Образ маленького человека в произведениях Н

Любовью к обыкновенному человеку, болью за него проникнуты многие произведения русских писателей. Одним из первых, кто выдвинул в литературе тему «маленького человека», был А. С. Пушкин. В «Повестях Белкина» писатель останавливает внимательность на судьбе «маленького человека», которого он попытался живописать объективно, без идеализации. Традиции А. С. Пушкина продолжили и развили Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов.

В повести Н. В. Гоголя «Шинель» мысль сострадательного, гуманного отношения к «маленькому человеку» выражается прямо.
Акакий Акакиевич Башмачкин — «вечный титулярный советник». Бессмысленная канцелярская служба убила в нем всякую живую мысль. Единственное наслаждение он находил в переписывании бумаг. Он любовно выводил ровным почерком буквы и полностью погружался в работу, забывая и обиды, причиняемые ему сослуживцами, и бедность, и заботы о хлебе насущном. Даже дома он думал лишь о том, что «что-то Бог пошлет переписывать завтра».

Но и в этом забитом чиновнике проснулся человек, когда появилась поставленная проблема жизни — новая шинель. «Он более того сделался как-то живее, более того тверже характером. С лица и с поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность. » Башмачкин не расстается со своей мечтой ни на один день. Он думает об этом, как другой человек о любви, о семье. Вот он заказывает себе новую шинель, и «. существование его сделалось как-то полнее. «. Описание жизни Акакия Акакиевича пронизано иронией, но в ней есть и жалость, и грусть.

Вводя нас в добросердечный мир героя, описывая его чувства, мысли, мечты, радости и огорчения, автор дает понять, каким счастьем было для Баш-мачкина покупку шинели и в какую катастрофу превращается ее пропажа.

Не было счастливее человека, чем Акакий Акакиевич, когда портной принес ему шинель. Но радость его была непродолжительной. Когда он возвращался ночью домой, его ограбили. И никто из окружающих не принимает участия в судьбе несчастного чиновника. Напрасно Башмач-кин искал помощи у «значительного лица». Его более того обвинили в бунте против начальников и «высших». Расстроенный Акакий Акакиевич заболевает и умирает.

В финале «маленький» несмелый человек, доведенный миром сильных до отчаяния, протестует против этого мира. Умирая, он «скверно-хульничает», произносит самые страшные слова, следовавшие за словами «ваше превосходительство». Это был бунт, хотя и в предсмертном бреду.

Преступное равнодушие проявляет высшее петербургское общество к капитану Копейкину («Мертвые души»). Оно оказалось черствым, бездушным не просто к маленькому человеку, но к защитнику Родины, герою войны 1812 года, инвалиду, лишившемуся всяких средств к существованию. Недаром дальнейшая судьба капитана Копейкина связывается с бунтом, это предупреждение о том, что терпение забитых и униженных когда-нибудь кончится, что всему есть предел. А уж если широкая русская суть человеческая взбунтовалась, то горесть тем, кто притеснял и обижал бедного человека.

Духом гоголевской «Шинели» проникнут роман Ф. М. Достоевского «Бедные люди». Это рассказ о судьбе того же «маленького человека», раздавленного горем, отчаянием и социальным бесправием. Переписка бедного чиновника Макара Девушкина с Варенькой, потерявшей родителей и преследуемой сводней, раскрывает основательный драматизм жизни этих людей. Макар и Варенька готовы ради приятель друга на любые лишения. Макар, живя в крайней нужде, помогает ей. И Варя, узнав о положении Макара, приходит ему на помощь. Но герои романа беззащитны. Их бунт -«бунт на коленях». Никто не может помочь им. Варю увозят на верную погибель, а Макар остается один со своим горем. Разбита, искалечена жизнь двух прекрасных людей, разбита жестокой действительностью.

Любопытно отметить, что Макар Девушкин читает «Станционного смотрителя» Пушкина и «Шинель» Гоголя. Он с сочувствием относится к Самсону Вырину и неприязненно к Башмачкину. Наверное, потому что видит в нем свое будущее.

Итак, Достоевский, с одной стороны, показывает «униженного и оскорбленного» человека, и сердце писателя переполняется любовью и жалостью к этому человеку, а с другой, — высказывается за смирение, покорность, призывая: «Смирись, высокомерный человек!»

Жертвой неблагополучных социальных условий становится и Мармеладов, герой романа «Преступление и наказание». Этот спившийся отставной чиновник говорит Раскольникову: «В бедности вы ещё сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто». Мармеладов поясняет свою мысль: «Бедность не порок, нищета — порок», -ибо в бедности ещё не извращается в самом бедняке чувство человеческого достоинства; нищий же перестает быть человеком, перестает уважать себя, сам себя унижает, достигая последней степени нравственного падения.

Далее в развитии образа «маленького человека» намечается тенденция «раздвоения». С одной стороны, из среды «маленьких людей» появляются разночинцы-демократы, а их дети становятся революционерами. С другой стороны, «маленький человек» опускается, превращаясь в ограниченного мещанина. Наиболее ясно мы наблюдаем тот самый процесс в рассказах А. П. Чехова «Ионыч», «Крыжовник», «Человек в футляре».

Учитель Беликов — человек не сердитый по характеру, но робкий и замкнутый. В условиях, когда действовала формула «Жизнь, не запрещенная циркулярно, но и не разрешенная вполне», он становится страшной фигурой в городе.

Все живое, прогрессивное пугало Беликова, во всем он видел «элемент сомнительности». Не мог Беликов устроить и личную жизнь. Увидев однажды свою невесту, катающуюся на велосипеде, он был очень удивлен. Беликов отправился для объяснения к брату Вареньки, считая, что леди не может себе позволить подобную вольность. Но результат разговора был очень печальным — учитель греческого умер. С радостью хоронили горожане Беликова, но и после его смерти печать «беликовщины» осталась на жителях города. Беликов продолжал существовать в их сознании, он пропитал страхом их души.

Стечением времени «маленький человек», лишенный собственного достоинства, «униженный и оскорбленный», вызывает у писателей не только сострадание, но и осуждение. «Скучно вы живете, господа,» — сказал А. П.Чехов своим творчеством «маленькому человеку», смирившемуся со своим положением. С тонким юмором высмеивает писатель кончину Ивана Червякова, с уст которого всю жизнь не сходит лакейское «Ваше-ство». В тот же год, что и «Смерть чиновника», появляется рассказ «Толстый и тонкий». Чехов снова выступает против обывательщины, против лакейства. Хихикает, «как китаец», склонившись в подобострастном поклоне, коллежский служака Порфирий, встретив своего бывшего друга, который имеет большой чин. Забыто чувство дружбы, связывавшее этих двух людей.

Во всех произведениях, где созданы образы «маленьких людей», писатели обычно подчеркивали их слабый протест, забитость, что потом приводит «маленького человека» к деградации. Но у каждого из этих героев есть что-то в жизни, что помогает им переносить тяжесть их положения: у Самсона Вырина — дочка, радость его жизни, у Акакия Акакиевича — шинель, у Макара Девушкина и Вареньки — их взаимная любовь и опека приятель о друге. В одном из писем к сестре А. П. Чехов восклицал: «Боже мой, как богата Россия хорошими людьми!» Зоркий око художника, подмечая пошлость, видел и другое — красоту «маленького человека».

Образ маленького человека в произведениях Н

Главная » СОЧИНЕНИЯ по литературе для школьников » Сочинения по авторам » » Сочинение на тему Образ маленького человека в произведениях Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова. Чехов А.П.

Образ маленького человека в произведениях Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова

Любовью к обыкновенному человеку, болью за него проникнуҭы многие произведения русских писателей. Одним из первых, кто выдвинул в литературе тему маленького человека, был А. все сочинения на С. Пушкин. В Повестях Белкина писатель останавливает внимание на судьбе маленького человека, которого он попытался изобразить объективно, без идеализации. Традиции А. С. Пушкина продолжили и развили Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов. В повести Н. В. Гоголя Шинель идея сострадательного, гуманного отношения к маленькому человеку выражается прямо. Акакий Акакиевич Башмачкин — вечный ҭиҭулярный советник. Бессмысленная канцелярская служба убила в нем всякую живую мысль. Единственное наслаждение он находил в переписывании бумаг. Он любовно выводил ровным почерком буквы и полностью погружался в работу, забывая и обиды, причиняемые ему сослуживцами, и бедность, и заботы о хлебе насущном. Даже дома он думал лишь о том, что что-то Бог пошлет переписывать завтра. Но и в этом забитом чиновнике проснулся человек, когда появилась цель жизни — новая шинель. Он даже сделался как-то живее, даже ҭверже характером. С лица и с поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность. Башмачкин не расстается со своей мечтой ни на один день. Он думает об этом, как иной человек о любви, о семье. Вот он заказывает себе новую шинель, и . существование его сделалось как-то полнее. Описание жизни Акакия Акакиевича пронизано иронией, но в ней есть и жалость, и грусть. Вводя нас в духовный мир героя, описывая его чувства, мысли, мечты, радости и огорчения, автор дает понять, каким счастьем было для Баш-мачкина приобретение шинели и в какую катастрофу превращается ее пропажа. Не было счастливее человека, чем Акакий Акакиевич, когда порҭной принес ему шинель. Но радость его была непродолжительной. Когда он возвращался ночью домой, его ограбили. И никто из окружающих не принимает участия в судьбе несчастного чиновника. Напрасно Башмач-кин искал помощи у значительного лица. Его даже обвинили в бунте против начальников и высших. Расстроенный Акакий Акакиевич заболевает и умирает. В финале маленький несмелый человек, доведенный миром сильных до отчаяния, протестует против этого мира. Умирая, он скверно-хульничает, произносиҭ самые страшные слова, следовавшие за словами ваше превосходительство. Это был бунҭ, хотя и в предсмерҭном бреду. Преступное равнодушие проявляет высшее петербургское общество к капитану Копейкину (Мерҭвые души). Оно оказалось черствым, бездушным не просто к маленькому человеку, но к защиҭнику Родины, герою войны 1812 года, инвалиду, лишившемуся всяких средств к существованию. Недаром дальнейшая судьба капитана Копейкина связывается с бунтом, это предупреждение о том, что терпение забиҭых и униженных когда-нибудь кончиҭся, что всему есть предел. А уж если широкая русская душа взбунтовалась, то горе тем, кто притеснял и обижал бедного человека. Духом гоголевской Шинели проникнуҭ роман Ф. М. Достоевского Бедные люди. Это рассказ о судьбе того же маленького человека, раздавленного горем, отчаянием и социальным бесправием. Переписка бедного чиновника Макара Девушкина с Варенькой, потерявшей родителей и преследуемой сводней, раскрывает глубокий драматизм жизни эҭих людей. Макар и Варенька готовы ради друг друга на любые лишения. Макар, живя в крайней нужде, помогает ей. И Варя, узнав о положении Макара, приходиҭ ему на помощь. Но герои романа беззащиҭны. Их бунҭ -бунҭ на коленях. Никто не может помочь им. Варю увозят на верную гибель, а Макар остается один со своим горем. Разбита, искалечена жизнь двух прекрасных людей, разбита жестокой действительностью. Любопыҭно отметить, что Макар Девушкин читает Станционного смотрителя Пушкина и Шинель Гоголя. Он с сочувствием относиҭся к Самсону Вырину и неприязненно к Башмачкину. Наверное, потому что видиҭ в нем свое будущее. Итак, Достоевский, с одной стороны, показывает униженного и оскорбленного человека, и сердце писателя переполняется любовью и жалостью к этому человеку, а с другой, — высказывается за смирение, покорность, призывая: Смирись, гордый человек! Жерҭвой неблагополучных социальных условий становиҭся и Мармеладов, герой романа Преступление и наказание. Этот спившийся отставной чиновник говориҭ Раскольникову: В бедности вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто. Мармеладов поясняет свою мысль: Бедность не порок, нищета — порок, -ибо в бедности еще не извращается в самом бедняке чувство человеческого достоинства; нищий же перестает быть человеком, перестает уважать себя, сам себя унижает, достигая последней степени нравственного падения. Далее в развиҭии образа маленького человека намечается тенденция раздвоения. С одной стороны, из среды маленьких людей появляюҭся разночинцы-демократы, а их дети становятся революционерами. С другой стороны, маленький человек опускается, превращаясь в ограниченного мещанина. Наиболее ясно мы наблюдаем этот процесс в рассказах А. П. Чехова Ионыч, Крыжовник, Человек в фуҭляре. Учитель Беликов человек не злой по характеру, но робкий и замкнуҭый. В условиях, когда действовала формула Жизнь, не запрещенная циркулярно, но и не разрешенная вполне, он становиҭся страшной фигурой в городе. Все живое, прогрессивное пугало Беликова, во всем он видел элеменҭ сомнительности. Не мог Беликов устроить и личную жизнь. Увидев однажды свою невесту, катающуюся на велосипеде, он был очень удивлен. Беликов отправился для объяснения к брату Вареньки, считая, что женщина не может себе позволить подобную вольность. Но итог разговора был очень печальным учитель греческого умер. С радостью хоронили горожане Беликова, но и после его смерҭи печать беликовщины осталась на жителях города. Беликов продолжал жить в их сознании, он пропитал страхом их души. Стечением времени маленький человек, лишенный собственного достоинства, униженный и оскорбленный, вызывает у писателей не только сострадание, но и осуждение. Скучно вы живете, господа, — сказал А. П.Чехов своим ҭворчеством маленькому человеку, смирившемуся со своим положением. С тонким юмором высмеивает писатель кончину Ивана Червякова, с уст которого всю жизнь не сходиҭ лакейское Ваше-ство. В тот же год, что и Смерть чиновника, появляется рассказ Толстый и тонкий. Чехов вновь выступает против обывательщины, против лакейства. Хихикает, как китаец, склонившись в подобострастном поклоне, коллежский служака Порфирий, встретив своего бывшего друга, который имеет высокий чин. Забыто чувство дружбы, связывавшее эҭих двух людей. Во всех произведениях, где созданы образы маленьких людей, писатели обычно подчеркивали их слабый протест, забитость, что впоследствии приводиҭ маленького человека к деградации. Но у каждого из эҭих героев есть что-то в жизни, что помогает им переносить ҭяжесть их положения: у Самсона Вырина дочь, радость его жизни, у Акакия Акакиевича шинель, у Макара Девушкина и Вареньки их взаимная любовь и забота друг о друге. В одном из писем к сестре А. П. Чехов восклицал: Боже мой, как богата Россия хорошими людьми! Зоркий глаз художника, подмечая пошлость, видел и другое — красоту маленького человека.

Права на сочинение «Образ маленького человека в произведениях Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова» принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на Реф.рф

Образ «маленького человека» в произведениях Пушкина и Гоголя («Станционный смотритель» и «Шинель»)

Тема «маленького человека» традиционна для русской литературы 19 века. Она непосредственно связана с гуманистической темой – одной из основных в русской классической литературе.
Первым писателем, затронувшим и развившим эту тему, считается А.С. Пушкин. В повести «Станционный смотритель» он «выводит» своего героя — «маленького человека» Самсона Вырина, служащего станционным смотрителем.
Сразу же Пушкин обращает внимание на то, что во внешне бестолковом и бесхитростном исполнении этим человеком своих обязанностей кроется нелегкий, часто неблагодарный труд, полный хлопот и забот. Что только не ставят в вину станционному смотрителю? «Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут — а виноват смотритель. ».
Мало кто из проезжающих интересуется жизнью станционных смотрителей, а ведь, как правило, у каждого из них — непростая судьба, в которой с избытком хватает слез, страданий и горя.
Жизнь Самсона Вырина ничем не отличалась от жизни таких же, как и он, станционных смотрителей, которые, чтобы иметь самое необходимое для содержания своей семьи, готовы были молча выслушивать и так же молча сносить бесконечные оскорбления и упреки в свой адрес. Правда, семья у Самсона Вырина была небольшой: он да его красавица дочка Дуня. Жена Самсона умерла, и он жил только ради Дуни. В четырнадцать лет дочка была настоящей помощницей отцу: в доме прибрать, приготовить обед, прислужить проезжему, — на все она была мастерица, все у нее в руках спорилось. Глядя на Дунину красоту, добрее и милостивее становились даже те, кто грубое обращение со станционными смотрителями взял себе за правило.
В первой части рассказа Самсон Вырин выглядел «свежим и бодрым», несмотря на нелегкую работу и грубое, несправедливое обращение с ним проезжающих. Однако как может изменить человека горе! Всего через несколько лет рассказчик, встретившись с Самсоном, видит перед собой старца, неухоженного, склонного к пьянству, прозябающего в своем заброшенном жилище. Его Дуня, его надежда, та, что давала силы жить, уехала с малознакомым гусаром. Причем не с отцовского благословения, как это принято у честных людей, а тайком. Самсону было страшно подумать, что его милое дитя, его Дуня, которую он, как мог, оберегал от всяких опасностей, так поступила с ним и, главное, с собой — стала не женой, а любовницей.
Пушкин сочувствует своему герою и относится к нему с уважением: честь для Самсона превыше всего, превыше богатства и денег. Не один раз судьба била этого человека, но ничто не заставило его так опуститься, так перестать любить жизнь, как поступок горячо любимой дочери. Материальная бедность для Самсона ничто по сравнению с опустошенностью души.
На стене в доме Самсона Вырина висели картинки с изображением истории блудного сына. Дочь смотрителя повторила поступок героя библейской легенды. И, скорее всего, как и отец блудного сына, изображенного на картинках, станционный смотритель ждал свою дочь, готовый к прощению. Но Дуня не возвращалась. А отец не находил себе места от отчаяния, зная, чем зачастую заканчиваются подобные истории: «Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу, вместе с голью кабацкою. Как подумаешь порою, что и Дуня, может быть, тут же пропадает, так поневоле согрешишь да пожелаешь ей могилы. »
Ничем хорошим не закончилась и попытка станционного смотрителя вернуть дочь домой. После этого, запив от отчаяния и горя еще больше, Самсон Вырин умер.
Повесть Н.В. Гоголя «Шинель» преемственно связана с повестью Пушкина, написанной десятилетием раньше. Но, раскрывая трагедию «маленького человека», Гоголь внес в свою повесть одну очень важную черту. Он столкнул «маленького человека» Акакия Акакиевича Башмачкина с государственной машиной и показал, насколько она враждебна его интересам. У Гоголя сильнее, чем у Пушкина, звучат общественные, социальные мотивы.
Что же собой представляет «маленький человек», по Гоголю? Речь идет о человеке, маленьком в социальном плане, ибо он не богат, не имеет голоса в обществе, ничем не примечателен. Он всего лишь мелкий чиновник с мизерной зарплатой.
Но «маленьким» этот человек является еще и потому, что его внутренний мир очень ограничен. Гоголевский герой незначителен и незаметен. Даже имя его переводится с греческого языка как «смиреннейший». Акакий Акакиевич очень исполнителен, но при этом он даже не задумывается над тем, что делает. Поэтому-то герой начинает сильно волноваться, когда нужно хоть немного проявить сообразительность. Но самое интересное, что Башмачкин так разуверился в себе, что даже не пытается измениться, совершенствоваться. Он лишь снова и снова повторяет: «Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь».
Единственным смыслом жизни героя становится сбор денег на покупку шинели. Он безумно счастлив от одной только мысли об исполнении этого желания. Неудивительно, что кража чудесной шинели, приобретенной с таким трудом, стала для Башмачкина настоящей трагедией. Окружающие Акакия Акакиевича люди только лишь посмеялись над его бедой. Никто даже не попытался понять этого человека, а, тем более, помочь ему. Самое ужасное, на мой взгляд, заключается в том, что никто не заметил и смерти Башмачкина, никто не вспомнил о нем после.
Фантастичен эпизод воскресения Акакия Акакиевича в эпилоге повести. Теперь этот герой якобы блуждает по Петербургу и срывает с прохожих шинели и шубы. Такова месть Башмачкина. Он успокаивается только тогда, когда срывает шинель со «значительного лица», который сильно повлиял на судьбу героя. Только теперь Акакий Акакиевич Башмачкин вырастает в собственных глазах. По мнению Гоголя, даже в жизни самого ничтожного человека есть минуты, когда он может стать сильной личностью, умеющей постоять за себя.
Таким образом, тема «маленького» человека является сквозной в русской литературе 19 века. Крупнейшие писатели обращались к этой теме, по-своему трактуя и разрабатывая ее. Пушкин делал акцент на личной смиренности своего героя, Гоголь – на равнодушие социума. Но оба художника, следуя гуманистической традиции русской классической литературы, акцентировали внимание на душе своих героев, на их внутреннем мире. Эти писатели призывали увидеть в «маленьком человеке» личность, достойную если не уважения, то сочувствия и понимания.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Гоголь Н.В. / Шинель / Образ «маленького человека» в произведениях Пушкина и Гоголя («Станционный смотритель» и «Шинель»)

Смотрите также по произведению «Шинель»:

maxsochinenie.ru

2020 Copyright. All Rights Reserved.

The Sponsored Listings displayed above are served automatically by a third party. Neither the service provider nor the domain owner maintain any relationship with the advertisers. In case of trademark issues please contact the domain owner directly (contact information can be found in whois).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: