Образ Чичикова в поэме Н

Все главные события, составляющие основу сюжета «Мертвых душ», протекают при непосредственном участии Павла Ивановича Чичикова. Завязка сюжета — приезд Чичикова в губернский город. Павел Иванович знакомится с городом, с видными чиновниками и с некоторыми помещиками. Через несколько дней он отправляется в путешествие: посещает усадьбы Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина и приобретает у них «мертвые души».

Казна проводила перепись крепостного населения один раз в десять — пятнадцать лет. Между переписями («ревизскими сказками») за помещиками числилось установленное количество ревизских душ. Естественно, что крестьяне умирали, но по документам, официально, они считались живыми по следующей переписи. «Я полагаю приобресть мертвых, которые, впрочем, значились бы по ревизии как живые», — говорит Чичиков ошеломленному Манилову.

Чичиков приобретает умерших крестьян затем, чтобы заложить их, как живых, в Опекунском совете и получить изрядную сумму денег.

Все поздравляют нового «херсонского помещика» с приобретением крепостных: «Павел Иванович! Ах, боже мой, Павел Иванович! Любезнейший Павел Иванович! Чичиков разом почувствовал себя в нескольких объятиях». Но торжество и всеобщее веселье уступают место растерянности, животному страху, когда Ноздрев и Коробочка раскрывают проделки «почтеннейшего Павла Ивановича». Чичиков в результате поспешно, крадучись, покидает город.

Итак, что же представляет собой этот герой?

В отличие от владельцев усадеб, людей инертных и косных, предприимчивый Чичиков не знает покоя. Он со школьных лет охвачен жаждой активного стяжательства. Гоголь подробно рассказывает, как формировался характер героя. Мальчик, усвоив наставления отца, уже в школе проявил изворотливость, железную выдержку и низость души. Мелкими спекуляциями он «сделал приращения» с полтины, подаренной отцом: «Когда набралось денег до пяти рублей, он мешочек зашил и стал копить в другой». Мешочек с деньгами заменил ему дружбу, честь и совесть.

Поприще чиновника постепенно открыло Чичикову более широкие возможности для обогащения. Мелкие спекуляции сменились махинациями крупного масштаба. Чичиков занимается такими делами, «которым свет дает название не очень чистых».

Почти все его «дела» кончаются крахом. Но вот что характерно: Чичиков не испытывает угрызений совести и не падает духом. Скрыв следы преступления и избежав наказания, он с удвоенной энергией принимается за новое нечистое дело: «Ну, что же! — сказал Чичиков, — зацепил — поволок, сорвалось — не спрашивай. Плачем горю не пособить, нужно дело делать».

Кто же такой Чичиков? Может быть, это какой-то необыкновенный злодей? Преступник по натуре? Посмотрим, что говорит о нем автор.

В одиннадцатой главе Гоголь пишет, что русская литература много внимания уделяла добродетельному герою: «. нет писателя, который бы не ездил на нем, понукая и кнутом и всем, чем попало». Но в реальной действительности, в крепостническом обществе, не последнюю роль играют люди-подлецы. Почему их не выставляют «на всенародные очи»? «Нет, — говорит писатель-патриот, — пора наконец припрячь и подлеца. Итак, припряжем подлеца!» Как видим, отношение автора к своему герою предельно ясно.

Чичиков — герой-подлец. «Кто же зевает теперь на должности? Все приобретают», — рассуждает он. Комментируя ход мыслей своего героя, Гоголь замечает, что «в рассуждениях его видна была некоторая сторона справедливости». Справедливость суждения заключается в том, что Чичиков не одинок. Хищники-приобретатели смело врываются в жизнь и начинают хозяйничать в ней. Это дельцы буржуазного склада, хищники по убеждению. Но нелегко раскрыть их подлую сущность, ибо они носят маску добродетельных людей: «Нужно знать, что Чичиков был самый благопристойный человек, какой когда-либо существовал в свете. Никогда не позволял он себе в речи неблагопристойного слова и оскорблялся всегда, если в словах других виде отсутствие должного уважения к чину или званию. » За этой внешней благопристойностью скрывается моральная нечистоплотность героя.

Чичиков выработал в себе способность безошибочно определять сильные и слабые стороны людей и умение быстро приспосабливаться к среде и различным обстоятельствам. На его внешнем облике лежит отпечаток какой-то неопределенности, обтекаемости: «В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод».

В отношениях с людьми Чичиков многолик. Подобно хамелеону, он постоянно меняет свой облик, приспосабливаясь к тому, с кем ведет разговор. В беседе с Маниловым он похож на Манилова — его «сердечные признания», весьма туманные и фальшивые, производят сильное впечатление на излишне чувствительного помещика. С Коробочкой, по замечанию автора, он «говорил. с большей свободою, нежели с Маниловым, и вовсе не церемонился». В разговоре с «властителями он очень искусно умел польстить каждому. Губернатору намекнул как-то вскользь, что в его губернию въезжаешь, как в рай, дороги везде бархатные. полицмейстеру сказал что-то очень лестное насчет городских будочников. » В кругу помещиков и чиновников Чичиков становится своим человеком, завоевывает полное доверие.

Постоянно меняя свой облик, Чичиков тщательно скрывает от окружающих свои мошеннические цели. Гоголь-сатирик показывает внутренние мотивы поступков героя, обнажая то, что «ускользает и прячется от света».

Душу Чичикова оскорбляют грязные канцелярские столы, но ничуть не оскорбляют чиновники-взяточники и отъявленные конокрады, совершающие преступления, за грош продающие честь и совесть. Его обоняние страдает от неприятного запаха, который распространяет Петрушка, а то, что у Плюшкина крестьяне «как мухи мрут», приводит его в восторг. Выдержанный, осторожный Павел Иванович не может скрыть свою радость при этом известии. Чем больше в стране эпидемий и крестьянских могил, тем лучше для Чичикова! Вот что скрывается за внешней приятностью «приобретателя», разъезжающего по глухим дорогам крепостной России.

Торговец мертвыми душами возвращается в город «в самом веселом расположении духа». И как не радоваться: «В самом деле, что ни говори, не только одни мертвые души, но еще и беглые, и всего двести с лишком человек». Чичиков посвистывает, наигрывает, поет «какую-то песню, да такой степени странную», что Селифан недоуменно покачивает головой.

Чичиков и песня! Для песни нужно человеческое сердце, чуткое и доброе. Недаром песня эта — в высшей степени странная. В душе приобретателей нет места ни песне, ни человеческим чувствам. Разоблачая подлость Чичикова, Гоголь бичует вместе с ним и общество, которое признает лучшими людьми тех, кто имеет капитал. Дамы и чиновники губернского города восторженно встречают Павла Ивановича потому, что разнеслась весть о его миллионном капитале. А против миллиона никто не устоит, «ибо в одном звуке этого слова . заключается что-то такое, которое действует и на людей-подлецов, и на людей ни се ни то, и на людей xoроших — словом, на всех действует».

Гоголь приводит нас к выводу , что неразумно устроено само общество. Потому и появляются люди-подлецы, что есть условия для их мошеннической деятельности.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Гоголь Н.В. / Мертвые души / Образ Чичикова в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Смотрите также по произведению «Мертвые души»:

Роль денег в поэме гоголя мертвые души

Автор постепенно раскрывает многочисленные «таланты» Чичикова, проявившиеся на чиновничьем поприще: беспринципность, карьеризм, угодничество, взяточничество, незаурядную выдержку и настойчивость. Удивительна способность к перевоплощению этого героя – в беседе с Маниловым перед нами предстает деликатнейший, чувствительный человек, а с Собакевичем он отчаянно торгуется, как кулак, делец, который ни за что не упустит своей выгоды. С Коробочкой Чичиков разговаривает грубовато и резко, а с Плюшкиным разыгрывает роль сердобольного благодетеля, который просто пожалел «бедного и одинокого» старика.

Таким образом, Чичиков постоянно натягивает на себя то одну, то другую маску, скрывая истинное отвратительное лицо мошенника, негодяя, подлеца. Уже после того, как характер героя становится совершенно ясным, Гоголь приводит в конце поэмы его подробную биографию, которая объясняет, как сложился, сформировался такой характер.

Автор заставляет читателя перенестись в пору безмятежного детства Павлуши Чичикова. Очевидно, формирование его характера началось с отцовского напутствия при отправлении его в городское училище. Павлуше особенно запомнился завет родителя угождать начальнику, а также беречь и хранить копейку, ибо это самая надежная вещь на свете. Юный Чичиков еще в школе успешно претворял в жизнь эти отцовские наставления, проявляя недюжинную изобретательность и ловкость. Автор приводит многочисленные примеры, свидетельствующие о разнообразных средствах, благодаря которым герой не только сохранил свой капитал, но и сумел значительно нарастить его. Среди невинных детских затей, вроде вылепленного из воска снегиря и дрессированной мыши, уже начинает проглядывать омерзительный облик будущего законченного подлеца. Об этом говорят такие факты, как продажа друзьям полученного от них же угощения, угодничество и смирение перед учителем, которому он после окончания школы отказался помочь в бедственном положении. История с повытчиком и его дочерью еще ярче раскрывает низость и подлость Чичикова, его стремление использовать людей для достижения своих корыстных целей.

Чем больше мы узнаем о герое, тем отвратительнее становится его облик. Его душой всецело владеет страсть к накоплению, стяжательству. На достижение этих целей направлены все его незаурядные силы и способности. В его душе нет никаких увлечений и страстей, кроме страсти к богатству, никаких нравственных принципов. Чичиков закономерно превращается в прожженного дельца, рыцаря наживы. Его внешне благообразный вид с налетом культуры скрывает звериную жажду накопления. В образе Чичикова Гоголь вывел нового человека, буржуа, предпринимателя, представителя нарождающегося мира капитализма.
В поэме Н. В. Гоголя изображена крепостническая Русь, страна, в которой вся земля с ее богатствами, ее народ принадлежали правящему дворянскому классу. Писатель дает в своей поэме образы помещиков, этих хозяев России. Причем он изображает не лучшую просвещенную часть дворянства, а тех, кто составлял его основную массу.

Расположение помещиков в поэме не случайно. Сначала мы вместе с Чичиковым попадаем в поместье Манилова, которое называют парадным фасадом помещичьей России, а затем последовательно гостим у хозяйственной, аккуратной «скопидомки» Коробочки, чтобы потом побывать в разоренной усадьбе фамильярного, бесшабашного Ноздрева и у основательного кулака Собакевича. Завершает это путешествие картина полнейшей ветхости и запустения деревни Плюшкина. В такой последовательности мы видим движение – от лучшего к худшему.

Манилов при первом знакомстве производит приятное впечатление культурного деликатного человека. Но уже в этой беглой характеристике слышится знаменитая гоголевская ирония. Об этом говорит и книга, два года заложенная закладкой на четырнадцатой странице, и сравнение его глаз с сахаром. В облике этого героя явственно проступает приторная слащавость. Склонность Манилова к изысканным, витиеватым оборотам речи говорит о его стремлении казаться просвещенным, высококультурным человеком. Но эти внешние обходительные манеры не могут скрыть пустоты его души. Все занятия Манилова состоят в бессмысленных мечтаниях, глупых и неосуществимых прожектах.

Другой тип помещицы предстает перед нами в образе Коробочки. В отличие от Манилова она хозяйственна и практична. Она хорошо знает цену «копеечке». Поэтому она так боится продешевить, продавая Чичикову необычный товар. Все доводы предприимчивого дельца разбиваются о ее несокрушимую «дубинноголовость» и жадность. Значит, при всех индивидуальных особенностях она отличается такой же пошлостью и «мертводушием», как Манилов.

Зато какой неукротимой энергией, активностью, бойкостью, стремительностью веет от Ноздрева, этого кутилы, лихача, известного в городе «исторического человека». Его совершенно не занимают мелочные заботы о накоплении денег. Нет, у него другая, противоположная страсть – бездумно и легко тратить деньги на кутежи, картежные игры, покупку ненужных вещей. Каков же источник его доходов? Он тот же, что и у других помещиков – крепостные крестьяне, которые обеспечивают своим господам праздную и беззаботную жизнь. Описание усадьбы Ноздрева помогает лучше понять и его характер, и жалкое положение его крепостных, из которых он выколачивает все, что возможно. Автор иронично называет такой тип людей «хорошими и верными товарищами», а затем добавляет, что они «. при всем том бывают весьма больно поколачиваемы». За что? Конечно, за их страстишку нагадить ближнему.

У Собакевича в противоположность Ноздреву все отличается добротностью и прочностью. Но это не производит отрадного впечатления, потому что Гоголь гиперболически подчеркивает уродство и нелепость построек Собакевича и обстановки его дома. При описании внешности этого героя писатель применяет блестящий художественный прием – он сравнивает Собакевича со «средней величины медведем». Это позволяет читателю не только зримо представить себе облик героя, но и увидеть его животную сущность, отсутствие высшего духовного начала. Если Манилов хотя бы пытался усвоить внешние манеры интеллигентного гуманного человека, то Собакевич не скрывает своего глубокого презрения к просвещению, определяя его словом «фук». Именно собакевичи были главной опорой трона, они убивали все гуманное и прогрессивное. Собакевич – ярый крепостник, который никогда не упустит своей выгоды, даже если речь идет об умерших крестьянах. Позорный торг из-за «мертвых душ» обнаруживает определяющую черту его характера – неудержимое стремление к наживе, алчность, стяжательство. При обрисовке образа Собакевича писатель широко использует прием гиперболизации. Достаточно вспомнить его чудовищный аппетит или портреты полководцев с толстыми ногами и «неслыханными» усами, украшающими его кабинет.

Ирония и сарказм в изображении Манилова, Коробочки, Ноздрева и Собакевича сменяются гротескным изображением Плюшкина. Он, безусловно, наиболее омертвелый среди «мертвых душ», так как именно в этом герое Гоголь показал предел душевной опустошенности. Он даже внешне потерял человеческий облик, ибо Чичиков, увидя его, не мог понять, какого пола эта фигура. Наглость и хамство Ноздрева не мешали ему появляться в обществе и общаться с людьми. Плюшкин же полностью замкнулся в своем эгоистическом одиночестве, отрезав себя от всего мира. Ему безразличны судьбы своих детей, его тем более не трогает судьба мрущих от голода крестьян. Все нормальные человеческие чувства полностью вытеснены из души Плюшкина страстью к накопительству. Но если у Коробочки и Собакевича собранные деньги шли на укрепление хозяйства и тратились осмысленно, то маразматическая скупость Плюшкина перешла все пределы и обратилась в свою противоположность. Занятый собиранием всякой дряни, вроде черепков и старых подошв, он не замечает того, что разрушается его хозяйство. Судьба крепостных Плюшкина впечатляюще говорит о трагической участи русского народа, которым правят алчные, жадные, пустые, расточительные и выживающие из ума люди.
Начиная с седьмой главы поэмы «Мертвые души» чиновничество находится в центре внимания автора. Несмотря на отсутствие детально и подробно нарисованных образов, подобных героям-помещикам, картина чиновничьего быта в поэме Гоголя поражает своей широтой.

Двумя-тремя мастерскими штрихами писатель рисует замечательные портреты-миниатюры. Это и губернатор, вышивающий по тюлю, и прокурор с весьма черными густыми бровями, о котором нечего вспомнить после смерти, кроме этих густых бровей, и низенький почтмейстер, остряк и философ, и многие другие. Гоголь приводит в поэме своеобразную классификацию чиновничества, деля представителей этого сословия на низших, тонких и толстых. Писатель дает саркастическую характеристику каждой из этих групп. Низшие – это, по гоголевскому определению, невзрачные писари и секретари, как правило, горькие пьяницы. Под «тонкими» автор подразумевает среднюю прослойку, а «толстые» – это губернская знать, которая крепко держится за свои места и ловко извлекает немалые доходы из своего высокого положения.

Гоголь неистощим в выборе удивительно точных и метких сравнений. Так, он уподобляет чиновников эскадрону мух, которые налетают на лакомые куски рафинада. Губернских чиновников характеризуют в поэме и их обычные занятия: игра в карты, попойки, обеды, ужины, сплетни. Гоголь пишет о том, что в обществе этих государственных служащих процветает «подлость, совершенно бескорыстная, чистая подлость». Их ссоры не заканчиваются дуэлью, потому что «все они были гражданские чиновники». У них другие методы и средства, с помощью которых они пакостят друг другу, что бывает тяжелее любой дуэли. Гоголь рисует это сословие как воров, взяточников, бездельников и мошенников, которые связаны друг с другом круговой порукой. Поэтому так неуютно чувствуют себя чиновники, когда раскрылась афера Чичикова, ибо каждый из них вспомнил свои грехи. Если они будут пытаться задержать Чичикова за его мошенничество, то и он сможет обвинить их в нечестности. Возникает комическая ситуация, когда люди, облеченные властью, помогают аферисту в его незаконных махинациях и боятся его.

Гоголь в поэме раздвигает рамки уездного города, вводя в нее «Повесть о капитане Копейкине». В ней рассказывается уже не о местных злоупотреблениях, а о произволе и беззаконии, которые творят высшие петербургские чиновники, то есть само правительство. Бросается в глаза контраст между неслыханной роскошью Петербурга и жалким нищенским положением Копейкина, который проливал кровь за отечество, лишился руки и ноги. Но, несмотря на увечья и боевые заслуги, этот герой войны не имеет права даже на полагающуюся ему пенсию. Отчаявшийся инвалид пытается найти помощь в столице, но его попытка разбивается о холодное равнодушие высокопоставленного сановника. Этот отвратительный образ бездушного петербургского вельможи завершает характеристику мира чиновников. Все они, начиная с мелкого губернского секретаря и заканчивая представителем высшей административной власти, нечестные, корыстные, жестокие люди, безразличные к судьбам страны и народа.
На фоне мертводушия маниловых, коробочек, плюшкиных особенно рельефно выделяется бойкий и живой ум русского народа, молодецкая удаль, широкий размах души. Именно эти качества, по мнению Гоголя, являются основой национального русского характера. И они нашли воплощение в образах богатырей Степана Пробки, Абакума Фырова. Причем о Степане и его возможной судьбе размышляет несостоявшийся помещик Чичиков, который приобрел его как «мертвую душу». Но этот русский богатырь, «что и в гвардию годился бы», предстает более живым, чем здравствующие люди с мертвыми душами.

В скупых, лаконичных строчках поэмы встают перед нами искалеченные судьбы людей из народа. Спивается чудо-сапожник Максим Телятников, который хотел обзавестись своим домиком да лавчонкой. Но, заплатив барину порядочный оброк, этот талантливый мастер был обманут поставщиком гнилой кожи. Бессмысленна и нелепа смерть Григория Доезжай-не-доедешь, который от тоски заворотил в кабак, а потом прямо в прорубь. Горька и унизительна судьба беглых крепостных Плюшкина, которые обречены всю жизнь скрываться от полиции. Выбор у них невелик: сидеть в тюрьме или пристать к другим господам и работать у них. Грамотный дворовый человек Попов, мыкающийся без паспорта, постоянно подвергается допросам и унижениям. Запоминается образ Абакума Сырова, который полюбил вольную жизнь, пристав к бурлакам. Ведь тяжелейший каторжный труд бурлацкой ватаги иногда завершался шумным и веселым праздничным гуляньем с песнями и хороводами. Именно здесь во всю ширь проявляется народная удаль, размах русской души.

Гоголь не идеализирует русское крестьянство. О его вопиющем невежестве, узости духовного мира говорят, например, образы дяди Митяя и дяди Миняя, которые никак не могут развести лошадей, запутавшихся в постромках, или образ дворовой девочки Пелагеи, которая «не знает, где право, где лево». Вызывает смех и «благородное побуждение к просвещению» крепостного слуги Чичикова Петрушки, потому что его привлекает не содержание книг, а сам процесс чтения. Гоголь пишет, что Петрушке было все равно, что читать: похождения влюбленного героя, букварь, молитвенник или химию. Эти эпизоды являются ярким примером неразвитости, убожества духовного мира значительной части крепостного крестьянства.

Бібліотека школяра вітає тебе!

Свою роботу ми розпочали в березні 2008 році і весь цей час ми плідно працюємо над розширенням можливостей нашої електронної бібліотеки. Наш сайт стане у нагоді тим, хто навчається і тим, хто постійно намагається здобути нові знання. Ми намагались зібрати інформацію, яка стане у нагоді учню при підготовці домашніх завдань чи складання іспитів, студенту — під час підготовки до сесії. Для Вашої зручності, «Бібліотека школяра» розділена на шістнадцять розділів, серед яких ми зможете знайти: твори з мови, з української та зарубіжної літератури, сочинения по русскому языку и литературе, стислі перекази творів, біографії письменників та історичних діячів, рефетати та багато іншого. Сподіваємось, що «Бібліотека школяра» стане Вам у нагоді. Дякуємо, що завітали до нас!

Анонс основних розділів сайту:

«Біографії» — інформація про життя та творчість великих письменників, політиків, художників, видатних людей, які внесли значний вклад в розвиток культури, української та зарубіжної літератури.

«Реферати» — велика колекція докладів, доповідей, рефератів з різноманітних наукових проблем, а також цікаву та пізнавальну інформацію.

«Зарубіжна література» — коллекція шкільних творів з зарубіжної літератури. На сайті максимально підібрані твори з літератури, які допоможуть Вам в стислі строки написати чудові роботи та отримати вищій бал. Всі твори викладені відповідно до шкільної програми учнів українських шкіл.

«Українська література» — коллекція шкільних творів з української літератури. На сайті максимально підібрані твори з літератури, які допоможуть Вам в стислі строки написати чудові роботи та отримати вищій бал. Всі твори викладені відповідно до шкільної програми учнів українських шкіл.

«Твори з мови» — це велика коллекція нових учнівських творів з української мови.

«Русский язык» — шкільні твори російською мовою. Твори орієнтовані для школярів українських шкіл, які вивчають російську мову.

«Сочинения» — коллекция сочинений по русской и зарубежной литературе на русском языке. Данная коллекция ориентирована на украинских школьников, которые изучают русский язык и литературу.

«Стислі перекази» — стислий, але вичерпний переказ творів великого розміру. Після ознайомлення з переказами Ви матимите повну уяву про зміст повного твору, його головних героях, сюжетні лінії, тему, ідеї.

«Прислів`я та приказки» — прислів’я та приказки українського народу.

«Крилаті вирази» — крилаті вислови народної творчості та вислови з творів української літератури.

«Фразеологізми» — це фразеологічні вирази української народної творчості.

«Цитаты» — в разделе представлено более 5000 цисяч цитат почти пятисот авторов.

«Помещики в поэме «Мертвые души»»

Поэма Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» охватывает разнообразные сферы русской действительности 30-40-х годов XIX века. В ней автор отразил уклад жизни и нравы разных слоев общества — помещиков, чиновников, крестьян. Крупным планом изображены в поэме помещики. Причем последовательность знакомства их с читателем выбрана Гоголем не случайно. Начиная от Манилова и заканчивая Плюшкиным, автор усиливает горькую обличительную сатиру.

Первым помещиком, у которого побывал главный герой поэмы Чичиков, был Манилов. «Один Бог разве мог сказать, какой характер у Манилова. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан. черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур передано сахару» — такой портрет этого помещика рисует Гоголь.

Из этого описания становится ясно, что несмотря на в общем благоприятное внешнее впечатление, которое производил Манилов, он не отличался ничем особенным. Кроме разве бросающейся в глаза приторной слащавости и обходительных манер, за которыми скрывалась обыкновенная глупость. Мы видим, что в деревне у Манилова царят беспорядок и разорение, тем временем как все его занятия состоят в бессмысленных мечтаниях, глупых и неосуществимых проектах («как хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост. »). При создании этого образа Гоголь мастерски использовал и такую деталь, как лежащая в кабинете у Манилова книга, два года заложенная закладкой на четырнадцатой странице. Характер Манилова во всей полноте проявляется во время сделки с Чичиковым. Этого помещика, не знающего даже, сколько крестьян у него

умерло, заботит, «не будет ли эта негоция не соответствующею гражданским постановлениям и дальнейшим видам России».

В отличие от Манилова Коробочка — следующая изображенная Гоголем помещица — весьма рачительна и знает, как вести хозяйство. Автор так описывает Коробочку: «Женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки. а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки. » Коробочка знает цену «копейке», поэтому так боится продешевить в сделке с Чичиковым. Все доводы последнего разбиваются о ее «дубиноголовость» и жадность. Она ссылается на то, что хочет дождаться купцов да узнать цены. Гоголь вместе с тем обращает наше внимание на то, что эта помещица сама ведет хозяйство, а крестьянские хаты в ее деревне «показывали довольство обитателей.

Зато проблемы денег и ведение хозяйства совершенно не заботят помещика Ноздрева, к которому Чичиков попадает после посещения поместья Коробочки. Ноздрев принадлежит к числу людей, которые «всегда говоруны, кутилы, народ видный». Его жизнь заполнена кутежами, карточными играми, бессмысленной тратой денег. Он энергичен, активен и ловок. Неудивительно, что предложение Чичикова продать ему мертвые души сразу же нашло живой отклик у Ноздрева. Авантюрист и лгун, этот помещик решил провести Чичикова. Только чудо спасает главного героя от физической расправы. Усадьба Ноздрева помогает лучше понять его характер, и жалкое положение крепостных, из которых он выколачивает все, что возможно.

У Собакевича в отличие от Ноздрева все отличается добротностью и прочностью, даже колодец «обделан в крепкий дуб». Но это не производит хорошего впечатления на фоне обрисованных Гоголем уродливых и нелепых построек и обстановки дома этого помещика. Да и сам он не производит благоприятного впечатления. Собакевич показался Чичикову «весьма похожим на средней величины медведя». Описывая внешность этого помещика, Гоголь иронически замечает, что природа не долго мудрила над его лицом: «Хватила топором раз — вышел нос, хватила в другой — вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши; пустила на свет, сказавши: «живет!» Создавая образ этого помещика, автор часто использует прием гиперболизации — это и зверский аппетит Собакевича, и безвкусные портреты полководцев с толстыми ногами и «неслыханными усами», украшавшие его кабинет и многое другое.

Собакевич — ярый крепостник, который никогда не упустит своей выгоды, даже если речь идет об умерших крестьянах. В ходе торга с Чичиковым обнаруживаются его алчность, стремление к наживе. Заломив цену — «по сту рублей» за мертвую душу, он в конце концов соглашается на «два с полтиною», лишь бы не упустить возможности получить деньги за столь необычный товар. «Кулак, кулак!» — подумал о Собакевиче Чичиков, покидая его имение.

Помещики Манилов, Коробочка, Ноздрев и Собакевич описаны Гоголем с иронией и сарказмом. В создании же образа Плюшкина автор использует гротеск. Когда Чичиков впервые увидел этого помещика, он принял его за ключницу. Главный герой подумал, что если бы встретил Плюшкина на паперти, то «. дал бы ему медный грош». Но позже мы узнаем, что этот помещик богат — у него более тысячи душ крестьян. Гоголь показывает безмерную жадность Плюшкина. В его доме скопились такие огромные запасы, которых хватило бы на несколько жизней.

Бессмысленная жажда накопительства Плюшкина доведена до абсурда. Несмотря на огромные запасы в его доме, он каждый день ходил по своей деревне и все, что ему попадалось на глаза, тащил к себе и складывал в углу комнаты. Плюшкин живет одним лишь накопительством, он совершенно оторван от внешнего мира. Ему безразличны судьбы его детей. Тем более его не заботят проблемы умирающих от голода крестьян. Все нормальные человеческие чувства

давно умерли в его душе. А ведь когда-то Плюшкин был предприимчивым, трудолюбивым хозяином, не лишенным ума и житейского опыта. Соседи заезжали к нему поучиться «мудрой скупости». Но теперь уже скупость Плюшкина довела его имение до полного упадка. Она совершенно бессмысленна и, как показывает Гоголь, приводит к полной деградации личности. И если Коробочка у Гоголя «дубинноголовая», Ноздрев — «исторический человек», Собакевич — «человек-кулак», то Плюшкин — это даже не человек, это «прореха на человечестве».

Своей поэмой Н. В. Гоголь не только показал читателю истинное лицо помещиков, но и ввел в литературу понятие «мертвые души». Мертвыми были не только и не столько те, кто становился предметом торгов Чичикова с помещиками. А. И. Герцен так говорил об этом: «Это заглавие само носит в себе что-то наводящее ужас. И иначе он не мог назвать; не ревизские мертвые души, а все эти ноздревы, маниловы и все прочие — вот мертвые души, и мы их встречаем на каждом шагу».

Мертвые души» автор назвал поэмой и подчеркнул этим значительность своего творения. Поэма — объемное лирико-эпическое произведение, отличающееся глубиной содержания и широким охватом событий. Это определение жанра «Мертвых душ» (поэма) до сих пор вызывает споры.

С выходом в свет сатирических произведений Гоголя в русской реалистической литературе укрепляется критическое направление. Реализм Гоголя в большой степени насыщен обличительной, бичующей силой — это отличает его от предшественников и современников. Художественный метод Гоголя получил название критического реализма. Новым у Гоголя является заострение главных черт характера героя, излюбленным приемом писателя становится гипербола — преувеличенное изображение этих черт, усиливающее впечатление. Гоголь находил, что сюжет «Мертвых душ», подсказанный Пушкиным, хорош тем, что дает возможность изъездить вместе с героем всю Россию и создать множество самых разнообразных характеров.

Главы о помещиках, которым уделено больше половины первого тома, автор расположил в строго продуманном порядке: расточительного мечтателя Манилова сменяет бережливая Коробочка; ей противопоставлен разорившийся помещик, пройдоха Ноздрев; затем опять поворот к хозяйственному помещику-кулаку Собакевичу; галерею крепостников замыкает скряга Плюшкин, воплощающий крайнюю степень падения помещичьего класса.

Читая «Мертвые души», мы замечаем, что писатель повторяет одни и те же приемы в изображении помещиков: дает описание деревни, господского дома, внешнего вида помещика. Далее идет рассказ о том, как отнесся к предложению Чичикова о продаже мертвых душ тот или иной помещик. Затем изображается отношение Чичикова к каждому из помещиков и описывается сцена купли-продажи мертвых душ. Такое совпадение не случайно. Однообразный замкнутый круг приемов позволил художнику выставить напоказ консерватизм, отсталость провинциальной жизни, замкнутость и ограниченность помещиков, подчеркнуть застой и умирание.

О «весьма обходительном и учтивом помещике Манилове» мы узнаем в первой главе,, где автор изображает внешность его, особенно глаза — «сладкие, как сахар». Характер Манилова выражается в особой манере говорить, в употреблении деликатнейших оборотов речи: «позвольте вам этого не позволить», «нет уж извините, не допущу пройти позади такому приятному, образованному гостю». Прекраснодушие Манилова, незнание им людей выявляются в оценке городских чиновников как людей «препоч-теннейших и прелюбезнейших». Шаг за шагом Гоголь неумолимо обличает пошлость пошлого человека, иронию постоянно сменяет сатира: на столе «нет такого обеда, какой. в столицах. щи, но от чистого сердца», дети — Алкид и Фемистоклюс — названы именами древнегреческих полководцев, чтобы показать образованность родителей. Манилов слезливо благодушен, лишен живой мысли и настоящих чувств. Он сам «мертвая душа», обреченная на гибель так же, как и весь самодержавно-крепостнический строй России. Маниловы вредны, социально опасны. Каких же последствий для экономического развития страны можно ждать от маниловского хозяйствования!

Помещица Коробочка бережлива, «набирает понемногу деньжонок», живет замкнуто в своем поместье, как в коробочке, и ее домовитость со временем перерастает в скопидомство.

За Коробочкой следует Ноздрев. В отличие от Манилова, он неугомонный, юркий, бойкий, но его энергия растрачивается по пустякам в шулерской картежной игре, в мелких пакостях, во лжи. С иронией называет Гоголь его «в некотором отношении исторический человек», потому что, где бы ни был Ноздрев, нигде не обходилось без «историй», то есть без скандала.

Свойственное Коробочке накопительство превратилось у практичного помещика Собакевича в подлинное кулачество. На крепостных он смотрит только как на рабочую силу и, хоть поставил мужикам избы, на диво срубленные, дерет с них три шкуры. Собакевич быстро раскусил затею Чичикова и понял свою выгоду. «Кулак, кулак, да еще и бестия впридачу!» — так характеризует его Чичиков.

Впервые увидев Плюшкина, Чичиков «долго не мог распознать, какого пола была фигура: баба или мужик». Страсть к накоплению неузнаваемо изуродовала Плюшкина; он копит только ради накопительства. Крестьян он заморил голодом, и они «мрут, как мухи» (за три года 80 душ). Сам он живет впроголодь, одевается, как нищий. (По меткому замечанию Гоголя; Плюшкин превратился в какую-то прореху на человечестве.) Разорил крестьян, губя их непосильной работой. Плюшкин копил, и все, что он собирал, гнило, все обращалось в «чистый навоз». Писатель горестно восклицает: «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться! И похоже это на правду? Все похоже на правду, все может статься с человеком».

Гоголь наделил каждого помещика оригинальными, конкретными чертами. Что ни герой, то неповторимая личность. Но при этом его герои сохраняют родовые, социальные признаки: низкий культурный уровень, отсутствие интеллектуальных запросов, стремление к обогащению, жестокость в обращении с крепостными, нравственная нечистоплотность, отсутствие элементарного понятия о патриотизме. Эти нравственные уроды, как показывает Гоголь, порождены крепостнической действительностью и раскрывают сущность крепостнических отношений, основанных на угнетении и эксплуатации крестьянства.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector