В чем своеобразие любовной темы в лирике Александра Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин – великий поэт. Его лирика знакомит нас с раздумьями поэта о смысле жизни, о счастье человека, о нравственных идеалах. Особенно ярко эти мысли воплощены в стихотворениях о любви.

Одно из первых произведений, посвященных теме любви, – послание «К Наталье». Это любовная лирика лицейского периода, написанная в традициях классицизма. Пушкин использует распространенную форму послания, обращаясь к крепостной актрисе. Он не просто влюблен, он влюблен впервые:

В первый раз еще, стыжуся,

В женской прелести влюблен.

В другом раннем стихотворении – «Желание» – лирический герой тоскует, его волнуют горести несчастливой любви, ему тяжело. Любовь в этом стихотворении предстает как одухотворяющее страдание:

Мне дорого любви моей мученье –

Пускай умру, но пусть умру, любя!

В стихотворении «К***» («Я помню чудное мгновенье…») поэт рисует идеал, небесный образ женщины, чуждый всему земному. Лирический герой называет ее «гением чистой красоты», «божеством», восхищаясь ее милыми

Теме любви посвящено стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла…». Это размышления поэта о необычайности и противоречивости его чувств. Любовь сопровождается унынием, но унынием легким, печалью «светлой». Это не новая любовь, а прежняя разгорелась в сердце лирического героя – его сердце «вновь горит и любит». Любовь – это неотъемлемая стихия человеческого сердца, это то чувство, без которого человек не может жить полноценной жизнью. Сердце, по словам автора, любит «оттого, что не любить оно не может».

«Я вас любил…» – наверное, самое душевное стихотворение о любви во всей мировой литературе. Это стихотворение‑воспоминание о прежней любви, еще не совсем угасшей в душе поэта. Он не хочет огорчать и тревожить предмет своей любви, не хочет причинять боль воспоминаниями о прошедшем чувстве:

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Лирический герой желает любимой женщине такой же искренней, нежной любви, какую испытывает сам:

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

Стихотворение «Я вас любил…» – это стихотворение о высоком чувстве, о способности к самопожертвованию, об уважении к чувствам другого человека.

В Одессе Пушкин увлекся Е. К. Воронцовой. Любовь к женщине, которая не принадлежала ему, привела к созданию таких стихотворений, как «Храни меня, мой талисман» (1825 г.) и «Сожженное письмо» (1825 г.). Эти стихотворения проникнуты грустью. Единственное, что осталось в память о чувстве, – это «письмо любви», но и с ним надо проститься: «она велела». И поэт предает огню «все радости свои». Жадное пламя отняло последнее утешение, а печаль, оставленная «перстнем верным», превратилась в «растопленный сургуч», а «пепел милый» остался «на горестной груди» как напоминание о несостоявшемся счастье.

Еще одно стихотворение о любви – сонет «Мадона», посвященный Наталье Гончаровой. В «своей обители» поэт не хочет видеть роскошные работы старинных мастеров. Ему не нужны восхищение посетителей и «важное сужденье знатоков». Дороже всего лирическому герою образ «Пречистой Мадоны». И его желание исполнилось. Всевышний ниспослал ему «чистейшей прелести чистейший образец». Именно так называет Пушкин свой идеал, свою любимую женщину, которая стала его женой, за честь которой поэт отдал свою жизнь.

Таким образом, любовь в поэзии Пушкина – это глубокое, нравственно чистое, бесконечно нежное и самоотверженное чувство, облагораживающее и очищающее человека. Даже тогда, когда ей нет отклика, любовь – это дар жизни. Любовь в жизни поэта значила многое, ведь для него любить – это значило жить и, главное, творить.

Свободолюбивая лирика Пушкина

Свободолюбивая лирика Пушкина. 1817 – Петербург 1818 – Петербург 1818 – Петербург 1819 – Петербург 1822 – южная ссылка 1823 – южная ссылка 1823 – южная ссылка 1824 – Михайловское 1826 – Михайловское 1827-1828 1836. Ода «Вольность» Сказки («Ура! В Россию скачет…» «К Чаадаеву» «Деревня» «Узник» «Кто, волны, вас остановил» «Свободы сеятель», «Птичка» «К морю» «Стансы» («В надежде славы и добра») «Арион», «Во глубине сибирских руд», «Анчар», «Друзьям» «Из Пиндемонти» («Не дорого ценю я громкие права»).

Слайд 5 из презентации «Пушкин и свобода». Размер архива с презентацией 121 КБ.

Литература 9 класс

«Урок Горе от ума» — Н.Кузьмин. Монолог – речь, рассказ, выражение мысли от первого лица. История создания комедии. Цель урока: Диск «Уроки литературы Кирилла и Мефодия» 9класс. Разработала : учитель русского языка и литературы Лихачёва Е.А. И.Н.Крамской, 1871г. В.И.Машков, акварель, 1828г. Цензура – система государственного надзора за печатью и средствами массовой информации. Новослободская средняя общеобразовательная школа.

«Сжатое изложение» — Сколько больших интонационных пауз – столько в тексте абзацев. Пример сжатого изложения. Формулирование тезиса – один из приемов сжатия текста. Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. Второе чтение текста. Как сформулировать тезис? Подготовка к ГИА 9 класс. 5.Этап моделирования сжатого изложения Снимите нумерацию абзацев – микротем.

«Говорящие фамилии в пьесах Островского» — Яша Гуслин. Митя. Африкан Савич Коршунов. Цель: Гордей Карпыч Торцов. Просто Митя. Савва — прежде всего цельная натура, духовно чистый человек. Год. Пелагея Егоровна – жена Гордея Торцова. 2010 – 2011 уч. Таким образом, через фамилию автор подчеркивает сходство братьев.

«Толстой Юность» — Почему Николай Иртеньев называет семью Нехлюдова «логической семьёй»? Вот вопрос, над которыми повесть «Юность» заставляет задуматься читателей. После исповеди Николай чувствует себя чистым и новым человеком. Родился 28 августа (9 сентября н.с.) в имении Ясная Поляна Тульской губернии. По происхождению принадлежал к древнейшим аристократическим фамилиям России. Повесть «Юность» небогата событиями. 5. Вопрос:

«Сочинения по Пушкину» — Составим план сочинения. Синонимы, помогающие избежать повторов. Иначе изображает поэта Тропинин. Составьте предложения на основе данных словосочетаний. И на одном, и на другом полотне…, но… Материалы к сочинению. I История создания портретов. 1826 год – трудное время в жизни поэта.

«Шукшин Алтай» — Ощепков Николай Еремеевич. Тема: «Шукшин в нашем селе». Алтайский краевой центр детско-юношеского туризма и краеведения. Василий Макарович Шукшин. В. М. Шукшин с Федором Телелецким во время съемок фильма «Печки-лавочки». Руководитель: Кузнецова Л. В. учитель русского языка и литературы Барнаул. 2010. Могила П. С. Попова – крестного Шукшина в селе Ая. Первоначальный вид могилы Попова П. С. Попов Павел Сергеевич (слева в первом ряду) – крестный дядя В. М. Шукшина.

Всего в теме «Литература 9 класс» 90 презентаций

«Чувства добрые я лирой пробуждал. » (лирика А.С.Пушкина)

Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина.
В.Г.Белинский

Пушкин-великий поэт и прозаик 19 века.Его произведения всегда глубоки по смыслу, интересны и поучительны.Пушкин писал о том, что волновало обыкновенных русских людей того времени:о несправедливости, тирании, крепостном праве, о смысле жизни, о дружбе и о любви.Поэтому темы его произведений до сих пор остаются волнующими, животрепещущими и интересными читателю.Проживая различные жизненные ситуации, Пушкин старается отразить их в произведении и подвергает его героев различным испытаниям, расскрывая читателю разнообразие человеческих образов.Лирический герой Пушкина сложен и многогранен, его образ-это духовно богатая, патриотичная и свободолюбивая личность, протестующая против деспотизма и тирании, верящая в торжество справедливости, готовая бороться и отстаивать свои убеждения.Вместе с тем герою Пушкина не чуждо чувство прекрасного:дружба, любовь, рассуждения о смысле жизни, близость к природе.Лирический герой поэта-это совокупность положительных качеств самого Пушкина.
Лирика Пушкина-это отражение его собственных чувств и переживаний.С помощью героев своих произведений Пушкин раскрывает читателю частичку своей души, его призывы и признания всегда искренны.
Центральное место в лирике Пушкина занимает тема свободы и патриотизма.Во многом на творчество поэта оказало влияние его дружба с декабристами.Свободолюбивые порывы и жажда справедливости проявляются в знаменитой оде «Вольность».Главная мысль оды в том, что страной должен управлять просвещенный правитель, то есть тот человек, который понимает, какую ответственность он несёт за каждый свой поступок, осознаёт значимость закона и прав человека.Пушкин предупреждает:
Тираны мира! трепещите!
и призывает угнетённый народ бороться за свободу:
А вы мужайтесь и внемлите,
Восстаньте, падшие рабы!
Поэт убежден в том, что ни тюрьмы, ни алтари не оградят тирана от мести народа:
И днесь учитесь, о цари:
Ни наказанья, ни награды,
Ни кров темниц, ни алтари
Не верные для вас ограды.
Поэтому Пушкин призывает царей перейти на сторону закона:
Склонитесь первые главой
Под сень надёжную Закона,
И станут вечной стражей трона
Народов вольность и покой.
Но обращение Пушкина осталось без ответа.За столь дерзкое обличение пороков того времени поэта ждала ссылка.
Многие вольнодумные стихи Пушкина адресованы друзьям и единомышленникам.Таким является стихотворение «К Чаадаеву».В его строках поэт призывает друга посвятить жизнь освобождению народа:
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
В Пушкине живет глубокая надежда и вера в светлое будущее Родины:
Товарищ, верь:взойдёт она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
В стихотворении «Деревня» поэт обличает главный порок России-крепостное право.Лирический герой видит «везде невежества убийственный позор».Это стихотворение построено на противопоставлении:в первой части перед читателем предстает умиротворенная жизнь деревни, идилия окружающей природы.Эта красота близка и дорога каждому русскому человеку.Читая строки
Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,
Где льется дней моих невидимый поток
На лоне счастья и забвенья,
проникаешься чувствами лирического героя, понимаешь, что именно единение с миром природы приносит ему покой и вдохновение, то, чего не может дать шумная и пустая жизнь столицы.Лирический герой стихотворения впервые чувствует себя по-настоящему свободным и счастливым.
Во второй части Пушкин обличает «барство дикое» и «рабство тощее».Даже здесь, в прелестном «пустынном уголке» процветает тирания и рабство:
Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.
Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь рабство тощее влачится по браздам
Неумолимого владельца.
Но несмотря на жизнеутверждающие призывы в стихотворении «К Чаадаеву», в «Деревне» у Пушкина нет абсолютной уверенности, что страна будет освобождена от крепостничества.Поэт понимает, что его мечта еще очень далека от осуществления:
Увижу ль, о друзья!народ неугнетённый
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдёт ли наконец прекрасная заря?
Какую бы тему не затрагивал Пушкин, в его стихах торжествует разум.Поэт остаётся верен своему девизу:»Да здравствуют музы!Да здравствует разум!»В духе торжества разума написана знаменитая «Вакхическая песня». Пушкин посвящает это стихотворение духовным человеческим радостям.»Вакхическая песня»-это позитивный, жизнеутверждающий гимн человеческому разуму:
Ты, солнце святое, гори!
Как эта лампада бледнеет
Пред ясным восходом зари,
Так ложная мудрость мерцает и тлеет
Пред солнцем бессмертным ума.
Да здравствует солнце, да скроется тьма!
Но на смену юношескому задору приходят философские размышления о смысле жизни, ностальгия по ушедшим дням.Теме жизни и смерти посвящено прекрасное стихотверение поэта «Брожу ли я вдоль улиц шумных. «В стихотворении говорится о неизбежности смерти.Но, несмотря на грустную тему, стихотворение просветлено мудрым взглядом на мир, несмотря на тоску по юности, Пушкин уступает место новому, молодому поколению:
Младенца ль милого ласкаю,
Уже я думаю: прости!
Тебе я место уступаю:
Мне время тлеть, тебе цвести.
В стихотворении ощущается светлая грусть и смирение. Мысли Пушкина о смерти неотделимы от мыслей о вечности:
И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть,
И равнодушная природа
Красою вечною сиять.
Еще одно стихотворение о размышлениях о жизни-«Вновь я посетил. «Это произведение Пушкина не просто филосовское и грустое, оно возвышенное и светлое.Пушкин понимает, что его время прошло, и он смиренно приветствует новое поколение:
Здравствуй, племя
Младое, незнакомое! не я
Увижу твой могучий поздний возраст,
Когда перерастешь моих знакомцев
И старую главу их заслонишь
От глаз прохожего.Но пусть мой внук
Услышит ваш приветный шум, когда,
С приятельской беседы возвращаясь,
Веселых и приятных мыслей полон,
Пройдет он мимо вас во мраке ночи
И обо мне вспомянет.
И в этом, и во многих других филосовских стихотворениях поэт открывает самые простые и вечные истины.Именно благодаря простоте философская лирика Пушкина стала бессмертной классикой.
Огромное место в творчестве Пушкина занимают стихотворения, посвященные дружбе.Дружба для поэта всегда была священна, из нее он черпал вдохновение.Друзьями поэта были близкие по духу люди, дружбу с которыми Пушкин пронес через всю жизнь.Одно из первых стихотворений, посвященных дружбе,- «Пирующие студенты».Стихотворение наполнено юмором, шутками над друзьями и весельем.После окончания лицея в стихотворении «К Чаадаеву» Пушкин с легкой грустью вспоминает об этой беззаботной поре:
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман.
Стихотворение «19 октября»-это размышление, грусть, полное одиночество:
Печален я:со мною друга нет,
С кем долгую запил бы я разлуку,
Кому бы мог пожать от сердца руку
И пожелать веселых много лет.
Но, несмотря на одиночество, воспоминания о друзьях помогают жить,поднимают поэту настроение, несмотря не ссылку, Пушкин мыслями и душой с друзьями.Дружба спасает его от «сетей судьбы суровой», помогает поэту преодолеть трудный период жизни,дает надежду на скорую встречу с друзьями,веру в то, что их союз ничто не в силах разрушить:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа,неразделим и вечен,-
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз
Куда бы нас не бросила судьбина,
И счастие куда б не повело,
Все те же мы:нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
Особенно ярко талант дружбы в поэте расскрывается после поражения декабристского восстания.Пушкин поддерживал друзей во время ссылок и передавал через их жен свои жизнеутверждающие стихотворения.Пушкин не изменил своим убеждениям.Надежда поэта на торжество свободы отражается в ободряющем стихотворении «В Сибирь», в котором он убеждает друзей в том, что все что они сделали для Родины не напрасно:
Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут-и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.
Друзьям-декабристам посвящено и стихотворение «Арион», в котором Пушкин рассказывает об их трагической участи:
. В тишине
На руль склонясь, наш кормщик умный
В молчанье правил грузный челн;
А я — беспечной веры полн-
Пловцам я пел.
Несмотря на гибель пловцов-декабристов, певец Арион сохраняет верность своей благородной миссии, идеалам и убеждениям.»Я гимны прежние пою»,-говорит герой.
Особое место в творчестве Пушкина занимают стихотворения, посвященные любви.Поэт первым с такой глубокой искренностью рассказал о любви, возвышающей человека.Мне кажется, самым изумительным стихотворением о любви является стихотворение «Я помню чудное мнгновенье. «, которое Пушкин посвятил А.П.Керн.Поэт умеет найти удивительные слова, чтобы описать действие любви на человека:
Душе настало пробуждение:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В этом стихотворении отразилось все: и грустные и нежные воспоминания, и горестное сознание утраты, и воодушевляющие сердце чувства.
Такой же глубиной мысли и чувства наполнено и стихотворение «На холмах Грузии. «:
Мне грустно и легко;печаль моя светла.
Унынья моего ничто не мучит, не тревожит.
Однако чувства, переполняющие автора уже иные:его сердце уже не может не любить.Перед читателем предстает чистое чувство, свойственное любому человеку.
Не менее высокое и нежное чувство открывается перед нами и в стихотворении «Я вас любил. «Здесь Пушкин показывает, что настоящая любовь не эгоистична.Это светлое, бескорыстное чувство, это желание счастья любимому человеку:
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим.
«Я вас любил. «- драматическое произведение о неразделённой любви.Любовь героя еще не остыла, она живет в нем и волнует его душу:
Я вас любил безмолвно,безнадежно,
То робостью, то ревностью томим.
Однако, несмотря на силу своей любви, герой не смеет беспокоить дорогую ему женщину.Он сознательно побеждает свои чувства, так как покой любимой для него важнее собственных терзаний:
Я не хочу печалить вас ничем.
Стихотворения о любви Пушкина поражают благородством, пылкостью и искренностью чувств героя.
Тема красоты русской природы всегда занимала значительное место в творчестве Пушкина.Родная природа дорога поэту, с помощью пейзажей Пушкин описывает внутреннее состояние души, настроение, переживания.Ближе всех остальных времен года для поэта была осень.»Из годовых времен я рад лишь ей одной»,-пишет автор.Осень полностью отражает внутренний мир поэта, его унынье и тоску.Осень предстает перед нами действительно очаровательной порой, достойной любования.Она-символ увядания, но за ее унылостью скрывается стремление к новой жизни:
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Природа пробуждает все лучшее в сердце поэта, осенью его душа расцветает:
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят-я снова счастлив, молод,
Я снова жизни полн.
Также яркое отражение природа находит и в лирических отступлениях в романе «Евгений Онегин».В отступлениях романа Пушкин дает чудесное описание пейзажей, его стихи полны радости,грусти о прошедших днях:
Как грустно мне твое явление.
Весна, весна
Пора любви?
Какое томное волнение
В моей душе, в моей крови.
Еще одно прекрасное произведение о природе-стихотворение «К морю».Здесь Пушкин выражает свои самые сокровенные чувства, наполняя стихотворение глубокими философскими размышлениями о жизни и смерти, свободе и неволе, человеческой судьбе.
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещещь гордою красой.
Море не просто олицетворяется в стихотворении, оно превращается в живое существо-друга, которому поэт расскрывает свою душу.Но и с этим единственным оставшимся у него в мире другом нужно проститься:
Прощай же, море!Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.
В леса, в пустыни молчаливы
Перенесу, тобою полн,
Твои скалы, твои заливы,
И блеск, и тень, и говор волн.
Природа в лирике Пушкина играет особенную роль.Наедине с природой поэт полностью расскрывается духовно, находит умиротворение и гармонию.
А.С.Пушкин оставил после себя неоценимое наследие. Темы для произведений поэт черпал из собственной жизни, личных переживаний.Его убеждения и призывы, чувства и ощущения всегда искренни, они исходят из глубины души.Стихи Пушкина учат быть неравнодушным к несправедливости, бесправию, тирании, делают человека духовно богаче, нравственно чище, человечнее, чувствительнее к переживаниям других людей, заставляют задуматься о ценностях и о смысле жизни, смерти и вечности. Благодаря лирическим произведениям поэта человек становится ближе к природе, учится видеть красоту вокруг себя, находить гармонию и умивотворение с окружающим миром.Поэзия Пушкина — целый мир добрых чувств, каждое из которых — «благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное».

46186 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу «одно сочинение в одну школу»:

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Разное / «Чувства добрые я лирой пробуждал. » (лирика А.С.Пушкина)

Смотрите также по разным произведениям Пушкина:

«Поэт и власть». Анализ стихотворения Пушкина «Анчар»

Урок литературы в 9 классе

«Поэт и власть. Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Анчар»

Цель урока: знакомство со свободолюбивой лирикой Пушкина, обучение анализу стихотворения.

Одна из важнейших тем лирики А.С.Пушкина – тема свободы.Свобода для Пушкина – высшая жизненная ценность, без неё он уже в юности не мог представить своего существования. Свобода – основа дружбы. Свобода – условие творчества. Жизнь без свободы окрашивалась в мрачные, зловещие тона. Представления о свободе всегда были основой пушкинского мировоззрения. Свобода – это его точка зрения на мир, на людей и самого себя. Именно свобода стала главным критерием оценки жизни, отношений между людьми, общества и истории.

История создания стихотворения (индивидуальное задание -2чел.)

Стихотворение написано в 1828 году. Если ещё в 1826г поэт надеялся на то, что Николаю I можно внушить гуманные идеи, в частности проявить милость к декабристам (чтение стихотворения «Стансы»), то в 1828 г он сомневается в своих надеждах и отходит от иллюзий. По мнению Пушкина, режим царя становится деспотическим. Стихотворение «Анчар» явилось показателем отношения поэта к власти. Хотя сам А.С.Пушкин протестовал против истолкования стихотворения как политической аллегории. В письме к шефу жандармов Бенкендорфу он писал…(учебник литературы для 9 класса под редакцией Г.И.Беленького, стр.118)

Данное стихотворение основано на полулегендарных сведениях, передававшихся путешественниками, о существовании на острове Ява ядовитого дерева упас-анчар, отравляющего окрестный воздух, смертельного для всех приближающихся, сок которого употребляется для отравленных стрел, причём ядовитую смолу заставляют собирать приговорённого к смерти. Эти сведения, сильно преувеличивающие действительную ядовитость дерева, Пушкин мог прочитать в каком-нибудь журнальном или газетном очерке.

Чтение стихотворения и его анализ

-Какие чувства вызвало стихотворение?

-Попробуем определить его жанр слайд №2

О пределение жанра

Сюжетная зарисовка Философская притча

Вывод: в основе стихотворения лежит легенда о ядовитом дереве, можно назвать его сюжетной зарисовкой, но оно может быть прочитано и как философская притча.

Построение – композиция стихотворения слайд №3

Сколько частей в стихотворении?

Найдите границы этих частей, ответ обоснуйте.

О чём говорится в каждой части?

Попробуем определить тему: ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК

(тема свободы, но это не противоречит тому, чтобы отнести его к философской лирике)

Определение конфликта произведения

1часть – природа Слайд №4

Ключевые слова: Пустыня

Какими их изображает автор? Сравним две редакции автора

Пушкин упорно и тщательно работал над стихотворением: сохранилось более 200 поправок и вариантов к нему. Если сопоставить строки, то мы увидим, насколько последний вариант точнее, богаче.

— Что хотел подчеркнуть Пушкин?

— Найдём однокоренные слова, какова их роль в тексте?

— Звукопись 4 строфы : слышны рёв, рык, ураган, гром

— Найдите эпитеты, метафоры, сравнения в 1 части стих-ия

— Размышление над содержанием 1 части

— Как ведут себя птица, тигр? Почему?

— «Один во всей вселенной», «как грозный часовой» — кому угрожает и что охраняет анчар? Слайд №7

Вывод по 1 части: зло существует в природе, зло замкнуто в себе самом, зло угрожает всем.

Почему лирический герой не проявляет себя?

(Авторское «Я» как будто отсутствует и если проявляется, то косвенно- в ярких, красноречивых антитезах, в эмоционально окрашенных эпитетах…)

— Что означает антитеза? (противопоставление)

Анализ 2 части -люди

Стихотворение Пушкина построено на приёме контраста: миру природы противопоставлен мир людей. В отличие от зверя и птицы, человек отправляется к анчару за ядом, но не по собственной воле, а по велению другого человека. Не случайно 6 строфа начинается строкой: «Но человека человек». Здесь вместо 4 ударений – 2. Мелодика от такого сокращения только выиграла, он стал более звучным, убедительным. Безусловно важно, что действуют два человека, равные по своим изначальным правам и возможностям. В 8 строфе они названы уже рабом и владыкой, потому что первый второго «послал к анчару властным взглядом», а второй «послушно в путь потек».

В черновой рукописи «Анчара» набросан рисунок Пушкина: фигура худого, измождённого человека с низко опущенной, покорно склонённой головой, который, ничего не видя перед собой, обречённо шагает вперёд.

Какую мысль выражал этот рисунок? (чтение учебника Г.И.Беленького стр.119)

-Сравним 2 редакции

Антитеза «владыка – раб» поддержана выразительными эпитетами: «властный взгляд» — «послушно», «бедный раб» — «непобедимый владыка». Глаголы тоже подчёркивают власть и принуждение: «послал» — «потек». Действия князя получают одинаковое выражение: «послал» — «разослал», «послушно» — «послушливые стрелы».

Подумаем над идеей стихотворения

Идея: человек нарушил природный и нравственный законы, стал увеличивать зло, направленное против всего живого.

— Какие приёмы анализа художественного текста мне давались легко? -Что следует доработать?

-Какие мысли волновали Пушкина, когда он создавал это стихотворение в 1828 году?

— О чём это произведение заставляет задуматься нас?

«На всех стихиях человек тиран, предатель или узник?»

-Согласны ли вы с высказыванием поэта?

Выучить стихотворение «Анчар» наизусть,

сочинение-размышление «Человек и природа в стихотворении Пушкина «Анчар»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: