Образ няни в лирике Ходасевича и Пушкина

Стихотворения Пушкина и Ходасевича, в которых присутствует образ няни. Роль образа няни в жизни этих поэтов. Краткий анализ стихотворений: «Не матерью, но тульскою крестьянкой», «Наперсница волшебной старины», «Наша ветхая лачужка» и «Вновь я посетил».

Рубрика Литература
Предмет Русская литература
Вид контрольная работа
Язык русский
Прислал(а) dokuro
Дата добавления 20.12.2010
Размер файла 35,2 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Характеристика жизненного пути и творческой деятельности А.С. Пушкина. Хронология центральных произведений поэта. Значение няни Арины Родионовны в жизни Пушкина. Петербургский период. Период южной ссылки. Болдинская осень. Историческое наследие поэта.

презентация [1,1 M], добавлен 07.10.2014

Третья книга стихотворений В.Ф. Ходасевича «Путем зерна» вышла в свет в 1920-м году. Именно в этом сборнике впервые в полной мере раскрывается поэтический талант Ходасевича (поэт и сам очень скептически относился к своим первым книгам).

сочинение [8,8 K], добавлен 12.10.2004

Темы лирики А.С. Пушкина. Женщина как хранительница домашнего очага, символ материнства. Знакомство Пушкина с Воронцовой. Роль Натальи Гончаровой в жизни поэта. Романтический образ талисмана в стихотворении поэта «Храни меня, мой талисман» (1825).

курсовая работа [32,5 K], добавлен 05.04.2015

Обзор взаимоотношения русской поэзии и фольклора. Изучение произведений А.С. Пушкина с точки зрения воплощения фольклорных традиций в его лирике. Анализ связи стихотворений поэта с народными песнями. Знакомство с лирикой А.С. Пушкина в детском саду.

курсовая работа [46,0 K], добавлен 22.09.2013

Краткие сведения о жизненном пути и творческой деятельности В. Ходасевича. Основные черты его поэзии. Влияние символизма на лирику В. Ходасевича. Книга «Собрание сочинений» как вглядывание в собственную душу. Размышление о смысле жизни в творчестве поэта.

курсовая работа [276,8 K], добавлен 12.05.2014

Знакомство с творчеством Пушкина в детстве. Сравнения детства и отрочества у Пушкина и Есенина, их литература для обучения и получение образования. Художественно-обобщённый образ, в котором переплетены черты матери и бабушки в стихотворениях поэтов.

реферат [21,7 K], добавлен 04.04.2016

Муза в древнегреческой мифологии как божественный источник вдохновения. Многоуровневая система вариантов ее образа в лирике Пушкина. Муза как женская животворящая ипостась в поэзии Ахматовой. Художественное воспитание школьников на уроках литературы.

дипломная работа [76,5 K], добавлен 22.12.2015

Значение образа Петербурга в эмигрантской лирике русского поэта Г. Иванова. Отбор стихотворений, включающий образ Петербурга, с помощью метода «имманентного» анализа поэтического произведения. Предметный ряд, составляющий образ Петербурга в стихотворении.

контрольная работа [21,8 K], добавлен 16.07.2010

Александр Сергеевич Пушкин – неправославный гений и умнейший человек России. Происхождение русского поэта из дворянской помещичьей семьи, его родословная. Прадед поэта — «арап Петра Великого» Ганнибал. Отец и мать Пушкина. Влияние няни Арина Родионовна.

презентация [5,6 M], добавлен 02.01.2012

Образ «маленького человека» в произведениях А.С. Пушкина. Сравнение темы маленького человека в произведениях Пушкина и произведениях других авторов. Разборка этого образа и видение в произведениях Л.Н. Толстого, Н.С. Лескова, А.П. Чехова и многих других.

реферат [40,2 K], добавлен 26.11.2008

«Няне», анализ стихотворения Александра Пушкина

Всех детей в семье Пушкиных сразу после рождения воспитывала няня – Арина Родионовна. Она выпестовала не только будущего поэта, но также его сестру и брата. Это была простая и добрая женщина, крепостная крестьянка.

Няня любила своего воспитанника Сашу как родное дитя. Сказки, которые мальчик слышал от нее, легли в основу замечательных стихотворных сказок Пушкина, знакомых нам с детства. Арина Родионовна послужила прототипом няни Татьяны Лариной из романа «Евгений Онегин», других женских образов в творчестве своего воспитанника. Народные обычаи, предания старины, песни, пословицы, поговорки, подробности крестьянского быта, которыми она щедро делилась с будущим гением мировой литературы, стали неистощимым источником поэтического вдохновения Александра Сергеевича.

Для Пушкина няня стала близким другом и советчицей, всегда поддерживала его в трудные моменты жизни. Долгими зимними вечерами в Михайловском Арина Родионовна была постоянной собеседницей и слушательницей поэта. «Она – единственная моя подруга, и с нею только мне не скучно», – писал брату Александр Сергеевич. Он посвятил Арине Родионовне несколько стихотворений. Одно из них, написанное в 1826 году, известно под названием «Няне», хотя сам Пушкин стихотворение не окончил и не назвал. Это произведение впервые было опубликовано в 1855 году в собрании сочинений поэта.

«Няне» – необыкновенно душевное стихотворение. Оно пронизано нежностью, любовью, безграничной благодарностью и глубоким уважением к женщине, ставшей по-настоящему родной. Поэт называет ее «голубка дряхлая моя» и «подруга дней моих суровых». В этих замечательных фразах, возможно, присутствует легкая ирония, но скрываются истинные глубокие чувства.

В начале стихотворения лирический герой обращается к няне, живущей далеко в сосновых лесах. Она ждет своего воспитанника, который давно не появлялся в родных местах, с тревогой и заботой. Старушка все прислушивается и приглядывается – не появится ли в воротах ее долгожданный любимец? Слова «горюешь», «ждешь», «предчувствия», «тоска» отражают настроение няни.

Герой произведения также скучает в разлуке. Он хотел бы уберечь свою старую няню от огорчений и тревог, но не может часто бывать в Михайловском. Поэт не говорит о своих чувствах, но они хорошо слышны в тех ласковых и добрых интонациях, с которыми он обращается к старушке. Таков сюжет этого короткого произведения.

По жанру стихотворение «Няне» можно отнести к посланию. Автор не разделяет текст на строфы, чтобы приблизить повествование к разговорной речи, обычной форме общения с дорогим человеком. Читатель словно присутствует при монологе поэта, обращенном к любимой няне.

Напряженное ожидание одинокой старушки автор передает разнообразными художественными средствами. Это эпитеты – «на черный отдаленный путь» и «в забытые вороты», сравнение – «будто на часах». Метафора о медлительных спицах в няниных руках говорит о том, что пожилая женщина невольно прислушивается и с надеждой поглядывает в окно. Противопоставление образа светлицы (доброго родного дома и черного отдаленного пути) подчеркивает тревогу о судьбе воспитанника. Повтор «давно, давно» усиливает чувство сожаления от долгой разлуки. В целом произведение создано в духе фольклорных традиций.

Стихотворение «Няне» написано четырехстопным ямбом. Автор использует перекрестную рифмовку с чередованием мужских и женских рифм. Длинные строки образуют медленный музыкальный ритм, навевают ощущение грусти. На последней строке «То чудится тебе. » произведение внезапно обрывается. Использование звуков «ж», «ш», «ч», «т», «п» создают мрачное настроение, имитируют шаги старушки, звук спиц. В последних строках многочисленные гласные звуки «о» и «у» передают тоску долгого ожидания и тревогу.

Пушкин, по словам современников, называл Арину Родионовну «мамушкой». Уважали и любили добрую старушку и друзья Александра Сергеевича. В письмах поэту они предавали приветы няне, а Николай Языков даже посвятил ей два стихотворения, одно из которых было опубликовано еще при жизни Арины Родионовны.

Почти двести лет трогательные строки стихотворения «Няне» хранят не только сердечную теплоту и благодарность великого поэта, но и остаются задушевным признанием в любви всем няням, мамам, бабушкам, посвятившим свою жизнь воспитанию детей.

«Няне» А. Пушкин

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе…

Дата создания: 1826 г.

Анализ стихотворения Пушкина «Няне»

В старину воспитанием детей в дворянских русских семьях занимались не гувернеры, а няни, которых обычно подбирали из крепостных крестьян. Именно на их плечи ложились повседневные заботы о барских малышах, которых родители видели не более нескольких минут в день. Именно так протекало детство поэта Александра Пушкина, который практически сразу же после рождения был передан на попечение крепостной крестьянки Арины Родионовны Яковлевой. Эта удивительная женщина впоследствии сыграла в жизни и творчестве поэта очень важную роль. Благодаря ей будущий классик русской литературы смог познакомиться с народными сказками и преданиями, которые впоследствии нашли отражение в его произведениях. Более того, став взрослее, Пушкин доверял няне все свои секреты, считая ее своей духовной наперсницей, которая может и утешить, и подбодрить, и дать мудрый совет.

Арина Яковлева была закреплена не за конкретным поместьем, а за семьей Пушкиных. Поэтому когда родители поэта продали одно из своих имений, в котором проживала крестьянка, то забрали ее с собой в Михайловское. Именно здесь она прожила почти всю свою жизнь, изредка выезжая вместе с детьми в Петербург, где они проводили время с осени до весны. Когда Александр Пушкин окончил лицей и поступил на службу, его встречи с Ариной Родионовной стали редкими, так как поэт практически не бывал в Михайловском. Но в 1824 году он был сослан в родовое имение, где провел почти два года. И Арина Родионовна в этот непростой период жизни поэта была его самым верным и преданным другом.

В 1826 году Пушкин написал стихотворение «Няне», в котором выразил этой мудрой и терпеливой женщине свои признательность за все, что им вместе довелось пережить. Поэтому неудивительно, что с первых строк произведения поэт обращается к этой женщине достаточно фамильярно, но, вместе с тем, очень уважительно, называя ее «подругой дней моих суровых» и «дряхлой голубкой». За этими слегка ироничными фразами кроется огромна нежность, которую Пушкин испытывает к своей няне. Он знает, что эта женщина духовно намного ближе ему, чем собственная мать, и понимает, что Арина Родионовна беспокоится о своем воспитаннике, в котором души не чает.

«Одна в глуши лесов сосновых давно, давно ты ждешь меня», — с грустью отмечает поэт, понимая, что эта женщина до сих пор переживает о том, как же сложится его судьба. При помощи простых и емких фраз поэт рисует образ престарелой женщины, главной жизненной заботой которой по-прежнему остается благополучие «молодого барина», которого она по-прежнему считает ребенком. Поэтому Пушкин отмечает: «Тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь». Поэт понимает, что его «старушка» каждый день проводит у окна в ожидании, когда же на дороге появится почтовая карета, в которой он приедет в родовое имение. «И медлят поминутно спицы в твоих морщинистых руках», — отмечает поэт.

Но при этом Пушкин понимает, что теперь у него совсем другая жизнь, и он не в состоянии бывать так часто в Михайловском, как того бы хотелось его старой няне. Поэтому, пытаясь оградить ее от постоянных тревог и волнений, поэт отмечает: «То чудится тебе…». Его последняя встреча с Ариной Родионовной произошла осенью 1827 года, когда Пушкин был проездом в Михайловском и даже толком не успел поговорить со своей кормилицей. Летом следующего года она скончалась в доме сестры поэта Ольги Павлищевой, и ее смерть очень сильно потрясла поэта, который впоследствии признался, что потерял своего самого верного и преданного друга. Арина Яковлева похоронена в Санкт-Петербурге на Смоленском кладбище, однако ее могила считается утерянной.

Конспект урока литературы в 6 классе по теме: «А.С. Пушкин. Анализ стихотворения «Деревня». Выразительное чтение».
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Ученики 6 класса обычно с интересом читают стихи А.С. Пушкина. Стихотворение «Деревня» открывает им новое направление в творчестве великого поэта. Задача учителя сделать так, чтобы это открытие рождало у них желание дальнейшего изучения произведений Пушкина.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_6_klass.doc 68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе в 6 классе по теме:

«Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Деревня». Выразительное чтение».

Познавательная (обучающая): организовать творческую деятельность обучающихся с целью дальнейшего совершенствования навыков литературного анализа лирического текста; продолжить формировать у школьников умение развивать и обосновывать мысль, анализируя лирический текст, делать обобщающие выводы.

Развивающая: развивать навык умения выражать свою мысль, пользуясь культурными нормами и традициями русской речи; развивать осмысленность логичность речи, склонность к исследовательской деятельности.

Воспитывающая : воспитывать интерес к русс5кой литературе, способствовать формированию активной жизненной позиции..

  1. обеспечить дальнейшее знакомство учащихся с поэзией великого русского поэта, особенностями его восприятия и изображения картин русской природы;
  2. дальнейшее обучение навыкам анализа лирического текста;
  3. развитие умений и навыков выразительного чтения;
  4. развивать мышление, устную речь, пополнять словарный запас.

1. Портрет А.С. Пушкина;

2. Полный текст стихотворения «Деревня» (у каждого);

3. Иллюстрации вида имения в Михайловском (на доске);

4. Учебник: Литература. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: автор-составитель Г.С. Меркин, 16-е изд.-М: ООО «ТИД» «Русское слово-РС»,-2011.

Тип урока: объединенный (комбинированный).

Эпиграф к уроку:

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?

I. Организационный момент.

II. Мотивация учебной деятельности, объявление темы, цели урока.

III. Повторение литературных терминов:

Употребление слова в переносном значении на основе сходства предметов или явлений.

Уподобление одного предмета другому на основании общего у них признака.

Художественное образное определение.

Усиление выразительности речи путем резкого противопоставления понятий.

Высказывание адресуется отвлеченному понятию или отсутствующему лицу.

Словесное искусство, изображение видов природы не из-за красоты этих видов, а из-за характерности.

Оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении для достижения большей выразительности.

Неодушевленному предмету приписываются качества, присущие человеку.

Организованное сочетание стихов, закономерно повторяющееся на протяжении стихотворного произведения или его части.

IV. Активизация внимания:

Учитель: на доске – эпиграф нашего урока. (Читает его). Откуда взяты эти сроки? (Верно, из стихотворения «Деревня» ( Как вы думаете, о чем эти стихи? (наводящие вопросы: кого поэт называет друзьями? Что означает «просвещенная свобода»? Как вы понимаете значение выражения «прекрасная заря»? и т.п.)

— Верно, это строки о свободе человека, в том числе и простого, в своей стране. Поэт мечтает увидеть «народ неугнетенный», т.е. свободный. А современное ему положение крестьян он называет рабством. «Прекрасная заря» — счастливое будущее.

После окончания лицея молодой Пушкин поселился вместе с родителями в доме на Фонтанке и с головой окунулся в суетливую столичную жизнь. Все было интересно юному поэту: балы, дружеские сборища, театр и, конечно же, поэзия. В стихах Пушкина той поры – молодость, любовь, дружба и идеи свободы. Уже в первые послелицейские годы за Пушкиным утвердилась слава певца свободы и противника самодержавия.

Чтобы отдохнуть от суеты столичной жизни, которая очень скоро стала тяготить поэта, Пушкин летом 1819 года едет в Михайловское, родовое имение своих родителей. Природу, к тиши которой так стремился поэт, в Михайловском он нашел, но предаваться на ее лоне покою, расслабиться он не смог, потому что очень остро ощутил здесь, в Михайловском, и другое: жестокость помещичьего произвола и тягость неволи крепостного народа. Увиденное Пушкин воплотил в стихотворении “Деревня”, в ней – все его мысли и чувства. Стихотворение “Деревня” относится к ранним произведениям Пушкина и является примером вольнолюбивой лирики поэта.

(Учитель выразительно читает стихотворение)

— С чего начинается стихотворение? (Начинается стихотворение описанием мирной деревенской жизни. От этих строк веет тишиной, покоем и прохладой ( подтверждается текстом )

…люблю сей темный сад

С его прохладой и цветами,

Сей луг, уставленный душистыми скирдами,

Где светлые ручьи в кустарниках шумят;

Везде передо мной подвижные картины:

Здесь вижу двух озер лазурные равнины,

Где парус рыбаря белеет иногда,

За ними ряд холмов и нивы полосаты,

Вдали рассыпанные хаты,

На влажных берегах бродящие стада,

Овины дымные и мельницы крылаты;

Везде следы довольства и труда.

— Как видим, молодой поэт с любовью и очень подробно передает окружающий его пейзаж Михайловского, ничего не ускользает от его пытливого взгляда:

(Продолжает заранее подготовленный ученик)

Первые дни в Михайловском Пушкин, отдыхая от всех утомительных условностей городского быта, с упоением наслаждается обретенной свободой. Создана светлая, мирная картина деревни. С большой любовью и теплотой Пушкин говорит о деревенской природе, о тишине, которая располагает его к занятиям наукой и поэзией, вызывает в нём прилив творческой энергии, нравственно его очищает. Юный поэт размышляет над окружающей его действительностью и над смыслом своего существования. Но постепенно глаз его начинают “резать” узкие полоски полей, обшарпанные хаты крестьян, голодные глаза крестьянских детей. С гениальной прозорливостью поэта за внешним покоем и благополучием Пушкин видит и другую сторону деревенской жизни. И это увиденное до глубины души возмущает его отзывчивое на всякую несправедливость сердце. И поэт с возмущением указывает на бесправное положение угнетённого крестьянства, а себя именует «другом человечества». Так рождается вторая часть стихотворения:

Но мысль ужасная здесь душу омрачает:

Среди цветущих нив и гор

Друг человечества печально замечает

Везде невежества убийственный позор.

Не видя слез, не внемля стона,

На пагубу людей избранное судьбой,

Здесь барство дикое, без чувства, без закона,

Присвоило себе насильственной лозой

И труд, и собственность, и время земледельца.

В заключительных строках стихотворения – раздумье автора. И еще, возможно, сомнения насчет того, преобразится ли когда-нибудь мир, падут ли когда-нибудь оковы рабства, станет ли народ свободным:

Увижу ль, о друзья, народ неугнетенный

И рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Какие чувства вы испытывая в начале стихотворения? (спокойствие, тишина и гармония)

Как они меняются по мере чтения? (нарастает напряжение и тревога )

(Заранее подготовленный ученик)

— В стихотворении поэт использует множество изобразительно-выразительных средств языка. Они создают романтическую и умиротворенную атмосферу: «льется дней моих поток» (метафора) , «мельницы крылатые» (эпитет) , «озер лазурные равнины» (метафора) , «мирный шум дубрав», «тишина полей» и др. Поэт рисует хижины мирных селян, на озёрах рыбари… В пейзажной зарисовке первой части стихотворения окрестности Михайловского. Такая деревня для автора – это то место, где он отдыхает от бессмысленной суеты столичной жизни, погружается в свои мысли и чувства.

Во второй части стихотворения уже не видно следов «довольства и труда». И здесь изобразительные средства используются поэтом, чтобы с наибольшей яркостью обличить несправедливое устройство общества: «. насильственной лозой», «чуждый плуг», «измученные рабы», «неумолимый владелец» и т.д. Кроме того, последние семь строк стихотворения наполнены риторическими вопросами и восклицаниями. Они имеют характер воззвания к окружающим, выражают возмущение лирического героя и его нежелание мириться с несправедливым устройством общества.

Стихотворение “Деревня” входит в вольнолюбивую лирику поэта. Пушкин поднимает в нем тему свободы. В первой части – это прежде всего внутренняя свобода, свобода творчества, во второй – свобода – «свобода Родины». И если в первой части поэт предстает уединенным в настоящем моменте, то во второй он устремлен в будущее. « Увижу ль я. » — оптимистически восклицает он.

Учитель: Как называется художественный прием, используемый поэтом для построения данного лирического текста? (антитеза)

Учитель : мы проанализировали стихотворение А.С. Пушкина «Деревня». Оно относится к вольнолюбивой лирике поэта.

Вы узнали много интересного, анализируя это стихотворение.

V. Выразительное чтение стихотворения.

(заранее подготовленные учащиеся выразительно читают стихотворение).

VI. Контроль результатов учебной деятельности учащихся на уроке.

Какое стихотворение А.С. Пушкина мы сегодня анализировали?

Какова главная тема этого стихотворения?

Как вы можете прокомментировать эпиграф к уроку?

Какова особенность построения этого стихотворения?

О чем мечтает поэт в этом стихотворении (подтвердить текстом).

Просьба к 2-3 ученикам (не из числа готовившихся заранее) выразительно прочесть по своему выбору отрывки из стихотворения и прокомментировать их.

VII. Подведение итогов урока.

VIII. Задание на дом:

  1. Выразительное чтение стихотворения.
  2. Анализ художественных средств в данном стихотворении.
  3. 2-3 словесных рисунка к стихотворению (краткий план или опорные слова для воспроизведения рисунка записать в тетрадь).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Это первый урок в теме «М.А.Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон». Цели урока: познакомить учащихся с особенностями жанра романа-эпопеи; через анализ текста узнать о духовном мире, жизненном укладе донско.

Цели урока: размышление над вечными проблемами добра и зла, духовного и душевного здоровья семьи и нации; развивать умение анализировать текст, выделять в нём главное, сравнивать, сопоставлять; .

Урок по повести Н.В. Гоголя « Ночь перед Рождеством».1. Цели:Образовательные: обеспечить усвоение новых понятий, актуализировать знания.Развивающие: создать условия для развития памяти, внимания и воо.

Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса.

История создания пьесы, определение особенности сюжета, конфликта, образной системы, роль подтекста, своеобразие жанра.

Конспект урока в 9 классе по теме «Биография Г.Р. Державина. Стихотворение «Властителям и судиям». Цели урока: познакомить.

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» — один из памятников и источников древнерусской литературы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: