Образ Петербурга в творчестве А

А.С. Пушкин является таким же творцом образа Петербурга, как и Петр I – его строителем. Пушкин был последним певцом светлой стороны Петербурга. Петербург показал Гоголю изнанку жизни. А у Ф.М. Достоевского свой образ Петербурга, глубокий и значительный.

Подобные документы

Значение образа Петербурга в эмигрантской лирике русского поэта Г. Иванова. Отбор стихотворений, включающий образ Петербурга, с помощью метода «имманентного» анализа поэтического произведения. Предметный ряд, составляющий образ Петербурга в стихотворении.

контрольная работа, добавлен 16.07.2010

Зыбкость и фантасмагоричность Петербурга в произведениях Ф.М. Достоевского. Социальные противоречия жизни Петербурга и сочувствие бедным людям в романе «Бедные люди». Образ города-спрута, в котором «человеку пойти некуда…» в «Преступлении и наказании».

реферат, добавлен 18.07.2011

Петербургская тема в русской литературе. Петербург глазами героев А.С. Пушкина («Евгений Онегин», «Медный всадник»,»Пиковая дама» и «Станционный смотритель»). Цикл петербургских повестей Н.В. Гоголя («Ночь перед рождеством», «Ревизор», Мертвые души»).

презентация, добавлен 22.10.2015

Рассмотрение своеобразия образа Петербурга в творчестве Николая Васильевича Гоголя. Создание облика города гнетущей прозы и чарующей фантастики в произведениях «Ночь перед Рождеством», «Портрет», «Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Шинель».

курсовая работа, добавлен 02.09.2013

Двойственность образа Петербурга в литературе XIX века. Петербург как воплощение антигуманной государственности. Петербургские «проклятые вопросы» в творчестве писателей-шестидесятников. Тема Петра Первого. Семантика скульптуры царя в пространстве города.

курсовая работа, добавлен 14.12.2013

Использование русскими писателями разнообразия красок, деталей, подробностей городского быта и пейзажей для создания образа великого града Петрова на Неве. Характер Петербурга в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, Ф.М. Достоевского.

реферат, добавлен 26.03.2012

Общая характеристика взаимоотношений А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. Анализ видения Петербурга Гоголем в «Петербургских повестях» и Пушкиным в «Евгении Онегине», их сравнительный анализ. Особенности Петербургского периода Пушкина, его влияние на лирику.

реферат, добавлен 30.04.2010

Основные этапы написания романа великого русского писателя Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» как психологического отчета одного преступления. Образ Петербурга в русской литературе. Ключевые характеристики Петербурга Ф.М. Достоевского.

презентация, добавлен 20.05.2014

Творческая история и замысел романа. Тема Петербурга в русской литературе XVIII-XIX века. Петербург в романах Пушкина, Лермонтова, Гоголя и Достоевского. История преступления Раскольникова, его двойники в других романах. Художественные особенности романа.

презентация, добавлен 20.04.2011

История создания поэмы. Мифопоэтика, как составляющая литературного произведения. Описание мотивов камня/воды и статуи/человека. Их характеристик в поэме. «Петербургский текст»: история, структура, значение. Раскрытие образа Петербурга через него.

Петербург в творчестве А. С. Пушкина

Несколько поколений исследователей при рассмотрении петербургской темы в русской литературе настойчиво и категорически утверждали, что ввел ее Гоголь. Такой цикл повестей, как «Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Портрет», «Нос» и, наконец, «Шинель», казалось, убедительно подтверждали это. Именно Гоголь, глава «натуральной школы» в русской литературе XIX века, сделал Петербург главным героем своих повестей, но эта тема была разработана и художественно воплощена до него в жанре петербургской повести Пушкиным.

Столица Российского государства, Северная Пальмира, представляла для Пушкина край красоты и вдохновения. Не случайно выдающийся поэт постоянно обращается к этому образу в своем творчестве. В этом городе он учился, тут жили его друзья, его любимые женщины, которым позже были посвящены его гениальные творения. Именно в Петербурге он утвердился как творческая личность, тут были написаны его лучшие произведения.
Впервые с образом Петербурга мы сталкиваемся в романе в стихах «Евгений Онегин». В первой главе этого произведения мы видим, с какой любовью Пушкин описывает дорогой и хорошо знакомый ему град, раскрывая его через образ Евгения Онегина — главного героя романа, типичного представителя дворянской молодежи 10-20-х годов XIX века, жизнь которых протекала «в вихре света», состояла из балов и маскарадов, шумных, модных вечеринок, посещения театров и ресторанов:

Еще бокалов охота просит

Залить знойный жирок котлет,

Но трезвон брегета им доносит,

Что новый начался балет.

И сам автор, и его герой — оба восхищались красотой Петербурга, «упивались» «дыханьем ночи благосклонной»:

Все было тихо; лишь ночные

Да дрожек отдаленный стук

С Мильонной раздавался вдруг,

Наравне с дворянским Петербургом представлен и Петербург, «барабаном пробужденный»:

Встает купец, идет разносчик,

На биржу тянется извозчик,

С кувшином охтенка спешит.

Но главное в образе Петербурга первой четверти XIX века — это царившая в воздухе атмосфера приподнятости, ожидания грядущих перемен и «вольности святой». Отсюда и лексика того времени, которой насыщено произведение: «вольность», «гражданин», «томленье жизнью», «охлажденный ум», буря, море, свобода, также значимы и имена: Адам Смит, Руссо («защитник вольности и прав»), Байрон, Каверин, Чаадаев. На самом деле, Петербург в первой половине романа — это град декабристов и, следовательно, град высокой духовности, град красоты и добра, помогающий найти путь к свободе.

В последней главе романа мы видим Петербург глазами Татьяны, уездной барышни, превратившейся из наивной девочки в величавую княгиню, которая стоит на равных с «Клеопатрой Невы» Ниной Воронскою:

Тут был, однако, цвет столицы,

И быть в курсе, и моды образцы,

Везде встречаемые лица,

Описывая светское общество, Пушкин характеризует его довольно зло, говоря, что в этой среде можно «ожесточиться, очерстветь и наконец окаменеть». Отношение автора к кругу этих людей ясно уже с первых страниц романа. Пушкин с иронией описывает образец «прекрасного человека» с точки зрения света:

Блажен, кто смолоду был молод,

Блажен, кто своевременно созрел.

Кто в двадцать лет был франт иль хват,

А в тридцать выгодно женат;

Кто в пятьдесят освободился

От частных и других долгов,

О ком твердили целый век:

N. N. прекрасный человек.

Совершенно прочий предстает Петербург перед нами в повести «Медный всадник», написанной в 1833 году. Это столица европейского государства, блестящая, богатая, пышная, но холодная и враждебная для «маленького человека».

В этом произведении автор обращается к образу основателя города -Петру I, который выступает тут как реальное лицо. Существует много мнений насчет того, какова же главная мысль поэмы «Медный всадник». Прав был, очевидно, В. Г. Белинский, который утверждал, что основная мысль поэмы содержится в торжестве «общего над частным», при очевидном сочувствии автора к «страданию этого частного». Пушкин поет гимн столице Российского государства:

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит,

Твоих оград узор чугунный.

Город вознесся «пышно, горделиво» «из тьмы лесов и топи блат» и стал сердцем могучего государства:

Красуйся, град Петров, и стой

Неколебимо, как Россия.

Чтобы раскрыть сложные отношения, царящие в обществе, показать проблему государства и народа, Пушкин вводит в свое произведение образ стихии. Стихии наводнения никто и ничто не может противостоять: ни маленький человек Евгений, мечтающий о счастье обыкновенного человека, ни Медный наездник, омываемый мутными волнами. Последний также бессилен остановить тот самый натиск. Волевым, насильственным путем Петр утвердил среди дикой природы град — «красу и диво полнощных стран», который вечно будет подвергаться натискам стихии, так как любое насилие влечет за собой возмездие.

Конфликт личности и государства в поэме полностью не разрешен. На примере двух произведений мы проследили, как менялся образ Петербурга в творчестве великого писателя и поэта А. С. Пушкина.

Тема пути в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя

Тема дороги и путешествия всегда привлекала и русских, и зарубежных писателей. Отчасти это связано с литературными традициями сентиментализма, для которого характерен был роман-путешествие. В русской литературе самым ярким примером этого стало «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева.

Однако и после того, как сентиментализм был смещен на литературной арене другими направлениями, тема пути не потеряла своей актуальности в творчестве многих авторов. Обычно дорогу принято рассматривать в неком символическом, переносном значении, нежели в прямом.

Тема пути в творчестве Пушкина

Например, А.С. Пушкин обращается к теме пути в романе «Евгений Онегин». Точнее, читателям остается лишь догадываться, что он обращается к этой теме, ведь десятая глава романа, «Путешествие Онегина», была уничтожена автором из-за соображений цензуры.

Но суть в том, что Онегин уезжал, причем уезжал не просто так — он скорее бежал от той жизни, которая осталась после трагической дуэли с Ленским. Здесь Пушкин продолжает традицию сентиментализма, согласно которой герой в путешествии не только рассматривает новые пейзажи, но и обнаруживает новые грани собственной личности.

Тема пути в творчестве Лермонтова

Тех же принципов придерживается и М.Ю. Лермонтов в своем романе «Герой нашего времени», который замышлялся как путевые записки Печорина. Действие каждой главы романа начинается с того, что Печорин переезжает в новое место.

Для него эти поездки имеют примерно то же значение, что и для Онегина — будучи ссыльным, Печорин вынужден менять места своего пребывания по велению вышестоящих лиц. Однако во время этих переездов Печорину удается получить новые и новые жизненные уроки.

Тема пути в творчестве Гоголя

Ярче всего представлена тема пути в поэме Гоголя «Мертвые души». Согласно существующим литературоведческим традициями, тему путешествия в этой поэме следует рассматривать в трех значениях.

Первое — это путешествие Чичикова как таковое, его поездки от одного помещика к другому, скупка мертвых душ. Во время этого путешествия Чичиков, в соответствии с традициями сентиментального романа, размышляет о многих важных вещах, например, о русском языке. Чичиков считает, что дорога — это некий символ жизни, который помогает перейти из одного жизненного этапа в другой и забыть о минувшем.

Другое значение дороги в этой поэме — это размышления о жизненном пути России. Гоголь считает, что у России особый путь, отличный от западного, и будущее у России великое.

И, наконец, третье значение пути в поэме «Мертвые души» — это творческий путь самого Гоголя, о котором он говорит в одном из лирических отступлений: у каждого человека свое представление о счастье и о судьбе писателя. Гоголь признает, что его герои могут показаться современникам странными, но он не собирается отказываться от них.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Путь как движение души: путешествия героев и их духовный путь
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspНекрасов «Кому на Руси жить хорошо»: замысел, герои, пессимизм поэмы

Все неприличные комментарии будут удаляться.

Образ Петербурга в творчестве Н. В. Гоголя и А. С. Пушкина

Образ Петербурга в творчестве
Н. В. Гоголя и А. С. Пушкина

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный.

Восхищение городом, перед которым «померкла старая Москва», звучит в каждой строчке вступления поэмы.

Такое же торжественное ясно описанный Образ Петербурга можно встретить и в творчестве Гоголя, Например, в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» этот город представляется сказочным, фантастичным. Кузнец Вакула удивляется пышности и блеску столицы больше, чем полету на черте. Героя поражают здания в четыре этажа, широкие улицы, количество экипажей и знати. Образ Петербург — это образ города аристократов, и кузнец, попав туда, восклицает: «Сколько здесь панства!» Дворянство изображено автором в традициях парадного портрета восемнадцатого века, в частности Екатерина II предстает читателю доброй феей, чей подарок приносит Вакуле счастье. Образ Петербурга в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» — город антастический, город нарядный и торжественный, дарящий радость.

Однако такое описание северной столицы редко в творчестве Гоголя. В большинстве своих произведений писатель, будучи одним из основателей «натуральной школы», целью которой было выявление и высмеивание пороков общества и государства, рисует Образ Петербурга, как города социальных контрастов. В его повести «Шинель» он изображает его городом-монстром, уничтожающим «маленького человека» (позже эта тема будет продолжена Ф. М. Достоевским в образах Макара Девушкина и семьи Мармеладовых). Образ Петербурга представлен в произведении как бы с двух сторон: с одной — «вечным титулярным советником» Акакием Акакиевичем Башмачкиным, ничтожеством, раздавленным и растоптанным средой человеком, а с другой — «значительным лицом», то есть высокопоставленным чиновником, героем, не имеющим даже имени, так как он является не личностью, а лишь собирательным образом, впитавшим в себя все характерные черты столичного «высокого» чиновничества. Акакий Акакиевич изображен писателем как личность, не способная в своей жизни ни на что, кроме переписывания бумаг, не имеющий никакой мечты или цели, совершенно затравленный и забитый. Но с необходимостью шитья новой шинели в его обыденное существование врывается радость, герой даже позволяет себе смелые мысли, например, «не положить ли ему и вправду куницу на воротник». Но счастье Башмачка превращается в самое большое в его жизни горе: шинель украдена, и герой решает добиться приема у «значительного лица», олицетворяющего силу и власть Петербурга. Чиновнику же не только просто не интересен «маленький человек», а он даже раздражает его тем, что отнимает у него время. Для этого чиновника Акакий Акакиевич — никто, и поэтому «значительное лицо» не обращает никакого внимания на лицо незначительное, а тем более на его страдания. Петербург в повести оказывается губителем жизни «маленького человека», безжалостным чудовищем, олицетворением жестокие нравы Питербурского правительства.

Эта же тема затрагивается в середине поэмы Пушкина «Медный всадник», то есть в непосредственно «петербургской повести». Прекрасный град Петров:

Со времени образования Петром I Петербурга в 1703 году этому городу стали посвящаться многие произведения классиков русской литературы, таких, как Радищев, но наиболее полно образ этого города был раскрыт в творчестве двух великих писателей: Пушкина и Гоголя.
Образ Петербурга в произведениях Пушкина — это прежде всего полный торжества, город про пораде, изображение всего государства, его мощи и силы. Так, в поэме «Медный всадник» автор изображает Образ Петербурга Как самое величественное творение Петра. Поэт с чувством патриотической гордости рисует невиданные красоты северной столицы:

Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия».

Лучшее деяние Петра превращается сначала в Петроград:

Над омраченным Петроградом
Дышал ноябрь осенним хладом, —

А затем и в Петрополь:

И всплыл Петрополь, как тритон,
По пояс в воду погружен.

Такие изменения в отношении к городу со стороны автора происходят оттого, что он из красавицы столицы превратился просто в символ государства, ломающего жизнь «маленькому человеку», Евгению. Герой не может противостоять самодержавному сторю, и самодержавие уничтожает ого, как назойливое и бесполезное насекомое. Образ Петербурга в поэме вступает в социальный конфликт как действующее лицо, однако этот конфликт не является для Пушкина самым главным в раскрытии образа города, так как для автора Образ Петербурга — это прежде всего исторический город, играющий важную роль в развитии России.

В произведениях же Гоголя основное место занимает не описание красоты или исторического значения столицы, а изображение его нравов и быта. Писатель старался затронуть все слои общества и представить все типы характеров, существующих в городе, и именно поэтому город так или иначе присутствует практически во всех его произведениях. Так, например, в комедии «Ревизор» автор рисует портрет молодого петербургского чиновника, лентяя и повесу, который не умеет и не хочет делать ничего, кроме как «срывать цветы удовольствий» и врать о своем социальном положении. Однако наиболее полно и ярко Гоголь раскрывает образ Петербурга В своей гениальной поэме «Мертвые души».

Пушкин же в своих произведениях показал губительность столицы не только для «маленького человека», но и для аристократов. Так, з своем романе в стихах «Евгений Онегин» поэт рисует Образ Петербурга при помощи описания порядков его «света». В пушкинском городе можно «ожесточиться, очерстветь и, наконец, окаменеть». Столица портит и развращает людей, ее среда опасна для души дворянина, в частности, продуктом этой среды и воплощением Петербурга является Швабрин, герой повести Пушкина «Капитанская дочка». Швабрин низкий и подлый человек, для него ничего не существую такие понятия, как «честь», «светское», «долг», воспитание сделало его таким,
И в творчестве Пушкина, ив творчестве Гоголя изображение Образа Петербурга Играет важную роль. Оба классика описали этот город двояко: и как торжественную и красивую столицу России, и как город социальных конфликтов, но если в творчестве Пушкина Образ Петербурга был прежде всего историческим городом, то в произведениях Гоголя он чаще представал как город-монстр, город-убийца.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: