О чем произведение борис годунов пушкина

Драма «Борис Годунов» — многоплановое произведение, созданное Пушкиным на основе реальных исторических событий. В драме поднимается сразу несколько важных тем, что позволяет раскрыть характеры героев во всей их глубине и многогранности. Можно заметить, что в сюжете произведения воспроизводятся некоторые ключевые моменты. Например, в самом начале трагедии говорится о том, что сын царя Иоанна Грозного, законный наследник царевич Димитрий погиб от руки подосланного убийцы. Благодаря этому трон достается Борису Годунову, не имеющему «рюриковой крови». Между тем сцена убийства наследного царевича вновь повторяется в финале. От рук подосланных убийц гибнет сын Годунова царевич Феодор. Царский же престол занимает Лжедмитрий — самозванец Григорий Отрепьев.
Сюжетообразующей линией трагедии является борьба за власть между царем Борисом Годуновым и беглым монахом Григорием Отрепьевым, выдающим себя за царевича Димитрия.
После ряда лет правления страной Годунов отрекается от «высшей власти». Однако по просьбе народа и патриарха после долгих колебаний он соглашается вновь занять царский трон:
«Достиг я высшей власти; шестой уж год я царствую спокойно», -обладает Годунов всей полнотой самодержавной власти.
Бывший монах Григорий Отрепьев, самозванец Лжедмитрий надеется сместить Годунова с царского трона, опираясь на поддержку польской знати, и захватить власть:
«Теперь иду — погибель иль венец мою главу в России ожидает», -решает самозванец стать властителем России.
Немало внимания в произведении уделяется любви Григория Отрепьева к Марине Мнишек. Самозванец страстно влюбляется в «прелестную Марину»:
«Марина! Зри во мне любовника, избранного тобою. О, выслушай моления любви. Твоя любовь. что без нее мне жизнь», — не может жить без возлюбленной Отрепьев.
При этом Отрепьев жаждет ответного признания в любви со стороны своей избранницы:
«Твоя любовь, одно мое блаженство», — грезит самозванец о любви.
Героями драмы движут определенные идеи. Нередко персонажи действуют по заранее осмысленному плану. Так, еще будучи монахом, Отрепьев хорошо обдумал смысл своих действий:
«Монашеской неволею скучая, под клобуком свой замысел отважный обдумал я, готовил миру чудо», — замыслил монах явить себя миру.
Для сравнения, Годунов видит смысл своего правления в том, чтобы облагодетельствовать народ:
«Я думал свой народ в довольствии и славе успокоить, щедротами любовь его снискать».
Герои стараются вникнуть в смысл происходящего вокруг. К примеру, Годунов считает необходимым знать истинное положение дел в стране, чтобы вовремя принять адекватные меры:
«Хочу сообразить известия; иначе не узнаем мы истины», — стремится царь разобраться в сути сложившейся ситуации.
Тем самым персонажам трагедии присущи стремления к власти, любви и смыслу. Вместе с тем герои не всегда добиваются желаемого, вследствие чего ощущают собственное бессилие.
Подчас персонажи испытывают чувство ненависти, а также совершают неосознанные действия.
Действительно, нередко персонажи бессильны что-либо изменить в своей судьбе. К примеру, во время правления Годунова некогда могущественные бояре теряют свое влияние:
«Зависим мы от первого холопа, которого захочем наказать. Не властны мы в поместиях своих», — сокрушается Гаврила Пушкин о бессилии бояр при Годунове.
Среди действующих лиц трагедии немало простых подневольных людей, бессильных повлиять на ход событий:
«Как быть, не наша воля», — исполнял чужие приказы пленный Рожнов, равно как и все прочие солдаты.
Подчас герои произведения испытывают ненависть. Так, чувство любви к Марине Мнишек в душе Отрепьева сменяется ненавистью к «гордой полячке», отвергшей его притязания:
«О, как тебя я стану ненавидеть, когда пройдет постыдной страсти жар!» — возненавидел Отрепьев женщину: «Змея! Змея!»
Равным образом самозванец ненавидит свое войско, не доставившее ему победы в битве с армией Годунова:
«Десятого повешу, разбойники!» — негодует на своих солдат Отрепьев после проигранного сражения.
В какие-то моменты персонажи совершают неосознанные действия. Так, в порыве любовных излияний Отрепьев признается Марине Мнишек, что он «Димитрием назвался и поляков безмозглых обманул», чем сам изобличил себя:
«Куда завлек меня порыв досады! . Что сделал я, безумец?» — сокрушается самозванец о своем бездумном шаге.
Для сравнения, приближенные к трону бояре полагают, что простой люд не сознает, что происходит на самом деле:
«Бессмысленная чернь изменчива, мятежна, суеверна, легко пустой надежде предана, мгновенному внушению послушна», — считает Шуйский, что народ ничего не смыслит в государственных делах.
Персонажей произведения отличает не только определенный набор стремлений, но и способы реализации своих намерений. Ради достижения своих целей некоторые герои не считаются ни с чем и готовы на любые ухищрения. Другие же принимают во внимание интересы остальных людей.
К примеру, Лжедмитрий, обретя поддержку влиятельной польской знати, стремящейся придти к власти в России, уверяется в собственном могуществе:
«Тень грозного меня усыновила, . вокруг меня народы возмутила и в жертву мне Бориса обрекла», — грезит Отрепьев о своей избранности.
В противоположность самозванцу, желающему силой и обманом захватить царский престол, Годунов всячески демонстрирует окружающим, что «приемлет власть», исключительно подчиняясь воле народа:
«Ты, отче патриарх, вы все бояре, . вы видели, что я приемлю власть великую со страхом и смирением. Сколь тяжела обязанность моя!» — уверяет всех правитель, что покоряется выбору людей.
Полюбив Марину Мнишек, Отрепьев настолько поглощен чувствами к своей возлюбленной, что ради нее готов отречься от всех своих планов:
«Твоя любовь. что без нее мне жизнь, и славы блеск, и русская держава? . Ты заменишь мне царскую корону, твоя любовь», — воспылал самозванец всепоглощающей страстью.
Между тем, встретив со стороны «надменной Марины» вместо ответной любви лишь холодный расчет, самозванец готов оставить возлюбленную:
«Прощай навек. . Судьбы моей обширные заботы тоску любви, надеюсь, заглушат», — отрекается Отрепьев от своих чувств.
Случайно проговорившись, Отрепьев убеждает Марину Мнишек, что для них обоих есть смысл сохранить в тайне его откровенные признания:
«Клянусь тебе, что никогда, нигде . сих тяжких тайн не выдаст мой язык. . Тебя, мятежница! поверь, молчать заставят», — растолковывает самозванец полячке.
Будучи убежден, что он исполняет предначертание свыше, Отрепьев морализирует по поводу Годунова:
«Борис! . Не уйдешь ты от суда людского, как не уйдешь от Божьего суда».
Для сравнения, Годунов нередко сомневается в правильности своих поступков:
«Что ежели правитель в самом деле державными заботами наскучил и на престол безвластный не взойдет?» — констатирует Воротынский, что Годунов колеблется в принятии решения.
Обращает на себя внимание, что Отрепьев раскрывается как самоактуализирующийся человек, способный к развитию. Действительно, беглому монаху удается достичь царственных высот:
«Наконец я слышу речь не мальчика, но мужа», — замечает Марина прогрессирующие изменения, происходящие в личности Отрепьева.
Отрепьев обладает творческими способностями. К примеру, ему свойственна потребность в игре. Собственно, происходящее вокруг самозванец воспринимает не иначе, как игру:
«Игра войны кровавой», — ужасной забавой видится герою война.
Отрепьев склонен к самовыражению. Так, он стремится выразить пламенность своих чувств к Марине Мнишек:
«О, выслушай моления любви, дай высказать все то, чем сердце полно», — жаждет самозванец высказать избраннице слова любви.
Отрепьеву не чужды эстетические переживания. Он ценит поэзию, и даже одаривает поэта перстнем:
«Я люблю парнасские цветы», — признается самозванец, что он не лишен эстетических чувств и выступает за «союз меча и лиры».
Отрепьев чутко ориентируется в любой ситуации. К примеру, ожидая свидания с Мариной Мнишек, он чутко прислушивается к любому шороху:
«Но что-то вдруг мелькнуло. шорох. тише», — пытается влюбленный сориентироваться в темноте.
Тем самым одного из главных героев произведения отличают стремления к самовыражению, игре, ориентировке. Персонажу присущи эстетические потребности, а также стремление к самоактуализации. Подобные потребности свойственны креативному, или творческому типу личности.
Можно заметить, что ряду персонажей драмы знакомо состояние творческого подъема.
Так, по свидетельству Пимена, подвижническая жизнь совершенно преобразила царя Феодора:
«Он царские чертоги преобратил в молитвенную келью», — до неузнаваемости трансформировался образ жизни царя.
Для сравнения, Отрепьев признается поэту, что некогда и он пытался создавать поэтические произведения:
«Мне знаком латинской музы голос», — пробовал творить персонаж.
«Пророчества пиитов» вдохновляют самозванца на «подвиг»:
«В их пламенной груди кипит восторг: благословится подвиг, его ж они прославили», — воодушевляет Отрепьева «вдохновенный гимн».
Отрепьев очарован красотой прекрасной Марины Мнишек:
«Прелестная Марина», — прельщен самозванец прелестями девушки.
В ответственный момент персонажи настраивают себя на предстоящие в их жизни важные события. К примеру, перед своей кончиной Годунов готовится к принятию схимы:
«Святый отец, приближься, я готов», — настроился царь на обряд пострижения.
Между тем состояние творческого взлета у персонажей нередко сменяется переживанием творческого упадка.
К примеру, влюбившись в Марину Мнишек, Отрепьев забывает о своих планах, и его положение деградирует на глазах:
«Ты медлишь — и меж тем приверженность твоих клевретов стынет, час от часу опасность и труды становятся опасней и трудней», — замечает Марина Отрепьеву, что пущенные на самотек события развиваются неблагоприятным образом.
Проигранное самозванцем первое сражение грозит разрушить все его планы:
«Десятого повешу, разбойники!» — со злости готов уничтожить Отрепьев часть своего войска.
Порой персонажи падают духом. Так, когда Годунов добивается желаемого, им овладевают упадочные настроения:
«Только утолим сердечный глад мгновенным обладаньем, уж, охладев, скучаем и томимся», — приходит в упадок дух царя.
Годунов возлагал много надежд на успех своего царствования, однако он глубоко разочарован итогами своего правления:
«Но отложил пустое попеченье», — разочаровался царь в своем народе, не оценившем его труды.
Подчас у персонажей дела идут не так, как им бы хотелось, отчего они бывают сильно расстроены:
«Ну вот о чем жалеет! О лошади! Когда все наше войско побито в прах», — расстроен Гаврила Пушкин поражением в битве, в то время как Григорий Отрепьев сокрушается о гибели своей лошади.
Таким образом, ряд героев произведения раскрывает творческую сторону своей натуры. При этом персонажам присущи как состояния творческого подъема, так и творческого упадка.
Проведенный анализ характеров персонажей драмы «Борис Годунов» показывает, что героям произведения присущ определенный набор склонностей. Персонажи различаются как видами стремлений, так и способами реализации своих намерений, сопряженными с чертами их характера.
Сюжетообразующей линией произведения является борьба за власть. Вместе с тем некоторые персонажи оказываются бессильны повлиять на ситуацию. В противоположность Отрепьеву, полагающему себя избранным, а потому уверившемуся в собственном могуществе, Годунов всячески демонстрирует, что приемлет власть, подчиняясь воле народа.
Значимое место в произведении занимает тема любви. Так, Отрепьев настолько поглощен чувствами к Марине Мнишек, что ради любви к ней готов отречься от всех своих планов. Однако, встретив со стороны девушки не ответное чувство, а холодный расчет, Отрепьев воспылал к «гордой полячке» ненавистью и даже готов навсегда оставить возлюбленную.
Героями произведения движут определенные идеи. Персонажам свойственно вникать в смысл происходящего, но в какие-то моменты они совершают неосознанные действия. Если Отрепьев убежден, что его действиями руководит высший промысел, то Годунов нередко сомневается в правильности своих решений.
Следует отметить также, что ряд героев произведения раскрываются как творческие натуры. Они переживают как состояние творческого подъема, так и ощущение творческого упадка.
Некоторые герои предстают как самоактуализирующиеся личности, способные к развитию. Жизнь ряда персонажей преображается прямо на глазах. Вместе с тем ситуация не для всех развивается благоприятным образом, наоборот, деградируя.
Некоторые персонажи воспринимают жизнь как игру. Герои пытаются создать благоприятные условия для реализации своих замыслов, однако жизнь нередко разрушает их планы.
Ряд героев склонен к самовыражению. Каждого из них что-то вдохновляет на свершения. Вместе с тем в случае неуспеха персонажами зачастую овладевают упадочные настроения.
Персонажам не чужды эстетические переживания, их очаровывает прекрасное. В то же время герои нередко разочаровываются в чем-либо, неверно оценив реальное положение вещей.
Некоторые персонажи чутко ориентируются в самой непростой ситуации. В ответственный момент герои произведения настраивают себя на предстоящее в их жизни важное событие. В то же время не у всех героев дела обстоят так, как им бы хотелось, отчего они бывают расстроены.

Анализ персонажей характеристика сюжета драмы Пушкина Борис Годунов.

О чем произведение борис годунов пушкина

Пушкин задумал «Бориса Годунова» как историко-политическую трагедию. Драма «Борис Годунов» противостояла романтической традиции. Как политическая трагедия она обращена была к современным вопросам: роли народа в истории и природы тиранической власти.

Если в «Евгении Онегине» стройная композиция проступала сквозь «собранье пестрых глав», то здесь она маскировалась собраньем пестрых сцен. Для «Бориса Годунова» характерно живое разнообразие характеров и исторических эпизодов. Пушкин порвал с традицией, при которой автор закладывает в основу доказанную и законченную мысль и далее украшает ее «эпизодами».

С «Бориса Годунова» и «Цыган» начинается новая поэтика; автор как бы ставит эксперимент, исход которого не предрешен. Смысл произведения &#151 в постановке вопроса, а не в решении его. Декабрист Михаил Лунин в сибирской ссылке записал афоризм: «Одни сочинения сообщают мысли, другие заставляют мыслить». Сознательно или бессознательно, он обобщал пушкинский опыт. Предшествующая литература «сообщала мысли». С Пушкина способность литературы «заставлять мыслить» сделалась неотъемлемой принадлежностью искусства.

В «Борисе Годунове» переплетаются две трагедии: трагедия власти и трагедия народа. Имея перед глазами одиннадцать томов «Истории. » Карамзина, Пушкин мог избрать и другой сюжет, если бы его целью было осуждение деспотизма царской власти. Современники были потрясены неслыханной смелостью, с которой Карамзин изобразил деспотизм Грозного. Рылеев полагал, что Пушкину именно здесь следует искать тему нового произведения.

Пушкин избрал Бориса Годунова &#151 правителя, стремившегося снискать народную любовь и не чуждого государственной мудрости. Именно такой царь позволял выявить закономерность трагедии власти, чуждой народу.

Борис Годунов у Пушкина лелеет прогрессивные планы и хочет народу добра. Но для реализации своих намерений ему нужна власть. А власть дается лишь ценой преступления, &#151 ступени трона всегда в крови. Борис надеется, что употребленная во благо власть искупит этот шаг, но безошибочное этическое чувство народа заставляет его отвернуться от «царя-Ирода». Покинутый народом, Борис, вопреки своим благим намерениям, неизбежно делается тираном. Венец его политического опыта &#151 циничный урок:

Милости не чувствует народ:
Твори добро &#151 не скажет он спасибо;
Грабь и казни &#151 тебе не будет хуже.

Деградация власти, покинутой народом и чуждой ему, &#151 не случай, а закономерность («. государь досужною порою/ Доносчиков допрашивает сам»). Годунов предчувствует опасность. Поэтому он спешит подготовить сына Феодора к управлению страной. Годунов подчеркивает значение наук и знаний для того, кто правит государством:

Учись, мой сын: наука сокращает
Нам опыты быстротекущей жизни &#151
Когда-нибудь, и скоро может быть,
Все области, которые ты ныне
Изобразил так хитро на бумаге,
Все под руку достанутся твою &#151
Учись, мой сын, и легче и яснее
Державный труд ты будешь постигать.

Царь Борис считает, что искупил свою вину (смерть Дмитрия) умелым управлением государством. В этом его трагическая ошибка. Добрые намерения &#151 преступление &#151 потеря народного доверия &#151 тирания &#151 гибель. Таков закономерный трагический путь отчужденной от народа власти.

В монологе «Достиг я высшей власти» Борис признается в преступлении. Он совершенно искренен в этой сцене, так как его никто не может слышать:

И все тошнит, и голова кружится,
И мальчики кровавые в глазах.
И рад бежать, да некуда. ужасно!
Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.

Но и путь народа трагичен. В изображении народа Пушкин чужд и просветительского оптимизма, и романтических жалоб на чернь. Он смотрит «взором Шекспира». Народ присутствует на сцене в течение всей трагедии. Более того, именно он играет решающую роль в исторических конфликтах.

Однако и позиция народа противоречива. С одной стороны, народ у Пушкина обладает безошибочным нравственным чутьем, &#151 выразителями его в трагедии являются юродивый и Пимен-летописец. Так, общаясь в монастыре с Пименом, Григорий Отрепьев заключает:

Борис, Борис! Все пред тобой трепещет,
Никто тебе не смеет и напомнить
О жребии несчастного младенца &#151
А между тем отшельник в темной келье
Здесь на тебя донос ужасный пишет:
И не уйдешь ты от суда мирского,
Как не уйдешь от божьего суда.

Образ Пимена замечателен по своей яркости и неординарности. Это один из немногих образов монаха-летописца в русской литературе. Пимен полон святой веры в свою миссию: усердно и правдиво запечатлевать ход русской истории.

Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу,
Своих царей великих поминают
За их труды, за славу, за добро &#151 А за грехи, за темные деянья
Спасителя смиренно умоляют.

Пимен наставляет молодого послушника Григория Отрепьева, советуя ему смирять страсти молитвой и постом. Пимен признается, что в молодости и сам предавался шумным пирам, «потехам юных лет».

. Верь ты мне:
Нас издали пленяет слава, роскошь
И женская лукавая любовь.
Я долго жил и многим насладился;
Но с той поры лишь ведаю блаженство,
Как в монастырь господь меня привел.

Пимен был свидетелем смерти царевича Димитрия в Угличе. Он рассказывает подробности случившегося Григорию, не зная, что тот задумал стать самозванцем. Летописец надеется, что Григорий станет продолжателем его дела. В речи Пимена звучит народная мудрость, которая все расставляет по своим местам, всему дает свою строгую и верную оценку.

С другой стороны, народ в трагедии политически наивен и беспомощен, легко передоверяет инициативу боярам: «. то ведают бояре, / Не нам чета. «. Встречая избрание Бориса со смесью доверия и равнодушия, народ отворачивается, узнав в нем «царя-Ирода». Но противопоставить власти он может лишь идеал гонимого сироты. Именно слабость самозванца оборачивается его силой, так как привлекает к нему симпатии народа. Негодование против преступной власти перерождается в бунт во имя самозванца. Поэт смело вводит в действие народ и дает ему голос &#151 Мужика на амвоне:

Народ, народ! В Кремль! В царские палаты!
Ступай! Вязать Борисова щенка!

Народное восстание победило. Но Пушкин не заканчивает этим своей трагедии. Самозванец вошел в Кремль, но, для того чтобы взойти на трон, он должен еще совершить убийство. Роли переменились: сын Бориса Годунова, юный Федор &#151 теперь сам «гонимый младенец», кровь которого с почти ритуальной фатальностью должен пролить подымающийся по ступеням трона самозванец.

В последней сцене на крыльцо дома Бориса выходит Мосальский со словами: «Народ! Мария Годунова и сын ее Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы. (Народ в ужасе молчит.) Что ж вы молчите? Кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович!»

Жертва принесена, и народ с ужасом замечает, что на престол он возвел не обиженного сироту, а убийцу сироты, нового царя-Ирода.

О чем произведение борис годунов пушкина

Воплощением новой системы взглядов в драматургии стал «Борис Годунов», написанный в 1824-1825 годах. С пристальным вниманием Пушкин изучает «Историю государства Российского» Н. М. Карамзина, высоко ценит этот труд. Своего «Бориса Годунова» «с благоговением и благодарностью» посвящает Карамзину, однако его философскую концепцию Пушкин отвергает. Объективное исследование убеждает его, что история государства не есть история его правителей, но — история «судьбы народной».

Стройная система идейно-художественных взглядов помогла Пушкину создать трагедию «Борис Годунов», которая по праву может считаться образцом народной драмы в духе Шекспира.

Взяв за основу фактологический материал из «Истории государства Российского», Пушкин переосмыслил его в соответствии со своей философской концепцией и вместо монархической концепции Карамзина, утверждавшего единство самодержца и народа, раскрыл непримиримый конфликт самодержавной власти и народа. Временные успехи и победы самодержцев обусловлены поддержкой народных масс. Крушение самодержцев происходит в результате потери доверия народа.

Отвергая каноны классицизма, Пушкин свободно переносит место действия из Москвы в Краков, из царских палат на Девичье поле, из Самборского замка Мнишека в корчму на литовской границе. Время действия в «Борисе Годунове» охватывает более шести лет. Классицистское единство действия, сосредоточенного вокруг главного героя драмы, Пушкин заменяет единством действия в более широком и глубоком смысле: 23 эпизода, из которых состоит трагедия, расположены в соответствии с задачей раскрытия судьбы народной, определяющей собой и судьбы отдельных героев.

Следуя Шекспиру «в вольном и свободном изображении характеров», Пушкин в «Борисе Годунове» создал множество образов. Каждый из них обрисован ярко, четко, сочно. Несколькими штрихами Пушкин создает острый характер и сообщает ему объемность и глубину.

В сюжетной линии «Бориса Годунова» явственно прочерчивается нравственная проблема: ответственность Бориса за убийство царевича Димитрия. В своем стремлении к узурпации царского престола Борис Годунов не останавливается перед убийством законного наследника. Но было бы ошибкой считать, что этическая проблема составляет идейный пафос трагедии. Нравственной стороне событий Пушкин придает социальный смысл.

«Димитрия воскреснувшего имя» становится знаменем движения широких народных масс против «царя-Ирода», отнявшего у крепостных крестьян Юрьев день — единственный в году день свободы. Нравственная вина Годунова лишь повод для обращения против него народной ярости. И хотя вера в «хорошего царя», свойственная крестьянской идеологии XVII-XVIII веков, выражена в трагедии в народном культе убиенного младенца Димитрия, она не затемняет социальный смысл борьбы народа с самодержавно-крепостническим гнетом. Народ, оплакивающий царевича-мученика, не хочет приветствовать нового царя.

Так беспристрастное исследование событий сообщает «Борису Годунову» значение социально-исторической трагедии. Социальная ее направленность акцентируется уже в первой сцене: Пушкин подчеркивает политическую цель Бориса в убийстве царевича Димитрия.

Интересно подготавливается раскрытие взаимоотношений Бориса с народом. Из диалога Шуйского и Воротынского мы узнаем, что «вслед за патриархом к монастырю пошел и весь народ». Значит, народ доверяет Борису Годунову, если просит его принять царский венец? Но уже следующая коротенькая сцена на Красной площади заставляет сомневаться в народном доверии. Не по зову сердца, а по велению думного дьячка стекается народ к Новодевичьему монастырю. А сцена на Девичьем поле и народный «плач», возникающий по указанию боярства, окончательно развенчивают хитросплетения правящих слоев общества, стремящихся придать самодержавию видимость всенародной власти.

Избрание Бориса царем — завязка конфликта. Введение в действие Самозванца обостряет конфликт между царем и народом. Сюжетная линия раскрывает борьбу Самозванца и Бориса, но внутренней пружиной всех событий остается конфликт самодержавной власти и угнетенных народных масс.В течение последующих тринадцати эпизодов народ не выходит на сцену, но его присутствие постоянно ощущается. Его симпатии к Димитрию-царевичу тревожат царя и боярство, питают удаль Самозванца. С «мнением народным» сверяют свои поступки борющиеся стороны. Да и победу Самозванца Пушкин представляет как социально обусловленную. У него малочисленное войско — 15 тысяч против 50 тысяч царских, он плохой полководец, он легкомыслен (из-за Марины Мнишек на месяц задержал поход), но царские войска бегут при имени царевича Димитрия, города и крепости сдаются ему. И даже временная победа Бориса не может ничего изменить, пока на стороне Самозванца «мнение народное». Борис понимает это:

Пушкин не обрывает драматическое повествование на сцен смерти царя Бориса, подчеркивая тем самым, что не царь, а народ является подлинным героем произведения. Не приемлет народ бессмысленной жестокости, которую несет самодержавие, а не только персонально Борис Годунов. Увидев, что и сторонники новоявленного государя начинают свою деятельность с преступления, народ отказывает в поддержке и Лжедимитрию.

Трагедия началась политическим убийством безвинного царевича Димитрия и закончилась бессмысленным убийством Марии и Федора Годуновых. Самодержавие и насилие идут рука об руку. «Народ безмолвствует» — таков его приговор общественной системе.

Пушкин создал в трагедии собирательный образ народа. Действующих лиц из народа Пушкин называет «Один», «Другой»,»Третий»; к ним примыкает и баба с ребенком, и Юродивый. Их короткие реплики создают яркие индивидуальные образы. И каждый из них отмечает грань единого образа народа. Создавая этот обобщенный образ, Пушкин и здесь следует законам драмы Шекспировой. Он показывает на протяжении трагедии эволюцию образа народа. Если в первой сцене это безразличная к борьбе за власть, лишь исподтишка иронизирующая толпа, то на площади перед собором в Москве в отрывочных фразах звучит настороженность народа, угнетаемого и притесняемого царской властью. И крик Юродивого: «Нет, нет! Нельзя молиться за царя-Ирода!» — звучит призывом к бунту. Народ мятежный, охваченный страстью разрушения, показывает нам Пушкин в сцене у Лобного места. Мудрым, справедливым и непреклонным судьей истории предстает народ в финале трагедии.

Мощью философского обобщения отличается многогранный, противоречивый, воистину шекспировский образ царя Бориса. Уже в первой сцене автор устами разных действующих лиц дает характеристику Годунову, как бы предупреждая нас о сложности его личности: «Зять палача и сам в душе палач», «А он сумел и страхом и любовью, и славою народ очаровать».

В первом монологе Бориса в кремлевских палатах, перед патриархом и боярами смиренная кротость и мудрая покорность обрываются интонацией приказа. И уж совсем русская удаль и размах в последних строках:

Глубокая, сильная душа Бориса раскрывается в монологе «Достиг я высшей власти. «. Философом предстает Борис, размышляющий о превратностях судьбы; ему доступно понимание непреходящих ценностей жизни:

«Борис Годунов», анализ трагедии Александра Пушкина

История создания трагедии «Борис Годунов» связана с событиями 1825 г. Пушкин писал её около года и закончил в 1825 г. в Михайловском, а опубликовал в 1831 году.

В «Борисе Годунове», законченном за месяц до восстания декабристов, Пушкин нашёл историческое решение волновавшей его и декабристов проблемы — отношений царя и народа. Идеи декабристов, состоявшие в ограничении самодержавия и отмене крепостного права, привели Пушкина к событиям Смутного времени начала 17 в. Он обратился к недавно изданной «Истории государства Российского» Карамзина, которому и посвятил пьесу. Пушкин, как и Карамзин, считал, что народный бунт, приведший к убийству сына Бориса Годунова Феодора, спровоцировал сам царь отменой Юрьева дня – единственного дня в году, когда крепостной мог поменять хозяина.

Тема трагедии – исторические события Смутного времени, которые начинаются согласием Бориса Годунова взойти на престол и заканчиваются воцарением Лжедмитрия. Пушкин хотел показать события наиболее объективно. Собственное отношение он вложил в уста разных героев, в том числе дяди и племянника Пушкиных. Афанасий Михайлович открывает причину конфликта между царём и дворянством: дворяне страшатся опалы, не властны в своих поместьях из-за отмены Юрьева дня. Он высказывает и сокровенную мысль Александра Пушкина о том, что народ – это великая сила: «А легче ли народу? Спроси его». Его племянник Гаврила Пушкин почти в финале объявляет Басманову, что Лжедмитрий силён народной поддержкой.

Среди внешних конфликтов исторические конфликты между разными сословиями. В начале трагедии среди людей царит мнимое единодушие: бояре, дворяне, народ и Патриарх зовут Бориса Годунова на царство. Но сцена возле Новодевичьего монастыря проявляет истинную позицию народа: он равнодушен к происходящему, перекладывает ответственность на бояр.

Неоднозначна позиция бояр и дворян. Они доносят друг на друга (Шуйский). Опальные дворяне (Хрущов) и бояре (Курбский) примыкают к Лжедмитрию. Его поддерживают ищущие своей выгоды донские казаки и польская шляхта.

Конфликт между сословиями перерастает в конфликт между сторонниками претендентов на трон (Борис Годунов, Феодор Годунов, Самозванец). Внешний конфликт затрагивает целые страны (Россия, Литва), превращается в межрелигиозный (между православной Москвой и католической Литвой).

Внутренние конфликты раскрывают мотивы поступков героев. В первом монологе царь перечисляет блага, сделанные для народа, и сетует, что чернь за это его проклинает. Но больше всего царя тревожит пятно на совести, сжигающее его душу – убийство царевича Димитрия.

Внутренние конфликты присущи и другим героям: воеводе Басманову, перешедшему на сторону Лжедмитрия ради выгоды и вопреки присяге. Сам Лжедмитрий не отягощён внутренними конфликтами: любовь Марины важнее для него, чем царская корона. Внутреннего конфликта нет и у Марины: она хочет быть женой не Самозванца, а царевича Димитрия и склоняет Самозванца к походу на Москву. Так внешний конфликт между Лжедмитрием и его возлюбленной приводит к войне народов.

Внутренний конфликт Бориса Годунова ведёт его к гибели. Этому невольно способствует юродивый, который велит зарезать отнявших копеечку детей, «как зарезал ты маленького царевича». Предпоследний монолог Бориса перекликается с его первым монологом о милостях, творимых царём народу: «Лишь строгостью мы можем неусыпной Сдержать народ». Феодору на смертном одре Борис советует отменить опалы и казни, то же самое обещает Гаврила Пушкин народу от имени Димитрия.

Проблематика трагедии актуальна как для Пушкина, так и в наши дни. Основная проблема — взаимоотношения царя и народа. Проблема честности людей, отягощённых властью, их верности и предательства (в образах Бориса Годунова, Лжедмитрия, воеводы Басманова, Шуйского). Проблема вины детей за грехи их родителей (сын и дочь Годунова). Проблема лжи во благо (Годунов, Лжедмитрий). Проблема чистой совести (Борис, Басманов). Проблема бремени историка и летописца (Пимен). Проблема любви ради выгоды (Марина Мнишек).

Героев трагедии можно разделить на три группы: исторические личности, такие как Борис Годунов, Шуйский, воевода Басманов, Феодор Годунов, Самозванец, Патриарх; вымышленные герои, прототипы которых были в истории: Гаврила Пушкин и Курбский, два беглых монаха, летописец Пимен. Третья группа героев – люди своего времени, не оставившие следов в истории: юродивый, представители разных сословий. Все герои действуют согласно замыслу и исторической канве драмы.

В трагедии есть образы, важные для раскрытия замысла. Конь, раненный в бою и разнузданный Лжедмитрием перед смертью – это символический образ едва живого народа, которому Лжедмитрий хочет дать освобождение. В этой сцене раскрывается авантюрный, но добросердечный характер Григория.

Своеобразна композиция поэмы. Действие занимает шесть лет (с 1598 по 1604 гг.) и распределено на 23 сцены. Начинается и заканчивается оно в Кремлёвских палатах. Первая и последняя сцены – это начало и конец правления Бориса Годунова — от замысла бояр до убийства жены и детей Бориса. Третья сцена зеркально соответствует второй сцене с конца. В них реакция народа на избрание Бориса Годунова и Лжедмитрия. Поведение народа меняется от покорности своей судьбе и воле царя в начале до бунта и призыва к убийству Борисова щенка в конце. Последнюю ремарку «Народ безмолвствует» Пушкин добавил не сразу. Это состояние раскаявшегося народа, бунт против нового царя, пришедшего путём убийства старого.

Жанр «Бориса Годунова» — историческая трагедия. В произведении Пушкин показал не только трагедию разных героев, убитых, как Димитрий или Феодор, умерших от раздираемых противоречий, как Борис Годунов, или тех, которых, как знает читатель, убьют вскоре (Лжедмитрий). В трагедии показана духовная смерть всего русского народа, начиная от царя и заканчивая последним крепостным.

Пушкин отказался от рифмованных строк и написал трагедию пятистопным нерифмованным ямбом, приблизив к разговорной речи и к трагедиям Шекспира – современника Годунова. Многие фразы и даже целые монологи из поэмы стали крылатыми благодаря неповторимому стилю.

Художественное своеобразие связано с предназначением трагедии. Пушкин писал «Бориса Годунова» не для чтения, а для постановки в театре. Поэтому в драме важны не только монологи и диалоги, но и действия, а Пушкин скуп на ремарки, читателю (и актёру) нужно догадываться о душевных переживаниях героев и их возможных движениях.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector