Образ Пугачева в повести на «Капитанская дочка»

Александр Сергеевич Пушкин — замечательный русский писатель. Трудно себе представить человека, который бы не знал имени поэта, не читал его произведений.
Роман “Капитанская дочка” является любимым моим произведением, так как оно написано о конкретном историческом событии, повествует о драматическом отрезке времени в истории России — крестьянской войне под предводительством Пугачева. Кто же был этот человек, объявивший себя Петром III, сумевший поднять и повести за собой огромные массы забитого и угнетенного народа?
Александр Сергеевич Пушкин рисует его смелым и решительным, суровым и великодушным. Пугачев поднимается на борьбу не за свое благополучие. Он видит угнетение народа, несправедливость и жестокость царских чиновников, генералов и помещиков.
Простой донской казак решается на государственное преступление — объявляет себя природным царем, чтобы облегчить жизнь миллионам крестьян, переделать эту несправедливую жизнь. Емельян Пугачев собирает войско, осаждает города, казнит непокорных военных и чиновников. Мы видим его на расправе в Белгородской крепости жестокого, беспощадного: “Пугачев мрачно нахмурился и махнул белым платком. Несколько казаков подхватили старого капитана и потащили к виселице. ”, но и помнящего добро. Он сохранил жизнь Гриневу и Савельичу, помогает вызволить Машу из рук Швабрина.
Пугачев видит гибельность своего пути. Это сознательная жертвенность во имя людей, но это и жизнь человека, вкусившего свободу. Недаром он рассказывает Гриневу калмыцкую сказку о вороне и орле. Орел завидует ворону, что тот живет триста лет, а сам орел только тридцать три года. Ворон ответил, что он “питается мертвечиной, а орел пьет живую кровь”. Орел согласен за долголетие перейти на падаль, но потом “орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: “Нет, брат ворон; чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а потом, что Бог даст!”
Почувствовав свободу, нельзя мириться с рабством. Но Емельян Пугачев хочет свободы не только для себя. В этом я вижу нравственный подвиг этого человека, положившего свою жизнь на алтарь свободы — самое дорогое, что может отдать человек.
Александр Сергеевич Пушкин создал художественное произведение, в котором постарался показать исторически правдивый образ крестьянского вождя. Мне кажется, что без этого произведения не было бы развернутой картины о том времени и о Емельяне Пугачеве, созданной Шишковым в одноименном романе.

61633 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу «одно сочинение в одну школу»:

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Капитанская дочка / Образ Пугачева в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Смотрите также по произведению «Капитанская дочка»:

Сочинение по произведению на тему: Образ Пугачева

Александр Сергеевич Пушкин — замечательный русский писатель. Трудно себе представить человека, который бы не знал имени поэта, не читал его произведений.
Роман “Капитанская дочка” является любимым моим произведением, так как оно написано о конкретном историческом событии, повествует о драматическом отрезке времени в истории России — крестьянской войне под предводительством Пугачева. Кто же был этот человек, объявивший себя Петром III, сумевший поднять и повести за собой огромные массы Забитого и угнетенного народа?
Александр Сергеевич Пушкин рисует его смелым и решительным, суровым и великодушным. Пугачев поднимается на борьбу не за свое благополучие. Он видит угнетение народа, несправедливость и жестокость царских чиновников, генералов и помещиков.
Простой донской казак решается на государственное преступление — объявляет себя природным царем, чтобы облегчить жизнь миллионам крестьян, переделать эту несправедливую жизнь. Емельян Пугачев собирает войско, осаждает города, казнит непокорных военных и чиновников. Мы видим его на расправе в Белогорской крепости: жестокого, беспощадного: “Пугачев мрачно нахмурился и махнул белым платком. Несколько казаков подхватили старого капитана и потащили к виселице. ”, но и помнящего добро. Он сохранил жизнь Гриневу и Савельичу, помогает вызволить Машу из рук Швабрина.
Пугачев видит гибельность своего пути. Это сознательная жертвенность во имя людей, но это и жизнь человека, вкусившего свободу. Недаром он рассказывает Гриневу калмыцкую сказку о вороне и орле. Орел завидует ворону, что тот живет триста лет, а сам орел только тридцать три года. Ворон ответил, что он “питается мертвечиной, а орел пьет живую кровь”. Орел согласен за долголетие перейти на падаль, но потом “орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: “Нет, брат ворон; чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а потом, что Бог даст!”
Почувствовав свободу, нельзя мириться с рабством. Но Емельян Пугачев хочет свободы не только для себя. В этом я вижу нравственный подвиг этого человека, положившего свою жизнь на алтарь свободы — самое дорогое, что может отдать человек.
Александр Сергеевич Пушкин создал художественное произведение, в котором постарался показать исторически правдивый образ крестьянского вождя. Мне кажется, что без этого произведения не было бы развернутой картины о том времени и о Емельяне Пугачеве, созданной Шишковым в одноименном романе.

Пугачев в произведениях пушкина капитанская дочка

По повести «Капитанская дочка» предложено четыре темы. Повесть школьники изучали в 8-м классе, с чем и связана сложность этих тем: во-первых, произведение может быть основательно забыто учениками; во-вторых, оно может казаться обманчиво простым. Предупредим учеников, что на экзамене недостаточно будет воспроизвести сочинение 8-го класса, — надо показать новый уровень мышления, понимания проблемы.

Тема 35.

Образ Пугачёва в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Образ Пугачёва представлен в двух произведениях Пушкина: в «Истории пугачёвского бунта» и в «Капитанской дочке». Можно сравнить портреты Пугачёва, данные автором в разных произведениях: в «Истории…» описание наружности героя фотографично, в повести дано много деталей и высказывается отношение рассказчика к герою: “Наружность его мне показалась замечательна”. Такое различие обуславливалось разными задачами, стоящими перед А.С. Пушкиным. В первой работе он писал широкое историческое полотно, важны были понимание процессов и фактическая точность. В художественном произведении основной целью было изображение людей, их внутреннего мира и реакции на те самые грандиозные события.

Пугачёв изображён преимущественно через его отношение к Гринёву. Можно проследить взаимодействие героев, начиная от встречи в степи и заканчивая казнью. Предупредим учеников: не стоит превращать анализ в пересказ. Пушкин не изображает Пугачёва непосредственно как полководца, не подчёркивает в нём вождя крестьянского движения, но мы можем по косвенным деталям судить об этом. Перед нами — талантливый предводитель народа, умный, расчётливый, удалой, безгранично смелый, пользующийся поддержкой крестьянско-казачьей массы. Но надо отметить противоречивость его натуры: бунтовщик, жестоко карающий сопротивление, — и чуткий человек, жалеющий сироту, чувствующий и ценящий доброту и искренность. Пугачёв осознаёт трагизм своего положения, но выбирает бунт (сказка об орле и вороне).

Существенные черты к характеристике Пугачёва добавляют зеркальные сцены: военный совет в Оренбурге — военный совет у Пугачёва, помилование Гринёва Пугачёвым — помилование Гринёва Екатериной. Использование в анализе зеркальных сцен покажет литературоведческую подготовку учащихся.

Тема 36.

Почему повесть А.С. Пушкина названа «Капитанская дочка»?

Скажем, что повесть посвящена восстанию под предводительством Емельяна Пугачёва (1773–1775). Этому событию посвящено ещё одно произведение — «История пугачёвского бунта». Пушкин первым изучил историю восстания, попытался осмыслить причины бунта. В исследовании автор ставил перед собой задачу исторически точно изобразить “русский бунт”. Задача повести иная — дать нравственную оценку событиям через изображение внутреннего мира и нравственных переживаний героев, главные из которых — сам предводитель восстания, человек с трагической раздвоенностью натуры, молодые влюблённые, нравственные основы в душах которых сформированы под влиянием родителей и представителей народа (Савельич), и Швабрин — офицер, который уже сформировался как безнравственный человек.

Судьба Маши Мироновой — тот пробный камень, о который проверяется подлинная нравственная ценность каждого героя. Сначала — чувства Гринёва и Швабрина к Маше; отношение к Маше её родителей и отца Гринёва; затем, после гибели капитана Миронова и его жены, — отношение к судьбе девушки представителей власти — коменданта Оренбурга и Пугачёва; сохранение на допросах тайны и Гринёвым, и Швабриным; изменение отношения к Маше родителей Гринёва. Сама Маша — простая девушка, приверженная традициям, беззащитная и в то же время сильная нравственно, готовая на самопожертвование ради спасения любимого человека. Но название повести связано именно с её ролью “нравственного индикатора”.

Тема 37.

Как раскрывается тема “русского бунта” в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?

В начале целесообразно обратиться к сопоставлению двух произведений Пушкина, посвящённых пугачёвскому бунту (см. темы 35, 36). Затем можно вспомнить высказывание историка В.О. Ключевского о том, что в «Капитанской дочке» больше истории, нежели в «Истории пугачёвского бунта»: в художественном произведении А.С. Пушкину удалось настолько глубоко вжиться в эпоху и так описать внутреннюю сторону событий, что теряется ощущение стороннего наблюдателя, отгороженного вековым пластом, становятся яснее мотивы людей, наглядно можно представить себе, каким образом желания трансформируются в поступки, а поступки влекут за собой те или иные следствия.

Можно сосредоточить своё внимание на описании поведения казаков, примкнувших к бунтовщикам, на описании поведения вожаков восстания (Хлопуши, Белобородова), на изображении самого Пугачёва.

Если же мы берём за основу знаменитые слова Пушкина: “Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!” — то нужно раскрывать философско-исторические проблемы повести. Почему Пушкин называет бунт бессмысленным? Причины его возникновения нельзя свести только к экономическим и социальным противоречиям. У русского народа на протяжении всей истории одним из ключевых является понятие правды, связанное с соблюдением христианских заповедей. Начальство обманывает, грабит простой народ, нарушая эти заповеди. Народ же в рамках социальной системы не может восстановить правду и бунтует против системы. Трагедия заключается в том, что народу тоже приходится нарушать нравственные законы: убивать, грабить. Оставаясь в рамках системы, изменить ситуацию нельзя, а для выхода из системы уровень сознания народа недостаточен.

Русский бунт беспощаден: бунтовщики не жалеют не только угнетателей, но и самих себя. Нравственная раздвоенность заставляет Пугачёва не щадить самого себя: “…Поздно мне каяться. Для меня не будет помилования”.

Какой же выход видит автор? Самые прочные изменения в обществе — те, которые обусловлены постепенным улучшением нравов. Сохранение и укрепление собственного нравственного стержня, следование голосу совести — то, что может сделать каждый человек. Примером этому служат поступки главного героя Петра Гринёва.

Тема 38.

Гринёв и Швабрин. (По повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».)

Главные проблемы, на которых может сосредоточиться ученик при работе над этой темой, — проблема сохранения лучших нравственных качеств, проблема чести и достоинства в человеке. Можно выбрать одну из двух схем сочинения, построенного на сравнении персонажей: поочерёдная характеристика каждого из героев или перекрёстная характеристика, то есть последовательное выявление черт, поступков, отношения каждого из героев к тому или иному событию.

Автор проводит Гринёва и Швабрина через ряд испытаний и соблазнов. Гринёв мог заразиться цинизмом Швабрина, но он со всей душой принимает семейство Мироновых, не издевается над их нехитрой жизнью. Для Швабрина появление Гринёва даёт возможность оставить свой иссушающий сарказм. Гринёв мог отказаться от дуэли или донести на Швабрина, угрожающего ему, но он без колебаний пошёл на неравный поединок, защищая честь самостоятельно. Швабрин при этом сознательно шёл на убийство, потому что никак не ожидал, что юноша окажет столь серьёзное сопротивление. Гринёв не колебался, обороняя крепость от пугачёвцев, а Швабрин заблаговременно улизнул к мятежникам и попытался погубить Гринёва наветом при казнях.

Испытание властью — самое сложное. Получив власть над Марьей Ивановной, Швабрин готов обречь девушку на унижения и смерть. Гринёв в самых сложных ситуациях непрестанно думает о помощи любимой, а оказав её, отворачивается от Швабрина, не желая унижать его своим торжеством. Уже оказавшись в плену у правительственных войск, Швабрин, понимая, что не сможет уже выпутаться сам, хочет утянуть за собой и Гринёва, клевеща на него и злорадствуя при встрече. Гринёв же только поражён изменениями в недруге и пытается найти в нём какие-то остатки человеческих черт.

Каждое из четырёх столкновений Гринёва и Швабрина всё повышает драматизм испытания и цену ответственности за принятое решение. Гринёв с самого начала пошёл по пути открытому и честному, и каждый последующий выбор имел под собой прочный нравственный фундамент. Швабрин, напротив, приняв однажды решение подлое и злое, остановиться мог уже со всё большим трудом, даже если бы захотел. Месть, к которой стремится Швабрин, вконец иссушает его, как всегда бывает с человеком, который думает не о созидании, а о разрушении. Гринёв же по ходу повести приобретает всё большую уверенность в высшей справедливости своих поступков, потому что сердцу своему и понятиям о чести он не изменял.

Это свободная энциклопедия школьных сочинений. Наша цель – ОБЛЕГЧИТЬ написание сочинений по русской литературе. Мы производим обмен РЕАЛЬНЫМИ сочинениями школьников с 5 по 11 классы. Узнать как происходит ОБМЕН вы можете ЗДЕСЬ

  • Автор: А. С. Пушкин
  • Произведение: Капитанская дочка
  • Это сочинение списано 52 304 раз

Произведение А. С. Пушкина «Капитанская дочка» можно в полной мере назвать историческим, потому что в нем четко и ясно переданы конкретные исторические факты, колорит эпохи, нравы и быт населявших Россию людей.

Интересно то, что Пушкин показывает происходящие события глазами очевидца, который сам принимал в них непосредственное участие. Читая повесть, мы словно бы попадаем в ту эпоху со всеми ее жизненными реалиями.

Главный герой повести Петр Гринев не просто излагает факты, а имеет свое личное мнение, дает оценку происходящему. Через восприятие довольно типичного героя своего времени мы можем не только увидеть, что происходило в России в те времена, но и узнать о жизни различных дворянских семей, их нравственных ценностях, взглядах, познакомиться с бытовыми подробностями.

С иронией вспоминает Петруша Гринев свои детские годы типичного дворянского ребенка, выросшего в семье отставного премьер-майора. Еще до рождения он «был записан в Семёновский полк сержантом». С пятилетнего возраста за ним присматривал пожалованный ему в дядьки Савельич, затем, по дворянским правилам, «выписали» француза Бопре, которого впоследствии выгнали из дома за пьянство, беспутство и за пренебрежение к учительским обязанностям.

Отражая нравы дворянства екатерининской эпохи, Пушкин показывает дворян среднего слоя, которые читают «ежегодно получаемый» «Придворный календарь», испытывают почтение к своей службе и ценят верность отечеству. Дворянские дети, как правило, растут недорослями, «играя в чехарду с дворовыми мальчишками», как это делал юный Гринев.

Преданный Отечеству, старший Гринев отправляет своего сына в 17 лет на военную службу в Оренбург, решив, что Петр должен в армии «потянуть лямку» и «понюхать пороху». Интересны наставления отца сыну верой и правдой служить, «кому присягаешь», и беречь честь смолоду.

В повести мы видим еще одну дворянскую семью Мироновых, Ивана Кузьмича и Василисы Егоровны, живущих в Белогорской крепости. Туда был отослан из Оренбурга на службу Петр Гринев. Его глазами мы смотрим на деревушку, окруженную деревянным забором, «храбрый гарнизон» инвалидов и пушку, забитую мусором.

Безыскусная простая жизнь офицера, выбившегося «из солдатских детей», человека необразованного, но честного и доброго, и его хозяйственной жены пришлась по душе Петру Гриневу. Он влюбляется в их дочь, «благоразумную и чувствительную девушку».

Еще одна грань дворянства того времени отражена в образе поручика Швабрина – типичного представителя тогдашней «золотой» молодежи. Циник, эгоист, скептик, он равнодушно и с чувством глубокого презрения относится к простым людям.

В повести не обошлось и без дуэли – обычного явления того времени. Гринев с помощью шпаги отстаивает честь Маши Мироновой, которую оскорбил Швабрин.

И, наконец, еще один исторический образ повести помогает понять реально существовавшую связь между «казанской помещицей» (царицей Екатериной ІІ) и широкими кругами дворянства. Именно к ней в Петербург едет Маша, чтобы спасти от ссылки и позора своего возлюбленного. В Царском Селе она встречает даму, привлекшую ее сердце. Оказавшаяся императрицей дама помогла Маше, искренне рассказавшей ей свою историю. Гринев был помилован.

Читая «Капитанскую дочку», мы как будто окунаемся в атмосферу, царившую в те далекие времена. Соблюдая все исторические реалии, Пушкин показал нам жизнь дворян и крестьян, уставших терпеть несправедливость. По словам Белинского, эта повесть стоит в ряду лучших произведений русской литературы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector