Оборудование: портрет Бориса Годунова, иллюстрации к драме «Борис Годунов» С

1. Вступительное слово учителя

— Сегодняшний урок мы проведём в форме ток-шоу «Пусть говорят». На уроке мы продолжим работу по изучению отрывка из трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов». Гости студии ученики 7 класса, историки, литераторы. С прошлого урока мы знаем, что трагедия эта явилась первым законченным драматическим произведением писателя. События времён царствования Бориса Годунова, его приход к власти показались Пушкину в высшей степени подходящим сюжетом для трагедии. Поэт погрузился в изучение летописей, старинных книг; он работал в книгохранилище Святогорского монастыря, изучал материалы, собранные историком Карамзиным. В этот период Пушкин мысленно перенёсся в 17 век. Давайте же и мы последуем за поэтом и сегодня на уроке поговорим о нравственной проблематике сцены «Ночь. Келья в Чудовом монастыре» из трагедии «Борис Годунов». В качестве эпиграфа к нашему уроку я предлагаю взять слова из произведения: «Да ведают потомки православных // Земли родной минувшую судьбу». В ходе урока мы постараемся ответить на вопрос: «Какие нравственные проблемы рассматриваются А. Пушкиным в этой сцене?»
— Откройте тетради, запишите тему урока, эпиграф и вопрос.

2. Проверка индивидуального задания

Сообщение историка (историческая справка, портрет Бориса Годунова)

-Сцена «Ночь. Келья в Чудовом монастыре» — это пятый эпизод драмы. Она находится в самом начале произведения. Действующие лица – отец Пимен и Григорий Отрепьев, молодой монах. Пимен появляется в драме только один раз – в этом эпизоде. ( иллюстрация С. Ф. Галактионова Келья в Чудовом монастыре. К драме «Борис Годунов»)

Именно после разговора с Пименом Григорию приходит в голову крамольная и дерзкая мысль – выдать себя за погибшего царевича Дмитрия, законного наследника престола, и свергнуть власть Бориса Годунова. У нас в гостях отец Пимен. Встречаем.

— Что мы называем летописью? Слово литературоведам.

-По мнению Пушкина, на Руси 17 века литература – это прежде всего летопись. Достоин глубокого уважения труд летописца, накладывающий на писателя величайшую ответственность. «Исполнен долг, завещанный от Бога, мне, грешному»,- произносит монах-летописец Пимен. Давайте охарактеризуем его как писателя – историка и человека.

-Каким предстаёт перед нами Пимен? В чём он видит свою задачу? (правдиво и беспристрастно описать события русской истории, понимает необходимость сохранения памяти. Его задача – изложить правдиво то, что он знает)

-Чтение отрывка. (Иллюстрация « Келья Пимена в Чудовом монастыре. Пимен». Кузьма Петрова — Водкина)

Вывод: Пимен беспристрастен, он не проявляет своего отношения к событиям. В одном из писем Пушкин писал о Пимене так: «В нём я собрал черты, пленившие меня в наших старых летописях: простодушие, умилительную кротость, нечто младенческое и вместе мудрое…»

4. Не менее выразителен и другой персонаж сцены – инок Григорий. Он у нас в гостях. Читает монолог, затем читают в лицах диалог.

-Какие черты мы замечаем в иноке Григории? (Григорий не может быть беспристрастным. Его тревожат сны, в которых он по высокой лестнице поднимается на башню, смотрит оттуда на всю Москву и падает Вниз, он завидует бурной жизни Пимена до тех пор, пока тот не удалился в монастырь. С волнением и трепетом спрашивает Григорий об убийстве царевича Дмитрия и узнаёт, что если бы царевич был жив, он был бы одних лет с Григорием. У бедного инока зарождается мысль напомнить Годунову «о жребии несчастного младенца», выдать себя за царевича Дмитрия.

Вывод: не случайно Пушкин писал о Григории так: «… он храбр, хвастлив, любит удовольствия, увлекается несбыточными помыслами». В диалоге Пимена и Григория противопоставляется мирское, суетное и божественное, духовное. Все дальнейшие события сцены подтверждают это… (иллюстрация «Борис Годунов». Сцена 5. Ночь. Келья в Чудовом монастыре. Художник В. Шухаева.)

— Григорий просыпается и рассказывает Пимену свой сон. «Младая кровь играет, — говорит старый монах. – Смиряй себя молитвой и постом», — и рассказывает молодому иноку о том, что «блаженство» лишь в монастыре, что даже цари спасались здесь от мирской суеты, и приводит в пример Ивана Грозного и его сына царевича Фёдора.
— Как оценивает Пимен историю жизни Ивана Грозного?
— За что старец произносит хвалу царевичу Фёдору?
— Почему рассказывает Пимен Григорию эти истории из жизни царей?
Но Григорий слушает Пимена с неспокойной душой. Он слышит не то, что говорит ему старец, а то, что ему нужно и хочется слышать: из духовного увещания Григорий берет только мирское, привлекательное для него. «Как весело провёл ты свою младость!» — восклицает он, выслушав старца.

5. Итак, проанализировав основные эпизоды сцены и охарактеризовав героев, мы можем перейти к поиску ответа на вопрос, поставленный в начале урока.
— Как вы понимаете, что такое нравственная проблема ?
— Наша задача оценить героев, их поступки с этой точки зрения. Размышления о прошлом пробуждают в Пимене воспоминания о подробностях страшного злодеяния. Совершенно неожиданно у смиренного монаха вырывается крик отчаяния: « О страшное, невиданное горе, прогневали мы Бога, согрешили;// Владыкою себе цареубийцу мы нарекли».
— Как вам кажется, только ли царя Бориса Годунова винит в преступлении Пимен?
— Как можно назвать то чувство, которое он испытывает?
— Почему стыдно Пимену?
— Пимену стыдно за своё и народное малодушие. Можно ли малодушие считать нравственной проблемой?

— В Григории старец ищет поддержки. О каком будущем для Григория говорит он? А что Григорий?
(Действительно, Григорий не хочет быть просто свидетелем истории; он хочет сам творить историю. Рассказы Пимена зарождают в Григории замысел объявить себя царевичем Дмитрием. Из кельи Пимена выходит самозванец! Сцена «Ночь. Келья в Чудовом монастыре» очень важна, потому что в ней показано явление самозванства .)
— Можно ли самозванство считать нравственной проблемой? Почему?

— В финале сцены, оставшись один, Григорий рассуждает о Борисе Годунове. Давайте перечитаем этот эпизод. Обращает на себя внимание последняя реплика инока, похожая на пророчество. В чём смысл этого пророчества?
— Кому, по вашему, в больней степени принадлежит эта реплика – Григорию или автору? (В сцене звучит высоконравственная тема ответственности человека за свои поступки. Выбирая, человек должен понимать, хорошо это или плохо. У человека всегда есть возможность такого выбора.)
— Какая же третья нравственная проблема рассматривается в сцене? (проблема нравственного выбора)

6. Итог урока. — Перечислим ещё раз все три проблемы. Важны эти проблемы для современного читателя?
— В начале урока я обратила ваше внимание на эпиграф. Как вы думаете, только ли уроки истории хочет поведать Пимен своим потомкам, нам с вами? ( Нет, это и уроки нравственного выбора, честности, ответственности, совести. Уроки нравственных ценностей, передаваемых из поколения в поколение и с течением времени не утрачивающих своей значимости в жизни людей и каждого человека. А вот почему они важны и какое имеют значение, подумайте дома.

Домашнее задание Письменно ответить на вопрос, поставленный в конце урока (в учебнике вопрос 7).

А.С. Пушкин «Борис Годунов» урок литературы в 8 классе

Урок литературы в 8 классе на тему «А.С. Пушкин «Борис Годунов»

Целевая аудитория: для 8 класса

Автор: Вессели Ирина Сергеевна
Место работы: —
Добавил: IrinaVesseli

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Уважаемые коллеги! Добавьте свою презентацию на Учительский портал и получите бесплатное свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Подпишитесь на почтовую рассылку Учительского портала и получайте ссылки на новые разработки уроков, презентации, тесты и другие методические материалы на электронную почту. Это бесплатно!

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

© 2007 — 2020 Сообщество учителей-предметников «Учительский портал»
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.

Презентации к урокам литературы. 7 класс

Презентация рассчитана на несколько уроков. 1 урок — знакомство с былиной как жанром УНТ. 2 урок — знакомство с былиной «Илья Муромец и Соловей Разбойник». 3 урок — урок по былине «Вольга и Микула Селянинович», 4 урок по былине «Садко», 5 урок — игра по былинам, урок внеклассного чтения. Сами уроки можно посмотреть здесь.

Первый большой раздел в 7 классе — древнерусская литература, и мы снова изучаем «Повесть временных лет». На этот раз мы знакомимся с «Похвалой Ярослава книгам» и «Поучением Владимира Мономаха». Поэтому презентация включает два урока по этим двум произведениям. Презентация, как всегда, дополнена видео-файлами: «История учения книжного», «Мономах» и «Ярослав Мудрый».

Творчество А. С. Пушкина в 7 классе

Презентацию можно использовать на внеклассном мероприятии практически в любом классе. Архив включает видеофрагмент «Болдино» и записи стихотворений поэта в исполнении мастеров слова. Анимированная карта задаёт маршрут.

Презентация включает аудио- и видео-файлы и рассчитана на 3 урока: «Историческая основа баллады», «Образы Олега и волхва», «Языковые особенности баллады».

Прежде чем скачивать презентацию, вы можете здесь познакомиться с ней, просмотрев этот ролик:

«Песнь о вещем Олеге». Исторический комментарий

В архиве вы найдёте презентацию к уроку и фрагменты фильма к ней. Также урок включает исторический комментарий, записи из оперы и фильма «Борис Годунов».

Презентация тяжёлая. предупреждаю сразу, так как она включает презентацию, два аудиофайла к ней и 4 видеоролика: отрывки из кинофильма «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», исторический комментарий и «Заслуги Петра». Также с помощью гиперссылки к презентации прикреплена другая — анимация-схема о содержании поэмы. В ходе уроков ребята знакомятся с вопросом «Интерес Пушкина к истории», с личностью Петра, с историей Северной войны, подробно анализируют сцену Полтавской битвы.

Поэма «Полтава» Исторический комментарий

Архив содержит презентацию, звуковые файлы к ней и ролик «История создания Петербурга». В презентации есть скрытые слайды, я их использую в сильных и мотивированных классах. При создании презентации я пользовалась материалами коллег.

Творчество М. Ю. Лермонтова в 7 классе

В архиве вы найдёте два видео-файла о биографии Лермонтова и Иване Грозном и презентацию

Тест «Лермонтов» предлагается после изучения «Песни о купце Калашникове» в 7 классе. В архиве вы найдёте презентацию и необходимые для неё видеофайлы и аудиофайлы. Правда, звук записан немного тихо, поэтому при демонстрации презентации включайте звук на полную мощность. Вопросы взяты из книги И. В. Золотарёвой и С. М. Аникиной.

Творчество Н. В. Гоголя в 7 классе

Пройдя по ссылке, вы найдёте множество презентаций к системе уроков по повести Гоголя.

Творчество И. С. Тургенева в 7 классе

При создании презентации я пользовалась материалами коллег. В архив включены звуковые файлы, конспект урока, презентация

Творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина в 7 классе

Презентация включает видеофайлы, рассказывающие о жизни сатирика, текст сказки, тест.

В данном архиве вы найдёте презентацию и необходимые для неё видеофайлы. Проходя по ссылкам, вы сможете предложить вниманию учащихся анимированный тест, что развивает интерес к нашим урокам. Вопросы взяты из методических разработок И. В. Золотарёвой и С. М. Аникиной.

В 7-ом классе я изучаю не только фрагмент рассказа М. Горького «Легенда о Данко», но и весь рассказ «Старуха Изергиль». По-моему, изучение фрагментарное вредит целостности восприятия произведения. На уроке мы знакомимся с понятием романтизм, ищем черты романтизма в рассказе, говорим не только об образной системе, но и о композиции.

Урок-исследование по рассказу А. Герцена «Сорока-воровка» и повести Н. Лескова «Тупейный художник»

Не могу сказать, что я целиком и полностью автор этого урока по японской поэзии. Нет, это квинтэссенция нескольких материалов. Я собрала в этот урок всё, что нашла по этой теме.

Грабовская Галина (Monday, 30 September 2013 20:02)

Большое спасибо за ваш труд. Здоровья и успехов.

Юминова Наталья (Saturday, 26 October 2013)

Большое спасибо за Ваши разработки! Редко встретишь такие продуманные, глубокие, интересные материалы к урокам. Дай Вам Бог здорвья и сил продолжать Ваш труд, благополучия Вам и процветания! Завидую Вашим ученикам.

Ефремова Анна (Sunday, 10 November 2013 09:12)

Восхищаюсь Вашей работоспособностью! Здоровья Вам на долгие годы! Большое спасибо за труд!

Савенко Нина (Sunday, 05 January 2014 21:19)

С Новым Годом, дорогая Инесса Николаевна! Желаю счастья и здоровья. Спасибо за интересные материалы, творческих Вам успехов.

Татьяна (Wednesday, 29 October 2014 13:34)

Не первый раз посещаю Ваш сайт. Восхищаюсь Вашей работой. Благодарю за щедрость, с которой Вы делитесь с коллегами своими наработками.

Ирина (Wednesday, 17 December 2014 07:34)

Инесса Николаевна, часто пользуюсь вашими работами, из всей массы интернет- ресурсов ваши работы самые умные, интересные. Удивляюсь вашему таланту выделять время на создание замечательных уроков! Вы — гений. Директор школы, наверное, молится на вас как на профессионала своего дела. Спасибо за ваш сайт.

Ольга. Калуга (Tuesday, 18 August 2015 08:53)

Спасибо, огромное Вам спасибо. Прекрасный материал! Никакие дисковые презентации не сравнятся с вашими наработками, спасибо, что делитесь с нами, вы очень помогаете своим товарищам по профессии. Счастья и здоровья Вам!

Наталия (Wednesday, 16 September 2015 22:30)

Большое Вам спасибо! Замечательные разработки, огромный труд! Успехов Вам и здоровья!

Ляхова М.Н. (Saturday, 26 September 2015 04:15)

Инесса Николаевна! Огромное спасибо за Ваш неоценимый труд. Ваши работы — СУПЕР.

Ирина Валерьевна (Thursday, 19 November 2015 01:36)

Инесса Николаевна! Вы просто чудо, ваши работы бесценный клад! Искала материал для урока и наткнулась на ваш сайт, сделала открытие для себя. С вашими презентациями приятно работать, в них есть всё, что нужно. Огромное спасибо за ваш труд!

Надежда (Monday, 05 September 2016 21:27)

Благодарю за огромнейший бесподобный труд. Доброго Вам здоровья и низкий поклон.

Надежда (Monday, 12 September 2016 18:27)

ВЫ талантище! Спасибо за Вашу щедрость!

Елена (Thursday, 15 September 2016 18:50)

Большое спасибо, за подбор материала к урокам с большой любовью к своей профессии.

Татьяна (Thursday, 22 September 2016 07:22)

Большое спасибо, за подбор материала к урокам, эрудицию, готовность делиться своим трудом.

Алина (Wednesday, 08 November 2017 21:51)

Инесса Николаевна! Спасибо Вам! Вы несете добро и свет в этот мир! Спасибо, что не жалеете своего опыта, своих достижений и делитесь ими с коллегами, ведь все это для детей! Спасибо!

Перова Инесса Николаевна (Thursday, 09 November 2017 08:02)

Спасибо большое, коллеги, за добрые слова.

Зухра (Tuesday, 28 November 2017 18:43)

Инесса Николаевна, большое спасибо за замечательный материал к урокам, не первый год с удовольствием пользуюсь им в своей работе и рекомендую другим.

Nadezda (Saturday, 06 October 2018 10:22)

Спасибо за огромный труд!

Марина Р (Sunday, 25 November 2018 10:48)

Инесса Николаевна, спасибо за Ваши замечательные труды! я восхищена Вашей работой! Здоровья Вам на долгие годы.

Елена К (Monday, 26 August 2019 17:59)

План-конспект урока для 8 класса по теме: «Кипение» — Скачать

МКОУ «Лопатинская основная общеобразовательная школа»

План-конспект урока по физике по теме: «Кипение»

Подготовила и провела: Кирдяшова Любовь Ивановна, учитель физики и математики

Преподаваемые предметы: физика, математика

Цель урока: Сформировать понятие кипения как парообразования, выявить основные особенности кипения.

1.Образовательная: продолжить изучение процесса парообразования,

Рассмотреть процесс кипения и его особенности: постоянство температуры при кипении жидкости в открытом сосуде и зависимости температуры кипения от внешнего давления.

2.Развивающая: Научить видеть вокруг физические явления и уметь их правильно объяснять, содействовать развитию внимания, наблюдательности, умений анализировать, сравнивать, делать выводы.

3.Воспитательная: воспитать интерес к предмету и позитивное отношение к учебе; формировать научное мировоззрение, систему взглядов на мир; воспитывать товарищество, взаимопомощь.

Тип урока: Урок открытия нового знания с использованием технологии деятельностного метода.

Приборы и технические средства обучения: компьютер, презентация «Кипение», мультимедийное учебное пособие «Физика. Основная школа 7-9 классы», прозрачный чайник, электрическая плитка, стеклянный колокол вакуумной установки.

1. Организационный момент 1 мин.

2.Актуализация опорных знаний 5 мин.

а) Физический диктант «Змейка».

3. Подготовка к усвоению нового материала 6 мин

Б) Формулировка темы урока

В) Постановка цели урока

4. Освоение нового материала 20 мин

А) Экспериментальная работа 1.

Б) Экспериментальная работа 2.

В) Экспериментальная работа 3.

Г)Видео с опытом «Кипение При пониженном давлении»

Кипение в быту и промышленности

Кипение в природе: гейзеры

5. Физкультминутка 1 мин

6. Закрепление материала 3 мин

7. Первичная проверка полученных знаний 6 мин

8. Домашнее задание: § 18, упр.10 № 1-4. 1 мин 9. Подведение итогов урока (рефлексия) 2 мин

Эпиграф к уроку:

Попробуй пар не выпускать –

И чайник может бомбой стать!

1. Организационный момент

Встанем, дети! Приумолкнем!

На мгновение замрем

Здравствуйте! Садимся тихо

Наш урок сейчас начнем!

Почему торжественность вокруг?

Слышите – стихают ваши речи.

Физика – наука всех наук,

Снова позвала к себе на встречу!

2. Актуализация знаний – самостоятельная работа: физический диктант «Змейка».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector