О нравственности

Вы чувствуете себя свободным современным человеком? Вас раздражают стенания о «моральном упадке», «бездуховности» и тому подобные глупости? Тогда этот сайт для Вас!

Этот сайт посвящен долгосрочным тенденциям в развитии общества. Здесь обсуждаются вопросы, становимся ли мы нравственнее и что такое нравственность, каким может быть целостное мировоззрение современного человека, каков его смысл жизни. На сайте анализируются проблемы, связанные с жизнеспособностью общества: демография, развитие семейных отношений, рост культурного разнообразия, цивилизационные конфликты. А также обсуждается вопрос, как совместить толерантность, терпимость и гуманизм с необходимостью защиты современного общества от мракобесия, фундаментализма и агрессивного традиционализма. И каким должно быть жизнеспособное и конкурентоспособное Современное общество.

В тексте часто встречается термин «Современное общество» (с большой буквы). Под этим понимается общество, в котором нынешние прогрессивные тенденции доведены до конца: полностью свободное и толерантное общество, но жесткое по отошению к нецивилизованным людям, «нетерпимое к нетерпимости».

О нравственности

Русская литература всегда была литературой высокой нравственности. Тесная связь с нравственными исканиями героев русской литературы девятнадцатого века прослеживается в повести В.Тендрякова “Расплата”. Повесть начинается со страшной сцены: сын убил отца – алкоголика, который на протяжении многих лет мучил его и мать. В этом произведении, автор ставит целый комплекс нравственных проблем. Кто виноват, что юноша поднял руку на отца, убил человека. Перед нами проходит галерея героев, каждый из которых винит себя.

Виноватой считает себя мать Коли, за то, что с детства не любила его, потому, что он был незаконнорожденным ребенком, и от нехватки любви, сам стал жестоким. Каждый в этой повести, винит себя за то, что произошло,

Лучшие наши писатели мучаются теми же вопросами, что и Толстой, и Достоевский.

Чингиз Айтматов давно уже стал одним из ведущих писателей нашего времени. В ” Плахе”, Айтматов, глубоко исследует исследует противоречия современного общества, пути борьбы пути борьбы со злом, и бездуховностью. Читая “Плаху”мы вместе пытаемся ответить на вопрос, как дать ответ на вопрос, каким способом сохранить в себе духовность. нравственность, чистоту. Чингиз Айтматов рисует образы людей, лишенных духовности. Базарбаш разгромил логово волков, Обер – Кандалов охотился на сайгаков. Ведь так мелки их жизненные цели.

Бывший семинарист Авдий, хочет бескорыстно служить людям. Он отправляется с гонцами за анашой, чтобы узнать все об их промысле. Его цель – заставить их отказаться от этого дела. убедить их, что они творят зло.

Афоризмы, высказывания, цитаты Великих людей

Архив рубрики «О нравственности»

Н. С. Хрущев

Социализм утверждает. мораль сотрудничества и коллективизма, дружбы и взаимопомощи. Здесь на первое место выдвигается забота об общем благе народа, о всестороннем развитии человеческой личности в условиях коллектива, где человек человеку не враг, а друг и брат.

В. И. Ленин

В основе коммунистической нравственности лежит борьба за укрепление и завершение коммунизма.

В. Либкнехт

Основное положение всякой морали: делай для твоего ближнего то же, что ты хочешь, чтобы он делал для тебя, есть продукт необходимости, вызвавшей сознание, что у людей есть общие интересы. Понятие всеобщей человеческой солидарности есть высшее понятие культуры и морали. Полное осуществление ее составляет задачу социализма.

GreatPhilosophy

RSS Feed

О нравственности.

Демокрит принял горячее участие в споре о достоинстве человека – о том, что позднее было названо ценностями, то есть о том, что для человека наиболее важно, как, во имя чего человек должен жить. Его, как и мудрецов предшественников, волновали вопросы, которые и сегодня остаются животрепещущими: существуют ли принципы, которые можно назвать самыми высокими нравственными основаниями жизни? А если существуют, то в чём они состоят? Вмешавшись в спор софистов и Сократа, Демокрит проявил стремление отстоять собственную индивидуальную позицию в мире, в котором существуют самые разные устремления, взгляды, интересы, — позицию мудреца, который живёт не только мудростью, не только идеальным, не только интеллектуальными заботами.

Такое противопоставление говорит о несовместимости в глазах Демокрита – и, наверное, многих его единомышленников – правоты, мудрости, с одной стороны, и стремления к материальным благам, прежде всего к деньгам, — с другой. «Как из ран самая худшая болезнь есть рак, так при обладании деньгами самое худшее – желание постоянно прибавлять к ним», — заявляет Демокрит.

Обосновывая преимущество нравственной позиции мудреца, Демокрит постоянно настаивает на том, что надо обуздывать желания и страсти, воспитывать умеренный характер. Сильные желания, направленные на достижение чего-нибудь другого, делают душу слепой по отношению ко всему прочему, подчёркивает Демокрит, которого привлекает полнота жизни. Он настаивает на том, что «свиноподобны те люди, которые стремятся к роскоши». Счастье, по Демокриту, в хорошем расположении духа, в его невозмутимости, гармонии, симметрии, в неустрашимости души. Все эти качества, устремления души и объединяются у Демокрита в понятии о высшем благе. Вовсе не полагая, что достигнуть такого состояния очень легко, он драматически повествует о непрекращающейся тяжбе души и тела, которую, вероятно, не раз испытывал на самом себе. Не только тело виновно перед душой, Душа, при неправильном употреблении может стать для тела постоянным источником несчастья.

Не соглашаясь с софистами в том, что никаких устойчивых ценностей нет, Демокрит особое значение придаёт таким ценностям, как справедливость, честность, истина. Люди обычно знают, что такие ценности существуют, и могут к ним стремиться. «Должно препятствовать, — говорит философ, — совершению несправедливого поступка. Если же мы этого не в состоянии сделать, то, по крайне мере, мы должны не содействовать несправедливому поступку». Развивая и углубляя мысль, он утверждает: «Не из страха, но из чувства долга должно воздерживаться от дурных поступков». Согласно Демокриту, «совершающий несправедливость несчастнее несправедливо страдающего». Правильна или неправильна эта мысль с житейской точки зрения, но Демокриту важно отстоять её как нравственную истину.

Он нередко говорит о том, что подлинная добродетель в поступках должна быть противопоставлена речам о добродетели, поэтому «должно приучать себя к добродетельным делам и поступкам, а не к речам о добродетели». При этом Демокрит выделяет не только очень высокие ценности – такие, как справедливость, честность. Нередко философ со страстью отстаивает ценности дружеских, тёплых, доверительных отношений между людьми, которые в древнегреческом мире становились всё более проблематичными и потому приобретали новую значимость; резко выступает против завистливости, недоброжелательства, корыстолюбия. «Истинный благодетель, — говорит Демокрит, — не тот, кто имеет в виду отплату, а тот, кто хочет сделать добро». «Должно стыдится самого себя столько же, как и других людей.… В каждой душе должен быть начертан закон: Не делай ничего непристойного!»

Рассуждения Демокрита о ценностях достаточно просты. Они вряд ли выстраиваются в какую-то стройную концепцию. Это, скорее, защита ценностей-добродетелей, которые ему лично как философу мудрецу наиболее дороги. Это и рассуждение о нравственности на уровне философской моралистики, которая очень близка к простому, житейско-нравственному рассуждению благонравного, добродетельного, духовно ориентированного человека; и проповедь аскетизма, связанного с высокими интеллектуальными наслаждениями. Философ-мудрец отстаивает этический идеал человека, устремлённого к духовным благам, подчёркивает привлекательность и мудрость человечного, гуманного характера, уравновешенного, несуетливого образа жизни. С непритязательностью, простотой этики Демокрита связана подмеченная Цицероном особенность его нравственного философствования: в рассуждениях Демокрита чаще всего встречаются ссылки на хорошее расположение духа. То, что говорит Демокрит, замечает Цицерон, превосходно, однако не вполне закончено, ибо немного сказано о добродетели, да и то, что сказано, не объяснено.

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче .

Наука в контексте культуры
Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват .

Философия марксизма
Философия марксизма – одно из важнейших направлений, вызывающее в современную эпоху неоднозначную оценку, представлена в различных вариантах: классический марксизм, нашедший отражение в труд .

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: