Некрасов Н — Тройка (Что ты жадно глядишь на дорогу, исп

Н. Некрасова «Тройка»
Романс «Что ты жадно глядишь на дорогу»

исполняет Н.Обухова
Наде́жда Андре́евна Обу́хова (1886—1961) — русская советская оперная певица (меццо-сопрано). Лауреат Сталинской премии первой степени (1943). Народная артистка СССР

Николай Алексеевич Некрасов — певец женской доли. Пронзительной болью отдаются в сердце его стихи о женской судьбе вообще и крестьянки в частности. Душевностью веет от его лирических стихотворений, посвященных русской женщине, сестре, матери. На всю жизнь поэт сохранил это трепетное и теплое чувство к несчастной, молча страдающей, скрывающей свои слезы женщине. Он и Музу свою наделил чертами страдалицы — избитой кнутом крестьянки.
Стихотворение 1846 года “Тройка” — это пророчество и предостережение крепостной девушке, по молодости еще мечтающей о счастье, на минуту забывшей, что она “крещеная собственность” и счастья ей “не положено”.
Стихотворение открывается риторическими вопросами, обращенными к деревенской красавице.
Что ты жадно глядишь на дорогу
В стороне от веселых подруг.
И зачем ты бежишь торопливо
За промчавшейся тройкой вослед.

Любуясь красотой девушки, поэт с горьким сарказмом замечает:

Поживешь и попразднуешь вволю,
Будет жизнь и полна, и легка.
Да не то тебе пало на долю:
За неряху пойдешь мужика.

У любой русской крестьянки судьба давно предрешена свыше, и никакая красота не в силах ее изменить.
Поэт рисует типичную картину ее будущей жизни, до боли знакомой и неизменной. Автору тяжело сознавать, что время проходит, но не изменяется этот странный порядок вещей, настолько привычный, что не обращают на него внимания не только посторонние, но и сами участники событий. Крепостная женщина научилась терпеливо переносить жизнь как небесную кару.

И в лице твоем, полном движенья,
Полном жизни, — появится вдруг
Выраженье тупого терпенья
И бессмысленный, вечный испуг.

Неожиданно ловишь себя на мысли, что совершенно конкретная тройка воспринимается как красивая авторская метафора, символизирующая быстротечность земной жизни. Она проносится так молниеносно, что человек не успевает осознать смысл своего существования, а тем более что-либо изменить в нем. А потому поэт возвращает нас к конкретной действительности с ее суровыми реалиями:

Не нагнать тебе бешеной тройки:
Кони крепки, и сыты, и бойки, —
И ямщик под хмельком, и к другой
Мчится вихрем корнет молодой.

Последняя строфа резко контрастирует с остальным стихотворением, потому что Некрасов сменил перекрестную рифму на парную. Так поэт подводит безжалостный итог, выносит приговор еще почти и не жившей молодой крестьянке.

Единая коллекция
Цифровых образовательных ресурсов

Карточка ресурса

Поддержка ресурса

Все ресурсы Коллекции предназначены только для некоммерческого использования в системе образования Российской Федерации. Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл ФС 77 — 47492 от 25.11.2011

При использовании материалов сайта ссылка на Единую коллекцию ЦОР обязательна.

Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.

Романсы

Столкновение двух вольных стихий искусства — музыки и поэзии рождает немало выдающихся шедевров: песни, романсы, оперы. При этом стихотворение, чтобы стать основой музыкального произведения, должно быть по-особому мелодичным и ритмичным, должно состоять из благозвучных слов, которые легко поются. Тогда музыка и поэзия становятся неотъемлимой частью друг друга.

Михаил Глинка, будучи сам превосходным исполнителем, тонко чувствовал, какие именно стихотворения современных ему русских поэтов необходимо брать за основу романсов; какими музыкальными средствами передать суть того, что вкладывали в свои произведения поэты.

Всего Глинка создал около 80 произведений для голоса с фортепиано (романсы, песни, арии, канцонетты), вокальные ансамбли, вокальные этюды и упражнения, хоры.

Выделяются его романсы на слова Пушкина (в т.ч. «Не пой, красавица, при мне», «Я помню чудное мгновенье», «В крови горит огонь желанья», «Ночной зефир»),

В. Жуковского (баллада «Ночной смотр»), Е. Баратынского («Не искушай меня без нужды»), Н. Кукольника («Сомнение» и цикл из 12 романсов «Прощание с Петербургом»).

Композитор питал пристрастие к элегическим стихам Жуковского, трогавшим его до слёз. Мечтая в сумерках за фортепиано, он, быть может, и написал такие печальные романсы на слова любимого поэта, как «Светит месяц на кладбище» и «Бедный певец».

Но наибольшую любовь как у певцов, так и у слушателей справедливо завоевали романсы на стихи А.С. Пушкина «В крови горит огонь желанья» и «Я помню чудное мгновенье».

Критик А.Н. Серов говорил, что они представляют собой «две жемчужины музыкальные, вызванные двумя жемчужинами поэтическими». «Изумительно яркая, кипучая страстность, — писал он, вспоминая пение Глинки, — «пылала в каждом звуке коротенькой мелодии: «В крови горит огонь желанья».

Другим образчиком соединения талантов двух корифеев русской культуры — Пушкина и Глинки — стал романс «Я помню чудное мгновение». В этом произведении слово и музыка слились настолько, что почти невозможно произнести пушкинские строки и не услышать музыку Глинки.

Примечательно, что история создания этого романса мистическим образом повторяет историю написания стихотворения. Пушкин посвятил свои стихи А.П. Керн. Глинка был знаком с ее дочерью — Е.Е. Керн. Знакомство перешло в глубокую взаимную привязанность. Нежные чувства, которые питал Глинка к Керн, пробуждали музыкальное воображение композитора. С мыслями о ней были сочинены несколько пьес, в том числе поэтичнейший «Вальс–фантазия». Для Керн Глинка написал и романс «Я помню чудное мгновенье» на стихи, посвященные ее матери.

Другой романс Глинки «Не пой, красавица, при мне» был создан с подачи русского писателя, дипломата и музыканта А.С. Грибоедова. Глинка встретился с Грибоедовым летом 1828 г. Они много говорили о музыке. Грибоедов сыграл как-то слышанную им мелодию грузинской песни. Она понравилась Глинке и вскоре он развил ее в законченную пьесу, а затем исполнил в присутствии Пушкина своим друзьям.

Один из современников вспоминал: «[Глинка] играл на фортепьяно грузинскую мелодию со свойственным ему выражением и искусством. На замечания присутствующих, что ей не достает стихов… для всеобщей известности, Пушкин написал…стихотворение». Так возник романс «Не пой, красавица, при мне».

Николай Владимирович Зубов

Родился 22 июля 1867 года в семье губернского секретаря В.А.Зубова.
Николай в детстве слышал много музыки, поскольку его дядя М.А.Зубов был большим любителем пения и часто собирал в своем доме в Вологде хор, которым руководил.
Профессионального музыкального образования Н.Зубов не получил, так как семья жила в бедности, он даже не знал нот, но по свидетельству современников, был удивительно талантлив, имел превосходную память и всё, что слышал мог сразу сыграть «на слух», спеть любую мелодию из многих опер, а свои сочинения исполнял на рояле наизусть, и его товарищи записывали их нотными знаками.
Н.В.Зубову принадлежит более 165 вокальных произведений и фортепьянных миниатюр, его имя было чрезвычайно популярно на рубеже XIX-XX веков, ноты с его произведениями издавались гигантскими тиражами, в 5-10 раз превышавшими тиражи классической музыки. Практически все свои произведения щедрый душой композитор обязательно кому-нибудь посвящал. Сначала это были салонные музыкальные презенты родным, друзьям и знакомым дамам, затем серьезные классические романсы для солистов Императорским театров. Позднее были написаны романсы, посвящённые исполнителям песен этого жанра. Так, Раисе Раисовой композитор посвятил два «жгучих» любовных романса: «Камама тут» («Люблю тебя») и «Жажду свиданья» на свои собственные стихи.
В 1899 году Зубов впервые услышал А.Д.Вяльцеву, становившуюся уже знаменитой эстрадной исполнительницей романсов, русских и цыганских песен, и очарованный ею, создает и посвящает ей свои романсы «С тобой вдвоем» и «Под чарующей лаской твоею». С той поры вся дальнейшая его жизнь и творчество были подчинены захватывающему его чувству. Именно в этот период был создан и самый известный романс Зубова «Не уходи, побудь со мною. «, написанный на стихи композитора, которые иногда ошибочно приписывают М.Пойгину.
На протяжении шести лет (1899 — 1905) почти все романсы Зубова посвящаются Вяльцевой, последний из которых «Я хотел бы тебя забыть» был создан Зубовым, когда певица уехала на Дальний Восток к раненому в русско-японской войне гвардейскому офицеру Бискунскому, ставшему впоследствии её мужем. С 1906 года, Н.В.Зубов перестаёт создавать свои музыкальные произведения. Можно предположить, что в это время он либо скончался, либо угас как композитор.

Взгляд твоих чудных (чёрных) очей (И.Железняков)
Лидия Абрамова
Галина Баранова
Алла Баянова
Дина Дян
Стронгилла Иртлач
Капиталина Лазаренко
Константин Плужников
Валентина Пономарёва
Ольга Храмцова
Тамара Церетели

Вы полюбить меня должны (Н.Зубов)
Николай Северский

Догадайтесь сами (М.Лохвицкая-Бучинска)
Елена Никитина

Жажду свиданья (Н.Зубов)
Анастасия Вяльцева

Не уходи, не покидай (М.Пойгин)
Константин Плужников

О, милый мой, в твоей я власти (М.Пойгин)
Наталья Герасимова

Опьянела (Н.Мурзич)
Анастасия Вяльцева

Под чарующей лаской твоею (А.Маттинзен)
Эльмира Жерздева
Рубина Калантарян
Леонид Сметанников

С тобой вдвоём (М.Пойгин)
Екатерина Гусева и Леонид Серебренников

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: