Образ кавказского пленника в русской литературе

Тема моей работы «Образ кавказского пленника в русской литературе». Для исследования я выбрала три произведения: поэму А.Пушкина «Кавказский пленник», рассказ Л.Толстого «Кавказский пленник», рассказ В.Маканина «Кавказский пленный». К этой теме я решила обратиться после прочтения рассказа Маканина «Кавказский пленный». Я вспомнила, что мы читали рассказ «Кавказский пленник» Толстого, и у Пушкина есть поэма с таким названием. Тема Кавказа актуальна и в наши дни. И мы решили выяснить, как в произведениях Пушкина, Толстого и Маканина трактуется образ кавказского пленника.

Тема предопределила цели работы:
1. провести анализ текстов художественных произведений
2. сопоставить способы и приёмы изображения главного героя
3. выделить отличительные черты кавказского пленника в каждом из рассмотренных произведений.

Все события, случившиеся с героями произведений, выбранных нами для исследования, происходят на Кавказе. Это не трудно определить по названиям рассказов. Кавказ привлекает авторов своей экзотичностью, красотой. Непростыми были отношения России с Кавказом на протяжении XIX – XX веков. Лев Толстой сам служил на Кавказе, материалом для рассказа послужили события из жизни писателя и истории, услышанные им на службе. Пушкин также был на Кавказе, там он и начал свою поэму вдохновлённый красотой Кавказа и рассказами горцев. Маканин пишет о реальных событиях 90-х в Чечне. Рассказ Маканина – полемика с традициями классической литературы, это проявилось в названии произведения.
В истории русской литературы есть такие факты, когда писатели разных эпох, направлений, эстетических позиций обращаются к одним и тем же названиям своих произведений, например: «Кавказский пленник» А.Пушкина и «Кавказский пленник» Л. Толстого, «Кавказский пленный» В. Маканина.
В XIX веке Кавказ был эмблематическим пространством свободы, ничем не ограниченного духовного движения в противовес скованному условностями миру «цивилизации». Мы заметили, что в прозе Толстого Кавказ стал обрастать деталями быта, подробностями взаимоотношений, мелочами повседневности. Неизменной составляющей Кавказской темы является горный пейзаж: «Пред ним пустынные равнины лежат зелёной пеленой; Там холмов тянутся грядой однообразные вершины. » — писал Пушкин
«Кавказский пленник» романтическая поэма Пушкина, написанная во время южной ссылки. Автор поставил перед собой цель воспроизвести характер молодого человека своего времени, неудовлетворенного действительностью и охваченного жаждой свободы. В романтической поэме эпическая линия (Кавказ, экзотическая жизнь горцев, приход русских завоевателей) переплетается с лирической (любовь пленного русского и черкешенки). Впервые Пушкин изображает романтического героя-современника. Автор не указывает ни имени героя, ни его прошлого, но немного о герое мы можем узнать по намёкам и недосказаниям. Герой поэмы жестоко разочарован. Он отправился на Кавказ — край сильных и свободолюбивых людей — обрести такую желанную и необходимую ему свободу духа, а попал в плен.
«Кавказский пленник» Толстого — рассказ-быль. Жилин попадает в плен к иноверцам на вполне законных основаниях. Он противник, воин, по обычаям горцев его можно взять в плен и получить за него выкуп. Главный герой – Жилин, его характер соответствует фамилии. Следовательно, делаем вывод: он крепкий, стойкий, жилистый. У него золотые руки, в плену он помогал горцам, чинил что-то, к нему даже лечиться приходили. Имени автор не указывает, лишь то, что его называют Иваном, но так называли всех русских пленников.
У Маканина главный герой – Рубахин. Фамилия, как и у Толстого говорящая, соответствующая характеру героя: рубаха-парень. Анализируя рассказ, мы видим, что Рубахин находится в постоянном состоянии войны, не только реальной, но и душевной. Он настолько привык к этому состоянию, что уже не в силах из него выбраться. Отслуживший свое, все время собирается навсегда уехать домой в «степь за Доном», и каждый раз остаётся на Кавказе, хочет понять, что же красота гор хотела ему сказать, «зачем окликала»? Его имени мы тоже не знаем.
Маканин интересно обыгрывает название рассказа «Кавказский пленный» а не пленник. По словарю С.И.Ожегова лексическое значение слова «пленный»– взятый в плен, находящийся в плену. «Пленник» – тот, кто пленён кем-чем-либо. В рассказе пленён не только юноша, но и главный герой пленён красотой гор: «который год бередит ему сердце их величавость, немая торжественность»
Как пленники сумели сбежать?
Благодаря любви молодой черкешенки, герой Пушкина получает возможность обрести свободу. «Ты волен,— дева говорит,— беги». Из-за безответной любви гибнет «дева гор».
Жилину помогла горская девочка Дина, с которой они подружились. В обоих случаях сыграли роль человеческие чувства: любовь, дружба, сострадание, а также красота человеческой души, доброта.
Проанализировав взаимоотношения героев произведений, мы можем отметить следующее. У Маканина Рубахин и Вовка-стрелок товарищи по службе, но кавказский юноша вызывает смутные и непонятные для Рубахина переживания. Его первая реакция на внешность юноши: «лицо удивило». Главный герой только потом понимает почему. Он был очень красив, что было странно: боевики всегда ценили мужественность и жестокость, и такого красавца в свой отряд не взяли бы. В конце Рубахин убивает пленного ради своего спасения.
Сопоставляя героев рассказов, мы видим: толстовский герой хороший товарищ. Он не бросает Костылина в беде, хотя именно из-за него они и попали в плен. Жилин стал симпатичен всему аулу, кроме старика, который ненавидел русских.
У Пушкина герой негативно относится к горцам, и не отвечает на любовь черкешенки, его сердце уже не способно любить.
Таким образом, мы выяснили, что авторы не указывают имён героев, что герои Маканина и Толстого служат на Кавказе, а Пушкинский герой отправился на Кавказ в поисках свободы. У Пушкина и Толстого герои попадают в плен и выбираются из него, а у Маканина герой взял в плен юношу с целью обмена.
Во всех рассмотренных произведениях тема истинных и ложных ценностей, истинной красоты. Красота, не только гор, но и человека. У Пушкина и Толстого это красота души, поступков, человеческих чувств, а у Маканина внешняя, красота пленного, и пугающая солдат красота местного пейзажа. «Серые замшелые ущелья. Бедные и грязноватые домишки горцев, слепившиеся, как птичьи гнёзда. Но всё-таки – горы?! Там и тут теснятся их жёлтые от солнца вершины. Горы. Горы. Горы. Который год бередит ему сердце их величавость, немая торжественность. » В «Кавказском пленном» постоянно присутствует фраза Достоевского – «красота спасёт мир», но в рассказе она «не успела спасти».
Пушкинский герой – романтический. Толстовский хороший друг и товарищ, а Маканинский солдат, устал от войны, но никак не может уехать домой.
Мы провели анализ текстов, способов изображения главного героя и выделили отличительные черты кавказских пленников.

27454 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Кавказский пленник / Образ кавказского пленника в русской литературе.

Смотрите также по произведению «Кавказский пленник»:

«Пушкин — высокий, кучерявый джентльмен в чёрной шляпе. »

Для тех, кто не знает, с утра пораньше напомним: сегодня исполнилось 175 лет со дня гибели А.С. Пушкина. И накануне этой даты, вместо того, чтобы в очередной раз писать, что Пушкин — наше всё, мы решили провести небольшой эксперимент и попросили учеников 9 класса одной из среднестатистических воронежских школ письменно (прямо на уроке) ответить на простые вопросы:

1. Когда ты впервые услышал о Пушкине?
2. А.С. Пушкин. Ассоциативный ряд.

Сразу оговоримся — все цитаты приведены в первоначальном виде, орфография и пунктуация авторов сохранены. Результат получился невероятно интересным.

«Когда я познакомилась с творчеством Пушкина, я сразу сделала вывод: он романтический писатель».

«Бакенбарды, кудрявые волосы, дуэль, ссылка, стихи, няня, Царскосельский лицей, Дантес».

«Мне довелось познакомиться впервые с А.С. Пушкином ещё в первом классе. Его первое стихотворение которое я прочитал было «Ветер ветер Ты могуч». И с этих пор я продолжаю увлечённо следить за литературой Пушкина, в которых он вкладывал душу для своих читателей».

Конспект урока по литературе в 5 классе по сказкам А.С. Пушкина

Демонстрационный материал: мультипроектор, иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина, выставка книг «Сказки А.С.Пушкина».

Учитель:Пушкин!

Имя этого величайшего поэта сопровождает нас всю жизнь. Впервые мы слышим его в раннем детстве и, ещё не умея читать, уже повторяем наизусть со слов старших: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…» Мир пушкинских стихов, сказок о злой царице-мачехе или скромной, доброй царевне, о смешном и доверчивом бесёнке, обманутым ловким Балдой, или царе Додоне, который в молодости обижал соседей и был за это наказан, живёт с нами и позже, в школьные годы.
Сегодняшний урок, как вы уже догадались, будет посвящён сказкам А.С.Пушкина, знакомым вам с детства. Это не обычный урок, а театрализованный. Мы расширим представления о любимом поэте, услышим выразительное чтение отрывков из ваших любимых пушкинских сказок, рассмотрим особенности «пера» Александра Сергеевича, раскроем смысл эпиграфа: «Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок».
Итак, начинаем.

Звучит аудиозапись пролога к поэме «Руслан и Людмила».

Учитель:
— Почему так завораживают эти строки?
— В какой мир переносят нас пушкинские стихи?
— Вы… поверили им? Но это же сказка! Почему же вы поверили, «увидели» каждую строку, каждый образ пушкинского «Лукоморья»? В чем же мастерство поэта-сказочника?
Сказочный зачин в интонации непринужденного будничного повествования, незаметно переходящего в волшебные образы и сюжеты; «ученый кот» в роли сказочника. «Лукоморье» — мир народной сказки с ее вечными сюжетами и героями, борьбой добра и зла; присутствие самого поэта в сказочном мире; простодушие и лукавство автора.

Инсценировка отрывка. «Сказка о попе и о работнике его Балде»

Учитель:
— Узнали сказку? Правильно, молодцы!
— Как, по-вашему, автор относится к своим героям?
(Примерные ответы детей: Пушкин подсмеивается над Балдой, когда говорит: «Работает за семерых, ест за четверых, досветла все у него пляшет, лошадь запряжет, полосу вспашет, печь затопит, все заготовит, яичко испечет да сам и облупит». Поп же выглядит простодушным.)

Учитель:
— Легко ли пересказывать сказки Пушкина?
Конечно же, нет. Хочется читать дословно, стихами, которые имеют ритм – повторяемость однородных звуковых особенностей, ударных и безударных слогов. Рифма — звуковые совпадения в конце строк. Существуют такие виды рифмовки: перекрестная, когда чередуются 1 и 3, 2 и 4 строчки; парная, когда чередуются 1 и 2, 3 и 4 строчки; охватная (или кольцевая), когда чередуются 1 и 4, 2 и 3 строчки. Определите вид рифмовки в услышанном вами отрывке.

Инсценировка отрывка. «Сказка о царе Салтане…» »

Учитель:
Три девицы под окном…
— Наверное, из всех сказок Пушкина эта содержит больше всего волшебства. В чем оно проявляется? (Рос ребенок не по дням, а по часам; Лебедь-девица; 33 богатыря; белка, умеющая говорить и др.)

Инсценировка отрывка. «Сказка о рыбаке и рыбке»

Учитель:
Выразительное чтение наизусть любимых отрывков из сказки.
— Как вы думаете, безжалостна или справедлива пушкинская рыбка?
— Что преобладает в сказке: повествование, описание, диалог? Почему?
— Почему в сказке то и дело слышится море? Найдите в тексте и зачитайте, пожалуйста, перемены, происходящие с морем. Почему оно все время меняется?

Учитель:
Выпишите из поэмы «Руслан и Людмила» устаревшие слова. Подберите к ним современные синонимы.
1) Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой… (берег)
2) Да вдруг раздался глас приятный… (голос)
3) В унынье, с пасмурным челом, (лицом)
За шумным свадебным столом
Сидят три витязя младые…(молодые)
4) Невеста очи опустила… (глаза)
5) В пещере старец, ясный вид,
Спокойный взор, брада седая… (борода)
— С какой целью поэт использует устаревшие слова?

— К каким сказкам сделаны иллюстрации? Ответьте на этот вопрос строчками из произведений.

Учитель:
— Какую главную мысль проносит А.С.Пушкин через все свои сказки? (Работа с эпиграфом урока, параллель с баснями И.А.Крылова – сказки тоже содержат мораль).
— В чем же особенности «пера» А.С.Пушкина? (Стихотворная речь, ритм, рифма)
— Что роднит любимые строки с русскими народными сказками? (Зачин, троекратные повторы, победа добра над злом, постоянные эпитеты).

Учитель:
Молодцы, ребята! Задачи урока выполнены. Думаю, что время мы провели с пользой, окунувшись в поэтический мир сказок великого русского поэта А.С.Пушкина. (Выставление оценок и их комментирование).
Домашнее задание: составить кроссворд по сказкам А.С.Пушкина.

Проза Пушкина

Пушкинская проза — огромный материк русской литературы, представленный различными жанрами: повестью, циклом повестей, историческим романом, романом в письмах, многочисленными замыслами. Обращаясь к Вяземскому с призывом образовать русскую прозу еще в начале двадцатых годов, Пушкин сформулировал свое понимание ее законов: «Точность и краткость — вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей — без них блестящие выражения ничему не служат».

Художественное исследование поведения человека определяет внутреннее единство «Повестей Белкина» (1830). Цикл считается началом нового периода творчества Пушкина. При кажущейся простоте, понятности цикла, событий, происходящих в повестях, «не загадочных», объяснимых чувств персонажей «Повести Белкина» понимаются исследователями по-разному:

  • как противопоставление двух миров — европейского (Маленькие трагедии) и русского;
  • как широкий срез жизни нескольких социальных слоев (провинциальные помещики, офицерская среда, ремесленники, чиновники 14-го класса, русские барышни, крестьяне);
  • как пародия на жанр романтической повести;
  • как ироническое освещение разных сторон русской жизни (реакция Баратынского).

Русская повседневная жизнь изображается изнутри благодаря введению образов рассказчиков (титулярный советник рассказывает «Станционный смотритель»; полковник — «Выстрел»; приказчик — «Гробовщик»; девица — «Метель» и «Барышню -крестьянку»), всех их объединяет Иван Петрович Белкин — главное лицо цикла. Пушкин скупо характеризует Белкина (сосед, ненародовский помещик, образование, служба в армии после 1812 г. и до 1825 г. и т. д.), подчеркивая отношение к писательству и литературе.

Себе Пушкин отводит скромную роль издателя (этого раньше не было). Таким образом, Пушкин создает «целую систему повествовательных опосредовании» (В Виноградов) Повествование ведется на трех уровнях. Первый уровень непосредственный очевидец. Полковник («Выстрел») — сам дуэлянт, но история Сильвио и для него выходит за рамки офицерских дуэлей. Титулярный советник передает историю Вырина как заурядную. Девица старше и опытней героинь «Метели» и «Барышни — крестьянки». Приказчик не может понять сон Адрияна («Гробовщик»).

На втором уровне — белкинская версия и трактовка услышанных историй: «Избрал замечательные анекдоты. и старался украсить истину живостью рассказа, а иногда и цветами собственного воображения».

На третьем уровне — пушкинская концепция жизни. При отсутствии тематического единства жизнь и судьба каждого персонажа определялась обстоятельствами Именно обстоятельства вскрывались на пушкинском уровне повестей.

В «Станционном смотрителе» и «Выстреле» проблема поведения человека рассматривается в условиях социального конфликта. Две повести дают два разных ответа на один и тот же вопрос. Они же начали в русской литературе тему «маленького человека», продолженную Гоголем (Шинель), Достоевским (Бедные люди) и т. д. Новый герой, введенный Пушкиным, свидетельствовал о демократическом и гуманистическом характере русской литературы.

К «Повестям Белкина» примыкает написанная в жанре неоконченной повести «История села Горюхино» (Макргоненко), хотя другие исследователи (В. Кулешов) считает ее завершенным произведением. Обычно значение болдинской прозы Пушкина определяется созданием образа «маленького человека», но «История села Горюхино» также оказала сильное влияние на последующую литературу Пушкин открыл ею новую область реализма, новые способы утверждения идеалов через обличение отрицательного.

Вершиной пушкинской прозы тридцатых годов стал исторический роман «Капитанская дочка». Автор читал его друзьям (у Вяземских в присутствии Жуковского) 1 ноября 1836 г. Эпиграф к роману «Береги честь смолоду» через несколько дней (после получения пасквиля) станет главным ориентиром в оставшиеся три месяца жизни Пушкина.

Пушкинский реализм в этот период сочетает постановку глубоких вопросов и неоднозначность ответов. Художественный прием, к которому обращается Пушкин, — рассказ от чужого лица Именно так в виде семейных записок написана «Капитанская дочка». Используя документальный материал, собранный для «Истории Пугачева», автор создает вымышленный сюжет с вымышленными героями и подлинными историческими лицами. Испытание на человечность оказывается решающим для участников конфликта. В центре повествования не столько пугачевское восстание, сколько судьба простых обыкновенных людей.

Петруша Гринев — по рождению, присяге на стороне дворян, по законам человечности — на стороне Пугачева. Гринев не испытывает к Пугачеву никаких неприязненных чувств — он обязан ему и жизнью, и спасением Маши. В Пугачеве Гринев видит сильного, волевого человека, а из рассказанной «калмыцкой сказки» узнает его философию жизни. Пугачев — самый сложный характер, созданный сложными художественными приемами (двойной смысл главы «Вожатый», где Пугачев выводит путников на дорогу, и где он вожак восстания; сон Гринева о чернобородом мужике с топором; застолье, пение, признания Гриневу о своих товарищах).

Особое место в образной системе принадлежит Маше Мироновой, в ее честь -заглавие » Капитанская дочка». Маша, в отличие от родителей Петруши, не может поверить в его измену и спасает Гринева. Во все войны и восстания самая тяжелая ноша была на плечах женщин, они выживали в нечеловеческих условиях и спасали близких.
Два спорных вопроса в понимании пушкинского произведения: 1) судьба «Пропущенной главы»; и 2) кто стает за словами о » бунте — бессмысленном и беспощадном» — Гринев или автор.

«Сравнительно с «Капитанской дочкой» все наши романы и повести кажутся приторной размазней. Чистота и безыскусственность взошли в ней на такую высокую ступень, что сама действительность кажется перед нею искусственной и карикатурной. В первый раз выступили истинно русские характеры: простой комендант крепости, капитанша, поручик; сама крепость с единственной пушкой, бестолковщина времени и простое величие простых людей — все не только самая, правда но, еще как бы лучше ее» (Гоголь » В чем же наконец существо русской поэзии и в чем ее особенность?»).

Пушкин — художник обращает свой исторический роман к будущему, знание прошлого прогнозирует будущее и оценивает настоящее. Соотнесенность повествования о прошлом с современностью обозначается назидательным обращением Гринева к внуку, которым и заключается повествование. «Капитанская дочка» — последнее из прозаических произведений и вместе с тем «маленькая», но первая народная эпопея (Е. Н. Купреянова). Проблема крестьянского восстания, отношение к нему дворянства, в широком смысле проблема добра и зла не могли получить однозначного решения, но главное — они поставлены Пушкиным.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: