Образ маленького человека — по повести Станционный смотритель

Одним из первых к теме «маленького человека» обратился Александр Сергеевич Пушкин в повести «Станционный смотритель». Читатели с особым интересом и вниманием слушают рассказ Белкина, очевидца всех изложенных событий. Из-за особой формы повести — доверительной беседы — читатели проникаются тем настроением, которое надобно автору-рассказчику. Мы сострадаем бедному смотрителю. Верим, что это самый несчастный класс чиновников, которых любой обидит, оскорбит более того без видимой надобности, а просто так, чтобы обосновать, главным образом себе, свою значимость или на несколько минут ускорить свое путешествие.

Но сам Вырин привык существовать в этом несправедливом мире, приспособил свой нехитрый быт и доволен тем счастьем, которое послано ему в виде дочери. Она его радость, защитница, помощница в делах. Несмотря на довольно молодой возраст, Дуня уже вошла в роль хозяйки станции. Она без страха и смущения смиряет гневливых посетителей. Умеет без лишних слов утихомирить самых «петушистых». Природная красота этой девушки завораживает проезжающих. Увидя Дуню, они забывают, что куда-то спешили, хотели покинуть убогое жилище. И кажется, что так будет всегда: красавица хозяйка, неспешный разговор, бодрый и счастливый смотритель. Эти люди наивны и радушны, как дети. Они верят в доброту, благородство, силу красоты.
Поручик Минский, увидя Дуню, захотел приключений, романтики. Он не представлял, что бедный отец, чиновник четырнадцатого класса, посмеет противостоять ему — гусару, аристократу, богатому человеку. Отправляясь на поиски Дуни, Вырин не представляет себе, что будет работать, как сможет помочь дочери. Он, безмерно любя Дуню, надеется на чудо, и оно происходит. Найти в огромном Санкт-Петербурге Минского — это почти невозможно. Но провидение ведет несчастного отца. Он видит дочка, понимает ее положение — богатой содержанки — и хочет взять ее. Но Минский гонит его в толчки.

Впервые Вырин понимает всю пропасть, разделяющую его и Минского — богатого аристократа. Старик видит тщетность своих надежд вернуть беглянку.

Что остается бедному отцу, потерявшему в лице дочери опору, смысл жизни? Возвратившись, он пьет, заливая вином свое горесть, одиночество, обиду на весь мир. Перед нами теперь уже опустившийся человек, ничем не интересующийся, тяготящийся жизнью — этим бесценным даром.

Но Пушкин не был бы великим, если бы не показал жизнь во всем ее многообразии и развитии. Жизнь намного богаче и изобретательнее литературы, и писатель нам это показал. Опасения Самсона Вырина не оправдались. Дочь его не сделалась несчастною. Вероятно, она стала женой Минского. Посетив могилу отца, Дуня скорбно плачет. Она понимает, что ускорила кончину отца. Но она не просто сбежала из дома, а была увезена любимым человеком. Вначале плакала, а потом смирилась со своей участью. Да и не самая плохая ее ждала судьба. Мы не осуждаем ее, не Дуня все решала. Писатель также не ищет виноватых. Он просто показывает момент из жизни бесправного и бедного станционного смотрителя.

Повесть положила начало созданию в русской литературе своеобразной галереи образов «маленьких людей». К этой теме обратятся позже Гоголь и Достоевский, Некрасов и Салтыков-Щедрин. Но у истоков этой темы стоял великий Пушкин

«Станционный смотритель»

Нет людей несчастнее станционных смотрителей, ибо во всех своих неприятностях путешествующие непременно винят смотрителей и стремятся на них выместить свою злость по поводу плохих дорог, несносной погоды, скверных лошадей и тому подобного. А между тем смотрители — это большей частью кроткие и безответные люди, «сущие мученики четырнадцатого класса, ограждённые своим чином токмо от побоев, и то не всегда». Жизнь смотрителя полна тревог и хлопот, он ни от кого не видит благодарности, напротив, слышит угрозы и крики и ощущает толчки раздражённых постояльцев. Между тем «из их разговоров можно почерпнуть много любопытного и поучительного».

В 1816 г. случилось рассказчику проезжать через *** губернию, и в дороге он был застигнут дождём. На станции поспешил он переодеться и напиться чаю. Ставила самовар и накрывала на стол смотрителева дочь, девочка лет четырнадцати по имени Дуня, которая поразила рассказчика своей красотой. Пока Дуня хлопотала, путешественник рассматривал убранство избы. На стене заметил он картинки с изображением истории блудного сына, на окнах — герань, в комнате была кровать за пёстрой занавеской. Путешественник предложил Самсону Вырину — так звали смотрителя — и его дочери разделить с ним трапезу, и возникла непринуждённая обстановка, располагающая к симпатии. Уже лошади были поданы, а путешественник все не хотел расстаться со своими новыми знакомыми.

Миновало несколько лет, и вновь довелось ему ехать этим трактом. Он с нетерпением ожидал встречи с давними знакомыми. «Вошед в комнату», он узнал прежнюю обстановку, но «все кругом показывало ветхость и небрежение». Не было в доме и Дуни. Постаревший смотритель был угрюм и неразговорчив, лишь стакан пуншу расшевелил его, и путешественник услышал печальную историю исчезновения Дуни. Случилось это три года назад. На станцию прибыл молодой офицер, который очень спешил и гневался, что долго не подают лошадей, но, увидев Дуню, смягчился и даже остался ужинать. Когда же лошади прибыли, офицер внезапно почувствовал сильное недомогание. Приехавший лекарь нашёл у него горячку и прописал полный покой. На третий день офицер был уже здоров и собрался уезжать. День был воскресный, и он предложил Дуне довезти ее до церкви. Отец позволил дочери поехать, не предполагая ничего худого, но все же им овладело беспокойство, и он побежал к церкви. Обедня уже кончилась, молящие расходились, а из слов дьячка смотритель узнал, что Дуни в церкви не было. Вернувшийся вечером ямщик, вёзший офицера, сообщил, что Дуня отправилась с ним до следующей станции. Смотритель понял, что болезнь офицера была притворной, и сам слёг в сильной горячке. Поправившись, Самсон выпросил отпуск и пешком отправился в Петербург, куда, как знал он из подорожной, ехал ротмистр Минский. В Петербурге он отыскал Минского и явился к нему. Минский не сразу узнал его, а узнав, начал уверять Самсона, что он любит Дуню, никогда ее не покинет и сделает счастливою. Он дал смотрителю денег и выпроводил на улицу.

Самсону очень хотелось ещё раз увидеть дочь. Случай помог ему. На Литейной заметил он Минского в щегольских дрожках, которые остановились у подъезда трёхэтажного дома. Минский вошёл в дом, а смотритель из разговора с кучером узнал, что здесь живёт Дуня, и вошёл в подъезд. Попав в квартиру, сквозь отворённую дверь комнаты увидел он Минского и свою Дуню, прекрасно одетую и с неясностью смотрящую на Минского. Заметив отца, Дуня вскрикнула и без памяти упала на ковёр. Разгневанный Минский вытолкал старика на лестницу, и тот отправился восвояси. И вот уже третий год он ничего не знает о Дуне и боится, что судьба ее такова же, как судьба многих молоденьких дур.

Через некоторое время вновь случилось рассказчику проезжать этими местами. Станции уже не было, а Самсон «с год как помер». Мальчик, сын пивовара, поселившегося в Самсоновой избе, проводил рассказчика на могилу Самсона и рассказал, что летом приезжала прекрасная барыня с тремя барчатами и долго лежала на могиле смотрителя, а ему дала пятак серебром, добрая барыня.

Жизнь смотрителя полна тревог и хлопот. Он не видит благодарностей ни от кого, а слышит только угрозы и крики и ощущает раздражение между постояльцами. Это большей частью кроткие и безответные люди, ибо на них ложится вся ответственность.

В 1816 году один проезжий ехал как-то через одну губернию, а в дороге попал под дождь. На ближней станции он решил переодеться и, согревшись, напиться чаю.

Хозяйкой, которая ставила самовар и накрывала на стол, была дочь смотрителя. Девочке было всего четырнадцать лет, и её звали Дуней. Она была миленькая и привлекательная на вид, чем поразила своей внешностью. Пока Дуняша хлопотала и собирала на стол, проезжий немного осмотрел убранство избы. Он увидел на стене картину с изображением блудного сына, на окнах стояла пахнущая герань, а в углу комнаты стояла кровать за пёстрой ситцевой занавеской.

Прошло несколько лет. Путешественнику снова пришлось ехать той же дорогой, что и раньше. Он с большим нетерпением ждал этой встречи. Когда он вошёл, то узнал комнату, но был удивлён, что вся обстановка была прежняя, но выглядело всё в ветхом и запущенном состоянии. Дуни в доме не было. Смотритель заметно постарел и выглядел угрюмым и не разговорчивым. Стакан пунша немного развеселил его, и он поведал свою историю.

Однажды на станцию приехал молодой офицер, который спешил и сердился, что долго не подают лошадей. Увидев Дуню, смягчился и остался ночевать. На следующий день, он предложил Дуне довезти его до церкви, отец позволил дочке поехать, но предчувствуя беспокойство, он отправился в церковь. Дуни нигде не было. Он отправился в Петербург. Узнав, где живёт офицер, смотритель явился к нему в дом. Он увидел свою дочь, которая заметив отца, вскрикнула и упала. Разгневанный офицер вытолкал старика за двери.

Прошло три года. Опять пришлось путнику проезжать мимо этих мест, но станции уже не было. Старик умер в прошлом году. Сын пивовара, который поселился в избе старика, проводил путника на могилу. Он рассказал, что приезжала летом барыня с тремя сыновьями и долгое время находилась на могиле смотрителя, а ему дала пятак серебром. Добрая барыня.

«Станционный смотритель», анализ повести Пушкина

История создания

14 сентября 1830 года Александр Сергеевич закончил одну из повестей в цикле «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» под названием «Станционный смотритель». Период, на который приходится завершение Пушкиным повести, называется Болдинской осенью. В те месяцы Александр Сергеевич находится в Болдино, куда его «привела» необходимость решить финансовые вопросы. Застигнутый эпидемией холеры, вынужденный остаться в Болдино гораздо дольше, чем планировалось, Пушкин создает целую плеяду произведений, которые потом были признаны жемчужинами творчества поэта. Болдинская осень стала поистине золотой в творчестве художника.

«Повести Белкина» стали первым завершенным произведением Пушкина. Изданы они были под именем вымышленного персонажа Ивана Петровича Белкина, который занемог лихорадкой, переросшей в горячку, и умер в 1828 году. О нем Пушкин как «издатель» рассказывает в предисловии к повестям. Цикл увидел свет в середине осени 1831 года. С указанием подлинного авторства повести были изданы в 1834 году. «Станционный смотритель» сыграл большую роль в развитии русской литературы, заняв в ней значительное место, повествуя едва ли не впервые о тяготах судьбы того самого «маленького человека», об унижениях и невзгодах, приходящихся на его долю. Именно «Станционный смотритель» стал опорной точкой для череды русских литературных произведений, обращенных к теме «униженных и оскорбленных».

Тематика, сюжетные линии, направление

В цикле повесть «Станционный смотритель» — это композиционный центр, вершина. В ее основу заложены характерные черты литературного русского реализма и сентиментализма. Выразительность произведения, сюжет, емкая, сложная тема дает право назвать его романом в миниатюре. Это, казалось бы, простая история о простых людях, однако житейские обстоятельства, вмешавшиеся в судьбу героев, и делают смысловую нагрузку повести сложнее. Александр Сергеевич, помимо романтической тематической линии, раскрывает тему счастья в широком понимании этого слова. Судьба дарит человеку счастье порой не тогда, когда того ждешь, следуя общепринятой морали, житейским устоям. Для этого необходимо и удачное стечение обстоятельств, и последующая борьба за счастье, даже если оно кажется невозможным.

Описание жизни Самсона Вырина неразрывно связано с философской мыслью всего цикла повестей. Его восприятие мира и жизни находит отражение в картинках с немецкими стихами, развешенными на стенах его жилища. Повествующий описывает содержание этих картинок, где изображена библейская легенда о блудном сыне. Произошедшее с дочерью Вырин так же воспринимает и переживает сквозь призму изображений, окружающих его. Он надеется, что Дуня вернется к нему, но она не возвращалась. Жизненный опыт Вырина подсказывает ему, что чадо его будет обмануто и брошено. Станционный смотритель – «маленький человек», ставший игрушкой в руках алчных, меркантильных сея мира, для которого опустошенность души страшнее, чем материальная бедность, для которого честь – превыше всего.

Повествование происходит из уст титулярного советника, чье имя скрывается за инициалами А. Г. Н. В свою очередь эта история была «передана» рассказчику самим Выриным и «рыжим и кривым» мальчиком. Завязка драмы – тайный отъезд Дуни с малоизвестным гусаром в Петербург. Отец Дуни пытается повернуть время вспять, чтобы спасти дочь от того, что представляется ему «гибелью». Рассказ титулярного советника переносит нас в Санкт-Петербург, где Вырин пытается найти свою дочь, а скорбный финал показывает нам могилу смотрителя за околицей. Удел «маленького человека» — смирение. Непоправимость сложившейся ситуации, безысходность, отчаяние, равнодушие добивают смотрителя. Дуня просит прощения у отца на его могиле, ее раскаяние запоздалое.

Это свободная энциклопедия школьных сочинений. Наша цель – ОБЛЕГЧИТЬ написание сочинений по русской литературе. Мы производим обмен РЕАЛЬНЫМИ сочинениями школьников с 5 по 11 классы. Узнать как происходит ОБМЕН вы можете ЗДЕСЬ

  • Автор: А. С. Пушкин
  • Произведение: Станционный смотритель
  • Это сочинение списано 51 072 раз

Александр Сергеевич Пушкин — человек широких, либеральных, «подцензурных» взглядов. Тяжело ему, бедному, было находиться в светском лицемерном обществе, в Петербурге, при дворцовой подхалимной аристократии. Подальше от «мегаполиса» 19 века, поближе к народу, среди людей открытых и искренних чувствовал себя «потомок арапов» гораздо свободнее и «в своей тарелке». Поэтому все его произведения, от эпически-исторических, до мельчайших двухстрочных эпиграмм, посвященные «народу» дышат уважением и любовью.

«Маленьких» и «несчастных» людей Пушкин очень жалел. Повесть его «Станционный смотритель» пропитана этой доброжелательной жалостью.

Рассказанная автором история довольно проста, незамысловата. Вполне себе непримечательна и, к тому же, если судить объективно, заканчивается не так плохо. Для всех, кроме этого самого смотрителя…

Повествование символически поделено на три части, по количеству слов далеко не равных. Число их (частей) равняется числу проездов через ту станцию, на которой служит и проживает наш бедный смотритель.

Первая «глава» повести красочна и многословна. Описания природы и портретов, эмоций персонажей и их действий, вкрапления диалогов. Знакомство с Самсоном Выриным и его подростком-дочерью Дуней. Размышления о том, как бедных этих, захолустных чиновников всякий проезжий с плеча и не раздумывая оскорбить и унизить может. И дальше поехать, в шубе, на санях, в делах и надеждах. А он, смотритель этот, 14 «класса» чиновник (то есть — мельчайшая сошка, вообще никто), остается тут, один, в глуши, со своими переживаниями, проглоченными незаслуженными обидами, грубыми словами и полнейшей невозможностью что-либо исправить, с кем-то произошедшее обсудить, хотя бы банально пожаловаться!

Нет у подобных «людишек» ни дома собственного, ни денег, ни связей. Ни драгоценностей фамильных, ни даже фрака приличного. Да и зачем ему, Вырину, фрак? Куда в нем ходить-то? Единственное, что составляет его богатство, достоинство и гордость почти уже старческую — это дочь его, Дуня. Скромная, набожная девушка, без матери растет, опорой в дряхлости будет.

«Глава» вторая. Через несколько лет. Рассказчик наш по своим делам снова в той стороне проездом был. Со смотрителем встретился с удовольствием и искренней радостью. Но тот постарел, опустился, запил. Поскольку остался один. Дуня-то в город с офицером укатила. И возвращаться не пожелала. Лучше показалось ей обесчещенной при бравом вояке жить, чем влачить серое, убогое, унылое станционное существование. Дочь разрушила весь мир, и так не радужный, собственного несчастного отца. Пожалел Самсона наш автор, да поделать-то что? Помочь в такой ситуации совершенно нечем.

Третья «главка». Короткая, нарочито без явных эмоций написанная. В третий раз, и, должно быть, в последний проезжал автор через станцию. Смотритель уж был другой, незнакомый. А как же Вырин? Да он умер. И однажды на могилу его приезжала барыня, нарядная, румяная. С ребятней. Никто в ней Дуни, конечно, не узнал…

Все у дочки сложилось достойно, благородно, богато. Да только отец, этого не зная, от горя все же умер…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector