреждает о возможных ошибках.

Каким из двух высказываний: “Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты” (Р.Роллан) и “Как вы хотите, чтобы люди поступали с вами, так поступайте и вы с ними” (из “Библии”) – вы бы закончили сегодняшний урок и почему?

Дома обучающиеся пишут сочинение- миниатюру по одной из тем:

1. Находите ли вы что-либо общее в судьбе Дуни (“Станционный смотритель”) и Марьи Гавриловны (“Метель”); 2. Всегда ли я поступаю по совести?

Использованная литература.

Анализ рассказа «Станционный смотритель» А. С. Пушкина

Жанр произведения — рассказ в рассказе. Три главных героя — станционный смотритель Самсон Вырин, его дочь Дуня и гусар Минский. Одним из героев произведения является сам автор, вы­веденный в образе путешественника.

Завязка действия — лирическое отступление о сословии стан­ционных смотрителей и рассказ о знакомстве автора с Самсоном Выриным и его дочерью. Кульминация — встреча смотрителя в Петербурге с дочерью и ее похитителем. Развязка — возвраще­ние смотрителя домой. Эпилог — приезд дочери на его могилу.

В рассказ о станционном смотрителе включена его горестная история. Это повествование о «маленьком человеке», которого может легко обидеть каждый и который не в состоянии себя за­щитить. Образ «маленького человека» был первым образом подоб­ного рода в русской литературе. Материал с сайта //iEssay.ru

«Станционный смотритель» — это и история о блудном сыне, вернее, о блудной дочери, перенесенная в другие, не евангель­ские, жизненные обстоятельства. Это и история о позднем раска­янии блудной дочери.

«Станционный смотритель», анализ повести Пушкина

История создания

14 сентября 1830 года Александр Сергеевич закончил одну из повестей в цикле «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» под названием «Станционный смотритель». Период, на который приходится завершение Пушкиным повести, называется Болдинской осенью. В те месяцы Александр Сергеевич находится в Болдино, куда его «привела» необходимость решить финансовые вопросы. Застигнутый эпидемией холеры, вынужденный остаться в Болдино гораздо дольше, чем планировалось, Пушкин создает целую плеяду произведений, которые потом были признаны жемчужинами творчества поэта. Болдинская осень стала поистине золотой в творчестве художника.

«Повести Белкина» стали первым завершенным произведением Пушкина. Изданы они были под именем вымышленного персонажа Ивана Петровича Белкина, который занемог лихорадкой, переросшей в горячку, и умер в 1828 году. О нем Пушкин как «издатель» рассказывает в предисловии к повестям. Цикл увидел свет в середине осени 1831 года. С указанием подлинного авторства повести были изданы в 1834 году. «Станционный смотритель» сыграл большую роль в развитии русской литературы, заняв в ней значительное место, повествуя едва ли не впервые о тяготах судьбы того самого «маленького человека», об унижениях и невзгодах, приходящихся на его долю. Именно «Станционный смотритель» стал опорной точкой для череды русских литературных произведений, обращенных к теме «униженных и оскорбленных».

Тематика, сюжетные линии, направление

В цикле повесть «Станционный смотритель» — это композиционный центр, вершина. В ее основу заложены характерные черты литературного русского реализма и сентиментализма. Выразительность произведения, сюжет, емкая, сложная тема дает право назвать его романом в миниатюре. Это, казалось бы, простая история о простых людях, однако житейские обстоятельства, вмешавшиеся в судьбу героев, и делают смысловую нагрузку повести сложнее. Александр Сергеевич, помимо романтической тематической линии, раскрывает тему счастья в широком понимании этого слова. Судьба дарит человеку счастье порой не тогда, когда того ждешь, следуя общепринятой морали, житейским устоям. Для этого необходимо и удачное стечение обстоятельств, и последующая борьба за счастье, даже если оно кажется невозможным.

Описание жизни Самсона Вырина неразрывно связано с философской мыслью всего цикла повестей. Его восприятие мира и жизни находит отражение в картинках с немецкими стихами, развешенными на стенах его жилища. Повествующий описывает содержание этих картинок, где изображена библейская легенда о блудном сыне. Произошедшее с дочерью Вырин так же воспринимает и переживает сквозь призму изображений, окружающих его. Он надеется, что Дуня вернется к нему, но она не возвращалась. Жизненный опыт Вырина подсказывает ему, что чадо его будет обмануто и брошено. Станционный смотритель – «маленький человек», ставший игрушкой в руках алчных, меркантильных сея мира, для которого опустошенность души страшнее, чем материальная бедность, для которого честь – превыше всего.

Повествование происходит из уст титулярного советника, чье имя скрывается за инициалами А. Г. Н. В свою очередь эта история была «передана» рассказчику самим Выриным и «рыжим и кривым» мальчиком. Завязка драмы – тайный отъезд Дуни с малоизвестным гусаром в Петербург. Отец Дуни пытается повернуть время вспять, чтобы спасти дочь от того, что представляется ему «гибелью». Рассказ титулярного советника переносит нас в Санкт-Петербург, где Вырин пытается найти свою дочь, а скорбный финал показывает нам могилу смотрителя за околицей. Удел «маленького человека» — смирение. Непоправимость сложившейся ситуации, безысходность, отчаяние, равнодушие добивают смотрителя. Дуня просит прощения у отца на его могиле, ее раскаяние запоздалое.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: