Образ моря в поэзии Александра Пушкина и Василия Жуковского

Категория: Литература, литературные произведения
Тип: Сочинение
Размер: 18кб.
скачать

Образ моря в поэзии Александра Пушкина и Василия Жуковского

Многие поэты обращались к образу моря в своих произведениях. Впервые море воспели античные авторы. Стихотворный размер гекзаметр, пришедший из Древней Греции, ассоциируется с шумом набегающих волн. С развитием литературы менялся и развивался образ моря в поэзии. Особенно важное значение он приобрел у поэтов-романтиков: образ моря символизировал идеал романтической свободы. Тема моря важна для романтической лирики Пушкина, с этой темой связаны романтические произведения Жуковского, который вошел в литературу прежде всего как сентименталист. Интересно сравнить основные произведения Жуковского и Пушкина, посвященные морю.

Стихотворение «Море» написано Жуковским в 1822 году. Это романтическая элегия. Впервые Жуковский обращается к образу моря, до того в его сентиментальных элегиях только «журчали» ручейки и «струились» реки. Жуковский изображает море как свободную стихию, бескрайнее пространство, не подчиняющееся ничьим законам. Жуковский очеловечивает, персонифицирует море в своем стихотворении («Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью, тревожною думой наполнено ты»). Лирический герой входит в контакт со стихией моря, постигает ее, Море становится его другом (это подчеркивается обилием местоимений «ты»). Бездна морской стихии и человеческого «я» сливаются в стихотворении Жуковского.

Море отражает внутреннее состояние лирического героя, является пейзажем его романтической души. Для Жуковского образ моря мистичен, таинствен, с ним связано ощущение романтического двоемирия. В стихотворении образ моря противопоставлен образу неба. Море все время хочет как бы прикоснуться к нему. Небо, с одной стороны, это символ недостижимого идеала. Романтическая душа лирического героя все время стремится к этому идеалу и никак не может достичь. С другой стороны, взаимоотношения моря и неба — это взаимодействие человека и неба, то есть души человека и Бога. Проблема связи Бога и человека остается одной из главных в творчестве Жуковского-романтика.

В стихотворении важное место занимает образ бури. Жуковский считает, что состояние моря во время бури неестественно для моря. Интересно, что образ морской стихии Жуковский рисует как образ страдающего влюбленного («Ты в бездне покойной скрываешь смятенье, ты, небом любуясь, дрожишь за него»). Буря пытается отнять у моря его возлюбленную, то есть небо, поэтому образ бури страшен, тревожен, ужасен.

Сентиментальная лексика первой романтической элегии Жуковского подчеркивает спокойный характер моря. В стихотворении встречаем большое количество слов, присущих сентиментальной поэтике Жуковского, например, «таинственный», «сладостный», «светозарный», «вечерний», «утренний», «тишина». Образ моря в стихотворении создается и при помощи звукописи: в элегии мы видим ассонанс на «о» и аллитерацию на сонорные:

Безмолвное море, разумное море, Стою очарован над бездной твоей…

Создается впечатление спокойного, переливающегося, играющего моря, которое не стоит на месте, а постоянно движется. Когда возникает образ бури, набор звуков сразу меняется, появляются шипящие и свистящие, режущие ухо звуки:

Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь…

Стихотворение «Море» написано белым амфибрахием. Оно не разделено на строфы и в нем нет рифмы, этим Жуковский подчеркивает, что море — это неделимая, таинственная, мистическая сущность.

Стихотворение Пушкина «К морю» написано в 1824 году. Оно завершает романтический период, пушкинского творчествам. Во время южной ссылки Пушкин увлекается романтическими идеалами. И, находясь вблизи моря, он конечно, не может не писать о нем:

Ищу стихий других, земли жилец усталый,

Приветствую тебя, свободный океан…

Завидую тебе, питомец моря смелый…

В стихотворении «Кто, волны, вас остановил…», написанном в 1823 году, образ моря сливается с образом грозы, другим романтическим символом свободы:

Взыграйте, ветры, взройте воды,

Разрушьте гибельный оплот.

Где ты, гроза — символ свободы?

Промчись поверх невольных вод.

Море для Пушкина-романтика — это прежде всего буря, гроза (что невозможно для Жуковского, даже для Жуковского-романтика).

Скоро Пушкин полностью разочаровывается в романтических идеалах и, прежде всего, в романтической свободе. Романтическая свобода, понимаемая как свобода от всего — от обязанностей и привязанностей, — ведет человека к гибели. Кроме того, достичь этого идеала невозможно. Единственной приемлемой свободой для Пушкина оказывается не романтическая, не гражданская, а внутренняя духовная свобода, свобода творчества.

В стихотворении «К морю» Пушкин прощается и с реальным Черным морем (в 1824 году он уезжает в Михайловское), и с морем как романтическим символом свободы, и с самим романтизмом вообще.

«Прощай, свободная стихия!» — начинается стихотворение. Как видим, лирический герой стихотворения тоже на «ты» с морской стихией, она, как и у Жуковского, его друг. Море дорого поэту как воспоминание о юности, юношеских мечтах и идеалах:

Моей души предел желанный!

Как часто по брегам твоим

Бродил я тихий и туманный,

Заветным умыслом томим.

Но поэт остался «у берегов», не смог воплотить свою мечту, не достиг своего идеала (у Пушкина важно противопоставление земли, берега, как статичной, твердой поверхности и свободного, все время меняющегося, движущегося моря). Образ моря в стихотворении ассоциируется не со страдающим влюбленным, как у Жуковского, а с сильными личностями, такими, как Байрон, Наполеон, которые сами стали романтическими символами. Пушкин говорит о Байроне:

Твой образ был на нем означен,

Он духом создан был твоим:

Как ты, могущ, глубок и мрачен,

Как ты, ничем не укротим.

Море у Пушкина — это тоже душа человека, но не спокойная, смиренная, как у Жуковского, а рвущаяся, мятежная; море — это прежде всего буря для Пушкина. Стихотворение «К морю» лишено мистицизма, таинственности, романтического двоемирия, оно разделено на строфы, в нем преобладает романтическая лексика.

Пушкин и Жуковский обращались к теме моря и в других своих произведениях.

У Жуковского в стихотворении «Пловец» море, океан символизирует жизнь, жизненный путь человека:

Ветром бедствия гонимый,

Без кормила и весла,

В океан неисходимый

Буря челн мой занесла.

Стихотворение Пушкина «Арион» явно перекликается с «Пловцом» и на уровне лексики: в обоих стихотворениях встречаем такие слова, как «челн», «весло», «кормщик», «пловец», «вихрь», «скала», и на уровне содержания: море и у Пушкина и у Жуковского — это символ жизни. Кроме того, пушкинское стихотворение имеет подтекст. В «Арионе» Пушкин изображает декабристов («пловцы») и себя («певец»). Декабристы все время старались плыть не туда, куда их несли волны, то есть жизнь, они пытались грести, куда им хотелось, часто против течения. «Вдруг лоно волн Измял с полету вихорь шумный…» — произошло декабрьское восстание, и в результате «погиб и кормщик и пловец». Спасся лишь «таинственный певец», который не пытался плыть против течения, он отдался стихии, доверился самой жизни, и она вынесла его на берег. Поэт, певец всегда сродни свободной стихии, потому что он тоже свободен, свободен в своем творчестве. Таким образом, в «Арионе» морская стихия — это еще и свободная стихия творчества поэта. Такая же тема звучит у Пушкина в стихотворении «Осень». В заключительных строках Пушкин сравнивает свое творчество с кораблем, который, с одной стороны, зависит от морской стихии (вдохновения), но с другой стороны, у него есть рулевой (сам поэт), который и выбирает, куда ему плыть.

Таким образом, тема моря по-разному раскрывается в произведениях Пушкина и Жуковского. У Жуковского море — это, прежде всего, психологический образ, пейзаж души лирического героя. У Пушкина образ моря понимается шире: это и романтический идеал абсолютной свободы, и стихия творчества, и символ жизненного пути человека.

Кроме того, если для Жуковского стихотворение «Море» — это первое романтическое произведение, то для Пушкина «К морю» является как бы прощанием с романтизмом.

В творчестве других поэтов с этим образом нередко связаны иные ассоциации и символы. У Лермонтова море — символ изгнания, у Тютчева — источника жизни, у Цветаевой — переменчивости и измены. Емкий и богатый красками образ моря меняется от поэта к поэту, отражая своеобразие его творчества.

Интерполирование и приближение функций

Міністерство освіти і науки України

Національний технічний університет

“ХАРКІВСЬКИЙ ПОЛІТЕХНІЧНИЙ ІНСТИТУТ”

Кафедра “Обчислювальної техніки та програмування”

Тема: “ИНТЕРПОЛИРОВАНИЕ И ПРИБЛИЖЕНИЕ ФУНКЦИЙ”

Виконав:
студент групи

1. Разделенные разности

2. Интерполяционный многочлен Лагранжа

3. Интерполяционный многочлен Ньютона

4. Аппроксимация функций методом наименьших квадратов

1. Разделенные разности

Часто экспериментальные данные функциональной зависимости представляются таблицей, в которой шаг по независимой переменной не постоянен. Для работы с таким представлением функции конечные разности и конечно-разностные операторы не пригодны. В этом случае первостепенную роль играют разделенные разности.

Разделенную разность функции f(x) для некоторых двух точек и определяют следующей дробью:

Для построения степенного многочлена, проходящего через заданные точки, необходимо иметь число точек на единицу больше, чем степень многочлена. Согласно определению разделенной разности число их для n точек равно числу сочетаний из n по 2. Это во много раз больше, чем необходимо для построения кривых, проходящих через n точек. Из опыта работы с конечными разностями видно, что разделенных разностей из всего множества достаточно выбрать всего n, но выбрать так, чтобы в их образование входили все (n+1) точек таблицы.

Вполне разумно вычислять разделенные разности только для соседних значений функции в таблице. В этом случае говорят об упорядоченных разделенных разностях. Аргументу табличной функции присваиваются индексы из чисел натурального ряда, начиная с нуля, в результате чего обозначения разделенных разностей для i-той строки таблицы будут .

Повторная разность от разделенной разности есть разделенная разность второго порядка:

В общем случае разделенная разность n-го порядка имеет вид:

2. Интерполяционный многочлен Лагранжа

Произведения из скобочных сомножителей в знаменателе каждого слагаемого напоминают своим видом некий степенной многочлен от переменной , который своими корнями имеет значения , исключая . Многочлен от x с корнями в этих же точках, включая и , будет иметь вид:

Удаляя тот или иной сомножитель из , можно по желанию исключить ненужный нуль многочлена. Если взять i-тое слагаемое без из выражения для разделенной разности n-го порядка и умножить его на , в котором отсутствует сомножитель , то многочлен степени n будет обладать следующими свойствами:

Если умножить на , то полученный многочлен степени n будет проходить через точку с координатами и будет равен нулю во всех точках . Сумма таких многочленов по всем определяет интерполяционный многочлен Лагранжа степени n.

3. Интерполяционный многочлен Ньютона

Интерполяционный многочлен в форме многочлена Лагранжа не удобен в случаях, когда необходимо добавлять экспериментальные данные в таблицу с целью повышения точности интерполяции. При этом необходимо проводить все вычисления заново.

Если задачу поставить так, что добавление лишней точки требовало бы лишь добавки некоторого многочлена степени (n+1) к многочлену Лагранжа n-й степени, то эту добавку можно искать, выполнив в общем виде преобразование разности двух многочленов Лагранжа: степени (n+1) и n. Несложные преобразования приводят к следующему соотношению для добавочного многочлена степени (n+1):

где – многочлен степени (n+1),

– разделенная разность (n+1)-го порядка.

Если считать разделенную разность нулевого порядка равной значению функции в точке , то

Поступая аналогичным образом и находя последовательно , в конце концов, получим общее выражение для другой формы представления интерполяционного многочлена Лагранжа, которая в литературе называется интерполяционным многочленом Ньютона для неравных интервалов и записывается так:

Надо отметить, что дополнительную точку в таблицу необходимо записывать в самую нижнюю строку таблицы, чтобы не нарушить уже имеющегося упоря

И, наконец, надо отметить, что и многочлен Лагранжа, и многочлен Ньютона удобны для вычислений, но после раскрытия скобок и приведения подобных дают один и тот же степенной многочлен.

4. Аппроксимация функций методом наименьших квадратов

Основным недостатком интерполяционных многочленов является наличие у них большого числа экстремумов и точек перегибов, что определяется суммированием в них многочленов , n раз меняющих свой знак. Кроме того, исходные табличные значения функции заданы неточно по разным причинам, поэтому строить многочлены выше 4-5-й степени, зная, что из теоретических исследований функция в интервале таблицы совсем не такая, не имеет особого смысла.

Если табличные значения функции можно интерпретировать как теоретическое значение плюс погрешность, то, задав некоторый критерий близости теоретической кривой к заданному множеству табличных точек, можно найти нужное число параметров этой кривой.

Наиболее популярным критерием близости является минимум среднего квадрата отклонения:

где – точка экспериментальных данных из таблицы,

– значение искомой зависимости в точке .

Если искомую зависимость желательно представить многочленом степени n, то (n+1) коэффициент в нем будут представлять неизвестные параметры. Подставив в сумму квадратов отклонений искомый многочлен, получим функционал, зависящий от этих параметров:

Чтобы функционал был минимален, необходимо все частные производные функционала по параметрам приравнять нулю и систему разрешить относительно неизвестных параметров . Эти действия приводят к следующей системе линейных уравнений

Здесь – постоянный коэффициент, равный сумме (j+k)-тых степеней всех значений аргументов. Для их ручного вычисления удобно к исходной таблице данных добавить еще столбцов. – числовые значения в правой части системы линейных алгебраических уравнений, для подсчета которых тоже

удобно к исходной таблице данных добавить еще n столбцов.

Демонстрацию метода наименьших квадратов проведем для данных с количеством точек в таблице, равным 4. Максимальная степень аппроксимирующего многочлена для такого набора равна 3, так как должно выполняться соотношение: . Для максимальной степени аппроксимирующий и интерполяционный многочлены равны.

Пусть таблица данных после добавления в нее дополнительных колонок выглядит следующим образом:

В нижней строке размещаем итоговые суммы по каждой колонке.

Система уравнений для полинома третьей степени:

Решив систему, найдем:

Эта же таблица без добавления чего-либо позволяет найти коэффициенты аппроксимирующего многочлена второй степени. Для этого достаточно в системе для полинома третьей степени убрать 4-е уравнение, а из остальных уравнений исключить слагаемые с неизвестной . В результате система уравнений для полинома второй степени будет:

Решив систему, найдем:

Аналогично можно уменьшать число уравнений для построения аппроксимирующих многочленов первой и нулевой степеней.

На рисунке 1 показаны графики двух аппроксимирующих многочленов второй и третьей степени. Многочлен третьей степени проходит через 4 заданные точки, а многочлен второй степени проходит сквозь множество заданных точек с минимумом суммы квадратов отклонений от них, что хорошо видно на графиках.

1. Бахвалов Н.С., Жидков Н.П., Кобельков Г.М. Численные методы: Учеб. пособие. – М.: Наука, 1987. – 600 с.

2. Воеводин В.В. Численные методы алгебры. Теория и алгорифмы. — М.: Наука, 1966. – 248 с.

3. Воеводин В.В. Вычислительные основы линейной алгебры. – М.: Наука, 1977. – 304 с.

4. Волков Е.А. Численные методы. – М.: Наука, 1987. – 248 с.

5. Калашников В. И. Аналоговые и гибридные вычислительные устройства: Учеб. пособие. – Харьков: НТУ “ХПИ”, 2002. – 196 с.

6. Вержбицкий, В. М. Численные методы. Математический анализ и обыкновенные дифференциальные уравнения. М.: Высш.шк., 2001. 383 с.

7. Волков, Е. А. Численные методы. СПб.: Лань, 2004. 248 с.

8. Мудров, А. Е. Численные методы для ПЭВМ на языках Бейсик, Фортран и Паскаль. Томск: МП «РАСКО», 1991. 272 с.

9. Шуп, Т. Е. Прикладные численные методы в физике и технике. М.: Высш. шк., 1990. 255 с.

10. Бахвалов, Н. С. Численные методы в задачах и упражнениях / Н. С. Бахвалов, А. В. Лапин, Е. В. Чижонков. М.: Высш. шк., 2000. 192 с.

Реферат на тему: Задачи поэта и поэзии – Пушкин

Раздел: Литература, Лингвистика ВСЕ РАЗДЕЛЫ

Задачи поэта и поэзии – Пушкин Каждому человеку свойственны размышления о смысле и назначении своего творчества. Исключительно высоко оценивал назначение поэта Пушкин. Он предъявлял к поэту – в первую очередь к себе – очень высокие требования. Возможно, одну из основных задач поэта Пушкин сформулировал в оде «Вольность»: Хочу воспеть Свободу миру, На тронах поразить порок. Другая идея звучит в стихотворении «Эхо». Исследуя эхо как природное явление, поэт приходит к выводу, что поэт и поэзия тоже должны быть эхом, отражать все события, происходящие в мире и, в первую очередь, в России. Интересно стихотворение «Пророк». Пушкин в нем изображает поэта, томимого жаждой. Внезапно происходит его превращение в пророка. Библейский герой идет по пустыне, и вдруг к нему является «шестикрылый серафим». Сначала он превращает глаза героя в «вещие зеницы», как у орлицы, чтобы тот мог все примечать. Затем уши делает особо чуткими. Теперь герой может слышать даже «гад морских подводный ход». Далее Серафим вырывает «грешный», «празднословный», «лукавый», язык, заменяя на «жало мудрыя змеи». Но это еще не все. И он мне грудь рассек мечем, И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнем, Во грудь отверстую водвинул. Таким образом, жар сердца должен заставлять поэта проповедовать истины, известные только ему. И тут бог оживляет героя, давая ему наставление: И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. Проанализировав это стихотворение мы делаем вывод, что Пушкин пишет в нем о богоизбранности поэта, о том, сто поэт наделен особым даром, что он видит и замечает больше окружающих, а также мыслит глубже и говорит мудрее толпы. А задача перед ним стоит одна – довести до людей свои гуманные ценности и идеалы. Действительно, поэта коснулся глас Божий. Но нужны ли народу эти истины? В стихотворении уже зрелого Пушкина «Свободы сеятель пустынный» звучат пессимистические нотки. В нем описывается, как лирический герой ходил и В порабощенные бразды Бросал живительное семя. Но, оказывается, что все это напрасно. Выясняется, что народу не нужна свобода. Ведь у него в крови только одно наследие: Ярмо с гремушками да бич. Та же мысль звучит и в стихотворении «Поэт толпа». Здесь рассказывается про поэта, который пел перед толпой, но она его не понимала. Но, если народ не признает поэзию, надсмехается над ней, то не нужно дорожить «любовию народной». Эта идея отражена в «Поэте». Здесь Пушкин поддерживает, подбодряет поэта, призывает его продолжать творить и не прислушиваться к мнению «толпы холодной»: Ты царь: живи один. Дорогою свободной Иди, куда влечет тебя свободный ум. Пушкин высокой целью своей поэзии считал служение России, защиту передовых идей своего времени. Сам он ощущал себя неподкупным голосом, эхом русского народа. Список литературы

Главное свойство «заветной лиры» человечность, гуманность, стремление побудить мирскую власть уважать личность в соответствии с общечеловеческими и религиозными ценностями, поставить интересы человека выше социальных и иных преходящих соображений. Очеловечить «жестокий век» и приблизить те времена, когда в основу политики будет положен принцип человечности или когда человечность станет политическим принципом,P вот идеал Пушкина, вот цель его поэзии. Этот идеал и эта цель не есть личное изобретение и достояние Пушкина. Они изначально присущи «музе» и поэту, потому что предначертаны свыше: Веленью Божию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца; Хвалу и клевету приемли равнодушно, И не оспоривай глупца. Задача поэта состоит в том, чтобы не склониться на ложный путь, а следовать по предустановленной Богом дороге. Поэтическое послушание Богу здесь род религиозного послушания. Поэт в какой-то степени своеобразный послушник, совершающий свой подвиг служения Богу; иPмирские почести («венец» слово, содержащее явный намек на царскую власть, «хвала»), и мирские досады («обида», «клевета») не должны задевать поэта-избранника именно потому, что он избранник, подчиняющийся истинной воле воле Творца

Образ Орфея в поэзии Райнера Марии Рильке

(В поэзии Райнера Марии Рильке «Орфей, Эвридика,Гермес»)

В поэзии двадцатого века творчество выдающегося австрийского поэта Райнера Марии Рильке занимает особое место: она будто синтезировала в себе разнообразные культурные традиции, но осталась при этом самобытной и даже имела значительное влияние на творчество многих других поэтов из разных стран. И, в отличие от разнообразия знаний о культурных достижениях и литературных находок, богатством тем творчество Рильке не отличается. Ведущей для него была тема о месте

Можно проследить эволюцию взглядов Рильке на искусство. В ранних произведениях поэт считал искусство иррациональным процессом, который рождается независимо от воли поэта и руководствуется интуицией. Переживания поэтического открытия мира были главным мотивом. Позже Рильке стремится понять настоящие источники творчества и его сущность. Итогом творческих поисков поэта стал обогащенный его собственным пониманием оскорблений Орфея.

В «Сонетах к Орфею», в стихе «Орфей, Эвридика, Гермес» Рильке высказывал собственные гуманистические ожидания, что искусство может предоставить этому миру гармонию, сделает его действительно человечным. Цикл об Орфее у этого поэта – своеобразное поэтическое заклинание. Но не только это. Когда Рильке писал «Орфей» – он имел в виду слово «искусство». Где речь идет о действиях Орфея, можно прочитать между строками принципы творчества самого Рильке.

Древнегреческие мифы и легенды подарили миру оскорбленного поэта и певца Орфея, который был способен зачаровывать своим творчеством все живое и неживое. Этот образ вдохновлял многих художников – писателей, поэтов, художников, композиторов и других.

За чрезвычайный талант Орфею было разрешено даже спуститься в Царству Аида – место, где живут тени умерших, – чтобы спасти погибшую любимую. Лишь одно условие не сумел выполнить Орфей: не оглядываться. Но тень Эвридики двигалась весьма бесшумно, шагов ее не было слышно, и Орфей не выдержал… И он себе говорил: «Они идут», говорил это громко и слушал эхо.

Так изображал душевное состояние своего героя Рильке в стихе «Орфей, Евридика, Гермес». То поражение Орфея в странной попытке победить смерть обусловлено другими причинами, не художественными, быстрее недостатком доверия. Значительно важнее, что его талант вообще получил такой шанс.

Для Рильке легенда об Орфее – символ попытки спасти мир с помощью красоты. Он видел в искусстве единое спасение из безысходности суетной и неистовой будничной жизни, где люди ненавидят друг друга. Образ Орфея – это еще и преодоление отчужденности человека.

«Орфей – это сила искусства, которая оказывает содействие превращению хаоса в космос – мир причинности и гармонии, форм и образов, настоящий «человеческий мир», – писал о цикле поэзий Рильке Д. Наливайко.

Источником вдохновения Орфея, по мнению поэта, были уже земные страсти, которые потом благодаря одухотворению талантом приобретали космический масштаб. Например, любовь к Эвридике и боль от ее потери:

Такая любимая, – это ее лира

Оплакивала за плакальщиц всех,

Что мир на плач сплошной обернулся…

В этом заключается различие между обычным человеком и творческим: ощущать сильные страсти каждый может, но нужен талант, чтобы чувство перешли границы отдельной личности. Будто увеличительная линза, вдохновение поэта усиливает их, предоставляет им новое качество, возбуждает способность быть услышанным. Не услышанное не может найти отклика в других душах.

С точки зрения поэта, главная трагедия человека – это ее одиночество. Обычные люди обречены на непонимание. Они одиноки и в своей жизни, и во Вселенной. Из этого тезиса и появляется еще одно понимание функции искусства: оно является возможностью осознать это одиночество и вместе с тем является средством его преодоления.

Перед талантом Орфея склонялись звери и стихии, хотя передавал им он собственные чувства, и тем самым изменял мир вокруг себя. Понимание объединяло. Весь мир плакал над горем Орфея, так как весь мир очаровывался прекрасным, о котором пел Орфей в лучшие времена.

Итак, Орфей Рильке персонифицировал главнейшую сущность искусства.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: