Образ автора в романе Евгений Онегин

Пушкин, закончив работу над основными главами «Евгения Онегина», бил в ладоши и кричал, хваля самого себя: «Аи да Пушкин. » Поэт, которого более того холодный Николай II признал «одним из самых умнейших мужей России», понял, что создал шедевр. Роман «Евгений Онегин» — легкий, изысканный, искрящийся своей многогранностью и бездонной глубиной содержания. Этот «магический кристалл», отразивший в себе всю поэтическую и горькую русскую реальность «золотого века», — до сих пор не имеет себе равных не только в русской, но и во всей мировой литературе. Пушкин работал над романом не один год, это было самое любимое его произведение. Ведь автору «Онегина» пришлось пережить и изгнание, и одиночество, и потерю друзей, и горечь гибели лучших людей России. Наверное, поэтому роман был так дорог Пушкину. И не случайно создается ощущение, что основополагающий герой романа все же не Онегин, а сам Пушкин. Он присутствует везде: и на балу, и в театре — иронически наблюдая за своим героем, и в деревне, и в убогих гостиных мелкопоместных дворян, и в саду у скамейки, на которой так и осталась сидеть Татьяна после отповеди, данной ей любимым человеком. Героев романа окружают друзья Пушкина: то пронесется Чаадаев, то сверкнет очками Вяземский, то послышится шум моря у ног молоденькой Машеньки Раевской — будущей княгини Волконской, то в неопубликованной десятой главе мрачной угрозой мелькнет тень Якушкина. И везде из-за спин видна улыбка самого Александра Пушкина. Роман был для поэта, по его словам, плодом «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет».

Образ автора создают лирические отступления, их в романе двадцать семь значительных по объему и приблизительно пятидесяти малых. Кто же основополагающий герой романа «Евгений Онегин»? Многие считают, что основополагающий герой романа — это все-таки сам Пушкин. Если прочесть роман повнимательней, то можно увидеть, что в нем не один основополагающий герой, а два: Онегин и Пушкин. Об авторе мы узнаем почти столько же, сколько и о Евгении Онегине. Они во многом похожи, недаром Пушкин сразу же сказал о Евгении, что это «добрый мой приятель». Пушкин о себе и об Онегине пишет:

Страстей игру мы знали оба:

Томила жизнь обоих нас;

В обоих сердцах пламень угас.

Автор, как и его герой, устав от суеты, не может в душе не презирать людей света, мучается воспоминаниями о юности, светлой и беспечной. Пушкину нравится «резкий, охлажденный» ум Онегина, его недовольство собой и озлобленность мрачных эпиграмм. Когда Пушкин описывает о том, что Онегин «родился на брегах Невы», говорит о воспитании Онегина, о том, что он знал и умел, то невольно представляется сам Пушкин. Автор и его герой — это люди одного поколения и примерно одного типа воспитания: у обоих были французы-гувернеры, оба провели молодость в петербургском свете, у них общие знакомые и друзья. Даже родители их имеют сходство: отец Пушкина, как и отец Онегина, «жил долгами. » Обобщая, Пушкин пишет: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь, так вос-питаньем, слава богу, у нас немудрено блеснуть». Поэт поневоле отмечает и свое отличие от Онегина. Об Онегине он описывает, что «не мог он ямба от хорея, как мы ни

бились, отличить». Пушкин, в отличие от Онегина, занимается поэзией серьезно, называя ее «высокой страстью». Онегин не понимает природы, автор же мечтает о тихой, спокойной жизни в райском уголке, где он мог бы наслаждаться природой. Пушкин пишет: «Деревня, где скучал Онегин, была прелестный уголок». По-разному воспринимают Пушкин и Онегин, например, театр. Для Пушкина петербургский театр — колдовской край, о котором он мечтает в ссылке. Онегин же «входит, идет меж кресел по ногам, двойственный лорнет, скосясь, наводит на ложи незнакомых дам», а потом, чуть взглянув на сцену, с рассеянным видом «отворотился и зевнул». Пушкин умеет радоваться тому, что так наскучило, опостылело Онегину.

Для Онегина любовь — это «наука страсти нежной», у Пушкина отношение к женщинам другое, ему доступна настоящая страсть и любовь. Мир Онегина и Пушкина — это мир светских обедов, роскошных забав, гостиных, балов, это мир высокопоставленных особ, это мир высшего общества, в который попасть вдали не просто. Читая роман, мы постепенно понимаем отношение Пушкина к светскому обществу и дворянскому классу, к которому он сам принадлежит по рождению. Петербургский высший свет он подвергает резкой критике за фальшь, неестественность, отсутствие серьезных интересов. С насмешкой относится автор к поместному и московскому дворянству. Он пишет:

Несносно видеть пред собою

Одних обедов длительный ряд,

На жизнь смотреть как на обряд,

И вдогонку за чинною толпою

Идти, не разделяя с ней

Ни общих мнений, ни страстей.

Пушкину нелегко существовать, существенно труднее, чем Онегину. Онегин разочарован в жизни, у него нет ни друзей, ни творчества, ни любви, ни радости, у Пушкина все это есть, но нет свободы — его высылают из Петербурга, он не принадлежит сам себе. Онегин свободен, но к чему ему свобода? Он томится и с ней, и без нее, он несчастлив, потому что не умеет существовать той жизнью, какой живет Пушкин. Онегину ничего не надо, и в том его трагедия. Если Пушкин наслаждается природой, то Онегину этого не дано, потому что он ясно видит, что «и в деревне скука та же». Пушкин сочувствует Татьяне, которая живет среди «дикого барства» в деревне, а далее в высшем обществе Петербурга, о котором она говорит, что это «ветошь маскарада», и не просто сочувствует, он пишет: «Я так люблю Татьяну милую мою». Из-за нее он вступает в спор с общественным мнением. В одном из лирических отступлений автор раскрывает перед нами свой идеал женщины, которая «от небес одарена воображением мятежным, умом и волею активный, и своенравной головой, и сердцем, пламенным и нежным». Пушкин признается, что письмо Татьяны он свято бережет и не может им начитаться.

Многие строки романа раскрывают перед нами биографию автора, начало его творческого пути, имена его кумиров, события литературной борьбы, отражение настроений общественных групп и литературных группировок. Многие лирические отступления поэта посвящены культурной жизни России начала девятнадцатого века. Из этих строк мы узнаем, что поэт был горячим театралом. Он описывает о театре: «Там, под сению кулис, младые дни мои неслись». Размышляя о смысле человеческого существования, о значении молодости в жизни каждого человека, Пушкин с горечью говорит:

Но уныло мыслить,

Что напрасно была нам молодость дана,

Что изменяли ей всечасно,

Что обманула нас она.

Заканчивая роман, Пушкин снова обращает взор к тем, кого любил в юности, кому остался верен сердцем. Какими бы разными ни были Пушкин и Онегин, они из одного лагеря, их объединяет недовольство тем, как устроена российская реальность. Умный, насмешливый поэт был настоящим гражданином, человеком, который не был равнодушен к судьбе своей страны. Многие друзья Пушкина считали, что он передал свои черты Ленскому и изобразил себя в нем. Но в лирических отступлениях Пушкин показывает ироническое отношение к Ленскому. Он описывает о нем: «Во многом он бы изменился, расстался б с музами, женился, в деревне, счастлив и рогат, носил бы стеганый халат». Онегина же Пушкин мечтал сделать декабристом, и в этом сказалось все его уважение к своему герою.

Сочинение по произведению на тему: Что читают и о чем спорят герои романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»?

Роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин” — произведение уникальное по охвату российской действительности первых десятилетий XIX века. Трудно найти сферу жизни, которая бы не заинтересовала поэта. А. Пушкин воссоздал целую историческую эпоху, нарисовал полную картину жизни различных слоев русского общества. От внимания поэта не укрылась ни одна деталь: из романа, как из энциклопедии, можно узнать, как одевались люди и что было в моде в начале XIX столетия, познакомиться с репертуаром театров и меню известных ресторанов. Правдивое и подробное изображение современности было необходимо для решения главной задачи — объяснения характера нового человека. Среди многочисленных главных и второстепенных факторов, формирующих мировоззрение и систему ценностей героев, А. Пушкин особенно выделяет круг чтения и темы разговоров, в которых участвуют действующие лица романа.
У каждого из персонажей своя библиотека. Подбор литературы зависит от интеллектуальных запросов и особенностей культурной среды, в которой вращаются герои. Евгений Онегин — русский европеец, человек незаурядного ума и недюжинных способностей. Хотя А. Пушкин весьма иронично отзывается о характере воспитания и степени образованности своего героя, Онегина трудно обвинить в невежестве. Он пополнял свои знания, пытался идти с веком наравне, прислушивался к тревожным вопросам современности и усваивал идеи, проникавшие в русское общество со страниц европейских книг. В первой главе поэт замечает, что Онегин “оставил книги”, но Татьяна, знакомясь с его библиотекой, видела, что “хранили многие страницы отметку резкую ногтей” и “черты карандаша” Евгения. В число произведений, которые Онегиным были “исключены из опалы”, вошли поэмы Байрона, романы французских писателей-романтиков, “в которых отразился век и современный человек изображен довольно верно”. В героях этих произведений Евгений находил черты сходства с самим собой. Знакомство с ними помогало ему понять себя.
Онегин интересовался экономическими проблемами эпохи победы буржуазии над феодализмом, поэтому его “резкий, охлажденный ум” предпочитал Адама Смита, авторитетного среди передового дворянства ученого, считавшего первоочередной задачей в России ломку крепостничества. Герой не был равнодушен и к общественным проблемам, вступал в горячие “мужественные” споры о французских политиках и просветителях, “о карбонарах, о Парни”. Участие в таких беседах характеризует Онегина как человека, внимательного ко всем актуальным вопросам своего времени, к новым направлениям европейской философской и общественной мысли.
Оказавшись в деревне, Евгений мог найти достойного собеседника только в лице Ленского. Оба героя на бытовом фоне провинциального дворянства должны были чувствовать себя одинокими. Несмотря на серьезные различия между Онегиным и Ленским, у них были общие культурные интересы, общие темы для бесед. Пушкин рассказывает о жарких спорах между друзьями: Меж ними все рождало споры
И к размышлению влекло:
Племен минувших договоры,
Плоды, наук, добро и зло. В деревенской глуши два ярких представителя молодого русского дворянства решали проблемы глобального философского и этического значения.
Вернувшись из путешествия после трагической гибели Ленского, Онегин “стал вновь читать. без разбора”. Выбор книг, как всегда, обнаруживал неизменное пристрастие героя к передовым темам. Несмотря на хандру и разочарование, Евгений не переставал интересоваться общественной жизнью и политическими учениями.
Если Онегин — “москвич в гарольдовом плаще”, то Ленский — романтик “с душою прямо геттингенской”. Он приехал из “Германии туманной”, страны, которая в начале XIX века была центром философской и культурной мысли. Ленский возвращается “поклонником Канта”. Он исповедует романтический взгляд на мир. Молодой герой не менее образован, чем Онегин, но более восторжен и наивен.
Пристально следит А. С. Пушкин за интересами своей “милой Татьяны”. Одинокая в семье, девушка находила отклик на свои духовные запросы в книгах. Она “влюблялася в обманы и Ричардсона и Руссо”, воображая себя “героиней своих излюбленных творцов, Клариссой, Юлией, Дельфиной”. Даже Онегина она воспринимала не иначе, как Вертером или “бесподобным Грандисоном”. Изучая библиотеку Татьяны, А. С. Пушкин замечает, что европейская сентиментальная литература воспитала не одно поколение русских девушек. Однако у Татьяны впечатления от этих книг соединялись с искренней любовью к обычаям “простонародной старины”. Она верила “снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны”. Наверное, не случайно ее очень часто “занимал” Мартын Задека, “гадатель, толкователь снов”. Знакомство с книгами Онегина помогло Татьяне открыть для себя ранее неведомые вещи, понять незнакомые характеры и типы людей.
В то время как лучшие герои развивали сбой ум в чтении и спорах, большинство дворян вполне довольствовались разговорами “о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне” или “бессвязным, пошлым вздором” светских гостиных. Некоторые, подобно дяде Онегина, кроме “календаря осьмого года”, в другие книги не заглядывали. Им чужды были метания Онегина, непонятна глубокая натур, Татьяны.
Многостороннее исследование истоков, сформировавших натуры героев, позволило А. С. Пушкину не только передать колорит эпохи, но и объяснить рожденные ею социально-психологические типы. Чтобы понять Онегина, Ленского, Татьяну, читателю необходимо подслушать их разговоры, полистать страницы их книг. Именно поэтому поэт уделяет столько внимания спорам и кругу чтения своих любимых героев.

Духовная эволюция Евгения Онегина

Главный герой романа “Евгений Онегин” открывает знаменательную главу в поэзии и во всей русской культуре. За Онегиным последовала целая вереница героев, названных впоследствии “лишними людьми”: лермонтовский Печорин, тургеневский Рудин и еще многие другие, менее значительные персонажи, воплощающие целый пласт, эпоху в социально-духовном развитии русского общества. Пушкин проследил истоки этого явления: в поверхностном воспитании, в беспорядочно и подражательно воспринятой европейской культуре, в отсутствии духовных и общественных интересов, в наполненном условностями и предрассудками укладе дворянской жизни, в привычке к праздности и неприспособленности к систематическому труду. Это незаурядные, возвышающиеся над средним уровнем личности, критически воспринимающие действительность, мучительно ищущие смысл жизни и свое предназначение в ней, разочарованные и душевно опустошенные, люди, не находящие применения своим недюжинным способностям, неизбежно переживающие личную драму.
Евгений Онегин получил типичное для аристократической молодежи своего времени домашнее образование и воспитание под руководством француза-гувернера, который “учил его всему шутя, не докучал моралью строгой, слегка за шалости бранил и в Летний сад гулять водил. “И все же Онегин достаточно хорошо знал латынь, “чтоб эпиграфы разбирать, потолковать об Ювенале”, античную литературу, современную политэкономию, историю:

Онегин был по мненью многих
(Судей решительных и строгих)
Ученый малый, но педант.

Несмотря на ироничность авторской оценки неглубокого уровня образованности героя, как и представлений света об этом уровне: “Чего ж вам больше? Свет решил, что он умен и очень мил”, — Пушкин воздает должное его достаточно высокому интеллектуальному уровню, кругу его интересов. Образ жизни Онегина типичен для молодой столичной аристократии: балы, рестораны, театры, прогулки по Невскому, любовные приключения — полный набор удовольствий, составляющий обывательское представление о счастливой, беззаботной жизни.
Евгений был достаточно самокритичен, взыскателен к себе, чтобы не сознавать искусственность, наигранность своего поведения (“Как рано мог он лицемерить, таить надежду, ревновать, разуверять, заставить верить, казаться мрачным, изнывать. ”), отупляющий образ жизни (“Проснется за полдень, и снова до утра жизнь его готова, однообразна и пестра”).

Нет; рано чувства в нем остыли;
Ему наскучил света шум;
Красавицы не долго были
Предмет его привычных дум;
Измены утомить успели;
Друзья и дружба надоели.

Здесь и пресыщенность однообразными впечатлениями, и искреннее, естественное стремление мыслящего человека вырваться из круга светских условностей, пошлости, однообразия на простор живой, полнокровной жизни.
Что же подвигло героя на пусть пассивный, но протест против бездуховного, хоть и комфортного существования, что обрекло его на одиночество, отчужденность, охлаждение к жизни?
Автор подчеркивает достоинства, выделяющие Онегина над обывательской массой: “. Мечтам невольная преданность, неподражательная странность и резкий, охлаждённый ум”, “и гордость, и прямая честь”, “души прямое благородство”. Онегин в своем деревенском имении несмотря на прекрасные виды, “луга и нивы золотые”, наполненный воздухом истории замок скучал, поскольку он “равно зевал средь модных и старинных зал”, чуждался ограниченных соседей-помещиков, предпочитая всему этому одиночество смятенного, но гордого духа. Исключение он сделал лишь для юного поэта, поклонника романтизма, вдохновенного Владимира Ленского. Оба они в глазах соседей-помещиков выглядели “белыми воронами”, оба чуждались местного общества с бесконечными разговорами “о сенокосе и вине, о псарне, о своей родне”, хоть и были такими непохожими. Ленский любил страстно, самозабвенно. Онегин же, столкнувшись с искренней, глубокой любовью необыкновенной девушки, не нашел в себе достаточно душевных сил, чтобы ответить на это высокое чувство.
Почему же Онегин отвергает любовь Татьяны? Он искренне воздает ей должное:

. Когда б семейственной картиной
Пленился я хоть миг единый, —
То, верно б, кроме вас одной
Невесты не искал иной.

Онегин убеждает Татьяну, что не создан для наполненной тихими радостями размеренной и однообразной семейной жизни:

Но я не создан для блаженства;
Ему чужда душа моя;
Напрасны ваши совершенства:
Их вовсе недостоин я.
Поверьте (совесть в том порукой),
Супружество нам будет мукой.

И дальше объясняет причину своей неприспособленности к семейной жизни, к настоящему чувству внутренней опустошенностью:

Мечтам и годам нет возврата;
Не обновлю души моей.
Я вас люблю любовью брата
И, может быть, еще нежней.

Онегин снисходителен и великодушен, прям и честен и в то же время нерешителен и даже жесток. Он благородно не принимает “науку страсти нежной, которую воспел Назон. в чем он истинный был гений”, но боязливо отказывается от настоящей любви, требующей огромного напряжения душевных сил.
Убийство на дуэли Ленского, спровоцированное эгоистичным желанием Онегина досадить своему другу, обнаружило еще одну слабость Евгения — живучесть в нем светских условностей, ложных представлений о дворянской чести, условностей, так глубоко им презираемых, от которых он бежал из Петербурга. Онегин отказался от любви, могущей украсить его жизнь, теперь же он лишился и единственного друга, искреннего, доверчивого. Два наиболее близких, дорогих ему человека были им отвергнуты из-за непобедимой душевной холодности, неспособности переступить во имя высокого через незначительное, второстепенное.
Татьяна, побывав в имении Онегина, перечитывает книги из его библиотеки и со страхом замечает, что ее избранник предпочитает романы, “в которых отразился век и современный человек изображен довольно верно с его безнравственной душой, себялюбивой и сухой, мечтанью преданной безмерно, с его озлобленным умом, кипящим в действии пустом”. И Татьяна, как ни бережна она по отношению к любимому, как ни ревнива ко всему, что его окружает, все же усомнилась в его человеческой состоятельности:

Что ж он? Ужели подражанъе,
Ничтожный призрак, иль еще
Москвич в Гарольдовом плаще,
Чужих причуд истолкованье,
Слов модных полный лексикон.
Уж не пародия ли он?

Нет, Онегин далеко не пародия, а живой человек, а его судьба, обусловленная всем развитием дворянской культуры, столь же печальна, как и судьба Татьяны. Впервые в жизни испытав настоящее чувство любви, Онегин в письме к Татьяне раскрывает свою душу. Он стал духовно богаче, глубже, человечнее, чувствительнее. Как не похож он в конце романа на умного холодного аристократа, детально объясняющего Татьяне причины отказа от ее любви. Сейчас он в положении влюбленного, искреннего, беззащитного, не боящегося насмешки. Сейчас он вызывает у читателя сострадание своей жизненной драмой, всей сломанной, исковерканной жизнью:

Когда б вы знали, как ужасно
Томиться жаждою любви,
Пылать — и разумом всечасно
Смирять волнение в крови;
Желать обнять у вас колени
И, зарыдав, у ваших ног
Излить мольбы, признанья, пени,
Все, все, что выразить бы мог.

8749 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу «одно сочинение в одну школу»:

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Евгений Онегин / Духовная эволюция Евгения Онегина

Смотрите также по произведению «Евгений Онегин»:

Сочинение на тему Мои любимые страницы романа Пушкина Евгений Онегин читать бесплатно

Открывая страницы романа «Евгений Онегин», погружаешься в неповторимый мир пушкинской эпохи: гуляешь по Летнему саду с Онегиным-ребенком, наблюдаешь надменную скуку петербургской гостиной, слышишь разговоры поместных хозяев «о вине, о псарне, о своей родне», переживаешь с Татьяной ее первую и единственную любовь, любуешься великолепными картинами русской природы, и удивительным образом та далекая эпоха становится близкой и понятной.

Знакомство с одним обычным днем Онегина дает представление о том, как проводили время молодые столичные дворяне 20-х годов прошлого века. День героя вроде бы насыщен до предела.

Бывало, он еще в постеле:
К нему записочки несут.
Что? Приглашенья? В самом деле
Три дома на вечер зовут.

Чем же заполнена жизнь Онегина? Прогулка по бульвару, роскошный обед в модном ресторане, театр, бал и позднее возвращение домой, когда уже пробуждается «Петербург неугомонный».

Встает купец, идет разносчик,
На биржу тянется извозчик,
С кувшином охтенка спешит.

Значит, жизнь столичной дворянской знати и трудового Петербурга проходит как бы в разном измерении, не пересекаясь и не соприкасаясь друг с другом. Описание гостей, собравшихся в Татьяниной гостиной, дает более полное оставление о высшем петербургском свете.

Тут был, однако, цвет столицы,
И знать, и моды образцы,
Везде встречаемые лица,
Необходимые глупцы;
Тут были дамы пожилые
В чепцах и розах, с виду злые,
Тут было несколько девиц,
Не улыбающихся лиц.

Меткая и точная характеристика этого группового портрета столичной знати позволяет увидеть в этих людях главное &#151 чопорность, надменность, высокомерие, фальшь и, как следствие, &#151 убийственную скуку этой блестящей и пустой жизни. Становится понятной онегинская хандра и разочарованность, глубокая скрытая грусть Татьяны, которым трудно жить и дышать в этой мертвящей атмосфере.

Московское дворянство, с которым знакомит нас автор на страницах своего романа, кажется проще, радушнее, естественнее. Но почему же тогда Татьяна, которую «развозят по родственным обедам», чувствует себя бесконечно одинокой и чужой? Ответ на этот вопрос мы находим в пушкинской строфе:

Татьяна вслушаться желает
В беседы, общий разговор,
Но всех в гостиной занимает
Такой бессвязный, пошлый вздор,
Все в них так бледно, равнодушно;
Они клевещут даже скучно.

Значит, бездуховность, отсутствие каких-либо умственных интересов, застойность жизни московских дворян становятся основой их характеристики. Еще более усиливается убожество, пустота и примитивность существования в изображении провинциальных помещиков. Это, например, дядя Онегина, который «лет сорок с ключницей бранился, смотрел в окно и мух давил». Таков и отец Татьяны, добродушный лентяй, который «в халате ел и пил и умер в час перед обедом». Но все-таки, рассказывая о повседневной жизни Лариных, Пушкин смягчает резкие сатирические краски, ибо его, безусловно, привлекает в этих людях простота и естественность отношений, отсутствие фальши, верность народным традициям и обычаям.

Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины;
У них на масленице жирной
Водились русские блины;
Два раза в год они говели,
Любили русские качели,
Подблюдны песни, хоровод.

Не случайно самые симпатичные черты этих простосердечных помещиков связаны с их близостью к русской национальной почве. Лучшие нравственные качества Татьяны берут начало в народной морали, ведь ее воспитывал не француженка-гувернантка, а крепостная няня. Недаром, охваченная любовью к Онегину, пушкинская героиня открывает душу этой неграмотной крестьянке как самому близкому человеку на свете. Но, когда читаешь диалог Татьяны с няней, возникает впечатление, что они говорят на разных языках, совершенно не понимая друг друга. Слишком велика пропасть, разделяющая бесправную крестьянскую женщину, выданную замуж в тринадцать лет, и влюбленную барышню. В скупом, немногословном рассказе «Филипьевны седой» звучит тема рабского положения русского народа, у которого отнято даже право любить. Но душа русского народа жива, она находит выражение в песне, которую поют дворовые девушки, «сбирая ягоду в кустах», в сказках, поверьях, обрядах и обычаях. Поэтому описание природы наполнено в романе картинками народной жизни, придавая ему живость, эмоциональность, национальный колорит.

Но чарующая красота «прелестного уголка», «где скучал Евгений», не находит отзвуков в его душе. Везде: и в светской гостиной, и в деревенской глуши &#151 его преследует модная и опасная болезнь века &#151 хандра. Причина ее коренится в том, что лучшие качества Онегина &#151 «резкий, охлажденный ум», наблюдательность, гуманность, порядочность &#151 остаются невостребованными. Ему невыносима скука петербургских салонов и примитивные интересы провинциальных помещиков. Единственный человек, вызывающий его симпатию и уважение, погибает от его же руки, потому что он не смог возвыситься над общественным мнением, которое глубоко презирал. Единственная женщина, которая могла бы сделать его счастливым, отвергнута им и становится женой другого, так как он больше всего ценил «вольность и покой». Попытка заняться литературным трудом окончилась неудачей, ибо «труд упорный ему был тошен». Преобразования, произведенные им в своих владениях, когда «ярем он барщины старинной оброком легким заменил», тоже не могут принести ему удовлетворения, ибо не способны решить проблему крепостного рабства в России.

Но проблема умственной жизни передовой дворянской интеллигенции раскрывается не только на образе Онегина, но и на образе его друга Ленского, в котором есть много привлекательных черт. В этих разных по характеру героях глубоко и полно выявляется интеллектуальный уровень молодого прогрессивно мыслящего дворянства. Их объединяют пытливый ум, эрудиция, интерес к разнообразным философским, историческим, экономическим, нравственным проблемам. Споры Онегина с Ленским питаются трудами английских, немецких, французских историков, философов, экономистов, обнаруживая их тяготение к западноевропейской культуре и оторванность от русской национальной почвы. Особенно остро это чувствует Татьяна, ставшая «равнодушною княгиней», «законодательницей зал». Какая глубокая грусть звучит в ее словах, обращенных к Онегину:

. Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад,
За наше бедное жилище.

Может быть, эти самые светлые воспоминания вместе с впитанной с детства народной моралью дают Татьяне силы неукоснительно исполнять долг жены и хозяйки дома, отказавшись от любимого человека.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector