Образ Руси и русского народа в поэме «Мертвые души»

Даже величайший гений недалеко бы ушел, если бы он захотел производить все из самого себя. Если есть в нас что-либо хорошее, так это сила и способность использовать средства внешнего мира и заставлять их служить нашим высшим целям.
Гете

Поэма «Мертвые души» — вершина творчества Н. В. Гоголя. В ней великий русский писатель правдиво изобразил жизнь России в 30-х годах XIX века. Но почему Гоголь называет свое произведение поэмой? Ведь обычно под поэмой понимается крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом. Но перед нами прозаическое произведение, написанное в жанре романа-путешествия.
Все дело в том, что замысел писателя не нашел полного воплощения: вторая часть книги сохранилась частично, а третья так и не была написана. Законченное произведение должно было по замыслу автора соотноситься с “Божественной комедией” Данте. Три части “Мертвых душ” должны были соответствовать трем частям поэмы Данте: “Ад”, “Чистилище”, “Рай”. В первой части представлены круги российского ада, а других частях читатель должен был увидеть нравственное очищение Чичикова и других героев.
Гоголь надеялся, что своей поэмой он реально поможет “воскрешению” русского народа. Такая задача требовала особой формы выражения. И действительно, уже некоторые фрагменты первого тома наделены высоким эпическим содержанием. Так, тройка, в которой Чичиков покидает город NN, незаметно преображается в “птицу тройку”, а затем становится метафорой всей Руси. Автор вместе с читателем как бы взлетает высоко над землей и оттуда созерцает все происходящее. После затхлости закостеневшего жизненного уклада в поэме появляется движение, простор, ощущение воздуха.
Само движение при этом называется “Божьим чудом”, а мчащаяся Русь именуется как “вдохновенная Богом”. Сила движения все нарастает, и писатель восклицает: “Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке. » Русь, куда же несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства.”
Теперь становится ясно, почему именно Чичиков выступает в роли “любителя быстрой езды”. Именно он по замыслу Гоголя должен был в следующей книге духовно возродиться, слиться с душой России. Вообще замысел «изъездить вместе с героем всю Русь и вывести множество самых разнообразных характеров’ дал возможность писателю выстроить по-особенному композицию поэмы. Гоголь показывает все слои России: чиновников, крепостников и простой русский народ.
Образ простого русского народа неразрывно связан в поэме с образом Родины. Русские крестьяне находятся на положении рабов. Господа мо гут продать, обменять их; как простой товар оценивается русский мужик. Помещики не видят в крепостных людей. Коробочка говорит Чичикову: «Пожалуй, я тебе дам девчонку, она у меня знает дорогу, только ты смотри! не завези ее, у меня уже одну завезли купцы». Хозяйка боится потерять часть своего хозяйства, совершенно не думая о человеческой душе. Даже мертвый крестьянин становится предметом купли-продажи, средством наживы. Русский народ умирает от голода, эпидемий, произвола помещиков.
Писатель образно говорит о забитости народа: «Капитан-исправник, хоть сам и не езди, а пошли только на место себя один картуз свой, то один этот картуз погонит крестьян до самого места их жительства». В поэме можно встретить дядю Митяя и дядю Миняя, которые не в состоянии развести лошадей на дороге. Дворовая Пелагея не знает, где правая сторона, где левая. Но чему могла научиться эта несчастная девочка у своей «дубинноголовой» хозяйки?! Ведь для чиновников и помещиков крестьяне — это пьяницы, бестолковые, не способные ни к чему люди. Поэтому некоторые крепостные бегут от своих хозяев, не выдержав такой жизни, предпочитают тюрьму возвращению домой, как крестьянин Попов из имения Плюшкина. Но Гоголь рисует не только ужасные картины народной доли.
Великий писатель показывает, насколько русский человек талантлив и богат душою. Образы замечательных мастеровых, народных умельцев встают перед глазами читателя. С какой гордостью Собакевич говорит о своих умерших крестьянах! Каретник Михеев делал отличные экипажи и работу свою выполнял на совесть. «А Пробка Степан, плотник? я голову прозакладую, если вы где сыщете такого мужика», — убеждает Чичикова Собакевич, рассказывая об этом богатырского сложения человеке. Кирпичник Милушкин «мог поставить печь в каком угодно доме», Максим Телятников шил прекрасные сапоги, и «хоть бы в рот хмельного». Не был пьяницей русский мужик, говорит Гоголь. Эти люди привыкли хорошо работать, знали свое ремесло.
Смекалка и оборотистость подчеркивается в образе Еремея Сорокоплехина, который «в Москве торговал, одного оброку приносил по пятисот рублей». Работоспособность простых крестьян признают и сами господа: «Пошли его хоть в Камчатку, дай только теплые рукавицы, он похлопает руками, топор в руки, и пошел рубить себе новую избу». Любовь к народу-труженику, мужику-кормильцу слышится в каждом авторском слове. Гоголь с огромной нежностью пишет о «расторопном ярославском мужике», собравшем русскую тройку, о «бойком народе», «бойком русском уме».
Замечательно умеет русский человек использовать богатство народного языка. «Выражается сильно российский народ!» — восклицает Гоголь, говоря о том, что нет слова в других языках, «которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово».
Но все таланты и достоинства простого народа еще сильнее оттеняют его- тяжелое положение. «Эх, русский народец! Не любит умирать своей смертью!» — рассуждает Чичиков, просматривая бесконечные списки умерших крестьян. Безрадостное, но правдивое настоящее нарисовал Гоголь в своей поэме.
Однако у великого писателя-реалиста была светлая уверенность в том, что жизнь в России изменится. Н. А. Некрасов писал о Гоголе: “Он проповедует любовь Враждебным словом отрицанья.”
Истинный патриот своей страны, страстно желавший увидеть счастливым русский народ, Николай Васильевич Гоголь бичевал уничтожающим смехом современную ему Россию. Отрицая крепостническую Русь с ее «мертвыми душами», писатель выражал в поэме надежду на то, что будущее Родины не за помещиками или “рыцарями копейки», а за великим русским народом, хранящим в себе небывалые возможности.

22297 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу «одно сочинение в одну школу»:

/ Сочинения / Гоголь Н.В. / Мертвые души / Образ Руси и русского народа в поэме «Мертвые души»

Смотрите также по произведению «Мертвые души»:

Автобиографическое начало в «Мертвых душах»

Первый том поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» была начата в 1842 году. Она мыслилась автором как огромное эпическое произведение, имеющее своею целью «объять всю Русь». До нас дошел только первый том этого произведения и отдельные главы второго. О значении поэмы Гоголь писал А. О. Смирновой в 1845 году: «Вовсе не губерния, и не несколько уродливых помещиков, и не то, что им приписывают, есть предмет «Мертвых душ». Это пока еще тайна, которая должна быть вдруг, к изумлению всех (ибо ни одна душа из читателей не догадалась), раскрыться в последующих томах» (т. 6, с. 78).

В поэме Гоголь сумел выставить наружу всю пошлость пошлого человека, а в последующих томах он хотел изобразить духовное возрождение своих героев. В «Четырех письмах по поводу «Мертвых душ» он писал, что «русского человека испугала его ничтожность более, чем все его пороки и недостатки» (т. 6, с. 78). Автор хотел, чтобы его поэма была полезна и для читателей, и для него самого. Изображая пошлость и убожество своих героев, он хотел, чтобы читатели обратились бы на самих себя и увидели бы собственные недостатки. О себе он писал: «Никто из читателей моих не знал того, что, смеясь над моими героями, он смеялся надо мной» (т. 6, с. 78). И далее: «Я уже от многих своих гадостей избавился тем, что передал их своим героям» (т. 6, с. 81).

Однако Гоголь передал своим героям «Мертвых душ не только свои пороки и недостатки. Несмотря на эпичность и широту этого произведения, в нем отразилось множество личных черт автора.

В «Мертвых душах» ярко выразилось автобиографическое начало. В «Четырех письмах по поводу «Мертвых душ» Гоголь так писал об этом произведении: « ‹…› герои мои потому близки душе, что они из души; все мои последние сочинения — история моей собственной души» (т. 8, с. 77). Замысел «Мертвых душ» тоже связан с биографией писателя — по мнению Б. Н. Скворцова , история с покупкой мертвых душ, описанная в поэме, произошла на родине Гоголя. Дальний его родственник Пивинский устроил такую аферу. Гоголь писал в «Авторской исповеди», что сюжет «Мертвых душ» дал ему Пушкин, но случай с Пивинским был ему также, наверное, известен.

Б. Н. Скворцов в своей брошюре «Личные источники «Мертвых душ», написанной на нашу тему указывает четыре вида «личных источников»: собственно автобиографические, наблюдения над характерами близких и знакомых ( в третьем письме по поводу «Мертвых душ» Гоголь писал:

«Тут, кроме моих собственных, есть даже черты многих моих приятелей, есть и твои» (т. 6, с. 79).

Третий источник — это черты быта, подмеченные автором, и четвертый — материал, сообщенный другими. Об автобиографичности своих героев автор писал в «Четырех письмах по поводу «Мертвых душ» — «С этих пор я стал наделять своих героев сверх их собственных гадостей моей собственной дрянью. Вот как это делалось: взявши дурное свойство мое, я преследовал его в другом званье и на другом поприще, старался себе изобразить его в виде смертельного врага» (т. 6, с. 78). В письме к А. О. Россет от 15 апреля 1847 года Гоголь писал о том, что если у него не найдется достаточно материала, то в «Мертвых душах» на место людейи высунется его собственный нос» . На основании слов самого автора, Б. Н. Скворцов писал: «… Мы не ограничимся установлением наличности в героях «Мертвых душ» одной лишь «дряни» и «гадости» автора, а вообще — всех его черт, какие только возможно установить. Было в характере Гоголя что-то и маниловское, и чичиковское, и даже ноздревское»

Образцом маниловщины с ея «именинами сердца» Скворцов считал ранние письма Гоголя, особенно — письмо от 1 октября 1824 года, где он поздравляет мать с днем Ангела (Позвольте, дражайшая маминька! Позвольте поздравить вас с днем Ангела вашего, с сим блаженнейшим днем для каждого нежного и благодарного сына. Ваша родительская любовь и нежность, ваши благодеяния, ваши о мне попечения, — все сие побуждает меня приняться за перо, чтоб изъявить вам свою благодарность» (т. 9, с. 9). Скворцов отмечал, что Чичиков, как и Гоголь, имел страсть к приобретению чернильниц, вазочек, пресс-папье… . Эту черту отмечал в своих воспоминаниях о писателе Л. Арнольди: «Гоголь очень любил и ценил хорошие вещи и в молодости, как сам он мне говорил, имел страстишку к приобретению разных ненужных вещиц: чернильниц, вазочек, пресс-папье и проч.» . В «Мертвых душах» отразилась также привычка Гоголя, переданная героям многих его произведений, узнавать многое через слуг. Л. Арнольди вспоминал об этом: « Покуда мы обедали, он все время разговаривал с половым, расспрашивая его, откуда он, сколько получает жалованья, где его родители, кто чаще других заходит к ним в трактир, какое кушанье больше любят чиновники в Малоярославце и какую водку употребляют, хорош ли у них городничий и тому подобное. Расспросил о всех живущих в городе и близ города …» . Прием разузнавать все нужное среди слуг использовался в «Ревизоре», в «Игроках». Чиновники города NN узнавали о Чичикове «посредством лакейских знакомств».

Б. Н. Скворцов считал, что физиологический облик Чичикова — совершенно противоположный Гоголю. Гоголь писал в поэме: «Автор должен признаться, что весьма завидует аппетиту и желудку такого рода людей» (т.5, с. 59). По воспоминаниям П. А. Анненкова, Гоголь страдал бессонницей, приступами слабости, и никогда не отличался особенным здоровьем. В поэме отразилось и душевное состояние автора. Б. Н Скворцов писал: «Проследим теперь, как отразилось в «Мертвых душах» душевное состояние Гоголя, какой след передуманное им и пережитое оставило на страницах знаменитой поэмы» . Преобладающее настроение первой части — грустное, одна из причин которого — боязнь наступающей преждевременной старости. Об этом Гоголь писал в письме к А. С. Данилевскому от 5 февраля 1839 года нового стиля: «Мы приближаемся с тобою с (Высшие Силы! Какая это тоска!) к тем летам, когда уходят на дно глубже наши живые впечатления и когда наши ослабевающие силы, увы, часто не в силах вызвать их наружу … . Пусть мы будем иметь хотя несколько минут, в которые будем свежи и молоды» (т. 9, с. 122-123). Начало шестой главы поэмы перекликается со строками этого письма — «Прежде, давно в лета моей юности…» (т. 5, с.103).

Душевное состояние после разлуки с Жуковским отразилось в одиннадцатой главе первого тома поэмы. В письме к Жуковскому Гоголь описывал опустевшую комнату: «Мне все кажется, что из нее кто-то на минуту выехал или выезжает, что наполовину уложенный чемодан стоит посередине, по всем углам клоки обверточной бумаги, веревочек…» . Эти минуты перед отъездом Гоголь описал в поэме: «В продолжение этого времени он ‹Чичиков› имел удовольствие испытать приятные минут, известных каждому путешественнику, когда в чемодан все уложено и в комнате валяются только веревочки, бумажки да разный сор…» (т. 5, с.199).

При описании дома Собакевича Гоголь изображал то, что было близко и ему самому: «Было заметно, что при постройке его зодчий беспрестанно боролся со вкусом хозяина. Зодчий был педант и хотел симметрии, хозяин — удобства…» (т. 5, с.88). В 1830 году Гоголь был вовлечен в хлопоты по поводу дома в Васильевке, он заботился о том, чтобы было соблюдено как можно больше экономии и вместе с тем, чтобы дать постройкам лучший вид.

Третий вид источников — детские воспоминания Гоголя. Так, пруд в деревнях Манилова и Петуха напоминают пруд в Васильевке посреди сада. В «Мертвых душах» нашли отражение те случаи, которые происходили в жизни Гоголя и были замечены им и некоторыми из его современников. Так, в первой главе поэмы в описании города, который отправился посмотреть недавно приехавший Павел Иванович Чичиков, есть следующая деталь: «Кое-где просто на улице стояли столы с орехами, мылом и пряниками, похожими на мыло…» (т.5, с.14).

С. Т. Аксаков вспоминал случай, произшедший с Гоголем: «не помню, где-то предлагали нам купить пряников. Гоголь, взявши один из них, начал с самым простодушным видом и серьезным голосом уверять продавца, что это не пряники; что он ошибся и захватил как-нибудь куски мыла вместо пряников, что и по белому их цвету это видно, да и пахнут они мылом, что пусть он сам отведает и что мыло стоит гораздо дороже, чем пряники. Продавец сначала очень серьезно и убедительно доказывал, что это точно пряники, а не мыло, и, наконец, рассердился» .

Большое значение для «Мертвых душ» имеют детские воспоминания Гоголя. В описании сада, окружавшего дом Манилова, отразились пейзажи Васильевки, близкие Гоголю с детства. Василий Афанасьевич Гоголь, отец писателя, разбил в парке аллеи и клумбы, у него были беседки и грот. Некоторым из них он давал названия: аллея «Долина спокойствия», беседка «Мечта»…

Гоголь описывал усадьбу Манилова: «…были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций; пять-шесть берез небольшими купами кое-где возносили свои мелколистные жиденькие вершины. Под двумя из них видна была беседка с плоским зеленом куполом, деревянными голубыми колоннами и надписью: «Храм уединенного размышления» (т. 9, с. 124). По мнению исследователя творчества Гоголя В. И. Шенрока , в основу изображений дорог, по которым путешествовал Чичиков, и дорожных впечатлений легли путевые впечатления автора во время поездок в Нежин, где учился Гоголь, и обратно в Васильевку. Шенрок так писал об этом: «Искренние, в высшей степени прочувствованные воспоминания Гоголя о детстве в начале шестой главы «Мертвых душ» и особенно о поездках и о дороге имеют, несомненно весьма важное автобиографическое значение. Всего важнее в этом смысле следующие слова его после длинного перечисления предметов и людей, привлекавших его внимание: «я уносился мысленно за ними, в бедную жизнь их». В поэме Гоголь говорил о дороге: «А сколько родилось в тебе чудных замыслов, поэтических грез, сколько перечувствовалось дивных впечатлений !» (т. 5, с. 203). Шенрок считал, что «известная доля этих впечатлений накопилась в чутком детском возрасте и несомненно, т гда развивалась восприимчивостьлк ним, а равно «странное созвучие впечатлениям длинной дороги зародилось, наверное, еще очень рано» .

В 1821 году Гоголь был принят в Нежинскую гимназию высших наук. Многое из того, что он видел там и слышал, оставило глубокий отпечаток в его душе, многое отразилось потом в его произведениях. П. А. Кулиш писал о Гоголе того периода: « Маленькие злые, ребяческие проказы были в его духе, и то, что он рассказывает в «Мертвых душах» о гусаре, списано с натуры» . В поэме Гоголь сравнивал положение чиновников, приведенных в замешательство дамами губернского города, с положением школьника, «которому сонному товарищи, вставшие пораньше, сунули в нос гусара, то есть бумажку, наполненную табаком.

Потянувши впросонках весь табак к себе со всем усердием спящего, он пробуждается вскакивает ‹…›и потом уже различает озаренные косвенным лучом солнца стены, смех товарищей, скрывшихся по углам, и глядящее в окно наступившее утро, с проснувшимся лесом, звучащим тысячами птичьих голосов, и с осветившеюся рекою, там и там пропадающею блещущими загогулинами тонких тростников …» (т. 9, с. 173). П. А Кулиш. в своем «Опыте биографии Н. В. Гоголя» писал, что эти «блестящие загогулины между тонких тростников» живо напоминают тому, кто знает местность Нежинского Лицея, протекающую мимо него тихую, поросшую камышами речку, а проснувшийся лес, звучащий тысячами птичьих голосов, есть не что иное, как тенистый обширный сад Лицея, похожий на лес.» . В конце шестой главы, Чичиков, возвращаясь от Плюшкина в гостиницу, слышит «те слова, которые вдруг обдадут, как варом, какого-нибудь замечтавшегося двадцатилетнего юношу» (т. 5, с. 122), автор в образе «замечтавшегося двадцатилетнего юноши», который «в небесах и к Шиллеру заехал в гости» (т. 5, с. 122), изобразил своего нежинского приятеля Н. В. Кукольника . Кукольник увлекался тогда шиллеровскими драмами, и Гоголь прозвал его «Возвышенным». В то время увлекался Шиллером и Гоголь. В апреле 1827 года он писал матери из Нежина, что за «Шиллера» заплатил немалые то тем временам деньги — сорок рублей. В начале седьмой главы поэмы он рассуждает о двух разных писателях. В первом, который «из великого омута ежедневно вращающихся образов избрал одни немногие исключения, который не изменял ни разу возвышенного строя своей лиры ‹…› и, не касаясь земли весь повергался в свои далеко отторгнутые от нее и возвеличенные образы» (т. 5, с. 123), угадывается образ Шиллера. Однако в поэме звучит уже критическое к нему отношение: «Он окурил упоительным куревом людские очи; он чудно польстил им, сокрыв печальное в жизни, показав им прекрасного человека» (т. 5, с. 123). Ему противопоставляется «судьба писателя, дерзнувшего вызвать наружу все, что ежеминутно перед очами и чего не зрят равнодушные очи, — всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных повседневных характеров, которыми кишит наша земная, подчас горькая и скучная дорога…» (т. 5, с. 123). Скорее всего, говоря об этом писателе, Гоголь думал о себе.

Два облика России в поэме Гоголя «Мертвые души»

Говорят, что «умом Россию не понять». Действительно, нет человека, который мог бы объяснить это реально существующее отличие России от других государств. Можно лишь создать красочную картину, в полной мере, со всеми тонкостями изображающую русскую жизнь, чтобы в будущем кто-то, опираясь на эти факты, смог установить причину этой самобытности. Такая картина должна охватывать всю русскую землю целиком, и под силу она лишь мастеру.

Н.В. Гоголь, работая над поэмой «Мертвые души», в которой он собирался осуществить эту

Говоря о «хорошей» и «плохой» России, стоит отметить, что Гоголь взял на себя миссию пророка: выявить зло и указать путь, ведущий к его ликвидации. Он задумывал «Мертвые души» как трехчастное произведение, по принципу «Божественной комедии» Данте: ад – чистилище – рай. Герой должен был послужить средством для раскрытия этого самого «зла» (сам будучи частью его) в I томе, во II томе, вероятно, читатель увидел бы идеальный для Гоголя мир. Этому не суждено было случиться. Правда, хотя III том так и не был написан, а II сожжен самим автором (из чего можно уже судить, что он не удался), в I томе – действительно то, что и хотел показать Гоголь: «зло», или пороки, во всей «красе» и со всеми разновидностями – чиновничьи, помещичьи, крестьянские и стоящая особняком так называемая «чичиковщина».

Манилов стоит первым в «галерее помещиков», с которой начинается обличение пороков, но это не значит, что он лучший в этой «галерее», где все расположены по мере возрастания пошлости, как считают некоторые критики. В отличие от остальных, Манилов не имеет «задора» (по выражению Гоголя), то есть того острого угла, задев за который можно вызвать его на спор, «оживить». Он – что-то плоское, размытое, непонятное (потому что и понимать-то нечего), с некоторыми порывами походить на других (книга, вечно заложенная на пожелтевшей 14ой странице, вероятно, говорит о попытке казаться образованным человеком), и при всем этом совершенно не занимается своим хозяйством.

Следующая за ним в поэме Коробочка, напротив, вся в хлопотах; она настолько «срослась» с деревней, что стала похожа на курицу и переняла традиционную крестьянскую тупость (за что и получила от рассерженного Чичикова определение «дубинноголовая»). Она скупа и недоверчива, ей кажется, что все вокруг только и ждут, чтобы ее обмануть.

В отличие от Коробочки, Ноздрев, к которому Чичиков заезжает после, сам готов мошенничать всегда и везде, он лжет и играет без меры, как говорится, человек без царя в голове. Его желание «надуть» отличается от такого же желания Собакевича тем, что он делает это без видимой на то причины, просто из азарта, тогда как расчетливый Собакевич заботится о своей выгоде.

Замыкает «галерею» Плюшкин, являющий собой пример того, до какой «ничтожности, мелочности и гадости мог снизойти человек». Его болезненная скупость привела к тому, что среди своих «богатств» – грязного, рваного тряпья, барахла – он сам стал «прорехой на человечестве».

Всех помещиков (за исключением, наверное, Манилова, который счастлив при любых условиях, и Ноздрева, наплевательски относящегося ко всему) объединяет страсть к накопительству, также она роднит их с городскими чиновниками, ради денег готовыми практически на все: взятки, злоупотребление служебным положением, казнокрадство – все приемлемо и привычно для них. Та же цель и у Чичикова, только добивается он ее более изощренным способом; имея «нежное расположение к подлости», он выдумывает аферу с покупкой умерших крестьян.

Такая объемность «Мертвых душ», самих образов, совмещающих в себе черты, которые каждый может с легкостью обнаружить у себя, объясняется принципом гоголевского творчества: он стремился «собрать в одном все» и, взглянув на это свысока, «за одним разом посмеяться над всем».

Смех смехом, но среди всего этого мракобесия необходимо что-то светлое, и поэтому Гоголь в поэме указывает два возможных пути развития России: мир пошлости, представленный в «Мертвых душах» в лице помещиков, или сменится миром подлости, расчета, где правят чичиковы, или Россия станет такой, какой мечтал ее видеть Гоголь, сравнивший ее с «птицей-тройкой» и описавший людей, которые будут жить в этом новом, прекрасном, но утопичном государстве. Таковы, например, крестьяне, но не те, которые «реально существуют» в поэме, – лентяи, пьяницы, мошенники или непроходимые тупицы, а те, что присутствуют лишь в лирических отступлениях автора, когда тот размышляет о смекалке, богатырской узами, меткости слова настоящего русского мужика или рассуждает (устами Чичикова) о судьбах умерших крестьян, полученных героем от Собакевича и Коробочки. Это так называемые «живые» души, к ним можно причислить и некоторых персонажей II-го тома. Хотя образы Констанжогло и Муразова принято считать неудачей, заблуждением Гоголя, они все же были рождены желанием автора найти, создать образ «хорошего» помещика, заботящегося о благе своих крестьян, и купца, нажившего миллионное состояние честным трудом. Положительные стороны Гоголь намечает во II-ом томе и у Чичикова: во-первых, герой раскаивается в своих деяниях, обещает встать на правильный путь; во-вторых, «если бы с этакой волей и настойчивостью да на доброе дело» (слова Муразова о Чичикове), сколько замечательных дел могло бы свершиться! Такое мнение о том, что неверно было выбрано направление деятельности, а также трагически сложились обстоятельства, у Гоголя практически о каждом персонаже. Всех помещиков I-ого тома (кроме Плюшкина) читатель застает такими, какими они, вероятно, были всегда (поскольку их биографии неизвестны), но и они обладают качествами, достойными уважения: у Манилова добрый нрав, Коробочка бережлива, Собакевич – человек, чьему умению вести хозяйство можно позавидовать; к Плюшкину же до его превращения в «прореху на человечестве» соседи ездили «поучиться мудрой скупости».

Обо всех качествах персонажей можно судить не столько со слов автора, сколько анализируя детали, используемые им в описании этих персонажей. Это вторая позиция, с которой, как уже говорилось, Гоголь рассматривает Россию. Воображение создает из этих мелких, на первый взгляд, деталей целостный облик России, именно из них, этих «мелочей», как атомов, построена поэма.

Этот жанр утвердился не сразу. Гоголь, видя нетрадиционной создаваемого им, долго не мог определиться, и вначале «Мертвые души» даже назывались романом, но впоследствии автор пришел к выводу, что рамки романа слишком узки для его замысла, он отражает лишь какое-то «замечательное происшествие в жизни» и основное внимание сосредоточено на герое. Так «Мертвые души» стали поэмой, правда, не в привычном понимании поэмы как эпического жанра, где повествуется о поворотных событиях истории. Поэма у Гоголя передает национальный дух русского народа, и потому этот жанр подходит для того, чтобы в нем было написано произведение, идея которого – охватить в полной мере все стороны России.

Сколько томов мертвых душ запланировал написать гоголь

Викторина по литературе для школьников

Иван Александрович, приезжий из Петербурга, утверждал, что каждый день на балах играет в вист с самим министром иностранных дел, французским, английским и немецким посланниками. Как фамилия этого приезжего?

(Хлестаков из гоголевского «Ревизора».)

Кто из героев Гоголя был «с Пушкиным на дружеской ноге»?
(Иван Хлестаков.)

Пушкин подарил Гоголю сюжеты пьесы «Ревизор» и этого произведения. Какого?
(«Мёртвые души».)

Как называется самая известная поэма Н.В. Гоголя?
(«Мёртвые души».)

Сколько томов «Мёртвых душ» запланировал написать Гоголь?
(Он решил написать три тома, в которых можно было бы показать Русь всесторонне. Во втором и третьем томах Гоголь хотел показать положительных героев, а также нравственное возрождение мошенника Чичикова. Но сделать этого ему не удалось. Второй том писателем был сожжён, а из дошедших до нас черновиков видно, что положительные герои вышли жизненно неубедительными.)

Кому из поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» принадлежит книга, всегда раскрытая на 14-й странице?
(Манилову.)

Каким непривычным именем Манилов назвал своего старшего сына?
(Фемистоклюс.)

Какое название плода совпадает с фамилией героини «Мёртвых душ»?
(Коробочка.)

Хрестоматийный образ русского скряги — это. Кто?
(Плюшкин.)

Какую фразу Чичикова можно услышать и от картёжника, и от бильярдиста, и от шахматиста? И от любителей шашек, конечно, тоже.
(«Давненько не брал я в руки. »)

Назовите любимые сказки Павла Ивановича Чичикова.
(Ревизские сказки. Именные списки населения России 18 — 1-й пол 19 вв., составлявшиеся во время ревизий.)

В какое произведение Гоголя включена «Повесть о капитане Копейкине»?
(В «Мёртвые души».)

Какая птица, согласно Н.В. Гоголю, долетит до середины Днепра?
(Редкая. Пингвин — птица редкая. Значит, до середины Днепра долететь должна. )

«Птица» из «Мёртвых душ» Гоголя — это .
(Тройка лошадей.)

Какое название блюда совпадает с фамилией героя «Женитьбы» Гоголя?
(Яичница.)

На пьедестале памятника Гоголю в Москве писатель Гиляровский изображён в облике этого героя. Какого?
(Тараса Бульбы.)

Кем по родству приходилась ведьма Солоха кузнецу Вакуле?
(Матерью.)

Назовите транспортное средство кузнеца Вакулы при полёте в Петербург.
(Чёрт.)

На какой овощ были похожи головы гоголевских Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича?
(На редьку.)

Название какого проспекта Санкт-Петербурга стало названием повести Гоголя?
(Невского проспекта.)

По какой повести Гоголя П.И. Чайковский написал оперу?
(«Ночь перед Рождеством», опера «Черевички».)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector