Реферат на тему: Панаевский цикл Н

Реферат на тему: Панаевский цикл Н.А. Некрасова и Денисьевский цикл Ф.И. Тютчева

Раздел: Литература, Лингвистика ВСЕ РАЗДЕЛЫ

Как выразительна и психологически насыщена характеристика горюющей матери! Выразительна потому, что художник уловил главное: потрясенность, смятенье — до потери мысли, до потери речи. Он заметил и упорство, нежелание сдаться «мертвому мраку»: отсюда — «Сухие, напряженные глаза». В сердце мужа возникла надежда на то, что жена, мать «воззвать могла бы к свету» (таковы сила, возможности женской любви). Но этого не происходит. Возвращаясь к мысли о живом, подчас преходящем характере любви, скажем, что Некрасов-художник не боится изображать появляющиеся на пути любящих испытания, тревоги, заботы, подчас круто все меняющие. Напомним строки из стихотворений «Еду ли ночью по улице темной.» («Не покорилась — ушла ты на волю, Да не на радость сошлась и со мной.») и «Тяжелый крест достался ей на долю.» («Кому и страсть, и молодость, и волю — Все отдала — тот стал ее палач!»). С самыми разными основаниями связаны возникновение и переживание качественно неодинаковых состояний любви. Подчас она определяется настроением («Если, мучимый страстью мятежной.», «Ты всегда хороша несравненно.», «Я не люблю иронии твоей.» и т. д.), подчас зависит от времени жизни, встреч, общения («Я посетил твое кладбище.», «Давно — отвергнутый тобою.!»). В последнем из названных стихотворений изображаются фазы любви, обусловленные также разными обстоятельствами. Первая: «он», не получив признания, пытался уйти из жизни, броситься в волны, но они «грозно потемнели» и остановили печальное намерение. Вторая: счастье взаимности, полноты жизни при наличии общих интересов. И еще один поворот: любовь ушла, жизнь утратила притягательность, что якобы понимает сама природа («волны не грозят сурово, А манят в глубину свою.»). В изумительной лирической миниатюре «Прости» (1856), по форме своей вызывающей ассоциацию с заклинанием (перечисление того, что не надо помнить), определенно прочерчена линия зависимости состояния любви от хода жизни: Прости! Не помни дней паденья, Тоски, унынья, озлобленья, — Не помни бурь, не помни слез, Не помни ревности угроз! Однако при всем этом герой наделен благодарной памятью, ему горька мысль о расставании с былым. Ему хочется, чтобы общее прошлое осталось дорогим и для его избранницы. Развитие авторской мысли в этой миниатюре интересно тем, что светлое чувство, признательность к пережитому толкуются как возможность противостоять неизбежным крайностям. После упоминания о них с противительного союза «но» начинается программное утверждение. Очевидно, нельзя пройти и мимо того, как высоко поднято чувство любви, сколько дает оно для жизни: Но дни, когда любви светило Над нами ласково всходило И бодро мы свершали путь, — Благослови и не забудь! Бодрость при свершении пути как производное от того, что было, ласкало, согревало «светило любви», — сколько тут человеческой и художнической щедрости!. Появление в образной ткани стихотворения метафорической цепочки «любви светило» — «путь» не является неожиданным. В первой, такой наполненной житейским материалом строфе уже было упоминание о бурях. «Любви светило» наделяется свойствами живого существа: оно «ласково всходило».

В Тютчеве клокотал бунт против смерти. «Двумя самыми великими скорбями» он назвал смерть первой его жены Элеоноры и смерть Елены Денисьевой. Из его письма мужу Марии, сестры Елены: «Все кончено — вчера мы ее похоронили. Во мне все убито: мысль, чувство, память, все. Я чувствую себя совершенным идиотом. Пустая, страшная пустота. И даже в смерти не предвижу облегчения. Ах, она мне на земле нужна, а не там, где- то. Сердце пусто — мозг изнеможен». Любила ты, и так, как ты, любить — Нет, никому еще не удавалось! О Господи!. и это пережить. И сердце на клочки не разорвалось. В одном из писем другу через два месяца после смерти Денисьевой он писал: «Не живется. Гноится рана, не заживает. Будь это малодушие, будь это бессилие, мне все равно. Только при ней и для нее я был личностью, только в ее любви, в ее беспредельной ко мне любви я сознавал себя. Теперь я что-то бессмыслен, но живущее, какое-то живое, мучительное ничтожество,.» Вот бреду я вдоль большой дороги В тихом свете гаснущего дня. Тяжело мне, замирают ноги. Друг мой милый, видишь ли меня? Прошел год, но любовь все жива в его сердце больном. Чтобы как-то забыться, он едет в Италию, но там еще более тяжко: в Турине похоронена его первая жена. Он едет в Ниццу — и там горькие думы о Елене. «Денисьевский» цикл полнится новыми стихами. О, этот юг! О, эта Ницца! О, как их блеск меня тревожит! Жизнь, как подстреленная птица, Подняться хочет и не может. Но жизнь торжествует над увяданием, над старостью, над смертью. В «денисьевском» цикле появляются стихи о том, что даже в минуты сокрушающего горя поэт различает за окном «веселый» (не унылый, а именно «веселый») шум летнего дождя. В стихотворении «Последняя любовь» есть и такие строки: Помедли, помедли, вечерний день, Продлись, продлись, очарованье. Стихи, посвященные Елене Александровне,— это своеобразный дневник поэта, которому он доверяет самые сокровенные, интимные тайны своего сердца и души. Благодаря этой самоотверженной и сильной любви, русская классическая поэзия пополнилась великолепными лирическими стихотворениями. Тютчев рассказал вечную историю любви, страдания и смерти. Она полна утверждения жизни, упоения своим чувством и в то же время — горестного сознания обреченности, беспомощности человека, душевного протеста.Использованная литература: Айхенвальд Ю. И. Некрасов: Статья // Силуэты русских писателей. М., 1994.Григорьев А. Эстетика и критика. — М.,1980.Евгеньев-Максимов В.Е. Жизнь и деятельность Н.А.Некрасова: В 3 т. – М.; Л., 1947Кожинов В.В. О поэтической эпохе 1850-х годов // Рус. лит. – 1969 — №3.Кожинов В.В. Книга о русской лирической поэзии XIX в. – М.; 1978 год.Корман Б.О. Лирика Н.А.Некрасова. – Воронеж,1964.Мемуары. Н.А.Некрасов в воспоминаниях современников.- М., 1971.Розанова Л.А. О творчестве Н.А.Некрасова. – М., «Просвещение», 1988.Скатов Н.Н. «Я лиру посвятил народу своему». – М., 1985.Скатов Н.Н. Некрасов. М., 1994. (ЖЗЛ)Тютчев Ф.И. Избранная лирика. — М.,1986.Эйхенбаум Б. М. Некрасов: Статья // О прозе. О поэзии. Л., 1986.

Не встретится в них застылости, однообразия в отношении к живому чувству любви. Крайние проявления этого чувства выражены в предельно четком четверостишии (1855—1856): О сердце бедное мое! Боюсь: ты скоро изнеможешь. Простить не можешь ты ее. Зачем же не любить не можешь?. Особенно интересна для наших наблюдений группа стихотворений Некрасова о письмах, то есть своего рода документах любви. Первое из них — ранее называвшееся «Письма» (1852), — открывается характеристикой противоречий чувства: О письма женщины, нам милой! От вас восторгам нет числа, Но в будущем душе унылой Готовите вы больше зла. Затем, в соответствии с такой экспозицией, представляется отнюдь не однозначное к ним отношение при будущих прочтениях: «Подчас на них гляжу я строго, Но бросить в печку не могу»; «правды в них и проку мало». Однако при всем этом — «Они мне милы». Более поздний текст с заглавием «Письма» (1855) целиком основан на раскрытии, казалось бы, взаимоисключающих начал. Письма продиктованы сердцу любовью, в них запечатлены «души черты, Корыстному волненью непричастной», но они со злобой сожжены той рукой, «Которая с любовью их писала!». Поэт, очевидно, дорожа этими стихами, включил их в свой первый программный сборник и затем перепечатывал во всех прижизненных собраниях стихотворений. И вот — 1877 год: «Горящие письма». Как и в 1855 году, сохраняется мотив сожженных писем, вызывающий в памяти известное стихотворение А. С. Пушкина «Сожженное письмо». Правда, мотивировки сожжения разные: «она велела» — у Пушкина, «злоба» — в стихотворениях Некрасова. Сохраняется и раскрытие противоречивости чувств, а также поступков человека, обусловленных его настроем и социальными обстоятельствами. Не отец, не старший брат, как принято было в ту пору, определил судьбу женщины: «Свободно ты решала выбор свой». Этот смелый шаг повлек за собой и другие: «Но ты идешь по лестнице крутой И дерзко жжешь пройденные ступени!.» И хотя «он», любящий, умом признает за женщиной право самостоятельных решений, сердцу его тревожно и больно: «Безумный шаг. быть может, роковой.» Если продолжить наблюдения над общими особенностями произведений Некрасова о любви, наблюдения над изображением «благородного сердца», то следует сказать, как устойчивы, часто употребляемы и некоторые обозначения ситуаций жизни и свойств личности лирической героини. Избранница героя- интеллигента не только «подруга трудных, трудных дней», «подруга темной участи», но единомышленница человека, избравшего нелегкую писательскую стезю (см. «Последние элегии», 1855). Одна из цитированных элегий («Ты меня отослала далеко.») включала в себя обращение к женщине-другу. «Другом одиноким, больным и бездомным» представала «она» из воспоминаний рассказчика в более раннем стихотворении «Еду ли ночью по улице темной.» (1847). Еще годом ранее в произведении «В неведомой глуши, в деревне полудикой.» раскрывалось, что же привносит женщина-друг в отношения любящих: И думал, что душе, довременно убитой, Уж не воскреснуть никогда. Но я тебя узнал. Для жизни и волнений В груди проснулось сердце вновь: Влиянье ранних бурь и мрачных впечатлений С души изгладила любовь.

Так, обращение к «ты» и — еще более явно — к «вы» в сущности подразумевает то же самое всеобщее «мы» (то есть «я» и «ты» — каждое, любое «ты», — взятые совместно): Ушло, как то уйдет всецело, Чем ты и дышишь и живешь… Каким бы строгим испытаньям Вы ни были подчинены… Над вами светила молчат в тишине, Под вами могилы — молчат и оне… То же значение имеет и глагольная форма, обращенная к «ты», хотя само это местоимение отсутствует: Смотри, как облаком живым Фонтан сияющий клубится… И в стихотворении, о котором еще будет речь: Молчи, скрывайся и таи И чувства и мечты свои… Кстати сказать, подчас «ты» явно, открыто переходит у Тютчева в «мы»: И рад ли ты, или не рад, Что нужды ей? Вперед, вперед! Знакомый звук нам ветр принес… И ты ушел, куда мы все идем… Прямо-таки поразительно, что Тютчев иногда уклоняется от формы «я» даже и в своей любовной лирике, где, казалось бы, просто неуместно «мы»! Вот строки стихотворений из «денисьевского цикла»: О как убийственно мы любим… Нежней мы любим и суеверней… Все это не могло

Конспект урока по литературе по теме «Любовная лирика А.С. Пушкина»

Разделы: Литература

Цели урока:

  • Познакомить с любовной лирикой А.С.Пушкина, вызвать интерес к личности и творчеству поэта;
  • Изучить факты, свидетельства, рассмотреть различные точки зрения, интерпретации личности поэта;
  • Сопоставить темы, поднимаемые в лирике поэта с проблемами сегодняшнего дня.
  • Любви все возрасты покорны,
    Её порывы благотворны:

    Вступительное слово учителя:

    Есть классический образ, применяемый к А.С.Пушкину — «солнце русской поэзии». Что же движет Солнце?

    «Любви все возрасты покорны, её порывы благотворны:» — утверждает поэт. Любовь — вот, что движет Солнце.

    Любовь, как и поэзия, овладевает всем существом человека, вдохновляя его на прекрасные невероятные поступки, пробуждая его самые лучшие стремления, будоража его творческое воображение.

    Не случайно у Пушкина любовь и поэзия — родные сестры:

    Беседа с учащимися:

    Все богатство натуры поэта нашло отражение в любовной лирике.

    Прочитайте ваши любимые стихи Пушкина о любви и дайте небольшой комментарий.

    Каким вы увидели Пушкина в любви?

    Любовь для Пушкина — предмет высокой лирики, неотъемлемая часть жизни. И поэт в ней, как и в дружбе, удивительно щедрый.

    Анализ стихотворения «На холмах Грузии лежит ночная мгла»

    Тема любви раскрывается в лирике Пушкина просто и глубоко, непосредственно и тепло. Н.В.Гоголь писал о лирике А.С.Пушкина: «Здесь нет красноречия, здесь одна поэзия; никакого наружного блеска, все просто: все исполнено внутреннего блеска, который раскрывается н вдруг; все лаконизм каким всегда бывает истинная поэзия. Слов немного, но они так точны, что обозначают все. В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт:»

    Давайте подтвердим слова Гоголя на примере одного из стихотворений: «На холмах Грузии лежит ночная мгла» (1829год).

    Какое чувство осталось после прочтения?

    (индивидуальное сообщение об истории создания стихотворения).

    Как вы думаете, почему Пушкин переадресовал стихотворение Наталии Николаевне?

    Вернемся к словам Гоголя. Можно ли утверждать, они применимы к этому стихотворению? Как понимаете слова «нет наружного блеска»?

    Все слова просты, но они складываются в единый музыкальный образ грусти, «светлой печали». Почему печаль у Пушкина «светла»?

    Как соотносятся картины природы и душевное состояние лирического героя?

    Почему сердце лирического героя «не любить не может»?

    Какой вывод можно сделать, опираясь на слова Н.В.Гоголя?

    Стихотворение волнует нас не словесной красивостью, не витиеватостью фраз, а глубиной мысли и чувства. Чувство поэта окрашено светлой и тонкой грустью, выражено просто, непосредственно, тепло и, как всегда у Пушкина, чарующе музыкально. П.И Чайковский говорил об этом произведении «:в самом стихе:есть что-то проникающее в самую глубь души. Это что-то и есть музыка

    Содружество музыки и поэзии

    Сам Пушкин считал: «Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает. Но и любовь — мелодия.» Не случайно многие композиторы обращались к шедеврам пушкинской лирики. И вечная тема, так просто и глубоко раскрытая поэтом, нашла отражение в музыке.

    Какие музыкальные произведения на стихи А.С. Пушкина вам известны?

    Сообщения учащихся об адресатах любовной лирики А.С.Пушкина

    :Женщинам Пушкин нравился; он бывал с ними необыкновенно увлекателен и внушил не одну страсть на веку своём. Когда он кокетничал с женщиною или когда был действительно ею занят, разговор его становился необыкновенно заманчив. Должно заметить, что редко можно встретить человека, который бы объяснялся так вяло и так несносно, как Пушкин, когда предмет разговора не занимал его. Но он становился блестяще красноречив, когда дело шло о чём-либо близком его душе. Тогда-то он являлся поэтом:

    Кому же посвящал свои стихи Пушкин?

    Для вас, души моей царицы,
    Красавицы, для вас одних
    Времен минувших небылицы, в часы досугов золотых,
    Под шепот старины болтливой,
    Рукою верной я писал:

    (Сообщения учеников, сопровождаемые слайдами презентации)

    (Петербург. 1819 год. Один из шумных светских вечеров в доме Олениных с ужином, танцами, шарадами. Шутливо переговариваясь с приятелями, Пушкин следит взглядом за очень юной, очаровательной женщиной. Его воображение поражает глубокая, затаенная грусть в огромных глазах незнакомки. Во время ужина он перекинулся с ней несколькими обычными фразами и долго потом любовался ее сияющей красотой. К концу вечера он уже многое знает о ней. Дочь помещика П. М. Полторацкого и Е. И. Вульф, она 16-летней девочкой была выдана замуж за грубого, совершенно чужого ей человека, который был старше ее на 36 лет — генерала Ермолая Федоровича Керн. А много лет спустя Пушкин прочтет в дневнике Анны Керн строки, в которых она говорит о своем муже «Его невозможно любить, мне не дано даже уважать его, скажу прямо, я почти ненавижу его, мне ад был бы лучше рая, если бы в раю пришлось бы быть вместе с ним»

    Но Пушкин прочтет это лишь годы спустя. А пока. Вечер кончился. Гости разъезжаются. Пушкин, не накинув шубы, выскочил на мороз и стоял на крыльце. Как бы хотелось ему, по колени утопая в снегу, подбежать к карете уезжающей Керн, помочь красавице подняться по откинутым ступенькам. Быть может, она поблагодарила бы взглядом. Многие мимолетные впечатления юных лет бесследно стерлись в памяти поэта, но образ Анны Керн глубоко запал в душу. Прошло много лет. За это время Пушкин стал прославленным поэтом, поэтом, бывшим в немилости у властей. В ссылке, в глухом селе Михайловском, далеко от столицы, Пушкин всегда был желанным гостем в соседнем селе Тригорском. Именно здесь в июне 1825 года Пушкин снова встретился с Керн, которая остановилась проездом у своей родственницы Осиповой, хозяйки усадьбы. В течение месяца они виделись почти каждый день. Именно в это время родилось знаменитое стихотворение «Я помню чудное мгновенье.

    И вот перед нами другой портрет — бледная, задумчивая девушка, дочь Анны Петровны Керн, Екатерина. Она не столь хороша, как Анна, но унаследовала большие, печальные глаза матери. В ее бледном, с плотными губами, лице было даже что-то страдальческое, обреченное. Такой в марте 1839 года ее впервые увидел Михаил Иванович Глинка. В продолжение вечера он все наблюдал за Екатериной Ермолаевной, слушал ее голос, следил за движением рук, и что-то необычно светлое, еще не осознанное рождалось в душе. Он обнаружил в девушке незаурядный ум, душевную тонкость. Она знала и любила музыку. Как это было не похоже на то, что он встречал дома. Пустая и недалекая жена оказалась легкомысленной кокеткой, совершенно чуждой его интересам. Часто бывая у сестры, общаясь с Екатериной Керн, Глинка все больше привязывался к ней. Встречи с ней для него стали потребностью. А вскоре у нее появились ноты романса Глинки «Я помню чудное мгновенье». Замечательно то, что стихи, написанные великим поэтом для матери, были положены на музыку великим композитором для ее дочери. И опять, как пятнадцать лет назад, когда Пушкин вручил стихи Анне Керн, они зазвучали признанием. Трудно назвать произведение, где музыка нерасторжимо слита со стихами, как в этом романсе. Стихотворение Пушкина выражало то, что пережил сам композитор, вероятно, поэтому и стало возможным такое изумительное слияние музыки и слова. Нарастание и углубление чувств, все стадии духовных переживаний, высказанных в стихах, передает музыка, то задумчивая и нежная, то страстная и даже трагическое.)

    Ответьте на вопросы:

    1. Где и когда А.С. Пушкин впервые встретил А.П. Керн?

    2. Кому посвятил поэт стихи «Талисман», «Сожженное письмо», «Храни меня мой талисман»?

    3. Назовите адресата стихотворения А.С. Пушкина «Я вас любил:»(1829г.)?

    4. К кому обращено стихотворение Пушкина, написанное в 1826 году в Михайловском? Как оно называется?

    Алина! Сжальтесь надо мною,
    Не смею требовать любви:
    Быть может, за грехи мои,
    Мой ангел, я любви не стою.

    5. Кто является автором музыки к романсу на стихи А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье»?

    Пушкин был человеком, жизнь которого прошла среди женщин. В отличии от дружбы, в которой Пушкин ценил постоянство, верность, любовь рассматривалась им как чувство преходящее. Оно подобно буре захватывало поэта, давало ему мощный источник вдохновения, лишало свободы, подчиняя его «страстям мятежным». Поэт не искал вечной любви, вечной для него была только потребность любить. Но любовь для Пушкина — это не «донжуанский список», не дневник его любовных побед и поражений, а предмет высокой поэзии. В стихах поэта запечатлена не только психологическая правда любовных переживаний, но и выражены философские представления поэта о Женщине как об источнике красоты, гармонии, неизъяснимых наслаждений. Пушкин любил женщин, он воспевал Женщину.

    Адресаты любовной лирики А. С. Пушкина

    Я славой был обязан ей,

    А может быть, и вдохновеньем.

    А. С. Пушкин

    «Живая красота» — вот лучшее и наиболее точное определение поэзии. По-мое­му, очень правильно сказано, потому что за прекрасными пушкинскими строками стоят не менее прекрасные женщины — вдохновительницы этой «живой красоты».

    Одна из них — Анна Петровна Керн. Пушкин познакомился с ней в Петербурге в 1819 году. И был сражен ее красотой. Через шесть лет он вновь увидел Керн, когда она гостила неподалеку от Михайловского. Пушкин вновь ощутил в душе волнение любовной страсти. Незадолго до отъезда Керн он написал стихотворение «Я помню чудное мгновенье». Даже среди шедевров пушкинской любовной лирики, где говорит язык сердца («Признание», «Не пой, красавица, при мне. », «Я вас любил. » и др.), это стихотворение — одно из самых проникновенных, трепетных, гармоничных. Здесь чувства растворены в словах, а слова как бы сами «просятся» на музыку:

    С именем Екатерины Николаевны Раевской связаны многие произведения поэта. Современники говорили, что она покоряла людей твердым, независимым характером, в ней соединялись душевная мягкость, чувствительность и доброта. Самоотверженно заботилась она о братьях, сестрах, родителях. Единственная в семье она сочувствова­ла желанию младшей сестры Марии уехать в Сибирь к мужу-декабристу.

    Е. Н. Раевской посвящен цикл южных романтических произведений поэта. Чув­ством Пушкина к этой женщине проникнута элегия «Погасло дневное светило». Она была написана, когда Пушкин вместе Раевскими плыл на корабле из Феодосии в Гурзуф:

    Пушкин провел три счастливые недели, гостя у Раевских. Но разлука была неиз­бежной. Этому печальному событию Пушкин посвятил такие строки:

    День расставания поэт назвал днем страдания. В конце ноября 1820 года Пуш­кин встретил Раевских в Каменке. Здесь были созданы элегия «Редеет облаков лету­чая гряда. » и стихотворение «Нереида». В начале 1821 года Екатерина Николаевна приняла предложение графа Орлова. В лирике Пушкина вновь появляются стихи, посвященные Е. Н. Раевской: «Красавица перед зеркалом», «Дева».

    Не обошел своим поэтическим вниманием Пушкин и младшую сестру Екатерины Николаевны. Это одна из самых замечательных женщин своего времени. В последний раз Пушкин видел Марию Николаевну в 1826 году перед ее отъездом в Сибирь, куда она последовала за своим мужем, декабристом С. Г. Волконским, и где провела 30 лет. А в 1828 году рождаются строки «Посвящения» этой удивительной женщине:

    Красота для поэта — святыня, он беззащитен перед ней, его сердце отзывается на нее восторгом. В бытность свою в Одессе Пушкин был увлечен женой генерал-губер­натора Новороссийского края Воронцова, женщиной красивой, умной и обольститель­ной. И еще долгое время спустя, в своем михайловском изгнании, поэт рисовал на полях рукописей тонкий профиль Воронцовой, слагая ей стихи:

    Зимой 1828 года на одном московском балу Пушкин встретил девушку, которая стала женщиной всей его жизни. Это была Наталья Гончарова. 6 мая 1830 года про­изошла официальная помолвка. Вскоре рождается прекрасный сонет «Мадонна»: Материал с сайта //iEssay.ru

    Вскоре после свадьбы поэт пишет своему другу: «Я женат — и счастлив. Это со­стояние для меня так ново, что, кажется, я переродился». Но, к сожалению, ощуще­ние счастья не было долгим. Наталья Николаевна — последняя нежная и глубокая любовь поэта. Женатый Пушкин стал однолюбом. Однако это не помешало ему посвя­тить стихотворение «Красавица» другой женщине — ослепительной петербургской кра­савице Е. М. Завадовской:

    К сожалению, в одном сочинении трудно перечислить всех женщин, бывших в разное время музами поэта. Биографы Пушкина называют 113 адресатов любовных посланий поэта. Не знаю. Правда ли это, но похоже, что так оно и есть.

    Но это не ветреность. Поэт на то и поэт, чтобы вдохновиться красотой и запечат­леть ее в своих гениальных стихах для нас — на века.

    О, память сердца, или Адресаты любовной лирики Пушкина

    Человеческая жизнь подобна искре: вспыхнула на мгновение – и погасла. Однако порой в этот мир приходят люди, свет от которых продолжает сиять спустя столетия. А. С. Пушкин принадлежит к их числу.

    Более того, Пушкина называют солнцем русской поэзии – ведь в своей лирике он наметил основные пути, мотивы и образы, которые затем развивались в творчестве лучших представителей нашей литературы. И благодаря Пушкину не канули в Лету, не оказались в забвении многие его знакомые – с кем он дружил, общался, кому отправлял письма или посвящал стихи. Но особый интерес вызывают у нас современницы Александра Сергеевича – адресаты любовной лирики Пушкина.

    Влюблённость – естественное состояние человеческой души. И тем более оно присуще личности творческой. Любовь – само по себе чувство красивое, яркое, самобытное. Оно – источник сильных переживаний, глубоких страстей, высокого творческого порыва. Потому Пушкин был твёрдо уверен – не любить сердце не может, особенно сердце Поэта.

    Кто же они – любимые женщины Пушкина? Чтобы ответить на этот вопрос, отправимся в увлекательное путешествие по его жизни.

    Пушкин, любовная лирика – слова синонимы. Мало кто был так влюбчив и пылок, как он. С одинаковой восторженностью и горячностью, вполне искренно поэт мог восхищаться сразу несколькими прекрасными дамами, видя в них прежде всего высокий эстетический идеал, внешнюю красоту, одухотворённую красотой внутренней.

    Первый реальный женский образ, мелькающий в стихах юного шестнадцатилетнего Александра — Катенька Бакунина. Ей двадцать, она фрейлина при императрице, любит балы, чудесно танцует. Внешне очень мила, с тонким станом, лёгкой, летящей походкой. Со знакомыми общается просто, естественно, без жеманства и картинности, столь популярных среди молодых светских барышень. И это особенно пленяет Пушкина, чувствительного ко всякой фальши и не терпящего её.

    Целый поэтический цикл – двадцать два стихотворения, ставших своего рода энциклопедией первой любви со всеми присущими ей нюансами и оттенками переживаний – посвятил Пушкин Бакуниной. Да и много лет спустя отголоски этого светлого платонического увлечения можно будет заметить в его лирике, связанной с уже другими женскими именами. А саму первую любовь он не раз будет вспоминать с «тихими тоски слезами».

    И в ранней юности, и в годы зрелости поэт интуитивно и безошибочно влюблялся не просто во внешнюю неотразимость, женскую привлекательность своих избранниц – его влекли натуры незаурядные, наделённые острым умом, тонким пониманием жизни. Наверное, потому адресаты любовной лирики Пушкина, будь то Авдотья Истомина, прославленная русская балерина, воспетая им в «летучей громаде» «Евгения Онегина», или Анна Керн, ставшая, благодаря поэту, для всех последующих читателей олицетворением «гения чистой красоты», мадонна Наталья Гончарова – все они вызывают в нас особый душевный трепет, искреннее уважение и восхищение.

    Настоящая любовь – любовь без границ временных и пространственных. Это доказывает пылкая увлечённость молодого Александра Евдокией Ивановной Голицыной, которую современники восторженно называли принцессой. Голицына родилась на двадцать лет раньше поэта, что не помешало Пушкину быть буквально приворожённым ею. Её литературный салон был одним из любимых мест самых блестящих, умнейших людей того времени. Хозяйка его отличалась живым умом, отличным образованием, умением сказать точное, меткое слово. Для поэта она была не просто обворожительной женщиной, но и другом, единомышленником, которого он посвящал в творческие замыслы. А это даже больше, чем любовь. И потому пылкий молодой человек, всегда как абсолютную ценность воспевавший свободу, не боялся ей признаться: «Свободу потеряв навек, неволю сердцем обожаю».

    Годы южной ссылки поэта были освещены двумя главными лирическими героинями – Амалией Ризнич и Елизаветой Воронцовой. Обе любимые женщины Пушкина вполне достойны стать его музами. Амалия – яркая, экзотическая бабочка, так непохожая на томных светских красавиц, скованных рамками приличий. Она не боялась быть самой собой, эксцентричной, несколько взбалмошной, жадно стремящейся испытать в жизни всё – ведь век красавиц так недолог! Жизнелюбие, энергия, бьющая через край, потрясающие внешние данные делали её практически неотразимой для мужских сердец, даже самых искушённых. А что говорить о поэте, летевшем, словно мотылёк на огонь, на всё необычное, выходившее за общепринятые рамки и стандарты.

    Страстное и нежное стихотворение «Ночь» — тому свидетельство, равно как и написанное гораздо позже знаменитое «На берегах отчизны дальней», ставшее одним из любимейших русских романсов. А печальная судьба Амалии – тяжёлая болезнь и ранняя гибель – накладывали на его воспоминания о ней печаль и сострадание.

    Пушкин любил рисковать, и ухаживания за Елизаветой Воронцовой, женой фактического правителя всего южного края графа Воронцова, добавляли в его чувства элемент романтики, куража, остроты ощущений и переживаний. Воронцову считали одной из самых совершенных женщин своего времени, а подобными отзывами свет не разбрасывался. Это была большая любовь и большая страсть с обеих сторон. Письма поэта Елизавета Ксаверьевна сберегла до последних дней жизни. А он очень дорожил подаренным ею дорогим перстнем, ставшим для него талисманом. Об этом кольце, об их чувствах – одно из известнейших произведений поэта – «Талисман».

    Адресаты любовной лирики Пушкина, как бы потом ни складывались отношения у поэта с ними, были признательны Александру Сергеевичу за высокую поэзию, облагородившую и воспевшую в стихах их страсть. Гуманность, что лелеет душу, была отличительной чертой его творчества. И она нашла отражение именно в лирических строках.

    В этом плане невозможно не сказать об Анне Олениной – ведь к ней обращено пронзительное «Я Вас любил. », ставшее образцом поэзии душевной, напрочь лишённой какого-либо эгоизма, расчётливости, выказавшее полное самоотречение поэта.

    А стихи, обращённые к Наталье Гончаровой. Едва ли в мировой поэзии наберётся несколько десятков, подобных той же «Мадонне». Трепет души, возвышенная чистота и преклонение, благодарность за то, что ЭТА женщина вошла в его жизнь – вот первое, что мы можем понять, почувствовать при знакомстве со стихотворением. А далее, читая и перечитывая, открываем для себя всё новые нравственные и эстетические глубины. И потому нельзя не вспомнить утверждение Белинского о том, что на поэзии Пушкина можно в себе воспитать человека.

    Вновь и вновь приобщаясь к вечно живым пушкинским строкам, удивляясь, какими разными были адресаты любовной лирики Пушкина и находя в них, в то же время, общие черты – талантливость, красоту духовную и телесную – мы навсегда будем благодарны им за чудесную поэзию сердца – лирику А. С. Пушкина.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: