О ПУШКИНЕ

Казалось бы, что нового можно сказать о Пушкине? О нём написано огромное количество книг.

Впрочем, именно в таких случаях и становится актуальной поговорка: «Новое – это хорошо забытое старое».

О Пушкине хочется писать. О Пушкине нужно писать, потому что, как это ни парадоксально, сегодняшним читателям о нём известно очень мало.

Это не статья, а фрагментарные заметки о том, что так или иначе касается Пушкина и кажется мне интересным. Они будут пополняться.

«Не мысля гордый свет забавить. »

Пушкина знают все. Его имя звучит везде. Улицы Пушкина, памятники Пушкину, библиотеки имени Пушкина и т.д. И произведения его вроде бы всем известны. Они любимы таким количеством людей, что уже наполовину ушли в фольклор.

Из-за этого Пушкин воспринимается не так, как другие классики. Он изначально кажется знакомым каждому до такой степени, что читатели приписывают ему собственные мысли и верят, что это Пушкин сказал.

Вот, например, вопрос, присланный Борису Гребенщикову на сайт aquarium.ru:

– Как вы думаете, прав ли был Пушкин, говоря об обратной пропорциональности любви к женщине и её любви к нам?

– «. тем легче нравимся мы ей». Пушкин всегда прав – но нужно внимательнее читать. Легче – не значит больше, так что обратной пропорциональности нет.

Да, и в самом деле:

Тем легче нравимся мы ей.

Тем не менее, вариант с «больше» вместо «легче» очень популярен и то и дело цитируется под видом пушкинского.

А помните, как начинается роман «Евгений Онегин»? В народе ходит миф, будто бы он начинается со знаменитого: «Мой дядя самых честных правил…».

На самом деле так:

Не мысля гордый свет забавить,

Вниманье дружбы возлюбя,

Хотел бы я тебе представить

Залог достойнее тебя,

Достойнее души прекрасной,

Святой исполненной мечты,

Поэзии живой и ясной,

Высоких дум и простоты;

Но так и быть — рукой пристрастной

Прими собранье пёстрых глав,

Небрежный плод моих забав,

Бессонниц, лёгких вдохновений,

Незрелых и увядших лет,

Ума холодных наблюдений

И сердца горестных замет.

«Солнце нашей поэзии»

Я слышала от разных людей: «Ну что это за фраза: «солнце русской поэзии»? А Лермонтов тогда кто? «Луна»?»

Да, эту метафору можно встретить, наверное, во всех учебниках литературы, её часто (и неточно) повторяют на уроках по Пушкину. Она давно воспринимается как штамп.

Хотя метафора блестящая. Это слова В. Одоевского из некролога Пушкина, появившегося 30 января 1837 г. в газете «Литературные прибавления» к «Русскому инвалиду»: «Солнце нашей поэзии закатилось! Пушкин скончался, скончался во цвете лет, в средине своего великого поприща. Более говорить о сем не имеем силы, да и не нужно: всякое русское сердце знает всю цену этой невозвратимой потери, и всякое русское сердце будет растерзано. Пушкин! наш поэт! наша радость, наша народная слава. Неужели в самом деле нет уже у нас Пушкина! к этой мысли нельзя привыкнуть! 29-го января 2 ч. 45 м. пополудни».

Именно из этой публикации Россия узнала о смерти Пушкина. Забудьте казённую интонацию учебников, забудьте всё, что слышали на эту тему. Просто представьте морозную зиму 1837 года, потрясение, которое вызвала смерть Пушкина, реакцию его друзей, его читателей – и эти слова, выразившие всеобщие чувства. Поразительно точная метафора! Именно «солнце», тут передано всё – и гениальность Пушкина, и значимость, и радостная лёгкость, сияние его стихов – и потрясение от его смерти…

Кстати, если хотите подробнее узнать об этом, посмотрите фильм «Последняя дорога» (режиссёр Леонид Менакер, Ленфильм, 1986). Это художественный фильм, но он с документальной точностью воссоздаёт атмосферу тогдашнего Петербурга. Показывает окружение Пушкина, его дом, обстоятельства, связанные с дуэлью, а главное, всю противоречивость отношения к Пушкину – от любви до ненависти и презрения. И то, какую бурю самых разных эмоций вызвал этот короткий некролог в газете и, в частности, формулировка «солнце нашей поэзии».

Мойка, 12

Никогда не забуду свой первый визит на Мойку, 12, в музей-квартиру Пушкина. Прозрачное июльское небо, ручных воробьёв во дворе (да, именно воробьёв, а не голубей) и необычное ощущение времени. В Петербурге время вообще идёт по особым законам, иногда меняется, иногда исчезает. В доме Пушкина я ощутила это отчётливо, как никогда.

Когда я вошла туда, возникло удивительно тёплое чувство, словно этот дом давным-давно мне знаком. Конечно, захотелось побродить здесь в одиночку, без экскурсии, вслушаться в атмосферу. Хотя с экскурсоводом нам повезло.

Я стояла у окна, слушая рассказ, и представляла себе, как выглядел этот дом тогда, в XIX веке. Шелест платьев, голоса, шаги, детская беготня. Представить всё это оказалось нетрудно, потому что из окна не было видно ничего, напоминающего о нашем времени. Ни одного автомобиля, пустая улица, река, стены домов.

– К дому подъехал экипаж. – и тут в полной тишине раздался цокот лошадиных копыт. Под окнами проехала пролётка и остановилась около дома.

Все замерли. Было полное ощущение, что сейчас сюда войдёт кто-нибудь из друзей Пушкина и скажет, что желает его видеть.

– Это специально организовано? – спросил кто-то.

Экскурсовод развела руками.

Осень

Всем известно, что из времён года Пушкин больше всего любил осень. Любовался ей, много писал о ней, да и осенью ему писалось лучше. Но мне не раз приходилось видеть удивление по этому поводу. Большинству людей не нравится осень, и любовь поэта к этому времени года обычно объясняют странностью гения.

А некоторые полагают, что осенью поэту легче писать стихи, потому что осень грустная, и стихи тоже… но только не стихи Пушкина! Между прочим, в осенние дни, которые на многих наводят уныние, были написаны «Повести Белкина», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Домик в Коломне» и многое другое, что никак не назовёшь тоскливым и печальным.

Словно отвечая на это удивление, Пушкин писал:

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой,

Красою тихою, блистающей смиренно.

Так нелюбимое дитя в семье родной

К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,

Из годовых времен я рад лишь ей одной,

В ней много доброго; любовник не тщеславный,

Я нечто в ней нашел мечтою своенравной.

Как это объяснить? Мне нравится она,

Как, вероятно, вам чахоточная дева

Порою нравится. На смерть осуждена,

Бедняжка клонится без ропота, без гнева.

Улыбка на устах увянувших видна;

Могильной пропасти она не слышит зева;

Играет на лице еще багровый цвет.

Она жива еще сегодня, завтра нет.

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Но всё-таки причина любви к осени здесь не названа, а только обозначена метафорой. «Я нечто в ней нашёл мечтою своенравной»… Но что?

Я очень люблю осень. У меня и осень как таковая, и осень пушкинских стихов всегда ассоциируется с другими его строками, из «Пира во время чумы» (кстати, тоже написанного осенью):

Для сердца смертного таит

Бессмертья, может быть, залог!

И счастлив тот, кто средь волненья

Их обретать и ведать мог.

Посмотрите — они глубоко созвучны его стихам о поздней осени.

Умирание, угасание природы, приближение зимнего холода каждым человеком невольно воспринимается как метафора и собственной жизни, и вообще всего временного. Это напоминание о том, что всё рано или поздно заканчивается и уходит, каким бы тёплым и прекрасным оно ни было. Отсюда и традиционная осенняя грусть. Но Пушкину осень приносила радость, глубочайшую радость, которой он не находил в других временах года! Почему?

Потому что уйти, исчезнуть, прекратиться может только временное. И только когда уходит временное, когда исчезает всё лишнее, становится возможным высочайший взлёт духа. Именно в эту пору легче всего увидеть и воплотить то, что времени не подвластно. Если осенью смотреть только на угасающую природу, то не почувствуешь ничего, кроме тоски. А если увидеть за этим свет, который выше времени, то осень вызовет совсем другие чувства и прилив вдохновения. «Бессмертья, может быть, залог», напоминание о нашей истинной сущности, о предназначении, которое мы нередко забываем в потоке времени. Вот она, эта «мечта своенравная» — мечта о бессмертии. И твёрдая вера в бессмертие — ведь если бы этой веры не было, то осень нагоняла бы беспросветную тоску, как любая несбыточная надежда.

Поэтому стихи Пушкина об осени обладают таким удивительным магнетизмом. В них нет уныния, напротив, в них мерцает глубокая внутренняя радость.

100 великих людей, изменивших мир

На сайте «100 великих людей, изменивших мир» представлены наиболее выдающиеся деятели цивилизации — от древнейших философов до современных политиков и ученых.

Александр Сергеевич Пушкин — Солнце русской поэзии

Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837). Художник К. П. Мазер. 1839 г.

Время постоянно удаляет нас от Пушкина, поэта, драматурга, прозаика, но его творческий гений от этого вырисовывается все отчетливее. Его стихи, поэмы и повести показывали разные стороны российской действительности, светской жизни и крестьянского быта, в них отражалась мятущаяся душа поэта, глубокие чувства и переживания. Его поэзия и проза были с восторгом восприняты читателями XIX века. Именно тогда и был создан ореол его величия, его стали считать родоначальником русской литературы, создателем современного литературного языка. Неслучайно время, в которое он жил, называется «пушкинской эпохой».

Пушкин-ребенок. Художник К. деМестр. 1800-1802 гг.

Знаменитый французский писатель, член Французской академии Проспер Мериме с большим интересом отнесся к творчеству Пушкина, читал все его произведения, сравнивал с Байроном. В 1868 году в очерке, посвященном русскому поэту, он писал: «Пушкину известны все возможности, все удивительное богатство родного языка, но его мысль всегда выражалась в столь простой форме, что, кажется, невозможно выразить ее проще. В самом раннем детстве Александр мало чем отличался от таких же малышей, был в меру ленивым, мало двигался, стеснялся гостей, но иногда неожиданно проявлял характер бесенка, так резвился, что унять его было нельзя. Родители относились к своему чаду без всякого пристрастия: смуглый, черноволосый, к тому же кучерявый, какой-то нерусский. Неужели пошел в прадеда по матери Абрама Ганнибала? Особой любви к нему не было ни со стороны матери, ни со стороны отца. С помощью гувернеров и домашних учителей его учили всему французскому. Он увлекся чтением французских книг, романов, поэм, философских очерков. Лишь с годами, чуть повзрослев, освоил наконец и русский язык, стал читать по-русски. Но читать-то особенно было нечего.

Царскосельский лицей. Рисунок XIX в.

Настоящее образование он получил в Царскосельском лицее под Петербургом, учрежденном императором Александром I исключительно для детей благородного происхождения. Согласно 6-летней программе обучения, дворянских детей готовили в государственные чиновники высших рангов. Позднее Пушкин с благодарностью вспоминал о годах, проведенных в этом учебном заведении, где он приобрел много друзей. Уже в лицее проявились его страстный, независимый гордый характер, его свободолюбивые мечты. На переводном экзамене в 1815 году он прочитал свои стихи «Воспоминания в Царском Селе», которые растрогали Гаврила Державина.

В 1817 году в чине коллежского секретаря его направили в Коллегию иностранных дел. Но государственная служба мало интересовала поэта, он с головой окунулся в столичную жизнь, посещал театр, стал участником литературно-театрального сообщества «Зеленая лампа».

Пушкин на берегу Черного моря. Художник И. К. Айвазовский. 1887 г.

Лирические стихи Пушкина проникнуты стремлением к свободе, он раскрывает в них свою позицию гражданина, который хочет вольности. Его первая поэма «Руслан и Людмила», которая вышла в 1820 году, вызвала, увы, неоднозначные отклики. Кто-то возмущался его ироничным сказом, кто-то негодовал на чрезмерную шутливость слога, кого-то раздражала народная лексика. Но основная публика восприняла поэму восторженно, многие сразу отметили, что в России появился самобытный поэт.

Пушкин в Бахчесарайском дворце. Художники братья Чернецовы. 1837 г.

Однако помимо этой поэмы Пушкин писал и «возмутительные» стихи. Император Александр I, познакомившись с его писаниями, забыв о собственном юношеском бунтарском либерализме, готов был сослать юношу в Соловецкий монастырь. И дело обернулось бы очень плохо, если бы не заступничество влиятельных сановников. От Севера и Сибири его спасли, но не от ссылки. Коллежского секретаря перевели в Южный край. Он поехал в Кишинев в генералу Ивану Инзову, но по пути, искупавшись в Днепре , простудился, и его для лечения увезли на Кавказ и в Крым.

Пушкин на садовой скамье. Художник В. А. Серов. 1899 г.

В Кишиневе ему не особенно докучали служебными делами. Генерал Инзов к юношеским увлечениям Пушкина относился снисходительно. У поэта было свободное время, он часто отлучался к друзьям, встречался с будущими декабристами. Это было время упорного литературного труда, изучения русской истории. В 1822 году Пушкин написал поэму «Кавказский пленник», которая обратила на себя внимание вольнолюбивыми настроениями автора. Позднее вышла его южная поэма «Бахчисарайский фонтан», тогда же он создал сатирическую поэму «Гавриилиада». Через год в Кишиневе начал писать поэму «Евгений Онегин».

Юбилейная монета в 1 рубль с профилем Пушкина. 1999 г.

Конечно, Пушкин был плохим государственным служащим, I ему хотелось полностью отдаться творческой работе, но надо было на что-то жить. К тому же на Кавказе и в Крыму он пристрастился к картам. Играть в карты было модно, и Пушкин не мог оставаться в стороне. Он бравировал, легко проигрывал жалованье, занимал, снова брался за карты и снова проигрывал.

В конце концов он подал прошение об отставке. Оно было удовлетворено, и в 1824 году ему разрешили отправиться в псковское имение Михайловское под надзор полиции. Его утешением стала нянька Арина Родионовна. От нее он узнал много разных народных сказов и историй. Не случайно именно ей, а не отцу и матери он посвящал свои стихи. Новые свои творения Александр направлял брату Левушке в Петербург и просил его быть посредником в переговорах с цензурой и издателями. Но брат не очень-то беспокоился о делах Александра. Он тоже любил бравировать и читал его стихи и поэмы в светских салонах, они расходились в списках. И все же в 1825 году вышел первый том стихов Пушкина.

Арина Родионовна Якоачева (1758-1828), няня А. С. Пушкина. Художник Я. П. Серяков. 1840-е гг.

После смерти Александра 1, после трагического декабрьского восстания на Сенатской площади, после восшествия на престол Николая I Пушкину разрешили вернуться в Москву. Сам государь император взялся быть его цензором и попечителем. Лично побеседовал с ним. Но главе III отделения генералу Александру Бенкендорфу дал строгий наказ — не спускать с него глаз.

В Москве известного поэта встретили с восторгом. Его принимали в разных домах. На одном из приемов он познакомился с Натальей Гончаровой, первой московской красавицей, и влюбился. Он просил ее руки и получил отказ. Только в феврале 1831 года состоялось их венчание. Пушкин стал семейным человеком, но чтобы достойно выглядеть в свете, ему нужны были деньги. «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать»,- говорил он и садился за письменный стол. Он написал поэму «Медный всадник», создал прозаические произведения «Дубровский», «Капитанская дочка», которые вошли в цикл «Повести Белкина», закончил последние главы «Евгения Онегина», сочинял сказки.

И. Н. Пушкина во вдовьем платье. Художник К. П. Мазер. 1839 г.

После женитьбы Пушкины переехали в Петербург. Они вели светский образ жизни — балы, приемы. Жена была красавицей, за ней ухаживал царь Николай I. Ей стал оказывать знаки внимания Жорж Дантес — красавец, офицер-кавалергард, усыновленный в 1836 году голландским посланником бароном Геккерном.

Пушкину все это не нравилось. Поползли слухи. Он получил письмо, в котором его назвали рогоносцем. Он, честолюбивый человек, терпеть не мог любых насмешек в свой адрес, резко ответил барону, которого считал автором пасквиля, и вызвал его на дуэль.

Памятник А. С. Пушкину в Санкт-Петербурге. Скульптор М. К. Аникушин. 1957 г.

Как это часто случалось, в светском обществе любили француза, красавца Дантеса, жуира и дамского угодника, а некрасавца Пушкина, умника-сочинителя, много о себе возомнившего, не любили. Нашлись и такие, которые просто желали причинить ему как можно больше вреда и радовались, что начался конфликт между ним и Геккерном. Дуэль состоялась. Барон Геккерн вместо себя отправил Дантеса, хотя оскорбления были направлены в его адрес.

27 января 1837 года в глухом лесу на Черной речке прозвучали два выстрела. Первый — в Пушкина, пуля перебила шейку бедра и проникла в живот. Для того времени ранение было смертельным. Упавший на снег поэт собрался с силами, сумел поднять пистолет и нажать курок. Его пуля попала в руку Дантеса. Через два дня Пушкина не стало, а Дантес скоро оправился от ранения. Вскоре он был разжалован и выслан из России, на всю жизнь за ним осталось клеймо убийцы Пушкина.

Александр Сергеевич Пушкин — Солнце русской поэзии : 1 комментарий

Александр Сергеевич Пушкин великий русский поэт. Второго такого поэта за последние прошедших 2 века не найти. Достояние России.

Александр Сергеевич Пушкин — солнце русской поэзии

Канал «Время» не боится сослагательного наклонения в истории! Ток-шоу «ЖЗЛ», соведущим которого стал писатель, актер, режиссер и сценарист Павел Санаев, обещает внести новые главы в историю изучения «жизни замечательных людей».

О чем? Что случилось бы с Александром Пушкиным, не погибни он на Черной речке? Как сложилась бы жизнь Сергея Есенина, не расстанься он с жизнью в «Англетере»? В каких сериалах снимался бы Владимир Высоцкий?

В студии программы встретятся два оппонента — автор официальной биографии и сторонник альтернативного мнения. Самые яркие и спорные эпизоды жизни известных персон получат непредвиденную развязку.

Неожиданным сюжетным ходом проекта станет сеанс связи с героем программы, который, будучи уже давно в нематериальном мире, ответит на пять самых важных вопросов о себе. В качестве модератора мистического действа выступит телеведущий Григорий Кулагин-Бобров.

Пушкин Александр Сергеевич 1799–1837 гг.

Солнце русской поэзии! И прозы тоже! В его многотомном наследии, созданном всего за двадцать с небольшим лет, нет ни одного не шедевра. Пушкин – центральная фигура русской культуры. Это имя, которым мы окликаем друг друга в темноте.

Создатель энциклопедии русской жизни. Основатель современного русского языка. Отец четверых детей. Его старшая дочь Мария была прообразом Анны Карениной. Спасая честь своей красавицы-жены, был убит на дуэли никчемным Дантесом, который вскоре женился на ее сестре-дурнушке и уехал с семьей из России, чтобы навсегда все забыть. Много лет спустя их взрослая дочь, которая обожала поэзию и сама писала стихи, узнав о злодействе своего отца, не смогла его простить, тронулась умом и провела остаток дней в приюте для душевнобольных.

Жизнь Александра Сергеевича изучена по дням и даже минутам. Пушкиноведение – гигантская, мощнейшая наука, лидер отечественной филологии. Но до сих пор и она не выработала целостного представления о нем, о том, что это за феномен. И самый изученный в русской литературе автор, остается и самым загадочным и спорным. Западники видят в нем носителя европейской культуры, славянофилы – хранителя «русского духа», традиционалисты – основателя традиций, модернисты – разрушителя традиций и пр. Пушкин у всех у нас разный. У Цветаевой – свой, у Тынянова – свой. Ну, где, в какой еще культуре есть «Мой Шекспир», «Мой Гете», «Мой Мольер», «Мой Данте»?

Аполлон Григорьев сказал о нем знаменитое «Пушкин – это наше все». Но это не значит, что в нем все навалено, весь мусор, какой ни есть. Это значит, что он сосредоточил в себе главные и необходимые составные части того, что называется сейчас «русским менталитетом».

Ни одна европейская культура в новое время не претерпела такой катастрофы, такого крутого, мгновенного, жесткого и тотального слома, какую претерпела русская культура в эпоху Петра. По существу реформы Петра были попыткой переделать нацию, «перестроить» ее православное сознание на протестантский манер. Но Россия не поддалась. В ответ на эту попытку она породила явление Пушкина – самое совершенное, самое удивительное и самое загадочное явление европейской культуры. Оно стоит там особняком. Именно Пушкин дал начало той великой литературной классике, которая тоже есть совершенно особое явление в мире. К русской литературе обращаются все великие искатели правды в поисках утешения, надежды и веры. Это литература, сознающая вину человека, но устремленная к идеалу, воплощенному в Спасителе. Это литература совести, которая лежит в основе всего Пушкина – и человека, и художника.

Пушкинская картина мира утверждает, что мир и человек прекрасны в Божьем замысле, что в мире есть солнце правды, но человек портит этот замысел, пытаясь себе сделать искусственное солнце, построить себе искусственный рай. Вся его поэзия – это воздыхание об утраченном рае. Но осознать свое грехопадение – значит уже получить возможность искупить свой грех, получить надежду на спасение.

Пушкин не святой, он живой и нормальный, «без отклонений», как ни один другой поэт во всей русской и мировой литературе – здоровый молодой весельчак, хохмач, игрок, ловелас, нежнейший муж и отец. Но он мается без веры. Все его творчество – это исповедь на пути к вере. И он открыто говорит о себе то, что другие скрывают. Он постоянно изучает в человеке, и, прежде всего, в себе соотношение добра и зла. Сердце, совесть – вот главное в его картине мира. «Оставь герою сердце! Что он будет без него? Тиран!». Именно в этом заключается самое существенное различие между западной рождественской и русской пасхальной культурами.

Человек удивительной судьбы, наполовину боярского, наполовину африканского происхождения, Пушкин по призванию стал русским поэтом. Его поэтическое совершенство делает задачу его переводов на другие языки почти невыполнимой. Даже блистательный, двуязычный Набоков с ней не справился. Тем не менее это не помешало жителям Эфиопии установить Пушкину памятник – на красивом мраморном постаменте высечены слова: «Нашему поэту».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: