О Капитанской дочке Пушкина

По повести «Капитанская дочка» предложено четыре темы. Повесть школьники изучали в 8-м классе, с чем и связана сложность этих тем: во-первых, произведение может быть основательно забыто учениками; во-вторых, оно может казаться обманчиво простым. Предупредим учеников, что на экзамене недостаточно будет воспроизвести сочинение 8-го класса, — надо показать новый уровень мышления, понимания проблемы.

Тема 35.

Образ Пугачёва в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Образ Пугачёва представлен в двух произведениях Пушкина: в «Истории пугачёвского бунта» и в «Капитанской дочке». Можно сравнить портреты Пугачёва, данные автором в разных произведениях: в «Истории…» описание наружности героя фотографично, в повести дано много деталей и высказывается отношение рассказчика к герою: “Наружность его мне показалась замечательна”. Такое различие обуславливалось разными задачами, стоящими перед А.С. Пушкиным. В первой работе он писал широкое историческое полотно, важны были понимание процессов и фактическая точность. В художественном произведении основной целью было изображение людей, их внутреннего мира и реакции на те самые грандиозные события.

Пугачёв изображён преимущественно через его отношение к Гринёву. Можно проследить взаимодействие героев, начиная от встречи в степи и заканчивая казнью. Предупредим учеников: не стоит превращать анализ в пересказ. Пушкин не изображает Пугачёва непосредственно как полководца, не подчёркивает в нём вождя крестьянского движения, но мы можем по косвенным деталям судить об этом. Перед нами — талантливый предводитель народа, умный, расчётливый, удалой, безгранично смелый, пользующийся поддержкой крестьянско-казачьей массы. Но надо отметить противоречивость его натуры: бунтовщик, жестоко карающий сопротивление, — и чуткий человек, жалеющий сироту, чувствующий и ценящий доброту и искренность. Пугачёв осознаёт трагизм своего положения, но выбирает бунт (сказка об орле и вороне).

Существенные черты к характеристике Пугачёва добавляют зеркальные сцены: военный совет в Оренбурге — военный совет у Пугачёва, помилование Гринёва Пугачёвым — помилование Гринёва Екатериной. Использование в анализе зеркальных сцен покажет литературоведческую подготовку учащихся.

Тема 36.

Почему повесть А.С. Пушкина названа «Капитанская дочка»?

Скажем, что повесть посвящена восстанию под предводительством Емельяна Пугачёва (1773–1775). Этому событию посвящено ещё одно произведение — «История пугачёвского бунта». Пушкин первым изучил историю восстания, попытался осмыслить причины бунта. В исследовании автор ставил перед собой задачу исторически точно изобразить “русский бунт”. Задача повести иная — дать нравственную оценку событиям через изображение внутреннего мира и нравственных переживаний героев, главные из которых — сам предводитель восстания, человек с трагической раздвоенностью натуры, молодые влюблённые, нравственные основы в душах которых сформированы под влиянием родителей и представителей народа (Савельич), и Швабрин — офицер, который уже сформировался как безнравственный человек.

Судьба Маши Мироновой — тот пробный камень, о который проверяется подлинная нравственная ценность каждого героя. Сначала — чувства Гринёва и Швабрина к Маше; отношение к Маше её родителей и отца Гринёва; затем, после гибели капитана Миронова и его жены, — отношение к судьбе девушки представителей власти — коменданта Оренбурга и Пугачёва; сохранение на допросах тайны и Гринёвым, и Швабриным; изменение отношения к Маше родителей Гринёва. Сама Маша — простая девушка, приверженная традициям, беззащитная и в то же время сильная нравственно, готовая на самопожертвование ради спасения любимого человека. Но название повести связано именно с её ролью “нравственного индикатора”.

Тема 37.

Как раскрывается тема “русского бунта” в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?

В начале целесообразно обратиться к сопоставлению двух произведений Пушкина, посвящённых пугачёвскому бунту (см. темы 35, 36). Затем можно вспомнить высказывание историка В.О. Ключевского о том, что в «Капитанской дочке» больше истории, нежели в «Истории пугачёвского бунта»: в художественном произведении А.С. Пушкину удалось настолько глубоко вжиться в эпоху и так описать внутреннюю сторону событий, что теряется ощущение стороннего наблюдателя, отгороженного вековым пластом, становятся яснее мотивы людей, наглядно можно представить себе, каким образом желания трансформируются в поступки, а поступки влекут за собой те или иные следствия.

Можно сосредоточить своё внимание на описании поведения казаков, примкнувших к бунтовщикам, на описании поведения вожаков восстания (Хлопуши, Белобородова), на изображении самого Пугачёва.

Если же мы берём за основу знаменитые слова Пушкина: “Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!” — то нужно раскрывать философско-исторические проблемы повести. Почему Пушкин называет бунт бессмысленным? Причины его возникновения нельзя свести только к экономическим и социальным противоречиям. У русского народа на протяжении всей истории одним из ключевых является понятие правды, связанное с соблюдением христианских заповедей. Начальство обманывает, грабит простой народ, нарушая эти заповеди. Народ же в рамках социальной системы не может восстановить правду и бунтует против системы. Трагедия заключается в том, что народу тоже приходится нарушать нравственные законы: убивать, грабить. Оставаясь в рамках системы, изменить ситуацию нельзя, а для выхода из системы уровень сознания народа недостаточен.

Русский бунт беспощаден: бунтовщики не жалеют не только угнетателей, но и самих себя. Нравственная раздвоенность заставляет Пугачёва не щадить самого себя: “…Поздно мне каяться. Для меня не будет помилования”.

Какой же выход видит автор? Самые прочные изменения в обществе — те, которые обусловлены постепенным улучшением нравов. Сохранение и укрепление собственного нравственного стержня, следование голосу совести — то, что может сделать каждый человек. Примером этому служат поступки главного героя Петра Гринёва.

Тема 38.

Гринёв и Швабрин. (По повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».)

Главные проблемы, на которых может сосредоточиться ученик при работе над этой темой, — проблема сохранения лучших нравственных качеств, проблема чести и достоинства в человеке. Можно выбрать одну из двух схем сочинения, построенного на сравнении персонажей: поочерёдная характеристика каждого из героев или перекрёстная характеристика, то есть последовательное выявление черт, поступков, отношения каждого из героев к тому или иному событию.

Автор проводит Гринёва и Швабрина через ряд испытаний и соблазнов. Гринёв мог заразиться цинизмом Швабрина, но он со всей душой принимает семейство Мироновых, не издевается над их нехитрой жизнью. Для Швабрина появление Гринёва даёт возможность оставить свой иссушающий сарказм. Гринёв мог отказаться от дуэли или донести на Швабрина, угрожающего ему, но он без колебаний пошёл на неравный поединок, защищая честь самостоятельно. Швабрин при этом сознательно шёл на убийство, потому что никак не ожидал, что юноша окажет столь серьёзное сопротивление. Гринёв не колебался, обороняя крепость от пугачёвцев, а Швабрин заблаговременно улизнул к мятежникам и попытался погубить Гринёва наветом при казнях.

Испытание властью — самое сложное. Получив власть над Марьей Ивановной, Швабрин готов обречь девушку на унижения и смерть. Гринёв в самых сложных ситуациях непрестанно думает о помощи любимой, а оказав её, отворачивается от Швабрина, не желая унижать его своим торжеством. Уже оказавшись в плену у правительственных войск, Швабрин, понимая, что не сможет уже выпутаться сам, хочет утянуть за собой и Гринёва, клевеща на него и злорадствуя при встрече. Гринёв же только поражён изменениями в недруге и пытается найти в нём какие-то остатки человеческих черт.

Каждое из четырёх столкновений Гринёва и Швабрина всё повышает драматизм испытания и цену ответственности за принятое решение. Гринёв с самого начала пошёл по пути открытому и честному, и каждый последующий выбор имел под собой прочный нравственный фундамент. Швабрин, напротив, приняв однажды решение подлое и злое, остановиться мог уже со всё большим трудом, даже если бы захотел. Месть, к которой стремится Швабрин, вконец иссушает его, как всегда бывает с человеком, который думает не о созидании, а о разрушении. Гринёв же по ходу повести приобретает всё большую уверенность в высшей справедливости своих поступков, потому что сердцу своему и понятиям о чести он не изменял.

Творческая история романа «Капитанская дочка»

«Чудом совершенства» назвал критик В.Г. Белинский «Капитанскую дочку» — роман о Пугачёвском бунте. Обращаясь к истории, Пушкин не только осмыслял минувшее и день нынешний, но и чувствовал личную сопричастность к воссоздаваемым событиям.

Мысли об историческом труде, в центре которого будут Пугачёв и пугачёвщина, вызревали у Пушкина долго. Ещё в 1826 году он говорил М.Н. Волконской перед её отъездом в Сибирь к сосланному на каторгу мужу: «Я хочу написать сочинение о Пугачёве. Я отправлюсь на места, перееду через Урал, проеду дальше и приду просить у вас убежища в Нерчинских рудниках».

Замысел «Капитанской дочки», или, точнее, сюжет ещё не до конца сложившейся повести о дворянине-пугачёвце, родился в процессе работы Пушкина над «Дубровским». «Разбойничий» роман не позволял глубоко и точно осмыслить проблему крестьянского бунта и отношение к нему дворянства.

Пушкин-историк понимал значение подлинных документов и фактов, много работал в архивах. Помимо этого он хотел побывать на местах событий. В августе 1833 года он подаёт прошение «на увольнение в отпуск на четыре месяца в губернии Казанскую и Оренбургскую». Разрешение получено, и 5 сентября 1833 года Пушкин приезжает в Казань — первый пункт на его пути, где жива была память о Пугачёве.

Правда, ещё прежде, в Васильсурске, он записал со слов нищенки местное предание о Пугачёве, которое использовал в VII главе «Истории Пугачёва». Вблизи Чебоксар рассказали ему про двух барышень, спрятавшихся в копие сена, обнаруженных и казнённых пугачёвцами; под Казанью писатель осмотрел Арское поле — лагерь Пугачёва в нескольких верстах от города, потолковал с участниками событий. В бумагах Пушкина сохранился листок, который принято называть «казанские записи». В них, например, имеется свидетельство некого Бабина, мальчиком бывшего иод Казанью во времена Пугачёва: «Народ, пригнанный в лагерь Пугачёва, поставлен был па карачки перед пушками, бабы и дети подняли вой. Им объявили прощение государево. Все закричали ура! — и кинулись к его ставке. Потом спрашивали: кто хочет в службу к государю Петру Фёдоровичу?

Вид Казани. Неизвестный художник. 1820-е гг.

Охотников нашлось множество». Другой казанский старожил, купец Крупеников, которого Пушкин расспрашивал полтора часа, рассказал, как довелось ему быть в плену у Пугачёва. «Народ, — записал Пушкин, — возвратись из плена, нашёл всё вверх дном. Кто был богат, очутился нищим, кто был скуден, разбогател». Все эти заметки на листках и в дорожной записной книжке, равно как и «зарубки в памяти», пригодились при написании «Капитанской дочки».

В мемуарах сохранились некоторые дополнительные сведения об оренбургских днях и посеиеенйи Берды. Например, такой рассказ местной жительницы: «В каком году приезжал Пушкин, я не помню, знаю только, что день выдался тёплый и ясный. Двое каких-то господ, одетых в штатское платье, шли по улице. а у лома. сидела наша бердская казачка Бунтова. Я была тут же около старушки Бунтовой, которой было лет за шестьдесят и которая оставалась по дому нянчить детей. Штатские подошли к старушке, и, вероятно, увидав, что она очень древняя, один из них, курчавый, спросил Бунтову, не знает ли она что-нибудь про Пугачёва. Старушка ответила, что всё знает и даже песню, что про него сложена. Господа попросили её спеть. Бунтова спела им одну песню». В старинном казачьем селении Бердская слобода, которую Пушкин назвал «мятежной», он был 19 сентября. Сохранился в записи и рассказ самой Бунтовой об этом событии: «А бабы как было меня напугали. Много их набежало, когда тот барин меня расспрашивал, и песни я ему пела про Пугача. Показал он патрет: красавица такая написана, „вот, — говорит, — она станет твои песни петь». Только он со двора, бабы все так на меня и накинулись. Кто говорит, что его подослали, что меня в тюрьму засадят за мою болтовню; кто говорит: „Антихриста видела, когти-то у него какие. Да и в Писании сказано, что антихрист будет любить старух, заставлять их песни петь и деньгами станет дарить». Слегла я со страху, велела телегу заложить, везти меня в Оренбург к начальству. Там и говорю: „Смилуйтесь, защитите, коли я чего наплела на свою голову; захворала я с думы». Те смеются. „Не бойся, — говорят, — это ему сам государь позволил о Пугачёве везде расспрашивать»».

В самом факте, что были «под Пугачёвым», люди ощущали некую вину Недаром Бунтова, когда спросил её Пушкин: «Знала ли Пугачёва?» — ответила в испуге: «Знала, батюшка, бес попутал!» Боялись даже имя его произнести, а тут рассказывай заезжему барину! В конце IV главы «Истории Пугачёва» автор сам подчеркнул эту ситуацию: «Доныне престарелые свидетели тогдашнего смятения неохотно отвечают на вопросы любопытных». И всё же говорили, не чурались Пушкина. Значит, он умел завоевывать доверие.

Из Оренбурга Пушкин съездил ещё за 300 вёрст «большой Уральской дорогой» в Уральск, где продолжал свои расспросы, порой с удивлением убеждаясь, что не только память о Пугачёве сохранилась, но не угасла и любовь к народному вождю. «В Уральске жива ещё старая казачка, носившая черевики его работы», — пишет Пушкин. На вопрос приезжего: «Каков был Пугачёв?» — она ответила: «Грех сказать. на него мы не жалуемся; он нам зла не сделал».

Беседы с очевидцами, запись их рассказов помогли сделать Пушкину важнейший вывод: «Весь чёрный народ был за Пугачёва. Духовенство ему доброжелательствовало. Одно дворянство было открытым образом на стороне правительства. Пугачёв и его сообщники хотели сперва и дворян склонить на свою сторону, но выгоды их были слишком противоположны. »

Труд «История Пугачёва» и художественное произведение — роман «Капитанская дочка» — создавались практически одновременно, и многие материалы, не вошедшие в «Историю. », возникали на страницах романа.

В.И. Даль, сопровождавший Пушкина, рассказывал об осмотре «золотого дворца» Пугачёва. В главе XI «Капитанской дочки» читаем: «Нас привели прямо к избе, стоявшей на углу перекрёстка. Я вошёл в избу, или во дворец, как называли её мужики. Она освещена была двумя сальными свечами, а стены оклеены были золотою бумагою; впрочем, лавки, стол, рукомойник на верёвочке, полотенце на гвозде, ухват в углу и широкий шесток, уставленный горшками, — всё было как в обыкновенной избе». Это живое впечатление отразилось в романе, равно как и многое другое, включая название крепости Белогорской, которое придумано не «просто так», а восходит к меловым горам, виденным Пушкиным на берегу Урала.

Вводил Пушкин в текст и отдельные эпизоды, сведения, имеющиеся в «Истории Пугачёва». Так, в главе III «Истории Пугачёва» Пушкин сообщал: «Пугачёв не был самовластен. Яицкие казаки, зачинщики бунта, управляли действиями нрошлеца, не имевшего другого достоинства, кроме некоторых военных знаний и дерзости необыкновенной. Он ничего не предпринимал без их согласия; они же часто действовали без его ведома, а иногда и вопреки его воле. Они оказывали ему наружное почтение, при народе ходили за ним без шапок и били ему челом; но наедине обходились с ним, как с товарищем, и вместе пьянствовали, сидя при нём в шапках и в одних рубахах и распевая бурлацкие песни. Пугачёв скучал их опекою. Улица моя тесна, говорил он Денису Пьянову, пируя на свадьбе младшего его сына».

Этот материал переосмыслен в «Капитанской дочке» и дан в восприятии Гринёва в главе VIII: «За столом Пугачёв и человек десять казацких старшин сидели, в шайках и цветных рубашках, разгорячённые вином, с красными рожами и блистающими глазами. Все обходились между собою как товарищи, не оказывали никакого особенного предпочтения своему предводителю. „Ну, братцы, — сказал Пугачёв, -затянем-ка на сон грядущий мою любимую песенку. Чумаков! начинай!» Сосед мой затянул тонким голоском заунывную бурлацкую песню, и все подхватили хором: „Не шуми, мати зелёная дубровушка. «» и пр.

Из «Истории Пугачёва» в этой сцене «Капитанской дочки» не использован только заключительный эпизод: слова Пугачёва, сказанные на пиру Денису Пьянову: «Улица моя тесна». Но и они не исчезают в романе и появляются в разговоре Пугачёва с Гринёвым в XI главе: „А ты полагаешь идти на Москву?» Самозванец несколько задумался и сказал вполголоса: „Бог весть. Улица моя тесна; воли мне мало. Ребята мои умничают. Они воры»».

Во время путешествия 1833 года была записана Пушкиным замечательная калмыцкая сказка об орле и вороне, замыкающая беседу Пугачёва с Гринёвым о походе на Москву, а но живым рассказам старухи Бунтовой восстановлены были красочные сцены присяги Пугачёву после взятия Белогорской крепости (глава VII), картина раздачи денег народу (глава IX) и другие ис-торико-бытовые сцены романа.

Но самым существенным является то, что работа над «Историей Пугачёва» помогла Пушкину окончательно определить художественный замысел «Капитанской дочки».

Это свободная энциклопедия школьных сочинений. Наша цель – ОБЛЕГЧИТЬ написание сочинений по русской литературе. Мы производим обмен РЕАЛЬНЫМИ сочинениями школьников с 5 по 11 классы. Узнать как происходит ОБМЕН вы можете ЗДЕСЬ

  • Автор: А. С. Пушкин
  • Произведение: Капитанская дочка
  • Это сочинение списано 41 882 раз

Исторический материал о Емельяне Пугачеве А. С. Пушкин собирал в течение долгого времени. Его волновал вопрос самого крупного в российской истории народного восстания. В романе «Капитанская дочка» на историческом материале проясняется судьба России и русского народа. Произведение отличается глубоким философско‑историческим и нравственным содержанием.

Главная сюжетная линия романа – это, конечно, восстание Емельяна Пугачева. Достаточно мирное течение авторского повествования в первых главах внезапно прерывается. Судьбу главных героев определяет уже не любовь и не воля родителей, а гораздо более страшная сила, имя которой «пугачевщина». Пугачевский бунт – самый страшный и широкий бунт в истории русского народа. А. С. Пушкин погружает нас в особую атмосферу, что царила тогда в нашей стране.

Сначала образ мятежного народа возникает очень смутно – только из обрывков разговоров. Однако события развиваются достаточно стремительно. Очень скоро то, что было лишь догадками, намеками, отдаленными по времени событиями, возникает вдруг отчетливо и ясно при получении капитаном Мироновым письма о начале бунта.

Народ в то смутное время волновался, роптал, но этот ропот не находил себе выхода. Как раз в этот период объявился Пугачев, выдававший себя за императора Петра III. Он оказался в нужном месте в нужное время. Будучи от природы наделен качествами лидера, Пугачев сумел повести за собой огромные массы народа.

Пушкин очень живо описывает вступление Пугачева в город после взятия Белогорской крепости. Народ с хлебом‑солью выходил навстречу Пугачеву, кланялся до земли, звонили колокола. Предводителя мятежников встречали как настоящего императора. Затем автор описывает сцену расправы с двумя старыми заслуженными офицерами и беззащитной Василисой Егоровной. Народ не осуждает это убийство. Хотя ни Мироновы, ни Иван Игнатович ни в чем не виноваты, хотя их знали, ценили и уважали многие, но никто не проявил к ним ни капли сочувствия или сострадания в последнюю минуту, никто не пожалел о них. О них забыли сразу, бросившись вслед за Пугачевым. Народ принял расправу над Мироновыми как законную и необходимую меру. Это событие с особенной силой подчеркивает жестокость и беспощадность восстания.

Далее следует сцена попойки Пугачева с товарищами, при которой присутствует Гринев. В этой сцене автор утверждает очень важную мысль: среди мятежников существуют крепкие взаимоотношения, товарищество, их объединяют общая цель и уверенность в своих силах.

Впоследствии Гринев снова станет свидетелем межличностных отношений мятежников, когда будет присутствовать на «совете», в котором принимали участие Пугачев, Белобородов и беглый каторжник Хлопуша. Пугачев здесь проявляет себя как решительный и принципиальный человек, защитник народа, Хлопуша – как умный, расчетливый и дальновидный политик, не лишенный своеобразных представлений о честности (он всегда «губил супротивника» лишь в открытом поединке). Белобородов же показывает себя ярым противником дворянства, он предлагает казнить всех людей дворянского происхождения, попавших к ним в руки, не считаясь с личными качествами дворян.

Создавая образы трех руководителей восстания, Пушкин показал их как ярких личностей со своими индивидуальными чертами. Но все они объединены общим пониманием того, что такое справедливость.

Трагизм судьбы Пугачева и обреченность восстания подчеркиваются в той главе, где Пугачев рассказывает о своем намерении идти на Москву. Он признается Гриневу, что опасается своих людей, так как они могут предать его в любую минуту. Это важно для понимания идеи Пушкина: Пугачев видит безнадежность борьбы, но не считает ее бессмысленной. В Пугачеве ярко проявился народный характер, ведь он и есть выразитель чаяний и надежд народа.

Даже если бунт обречен на поражение, он закономерен, и его нельзя избежать, ведь правда истории – на стороне свободного человека. Свободолюбивый народ должен бороться за свои права. А. С. Пушкин не только не осуждает бунтарей, но и восхищается ими, подчеркивая поэтичность бунта. Однако важно помнить, что при всем этом автор вполне реалистичен. Он не скрывает темных сторон бунта: мелких грабежей, возможности предательства в рядах мятежников, жестоких расправ, бессмысленности некоторых деяний, таких как убийство Василисы Егоровны.

Итак, А. С. Пушкин, назвав бунт «бессмысленным и беспощадным», тем не менее понимает его огромное значение. Он, прекрасно осознавая роль народа в истории, раскрыл ее и перед своими читателями. Этот роман – одно из лучших художественных произведений не только о пугачевском восстании, но и о русском национальном характере.

Internal Server Error

The server encountered an internal error or misconfiguration and was unable to complete your request.

Please contact the server administrator to inform them of the time this error occurred, and the actions you performed just before this error.

More information about this error may be available in the server error log.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector