Образ князя Олега в «Песни о вещем Олеге» А

Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин был основоположником русской реалистической литературы. Своей поэзией он раскрывает в людях все лучшее, что в них есть и заставляет их забыть о мелочах и заботах жизни. Но постичь весь смысл его мыслей и чувств невозможно. В своих стихотворениях поэт выделяет все самые лучшие черты русского характера. А.С.Пушкина всегда интересовало историческое прошлое родины. В «Песне о вещем Олеге» описывается историческое событие, определенная эпоха. Стихотворение было написано в 1822г., в нем автор описывает смерть великого русского князя, прославившегося своими военными походами и победами над врагами:

  • Как ныне сбирается вещий Олег
  • Отмстить неразумным хозарам,
  • Их села и нивы за буйный набег
  • Обрек он мечам и пожарам;
  • С дружиной своей, в цареградской броне,
  • Князь по полю едет на верном коне.

Олег совершает поход в столицу греческой империи Царьград. По его велению были вытащены корабли на сушу, поставлены на колеса, подняты паруса. Когда греки увидели, что на них движутся по суше корабли, они были согласны выплатить любую дань. Желая хоть как-нибудь изменить ход войны, они выносят Олегу отравленную еду и вино. С тех пор Олега и называют вещим (мудрым), так как он не принял угощения. Случилось все это потому, что он не просто разгадал попытку отравления, но и мог предугадать ход событий, приближаясь к удачному исходу. Так же в стихотворении говорится о судьбе, о предопределенности будущего. Мы видим, что автор начинает сомневаться, он соглашается с действительностью. Но будут моменты, когда поэт верит в светлое будущее. Самое важное место в этом произведении занимает понятие «судьба». Пушкин говорит, что жизнь это не только область разума, что в ней есть место для чувств, волнений, эмоций:

  • Волхвы не боятся могучих владык,
  • А княжеский дар им не нужен;
  • Правдив и свободен их вещий язык
  • И с волей небесною дружен.
  • Грядущие годы таятся во мгле;
  • Но вижу твой жребий на светлом челе.

Поэт взял в основу своего произведения русского князя Олега, он рассказал нам о его подвигах, о его смелом характере. Но идеи о предопределении судьбы возникли задолго до этого, когда человек только начал задумываться о связи между его жизнью и окружающем мире. Еще с детства Александра Сергеевича поразил драматизм смерти князя Олега. Поэт применил эту легенду, но в то же время добавил в ней привязанности князя к коню и добавил очень важный образ кудесника. Змею принято считать символом греха и зла, признаком смерти и хаоса. Боги могут управлять судьбой, но зачастую все бывает наоборот. Человек не может избежать того, что ему предопределено судьбой. В зрелые годы, да и на протяжении всей жизни, любого поэта интересует прошлое своей Родины, своего народа. Пушкин всегда считал поэзию искусством, проявлением творческого духа. Самым главным в своей деятельности он видел свободу мысли, независимость поэта, как личности. В «Песни о вещем Олеге», автор говорит, что существует некое пространство между героем и судьбой, что дает право выбора будущих событий. И действительно, князь Олег преодолел все трудности, что были на его пути, но он погиб от своего коня. Пушкин восхищается силой и храбростью своего персонажа.

В «Песни. » Олег это бесстрашный герой, совершающий набеги и никогда не проигрывающий. Не сумев вспомнить настоящей смерти Олега, поэт дополняет судьбу князя фольклорным мотивом. «Повесть о вещем Олеге» — это повесть в стихотворной форме, в которой лирически описывается связь между временем, роковыми моментами и счастьем. И действительно, судьба соединяет прошлое с будущим. Перед нами предстает человек, который предсказывает будущее, он не боится ничего и ни от кого не зависит. Причиной смерти Олега становится череп его же коня. Особую роль здесь играют символы: череп — означает смерть, змею также принято считать отрицательным персонажем, символизирующим обман, соблазн, грез, зло. Олег не верит предсказанию. И тем ни менее он заменил своего коня, отказавшись от прежнего.У него создается впечатление, что пророчества ошибочны: ведь он жив, а коня больше нет. Но от предназначенного не убежишь:

  • «Так вот где таилась погибель моя!
  • Мне смертию кость угрожала!»
  • Из мертвой главы гробовая змия
  • Шипя, между тем выползала;
  • Как черная лента, вкруг ног обвилась:
  • И вскрикнул внезапно ужаленный князь.

Читая стихотворение, мы делаем выводы, что от судьбы не убежишь, не смотря на все предосторожности. Мысли о судьбе давно интересовали человека. Они его терзают много лет, еще с тех пор, как он начал размышлять о жизни и своем месте в ней. Судьба всегда была предметом философских размышлений потому, что в жизни человека большое количество эмоций, волнений, чувств. Судьба не дает права свободе. Не человек выбирает, а его выбирают. В заключение я бы хотела сказать, что в «Песни о вещем Олеге» А.С.Пушкин хочет показать нам, что каждому человеку предназначено свое, и он не в силах это изменить. Также он говорит нам, что дорогих тебе людей необходимо любить и ценить при жизни, чтобы не было безумно больно потом.

Олег Вещий

Олег — князь новгородский (с 879) и великий князь киевский (с 882). Нередко рассматривается как основатель Древнерусского государства.

В летописи приводится его прозвище Вещий, то есть знающий будущее, провидящий будущее.

Назван так сразу по возвращении из похода 907 г. на Византию.

Происхождение Олега

В летописях излагаются две версии биографии Олега: традиционная в «Повести временных лет», и по Новгородской Первой летописи.

Новгородская летопись сохранила фрагменты более раннего летописного свода (на котором основывается и «ПВЛ»), однако содержит неточности в хронологии по событиям X в.

Согласно «Повести временных лет», Олег был родичем (соплеменником) Рюрика, возможно (по Иоакимовской летописи) его шурином.

После смерти основателя княжеской династии Рюрика в 879 г. Олег стал княжить в Новгороде как опекун над малолетним сыном Рюрика Игорем.

Вокняжение в Киеве

Повесть временных лет: В 882 г. Олег, взял с собой много воинов: варягов, чудь, словен, меря, весь, кривичей — взял город Смоленск и Любеч и посадил там мужей своих. Далее по Днепру спустился к Киеву, где княжили два боярина, не племени Рюрика, но варяги Аскольд и Дир. И увидел Олег, что Аскольд и Дир княжат, и отправил посла к ним со словами:

«Купцы мы, едем в греки от Олега и от Игоря княжича, да приходите к роду своему и к нам».

Аскольд и Дир пришли. Олег, спрятал одних воинов в лодьях, а других за собой оставил, а сам пошёл вперёд, и нёс на руках юного Княжича Игоря, и объявил им:

«Вꙑ нє́ста кнѧзѧ́ ни ро́ду кнѧ́жѧ · но азъ єсмь ро́ду кнѧ́жѧ» .

Предъявив им наследника Рюрика, малолетнего Игоря, Олег сказал: «А, он сын Рюрика». И убили Аскольда и Дира.

Никоновская летопись, компиляция различных источников XVI в., приводит более подробный рассказ об этом захвате. Олег высадил часть своей дружины на берег, обговорив тайный план действий.

Сам, сказавшись больным, остался в ладье и послал к Аскольду и Диру извещение, что везёт много бисера и украшений, а также имеет важный разговор к князьям.

Когда те влезли в ладью, Олег сказал им: «Азъ єсмь Оль́гъ кнѧзь · а сє єсть Рю́риков И́горь кнѧ́жичь» — и тут же убил Аскольда и Дира.

Расположение Киева показалось Олегу весьма удобным, и он перебрался туда с дружиной, объявив:

«Да будет Киев матерью городов русских».

Тем самым он объединил северный и южный центры восточных славян. По этой причине именно Олега, а не Рюрика иногда считают основателем Древнерусского государства.

Вокняжившись в Киеве, Олег установил для Новгорода дань варягам в 300 гривен:

« и ѹста́ви варѧ́гомъ дань даꙗ́ти · Ѿ Но́ваго̀рода т҃ гривенъ на лѣто · мира дѣлѧ єже до смерти Ꙗрославлѧ даꙗшє варѧгомъ ».

Следующие 25 лет Олег был занят расширением своей державы. Он подчинил Киеву древлян (883), северян (884), радимичей (885).

Два последних племенных союза были данниками хазар.

По преданию, Олег будто бы сказал:

«Я неприятель им, а с вами у меня никакой вражды. Не давайте хазарам, но платите мне».

Затем Олег присоединил земли самых южных из восточнославянских племён — уличей и тиверцев.

898 г. «Повесть временных лет» датирует появление под Киевом венгров в ходе их миграции на запад.

По данным венгерской хроники, в 884 г. венгерский вождь Альмош в союзе с другими венгерскими племенами разгромил половцев и неназванных русских князей (вероятно также Олега), осадил их в Киеве и согласился уйти только после того, как русы заплатили ему выкуп в 10 тыс. марок серебром и тысячу лошадей.

Согласно той же хронике многие из русов присоединились к венграм в их походе на запад.

Поход на Византию

В 907 г., снарядив 2000 ладей по 40 воинов в каждой (Повесть временных лет), Олег выступил в поход на Царьград.

Византийский император Лев VI Философ приказал закрыть ворота города и загородить цепями гавань, предоставив таким образом варягам возможность грабить и разорять пригороды Константинополя.

Однако Олег пошёл на необычный штурм:

«И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу».

Испуганные греки предложили Олегу мир и дань. Согласно договору, Олег получил по 12 гривен за каждую уключину, и Византия обещала платить дань на русские города.

В знак победы Олег прибил свой щит на вратах Царьграда.

Главным результатом похода стал торговый договор о беспошлинной торговле Руси в Византии.

Многие историки считают этот поход легендой. О нём нет ни единого упоминания у византийских авторов, достаточно подробно описавших подобные походы в 860 и 941 гг.

Есть сомнения и в отношении договора 907 года, текст которого представляет собой почти дословную компиляцию договоров 911 и 944 гг.

Возможно, поход всё же был, но без осады Царьграда. Повесть временных лет в описании похода Игоря Рюриковича в 944 г. передает «слова византийского царя» к князю Игорю:

«Не ходи, но возьми дань, какую брал Олег, прибавлю и ещё к той дани».

В 911 г. Олег отправил в Константинополь посольство, которое подтвердило «многолетний» мир и заключило новый договор.

По сравнению с «договором» 907 г. из него исчезает упоминание о беспошлинной торговле. Олег именуется в договоре «великим князем русским».

В подлинности соглашения 911 г. сомнений не возникает: она подкрепляется как лингвистическим анализом, так и упоминанием в византийских источниках.

Повесть временных лет сообщает, что в 912 г. князь Олег погиб от укуса змеи.

Новгородская версия биографии. Восточные походы Олега

В Новгородской первой летописи Олег представлен не князем, а воеводой при Игоре. Убивает Аскольда, захватывает Киев и идёт войной на Византию тоже Игорь, а Олег возвращается обратно на север, в Ладогу, где умирает в 922 г.

« Идѣ Ольгъ къ Новугороду · и отътуда въ Ладогу ⁙ Друзии жє сказаютъ · ꙗко идущє єму за морє · и уклюнѫ змиꙗ въ ногу · и съ того умрє · єсть могила єго въ Ладозѣ »

Эти сведения противоречат русско-византийскому договору 911 г., где Олег именуется великим князем русским, но в то же время они лучше согласуются с восточными известиями о Руси этого периода.

Где-то после 912 г., согласно сообщению арабского автора Аль-Масуди, флот русов из 500 кораблей вошёл в Керченский пролив. Хазарский царь разрешил русам пройти через Дон на Волгу, а оттуда спуститься в Каспийское море. В результате русы разорили побережье Азербайджана.

Половину добычи по условию договора они отдали хазарскому царю, однако царская гвардия, состоящая из мусульман, потребовала мести за гибель единоверцев.

Царь не смог (или не захотел) спасать русов, но послал им предупреждение об опасности. Битва длилась три дня и закончилась победой мусульман. 30 тысяч русов погибло.

Уцелевшие 5 тысяч бежали вверх по Волге, где были истреблены буртасами и булгарами.

Имя русского предводителя в сообщении не названо, и в русских летописях поход не упомянут. Возможно, смутным намёком на него является фраза Новгородской летописи об Олеге «другии сказывают, будто ушёл он за море…».

С личностью Олега иногда пытаются связать некого русского предводителя H-l-g-w, который по данным хазарского источника (так называемого «Кембриджского документа»), захватил по договорённости с Византией хазарский город Самкерц на Таманском полуострове, но был разбит наместником Самкерца Песахом и отправлен последним на Константинополь.

Византийцы сожгли огнём суда русов, и тогда H-l-g-w отправился в Персию, где погиб сам со всем войском. Имя H-l-g-w восстанавливают как Хелгъ, Хелго.

Он именуется в документе «правителем Русии», что делает очень заманчивым его отождествление с Олегом. Однако описываемые события относятся к правлению Игоря (поход русов на Византию совпадает по описанию с походом 941 г., а поход на Персию с набегом русов в 944 г. на азербайджанский город Бердаа).

В историографии были попытки трактовать это сообщение как свидетельство дуумвирата Игоря и Олега, в этом случае жизнь Олега продляется до середины 940-х годов, а начало его правления предполагается более поздним, чем указано в летописи.

Смерть

Обстоятельства смерти Вещего Олега противоречивы. «Повесть временных лет» сообщает, что смерти Олега предшествовало небесное знамение — появление «звезды великой на западе копейным образом».

По киевской версии, его могила находится в Киеве на горе Щековице. Новгородская летопись помещает его могилу в Ладоге, но также говорит, что он ушёл «за море».

В обоих вариантах присутствует легенда о смерти от змеиного укуса.

По преданию, волхвы предсказали князю, что он умрёт от своего любимого коня.

Олег приказал увести коня и вспомнил о предсказании только через четыре года, когда конь уже давно умер. Олег посмеялся над волхвами и захотел посмотреть на кости коня, встал ногой на череп и сказал: «Его ли мне бояться?» Однако в черепе коня жила ядовитая змея, которая смертельно ужалила князя.

Эта легенда находит параллели в исландской саге о викинге Орваре Одде, который также был смертельно ужален на могиле любимого коня.

Неизвестно, стала ли сага поводом для создания русской легенды об Олеге или, напротив, обстоятельства гибели Олега послужили материалом для саги. Однако, если Олег является историческим персонажем, то Орвар Одд — герой приключенческой саги, созданной на основе устных преданий не ранее XIII в.

Колдунья предсказала 12-летнему Одду смерть от его коня. Чтобы не дать свершиться предсказанию, Одд с другом убили коня, бросили в яму, а труп завалили камнями. Вот как погиб Орвар Одд спустя годы:

«И когда они быстро шли, ударился Одд ногой и нагнулся. „Что это было, обо что я ударился ногой?“ Он дотронулся острием копья, и увидели все, что это был череп коня, и тотчас из него взвилась змея, бросилась на Одда и ужалила его в ногу повыше лодыжки. Яд сразу подействовал, распухла вся нога и бедро. От этого укуса так ослабел Одд, что им пришлось помогать ему идти к берегу, и когда он пришёл туда, сказал он; „Вам следует теперь поехать и вырубить мне каменный гроб, а кто-то пусть останется здесь сидеть подле меня и запишет тот рассказ, который я сложу о деяниях своих и жизни“. После этого принялся он слагать рассказ, а они стали записывать на дощечке, и как шёл путь Одда, так шёл рассказ . И после этого умирает Одд»

Некоторое время было принято отождествлять Олега с былинным богатырём Вольгой Святославичем.

Видео: Песнь о вещем Олеге

Песнь о вещем Олеге

Видео: Хор Святоданиловского Монастыря — «Песнь о Вещем Олеге»

Хор Святоданиловского Монастыря — «Песнь о Вещем Олеге»

Видео: Песня о вещем Олеге — Владимир Высоцкий

Песня о вещем Олеге — Владимир Высоцкий

  • Рольвеликий князь киевский, князь новгородский, правители
  • ПериодКиевская Русь, правление Олега
  • Годы жизни: ум. 912(?)

Полезная информация

Оле́г (Ве́щий Оле́г, др.-рус. Ольгъ

Историография по Вещему Олегу

Упоминание об Олеге иногда видят в сообщении арабского географа аль-Масуди о двух могущественных славянских правителях.

Первый из них носит имя ал-Дир и отождествляется с летописным князем Диром, имя второго в некоторых рукописях читается как Олванг:

«Вслед за ним (Диром), следует царь ал-Олванг, у которого много владений, обширные строения, большое войско и обильное военное снаряжение. Он воюет с Румом, франками, лангобардами и другими народами. Войны между ними ведутся с переменным успехом. За этим царём следует из стран славян царь Турок»..

Дата смерти Олега, как и все летописные даты русской истории до конца X в., носит условный характер. Историк А. А. Шахматов отметил, что 912 г. является также годом смерти византийского императора Льва VI — антагониста Олега; возможно, летописец, знавший, что Олег и Лев были современниками, приурочил окончание их правлений к одной и той же дате (аналогичное подозрительное совпадение — 945 — и между датами смерти Игоря и свержения с престола его современника, византийского императора Романа I).

Учитывая к тому же, что новгородская традиция относит смерть Олега к 922 г. (см. выше), дата 912 г.становится ещё более сомнительной.

Продолжительность княжения Олега и Игоря составляет по 33 года, что вызывает подозрение в былинном источнике этих сведений.

Польский историк XVIII в. Х. Ф. Фризе выдвигал версию, что у Вещего Олега был сын, Олег Моравский, который после смерти отца был вынужден покинуть Русь в результате борьбы с князем Игорем.

Родственник Рюриковичей Олег Моравский стал последним князем Моравии в 940 году, согласно сочинениям польских и чешских писателей XVI—XVII вв., однако его родственная связь с Вещим Олегом является лишь предположением Фризе.

Русское произношение имени Олег возникло, вероятно, от скандинавского имени Helge, что означало изначально (на протошведском — Hailaga) «святой», «обладающий даром исцеления».

Из саг известны несколько носителей имени Helgi, время жизни которых датируют VI—IX вв.В сагах также встречаются близкие по звучанию имена Ole, Oleif, Ofeig.

Среди историков, не поддерживающих норманскую теорию, предпринимались попытки оспорить скандинавскую этимологию имени Олега и связать его с исконно славянскими, тюркскими или иранскими формами.

По мнению Л. П. Грот, связывать имя Олега со шведским именем «Helge» затруднительно по семантическим причинам, поскольку значение последнего — «святой» противоположно по смыслу языческому прозвищу русского князя.

Летописный рассказ о смерти Олега положен в основу литературных произведений:

  • А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»
  • В. С. Высоцкий «Песня о вещем Олеге»
  • К. Ф. Рылеев, Олег Вещий. Думы. 1825

Из какого произведения Пушкин взял исторические события о которых говорится в песне о вещем Олеге и запишите

В каждом из стихотворений А. С. Пушкина, помещенных в учебнике для V класса, выражается то или иное чувство, раскрывающее его отношение к родине. В строфе из «Евгения Онегина» открыто высказана любовь к Москве — городу, который дорог «сердцу русскому». В «Зимнем утре» выражена радость ощущения слитности с родной природой. В стихотворении «Няне» поэт с нежностью и заботой обращается к Арине Родионовне, олицетворяющей для него все лучшее, что есть в простом народе. И, наконец, «Песнь о вещем Олеге» — проявление интереса Пушкина к прошлому своего отечества.

Обращаясь к «преданью старины глубокой», он поэтически воспроизводит картину быта, нравов тех далеких лет, когда люди наивно верили предсказаниям волхвов-кудесников (раскроем семантическую родственность этого слова сказочному «чуду»), когда у них было множество богов, а главным считался Перун, когда им приходилось отражать набеги чужеземных племен и ходить на них походами, чтобы обезопасить родную землю от новых нашествий.

Легенда о смерти Олега была известна Пушкину с юности. Вероятно, ее драматизм мог поразить воображение поэта. Показательно, что он создает свою «Песнь. » в 1822 г. в ссылке па юге, непосредственно увидев те края, где развертывается действие его стихотворной баллады. Спустя три года (в 1825 г.) поэт выскажет в письме к Бестужеву свое отношение к легенде: «Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического». Однако, перерабатывая легенду, Пушкин выделил не только этот мотив, рядом с Олегом появился у него «вдохновенный кудесник», образ которого имеет особую значительность.

Сюжетная сторона стихотворения увлекательна для учащихся: можно заметить, как нравится им таинственность предсказания, как с удовольствием и грустью слушают они слова прощания Олега с конем, как напряженно ожидают развязки, мысленно представляя выползающую из-под черепа «гробовую змею». Все это, правда, бывает лишь в том случае, если учитель при чтении стихотворения стремится передать драматизм предсказания кудесника и гибели Олега. Поэтому забота о выразительности чтения очень важна при подготовке к уроку. Хорошее чтение преподавателя обеспечивает интерес учащихся к стихотворению, их желание все понять и представить.

Необходимо построить анализ таким образом, чтобы, активизируя воображение и сопереживание ребят, привести их к посильному, но достаточно серьезному пониманию «Песни о вещем Олеге». Важно с первого же момента урока не увлечься исторической основой произведения, перечислением воинских. обычаев древности или подробным словарным комментарием (в частности, касающимся вооружения: изучение былин подготовило понимание таких слов, как «щит», «кольчуга», «секира» и др.).

Попытаемся лучше воскресить перед ними не столько историю, сколько переданную Пушкиным поэтичность того далекого времени. Учитель формулирует для себя методическую задачу, которая должна быть реализована в процессе анализа: раскрыть перед школьниками особенности художественно-поэтического изображения событий у Пушкина по сравнению с летописным повествованием.

Какие же методические приемы окажутся наиболее эффективными для достижения поставленной цели? Для того чтобы художественность была осознана пятиклассниками во всей ее полноте, красочности и динамике, мы обратимся к такому приему работы, как составление кадров кинофильма, который позволит, опираясь на накопленные умения создавать словесные картины, соединить и осознать эпический и лирический планы произведения, а также освоиуь строфику баллады и таким образом получить представление 6 строфе как сочетании определенного количества стихотворных строк, объединенных общей мыслью.

Пятиклассников не затрудняет определение частей будущего «фильма», поскольку действие «Песни. » происходит в четко обозначенных поэтом местах (1. «Князь по полю едет. Из темного леса навстречу ему идет вдохновенный кудесникэ; 2. «Пирует с дружиною вещий Олег. »; 3. «На холме, у брега Днепра. »). Эта, казалось бы, чисто «техническая» работа позволяет ребятам охватить особенности построения «Песни. », обозреть ее всю в целом. Общему взгляду на произведение помогает и выявление действующих лиц: главных (Олег, кудесник) и второстепенных (дружинники, слуги и т. д.).

Следующий этап работы — выявление границ и конкретного содержания кадров, входящих в каждую часть. Эта работа является чрезвычайно насыщенной, стягивающей воедино все задачи анализа. Здесь осваиваются художественные.характеристики действующих лиц (обстановка, в которой действуют ге-.рои, их внешний облик, поведение, особенности речи, взаимоотношения). Осмысливается своеобразие авторского отношения к изображаемым картинам жизни и героям, происходит эстетически-эмоциональное освоение всей образной системы произведения. Именно потому, что перед учащимися поставлена действенная задача — перевести язык одного искусства на язык другого (в пределах возможного), — начинает активно функционировать воображение, как воссоздающее, так и творческое, а это, в свою очередь, развивает эмоциональную отзывчивость.

В первую часть «фильма» ученики включают следующие кадры: появление Олега с дружиной; встреча с кудесником; обращение Олега к кудеснику; пророчество кудесника; раздумья Олега над предсказанием; прощание с конем; слуги уводят коня.

Приведем в качестве образца конкретное содержание отдельных кадров.

Для первого кадра трудно подыскать в тексте стихотворения особые детали, однако и здесь дети найдут опору для своего поображения («С дружиной своей, в цареградской броне, Князь по полю едет на верном коне») и материал для высказываний. Им помогут и впечатления, полученные от былин, от таких картин, как «Богатыри» В. Васнецова и др. Нужно, чтобы у ребят возникло видение скачущих вооруженных воинов, сопровождающих своего князя, одетых в кольчуги и шлемы. На лицах их написана суровая решимость отомстить врагу за набеги.

Второй кадр. Дорога, по которой едут всадники, уходит в темный лес. Важно, чтобы пятиклассники восприняли образный смысл устойчивого эпитета: непроходимая чаща, ветви, сплетенные между собой и не пропускающие света. На фоне мрачных стволов неожиданно является необычная фигура. Это кудесник. Чтобы увидеть его, ребята должны пристально вчитываться в ту характеристику, которую дает ему Пушкин, «вдохновенный кудесник», «покорный Перуну старик одному, заветов грядущего вестник», «мудрый старец». «Какой видится вам внешность кудесника на основании этой характеристики?» — спросит учитель. Ученики отвечают, что это худой, высокий, седой старик с горящими пронзительными глазами. На лице его много морщин, оно огрубело от ветра. Вся его фигура выражает величие, уверенность в себе. Он прямо и смело смотрит на приближающегося князя с дружиной.

Третий кадр. Князь подъезжает к кудеснику. Теперь мы видим Олега как бы крупным планом: мужественное суровое лицо, покровительственный взгляд, устремленный на стоящего перед ним мудреца. Мы слышим его речь, в которой звучит невольное уважение к прорицателю и снисходительность могучего, но милостивого владыки.

Учителю следует уделить особое внимание анализу интонации речей Олега и кудесника, предложив школьникам мотивировать ее развитие и смены. Характеризуя кадр «Пророчество», ученики не только воспроизведут позы участников этой сцены (напряженность позы Олега, который ловит каждое ело-во старца, застывшие фигуры его воинов, наконец, фигуру самого кудесника с торжественно поднятой к небу рукой), но, продумав содержание предсказания, определят и его интонационную окраску.

Следует обратить внимание на то, что слова кудесника содержат именно предсказание, то, что сбудется в жизни Олега, т. е. прямой ответ на его вопрос. Прорицатель как будто «видит» уже свершившимся «жребий» (судьбу), князя — отсюда употребление таких глагольных форм, которые передают будущее время в форме настоящего: «и волны и суша покорны тебе», «завидует недруг. », «щадят победителя», «ты не ведаешь ран» и т. д.

Начало речи кудесника проникнуто гордым сознанием своей независимости от князя, чувством собственного достоинства, уверенностью в своей способности знать «небесную волю», медленно, величаво, внушительно звучит его предсказание, прорицатель как бы сам поражен Значительностью судьбы Олега, открывающейся его внутреннему взору. Вместе с подвигами князя кудесник славит и его верного коня (не забудем, что КОНЬ для русского воина имел особое значение: он действительно был другом, постоянным спутником его воинской жизни). В последней фразе предсказания происходит ничем не подготовленная, резкая смена интонации («Но примешь ты смерть от коня своего»), приобретающая мрачный, трагический характер.

Следующая строфа, соответствующая .кадру «Раздумья Олега над предсказанием», чрезвычайно насыщена действиями. Казалось бы, воссоздание этого кадра не представляет трудностей для учеников. Однако проникновение в переживания героя через правильное осмысление его действий не так-то уж легко. А задача учителя и заключается в том, чтобы привести пятиклассников к пониманию значения психологического анализа. «Олег усмехнулся». Что таится за этой усмешкой? Так князь проявляет недоверие к последним словам кудесника: слишком они неожиданны. Князь колеблется, но не верить предсказанию он, сын своего времени, не может. В молчанье «с коня он слезает угрюмый». Он подавлен мыслью о неизбежной разлуке со своим «верным другом», боевым спутником. Последняя.ласка князя («И гладит и треплет по шее крутой») особенно выразительно подчеркнута эпитетом «прощальной рукой».

Следующие две строфы показывают князя в момент разлуки с конем. Важно, чтобы ребята не- только, поняли до сих пор открыто не проявлявшуюся силу привязанности князя к своему коню, но и смогли выразить чувства князя интонационно и во внешних проявлениях (выражение лица, поза, жест).

Первый урок по теме завершается домашним заданием: разделив класс на две группы, предлагаем выучить наизусть и подготовить для выразительного чтения либо- «Предсказание . кудесника» (четыре строфы), либо «Расставание Олега с конем» (три строфы).

На следующем уроке, прослушав детское чтение и вернувшись в мир пушкинских образов, учитель перечитывает «Песнь. » от слов «Пирует с дружиною вещий Олег. » до конца и ставит перед учащимися вопрос: «Какие детали свидетельствуют о том, что после предсказания прошло много лет?»

Этот вопрос нужен для того, чтобы дети ощутили движение времени, поняли, что большой период в жизни Олега, опущенный Пушкиным, не изменил-самого князя, его характера, привязанностей. В нем живет еще память о старом боевом друге, ему больно узнать о смерти коня.

После этого школьники продолжают работу по составлению кадров к оставшимся двум частям «фильма». Характер деятельности остается прежним: в тех строфах, где преобладают действия, поступки героев, внимание детей направляется, главным образом, на уяснение внутренних состояний, которые таятся за ними; там же, где содержание передается в форме прямой речи героя, идет поиск верной, т. е. мотивированной интонации.

В работе над последней частью «Песни. » роль учителя особенно ответственна: он поможет выявить ту лирическую наполненность, которая идет непосредственно от автора и выражает авторское отношение к героям и событиям. Здесь и лирический пейзаж, создающий чувство грусти («Их моют дожди, засыпает их пыль, И ветер волнует над ними ковыль»), и эмоциональные эпитеты («благородные кости»), и общая тональность строф, передающая грустные раздумья и автора и его героя («Спи, друг одинокий. »).

Предпоследний кадр является кульминацией всей «Песни. »: погруженный в скорбные раздумья, князь с горькой иронией а скрытым упреком произносит слова: «Так вот где таилась погибель моя? Мне смертию кость угрожала!» Важно, чтобы в этом кадре, основываясь на авторских ориентирах («мертвая глава», «гробовая змея», «шипя», «как черная лента», «вскрикнул внезапно ужаленный князь» и т. д.), дети сумели передать резкую смену лирического развития событий на действенно драматическое.

Таким образом, осуществляется детальнейший анализ произведения, главная особенность которого заключается в восприятии и активном освоении всей художественной ткани баллады, при этом происходит не только органическое усвоение сложной лексики «Песни. », но и обогащение представлений о емкости и назначении словесных образов.

После такого анализа учащимся не представит трудности . ответить на вопрос, в чем сходство и различие между летописным рассказом и стихотворением Пушкина.

Спросим пятиклассников: что, по их мнению, производит при чтении большее впечатление — рассказ летописца или стихотворение Пушкина и почему? Они обычно отвечают, что в летописи об Олеге говорится очень кратко, что там нет его прощания с конем, что все изложено сухо. («Только одни голые факты, а подробностей никаких нет».) В стихотворении же мы видим и Олега, и кудесника,, понимаем их характеры, узнаем, как Олег любил коня. Теперь попробуем вслушаться в звучание летописного рассказа. На фоне по-своему привлекательной, по все же суховатой бесстрастности летописцого повествования особенно эмоционально звучат пушкинские строки, Они то торжественно возвышенны, то лиричны.

Для домашней работы предложим школьникам проиллюстрировать стихотворение (нарисовать один-два рисунка, соответствующие «кадрам кинофильма»).

Образ князя Олега в Повести временных лет и в Песни о Вещем Олеге

Категория: Литература, литературные произведения
Тип: Контрольная работа
Размер: 29.6кб.
скачать

Возможно, что народная память о Вещем Олеге отразилась в образе былинного князя-кудесника Вольги: Похотелося Вольге много мудрости: Щукой-рыбою ходить ему в глубоких морях, Птицей-соколом летать под оболока, Серым волком рыскать в чистых полях.
В 879 году скончался Рюрик. Умирая, он завещал княжение Олегу и оставил на его попечение своего малолетнего сына Игоря.
Три года правил Олег в Новгороде, а затем, собрав сильную дружину и взяв с собой Игоря, отправился покорять новые земли.
В то время обширные пространства Русской земли были заселены многочисленными племенами. Летопись называет более десяти славянских племен: вятичей, кривичей, полян, северян, радимичей и другие. С ними соседствовали племена угро-финские: чудь, весь, меря, мурома. Русь не имела четких границ и не знала единых законов. Киевский князь осуществлял свою власть только в нескольких узловых пунктах, контролировавших торговые пути. Он также собирал дань с подчиненных славянских и неславянских племен. Уплата этой дани, а также сам факт признания верховной власти Киева составляли в то время все существо государственной власти.
Собранную дань (прежде всего пушнину) необходимо было реализовать в соседних странах — Халифате и Византии. Русь получала от этой торговли немалую прибыль и была кровно заинтересована в ее развитии. Ежегодный наплыв в столицу тысяч купцов-варваров имел для византийцев много неудобств. Отсюда исходило желание ограничить и стеснить русскую торговлю. Для Руси торговля была делом государственным, поэтому и ответ на действия византийских властей был дан на государственном уровне.
Олег со своим войском двинулся с севера на юг водным путем. Плыли по Ильмень-озеру, затем по Ловати-реке и Западной Двине, а потом, волоком перетащив ладьи, по Днепру.
По пути Олег завоевал кривичский город Смоленск и северянский Любеч, оставив там своих воевод.
Наконец, прибыл Олег в богатые и плодородные земли полян — и увидел на высоком берегу Днепра большой, красивый город. Назывался тот город — Киев. В Киеве княжили два князя — Аскольд и Дир. Оба они были выходцами из Новгорода и когда-то, как и Олег, служили князю Рюрику.
Решил Олег захватить Киев, но, видя, что город хорошо укреплен, применил не силу, а хитрость.
Он оставил большую часть своего войска позади, а сам, с юным Игорем и малой дружиной, на одной ладье подошел под самые киевские стены и отправил к Аскольду и Диру посланца: «Мы-де варяжские купцы, везем много хороших товаров. Пусть придут киевские князья посмотреть — может, чего купят».
Аскольд и Дир поверили, что в Киев прибыл мирный купеческий караван, и вышли на берег без всякой охраны.
Олег приказал бывшим с ним воинам до поры до времени залечь на дно ладьи. Когда киевские князья подошли близко, он поднялся им навстречу и сказал: «Вы не княжеского рода, а я — князь, и со мною Игорь, сын Рюрика. Мне, а не вам надлежит здесь княжить!» Он подал знак своим воинам — и те мечами вмиг зарубили Аскольда и Дира.
Карамзин, очень высоко оценивая деятельность Олега, этот его поступок безоговорочно осуждал: «Общее варварство сих времен не извиняет убийства жестокого и коварного».
Олег победителем вступил в город и повелел: «Да будет Киев матерью городам русским!» Утвердившись на Киевском престоле, он продолжил дело завоевания соседних земель и покорения населяющих их племен. Олег подчинил себе древлян, северян, радимичей и наложил на них дань. Под его властью оказалась огромная территория, на которой он основал множество городов. Так образовалось великое Киевское княжество — Киевская Русь.
Когда Игорь стал взрослым, Олег выбрал ему жену — Ольгу (по некоторым данным, она была дочерью самого Олега), но княжества не уступил.
«В год 6415 (то есть в 907 по современному исчислению), — пишет летописец, — пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве».
Снарядив две тысячи кораблей и собрав огромное конное войско, Олег выступил в поход. Корабли плыли по Днепру, направляясь к Черному морю (его называли тогда Понтийским, или Русским), а конная рать шла берегом.
Достигнув моря, конница тоже взошла на корабли, и Олегово войско устремилось к Царьграду.
«И пришел Олег к Царьграду (Константинополю)». Вот показалась столица Византии — ее белые крепостные стены, золотые купола храмов.
Византийский император Лев Премудрый, увидев корабли с несметным войском, приказал спешно запереть гавань. Через залив протянули крепкие железные цепи, преградившие путь кораблям Олега.
Пришлось Олегу свернуть в сторону и высадиться на берег поодаль от города.
Олеговы воины разорили царьградские предместья, пожгли дома и храмы, поубивали мирных жителей и побросали в море. Летописец, оправдывая жестокость воинов Олега, поясняет: «Так обычно поступают на войне».
Но самого Царьграда Олег взять не мог — цепи надежно защищали город от вторжения с моря. Тогда он приказал своим воинам изготовить колеса, поставить на них вытащенные на берег корабли и поднять паруса.
Подул попутный ветер — и корабли понеслись к городу по суше, как по морю.
«Греки же, увидав это, испугались и сказали через послов Олегу: «Не губи города, дадим тебе дани, какой захочешь»».
Завершив войну выгодным миром, Олег со славой возвратился в Киев. Поход этот создал ему огромную популярность в глазах не только Руси, но и славян, которые прозвали своего князя Вещим. Современный историк, однако, должен с большой осторожностью относиться к вышеприведенным рассказам русской летописи, так как греческие хроники ни единым словом не упоминают об этом большом походе.
Карамзин относит этот эпизод к числу легендарных: «Может быть, он (Олег) велел воинам тащить суда берегом в гавань, чтобы приступить к стенам городским; а баснословие, вымыслив действие парусов на сухом пути, обратило трудное, но возможное дело в чудесное и невероятное».
Однако историки более позднего времени признают достоверность этого эпизода. Д.С. Лихачев пишет: «В условиях речного судоходства на севере Руси — корабли и ладьи, поставленные на колеса, были явлением обычным. «Волочение» судов на колесах или катках происходило на Руси (. ) в местах водоразделов рек (. ). Киевский летописец рассказывает о движении кораблей Олега посуху, как о чем-то удивительном. Это и понятно — «волоков» близ Киева не было. Однако для «новгородца» Олега и его новгородской дружины в этом не было ничего необычного».
Так это было или иначе, но устрашенные византийцы признали себя побежденными и согласились выплатить Олегу дань, какую он пожелает. Олег потребовал по 12 гривен на каждую пару весел на своих двух тысячах кораблей, а также дань для русских городов — Киева, Чернигова, Полотска, Ростова и прочих.
В знак победы Олег укрепил на воротах Царьграда свой щит. Между Русью и Византией был заключен договор о мире и неизменной дружбе. Соблюдать этот договор христиане-византийцы поклялись святым-крестом, а Олег и его воины — славянскими богами Перуном и Велесом.
С честью и великой славой возвратился Олег в Киев.
Олег княжил долгие годы. Однажды он призвал к себе волхвов-прорицателей и спросил: «От чего суждено мне умереть?» И волхвы ответили: «Примешь ты, князь, смерть от своего любимого коня». Опечалился Олег и сказал: «Если так, то никогда больше не сяду на него». Он приказал увести коня, кормить его и беречь, а себе взял другого.
Прошло немалое время. Как-то раз вспомнил Олег своего старого коня и спросил, где он сейчас и здоров ли. Ответили князю: «Уже три года прошло, как умер твой конь».
Тогда воскликнул Олег: «Солгали волхвы: конь, от которого они сулили мне смерть, умер, а я жив!» Он захотел увидеть кости своего коня и поехал в чистое поле, где лежали они в траве, омытые дождями и выбеленые солнцем.
Князь тронул ногой конский череп и сказал, усмехнувшись: «От этого ли черепа смерть мне принять?» Но тут из конского черепа выползла ядовитая змея — и ужалила Олега в ногу. И от змеиного яда умер Олег.
По словам летописца, «оплакивали его все люди плачем великим».
Образ князя Олега в стихотворении А.С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге»
Пересказывая в своей «Истории государства Российского» летописное сказание об Олеге, Н.М. Карамзин говорит, что рассказ о его смерти — «народная басня» (то есть легенда), «достойная замечания по своей древности».
Эта легенда вдохновила Пушкина на создание знаменитой «Песни о Вещем Олеге». А. С. Пушкин рассказывает о нем как о былинном богатыре. Олег много совершал походов, много сражался, но судьба берегла его. Пушкин любил и знал русскую историю, «предания веков». В легенде о князе Олеге и его коне поэта заинтересовала тема рока, неизбежности предначертанной судьбы. В стихотворении звучит и гордая уверенность в праве поэта на свободное следование своей мысли, созвучная древнему представлению вера в то, что поэты — провозвестники высшей воли.
Волхвы не боятся могучих владык,
И княжеский дар им не нужен.
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.
Правду нельзя ни купить, ни обойти. Олег избавляется, как ему кажется, от угрозы смерти, отсылает коня, который должен, по предсказанию кудесника, сыграть роковую роль. Но через много лет, когда он думает, что опасность миновала — конь мертв, — судьба настигает князя. Он трогает череп коня: Из мертвой главы гробовая змея, Шипя, между тем выползала.
Рассказанная А. С. Пушкиным легенда о славном князе Олеге наводит на мысли о том, что у каждого своя судьба, ее не обманешь, и друзей своих нужно любить, беречь и не расставаться с ними при жизни.
Легендарного князя Олега можно назвать первым русским деятелем общенационального масштаба.
О князе Олеге было сложено много песен, легенд и преданий. Народ воспевал его мудрость, умение предсказывать будущее, его талант великолепного военачальника, умного, бесстрашного и находчивого.

Список литературы
1. История России с древнейших времен до конца 17 века. / Под ред. Сахарова А. Н. и Буганова В.И. М. Просвещение. 1997.
2. Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. 2-3. – Тула: Приокское кн. изд., 1990.
3. Ключевский В.О. Курс русской истории: ч.1. 5-е изд. — М., 1914.
4. Кусков В.В. История древнерусской литературы. – М.: Высшая школа, 1982.
5. Лихачев Д.С. Великое наследие: Классические произведения литературы Древней Руси. – М., 1980.
6. Рыбаков Б.А. Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи. – К., 1963.
7. Осётров Е. Живая древняя Русь. – М.: Просвещение, 1984.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: