Образ «маленького человека» в произведениях Пушкина и Гоголя («Станционный смотритель» и «Шинель»)

Тема «маленького человека» традиционна для русской литературы 19 века. Она непосредственно связана с гуманистической темой – одной из основных в русской классической литературе.
Первым писателем, затронувшим и развившим эту тему, считается А.С. Пушкин. В повести «Станционный смотритель» он «выводит» своего героя — «маленького человека» Самсона Вырина, служащего станционным смотрителем.
Сразу же Пушкин обращает внимание на то, что во внешне бестолковом и бесхитростном исполнении этим человеком своих обязанностей кроется нелегкий, часто неблагодарный труд, полный хлопот и забот. Что только не ставят в вину станционному смотрителю? «Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут — а виноват смотритель. ».
Мало кто из проезжающих интересуется жизнью станционных смотрителей, а ведь, как правило, у каждого из них — непростая судьба, в которой с избытком хватает слез, страданий и горя.
Жизнь Самсона Вырина ничем не отличалась от жизни таких же, как и он, станционных смотрителей, которые, чтобы иметь самое необходимое для содержания своей семьи, готовы были молча выслушивать и так же молча сносить бесконечные оскорбления и упреки в свой адрес. Правда, семья у Самсона Вырина была небольшой: он да его красавица дочка Дуня. Жена Самсона умерла, и он жил только ради Дуни. В четырнадцать лет дочка была настоящей помощницей отцу: в доме прибрать, приготовить обед, прислужить проезжему, — на все она была мастерица, все у нее в руках спорилось. Глядя на Дунину красоту, добрее и милостивее становились даже те, кто грубое обращение со станционными смотрителями взял себе за правило.
В первой части рассказа Самсон Вырин выглядел «свежим и бодрым», несмотря на нелегкую работу и грубое, несправедливое обращение с ним проезжающих. Однако как может изменить человека горе! Всего через несколько лет рассказчик, встретившись с Самсоном, видит перед собой старца, неухоженного, склонного к пьянству, прозябающего в своем заброшенном жилище. Его Дуня, его надежда, та, что давала силы жить, уехала с малознакомым гусаром. Причем не с отцовского благословения, как это принято у честных людей, а тайком. Самсону было страшно подумать, что его милое дитя, его Дуня, которую он, как мог, оберегал от всяких опасностей, так поступила с ним и, главное, с собой — стала не женой, а любовницей.
Пушкин сочувствует своему герою и относится к нему с уважением: честь для Самсона превыше всего, превыше богатства и денег. Не один раз судьба била этого человека, но ничто не заставило его так опуститься, так перестать любить жизнь, как поступок горячо любимой дочери. Материальная бедность для Самсона ничто по сравнению с опустошенностью души.
На стене в доме Самсона Вырина висели картинки с изображением истории блудного сына. Дочь смотрителя повторила поступок героя библейской легенды. И, скорее всего, как и отец блудного сына, изображенного на картинках, станционный смотритель ждал свою дочь, готовый к прощению. Но Дуня не возвращалась. А отец не находил себе места от отчаяния, зная, чем зачастую заканчиваются подобные истории: «Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу, вместе с голью кабацкою. Как подумаешь порою, что и Дуня, может быть, тут же пропадает, так поневоле согрешишь да пожелаешь ей могилы. »
Ничем хорошим не закончилась и попытка станционного смотрителя вернуть дочь домой. После этого, запив от отчаяния и горя еще больше, Самсон Вырин умер.
Повесть Н.В. Гоголя «Шинель» преемственно связана с повестью Пушкина, написанной десятилетием раньше. Но, раскрывая трагедию «маленького человека», Гоголь внес в свою повесть одну очень важную черту. Он столкнул «маленького человека» Акакия Акакиевича Башмачкина с государственной машиной и показал, насколько она враждебна его интересам. У Гоголя сильнее, чем у Пушкина, звучат общественные, социальные мотивы.
Что же собой представляет «маленький человек», по Гоголю? Речь идет о человеке, маленьком в социальном плане, ибо он не богат, не имеет голоса в обществе, ничем не примечателен. Он всего лишь мелкий чиновник с мизерной зарплатой.
Но «маленьким» этот человек является еще и потому, что его внутренний мир очень ограничен. Гоголевский герой незначителен и незаметен. Даже имя его переводится с греческого языка как «смиреннейший». Акакий Акакиевич очень исполнителен, но при этом он даже не задумывается над тем, что делает. Поэтому-то герой начинает сильно волноваться, когда нужно хоть немного проявить сообразительность. Но самое интересное, что Башмачкин так разуверился в себе, что даже не пытается измениться, совершенствоваться. Он лишь снова и снова повторяет: «Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь».
Единственным смыслом жизни героя становится сбор денег на покупку шинели. Он безумно счастлив от одной только мысли об исполнении этого желания. Неудивительно, что кража чудесной шинели, приобретенной с таким трудом, стала для Башмачкина настоящей трагедией. Окружающие Акакия Акакиевича люди только лишь посмеялись над его бедой. Никто даже не попытался понять этого человека, а, тем более, помочь ему. Самое ужасное, на мой взгляд, заключается в том, что никто не заметил и смерти Башмачкина, никто не вспомнил о нем после.
Фантастичен эпизод воскресения Акакия Акакиевича в эпилоге повести. Теперь этот герой якобы блуждает по Петербургу и срывает с прохожих шинели и шубы. Такова месть Башмачкина. Он успокаивается только тогда, когда срывает шинель со «значительного лица», который сильно повлиял на судьбу героя. Только теперь Акакий Акакиевич Башмачкин вырастает в собственных глазах. По мнению Гоголя, даже в жизни самого ничтожного человека есть минуты, когда он может стать сильной личностью, умеющей постоять за себя.
Таким образом, тема «маленького» человека является сквозной в русской литературе 19 века. Крупнейшие писатели обращались к этой теме, по-своему трактуя и разрабатывая ее. Пушкин делал акцент на личной смиренности своего героя, Гоголь – на равнодушие социума. Но оба художника, следуя гуманистической традиции русской классической литературы, акцентировали внимание на душе своих героев, на их внутреннем мире. Эти писатели призывали увидеть в «маленьком человеке» личность, достойную если не уважения, то сочувствия и понимания.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Станционный смотритель / Образ «маленького человека» в произведениях Пушкина и Гоголя («Станционный смотритель» и «Шинель»)

Смотрите также по произведению «Станционный смотритель»:

§ 21. Русская литература

Гениальные творения русской культуры стали восприниматься как подлинные общенациональные явления. Это время называют золотым веком русской-культуры.

Имена А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова навсегда стали символом высших достижений отечественной культуры.

А. С. Пушкин. Литературный критик и поэт Аполлон Григорьев писал об Александре Сергеевиче Пушкине (1799 —1837): Пушкин — наше всё. Н. В. Гоголь заметил, что Пушкин есть явление чрезвычайное, и, может быть, единственное явление русского духа.

В свою очередь И. С. Тургенев называл Пушкина великолепным русским художником, создавшим наш поэтический, наш литературный язык, и нам и нашим потомкам остается только идти по пути, проложенному его гением.

А. С. Пушкин.
Художник О. А. Кипренский

В этих высказываниях не было преувеличения. Пушкин — вершина национального творческого дарования. Это и поэт, и писатель, и мыслитель, и историк. Он фактически стал и родоначальником современного русского литературного языка. Пушкин явился русским гением, поднявшим русскую культуру на вселенскую высоту и навсегда утвердившим ее в качестве одной из важнейших составляющих мирового культурного наследия человечества.

Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве. Род дворян Пушкиных был старинным и именитым. Матерью поэта была внучка придворного арапа Петра Великого. Детство Александра прошло частью в Москве, частью в подмосковных имениях Пушкиных. Воспитывали его, как и многих других дворянских детей, под руководством иностранцев гувернеров. Большое влияние на развитие в нем любви ко всему русскому и пониманию народной жизни и культуры оказала его няня, крестьянка Арина Родионовна, души не чаявшая в своем воспитаннике. Она рассказывала ему народные сказки, предания, пела песни.

Многое из того, что слышал поэт от няни Арины, потом отразилось в замечательных пушкинских произведениях. Написанные в стихах «Сказка о попе и о работнике его Балде» (1830), «Сказка о царе Салтане» (1831), «Сказка о рыбаке и рыбке» (1833), «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (1833), «Сказка о золотом петушке» (1834) стали любимыми для многих поколений наших соотечественников.

Царское село. Лицей

Когда мальчику исполнилось 12 лет, родители отдали его в только что открывшийся лицей в Царском Селе под Петербургом. В этом привилегированном учебном заведении, где обучались представители знатнейших дворянских фамилий, А. С. Пушкин проучился шесть лет и закончил его в 1817 году. К этому времени он уже получил известность как поэт. Когда он читал на выпускном экзамене в лицее свои стихи перед известным поэтом Г. Р. Державиным, тот прослезился, прозрев в лицеисте будущую славу России.

Еще до окончания Царскосельского лицея Пушкин начал писать стихи. Своими едкими эпиграммами молодой поэт нажил себе могущественных врагов. Раздражал он своим поведением и императора Александра I. В конце концов А. С. Пушкин был вынужден покинуть столицу. Его перевели служить под начало новороссийского генерал-губернатора графа М. С. Воронцова. Пользуясь своим новым положением, он посетил Малороссию, Крым и Кавказ. Здесь в местах, овеянных легендами, появились поэмы «Кавказский пленник» (1820—1821), «Бахчисарайский фонтан» (1821—1823), «Цыганы» (1824).

В 1824 году А. С. Пушкину было приказано отправиться на житье в родовое имение Михайловское в Псковской губернии. Здесь поэт провел два года. Именно здесь им созданы драма «Борис Годунов» (1824—1825) и поэма «Граф Нулин» (1825). Здесь поэт начал работать над известнейшим своим произведением — романом в стихах «Евгений Онегин» (1823—1831).

Иллюстрация к роману «Евгений Онегин»

В псковской ссылке до Пушкина дошла весть о восстании декабристов, многих из которых он знал лично, а с некоторыми поддерживал дружеские отношения. Весной 1826 года, во время коронации, поэт был вызван в Москву императором. Между ними произошел известный разговор. На вопрос Николая I, находился ли бы он в числе мятежников, окажись он в тот момент в Петербурге, А. С. Пушкин ответил утвердительно, но прибавил, что теперь вполне понимает безрассудность такого поступка. Царь остался доволен ответом и позже заметил приближенным, что, беседуя с Пушкиным, говорил с самым умным человеком в России.

Во второй половине 1820-х — начале 1830-х годов гений Пушкина проявлялся во всей своей красоте и силе. Он создал произведения, в которых отражены многие значительные события русской жизни. Это поэмы «Полтава» (1828) и «Медный всадник» (1833), роман «Арап Петра Великого» (1828), повести «Дубровский» (1833), «Капитанская дочка» (1836) и др. Он проявил себя и как историк-исследователь, а его сочинения «История Пугачева» (1834) и «История Петра I» — серьезные научные работы, не потерявшие своего значения до сего дня.

Поэтические и прозаические творения А. С. Пушкина проникнуты глубоким знанием жизни страны, искренней любовью к Отечеству. Он живо реагировал на важнейшие общественные и государственные проблемы; его свободолюбивый нрав обусловил неприятие поэтом крепостного права. Осенью 1836 года в письме к П. Я. Чаадаеву А. С. Пушкин размышлял: «Хотя лично я сердечно привязан к государю, я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; как литератора — меня раздражают, как человек с предрассудками — я оскорблен, — но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал».

Дуэль А. С. Пушкина

На 38 году жизни Александр Сергеевич Пушкин погиб. Поэт, раздраженный клеветническими слухами, касавшимися его жены Наталии Николаевны, вызвал на дуэль офицера Ж. Дантеса. Во время поединка Пушкин был смертельно ранен и 29 января 1837 года скончался.

Н. Н. Пушкина.
Художник А. П. Брюллов

Н. В. Гоголь. Николай Васильевич Гоголь (1809—1852) родился в местечке Сорочинцы Полтавской губернии в небогатой дворянской семье. Детские годы, проведенные на Украине, народный быт, культура родного народа навсегда запечатлелись в памяти Гоголя и позднее нашли свое отражение в сборниках повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Миргород» (1835).

Н. В. Гоголь.
Художник А. А. Иванов

В двенадцать лет Гоголя отдали учиться в гимназию в городе Нежине (Черниговская губерния), которую он окончил в 1828 году. Юноша не был прилежным учеником, но обладал прекрасной памятью и наилучшие успехи всегда имел по двум предметам — рисованию и русской словесности (русскому языку и литературе). В гимназические годы Гоголь проявлял заметный интерес к литературе и издавал вместе с несколькими друзьями рукописный литературный журнал. В этот период он сочинил романтическую идиллию «Ганц Кюхельгартен», где описал восторженные мечты молодого человека.

В 1828 году Гоголь переехал в Петербург. Здесь он начал серьезно заниматься литературой. В 1831 году в печати появилась первая часть книги «Вечера на хуторе близ Диканьки», сразу обратившая на себя внимание столичных литераторов.

Гоголь познакомился с В. А. Жуковским, А. С. Пушкиным, П. А. Плетневым, А. А. Дельвигом, попал в авангард русской литературы. Несомненное дарование молодого провинциала вызывало симпатию. После того как в 1832 году вышла вторая часть «Вечеров на хуторе близ Диканьки», имя Гоголя приобрело известность. В Петербурге Гоголь сформировался как большой мастер. Сильное творческое воздействие оказал на него А. С. Пушкин, восторженным почитателем которого писатель остался на всю жизнь.

Великий поэт подсказал Гоголю сюжеты «Ревизора» и «Мертвых душ».

Комедия «Ревизор» появилась в 1836 году. Автор мечтал увидеть ее на театральной сцене. Однако влиятельный столичный чиновный мир усмотрел в пьесе «нападки на власть», «клевету на Россию». Если бы не вмешался император, пьеса не дошла бы до зрителя. Ознакомившись с «Ревизором», Николай I разрешил театральную постановку.

Пьеса «Ревизор» произвела неизгладимое впечатление на современников. Ничего подобного еще не видела театральная сцена. Русская действительность изображалась с такой яркой нелицеприятностью, что немалое число людей, особенно из чиновной среды, долго после спектакля не могло прийти в себя от потрясения. Хотя, как говорил сам Гоголь, дело шло в пьесе «только о шести провинциальных чиновниках, оказавшихся плутами», но часть публики негодовала. С другой стороны, комедия встретила живой и сочувственный отклик среди тех, кто выступал за изменение общих политических условий и за публичное обсуждение государственных проблем и недостатков управления.

Перо Н. В. Гоголя

В 1836 году Н. В. Гоголь уехал за границу, где с небольшими перерывами находился до самой смерти. В Италии он работал над самым крупным своим произведением — поэмой «Мертвые души». В 1841 году был окончен первый том, который был издан через год под названием «Похождения Чичикова, или Мертвые души».

В 1840-е годы в мировоззрении Гоголя произошли глубокие изменения. Усилились религиозные настроения, он снова и снова размышлял над мучившими его проблемами человеческого бытия, и состояние души писателя все чаще становилось сумрачным.

В 1848 году Гоголь совершил паломничество в Иерусалим: «Еще никогда не был я так мало доволен состоянием сердца своего, как в Иерусалиме и после Иерусалима. У Гроба Господня я был как будто затем, чтобы там, на месте, почувствовать, как много во мне холода сердечного, как много себялюбия и самолюбия».

Душевное состояние писателя отразила книга «Выбранные места из переписки с друзьями» (1847). В ней Гоголь проповедовал смирение, размышлял о литературе. Ему казалось, что большая часть современных литературных произведений лишена духовного содержания.

Это необычное сочинение вызвало резкое неприятие тех, кто представлял себя борцом за светлые идеалы человечества. В. Г. Белинский увидел в Гоголе отступника, его проповедь смирения он назвал реакционной, считая, что великий писатель «заблудился», «изменил».

Памятник Н. В. Гоголю.
Скульптор Н. А. Андреев

Значение Гоголя-художника в истории развития русской культуры переоценить невозможно. Он сумел достичь неведомой ранее глубины психологического анализа человеческой личности.

Однако современникам Гоголь открылся в первую очередь как «социальный» писатель. Его воспринимали как сатирика, сам же автор критическим замыслом не руководствовался и искренне удивлялся, когда в его произведениях таковой находили.

Умер Н. В. Гоголь в Москве и был похоронен на кладбище Данилова монастыря. На надгробии были помещены слова библейского пророка Иеремии: Горьким словом моим посмеюся.

М.Ю. Лермонтов. В ряду замечательных дарований золотого века русской культуры находится и имя Михаила Юрьевича Лермонтова (1814—1841). Он прожил короткую жизнь, но сумел обессмертить себя поэтическими и прозаическими сочинениями, ставшими классикой русской литературы.

Лермонтов родился в Москве, в семье отставного капитана. Мать умерла, когда мальчику не исполнилось и трех лет. Его взяла на воспитание бабушка Е. А. Арсеньева, и свои детские годы он провел в ее имении Тарханы под Пензой. Память будущего поэта навсегда сохранила юношеские впечатления: березы, белеющие среди желтых полей, дубовые рощи, берега тихих рек, проселочные дороги и необозримую ширь вокруг. Яркие воспоминания — русские песни, народные игры и хороводы, рассказы об удалых волжских разбойниках Степане Разине и Емельяне Пугачеве. Последнего еще помнили старики: его отряды побывали в Тарханах.

В четырнадцать лет Лермонтов поступил в пансион при Московском университете, а затем — в университет. Среди товарищей Лермонтов быстро завоевал славу талантливого поэта. Его интересовали общественные события, волновали личные переживания. В юношеских поэтических тетрадях Лермонтова стихи об июльской революции 1830 года в Париже оказались рядом с подражанием народной песне, а первые наброски известнейшей поэмы «Демон» соседствовали с отрывками из поэмы о монгольском нашествии на Русь. Там же находились и юношеские размышления о любви.

Природа одарила М. Ю. Лермонтова разнообразными талантами. Он обладал редкой музыкальностью — виртуозно играл на скрипке и рояле, пел арии из итальянских опер, сочинял музыку. Он рисовал, писал маслом и, если бы посвятил себя живописи, мог бы стать известным художником. Лермонтов легко решал сложные математические задачи и слыл сильным шахматистом. Он был хорошо образован, знал несколько иностранных языков. Но потребностью его души была прежде всего поэзия.

Проучившись два года в Московском университете, Лермонтов поступил в юнкерскую школу в Петербурге. Окончив ее в чине младшего офицера, начал службу в лейб-гвардии Гусарском полку (лейб-гвардия — военные подразделения, состоявшие при особе монарха, обязанные охранять царя и его резиденции). Лермонтов-офицер большую часть своего свободного времени посвящал литературе.

Из-под пера М. Ю. Лермонтова вышли поэмы «Песнь про царя Ивана Васильевича и удалого купца Калашникова. » (1838), «Мцыри» (1840), «Демон» (1839), драма в стихах «Маскарад» (1835), роман «Герой нашего времени» (1840), множество стихотворений. Большинство крупных произведений Лермонтова было опубликовано после смерти поэта, но его стихи получили широкую известность при жизни. Их переписывали от руки, передавали друг другу. После гибели А. С. Пушкина некоторые начали смотреть на Лермонтова как на новое поэтическое светило. В столичном высшем обществе Лермонтов не пользовался расположением. Он был слишком резким и неуживчивым человеком. Злословили, например, что Лермонтов посмел отказать дочери Николая I Марии, когда она просила поэта почитать в ее дворце стихи.

«Смерть поэта». Автограф М. Ю. Лермонтова

В начале 1840 года у поэта произошла ссора с сыном посла Франции в России. Состоялась дуэль, и Лермонтова, как офицера, нарушившего приказ императора, запрещавший дуэли, предали суду. Поэта сослали на Кавказ, в армейский полк. 27 июля 1841 года недалеко от Пятигорска Лермонтов дрался на дуэли и погиб.

Вопросы и задания

  1. Какое значение имело творчество А.С. Пушкина для развития русской литературы и культуры?
  2. Какие произведения Н. В. Гоголя и А. С. Пушкина на исторические темы вы знаете? Как вы думаете, почему они обратились именно к этим темам?
  3. Охарактеризуйте взаимоотношения власти (в лице Николая I) и деятелей русской литературы (Пушкина, Гоголя).
  4. Какие изменения произошли в мировоззрении Н. В. Гоголя в последние годы его жизни?
  5. Перечислите наиболее известные произведения М. Ю. Лермонтова. Какие события русской истории в них отражены?

Образ Петербурга в творчестве А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя и Ф.М. Достоевского

А.С. Пушкин является таким же творцом образа Петербурга, как и Петр I – его строителем. Пушкин был последним певцом светлой стороны Петербурга. Петербург показал Гоголю изнанку жизни. А у Ф.М. Достоевского свой образ Петербурга, глубокий и значительный.

Подобные документы

Значение образа Петербурга в эмигрантской лирике русского поэта Г. Иванова. Отбор стихотворений, включающий образ Петербурга, с помощью метода «имманентного» анализа поэтического произведения. Предметный ряд, составляющий образ Петербурга в стихотворении.

контрольная работа, добавлен 16.07.2010

Зыбкость и фантасмагоричность Петербурга в произведениях Ф.М. Достоевского. Социальные противоречия жизни Петербурга и сочувствие бедным людям в романе «Бедные люди». Образ города-спрута, в котором «человеку пойти некуда…» в «Преступлении и наказании».

реферат, добавлен 18.07.2011

Петербургская тема в русской литературе. Петербург глазами героев А.С. Пушкина («Евгений Онегин», «Медный всадник»,»Пиковая дама» и «Станционный смотритель»). Цикл петербургских повестей Н.В. Гоголя («Ночь перед рождеством», «Ревизор», Мертвые души»).

презентация, добавлен 22.10.2015

Рассмотрение своеобразия образа Петербурга в творчестве Николая Васильевича Гоголя. Создание облика города гнетущей прозы и чарующей фантастики в произведениях «Ночь перед Рождеством», «Портрет», «Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Шинель».

курсовая работа, добавлен 02.09.2013

Двойственность образа Петербурга в литературе XIX века. Петербург как воплощение антигуманной государственности. Петербургские «проклятые вопросы» в творчестве писателей-шестидесятников. Тема Петра Первого. Семантика скульптуры царя в пространстве города.

курсовая работа, добавлен 14.12.2013

Использование русскими писателями разнообразия красок, деталей, подробностей городского быта и пейзажей для создания образа великого града Петрова на Неве. Характер Петербурга в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, Ф.М. Достоевского.

реферат, добавлен 26.03.2012

Общая характеристика взаимоотношений А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. Анализ видения Петербурга Гоголем в «Петербургских повестях» и Пушкиным в «Евгении Онегине», их сравнительный анализ. Особенности Петербургского периода Пушкина, его влияние на лирику.

реферат, добавлен 30.04.2010

Основные этапы написания романа великого русского писателя Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» как психологического отчета одного преступления. Образ Петербурга в русской литературе. Ключевые характеристики Петербурга Ф.М. Достоевского.

презентация, добавлен 20.05.2014

Творческая история и замысел романа. Тема Петербурга в русской литературе XVIII-XIX века. Петербург в романах Пушкина, Лермонтова, Гоголя и Достоевского. История преступления Раскольникова, его двойники в других романах. Художественные особенности романа.

презентация, добавлен 20.04.2011

История создания поэмы. Мифопоэтика, как составляющая литературного произведения. Описание мотивов камня/воды и статуи/человека. Их характеристик в поэме. «Петербургский текст»: история, структура, значение. Раскрытие образа Петербурга через него.

Произведения гоголя и пушкина

Предлагаю тестовый материал для урока литературы в 5 классе, составленного по учебнику В.Я.Коровиной. Рекомендуется проводить данное тестирование в конце первого полугодия, а также в рамках подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ.

Тест по творчеству
А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева

Часть А. Выберите правильный ответ

А1. А.С.Пушкин родился в:

  1. Москве,
  2. Санкт – Петербурге,
  3. Полтаве,
  4. Нижнем Новгороде.

А2. Как звали одного из героев А.С.Пушкина «Сказки о Мертвой царевне и семи богатырях»:

А3. Чем была отравлена царевна из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина:

А4. Какие виды рифмовки существуют:

  1. перекрестная, кольцева,
  2. парная, перекрестная,
  3. перекрестная, парная, опоясывающая,
  4. перекрестная, непарная, опоясывающая.

А5. Какому событию посвящено стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино»:

  1. Отечественной войне,
  2. осаде Бородина,
  3. Бородинскому сражению,
  4. Великой отечественной войне.

А6. От чьего лица ведется повествование в стихотворении «Бородино» М.Ю.Лермонтова:

  1. Юноши,
  2. Автора,
  3. Воина-ветерана – рядового солдата,
  4. Царя.

А7. Н.В.Гоголь по национальности является:

А8. Повестями из украинской народной жизни, автором которых явился Н.В.Гоголь, считают:

  1. «Ночь накануне Ивана Купалы»,
  2. «Заколдованное место»,
  3. «Вечера на хуторе близ Диканьки»,
  4. «Как-то утром на хуторе близ Диканьки».

А9. Главный герой повести «Заколдованное место» пошел к горящему в темноте огоньку, потому что:

  1. мог начаться пожар,
  2. там, вероятно, был зарыт клад,
  3. он заблудился,
  4. огонек указывал ему дорогу.

А10. Как в народе называют Н.А.Некрасова:

  1. певец народа,
  2. деспот,
  3. заступник бурлаков,
  4. Н.А.Некрасов.

А11. Кто является автором «Муму»:

А12. Как зовут главного героя рассказа «Муму»:

А13. Кем работал Герасим у барыни:

А14. Как Герасим нашел Муму:

  1. Она сама прибежала к нему в каморку,
  2. Собачку подарила барыня,
  3. Герасим спас Муму, когда она тонула,
  4. Герасиму прислали Муму из деревни.

А15. Внешне Герасим был похож на:

  1. Богатыря,
  2. Скалу,
  3. Пугало,
  4. Ни на что не был похож.

А16. В какой момент Герасим решает уйти в деревню:

  1. До того, как топит Муму,
  2. Сразу после того, как утопил Муму,
  3. Он не уходит, а остается служить барыне,
  4. После того, как барыня разозлилась на Герасима из-за Муму, он уходит в деревню по ее приказу.

Часть В. Выполните задание. Напишите правильный ответ.

В1. К кому обращается А.С.Пушкин в строках «Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя!» ______________________
В2. Укажите автора и название произведения, строчками из которого являются:
«С ним одним она была
Добродушна, весела,
С ним приветливо шутила
И, красуясь, говорила:
«Свет мой, зеркальце! Скажи
Да всю правду доложи» _________________________________
В3. Определите вид рифмы:
«У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом…» _______________________________
В4. Изобразительно-выразительное средство, основанное на переносе признака с одного предмета на другой на основе их сходства называется ________________
В5. Как называется литературный прием, в результате которого неживым предметам приписываются свойства живых (людей, животных)? ____________

В6-В8. Назовите автора, название произведения и продолжите строки:
В6. «Пройдет – словно солнце осветит,…_____________________
В7. «Однажды в студеную, зимнюю пору
Я из лесу вышел,… __________________________________
В8. «В темнице там царевна тужит,
А бурый волк … _________________________________
В9. Как зовут героиню, назовите произведение и автора? «…женщина лет двадцати осьми, маленькая, худенькая, белокурая, с родинками на левой щеке. Родинки на левой щеке на Руси почитаются дурной приметой».__________________________
В10. Сильное преувеличение – это __________________
В11. Назовите литературный прием, который используется в приведенной цитате: «молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей» ___________
В12. О ком идет речь? Героиней какого произведения она является? «Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи»________________

Часть С. Развернуто ответьте на вопрос.

Почему Герасим не ушел в деревню вместе с Муму? Что он хотел показать своим уходом?

Скачать тест в текстовом формате .DOC с ответами

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: