О чем нас заставляет задуматься повесть А

Повесть «Дубровский» (1832) – одно из лучших произведений А.С. Пушкина. Герои этого произведения — Владимир Дубровский, Маша Троекурова, Кирилла Петрович Троекуров – сильные и незаурядные личности. Но разница между ними в том, что Дубровский и Маша — натуры благородные и чистые. Троекуров же – самодур, в котором до предела развито чувство превосходства и вседозволенности.
Я думаю, повесть «Дубровский», прежде всего, заставляет нас задуматься о проблеме человеческого достоинства. Все герои произведения сталкиваются с вопросом защиты человеческой чести. Прежде всего, это касается семьи Дубровских. Ее Троекуров не только лишил родового поместья, но и покусился на дворянскую честь, достоинство своих соседей.
Мы видим, что Андрей Гаврилович Дубровский не выдержал такого унижения и умер, немного не дожив до полной потери Кистеневки. Поэтому отстаивать человеческую и фамильную честь пришлось Дубровскому-младшему. Не найдя защиты закона, который был куплен Троекуровым, Владимиру пришлось стать «благородным разбойником». Вместе с преданными крепостными он ушел в леса «вершить свой суд».
Но чистая и искренняя натура этого героя не позволила ему стать настоящим головорезом – жестоким и беспощадным. Во всей округе стало известно, что главарь разбойничьей банды справедлив и часто бывает милосерден. Кроме того, он не трогает владения самого богатого помещика в округе – Троекурова.
Как оказалось, Дубровский полюбил дочь Кириллы Петровича, Машу, и простил ради нее своего кровного врага. Маша тоже полюбила Владимира. Но эти герои не смогли быть вместе – Кирила Петрович насильно выдал свою дочь замуж за старого графа Верейского. Дубровский же не успел спасти свою возлюбленную от брака с нелюбимым человеком.
Таким финалом, как мне кажется, Пушкин заставляет нас задуматься о том, что человек в России беззащитен перед злом и несправедливостью. Его не может защитить ни закон, ни общество. Он может рассчитывать лишь на свои собственные силы.
Однако всегда, в любой ситуации, нужно помнить о своей чести, о законах нравственности, которые превыше всего. Только следуя им, можно выйти победителем из самого страшного испытания. Именно этому и учит нас повесть Пушкина «Дубровский».

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Дубровский / О чем нас заставляет задуматься повесть А.С. Пушкина «Дубровский»?

Смотрите также по произведению «Дубровский»:

«Дубровский»

В своём поместье Покровское живёт богатый и знатный барин Кирила Петрович Троекуров. Зная его крутой нрав, его боятся все соседи, кроме бедного помещика Андрея Гавриловича Дубровского, отставного поручика гвардии и бывшего сослуживца Троекурова. Оба они вдовцы. Дубровский имеет сына Владимира, служащего в Петербурге, а у Троекурова есть дочь Маша, живущая с отцом, и Троекуров часто заговаривает о своём желании женить детей.

Неожиданная размолвка ссорит друзей, а гордое и независимое поведение Дубровского отдаляет их друг от друга ещё сильнее. Самовластный и всесильный Троекуров, чтобы выместить раздражение, решает лишить Дубровского имения и приказывает заседателю Шабашкину отыскать «законный» путь к этому беззаконию. Судейские крючкотворы исполняют желание Троекурова, и Дубровского вызывают к земскому судье для решения дела.

В судейском заседании в присутствии тяжущихся читается решение, исполненное юридических казусов, согласно которому имение Дубровского Кистеневка переходит в собственность Троекурова, и с Дубровским случается припадок безумия.

Здоровье Дубровского ухудшается, и ходившая за ним крепостная старуха Егоровна пишет письмо в Петербург Владимиру Дубровскому с уведомлением о случившемся. Получив письмо, Владимир Дубровский исхлопатывает отпуск и едет домой. Дорогой кучер рассказывает ему об обстоятельствах дела. Дома он застаёт больного и одряхлевшего отца.

Андрей Гаврилович Дубровский медленно умирает. Мучимый совестью Троекуров едет мириться с Дубровским, которого при виде врага разбивает паралич. Владимир велит передать Троекурову, чтобы тот убирался вон, и в эту минуту умирает старый Дубровский.

После похорон Дубровского в Кистеневку приезжают судейские чиновники и исправник, чтобы ввести Троекурова в права владения. Крестьяне отказываются повиноваться и хотят расправиться с чиновниками. Дубровский останавливает их.

Ночью в доме Дубровский застаёт кузнеца Архипа, решившего убить приказных, и отговаривает его от этого намерения. Он решает покинуть имение и приказывает вывести всех людей, чтобы поджечь дом. Архипа он посылает отпереть двери, чтобы чиновники могли выйти из дома, но Архип нарушает приказ барина и запирает дверь. Дубровский поджигает дом и быстро уезжает со двора, а в занявшемся пожаре гибнут приказные.

На Дубровского ложится подозрение в поджоге и убийстве чиновников. Троекуров посылает донесение губернатору, и завязывается новое дело. Но тут другое событие отвлекает внимание всех от Дубровского: в губернии появились разбойники, которые грабили всех помещиков губернии, но не трогали лишь владения Троекурова. Все уверены, что предводитель разбойников — Дубровский.

Для своего внебрачного сына Саши Троекуров выписывает из Москвы учителя-француза, мсье Дефоржа, на которого производит огромное впечатление красота семнадцатилетней Марьи Кириловны Троекуровой, но она не обращает никакого внимания на наёмного учителя. Дефоржа подвергают испытанию, вталкивая в комнату с голодным медведем (обычная шутка с гостями в доме Троекурова). Не растерявшийся учитель убивает зверя. Его решительность и смелость производят большое впечатление на Машу. Между ними происходит дружеское сближение, которое становится источником любви. В день храмового праздника в дом Троекурова съезжаются гости. За обедом речь заходит о Дубровском. Один из гостей, помещик по имени Антон Пафнутьич Спицын, признается, что он в своё время дал в суде ложные показания против Дубровского в пользу Кирилы Петровича. Одна дама сообщает, что неделю назад Дубровский обедал у неё, и рассказывает историю о том, что ее приказчик, посланный на почту с письмом и 2000 рублей для ее сына, гвардейского офицера, вернулся и сообщил, что его ограбил Дубровский, но был уличён во лжи человеком, приехавшим к ней в гости и назвавшимся бывшим сослуживцем ее покойного мужа. Вызванный приказчик рассказывает, что Дубровский действительно остановил его по дороге на почту, но, прочитав письмо матери к сыну, не стал грабить. Деньги отыскались в сундуке у приказчика. Дама считает, что человек, выдавший себя за друга ее мужа, был сам Дубровский. Но по ее описаниям у неё был человек лет 35, а Троекурову доподлинно известно, что Дубровскому 23 года. Этот факт подтверждает и новый исправник, обедающий у Троекурова.

Праздник в доме Троекурова завершается балом, на котором танцует и учитель. После ужина Антон Пафнутьич, имеющий при себе большую сумму денег, изъявляет желание ночевать в одной комнате с Дефоржем, так как он уже знает о храбрости француза и надеется на его защиту в случае нападения разбойников. Учитель отвечает согласием на просьбу Антона Пафнутьича. Ночью помещик чувствует, как кто-то пытается забрать у него деньги, спрятанные в мешке на груди. Открыв глаза, он видит, что над ним стоит Дефорж с пистолетом. Учитель сообщает Антону Пафнутьичу, что он Дубровский.

Каким же образом попал Дубровский в дом Троекурова под видом учителя? На почтовой станции встретил он едущего к Троекурову француза, дал ему 10 тысяч рублей, получив взамен бумаги учителя. С этими документами он приехал к Троекурову и поселился в доме, где все его полюбили и не подозревали, кто он такой на самом деле. Оказавшись в одной комнате с человеком, которого не без основания он мог считать своим врагом, Дубровский не удержался от искушения отомстить. Утром Спицын покидает дом Троекурова, ни словом не обмолвившись о ночном происшествии. Вскоре разъехались и остальные гости. Жизнь в Покровском течёт по-обыкновенному. Марья Кириловна чувствует любовь к Дефоржу и досадует на себя. Дефорж держится с ней почтительно, и это успокаивает ее гордость. Но однажды Дефорж украдкой передаёт ей записку, в которой просит о свидании. В назначенное время Маша приходит в условленное место, и Дефорж сообщает ей о том, что он вынужден скоро уехать, но перед этим должен сказать ей нечто важное. Неожиданно он открывает Маше, кто он такой на самом деле. Успокаивая испуганную Машу, он говорит, что простил ее отца. Что это именно она спасла Кирилу Петровича, что дом, в котором живёт Марья Кириловна, — священ для него. Во время признаний Дубровского раздаётся негромкий свист. Дубровский просит Машу дать ему обещание, что в случае несчастья она прибегнет к его помощи, и исчезает. Вернувшись в дом, Маша застаёт там тревогу, и отец сообщает ей, что Дефорж, по словам приехавшего исправника, не кто иной, как Дубровский. Исчезновение учителя подтверждает справедливость этих слов.

На следующее лето в своё поместье Арбатове, расположенное в 30 верстах от Покровского, возвращается из чужих краёв князь Верейский. Он наносит визит Троекурову, и Маша поражает его своей красотой. Троекуров с дочерью наносят ответный визит. Верейский устраивает им замечательный приём.

Маша сидит в своей комнате и вышивает. В открытое окно протягивается рука и кладёт ей на пяльцы письмо, но в это время Машу зовут к отцу. Она прячет письмо и идёт. У отца застаёт она Верейского, и Кирила Петрович сообщает ей, что князь сватается к ней. Маша замирает от неожиданности и бледнеет, но отец не обращает внимания на ее слезы.

В своей комнате Маша с ужасом думает о браке с Верейским и считает, что лучше выйти за Дубровского. Внезапно вспоминает она о письме и находит в нем только одну фразу: «Вечером в 10 часов на прежнем месте».

Во время ночного свидания Дубровский уговаривает Машу прибегнуть к его покровительству. Маша надеется тронуть сердце отца мольбами и просьбами. Но если он окажется неумолим и принудит ее к замужеству, она предлагает Дубровскому явиться за ней и обещает стать его женой. На прощание Дубровский даёт Маше кольцо и говорит, что, если случится беда, ей достаточно будет опустить кольцо в дупло указанного дерева, тогда он будет знать, что ему делать.

Готовится свадьба, и Маша решает действовать. Она пишет письмо Верейскому, умоляя его отказаться от ее руки. Но это даёт обратный результат. Узнав о письме Маши, Кирила Петрович в ярости назначает свадьбу на следующий день. Маша со слезами просит его не выдавать ее за Верейского, но Кирила Петрович неумолим, и тогда Маша заявляет, что прибегнет к защите Дубровского. Заперев Машу, Кирила Петрович удаляется, приказав не выпускать ее из комнаты.

На помощь Марье Кириловне приходит Саша. Маша поручает ему отнести кольцо в дупло. Саша исполняет ее поручение, но видящий это какой-то оборванный мальчишка пытается завладеть кольцом. Между мальчиками завязывается драка, на помощь Саше приходит садовник, и мальчишку ведут на барский двор. Внезапно они встречают Кирилу Петровича, и Саша под угрозами рассказывает ему о поручении, которое дала ему сестра. Кирила Петрович догадывается о сношениях Маши с Дубровским. Он велит запереть пойманного мальчика и посылает за исправником. Исправник и Троекуров о чем-то договариваются и отпускают мальчишку. Тот бежит в Кистеневку, а оттуда тайком пробирается в кистеневскую рощу.

В доме Троекурова идут приготовления к свадьбе. Машу везут в церковь, где ее ожидает жених. Начинается венчание. Надежды Маши нa появление Дубровского испаряются. Молодые едут в Арбатово, как вдруг на просёлочной дороге карету окружают вооружённые люди, и человек в полумаске отворяет дверцы. Он говорит Маше, что она свободна. Услышав, что это Дубровский, князь стреляет и ранит его. Князя хватают и намереваются убить, но Дубровский не велит трогать его. Дубровский вновь говорит Маше, что она свободна, но Маша отвечает, что уже поздно. Из-за боли и волнения Дубровский теряет сознание, и сообщники увозят его.

В лесу боевое укрепление разбойничьей шайки, за небольшим валом — несколько шалашей. Из одного шалаша выходит старуха и просит караульщика, поющего разбойничью песню, замолчать, потому что барин почивает. В шалаше лежит Дубровский. Внезапно в лагере возникает тревога. Разбойники под командой Дубровского занимают определённые каждому места. Прибежавшие караульщики сообщают, что в лесу солдаты. Завязывается сражение, в котором победа оказывается на стороне разбойников. Несколько дней спустя Дубровский собирает своих сподвижников и сообщает о своём намерении оставить их. Дубровский исчезает. Ходит слух, что он скрылся за границу.

В своём поместье в Покровском живёт богатый, уверенный в себе и знатный барин Кирилл Петрович Троекуров. Соседи знают его крутой нрав и боятся, кроме бедного помещика Андрея Гавриловича Дубровского, отставного поручика и сослуживца. Оба они вдовцы. Дубровский имеет сына Владимира, который прилежно служит в Петербурге, а у Троекурова есть дочь Маша, которая живёт с отцом. Размолвка ссорит друзей, и независимое поведение Дубровского отдаляет их друг от друга.

Самовластный Троекуров хочет лишить Дубровского имения. В судейском заседании в присутствии спорящих читается решение, согласно которому имение Дубровского «Кистенёвка» переходит в собственность Троекурова. Здоровье Дубровского ухудшается. Крепостная Егоровна пишет в Петербург Владимиру Дубровскому, уведомляя о случившемся. Владимир едет домой. Дома он застаёт одряхлевшего и больного отца. Андрей Гаврилович медленно умирает. Мучимый совестью, Троекуров едет мириться к Дубровскому, которого при виде врага разбивает паралич. После похорон Дубровского в Кистенёвку приезжают судейские чиновники и исправник.

Крестьяне отказываются повиноваться и хотят расправиться с ними. Владимир Дубровский решает вывести людей, что бы поджечь дом. Дубровский поджигает дом и уезжает со двора, в горевшем доме погибают приказчики. Появляются события, которые отвлекают внимание всех от Дубровского. В губернии появились разбойники, которые грабят всех помещиков. Все уверены, что предводитель разбойников — Дубровский. Троекуров выписывает из Москвы учителя-француза, мсье Дефоржа, на которого производит впечатление красота Маши Кирилловны.

В день храмового праздника в дом Троекуровых съезжаются гости. Речь заходит о Дубровском. Один из гостей признаётся, что дал лажные показания против Дубровского. Праздник в доме Троекурова завершается балом. После ужина помещик, имеющий при себе большую сумму денег ,остаётся ночевать в одной комнате с учителем, так как наслышан о его храбрости и надеется на его защиту. Ночью он чувствует, что ночью кто- то пытается забрать у него деньги. Открыв глаза, он видит учителя с пистолетом, который называет себя Дубровским.

На почтовой станции Дубровский встречает француза, который едет к Троекурову. Дав десять тысяч рублей французу, Владимир забирает бумаги учителя и едет в дом Троекурова. Однажды он передаёт записку Маше, в которой просит о свидании. Дефорж сообщает, что должен скоро уехать и открывается Маше, что он Дубровский.

В поместье к Троекурову наносит свой визит князь Верейский, и, видя Машу, поражается её красотой. Отец сообщает Маше, что князь сватается к ней. Дубровский уговаривает Машу обратиться к нему за помощью, если отец будет принуждать к замужеству. В доме Троекурова готовятся к свадьбе. Машу везут в церковь, где ожидает её жених. Начинается венчание. Молодые едут в Арбатово. На просёлочной дороге карету останавливает человек в маске, который отворяет дверцы и говорит Маше, что она свободна.

В лесу боевое укрепление разбойничьей шайки и несколько шалашей. Разбойники под командованием Дубровского занимают посты. Он собирает своих сподвижников и сообщает о своём намерении оставить их.

О чем заставляет задуматься повесть «Собачье сердце»?

Произведение «Собачье сердце» Булгакова наполнено огромным смыслом. Через него автор передал свое отношение к тому, что происходит в стране, свое отношение к революции 1917 года.

Новый политический режим пришел к власти через революцию. Она резко ворвалась в жизнь простого народа.

Создание нового человека, которое произошло в произведении, перекликается с созданием нового слоя населения — пролетариата.

Булгаков предупреждает, что наделение огромной властью необразованно народа — ни к чему хорошему не приведет. Подобно Шарикову, такие люди будет вести себя нагло, дерзко. Только эволюционной, постепенный процесс может сделать из необразованного народа достойных членов общества, но никак не революция, не операция — как в книге.

Прежде всего в глобальном плане, эта повесть заставляет нас задуматься о том, что каким бы могучим не стал человек с помощью науки, он не может исправить то, что было сделано природой. А попытки насильственного исправления, влияния на природу приводят как правило к весьма плачевным результатам. Так и в этой повести профессор смог превратить собаку в человека, но сделать из собачьего сердца человеческое не сумел. Это конечно более чем абстракция, и возможно Булгаков не задумывал свою повесть так глубоко, чтобы показать конфликт человека и природы, каким мы его видим сейчас, но тем не менее эта тема ясно прозвучала в его произведении. С другой стороны эта повесть заставляет нас подумать о том, что же на самом деле такое человек. Ведь Булгаков ясно дал понять, что человек — это не просто тело с головой и умением выражать свои мысли. Человек это нечто большее, это существо которое способно не только совершать, но и отвечать за свои поступки. Существо, которое должно научиться жить в обществе и соблюдать этические законы принятые в этом обществе. То есть важно быть человеком не только снаружи, но и внутри. И еще эта повесть заставляет подумать о том, что такое душа и что душа дается нам богом, и никакие ухищрения науки не могут ее заменить.

Сочинение О чем нас заставляет задуматься повесть А.С. Пушкина «Дубровский»?

Повесть «Дубровский» (1832) – одно из лучших произведений А. С. Пушкина. Герои этого произведения — Владимир Дубровский, Маша Троекурова, Кирилла Петрович Троекуров – сильные и незаурядные личности. Но разница между ними в том, что Дубровский и Маша — натуры благородные и чистые. Троекуров же – самодур, в котором до предела развито чувство превосходства и вседозволенности.
Я думаю, повесть «Дубровский», прежде всего, заставляет нас задуматься о проблеме человеческого достоинства. Все герои произведения сталкиваются с вопросом защиты человеческой чести. Прежде всего, это касается семьи Дубровских. Ее Троекуров не только лишил родового поместья, но и покусился на дворянскую честь, достоинство своих соседей.
Мы видим, что Андрей Гаврилович Дубровский не выдержал такого унижения и умер, немного не дожив до полной потери Кистеневки. Поэтому отстаивать человеческую и фамильную честь пришлось Дубровскому-младшему. Не найдя защиты закона, который был куплен Троекуровым, Владимиру пришлось стать «благородным разбойником». Вместе с преданными крепостными он ушел в леса «вершить свой суд».
Но чистая и искренняя натура этого героя не позволила ему стать настоящим головорезом – жестоким и беспощадным. Во всей округе стало известно, что главарь разбойничьей банды справедлив и часто бывает милосерден. Кроме того, он не трогает владения самого богатого помещика в округе – Троекурова.
Как оказалось, Дубровский полюбил дочь Кириллы Петровича, Машу, и простил ради нее своего кровного врага. Маша тоже полюбила Владимира. Но эти герои не смогли быть вместе – Кирила Петрович насильно выдал свою дочь замуж за старого графа Верейского. Дубровский же не успел спасти свою возлюбленную от брака с нелюбимым человеком.
Таким финалом, как мне кажется, Пушкин заставляет нас задуматься о том, что человек в России беззащитен перед злом и несправедливостью. Его не может защитить ни закон, ни общество. Он может рассчитывать лишь на свои собственные силы.
Однако всегда, в любой ситуации, нужно помнить о своей чести, о законах нравственности, которые превыше всего. Только следуя им, можно выйти победителем из самого страшного испытания. Именно этому и учит нас повесть Пушкина «Дубровский». .

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

О чем нас заставляет задуматься повесть А

Повесть «Дубровский» (1832) – одно из лучших произведений А.С. Пушкина. Герои этого произведения — Владимир Дубровский, Маша Троекурова, Кирилла Петрович Троекуров – сильные и незаурядные личности. Но разница между ними в том, что Дубровский и Маша — натуры благородные и чистые. Троекуров же – самодур, в котором до предела развито чувство превосходства и вседозволенности.
Я думаю, повесть «Дубровский», прежде всего, заставляет нас задуматься о проблеме человеческого достоинства. Все герои произведения сталкиваются с вопросом защиты человеческой чести. Прежде всего, это касается семьи Дубровских. Ее Троекуров не только лишил родового поместья, но и покусился на дворянскую честь, достоинство своих соседей.
Мы видим, что Андрей Гаврилович Дубровский не выдержал такого унижения и умер, немного не дожив до полной потери Кистеневки. Поэтому отстаивать человеческую и фамильную честь пришлось Дубровскому-младшему. Не найдя защиты закона, который был куплен Троекуровым, Владимиру пришлось стать «благородным разбойником». Вместе с преданными крепостными он ушел в леса «вершить свой суд».
Но чистая и искренняя натура этого героя не позволила ему стать настоящим головорезом – жестоким и беспощадным. Во всей округе стало известно, что главарь разбойничьей банды справедлив и часто бывает милосерден. Кроме того, он не трогает владения самого богатого помещика в округе – Троекурова.
Как оказалось, Дубровский полюбил дочь Кириллы Петровича, Машу, и простил ради нее своего кровного врага. Маша тоже полюбила Владимира. Но эти герои не смогли быть вместе – Кирила Петрович насильно выдал свою дочь замуж за старого графа Верейского. Дубровский же не успел спасти свою возлюбленную от брака с нелюбимым человеком.
Таким финалом, как мне кажется, Пушкин заставляет нас задуматься о том, что человек в России беззащитен перед злом и несправедливостью. Его не может защитить ни закон, ни общество. Он может рассчитывать лишь на свои собственные силы.
Однако всегда, в любой ситуации, нужно помнить о своей чести, о законах нравственности, которые превыше всего. Только следуя им, можно выйти победителем из самого страшного испытания. Именно этому и учит нас повесть Пушкина «Дубровский».

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Дубровский / О чем нас заставляет задуматься повесть А.С. Пушкина «Дубровский»?

Смотрите также по произведению «Дубровский»:

Творчество Пушкина в моей жизни

«Укажет будущий невежда На мой прославленный портрет И молвит: то-то был поэт!» А.С.Пушкин «Евгений Онегин»

Александр Сергеевич Пушкин – это имя понятно на любом языке. Весь мир благоговейно склоняет голову перед творчеством этого грандиозного человека. Пушкина в каждом доме нашей необъятной страны исповедуют как национальную святыню. Произнесите его имя в кругу друзей, знакомых или даже незнакомых людей и вы увидите, как потеплеют их глаза.
В них загорится огонёк любви, теплоты и уважения к великому поэту. Пушкин жил втрое быстрее, чем все мы живём. Он прошёл такой огромный коридор жизненного пространства и столько всего накопил, что иному человеку хватило бы на несколько жизней. За свой короткий век гениальный творец создал множество произведений во многих литературных жанрах – поэзия, проза (рассказы, повести, романы), драматургия, и во всех он был непревзойденным мастером. Такое разнообразие может вызвать только искреннее восхищение. Из-под пера великого русского художника слова рождались величайшие произведения, ставшие настоящим золотом мировой литературы. По пушкинским творениям ставились спектакли, кинематографисты были счастливы снимать фильмы по сюжетам его произведений, для детишек делались мультфильмы. Александр Сергеевич открыл всему миру красоту и могучую силу русского слова. Как известно, творчество Пушкина весьма существенно представлено в русской музыке. К его произведениям обращались такие композиторы как Глинка, Мусоргский, Римский-Корсаков, Чайковский. Оперы «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» по праву считаются шедеврами мировой оперной сцены. Пушкин давно и прочно вошёл в жизнь и сердца людей всех возрастов и народов.
Моё первое знакомство с поэтом состоялось ещё в раннем детстве, когда мама прочитала мне первую книжку. В моё сознание, как волшебное заклинание вошло: « У лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том…», я чистосердечно восхищался храбростью и смекалкой царя Гвидона, от всей души сочувствовал молодой царевне из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях», искренне сопереживал бедному старику из «Сказки о рыбаке и рыбке», которого третировала злобная старуха. Хоть в жизни не всегда бывает счастливый конец, не всегда добро побеждает зло, но сказки тем и хороши, что в них добро побеждает зло, почти всегда — счастливое окончание. Сказочный мир Пушкина яркий, колоритный. Герои пушкинских сказок тронули мою чистую душу, став моими друзьями, они учили меня добру, состраданию, честности, справедливости. Именно по его сказкам я научился читать и с тех пор творения поэта стали неотъемлемой частью моей жизни. Я взрослел, и у меня появлялись новые любимые герои: я присоединился к союзу «друзей Людмилы и Руслана», став добрым «приятелем» Онегина. И вот уже, меня пронзает непреходящая точность строк:
Я знаю: век уж мой измерен,
Но чтоб продлилась жизнь моя,
Я утром должен быть уверен,
Что с вами днём увижусь я…
Для меня каждое произведение Пушкина – это небольшая энциклопедия. Например, рассказ «Выстрел». Это целая сокровищница старинных слов, военных терминов, а также мыслей, над которыми мне раньше не приходилось задумываться. Автор показал нам, что человек может стать выше жажды мести, может простить даже самую тяжёлую обиду. Читая «Выстрел», понимаешь, что жажда первенства не должна превращаться в страсть, и мы не должны ради неё вредить другим людям. «Дубровский» учит нас благородству, честности, чувству долга. «Капитанская дочка» предлагает поразмышлять над историческими событиями, оценить бессмысленность и беспощадность русского бунта, помыслить о главных человеческих качествах. Удивительный язык «Евгения Онегина», лирические отступления, созданный типичный образ дворянства девятнадцатого века позволяют лучше понять внутренний мир поэта. В произведениях Александра Сергеевича Пушкина, передо мной всё оживает — слова, звуки, образы. Народному языку Пушкин с детства учился у своей няни Арины Родионовны. «Подруга дней моих суровых» называл её поэт. Простая крепостная женщина стала его самым близким другом. Она приобщила его к устному народному творчеству, пробудила в нем интерес к песням и сказкам родного народа. И вот, читая стихотворение «Няне», передо мной предстаёт такая картина: зимний вечер, ветхий домик, Арина Родионовна, как и в детстве, рассказывает поэту сказки, и сказочный мир расцветает передо мной: золотая рыбка, царевна Лебедь, Черномор и морские богатыри, золотой петушок и затейница–белка. И как-то спокойно и радостно становится на душе.
Именно Пушкин научил меня любить родную природу, замечательны его стихи о ней.
В стихотворениях мастерски описаны все четыре времени года. Поэт открыл для меня родную землю в её неповторимой красоте. Он с такой нежностью и любовью передал все краски природы, что невозможно не проникнуться ощущением красоты. Приходит золотая осень, и я мысленно повторяю:
Унылая пора! Очей очарование!
Приятна мне твоя прощальная краса…
Моя любимая пора – зима, наверное, потому что я родился в студеном январе. И мне ближе пушкинские строки о зиме:
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит…
И речка подо льдом блестит.
Когда читаешь эти незабываемые строчки, хочется самому почувствовать на ладонях приятную свежесть молодого снега, со свистом промчаться по горному склону на борде. Разве можно сказать ещё точнее, ещё прекраснее?!
Пушкинские строки всегда рядом. Его творчество возникает передо мной в самых разных жизненных ситуациях. Когда на душе тяжесть и обида я просто беру в руки томик сочинений гениального автора, и сразу становится легче:
Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.
Когда моё сердце поёт от любви, я снова беру в руки заветный томик и вместе с поэтом переживаю:
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты…
или
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединённый,
Печальным снегом занесённый,
Твой колокольчик огласил…
или
Глазами следовать за ней и в тишине
Благословлять её на радость и на счастье,
И сердцем ей желать всё благо жизни сей,
Весёлый мир души, беспечные досуги…
Каким душевным теплом согреты эти строки!
Первой клятвой верности Родине я вслед за Пушкиным повторяю бессмертные слова:
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Я становлюсь взрослее, и мне открываются в творчестве Пушкина такие глубины, такие красоты, о которых раньше и не подозревал, снова и снова я нахожу что-то новое и неведомое. Произведения Пушкина учат меня понимать жизнь и друг друга. Пушкин помогает мне не утратить понятия чести и достоинства, сострадания к ближнему. Уже наступил двадцать первый век – век Интернета и электронных технологий, но я по-прежнему продолжаю любить творчество Александра Сергеевича Пушкина – «Солнца русской поэзии»!
Я горд и счастлив, что этот великий человек мой соотечественник, что я дышу тем же воздухом, что и он, вижу те же небо и звёзды, любуюсь теми же красками природы, что и он.
Нам сегодня нужна новая эпоха Возрождения, возрождения духовных ценностей. Чтобы мы жили сообразно натуре нашей национальной и по законам, данным Богом, природой, самой землёй, жизнью, в которой естественно присутствие Пушкина – чтобы мы жили русскими. Пушкин показывает нам путь к этому, ведь он величайший поэт, а настоящий поэт, как никто другой, может раскрыть тайну человеческого сердца и указать людям путь добра и света. Каждый из нас сам решает, идти по этому пути или нет. Одно очевидно для меня сегодня: там, где Пушкин отсутствует, – там исчезает всё, что мы зовём русским. И тогда эти люди начинают задыхаться, озлобляться и проклинать свою жизнь, становящуюся пустой, пошлой и бессмысленной. Люди, живущие без Пушкина, могут быть кем угодно – только не русскими людьми.
Я думаю, что меня еще ждет много открытий на пути знакомства с творчеством этого гениального поэта. Жизнь Пушкина и его произведения останутся в моей памяти навсегда.
Благодаря произведениям Пушкина я научился мечтать и фантазировать, замечать красоты родной земли, писать стихи. Может быть, благодаря творчеству Пушкина родились и эти строки:
Вам, книги, спасибо – меня вы растили,
Во все времена со мною вы были.
Вы, даже, отчасти меня воспитали
Во взрослую жизнь мы вместе вступали.
Лишь стоить взять в руки мудрую книгу,
И день мой становится равным мигу.
Истории будто меня обнимают,
Знакомые лица повсюду встречают.
Герои из книжек вдруг оживают,
Меня за собою они увлекают.
Я с ними легко борозжу океаны
И открываю разные страны,
Спасаю друзей, убиваю драконов,
Иль выступаю на страже законов
Влюбляюсь, страдаю и тщетно мечусь,
С героями книги я жизни учусь.
Век целый прожить я могу лишь за вечер.
Хорошая книга морально излечит
И вытащит разум с подвала на крышу,
За повесть одну я душевно стал выше.
А память моя состоит из фрагментов,
В моей голове целый мир из моментов:
Истории, песни, символы, фразы
Не только жизни моей, но и рассказов.

Чему научил меня «Гранатовый браслет» Куприна Сочинения по русской литературе — 2 страница

е столь благородно, пытаясь злоупотребить своим положением. Понимая, что Желтков, этот далекий, чужой человек, закончит трагически свою жизнь, они не смогут в этот вечер быть счастливыми. Случайно узнав из газеты о смерти Желткова, княгиня решается впервые увидеть его, чтоб попрощаться с ним, и предупреждает об этом мужа. Поражает ответ князя Шеина, что он и сам бы пошел с нею, если б все не испортил его вчерашний визит. И эта специально взятая из сада красная роза — первый и последний подарок неразделенной любви покойному, и поцелуй — все это говорит о большой, по-настоящему доброй и благородной душе, что была достойна такого высокого чувства.

Символично, что Желтков надеялся на это понимание, на этот ответ души! «Если придет и захочет меня увидеть дама, скажите ей, что у Бетховена самое лучшее произведение…». Значит, он верил в нее и не ошибся.

Значит, недаром же звенело в его душе вечное и светлое, как неугасимая лампада: «Да святится имя Твое!» Поэтому и очищает он музыкой, песней своего сердца душу любимой, снимая с нее невольную вину.

Я где-то слышала, что «Гранатовый браслет» может служить эталоном настоящего гуманизма, чуткости, величия души человеческой. Наверное, каждый человек, прикоснувшись к этой книге, становится хоть чуточку лучше. .

Чему научил меня пушкин сочинение

Наверное, каждый, кто прочитал эту повесть А. И. Куприна, не остался равнодушным и, конечно, скажет, что эта книга про любовь. Большую любовь. Трагическую любовь. «Сильную, как смерть, любовь». Но про любовь можно читать с увлечением, говорить с уважением, смотреть, как на что-то чудесное и неповторимое, а научиться ей, как математике, наверное, нельзя. Это — за пределами сознания, разума, расчета.

Повесть А. И. Куприна «Гранатовый браслет» учит большему — как сберечь человеческое уважение и доверие, как быть внимательным не только к собственным желаниям и собственной боли, как понимать не только «своих», но и «чужих», как уметь прощать. Поражают и сразу же становятся достойными большого уважения отношения в семье Шеиных: юношеская горячая любовь прошла, а дружба, настоящее понимание и помощь друг другу только окрепли с годами и будут поддерживать тепло домашнего очага еще долго. Тут оберегают мужа от лишних трат, а жену — от азартных увлечений, тут дарят чудесные подарки и приглашают в гости только близких, тут понятие семейной чести не превращают во чтото абстрактное, а прежде всего — доверяют друг другу. Каждый раз отказываясь от знаков внимания неудачливого поклонника, княгиня Вера не хочет, чтобы гости смеялись над ним, и просит мужа прекратить шутливый рассказ.

Возвращая подарок, князь Шеин говорит с мелким чиновником Желтковым с уважением, потому что ощущает силу его любви и его боль. Более того, он ни на минуту не сомневается в собственной жене и позволяет Желткову последний телефонный разговор, передает Вере Николаевне их встречу в подробностях. Мало того, он сдерживает шурина, который ведет себя не столь благородно, пытаясь злоупотребить своим положением. Понимая, что Желтков, этот далекий, чужой человек, закончит трагически свою жизнь, они не смогут в этот вечер быть счастливыми. Случайно узнав из газеты о смерти Желткова, княгиня решается впервые увидеть его, чтоб попрощаться с ним, и предупреждает об этом мужа. Поражает ответ князя Шеина, что он и сам бы пошел с нею, если б все не испортил его вчерашний визит. И эта специально взятая из сада красная роза — первый и последний подарок неразделенной любви покойному, и поцелуй — все это говорит о большой, по-настоящему доброй и благородной душе, что была достойна такого высокого чувства.

Символично, что Желтков надеялся на это понимание, на этот ответ души! «Если придет и захочет меня увидеть дама, скажите ей, что у Бетховена самое лучшее произведение…». Значит, он верил в нее и не ошибся. Значит, недаром же звенело в его душе вечное и светлое, как неугасимая лампада: «Да святится имя Твое!» Поэтому и очищает он музыкой, песней своего сердца душу любимой, снимая с нее невольную вину.

Я где-то слышала, что «Гранатовый браслет» может служить эталоном настоящего гуманизма, чуткости, величия души человеческой. Наверное, каждый человек, прикоснувшись к этой книге, становится хоть чуточку лучше.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

О чем нас заставляет задуматься повесть А

Повесть «Дубровский» (1832) – одно из лучших произведений А.С. Пушкина. Герои этого произведения — Владимир Дубровский, Маша Троекурова, Кирилла Петрович Троекуров – сильные и незаурядные личности. Но разница между ними в том, что Дубровский и Маша — натуры благородные и чистые. Троекуров же – самодур, в котором до предела развито чувство превосходства и вседозволенности.
Я думаю, повесть «Дубровский», прежде всего, заставляет нас задуматься о проблеме человеческого достоинства. Все герои произведения сталкиваются с вопросом защиты человеческой чести. Прежде всего, это касается семьи Дубровских. Ее Троекуров не только лишил родового поместья, но и покусился на дворянскую честь, достоинство своих соседей.
Мы видим, что Андрей Гаврилович Дубровский не выдержал такого унижения и умер, немного не дожив до полной потери Кистеневки. Поэтому отстаивать человеческую и фамильную честь пришлось Дубровскому-младшему. Не найдя защиты закона, который был куплен Троекуровым, Владимиру пришлось стать «благородным разбойником». Вместе с преданными крепостными он ушел в леса «вершить свой суд».
Но чистая и искренняя натура этого героя не позволила ему стать настоящим головорезом – жестоким и беспощадным. Во всей округе стало известно, что главарь разбойничьей банды справедлив и часто бывает милосерден. Кроме того, он не трогает владения самого богатого помещика в округе – Троекурова.
Как оказалось, Дубровский полюбил дочь Кириллы Петровича, Машу, и простил ради нее своего кровного врага. Маша тоже полюбила Владимира. Но эти герои не смогли быть вместе – Кирила Петрович насильно выдал свою дочь замуж за старого графа Верейского. Дубровский же не успел спасти свою возлюбленную от брака с нелюбимым человеком.
Таким финалом, как мне кажется, Пушкин заставляет нас задуматься о том, что человек в России беззащитен перед злом и несправедливостью. Его не может защитить ни закон, ни общество. Он может рассчитывать лишь на свои собственные силы.
Однако всегда, в любой ситуации, нужно помнить о своей чести, о законах нравственности, которые превыше всего. Только следуя им, можно выйти победителем из самого страшного испытания. Именно этому и учит нас повесть Пушкина «Дубровский».

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Дубровский / О чем нас заставляет задуматься повесть А.С. Пушкина «Дубровский»?

Смотрите также по произведению «Дубровский»:

«Дубровский», анализ романа Александра Пушкина

В начале XIX века в ходу были авантюрно-приключенческие романы. Отдал дань моде и Александр Пушкин. В 1832 году друг поэта Павел Нащокин рассказал историю о помещике по фамилии Островский, у которого предвзятый суд отобрал поместье. Потерпевший организовал своих крестьян и начал вместе с ними заниматься грабежом. Этот сюжет из жизни заинтересовал Пушкина. Вскоре поэт написал два первых тома романа о благородном разбойнике.

Но произведение осталось незаконченным и даже не имело названия. Оно было опубликовано уже после смерти Пушкина в 1841 году. Издатель назвал роман по фамилии главного героя – «Дубровский».

Основная идея произведения – защита человеческого достоинства. Из-за личного оскорбления вспыхивает вражда между семьями Троекуровых и Дубровских. Не выдерживает неравной борьбы за дворянскую честь Андрей Гаврилович Дубровский. Он сходит с ума, а затем умирает. Тогда бороться за фамильное достояние начинает его сын Владимир. Он не намерен отдавать родовое гнездо врагу и предпочитает сжечь дом, в котором родился.

Даже ступив на путь разбойника, молодой Дубровский остается человеком чести. Он милосерден и справедлив, не притесняет бедных. Урок соблюдения долга преподает нам и Маша Троекурова, которая отказывается бросить нелюбимого мужа, оставаясь верной клятве перед алтарем.

В романе Пушкин поднимает очень важный вопрос семейного бесправия. Маша, как многие девушки того времени, не могла в полной мере распоряжаться своей судьбой. За нее все решал деспотичный отец, не обращая внимания на отчаянные мольбы и слезы дочери. Князь Верейский и вовсе видел в своей невесте лишь богатую и красивую девушку.

Романтический сюжет произведения, как часто бывает у Пушкина, является лишь внешней оболочкой, под которой скрывается содержание. В таких романах зло традиционно должно быть наказано, а добро непременно торжествует. Но в «Дубровском» добро всегда проигрывает. Оскорбленная честь Дубровских осталась неотомщенной, Кистеневка отошла к Троекурову, Маша вышла замуж за князя, Владимир вынужден бежать за границу.

«Дубровский» – роман социальный. Главная его мысль: законы в России ничего не значат перед богатством и связями. Все, кроме Дубровского, пресмыкаются перед Троекуровым и прощают ему любые унижения. Даже государственные чиновники – «на побегушках» у помещика. Благородным людям в таком обществе места нет.

Затрагивается в романе и тема народного бунта. Но крестьяне Кистеневки поднимаются против власти Троекурова не ради справедливости или патриархальной привязанности к «своему» барину. «Достанутся чужие, так он с них не только шкурку, да и мясо-то отдерет», – выражает причину недовольства кучер Антон. Крестьяне беспокоятся о собственном благополучии, поэтому их бунт не наполнен еще идейным содержанием. Это – не протест против крепостного права, а попытка обезопасить себя от деспота.

Ярко и детально изображена в романе жизнь поместного дворянства. Троекуров и Дубровский представляют два разных типа этого сословия. Кирила Петрович – крупный помещик, который держит в страхе всю округу. Он чувствует себя господином не только над своими крепостными, но и над соседями. Любого человека, стоящего ниже по социальной лестнице, Троекуров презирает. Он помыкает губернскими чиновниками, как своими слугами, насмерть засек двух учителей. Кирила Петрович любит, чтобы в доме было много людей. Но гости служат ему больше для увеселения. Троекурову в удовольствие унижать их, грубо и даже жестоко подшучивать.

Самомнение этого необразованного и избалованного барина не знает границ. Он верит, что Дубровский не нападает на его владения исключительно из-за страха перед могуществом Троекурова. Абсолютная безнаказанность, мстительность и властолюбие затмевают у помещика редкие проблески благородства и угрызения совести.

Противник Троекурова Андрей Гаврилович Дубровский – честный, решительный и благородный дворянин, но иногда бывает вспыльчив, завистлив, упрям. Как и Троекуров, он склонен к самоуправству и предпочитает самосуд, а к закону относится пренебрежительно. Дубровский старший требует выдать для наказания псаря Парамошку, сам расправляется с троекуровскими мужиками, которые воровали у него лес. Пушкин наглядно показывает в романе, что даже лучшие представители дворянства ставят свое барское своеволие выше морали и права.

Конфликт старшего поколения разрушает судьбы детей. Владимир Дубровский из блестящего офицера превращается в бездомного изгоя. Пушкин представляет нам своего героя в разных ролях: любящий сын, который искренне переживает смерть отца, отчаявшийся мститель, отважный и хладнокровный француз-гувернер, атаман лихих разбойников, пылкий влюбленный.

Дубровский – жертва насилия и его орудие. Владимир не стремился стать разбойником, жить вне закона. Сначала он хотел найти управу на Троекурова «в верхах». Не собирался он убивать и судейских. Это кузнец Архип своим жестоким поступком поставил Дубровского в безвыходное положение. Владимир стал преступником лишь тогда, когда законный путь решения проблемы был для него закрыт.

Любовь к Маше в благородном сердце Дубровского побеждает чувство мести. Он прощает Троекурова, поскольку дом, где обитает его дочь, становится священным. Невольные преступления тяготят душу и совесть молодого человека, а все попытки стать благородным и честным заканчиваются провалом.

Любовь только усиливает страдания Владимира. Он прекрасно понимает, что быть женой убийцы и грабителя – жестокий выбор. Поэтому Дубровский не предлагает Маше бежать с ним. Он готов дать ей свободу от деспота отца и ненавистного жениха, когда другого выхода уже не будет. Владимир мечтает о семейном счастье с любимой, но может пожертвовать им ради спокойствия девушки. Он без возражений принимает выбор Маши.

Любит ли Маша Дубровского? Юная девушка скорее видит в нем отважного героя. Ее привлекает ореол таинственности и романтики, окружающий имя молодого разбойника, льстит его восторженное поклонение. Но любовь ли это? Героиня Пушкина сама отвечает на вопрос: «лучше умереть, лучше в монастырь, лучше пойду за Дубровского».

Критики по-разному восприняли роман. Одни усмотрели в нем много слабых сторон, другие признавали высокие художественные достоинства. «Это одно из величайших созданий гения Пушкина», — писал о романе Белинский. Долгое время произведение входило в школьную программу, было много раз экранизировано. По роману «Дубровский» создана одноименная опера.

Это свободная энциклопедия школьных сочинений. Наша цель – ОБЛЕГЧИТЬ написание сочинений по русской литературе. Мы производим обмен РЕАЛЬНЫМИ сочинениями школьников с 5 по 11 классы. Узнать как происходит ОБМЕН вы можете ЗДЕСЬ

  • Автор: А. С. Пушкин
  • Произведение: Дубровский
  • Это сочинение списано 113 831 раз

Неоднозначная и даже несколько скандальная повесть «Дубровский» была написана А. С. Пушкиным в 1833 году. К тому времени автор уже успел повзрослеть, пожить в светском обществе, разочароваться им и существующими государственными порядками. Многие его произведения, к тому времени относящиеся, находились под цензурным запретом.

И вот Пушкин пишет о некоем «Дубровском», молодом, но уже бывалом, разочарованном, но не сломленном житейскими «бурями», человеке 23-х лет. Пересказывать сюжет нет смыла — его читал и знает наизусть каждый. Главный вопрос: «разбойник» ли Владимир Дубровский. Вопрос № 2: «может ли «разбойник» быть «благородным»?

Возьмем историю, лежащую на поверхности, с которой пушкинская повесть в известном смысле перекликается — о Робине Гуде. Известнейший персонаж англоязычного фольклора, якобы реально существовавший человек либо собирательный образ, символизирующий извечную тягу простого люда, угнетаемого и обираемого нещадно, к «защитнику» и «благодетелю». Чтобы отнимал у богачей, на чужом горе-несчастье жиреющих, и раздавал «по потребности».

Здесь, в тексте «Дубровского», в нескольких местах упоминаются мифические «ограбления» не бедствующих господ. А также — «выпускание на свободу» бедного сына после «прочтения письма его матери». Явные ассоциации, по-моему.

Хотелось бы сказать, что, по личному моему убеждению, «разбойник» благородным быть не может. Как и мошенник,бандит, насильник или убийца. Все они по определению не могут быть ни «благородными», ни добрыми, ни честными, ни справедливыми. Отнимая — не наведешь мира и гармонии. Возможно, исключением является Юрий Деточкин из чудесной комедии Э. Рязанова «Берегись автомобиля». Ведь он тщательнейшим образом проверял данные о владельцах машин, нажитых нечестным путем… Но это, конечно, герой комедийный, до абсурда доведенный.

Итак, поскольку разбойники не бывают благородными, а Дубровский, несомненно, благороден, стало быть, он — вовсе не разбойник. Но тогда — кто же он? Ведь был поджог, в котором погорели приказчики. Отпущены на свободу слуги и работники. Совершены налеты, набеги и ограбления (доказательства которых, впрочем, довольно сомнительны). Для чего все это потомственному дворянину, господину рафинированному и столичному, достойных манер и чистых кровей?

Мне кажется, все это было сделано для того, чтобы запугать и впечатлить сытых и довольных собой помещиков, начиная от Троекурова и заканчивая последним соседом, чью фамилию автор не удостоился указать. Показать всем им (а заодно и нам, читателям, и цензурным органам, да и самому государю российскому, пожалуй), что и честного человека до преступления довести можно. Что дворянская беднота не будет до скончания веков несправедливость государственную терпеть. А также (вот и до главного добрались) — сам народ многомиллионный. Притеснения должны иметь предел. Иначе и крестьяне взбунтуются, все пережгут-переломают и в лес разбойничать отправятся. Как в воду глядел Александр Сергеевич…

Викторина по произведениям А.С. Пушкина «Капитанская дочка», «Дубровский», «Пиковая дама» для учащихся 8-х классов

Викторина по литературе проводится по типу телевизионной игры “Умницы и умники”. Она способствует формированию у учащихся внимательного отношения к детали в художественном произведении, к её роли и идейно-образной структуре. Викторину можно провести на обобщающем занятии по творчеству А.С. Пушкина, можно в форме диагностического контроля перед непосредственным изучением произведений А.С. Пушкина.

Правила игры: викторина состоит из трёх этапов, в ходе которых из 9 участников в финал выйдут трое. Финальное состязание определит победителя.

За каждый правильный ответ участнику игры даётся визитка. В случае если участник затруднится дать ответ или даст неверный ответ, ведущий обращается к зрителям. Для зрителей, набравших большее количество визиток, можно организовать, по желанию учителя, дополнительный этап.

Перед участниками стоит задача определить дорожку, по которой они начнут состязание. Право выбора первому предоставляется участнику, лучше других справившемуся с заданием.

У первой группы самый короткий путь к победе, участник игры должен ответить лишь на два вопроса, но участник, выбравший короткий путь не имеет права на ошибку.

Участника второй группы ожидают три вопроса, для него допустима одна неточность в ответе.

Участникам третьей группы задаётся четыре вопроса, но они могут ошибиться дважды.

Состязание судит жюри.

Вопросы и задания составлены по книге: А.С. Пушкин. Сочинения в трёх томах. Том третий. Проза. Москва “художественная литература”, 1987.

Первый этап.

Вопросы для розыгрыша группы учащихся.

1. Вспомните название произведения А.С. Пушкина, после выхода которого другой прославленный поэт сделал надпись на своём портрете: “Победителю-ученику от побеждённого учителя: в тот высокоторжественный день, в который он окончил свою поэму… 1820 марта 26, великая пятница”. (“Руслан и Людмила”, В.А. Жуковский).

2. Назовите художественные произведения Пушкина, в основу которых легли реальные исторические события. (“Капитанская дочка”, “Полтава”, “Арап Петра Великого”).

3. Вспомните фамилию вымышленного автора нескольких повестей писателя, назовите их. (Иван Петрович Белкин: “Выстрел”, “Метель”, “Гробовщик”, “Станционный смотритель”, “Барышня-крестьянка”).

Третья группа.

Вопросы и задания.

— Согласно описанию, Вы человек “наружности замечательной: лет сорока от роду, росту среднего, худощав и широкоплеч”. Лицо Ваше “имело выражение довольно приятное, но плутовское”. Вы себя узнали? Представьтесь. (Вожатый, Е. Пугачёв, “Капитанская дочка”; гл. II, с. 240).

1. — Уважаемый атаман, о чём извещали Вы жителей Белогорской крепости в воззвании, писанном полуграмотным казаком? (О намерении идти на крепость, приглашал казаков и солдат в свою “шайку”, командиров “увещевал не сопротивляться”, угрожая казнью в противном случае; гл. VI, с.265).

2. — Вспомните, уважаемый, как нелестно отвечал Вам комендант на Ваш вопрос: “Как ты смел противиться мне, своему государю?” (“Ты мне не государь, ты вор и самозванец!”; гл. VII, с. 272).

3. — Почему Вы отпустили Петра Гринёва в Оренбург, хотя он не был добр с Вами? (Он поразил меня своей искренностью; гл.VIII, c 279).

4. — Напомните нам сказку старой калмычки. С какой целью Вы рассказали её спутнику? (Гл. XI, с. 289).

Вторая группа.

— Согласно авторскому замечанию, Вы женщина немолодая, но “прехрабрая дама”. О таких говорят, “неробкого десятка”. Вы узнали себя? (Василиса Егоровна).

1. — Потрудитесь вспомнить, за каким занятием застал Вас Петр Андреевич Гринёв во время приезда в крепость? (Разматывала нитки , которые держал “кривой старичок в офицерском мундире”; гл. III, с 244).

2. — Как Вы определили приданое дочери? (“Частый гребень, да веник, да алтын денег, с чем в баню сходить”; гл.III, с 247).

3. — Каким образом Иван Кузьмич выпроводил Вас с Машей к попадье? (Он сказал, “будто бы отец Герасим получил из Оренбурга какие-то чудные известия, которые содержит в великой тайне”; гл. VI, с. 262).

Первая группа.

— Вы персона лет сорока, обладательница “приятного голоса, но властного”. Лицо Ваше “полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и лёгкая улыбка имели прелесть неизъяснимую”. Назовите себя. (Императрица Екатерина; гл. XIV, с. 315).

1. – Ваше превосходительство, напомните нам, какой породы Ваша любимая собачка? (Белая собачка английской породы; гл.XIV, с. 315).

2. – В беседе с Марьей Ивановной вы сказали: “Я рада, что смогла сдержать своё слово и исполнить вашу просьбу”. Объясните, пожалуйста, в чём заключалась просьба девицы Мироновой, и как Вы её исполнили? (Гл. XIV, с 316).

Второй этап.

Задание для розыгрыша дорожек.

Назовите известные Вам русские города, связанные с жизнью и творчеством А.С. Пушкина.

Третья группа.

— Вы молодой человек, воспитывающийся в Кадетском корпусе, служили корнетом в гвардии, волей судьбы вынуждены вернуться в имение отца, где Вас ждали преобразования. Назовите себя. (Владимир Дубровский).

1. – Уважаемый Владимир Андреевич, сколько Вам лет? (19 лет; на 8 году отправлен в Петербург, 12 лет не был на родине; гл. III, с 137, 139).

2. – Назовите отличительные черты атамана Дубровского. (“Славился умом, отважностью и каким-то великодушием”; гл.VII, с.150).

3. — Каковы были Ваши тайные намерения на посещение дома Троекуровых? (Месть – цель приезда дом Троекуровых; любовь к Маше Троекуровой;, гл.XII, с 169; “Первый мой кровавый подвиг должен был свершиться над ним, но любовь к Маше изменила цель приезда”.

4. – Что увидел охваченный глубоким горем молодой Дубровский, приближаясь к дому после похорон отца? (“Навстречу Дубровскому попался поп со своим причётом. Мысль о несчастливом предзнаменовании пришла ему в голову. Приближаясь, увидел он множество народа; крестьяне и дворовые люди толпились на барском дворе. Издали услышал Владимир необыкновенный шум и говор. Суд приехал”; гл. V, с. 144).

Вторая группа.

— Вы старинный русский барин, владелец дома, всегда “полного гостями”, человек малообразованный, избалованный своим окружением, большой волокита за девушками. “Его богатства, знатный род и связи давали ему большой вес в губернии. Губернские чиновники трепетали при его имени”. Однако Вы не занимали никакой общественной должности. (Кирилла Петрович Троекуров; гл. I, с.125).

1. — Зачем Вам, любезный Кирилла Петрович, огромное количество собак (более 500 гончих и борзых)? (Кирилла Петрович гордился сим прекрасным заведением и никогда не упускал случая похвастаться оным перед своими гостями, из коих каждый осматривал его по крайней мере в двадцатый раз”; гл.I, с. 127).

2. — Каковы были благородные увеселения русского барина Троекурова? (Новичка вталкивали в комнату, где привязывали проголодавшегося медведя, который был безопасен только в одном углу комнаты; гл. VIII, с. 153).

3. — Чем Вы, уважаемый Кирилла Петрович, наводили “страх на губернию”? (Троекуров не раз совершал “набеги”, разорял дотла владения и “осаждал самого помещика в его усадьбе. Такие подвиги были ему не в диковинку”; гл.I, с.129).

Первая группа.

— Вы являетесь предметом внимания и интереса в своём кругу. Воспитывались Вы в аристократических предрассудках, редко появляетесь на обедах среди гостей, читаете сочинения французских писателей XVIII века. У Вас нет подруг, Вы привыкли к одиночеству и уединению. Кто Вы, милая барышня? (Мария Кирилловна Троекурова; гл. VIII, с. 151).

1. — Вам интересны музыкальные уроки господина Дефоржа. На каком музыкальном инструменте Вы себе аккомпанируете? (На фортепьяно; гл. XI, с. 166).

2. — Вспомните своё объяснение с отцом. Ваша душа разрывается от горя. Вы умоляете Кириллу Петровича не отдавать Вас замуж за нелюбимого. “Папенька, вам без меня будет грустно, ещё грустнее, когда…”. Продолжите фразу. (“…когда подумаете, что я несчастлива, папенька”; гл. XVI, с. 178).

Третий этап.

Задание для розыгрыша дорожек.

— Придумайте название газете, которая бы выходила в губернском городе, и напишите заметку о розыске молодого разбойника Владимира Дубровского.

Третья группа.

— Молодой человек, Вы инженер, небогаты. По замечанию автора, Вы “имели сильные страсти и огненное воображение, но твёрдость спасла Вас от обыкновенных заблуждений молодости”. Вас занимали карты, но Вы никогда не играли. Представьтесь. (Германн, “Пиковая дама”, гл. I, с. 189).

1. — Так почему же, уважаемый Германн, Вы любили карты, но “отроду не брали карты в руки”? (“Я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее”; гл. I, с 189).

2. — Германн, Вы писали письма Лизавете Ивановне вдохновлённые страстью и на языке “вам свойственном”. Какой же язык Вам был родственный? (Немецкий. Я сын обрусевшего немца; гл. II, с. 196).

3. — Знаете ли Вы, с кем сравнивал Вас Томский?. Назовите. (“У него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля”; гл. IV, с. 203).

4. — Какие три злодейства на Вашей совести? (Первое – Лизавета Ивановна, второе – старая княгиня, третье – я сам).

Вторая группа.

— По характеристике автора, Вы “ пренесчастное создание”, молодая девушка, вынужденная терпеть капризы избалованной княгини, её холодный эгоизм. Вы были “домашней мученицей”. Вы…? (Лизавета Ивановна, воспитанница старой княгини; гл. II, с. 194).

1. — Что заставило Вас откликнуться на любовь Германна? (“Она была самолюбива, живо чувствовала своё положение и глядела кругом себя, — с нетерпением ожидая избавителя”; гл.II, с. 195).

2. — Укажите, любезная Лизавета Ивановна, в чём причины Вашей трагедии? (Я была расчётлива).

3. — Как Вы думаете, успел ли полюбить Вас Германн? (Думаю, да. Об этом свидетельствует поцелуй; гл.IV, с. 205).

Первая группа.

— Вам, уважаемый князь, около пятидесяти, но “наружность ваша была приятна, замечательна”, некогда Вы блистали в свете и были любезны с женщинами. Вы богаты, но холосты и вынуждены скучать в деревне. Информация исчерпывающая, чтобы угадать имя Вашего персонажа. (Князь Верейский. “Дубровский”; гл. XIII, с. 171).

1. — вы долгое время жили за границей. Какой отпечаток это наложило на Ваш быт? (Мне нравились английские сады, дом построен “во вкусе английских замков. Перед домом расстилался густо-зелёный луг, на коем паслись швейцарские коровы… пространный парк окружал дом со всех сторон”; гл.XIII, с. 1730.

2. — Известно, что в имении Троекурова много примечательного, чем гордился хозяин. Но что же более всего поразило Вас? (Меня поразила красота Марьи Кирилловны; гл. XIII, с. 172).

Финал.

Вопросы и задания для розыгрыша дорожек.

1. — Назовите произведения Пушкина, где одну из главных героинь зовут Мария. (“Капитанская дочка”, “Метель”, “Дубровский”).

2. — Какую русскую народную песню Пушкин дважды использует в своих произведениях? (“Не шуми, мати, зелёная дубровушка…”: “Дубровский”, “Капитанская дочка”).

3. — Назовите общее название произведений Пушкина, Лермонтова, Толстого. (“Кавказский пленник”).

Третья группа.

— Вы сержант Семёновского полка, воспитывались дома под надзором дядьки, поэтому знали “русскую грамоту и могли судить (очень здраво) о свойствах борзого кобеля”. Служить же Вас отправили в яицкие степи. Представьтесь. (Пётр Андреевич Гринёв).

1. — Вы заявили: “Итак, все мои блестящие надежды рушились!” Что же Вы имели в виду? (Мысль о службе сливалась во мне с мыслями о свободе, об удовольствиях петербургской жизни. Я воображал себя офицером гвардии, что, по мнению моему, была верхом благополучия человеческого”; гл. I, с. 230-232).

2. — Над чем и почему, уважаемый сударь, Вы благодушно шутите и посмеиваетесь, вспоминая детские годы и жизнь в Белогорской крепости. (Воспитание заключалось в знании “свойств борзого кобеля”, кое-как читать по-французски и драться на шпагах; в крепости круг общения был заключён в семье коменданта Миронова, но Гринёв большего и не хотел).

3. — Что привлекло Вас в Пугачёве? (Я видел в нём не злодея и разбойника, а человека. Размах, поэтичность, великодушие, широта натуры поражало Гринёва).

4. — Пугачёв предложил Вам присягнуть на верность ему. Напомните, что Вы ответили ему. (“Я природный дворянин; я присягал государыне императрице и тебе служить не могу”; гл. VIII, с. 279).

Вторая группа.

— Вы “молодой офицер невысокого роста с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым”. Представьтесь. (Швабрин Алексей Иванович).

1. — Почему Вы, молодой человек, офицер, вынуждены проводить дни своей молодости в далёкой крепости? (За смертоубийство; гл. III, с. 244).

2. — Почему Марья Ивановна решила, что Вы зачинщик ссоры с Гринёвым? “…он такой насмешник”; гл.IV, с. 254).

3. — Пётр Гринёв называл Вас злодеем, но в Вашем характере есть одно светлое “пятнышко”. Какое? (При допросе Швабриным не было произнесено имя Марьи Ивановны; гл. IV, с. 312).

Первая группа.

— Вам около восемнадцати лет, девушка на выданье, Вы круглолица, румяна, очень скромна, робка. Кто Вы? (Мария Ивановна Миронова).

1. — Почему Пугачёв освободил вас? (Вероятно, потому что честь и доблесть для него превыше всего, он вставал на защиту слабого).

2. – Почему императрица была к Вам милосердна? (“…я в долгу перед дочерью капитана Миронова”; гл.XIV, с. 317-318).

Подводятся итоги, объявляется победитель викторины, вручается визитка “лучший знаток творчества Пушкина”.

Цитаты в качестве ответов взяты из книги: А.С. Пушкин. Сочинения в трёх томах. Т. 3. Проза. Москва “Художественная литература”. 1987.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: