О рубрике — 200 лучших записей на стихи Александра Сергеевича Пушкина

О рубрике «200 лучших записей на стихи Александра Сергеевича Пушкина»


От автора (из предисловия к печатному изданию текстов радиопередачи):

Собрание текстов радиопередач готовилось к широкому выпуску, как материалы к диссертации, итог уникальной совместной работы Краснодарской краевой научной библиотеки имени Александра Пушкина, Краснодарской юношеской библиотеки (ныне КЮБ имени Ивана Вараввы) и кубанской FM-радиостанции «Новое радио». В основе рубрики — произведения Александра Сергеевича Пушкина и творчество людей, создавших свои произведения (романсы, песни, оперы) на стихи великого поэта.

Вступление к рубрике «200 лучших записей на стихи Александра Сергеевича Пушкина», опубликованное на этой странице сайта «РЕТРОпортал.ру», было написано в 1999 году и стало оригинальной, нигде ранее неопубликованной страницей истории FM-радиовещания Краснодарского края. Спустя десяток лет текст Вступления приводится практически в неизмененном виде.

«Появление в России негосударственного музыкального радиовещания – радиостанций, работающих в диапазоне FM (88 – 108 МГц), привело к формированию принципиально нового информационного пространства, ставшего к настоящему моменту явлением привычным, обыденным, можно даже сказать, неотъемлемой частью жизни россиян.

В течение более полувека в стране интенсивно развивалось сетевое (проводное) вещание. Именно оно (а не эфирное, как многие десятилетия в других странах мира) являлось приоритетным. До апреля 1990 года в эфирном пространстве Советского Союза FM диапазон вообще не был задействован. Лишь с появлением негосударственного радиовещания началось его повсеместное освоение.

Музыкальное FM-вещание, как явление, не могло не появиться и, уже изначально, оно было запрограммировано на успех, на большую популярность. Ведь государственное радиовещание, к началу девяностых насчитывавшее только четыре радиоканала на всю страну, конечно же, не могло удовлетворить интересы всех слушателей, особенно музыкальной составляющей эфира.

Десятки FM радиостанций открыли отечественному слушателю свободный доступ ко всей современной зарубежной музыкальной культуре. Тем не менее, музыка народная, классическая, все многообразие джаза, записи выдающихся отечественных исполнителей (составляющие базис современной, прежде всего – отечественной культуры) коммерческим радио остается невостребованным или, проще говоря, не окупаемым с коммерческой точки зрения. А продуманной государственной альтернативы в FM-диапазоне этому нет, хотя необходимость очевидна. *

Такая ситуация существовала в начале 90-х во всех без исключения регионах СССР, а затем и России. В Краснодарском крае ситуация была следующей.

Краснодарский край в начале 1990-х годов был лидером по количеству действующих средств массовой информации. В том числе электронных, к коим относятся и FM-радиостанции. Появление их в эфирном пространстве города Краснодара относится к сентябрю 1993 года (1 сентября 1993 года в эфир вышла первая кубанская музыкальная негосударственная радиостанция «Фермата» . К концу года станций было уже две – началась трансляция московского музыкального радиоканала «Рокс»).

А в начале 1999 года, то есть спустя пять с половиной лет, в FM-диапазоне краевого центра осуществляли вещание девять радиостанций. Почти все они были столичными спутниковыми каналами. Но у каждого был свой региональный филиал, занимающийся распространением в эфире местной рекламы и подготовкой собственных небольших передач и рубрик. Тематика этих передач, как правило, не выходила за рамки ежедневных концертов по заявкам радиослушателей, сводок местных новостей и прогнозов погоды. Причем, такая тенденция сохранялась и сохраняется до сих пор, в любом регионе, имеющем развитый FM-диапазон.

А вот количество местных радиостанций в сложный период конца девяностых постепенно сокращалось. Это было связано с тем, что бюджет региональной радиостанции был и остается на порядок выше бюджета регионального филиала столичных каналов.

Такая ситуация привела к тому, что к 1999-му году в FM-эфире краевого центра работала лишь одна местная круглосуточная станция – «Новое радио» (106,0 МГц), пришедшая на смену станциям «Фермата» («Пионер»), «Радио ИКС», «Зодиак», «Радио 5», «Вольная Кубань» (эта радиостанция была создана при одноименной газете. В конце 1998 года вещание станции было временно приостановлено и возобновлено с 1 июня 1999 года). **

Популярность радио в то время во многом превосходило телевидение. Ди-джеи становились людьми, которым доверяли, которые по роду своей деятельности могли формировать вкус, интересы и музыкальные пристрастия молодежи. В зависимости от того, каким был столичный партнер региональной станции, а также кто руководил региональным радиоканалом без станции-партнера, составлялся плей-лист, формировался контент передач. За редким исключением передачи носили образовательный и просветительский характер. Однако конкуренция со столичными радиостанциями привела региональных радиовещателей к тому, что они стали обращаться именно к практике вкрапления в эфир программ не только развлекательного характера.

К 1999 году в Краснодарском крае был накоплен четырехлетний опыт взаимодействия (интеграции) региональных библиотек и радиостанций FM-диапазона по подготовке и проведению рубрик и программ различной тематики, учитывающий специфику современного музыкального молодежного радиовещания. Опыт уникальный.

Крупные региональные библиотеки имеют богатейшие книжные фонды буквально по всем отраслям знаний, а также большие собрания некнижных носителей информации. К примеру, фонды аудиоматериалов в библиотеках (формировавшиеся десятилетиями) – это собрания интереснейших записей, по сути, всех жанров музыки, фонограммы выдающихся вокалистов и актеров, знаменитых музыкантов. Именно взаимодействие, тесное сотрудничество региональных библиотек и радиостанций позволяло в сжатые сроки обогатить радиоэфир тематическими рубриками и передачами, рассчитанными на слушателей самых широких интересов. Кроме того, для библиотек это была не просто новая форма деятельности. Спонсорство рубрик и программ, практикуемое в средствах массовой информации, являлось дополнительным источником финансирования библиотек, задействованных в подготовке тематического вещания.

Накопленный на Кубани опыт был подвергнут всестороннему изучению и лег в основу диссертационных работ научных сотрудников Информационно-библиотечного факультета Краснодарского государственного университета культуры и искусств с целью рекомендации (выработанных форм и методов подачи разнообразных материалов в FM-эфире) другим регионам страны.

Новым этапом интеграционного взаимодействия библиотек и FM-радиостанций стало осуществление в эфире краснодарского «Нового радио» тематической рубрики, посвященной 200-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина.

Анализируя подобные «пушкинские» рубрики, предлагаемые в 1999 году самыми разными радиостанциями и телеканалами, мы пришли к выводу, что практически ни одно электронное средство массовой информации (в том числе центральные, московские СМИ) не использует в ежедневном эфире богатейшее наследие, аккумулированное в государственных фондах. При этом следует учесть, что все основные фонды страны сосредоточены в Москве. Это Гостелерадиофонд, Российский государственный архив кинофотодокументов, фоноотделы ведущих музеев страны, фонотека Союза писателей и т.д. В эфире радио и телевидения в основном проводятся викторины, конкурсы и другие игровые рубрики по творчеству и биографии Пушкина.

Только радиостанция «Маяк» с начала 2000-го года методично предлагала слушателям записи стихотворений поэта в чтении актеров театра и кино – ежедневная, четырехкратно повторяющаяся рубрика, основанная на фондовых литературных записях. Архивные записи, звучащие в эфире, сопровождались небольшими пояснениями ведущего о создании Пушкиным каждого из включенных в рубрику стихотворений. Великолепное начинание, которое, при этом, оставило совершенно невостребованными музыкальные записи на стихи поэта – вокальную пушкиниану. А ведь только романсов и песен на стихи Александра Сергеевича Пушкина создано около шестисот! Но еще существуют и прекрасные оперы, поставленные на сюжеты его произведений и по сей день не сходящие со сцен ведущих театров мира!

Поэтому и было решено к 200-летию Александра Сергеевича Пушкина в эфире краснодарского «Нового радио» предложить слушателям лучшие из лучших записей великого поэта, и, прежде всего записей музыкальных. То есть, «Новое радио» восполнило досадный пробел .

В фондах краевых библиотек было обнаружено более пятисот фонограмм (включая записи художественного чтения произведений поэта). К формированию радиорубрики были привлечены и кубанские филофонисты – коллекционеры аудиозаписей. Благодаря этому десятки редчайших записей (иные из которых более полувека вообще не звучали в эфире) пополнили содержание рубрики. Это записи звезд русской оперы начала века и известных отечественных вокалистов 1920-х – 1930-х годов, сохранившиеся лишь на граммофонных и патефонных дисках и не переиздававшиеся на долгоиграющих грампластинках.

Фонды кубанских библиотек не содержат патефонные пластинки, равно как и ни одна библиотека Краснодарского края не хранит номера известного и популярного в 1960-е — 1990-е годы звукового журнала «Кругозор». Только благодаря частным коллекционерам удалось включить в рубрику многие записи на стихи Пушкина со звуковых страниц (гибких пластинок) этого журнала. Ведь нередко записи для «Кругозора» осуществлялись специально или же переписывались из собрания Гостелерадиофонда и на обычных долгоиграющих пластинках никогда не издавались.

Коллективом «Нового радио», сотрудниками Отдела нот и звукозаписей Краевой универсальной научной библиотеки имени Александра Сергеевича Пушкина и Отдела искусств Краевой юношеской библиотеки из общего количества фонограмм (584 грамзаписи) были отобраны 200. Авторы стремились по возможности избежать повторов вокальных произведений и записей стихов и прозы А.С.Пушкина; представить в эфире произведения всех периодов творчество поэта; включить в рубрику максимальное количество записей наиболее именитых вокалистов, хоровых коллективов, мастеров художественного чтения.

Для того, чтобы рубрику услышала наибольшая аудитория, на «Новом радио» было решено транслировать выпуски ежедневно в течение ста дней (с 27 февраля по 6 июня 1999 года) по два в день с повтором каждого выпуска (в 11.15, 14.15, 17.15 и 21 час 15 минут). При таком оптимальном распределении выпусков рубрики в эфире, их слушала не только постоянная аудитория радиостанции, но и те радиослушатели, кто настраивался на волну «Нового радио» периодически.

Практика юбилейного года показала, многие средства массовой информации пушкинские проекты приберегли к самому юбилею поэта. В итоге, в первых числах июня чуть ли не все программы электронных СМИ были посвящены творчеству и биографии Пушкина. В короткое время произошло перенасыщение эфира информацией одного порядка. Многие, несомненно, интересные, любопытные программы в общем потоке информации зрителями и слушателями просто не были замечены.

В случае с «Новым радио», рубрика методично звучала в эфире в течение более трех месяцев – ежедневно в молодежном эфире присутствовала великая поэзия Пушкина, причем, в лучших литературных и вокальных записях. Практика показала верность выбранного способа формирования и ведения тематических рубрик».

Виталий Гапоненко, 1999 год

* С начала 2000-х годов поменялось многое, в том числе и то, что в 1990-е казалось несбыточным. Работают круглосуточные радиостанции с классическим, джазовым, народным (фольклорным) контентом. Государственное радиовещание освоило FM-диапазон и во многом не уступает чисто коммерческим проектам. Правда, не все такие радиостанции имеют сетевое вещание по России и сосредоточены в основном в Москве и Санкт-Петербурге.

** Радиостанция «Вольная Кубань», открытая одноименным газетно-издательским комплексом, позже была переименована в «Радио 107 и 7».

Сегодня материалы «пушкинской рубрики» 1999 года стали архивами радио и библиотек. Печатный вариант пополнил фонды неопубликованных документов Краснодарской краевой научной библиотеки имени Александра Пушкина и Краснодарской краевой юношеской библиотеки, а также архива Краснодарского государственного университета культуры и искусств. С 2010 года ознакомиться с ними можно и на сайте «РЕТРОпортал.ру».

В 2010 году крупнейшая библиотека Кубани — Краснодарская краевая универсальная библиотека имени Александра Сергеевича Пушкина отмечает свое 110-летие. Опыт совместной работы библиотеки с FM-радиостанциями будет отражен в истории учреждения, как уникальный, требующий повторения уже в современных условиях.

Предлагаем разместить на сайте баннер или текстовую ссылку.
Музыкальные сайты для всех, кто любит ретро. К обмену принимаются кнопочки и баннеры разных размеров и тематические ссылки

Архив текстов старинных романсов, русских и украинских народных песен.

Обмен баннерами и текстовыми ссылками с сайтом «РЕТРОпортал.ру».
Содружество музыкальных сайтов о популярных или почти забытых песнях и мелодиях прошлых лет. Приглашаем к сотрудничеству любителей музыки ретро

Сайт www.lovelegends.ru не настроен на сервере

Сайт www.lovelegends.ru не настроен на сервере хостинга.

Адресная запись домена ссылается на наш сервер, но этот сайт не обслуживается.
Если Вы недавно добавили сайт в панель управления — подождите 15 минут и ваш сайт начнет работать.

Пушкин Александр Сергеевич

Биография

Родился 26 мая (6 июня н.с.) в Москве, в Немецкой слободе. Отец, Сергей Львович, принадлежал к старинному дворянскому роду; мать, Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал, была внучкой Абрама Петровича Ганнибала &#151 «арапа Петра Великого».

Воспитанный французскими гувернерами, из домашнего обучения вынес только прекрасное знание французского и любовь к чтению. Еще в детстве Пушкин познакомился с русской поэзией от Ломоносова до Жуковского, с комедиями Мольера и Бомарше, сочинениями Вольтера и других просветителей XVIII века. Любовь к родному языку ему привили бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, превосходно говорившая и писавшая по-русски (явление редкое в дворянских семьях того времени), и няня Арина Родионовна. Раннему развитию литературных склонностей Пушкина способствовали литературные вечера в доме Пушкиных, где собирались видные писатели.

В 1811 году Пушкин поступил в только что открытый Царскосельский лицей &#151 привилегированное учебное заведение, предназначенное для подготовки по специальной программе высших государственных чиновников из детей дворянского сословия. Здесь Пушкин впервые почувствовал себя Поэтом: талант его был признан товарищами по лицею, среди которых были Дельвиг, Кюхельбекер, Пущин, наставниками лицея, а также такими корифеями русской литературы, Державиным, Жуковским, Батюшковым, Карамзиным.

После окончания лицея в июне 1817 в чине коллежского секретаря Пушкин был определен на службу в Коллегию иностранных дел, где не работал и дня, всецело отдавшись творчеству. К этому периоду относятся стихотворения «Вольность» (1817), «К Чаадаеву», «Деревня» (1819), «На Аракчеева» (1817 &#151 1820), которые, хоть и не публиковались, были настолько известны, что, по свидетельству И. Якушкина, «в то время не было сколько-нибудь грамотного прапорщика, который не знал их наизусть». Еще до окончания лицея, в 1817, начал писать поэму «Руслан и Людмила», которую закончил в марте 1820.

В июле 1823 Пущкина переводят под начало графа Воронцова, и он переехал в Одессу. Сложные отношения с графом привели к тому, что он по просьбе Воронцова был удален из Одессы, уволен с государственной службы и выслан в имение матери «под надзор местного начальства». Здесь поэт вел уединенный образ жизни, однообразие которой скрашивало лишь общение с соседями &#151 семьей Осиповых-Вульф &#151 и няней, рассказывавшей ему сказки по вечерам. В Михайловской ссылке Пушкин сформировался как художник-реалист: продолжил писать «Евгения Онегина», начал «Бориса Годунова», написал стихи «Давыдову», «На Воронцова», «На Александра I» и другие.

17 декабря 1825 узнает о восстании декабристов и аресте многих своих друзей. Опасаясь обыска, он уничтожил автобиографические записки, которые, по его словам, «могли замешать многих и, может быть, умножить число жертв». С глубоким волнением ждал вестей из столицы, в письмах просил друзей «не отвечать и не ручаться» за него, оставляя за собой свободу действий и убеждений. Дни томительного ожидания закончились в сентябре 1826, когда Пушкин получает с фельдъегерем приказ Николая I немедленно прибыть к нему в Москву (император был коронован в Кремле).

Напуганный всеобщим неодобрением казнью и ссылкой дворян-офицеров, Николай I искал пути примирения с обществом. Возвращение поэта из ссылки могло способствовать этому. Кроме того, император надеялся привлечь Пушкина на свою сторону, сделать его придворным поэтом. Как о великой милости, он объявил Пушкину, что сам будет его цензором. Цензорство царя обернулось полицейским надзором: «Борис Годунов» был несколько лет под запретом; поэту было запрещено не только издавать, но и читать где бы то ни было свои произведения, не просмотренные царем. Тяжелые раздумья поэта отражены в стихах этого периода: «Воспоминание», «Дар напрасный, дар случайный», «Предчувствие» (1828).

В мае 1828 Пушкин безуспешно просил разрешения поехать на Кавказ или за границу. В то же самое время поэт сватается к Н. Гончаровой, первой красавице Москвы, и, не получив определенного ответа, самовольно уехал на Кавказ. Впечатления от этой поездки переданы в его очерках «Путешествие в Арзрум», в стихотворениях «Кавказ», «Обвал», «На холмах Грузии. «. Возвратившись в Петербург, поэт получил от шефа жандармов Бенкендорфа письмо с резким выговором от императора за поездку без разрешения, раскрывшее со всей ясностью враждебное отношение Николая I к Пушкину.

В апреле 1830 Пушкин вновь сделал Н. Гончаровой предложение, которое на этот раз было принято, и в сентябре уехал в свое имение Болдино, чтобы устроить дела и подготовиться к свадьбе. Эпидемия холеры вынудила его задержаться здесь на несколько месяцев. Этот период творчества поэта известен как «Болдинская осень». Испытывая большой творческий подъем, Пушкин писал своему другу и издателю П. Плетневу: «Уж я тебе наготовлю всячины, и прозы, и стихов» &#151 и сдержал свое слово: в Болдине написаны такие произведения, как «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», «Маленькие трагедии», «Домик в Коломне», «Сказка о попе и о работнике его Балде», стихотворения «Элегия», «Бесы», «Прощение» и множество других, закончен «Евгений Онегин».

18 февраля 1831 в Москве Пушкин обвенчался с Н.Гончаровой. Летом 1831 вновь поступил на государственную службу в Иностранную коллегию с правом доступа в государственный архив. Начал писать «Историю Пугачева» (1833), историческое исследование «История Петра I».

Последние годы жизни Пушкина прошли в тяжелой обстановке все обострявшихся отношений с царем и вражды к поэту со стороны влиятельных кругов придворной и чиновничьей аристократии. Чтобы не лишиться доступа в архив, Пушкин был вынужден смириться с назначением его камер-юнкером двора, оскорбительным для поэта, т.к. это придворное звание обычно «жаловалось» молодым людям. За поэтом следили, перлюстрировали его письма, все более ухудшались материальные дела семьи (у Пушкина было четверо детей &#151 Мария, Наталья, Александр и Григорий), росли долги. Но, хотя в таких тяжелых условиях творческая работа не могла быть интенсивной, именно в последние годы написаны «Пиковая дама» (1833), «Египетские ночи», «Капитанская дочка» (1836), поэма «Медный всадник», сказки.

В конце 1835 Пушкин получил разрешение на издание своего журнала, названного им «Современник». Он надеялся, что журнал будет способствовать развитию русской словесности, и делал все для достижения этой цели &#151 художественный уровень журнала был необычайно высок: такого собрания блистательных талантов не знала еще русская периодика (Жуковский, Баратынский, Вяземский, Д. Давыдов, Гоголь, Тютчев, Кольцов).

Зимой 1836 завистники и враги Пушкина из высшей петербургской аристократии пустили в ход подлую клевету на его жену, связывая ее имя с именем царя, а затем и с именем пользующегося расположением Николая I барона Дантеса, нагло ухаживавшего за Натальей Николаевной. Чтобы защитить свою честь, Пушкин вызвал Дантеса на дуэль, которая состоялась 27 января (8 февраля н.с.) 1837 на Черной речке. Поэт был смертельно ранен и через два дня скончался. «Солнце русской поэзии закатилось», &#151 написал В. Жуковский.

Опасаясь демонстраций, царь приказал тайно вывезти тело Пушкина из Петербурга. Гроб сопровождали жандарм и старый друг семьи поэта, А. Тургенев.

Похоронен Пушкин на кладбище Святогорского монастыря, в пяти верстах от села Михайловское.

Юношеские стихи пушкина

Приезд в Грузию был для поэта неслучайным. Есенин ощущал необходимость вырваться из круговорота, ставшего уже пагубным богемного образа жизни. Кавказ всей своей историей обещал одарить творческим подъемом. Строки, ставшие хрестоматийными, в те дни были откровением:

Издревле русский наш Парнас

Тянуло к незнакомым странам,

И больше всех лишь ты, Кавказ,

Звенел загадочным туманом.

Сергей Есенин ПОЭТАМ ГРУЗИИ

СЕРГЕЙ ЕСЕНИН — ПОЭТАМ ГРУЗИИ

Писали раньше
Ямбом и октавой.
Классическая форма
Умерла.
Но ныне, в век наш
Величавый,
Я вновь ей вздернул
Удила.

Земля далекая!
Чужая сторона!
Грузинские кремнистые дороги.
Вино янтарное
В глаза струит луна,
В глаза глубокие,
Как голубые роги.

Поэты Грузии!
Я ныне вспомнил вас.
Приятный вечер вам,
Хороший, добрый час!

Товарищи по чувствам,
По перу,
Словесных рек кипение
И шорох,
Я вас люблю,
Как шумную Куру,
Люблю в пирах и в разговорах.

Я — северный ваш друг
И брат!
Поэты — все единой крови.
И сам я тоже азиат
В поступках, в помыслах
И слове.

И потому в чужой
Стране
Вы близки
И приятны мне.

Века всё смелют,
Дни пройдут,
Людская речь
В один язык сольется.
Историк, сочиняя труд,
Над нашей рознью улыбнется.

Он скажет:
В пропасти времен
Есть изысканья и приметы.
Дралися сонмища племен,
Зато не ссорились поэты.

Свидетельствует
Вещий знак:
Поэт поэту
Есть кунак.

Самодержавный
Русский гнет
Сжимал все лучшее за горло,
Его мы кончили —
И вот
Свобода крылья распростерла.

И каждый в племени своем,
Своим мотивом и наречьем,
Мы всяк
По-своему поем,
Поддавшись чувствам
Человечьим.

Свершился дивный
Рок судьбы:
Уже мы больше
Не рабы.

Поэты Грузии,
Я ныне вспомнил вас,
Приятный вечер вам,
Хороший, добрый час.

Товарищи по чувствам,
По перу,
Словесных рек кипение
И шорох,
Я вас люблю,
Как шумную Куру,
Люблю в пирах и в разговорах.

ВИЗИТ ЕСЕНИНА В ГРУЗИИ

В начале двадцатых годов поэзия Сергея Есенина завоевала необычайную популярность не только в России, но и в Грузии. Сергей Есенин стал подлинным тайновидцем душ молодого поколения, голос автора «Возвращения на родину» буквально пленил читателей.
Стихи Сергея Есенина в новом свете раскрыли читателю красу необъятных российских нив, чистоту и прозрачность полноводных рек, трепетных хороводов белых берез, далеко от городов раскинувшихся сел с несказанной красотою ветряных мельниц и срубов. Да, он действительно оплакивал оставленный в деревне отчий дом, встревоженную непонятной судьбой сына старуху мать и своею песней прощанья захватил даже вышедшую на новую дорогу, строящую новую жизнь молодежь. Поэзия его явилась драматическим отзвуком исторического столкновения города и деревни, сильным эхом богемной жизни захваченного водоворотом большого города деревенского мальчишки. Поэт метеором врезался в город из своих деревенских далей, всполошил и взбаламутил свою душу, но где-то в глубинных тайниках ее сохранил и взлелеял чистоту и нежность сельских вечеров и дал почувствовать нам вечную молодость этой неувядаемой красы.
Всем строем своей души он как бы воспротивился урбанистическому духу века, и с его приходом в город ворвались свежие ветры сельских просторов, дыхание нетронутой природы. Поэзия для Сергея Есенина была лирической повестью о своей жизни. Свою жизнь поэта и свой голос поэта он считал выражением и отражением жизни, дум и чаяний российской народной массы.
Еще в 1922-1923 годах вокруг личности и творчества Сергея Есенина буквально роились легенды. Был обострен интерес к нему и у нас. Грузинские поэты всех поколений знали наизусть стихи Есенина. Есенинские строчки звучали на писательских встречах, диспутах и собраниях. Приезд Сергея Есенина в Тбилиси был вполне подготовлен.
6 сентября 1924 года, после десятидневного пребывания, из Тбилиси уехал Владимир Маяковский, а 9 сентября на проспекте Руставели появился Сергей Есенин. Маяковский своей внушительной внешностью и громким басом сразу привлекал внимание прохожих, а внешне более обыкновенный Есенин почти не выделялся на улице из толпы. Но при близком общении он сразу раскрывался как обаятельный и чрезвычайно привлекательный человек. С его ясным и по-настоящему красивым лицом, с его светло-голубыми глазами и пшеничного цвета, разделенными пробором кудрями очень гармонировал серый костюм. По проспекту он шел легкой походкой, во всей его внешности сквозила благородная простота, он был по-своему статен. В нем не было ничего вызывающего, и меньше всего он был похож на скандалиста. Спокойно шел он по тбилисским улицам и пристально вглядывался в незнакомый город. С первого же дня он крепко подружился с голуборожцами, с ними и проводил главным образом все свое время.
Сергея Есенина сопровождал ленинградский художник Константин Соколов, который очень сблизился с нами, представителями молодого поколения грузинских поэтов. Все дни он проводил с нами, да и ночевал часто у нас — в моей и Николая Шенгелая комнате. Константин Соколов заметил, что мы, молодые поэты, хорошо знаем поэзию Есенина и не прочь были бы познакомиться с ним. Как-то он сказал нам: «Если хотите, приведу сюда Есенина!» Мы опешили. Правда, комната наша была достаточно просторна, но в ней не было никакой мебели, она была просто пуста, и гостям приходилось усаживаться на широкий подоконник. Зато вид из окна открывался отличный. Мы жили на улице Дзнеладзе, из окна виднелась Кура, и наша комната будто создана была для чтения стихов и поэтических бдений.
Через несколько дней, поздно ночью, Соколов привел в нашу комнату Сергея Есенина и, подняв нас с постели, представил нам любимого поэта. Неожиданное появление Есенина повергло нас, хозяев, в смятение. Мы растерянно засуетились, не зная, куда предложить гостям сесть — то ли на кровать, то ли на подоконник, — но гости были в прекрасном расположении духа, явно навеселе, по-видимому только что с какого-то пиршества, и не замечали нашей растерянности. Наконец Колю Шенгелая осенило; и он начал читать стихи гостя:

Мир таинственный, мир мой древний,
Ты, как вечер, затих и присел.
Вот сдавили за шею деревню
Каменные руки шоссе.

И я с облегчением подхватил эстафету:

Мне осталась одна забава:
Пальцы в рот и веселый свист.
Прокатилась дурная слава,
Что похабник я и скандалист.

Есенин и удивился и обрадовался страшно, спросил у Соколова, кто мы такие, и когда тот сообщил, что молодые грузинские поэты, воскликнул: «Они же мои братья!» Оглядевшись и не найдя в комнате точки опоры, он попятился к окну, присел на подоконник и сказал: «Зал великолепен, но, к сожалению, публики маловато! — И начал читать: — «Да, теперь решено, без возврата, я покинул родные поля. » Читал очень тихо, будто сквозь дрему. Потом перешел к следующему — «Я обманывать себя не стану. ». Хмель его совершенно прошел. Еще немного поговорив с нами, он стал извиняться и прощаться. Мы проводили гостей до проспекта Руставели.
На второй или третий день мы встретились с Есениным в кафе театра Руставели. Он сидел один за столиком и потягивал кофе. Перед ним были разложены журналы и газеты. Он нас узнал, приветствовал, пригласил к своему столику и снова стал извиняться за ночное вторжение. Затем перешел к поэзии. В журнале, который лежал перед ним (кажется, «Прожектор»), он нашел статью, в которой он, Есенин, причислялся к т.н. крестьянским поэтам. Он возмущался, утверждал, что никогда не был с группой «крестьянских поэтов» — с Петром Орешиным и другими. Говорил, что он просто русский поэт и что не принадлежит ни к какому слою. Он очень горячился, и мы вполне были с ним солидарны. Далее беседа приняла иное направление. Говорили о Маяковском, о Пастернаке и особенно много о Хлебникове. Мы допытывались: как мог очутиться бывший футурист Велемир Хлебников в группе имажинистов, к которой принадлежал и Есенин, что могло быть общего у автора «Смехачей» с имажинистами? Есенин ответил: «Вы думаете, что я был настоящим имажинистом? Я ничего общего не имел с их поэтикой, но дружил с некоторыми из них, и они меня втянули в свою группу. И у Хлебникова поэтика иная, но кое в чем мы ему уступили, и он присоединился к нам. Вообще литературные группировки отжили свой век. Настоящие поэты служат всему народу, а не вкусам той или иной группы. Поэзия — дело народное»
Тут к нам присоединились Тициан Табидзе и Николо Мицишвили, и беседа оборвалась.
Как-то вечером несколько молодых поэтов зашли в ресторан «Химерион». Уселись за большим столом в центре зала и заметили — у углового столика уединенно ужинает Сергей Есенин. Он старался не привлекать внимания окружающих, и, видимо, искал одиночества. Один из нас, молодой поэт, решил во что бы то ни стало пригласить Есенина за наш стол. Мы пытались урезонить товарища, но он заупрямился, несколько раз отсылал обратно заказанные блюда, привередничал и вызвал неудовольствие работников ресторана. Затем он неожиданно опрокинул стол. Вокруг нас собрались повара и официанты, довольно агрессивно настроенные. Есенин, оказывается, следил за поведением нашего товарища и молниеносно очутился среди дерущихся, мгновенно разняв их. Он успокоил повара и официантов, потом пригласил нас за свой столик и сказал: «Я слышал, у вас был недавно вечер, и публики было очень мало, вы бы скандал устроили до вечера — это привлекло бы народ. Такой скандал был бы оправдан, борьба за поэзию — дело благородное, и никто не стал бы вас винить, сегодняшняя же ссора бесцельна и бессмысленна. »
Мы были несколько пристыжены и сконфужены. А Есенин оживился, прочитал отдельные строфы из своих стихов, но чувствовалось, что ему не до кутежа. Вскоре он простился и ушел.
Я не помню точно даты, когда в Доме союзов состоялся вечер Сергея Есенина. Вечер собрал огромную аудиторию. Среди слушателей были грузинские поэты всех поколений. Мы сидели вместе — Николай Шенгелая, Давид Гачечиладзе и автор этих заметок. Выйдя на сцену, Есенин обвел глазами зал и, заметив нас, улыбнулся. Он начал прямо со стихов. Читал тихо и даже робко. Постепенно как бы свыкся с аудиторией, и голос его зазвучал свободнее и сильнее. Чтение поэта было лишено каких бы то ни было декламационных эффектов, и оно больше походило на доверительную исповедь или задушевную беседу со слушателями, чем на артистическое выступление. Читая, он порой проводил рукой по своим золотистым волосам, и тогда лицо его светилось еще большим обаянием. Он мастерски владел разговорной интонацией. Мне даже показалось, что он не обращал особого внимания на ритм и мелодику стиха, что было для нас весьма неожиданным. Читал он искренне, с подлинным вдохновением, и я все больше проникался чувством, что присутствую на поэтической исповеди, а не на чтении-декламации стихов. Поэт прощался с обжитым и привычным с детства и юности миром и как бы с доверительной грустью описывал нам разлуку с ним. Чистый и ясный голос четко и точно выражал его душевное состояние, придавая особую мелодическую силу и напряженность высказанным — именно высказанным — стихам.
В тот вечер было прочитано много. Мне больше всего запомнились «Возвращение на родину», «Письмо к матери», «Русь Советская», «Не жалею, не зову, не плачу. », «Да, теперь решено, без возврата. », «Мне осталась одна забава. ». Мы слушали эти стихи, и нам казалось, что поэт одновременно был и юн и немолод, и по-молодому непосредствен и умудрен зрелостью, что и ныне он с легкостью мог раскрывать в стихах всю первозданность восприятия красоты.
После чтения стихов начался оживленный обмен мнениями. Были высказаны и критические замечания. Но я, откровенно говоря, их и не расслышал, настолько был переполнен и опьянен стихами, потрясен и поражен роем ярчайших и ослепительно зримых образов. Помню, Есенин попытался возразить оппонентам, но ответная речь ему не давалась и он просто воскликнул: «Товарищи, не бейте меня, я еще напишу стихи получше!» И прочитал несколько новых стихотворений, вызвав взрыв восторга у слушателей, и сразу после этого смешался с публикой и как бы растворился в ней.
Симон Чиковани

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: