Образ Чичикова в поэме Н

Среди персонажей гоголевской поэмы «Мертвые души» Чичиков занимает особое место. Будучи центральной (с точки зрения сюжета и композиции) фигурой поэмы, этот герой вплоть до последней главы первого тома остается для всех загадкой — не только для чиновников города NN но и для читателя. Прошлое героя неизвестно (его биография дана не в начале повествования, а лишь в одиннадцатой главе), так же как неизвестны цели, его пребывания в городе NN. Кроме того, автор лишает Павла Ивановича своеобразия, запоминающихся черт, собственного «лица». На фоне ярких, предельно индивидуализированных образов помещиков фигура Чичикова выглядит бесцветной, неопределенной, неуловимой. Отсутствие индивидуального начала обнаруживается и в речевом поведении героя — не имея собственного «лица», он не имеет и собственного «голоса».
Именно безликость и бесцветность позволяют Чичикову перевоплощаться до неузнаваемости, когда этого требуют «интересы дела». Превосходный психолог и блестящий имитатор, он умеет с магическим артистизмом уподобиться своему собеседнику. Во всякой ситуации он говорит то, что от него хотели бы услышать, что может расположить в его пользу.
С Маниловым Павел Иванович приторно-любезен, высокопарен («. я немею пред законом») и льстив. С Коробочкой он покровительственно-ласков и патриархально-набожен («На все воля Божья, матушка. »), но держится с ней свободно, «не церемонится». Вместо цветистых фраз теперь из сто уст звучат просторечные, а иногда и грубые выражения («дело яйца выеденного не стоит», «да пропади и околей»).
Общение с наглым и бесцеремонным Ноздревым для Чичикова мука, ведь Павел Иванович не терпит «фамильярного обращения» («. разве только если особа. слишком высокого звания»). Однако он и не думает прервать свой диалог с помещиком: тот богат, а значит, впереди перспектива выгодной сделки. Следуя своему испытанному методу, Чичиков всеми силами стремится уподобиться Ноздреву. Он обращается к нему на «ты», перенимает от него фамильярные манеры и хамский топ.
Найти общий язык с Собакевичем Чичикову значительно проще — ведь обоих объединяет ревностное служение «копейке». Даже Плюшкина, давно утратившего связь с внешним миром и позабывшего элементарные нормы вежливости, смог расположить к себе Павел Иванович. Для этого помещика Чичиков играет роль непрактичного и великодушного болвана — «мотишки», готового себе в убыток избавить случайного знакомого от необходимости платить полати за умерших крестьян.
Кто такой Чичиков? Что он за человек? Среди множества фантастических версий о Чичикове, выдвинутых чиновниками города NN. заслуживает особого внимания версия об антихристе. Антихрист новозаветного «Откровения» предшествует наступлению Страшного суда, появляется в конце времен. Почему же именно Чичиков становится у Гоголя знамением «последних времен», символом грядущей катастрофы?
С точки зрения Гоголя, зло, олицетворенное в Чичикове («страсть к приобретению»), есть главное зло современности. Зло обыденное и ничтожное страшнее, чем литературно-величественное зло, показывает Гоголь. Гоголь хочет понять психологическую природу нового явления. Этому служит биография Чичикова, объясняющая генезис изображенного в поэме характера. Тусклое, грустное детство героя — без товарищей, без мечтаний, без родительской любви — многое предопределило в дальнейшей судьбе героя. Глубоко усвоив родительское наставление («. береги и копи копейку»), Павлуша Чичиков развивает в себе энергию, волю и упорство, с которым и устремляется к своей единственной в жизни цели -, богатству. Вначале его действия наивны и прямолинейны: Павлуша рабски угождает учителю и становится его любимцем. Повзрослев, Чичиков манипулирует людьми с гораздо большим искусством, по и результаты его усилий теперь более значительны. Пообещав жениться на дочери своего начальника, Чичиков добывает себе место повытчика. Служа на таможне, Павел Иванович убеждает начальство в своей неподкупности, а затем наживает огромное состояние па крупной партии контрабандного товара. Биография гоголевского «приобретателя» отмечена странной закономерностью: блестящие победы Чичикова всякий раз оборачиваются нулем. Процесс обогащения превращается в нечто самоценное, самодостаточное — ведь это всегда процесс без результата.
В то же время биография Чичикова заставляет вспомнить о грешниках, которые преодолели свою греховность и впоследствии стали святыми подвижниками. Предполагалось, что в следующих томах поэмы произойдет пробуждение души героя и его духовное воскрешение. Автор говорил, что пороки времени, не случайно так сгущены и усилены в Чичикове — воскрешение «героя времени» должно стать началом воскрешения всего общества.

57291 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу «одно сочинение в одну школу»:

/ Сочинения / Гоголь Н.В. / Мертвые души / Образ Чичикова в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Смотрите также по произведению «Мертвые души»:

Образ Чичикова в поэме Николая Гоголя «Мертвые души»

Гоголь писал свою поэму в то время, когда в России назревала смена традиционных устоев общества и все указывало на то, что не за горами и реформы. Было понятно, что такие перемены не могут пройти без рождения нового типа человека. И одной из целей написания поэмы для Гоголя был портрет этого нового человека, уже начинающего подавать свой голос.

В связи с этим сразу стоит отметить, что Чичиков, центральный герой в «Мертвых душах», представляет собой не отдельную личность, а является типажом, сборным образом новоиспеченного

Кроме того, несмотря на то, что Чичиков присутствует практически на каждой странице книги, он отнюдь не является главным героем. Ему принадлежит важная идейнокомпозиционная роль, он – центр поэмы, но нельзя говорить о том, что раскрытие его характера было основной целью Гоголя. Поскольку произведение по сюжету представляет собой путешествие Чичикова, своеобразным каркасом поэмы является дорога (в

А причины эти – в детстве. Особенности семьи, невозможность получить все, что хочется, а также наказ отца перед тем, как отпустить сына «в люди» – угождать начальникам да беречь и копить копейку. Вот и вырос Чичиков – предприимчивый делец, обладающий изрядным терпением и трудоспособностью (поскольку всего он добивается сам, без чьей-либо помощи). Гоголь отдает должное «неодолимой силе его характера», т.к. понимает, что Чичиков, если вдуматься, совершает в одиночку грандиозное дело, которое под силу не каждому. Он обладает практической житейской смекалкой по поводу всего, что пахнет деньгами. Но немалое внимание на страницах своего произведения писатель уделяет и тому, что Чичиков в детстве был обычным ребенком, добрым, чутким, резвым, любознательным, он активно проявлял интерес к окружающему миру и стремился все познать самостоятельно (вспомнить хотя бы, как он убегал от няни и исследовал места, куда ему запрещали ходить).

Исходя из всего этого, нельзя утверждать, что им движет только лишь жажда наживы. Он совершал все эти махинации с одной целью – воплотить в жизнь свою мечту, которая, на самом деле, невинна, светла и даже не оригинальна – это мечта о собственном доме, хозяйке, куче маленьких ребятишек и, главное, памяти потомков. Эта светлая мечта, думается, начала закладываться еще с детства, проведенного в Обломовке. Именно эта причина сподвигла Павла Ивановича Чичикова на аферу с мертвыми душами и на путешествие по Руси, вследствие описания которого читатель и знакомится с представителями так называемой галереи умирающих помещичьих душ.

Стоит отметить, что Чичикова в поэме можно рассматривать с еще одной стороны, а именно в сопоставлении с разными литературными и историческими личностями. Речь идет о том, как помещики и городские чиновники видят в нем Наполеона, антихриста – и вообще о том образе, который сложился у них после общения с Чичиковым. Так, по слухам, он ворвался к Коробочке «вроде Ринальд Ринальдина» (своего рода романтический разбойник); чиновники сравнивают его с Наполеоном, вернувшегося с острова Елены, а когда сплетни достигли своего апогея – в Чичикове им виделся уже антихрист. Не избежал Павел Иванович и участи «признания» в нем капитана Копейкина. Конечно, с одной стороны, эта ситуация комична – почтмейстер, автор данной теории, не обратил внимания на то, что у Чичикова есть и руки, и ноги, в отличие от того капитана. Но, тем не менее, это сравнение имеет большое значение: капитан Копейкин, Наполеон – это романтические герои, которыми восхищались многие современники писателя. А Чичиков? Гоголь хотел этим сказать, что нынешние идеалы, предметы восхищения измельчали, на смену великим полководцам и народным защитникам пришли чичиковы.

Известно, что Гоголь задумывал «Мертвые души» как трехчастное произведение. К сожалению, осуществить это ему так и не удалось, мы имеем лишь небольшой отрывок IIого тома. Здесь, по замыслу автора, Чичиков должен был раскаяться во всех грехах своих и стать на путь очищения. В принципе, так он и сделал, но каялся он, ползая в ногах генерал-губернатора и целуя эти самые ноги. Несмотря на то, что покаяние происходило столь низким и даже унизительным образом, чичиковские проделки в целом заставили некоторых героев поэмы вести долгие рассуждения о честности и бесчестии, справедливости и неправде. Именно Чичиков в «Мертвых душах» – один из немногих деловых людей, способных к действию. Цель героя мелка и корыстна, но движение к ней лучше, чем полное бездействие.

На протяжении многих лет критики по-разному расценивают личность, сущность характера Павла Ивановича Чичикова. Кто-то ставит на нем клеймо бездушного дельца, приводя в доказательство то, что он использует все для достижения своей корыстной цели. А кто-то наоборот делает акцент на том, что Павел Иванович затеял эту махинацию с мертвыми душами только ради того, чтобы воплотить в жизнь свою мечту о собственном уютном домике, о сказочной красавице Милитрисе Кирбитьевне, то есть им двигали идеалы дома и семьи – те идеалы, о которых мечтает чуть ли не каждый. Конечно, справедливые рассуждения присутствуют и у тех, и у других критиков; но, думается, самую точную характеристику личности Чичикова можно дать, объединив эти два мнения. Характер этого героя гораздо сложнее, он не укладывается ни в рамки положительного, ни в рамки отрицательного персонажа. Это личность разносторонняя, которой свойственны и корыстные интересы, и светлые чувства – то есть Гоголю удалось изобразить героя, очень близкого к реальной жизни.

Образ Чичикова в поэме Гоголя «Мертвые души»

Задачей поэмы «Мертвые души», как её определял сам Гоголь, являлось создание большого полотна-портрета российского общества того периода.

Но! С одной его стороны – со стороны отрицательной сущности, когда выпуклыми подаются картины торжества зла и страдающей от него невинности.

С такой задачей проводника в гоголевском аду собранных «мертвых душ» справляется главный герой – Чичиков. Мы путешествуем рядом с ним в его бричке по просторам страны, сталкиваясь с остросатирическими персонажами помещиков.

В этом плане его образ – главный сюжетообразующий элемент.

Портрет Чичикова — описание внешности и характера, история персонажа

Гоголь выводит героя «средним» во всех отношениях. Он у него и не толст, и не худ, и не молод и не стар, да и по статусу этот персонаж – так, средней руки коллежский советник.

Можно добавить, что он также:

  • аккуратен (очень следит за фраком)
  • благопристоен (и сам не хамит, и другим не мешает).

Со слов же самого Павла Ивановича, он — не более как червь «незначащий» в мире сем, который друзей детских не имел, много претерпел в юные лета, жил с нездоровым отцом. По поводу родителей Чичиков тоже в затруднении –

дескать, они дворяне были, но вот какие – он не помнит – то ли столбовые, то ли личные.

От больного отца Павел Иванович усвоил самое основное – надо, мол, в первую очередь, «беречь копеечку», она, дескать, самая надежная штука в жизни. И уже в гимназическом отрочестве у героя обнаруживается «практический» талант, чем вызывается довольство его учителей. Потом Павел Иванович попадает хоть и на «ничтожное место» в казенной палате, но снова-таки проявляет практический талант, угождая начальнику и даже симулируя желание жениться на его очень некрасивой дочери. Вследствие этого «ничтожное место» постепенно превращается в «хлебное», но начальника снимают и все сыплется в прах. Новому начальнику лицо Чичикова не нравится…

Потом служба на таможне и снова «практические успехи», но опять «расхождения» с начальством и крах.

Тогда-то и решает Павел Иванович заняться «самостоятельным бизнесом», возникает идея «мертвых душ», за которые опекунский совет и даст заветные «тыщи» капитала.

«Имидж» Чичикова полностью соответствовал его начинаниям. Так, он был по мнению:

  • Губернатора – человеком «благонадежным»
  • Прокурора – «дельным»
  • Полковника жандармерии – «умным»
  • Полицмейстера – «любезным и почтенным» а его жены еще и – «обходительнейшим и любезнейшим»

Образ героя нового типа — в чем же секрет Чичикова?

Надо сказать, само по себе стремление гоголевского персонажа к довольству и счастливой жизни – никак не подлежит осуждению; ни в те времена, ни в наши это не было однозначным пороком. Протест может вызвать лишь способ получения этого. Афера с приобретением умерших душ и превращает героя в великого проходимца и первого авантюриста нашей литературы.

Его же можно назвать и предвестником зарождающего буржуазного класса. Он – путешественник-делец, приемлющий все, что приблизит его к желанному «миллиону». Поместье за поместьем, чиновник за чиновником – и Чичиков докатывает на своей бричке до вершины власти, причем нигде не встречая никакого отпора своему авантюризму.

Лишь в заключительной главе Павел Иванович дожидается осуждения и разоблачения. Но! Уже лишь в конце и только от автора.

По свидетельству Гоголя, у самого Чичикова становится мёртвой душа. Мошеннический авантюризм делает его антигероем, антизлодеем. В результате порок теряет свою величавость, как это можно было наблюдать в романтических тенденциях, а само зло — героичность.

Наша презентация по теме:

Параллели образа Чичикова с другим аферистом 20 века Остапом Бендером – очевидны. Несомненно, что и в нашем столетии дело Павла Ивановича имеет свои продолжения.

Тем не менее, своего героя Гоголь уводит на страницы последующих томов, возможно, считая его «человеком пути», способным к «возрождению». К сожалению, судьбы этих произведений печальны, и мы не можем проследить этой задумки великого писателя России.

Сочинения на Getsoch.ru

Сочинение на тему: Образ Чичикова в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Раньше, при крепостном праве, всех людей, которые были зависимы от помещика, называли «душами». Они всегда упоминались в разговорах как собственность. На деле так и было. Где-то судят по тому, сколько у тебя земли, где-то – по сумме денег. В поэме Гоголя статус в обществе определялся количеством «душ», которыми владел человек.

Главное место в произведении занимает Чичиков и его афера. Он начинает массовую скупку умерших крестьян, которые на бумаге числятся как живые.

Эта идея раскрывает очень многое. Здесь перед нами не просто человек, который придумал интересный способ завладеть большими деньгами. Смысл в том, чтобы показать и всех помещиков, которые держали в своих руках сотни и тысячи судеб, и объяснить суть бюрократической системы, которая была мощной силой того времени. Эта поэма, на самом деле, передает характер той жизни. Образ Чичикова – это хорошая возможность рассмотреть все в деталях.

Автор не сразу все рассказывает нам о герое. С каждой новой страницей мы узнаем о нем что-то новое. Так его личность постепенно раскрывается перед нами. Сама афера – это не главное. Суть в том, чтобы обличить абсолютно всех помещиков и хозяев того времени, показать на чем строились отношения между людьми, и как эта система подчиняла себе многих.

Рассматривая образ Чичикова, следует обратить внимание и на биографию героя. Его отец давал много разных наставлений сыну, которые во многом повлияли на будущее Чичикова. Его учили всегда держаться своего, не делиться ни с кем, не заводить друзей и учили льстить. Принимая все это как губка, еще в детстве Чичиков стал точной копией отца. Все хорошее, что есть в человеке от рождения, вмиг угасло. Вместо этого появились новые злые черты, которые и стали теми кирпичиками, из которых создалась новая личность.

Сама афера показывает нам, что у помещиков того времени отсутствовали всякие моральные принципы. Чичиков, приходя все к новым и новым людям, и уговаривая продать ему мертвые души, похож на беса.

На протяжении всего произведения, мы видим, как умирает душа героя. Сначала, как и у каждого человека, его душа чиста и непорочна. Но теперь все изменилось. Конечно, в некоторых моментах, мы видим, что у него еще есть какие-то чувства. Ему тяжело смотреть на серость, кучи мусора. Эти переживания мы узнаем с помощью слов автора. Чичиков все еще способен на здравые мысли. Но это мало в чем может ему помочь.

Наблюдая за тем, как он общается с людьми, мы видим, что он умеет находить подход к каждому. Общаясь с Маниловым, он очень любезен. Показывает свою деликатность, говорит ласково, даже предлагает делать все по закону. Когда говорит с Коробочкой, то становится грубым и нетерпеливым. А с Ноздревым вообще старается говорить короткими фразами, чтобы не выйти из себя.

Как бы там ни было, мы видим, что он способен подстроится под любые обстоятельства. Как будто в нем есть маленький радар, улавливающий абсолютно все колебания со стороны собеседника.

Еще одна черта – это его готовность предпринять любые действия, лишь бы достичь желаемого. Не важно, подлое это дело или нет. Цель для него намного важнее. А в чем же цель? Если посмотреть логически, то ее нет. Чичиков хочет становиться все богаче и богаче. Но все мы знаем, что чем больше у человека денег, тем большими становятся его запросы. Он не сможет однажды сесть и понять, что у него все есть. Ему всегда будет мало. Именно эта та черта, которая принадлежала помещикам. Это та частичка их сердца, которая не позволяла хорошим чувствам пробиться внутрь. Именно она звала искать все большего и большего. Постоянная жадность, которая сказывалась на сотнях невинных людей, была тем сорняком, который и являлся проблемой России.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: