О поэме «Кому на Руси жить хорошо» Н

Поэму «Кому на Руси жить хорошо» можно назвать энциклопедией народной жизни. Сам Некрасов говорил перед смертью, что в эту поэму он «хотел ввести. весь опыт, данный ему изучением народа, все сведения о нем, накопленные по словечку в течение двадцати лет».

В поэме отразились многие аспекты русской действительности после отмены крепостного права. Здесь воссоздан целый ряд колоритных, своеобразных народных характеров. Но главная цель Некрасова — создание коллективного образа народа. Избранный поэтом композиционный прием путешествия давал ему возможность наиболее полно и широко показать всю крестьянскую Русь в буднях и праздниках, на ярмарке, в спорах, песнях, преданиях, в ее прошлом и настоящем.

Глубоко раскрывая судьбы отдельных героев, действующих в привычной для них и, казалось бы, обыденной обстановке, Некрасов стремился показать то новое, что уже проявляется в крестьянстве, в его психологии (Яким Нагой, Ермил Гирин из Части Первой, Агап Петров из «Последыша»). Наиболее полно мысль поэта о нарастающем народном протесте, росте крестьянского самосознания выразилась в главе «Крестьянка». Очень существенны в этом отношении и образы странников-правдоискателей. Некрасову важно было показать, как новые встречи (например, встреча с народным заступником Гришей Добросклоновым), новые наблюдения расширяют их кругозор, заставляют более вдумчиво, более глубоко воспринимать жизнь. В процессе поисков они приходят и к новому представлению о счастье.

В художественную систему поэмы органически включается мир устного народного творчества. Но поэт использует богатейший фольклорный материал не механически: он подчиняет его своей идейно-художественной цели, порою переосмысливает те или иные его мотивы и образы.

Есть все основания рассматривать поэму-эпопею «Кому на Руси жить хорошо» как центральное, итоговое произведение Некрасова.

Типы крестьян в поэме Н.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»

Типы крестьян в поэме Н.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» создана в последний период жизни поэта (1863-1876 гг. ). Идейный замысел поэмы обозначен уже в ее заглавии, а затем повторяется в тексте: кому на Руси жить хорошо? Главное место в поэме занимает положение русского крестьянина при крепостном праве и после «освобождения». О сущности царского манифеста поэт говорит словами народа: «Добра ты, царская грамота, да не про нас ты писана». Поэт коснулся злободневных проблем своего времени, осудил рабство и угнетение, воспел свободолюбивый, талантливый, сильный духом русский народ. Картины народной жизни написаны с эпической широтой, и это дает право назвать поэму энциклопедией русской жизни того времени. Рисуя многочисленные образы крестьян, различные характеры, он делит героев как бы на два лагеря: рабов и борцов. Уже в прологе мы знакомимся с крестьянами-правдоискателями. Живут они в деревнях: Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово, Неурожайка. Их объединяет бедность, неприхотливость, желание найти счастливого на Руси. Путешествуя, крестьяне встречаются с разными людьми, дают им оценку, определяют свое отношение к попу, к помещику, к крестьянской реформе, к крестьянам. Выслушав рассказ попа о его «счастье», получив совет узнать о счастье помещика, крестьяне отрезали: Ты мимо их, помещиков! Известны нам они! Правдоискатели не удовлетворяются дворянским словом, им нужно «слово христианское». Дай слово христианское! Дворянское с побранкою, С толчком да с зуботычиной, То непригодно нам! Они обладают чувством собственного достоинства. В главе «Счастливые» сердито провожают дьячка, дворового, расхваставшегося холопским положением: «Проваливай!» Сочувствуют страшной повести солдата и говорят ему: На, выпивай, служивенький! С тобой и спорить нечего: Ты счастлив слова нет. Правдоискатели трудолюбивы, всегда стремятся помочь другим. Услышав от крестьянки, что не хватает рабочих рук убрать хлеб вовремя, мужики предлагают: А мы на что, кума? Давай серпы! Все семеро Как станем завтра, к вечеру Всю рожь твою сожнем! Так же охотно помогают косить траву крестьянам Безграмотной губернии: Как зубы с голоду. Работает у каждого Проворная рука. Однако более полно Некрасов раскрывает образы крестьян-борцов, которые не пресмыкаются перед господами, не смиряются со своим рабским положением. В страшной нищете живет Яким Нагой из деревни Босово. Он до смерти работает, спасается под бороной от жары и дождя. Грудь впалая; как вдавленный Живот; у глаз, у рта Излучины, как трещины На высохшей земле. Читая описание лица крестьянина, мы понимаем, что Яким, всю жизнь маясь на сером, бесплодном кусочке, и сам стал, как земля. Яким признает, что большая часть его труда присваивается «дольщиками», которые не трудятся, а живут на труды таких же, как он, крестьян. Работаешь один, А чуть работа кончена, Гляди, стоят три дольщика: Бог, царь и господин!Всю свою долгую жизнь Яким трудился, испытал много лишений, голодал, побывал в тюрьме и, «как липочка ободранный, вернулся он на родину».

Но все же он находит в себе силы создать хоть какой-то быт, какую-то красоту. Яким украшает свою избу картинками, любит и употребляет меткое слово, речь его полна пословиц и поговорок. Яким образ крестьянина нового типа, сельского пролетария, побывавшего в отхожем промысле. И его голос голос самых решительных крестьян. У У каждого крестьянина Душа что туча черная Гневна, гроза и надо бы Громам греметь оттудова, Кровавым лить дождям. С большим сочувствием относится писатель к своему герою Ермилу Гирину, сельскому старосте, справедливому, честному, умному, который, по словам крестьян, В семь лет мирской копеечки Под ноготь не зажал, В семь лет не тронул правого, Не попустил виновному, Душой не покривил. Один только раз Ермил поступил не по совести, отдав сына старухи Власьевны вместо своего брата в армию. Раскаиваясь, он пытался повеситься. По мнению крестьян, Ермил имел все для счастья: спокойствие, деньги, почет, но его почет особый, не купленный «ни деньгами, ни страхом: строгой правдою, умом и добротой». Народ, защищая мирское дело, в трудную минуту помогает Ер-милу сохранить мельницу, проявляет к нему исключительное доверие. Этот поступок подтверждает способность народа выступать сообща, миром. И Ермил, не побоявшись острога, выступил на стороне крестьян, когда. Бунтовалась вотчина Помещика Обрубкова. Ермил Гирин защитник крестьянских интересов. Если протест Якима Нагого стихийный, то Ермил Гирин поднимается до сознательного протеста. Савелий, богатырь святорусский борец за народное дело. Тяжела была жизнь Савелия. В молодости он, как и все крестьяне, долго терпел жестокие издевательства со стороны помещика Шалашникова, его управляющего. Но Савелий не может принять такой порядок, и он бунтует вместе с другими крестьянами, он закопал в землю живого немца Фогеля. «Лет двадцать строгой каторги, лет двадцать поселения» получил за это Савелий. Вернувшись стариком в родное село, Савелий сохранил бодрость духа и ненависть к угнетателям. «Клейменый, да не раб!» говорил он о себе. Савелий до старости сохранил ясный ум, сердечность, отзывчивость. В поэме он показан как народный мститель:. Наши топоры Лежали до поры! О пассивных крестьянах он говорит презрительно, называя их «погибшие. пропащие». Некрасов называет Савелия богатырем святорусским, поднимая его очень высоко, подчеркивая его героический характер, а также сопоставляет его с народным героем Иваном Сусаниным. Образ Савелия олицетворяет стремление народа к свободе. Образ Савелия дан в одной главе с образом Матрены Тимофеевны не случайно. Поэт показывает вместе два богатырских русских характера. Большая часть поэмы посвящена русской женщине. Матрена Тимофеевна проходит через все испытания, в каких могла побывать русская женщина. В родительском доме ей жилось привольно и весело, а после замужества пришлось работать, как рабе, сносить попреки мужниной родни, побои мужа. Только в работе и в детях находила она радость. Тяжело пережила она смерть сына Демуш-ки, преследование господского управляющего, голодный год, нищенство. Но в трудные минуты она проявляла твердость и настойчивость: хлопотала об освобождении мужа, незаконно взятого в солдаты, даже отправилась к самому губернатору.

Вырвала Федо-тушку, когда вздумали наказать его розгами. Непокорная, решительная, она всегда готова отстаивать свои права, и это сближает ее с Савелием. О себе Матрена Тимофеевна говорит:Я потупленную голову, Сердце гневное ношу!. . По мне обиды смертные Прошли неоплаченные. Рассказав о своей многотрудной жизни странникам, она говорит, что «не дело между бабами счастливую искать!»В последней главе, названной «Бабья притча», крестьянка говорит об общей женской доле:Ключи от счастья женского, От нашей вольной волюшки Заброшены, потеряны У бога самого. Но Некрасов уверен, что «ключи» должны найтись. Крестьянка дождется и добьется счастья. Поэт говорит об этом в одной из песен Гриши Добросклонова:Еще ты в семействе покуда раба, Но мать уже вольного сына!С большой любовью рисовал Некрасов образы правдоискателей, борцов, в которых выразилась сила народа, воля к борьбе с угнетателями. Однако писатель нс закрывал глаза и на темные стороны жизни крестьянства. В поэме изображены крестьяне, которые развращены господами и свыклись со своим рабским положением. В главе «Счастливые» крестьяне-правдоискатели встречаются с «раз-битым на ноги дворовым человеком», который считает себя счастливым, потому что был любимым рабом князя Переметьева. Дворовый гордится тем, что его «дочка вместе с барышней училась и французскому и всяким языкам, садиться позволялось ей в присутствии княжны». А сам дворовый тридцать лет стоял за стулом у светлейшего князя, лизал после него тарелки и допивал остатки заморских вин. Он гордится «близостью» к господам и своей «почетной» болезнью подагрой. Простые свободолюбивые крестьяне смеются над рабом, смотрящим свысока на своих собратьев-мужиков, не понимая всей низости своего лакейского положения. Дворовый князя Утятина Ипат даже не поверил, что крестьянам объявлена «воля»:А я князей Утятиных Холоп и весь тут сказ! С детства и до самой старости барин, как мог, издевался над своим рабом Ипатом. Все это лакей принимал как должное. . Выкупал Меня, раба последнего, Зимою в проруби! Да как чудно! Две проруби: В одну опустит в неводе, В другую мигом вытянет И водки поднесет. Не мог Ипат забыть господских «милостей»: того, что после купанья в проруби князь «водки поднесет», то посадит «рядом, недостойного, с своей персоной княжеской». Покорный раб показан также в образе «холопа примерного Якова верного». Яков служил у жестокого господина Поливанова, который «в зубы холопа примерного. походя дул каблуком». Несмотря на такое обращение, верный раб до самой старости берег и ублажал барина. Помещик жестоко обидел верного слугу, отдав в рекруты его любимого племянника Гришу. Яков «задурил»: сначала «мертвую запил», а потом завез барина в глухой лесной овраг и повесился на сосне над его головой. Поэт осуждает такие проявления протеста так же, как и холопскую покорность. С глубоким негодованием Некрасов говорит о таких предателях народного дела, как староста Глеб. Он, подкупленный наследником, уничтожил «вольную», данную крестьянам перед смертью старым барином-адмиралом, чем «на десятки лет, до недавних дней, восемь тысяч душ закрепил злодей».

Это и есть демократическая республика. Цитируется как иронический комментарий к несправедливому дележу чего-либо. Кому живется весело, / Вольготно на Руси? Из Пролога поэмы «Кому на Руси жить хорошо» (18631876) Н. А. Некрасова (1821-1877). Цитируется как шутливо-иронический комментарий ко всякого рода социологическим исследованиям, опросам, их результатам и т. п. Кому много дано, с того много и спросится Из Библии. В Евангелии от Луки (гл. 12, ст. 48) сказано: «. И от всякого, кому дано много, много и потребуется; и кому много вверено, с того больше взыщут». Используется как напоминание людям, облеченным властью или наделенным талантом, об их особой ответственности.P Кому на Руси жить хорошо Название поэмы (18631876) Н. А. Некрасова (1821 1877). Семеро крестьян заспорили о том, «кому на Руси жить хорошо», и решили не возвращаться домой до тех пор, пока не найдут ответа на этот вопрос. Цитируется как шутливо-иронический комментарий ко всякого рода социологическим исследованиям, опросам, их результатам и т. п

Темы экзаменационных сочинений по литературе в Казахстане

40 тем, которые были предложены выпускникам 11 класса в Казахстане.

1.Шацкий и Молчалин: классические образы комедии в современной интерпретации.
2. «Я памятник себе воздвиг…» Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина.
3. «И жить торопиться, и чувствовать спешит»: эволюция героя в романе А.С.Пушкина Евгений Онегин.
4.Образ Максима Максимыча в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».
5. «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова как психологический роман.
6.Хлестаков и «хлестаковщина» комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».
7.Души «мертвые» и «живые» в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».
8.Онегин и Печорин в оценке В.Г.Белинского.
9.Нигилизм и философия Базарова в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».
10. «Я лиру посвятил народу своем»: тема поэта и поэзии в творчестве Н.А.Некрасова.
11.Как понимают счастье герои и автор поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?».
12.Гуманизм романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
13.Андрей и Пьер в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» (проблема положительного героя).
14.Семья Ростовых и семья Болконских в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
15.Характер героя и средства его создания в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».
16.Грех и возмездие в пьесе А.Н.Островского «Гроза».
17.Два женских характера в романе И.А.Гончарова «Обломов».
18.Обломов так же бессмертен, как Чичиков.
19. «Вишневый сад» как сквозной образ одноименной пьесы А.П.Чехова.
20.Романтизм и реализм в ранних рассказах М.Горького.
21. «К штыку приравнял перо…»: творческая позиция В.Маяковского в 1920-е г.г.
22.Тема революции в поэме А.А.Блока «Двенадцать».
23.Тема Родины и природы в лирике С.А.Есенина.
24. «Зал затих. Я вышел на подмостки»: тема творчества в лирике Бориса Пастернака.
25.Лирический портрет поэтессы Марины Цветаевой.
26. «Василий Теркин»: лучшая поэма о солдате.
27.Тема деревни в прозе второй половине ХХ века (на примере 1-2 произведений).
28.Тема природы в творчестве В.Г.Распутина.
29.Портреты художников в галерее рассказов К.Г.Паустовского.
30.Пути нравственного спасения (по страницам книг Чингиза Айтматова).
31.Традиции поэзии жырау (на материале творчества одного из поэтов).
32.Духовная эволюция автора в «Словах назидания» Абая.
33.Легендарный Кенесары – потомок великого Абылайхана ( к 2010- летию
Кенесары Касымова).
34. Мухтар Ауэзов – прозаик, драматург, публицист к (115-летию М.Ауэзова).
35. «Всем женщинам – женщина» (Образ матери в творчестве Сабита Мусрепова).
37.История и современность в творчестве Мухтара Щаханова (к юбилею поэта).
38.Государственный Флаг, Госдуарственный Герб, Государственный Гимн — символы Независимости Казахстана (к 20-летию принятия государственных символов страны).
39.Астана – столицы культуры тюркского мира.
40.Туристические маршруты моего края.

Экзаменационные вопросы по литературе «Слово о полку Игореве»: сюжет и проблематика поэмы. Каково отношение автора «Слова о полку Игореве» к главному герою повествования?

Назва Экзаменационные вопросы по литературе «Слово о полку Игореве»: сюжет и проблематика поэмы. Каково отношение автора «Слова о полку Игореве» к главному герою повествования?
Дата конвертації 31.12.2012
Розмір 50.77 Kb.
Тип Экзаменационные вопросы
джерело

Экзаменационные вопросы по литературе

  1. «Слово о полку Игореве»: сюжет и проблематика поэмы.

2. Каково отношение автора «Слова о полку Игореве» к главному герою повествования?

3. Почему образ Ярославны из «Слова о полку Игореве» вошёл в галерею классических образов русской литературы?

4. Черты классицизма в поэзии М.В.Ломоносова , Г.Р.Державина (творчество одного из поэтов по выбору экзаменуемого ).

  1. Тема «маленького человека» в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».
  1. За что автор осуждает Эраста и в чём сочувствует ему? (по повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»).
  1. Почему на протяжении повествования меняется отношение Эраста к Лизе? (по повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»).
  1. Столкновение тьмы и света в проблематике баллады В.А.Жуковского «Светлана».
  1. Тематика и образы романтической поэзии В.А.Жуковского.
  1. Образ Фамусова и его роль в развитии конфликта комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
  1. Почему подозревающий наличие соперника Чацкий отказывается верить очевидному? (по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»).
  1. Монолог Чацкого «А судьи кто?» и его роль в развитии конфликта комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
  1. Как меняется отношение Чацкого к Софье в ходе действия комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
  1. Почему выбор Софьи пал на Молчалина и как это её характеризует? (по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»).
  1. Образ Чацкого и проблема героя и толпы в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
  1. Тема «дружества» и образы друзей в лирике А.С.Пушкина.
  1. Тема любви и образ возлюбленной в лирике А.С.Пушкина.
  1. Образ «вещего» поэта и тема творчества в лирике А.С.Пушкина.
  1. Письмо Татьяны к Онегину и его роль в раскрытии проблематики романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
  1. Истоки характера и духовная эволюция Онегина в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
  1. Быт и нравы русского дворянства в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
  1. Образ Татьяны Лариной как художественное открытие автора (по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»).
  1. Произошло ли духовное единение главных героев «Евгения Онегина» в финале романа?
  1. Страдания одинокой души как ведущий мотив лирики М.Ю.Лермонтова.
  1. Мир природы и мир человека в поэзии М.Ю.Лермонтова.
  1. Смысл названия и своеобразие главного героя романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».
  1. Как можно объяснить безразличие Печорина к судьбе своего дневника? (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»).
  1. Портрет Печорина в повести «Максим Максимыч», его роль в создании образа «героя времени». (По роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»).
  1. Почему Печорин не спешит на встречу с Максимом Максимычем? (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»).
  1. Женские образы в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».
  1. Тема судьбы и её развитие в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».
  1. Тема города в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души».
  1. Помещичья Русь и её представители в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души».
  1. Образ Чичикова и тема живой и мёртвой души в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души».
  1. Диалог Чичикова с Иваном Антоновичем в гражданской палате: тема чиновничества. (По поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»).
  1. Тема человека и природы в стихотворении А.А.Фета «Заря прощается с землёю…»
  1. Изображение мира природы и мира человеческой души в стихотворении Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной…».
  1. Смешное и грустное в рассказе А.П.Чехова «Смерть чиновника»
  1. Философская тематика стихотворения С.А.Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…».
  1. История создания и судьба повести М.А.Булгакова «Собачье сердце»
  1. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество
  1. Картины послевоенной жизни в рассказе А.И.Солженицына «Матрёнин двор»
  1. Нравственный смысл рассказа-притчи А.И.Солженицына «Матрёнин двор»
  1. В чём смысл названия рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека»?
  1. Диалог Андрея Соколова с Мюллером как один из кульминационных эпизодов рассказа М. А.Шолохова «Судьба человека»

8 класс

  1. Сатирическое изображение нравов поместного дворянства в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».
  1. Как проявляет себя Митрофан в общении с разными людьми и как это его характеризует? (по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»).
  1. Каковы жизненные принципы Митрофана и отношение к ним автора? (по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»).
  1. Как характеризуют Софью, Митрофана и госпожу Простакову их слова и поступки в финале пьесы Д.И.Фонвизина «Недоросль»?
  1. Русский бунт в изображении А.С.Пушкина. (По роману «Капитанская дочка»).
  1. Что значит «жить» для главного героя поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри»?
  1. Эпизод схватки с барсом и его роль в раскрытии характера главного героя поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри».
  1. Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» как романтическое произведение.
  1. Своеобразие конфликта в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».
  1. Почему опытный городничий поверил в «значительность» Хлестакова? (По комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»).
  1. Рассказ Хлестакова о петербургской жизни в 3 действии как одна из кульминационных сцен комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».
  1. В чём смысл немой сцены в финале комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»?
  1. Роль эпизода встречи Башмачкина со «значительным лицом» в проблематике повести Н.В.Гоголя «Шинель».
  1. Сцена бала и её место в проблематике рассказа Л.Н.Толстого «После бала».
  1. Почему после увиденной Иваном Васильевичем сцены экзекуции жизнь героя резко изменилась? (по рассказу Л.Н.Толстого «После бала»).
  1. Тема родины в стихотворении А.А.Блока «Россия».
  1. Прославление воинского подвига в поэме А.Т.Твардовского «Василий Тёркин» (глава «Поединок»).
  1. С какой целью автор поэмы «Василий Тёркин» постоянно подчёркивает «обыкновенность» своего героя?
  1. Стихотворение В.В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».
  1. В чём прав и в чём заблуждается Самсон Вырин? (по повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»)
  1. Весел или печален финал «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е.Салтыкова-Щедрина?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: