Причастный оборот

Изучение причастного оборота заслуженно считается одной из самых сложных тем русского языка. Многие люди на письме, или даже во время устной речи сознательно избегают причастных оборотов. Тем не менее, употребление причастных оборотов делает и устную, и письменную речь человека более насыщенной.

Причастный оборот – это синтаксическая конструкция, которая состоит из причастия и зависимого ему слова. Для того чтобы лучше понимать суть причастного оборота, давайте вспомним, что такое причастие. Причастие – это часть речи, которая указывает признак предмета на основе его действия.

Причастие отвечает на вопрос «какой?», так как образуется от глагола. Пример:

— сидящий (причастие) – тот, кто сидит,

— думающий (причастие) – тот, кто думает.

Причастие, связанное грамматической последовательностью с зависимым словом (то, которому от причастия можно задать вопрос) и формирует причастный оборот. Например: Девушка, надевшая красное платье, выглядела красиво. От причастия «надевшая» ставим вопрос «что?», ответом на который является существительное «платье». Поэтому, «надевшая красное платье» — это причастный оборот.

Примеры причастных оборотов в предложении:

Картинка, висящая на белой стене, упала.

Мороз, щипающий нам щечки, усиливался.

Дети, играющие во дворе, не спешили идти домой.

Границы причастного оборота

Иногда главной сложностью является определение границ причастного оборота, то есть, то слово, с которого он начинается, и то слово, на котором заканчивается. Посмотри на практическом примере, как можно правильно определить границы причастного оборота: Солнышко, нежно пригревающее цветущие луга, весело сверкало лучами. В этом предложении причастие – слово «пригревающее».

Попробуем задать вопрос и найти зависимое слово:

пригревающее (что?) – луг

луг (какой?) – зеленый.

пригревающее (как?)- нежно.

Слово «солнышко» не входит в состав причастного оборота, так как к нему мы не можем задать вопрос от причастия «пригревающее» и зависимых от него слов. Поэтому причастным оборотом является конструкция «нежно пригревающее зеленые луга».

Пунктуация в написании причастных оборотов

В предложении причастный оборот может выступать в виде несогласованного или согласованного определения. В большинстве случаев, в русском языке причастный оборот выделяется запятыми. Если причастный оборот следует после определяемого слова, он выделяется запятыми с двух сторон.

Если причастный оборот стоит перед определяемым словом, то запятые не следует ставить. Исключением из этого является случай, когда определяемое слово – это личное местоимение.

Текст, написанный в спешке, изобиловал грамматическими ошибками.

Написанный в спешке текст изобиловал грамматическими ошибками.

Некоторые сложные предложения могут содержать много причастных оборотов, которые требуют выделения запятыми:

ятел, стучащий по дереву, растущему на полене, засыпанной белым снегом, заметно мерз.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Признаки глагола у причастия: категория вида, времени, возвратность и переходность
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspПравописание не с причастиями: основные правила и примеры

Все неприличные комментарии будут удаляться.

Проверочная работа (тест) по теме «Причастие. Причастный оборот», 7 класс
презентация к уроку по русскому языку (7 класс) по теме

Проверочная работа состоит из двух блоков: теоретического и практического с закрытым и открытым типом вариантов ответов.

Скачать:

Вложение Размер
prichastie._prichastnyy_oborot.pptx 87.42 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Проверочная работа по теме «Причастие. Причастный оборот». 7 класс

1) Причастие – это часть речи, которая обозначает…, отвечает на вопросы… и совмещает в себе признаки… .

2) Причастия, обозначающие признак того предмета, который испытывает на себе действие со стороны другого предмета, называется… .

3) Причастия, обозначающие признак того предмета, который сам производит действие, называется… .

4) Причастный оборот – это… .

5) В предложении причастный оборот является… .

6) Причастный оборот выделяется запятыми… .

1) Эти слова являются причастиями: А) зрелый; Б) бегающий; В) пожелтевший; Г) бегать; Д) соединивший.

2) Найти и выписать из данного предложения словосочетание «причастие + существительное»: Глядел я на кудрявый лес, весенней дышащий прохладой.

3) Найдите причастия в данных предложениях: А) Немного подтаявший снег уже успел почернеть. Б) Затихающие звуки метели успокаивали и убаюкивали. В) Стихия, разбушевавшаяся не на шутку, грозила новыми бедами.

4) Выбрать в скобках и выписать правильную форму причастия. А) Пламя то разгоралось, то затухало, а из (шумящий, шумящей) тьмы выступали стволы сосен. Б) Она думала о ней все дни, сидя на краешке (продавленном, продавленного) дивана.

5) Выписать из данного предложения причастный оборот: Пейзаж, увиденный мною, очаровал меня.

6) Ответить кратко на вопрос, нужно ли ставить запятые в данном предложении (да/нет): Всемирно известный фокусник выступавший в нашей стране имел грандиозный успех.

7) Списать предложение, выделяя причастный оборот и определяемое слово. Прямо передо мной раскинулось освещённое солнцем поле.

8) П очему в данном предложении ставится запятая? Мне очень понравилась сказка, рассказанная вчера бабушкой. А) Причастный оборот стоит в конце предложения. Б) Причастный оборот всегда выделяется запятыми. В) Причастный оборот стоит после определяемого слова.

9) Написать определяемые слова к данным причастным оборотам (расставить знаки): А)…падающие с клёнов; Б)…роняющий тень на дорогу; В)…разрисованная карандашами; Г) пролетавший над садом; Д) поросшая густой травой.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный тест можно использовать на уроках повторения и обобщения темы «Имя существительное». Тест состоит из заданий с выбором ответа. В тесте представлены задания по теории существительного.Задания п.

Тест по теме: «Нефть и способы ее переработки» К учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 10 класс. Базовый уровень».

Тест по теме «Галогены» 9 класс, проверочная работа по теме «Азот» 9 класс, проверочная работа по теме «Металлы и неметаллы» 8 класс.

Проверочная работа состоит всего из 3 предложений, насыщенных причастными и деепричастными оборотами. Причем эти предложения очень забавные, потому что их тема — школьная жизнь.

Данная методическая разработка поможет учителю -практику отработать навык обособления причастных оборотов у учащихся 6 класса.

В данном разделе представлен тест «Причастный оборот» для проверки знаний по данной теме учащихся 7 класса.

Контрольная работа по теме «Причастие. Причастный оборот».

Предложения с причастным оборотом, примеры

В задании А26 синтаксические нормы связаны с заменой придаточного определительного причастным оборотом.

Предложения с причастным оборотом (примеры):

  • Я увидела кота, лакающего молоко из миски.
  • На улице шел дождь, сопровождающийся раскатами грома.
  • На дереве сидела ворона, громко каркающая куда-то в сторону.
  • В небо поднимался самолет, улетающий в другую страну.
  • На сцене находился мужчина, исполняющий веселую песню.
  • Он слушал музыку, доносящуюся из радиоприемника.
  • Снаружи моросил дождь, сопровождающийся небольшими раскатами грома.

Замена в предложении определительного придаточного причастным оборотом возможна благодаря тому, что они выполняют примерно одинаковые функции:

  • отвечают на один вопрос какой?
  • указывают на признак определяемого слова (существительного или местоимения, к которому относятся):

НЕЛЬЗЯ

заменить придаточное определительное причастным оборотом, если:

1) те придаточные, в которых союзное слово КОТОРЫЙ употреблено с различными предлогами (в котором, при котором, с которым и т.д.) или перед ним стоит какое-либо существительное не в именительном падеже

“Идиот” – роман, в котором творческие принципы Достоевского воплощаются в полной мере, а удивительное владение сюжетом достигает подлинного расцвета.

Ловушка!

В некоторых вариантах союзное слово КОТОРЫЙ может быть употреблено без предлогов.

2) если в придаточном уже есть подлежащее и слово КОТОРЫЙ стоит не в именительном падеже:

В лесу я увидел маленького желтого олененка, которого сопровождала мать-олениха .

3) если в главной части есть указательное местоимение (то, та, те, тот и др.) или в придаточном есть деепричастный оборот, который нельзя опускать.

При воспоминании об Аделине Патти я переживаю вновь то состояние, которое испытал, слушая её колоратуру.

4) если в предложении вместо слова КОТОРЫЙ встречаются союзные слова ГДЕ, КУДА, ОТКУДА, КОГДА:

Невдалеке от дома, где жил писатель, рос высокий тополь ( = Невдалеке от дома, в котором жил писатель, рос высокий тополь).

Подсказка. Если в предложенных ответах встречается подобное предложение, вы смело его вычеркиваете.

Ловушка!

Иногда в задании А26 в предложении в качестве союзных слов могут выступать КТО, ЧТО, КАКОЙ, ЧЕЙ. Их легко можно заменить относительным местоимением КОТОРЫЙ в соответствующем падеже.

Алгоритм действий.

1) В каждом предложении находим союзное слово который.

2) Ищем вариант, где перед словом который стоит предлог, или в качестве союзных слов используется где, когда, куда, откуда, или в придаточном уже есть подлежащее.

Разбор задания.

В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Туманные полосы, в которых тонули луга и пашни, начали понемногу алеть и расходиться.

2) Дул ветерок, что был насыщен запахами полыни и пшеничной соломы, и раскачивал на меже высокие репейники.

3) Письмо, которое теперь лежало на столе, меня очень напугало.

4) Разведчики тихо вышли на берег, который был покрыт высокой и густой травой, и быстро перебрались на противоположную сторону реки

Из всех вариантов подходит только вариант №1, так как перед словом который стоит предлог. Проверяем остальные варианты. Вариант №2 – ветерок, насыщенный… Вариант №3 – письмо, лежащее… Вариант №4 – на берег, покрытый… Во всех остальных придаточное определительное легко заменяется на причастный оборот.

Таким образом, правильный ответ – вариант №1.

Если что-то непонятно, этих материалов вам недостаточно, или нужно лучше понять, что такое причастие, посмотрите видео.

Потренируйся.

1. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Усадьба стоит у самой кромки холма, который покрыт живописной вековой дубравой.

2) Это село возникло в более поздний период рядом с остатками древнего города, название которого село закрепило за собой.

3) В конце Х1Х века имение приобрел курский купец первой гильдии Георгий Александрович Новосильцев, который был последним владельцем Лебяжьего.

4) Учебно-игрушечная мастерская в Сергиевом Посаде, которую организовало Московское земство в 1891 году, во многом обязана своим существованием С.Т.Морозову.

2. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) В 1880-е годы Репин создал ряд картин, которые были посвящены злободневной теме – судьбе революционера-народника.

2) Стекло двери, которая ведет на веранду, усеяно дождевыми каплями.

3) На выставке «Союза молодежи», которая открылась в ноябре 1913 года в Петербурге, Малевич объединил свои работы в две группы: «Заумный реализм» и «Кубофутуристический реализм».

4) Основа реалистического творчества Достоевского – мир человеческих страданий, в изображении которых он не знает себе равных.

3. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Автор статьи рассматривает условия, при которых частица, двигаясь равномерно, излучает электромагнитные волны.

2) Уникальным явлением в жанре эссе стал роман А.И.Герцена «Былое и думы», который был назван «эссеистическим романом, эпопеей, энциклопедией эссеизма».

3) Цель реферата – передать основную, существенную, новую информацию, которая содержится в реферируемом документе.

4) В наше время непрерывно растет объем информации, которая передается по глобальным линиям магистральной связи.

Урок дифференцированного обучения русскому языку. 6 класс. Пунктуация при причастном обороте

На уроке использованы разные методы работы учащихся с языковым материалом: репродуктивный (работа с учебником) и исследовательский (опыт, наблюдение, сравнение).

Использование разных форм работы (фронтальной беседы, коллективной, групповой и индивидуальной деятельности) обусловлено задачами урока и дифференцированными заданиями на разных этапах занятия.

Дифференциация учебных упражнений выдержана на всех основных этапах урока: получение новых знаний, закрепление, домашнее задание.

Просмотр содержимого документа
«Урок дифференцированного обучения русскому языку. 6 класс. Пунктуация при причастном обороте»

Урок дифференцированного обучения в 6 классе

Пунктуация при причастном обороте

(программа С.И.Львовой, О. М. Александровой,

Л. М. Рыбченковой)

Формирование умения находить причастный оборот в предложении;

Формирование умения ставить знаки препинания при причастном обороте;

Развивать умение работать в группе

Записывают слова под диктовку.

Деепричастие, причастие, обособление,

деепричастный оборот, зависимые слова,

причастный оборот, определяемое слово

— Какой новый для вас термин есть среди записанных?

— Можем ли мы дать определение

— Почему вы решили, что это верное определение?

Учащиеся формулируют понятие «причастный оборот»

по аналогии с понятием «деепричастный оборот»

3. Тема урока, целеполагание

— Теперь вы можете сформулировать тему урока.

— Даю дополнительную информацию: причастный оборот в предложении может обособляться, а может и не выделяться запятыми.

— Итак, осмыслили новость. Теперь подумаем над задачами урока.

Чему нам предстоит научиться сегодня?

(помощь учащимся наводящими вопросами)

— находить ПО в предложении,

— определять его границы,

— выяснить, когда ПО обособляется, когда – нет

Уточняем тему: Причастный оборот и пунктуация при нем. (Записывается на доске)

4. Самостоятельная работа в группах по изучению нового материала (10 мин.)

1 группа – работа с учебником:

выписать из текста примеры. Графически обозначить определяемые слова и причастные обороты. Объяснить постановку запятых.

сравнить правила обособления деепричастного и причастного оборотов.

рассказать группе условия обособления ПО

По данным примерам, используя нужные слова-подсказки из терминологического диктанта, сформулировать условия,

при которых обособляется / не обособляется ПО

Кругом лежит снег, сверкающий на солнце. – Кругом лежит сверкающий на солнце снег.

Дремлют деревья, посеребренные инеем. – Дремлют посеребренные инеем деревья.

Прижались к земле кусты, прикрытые пушистым снежным покрывалом. – Прижались к земле прикрытые снежным покрывалом кусты.

Почему в 1-й группе предложений есть запятые при ПО, а во 2-й – нет? (подсказка в диктанте)

Составьте инструкцию о том, как правильно расставлять запятые в предложениях с ПО.

1. Ветер, дувший с моря, все время усиливался.

Мыс, возвышающийся над поверхность озера, был похож на утюг.

Земля, размытая недавними сильными дождями, лопалась, чавкала, налипала комьями.

2. В огромном лесу стоял напоенный странными видениями туман.

Только что покинувший свой костер охотник двигался вдоль реки.

Он рассматривал свежий след направлявшегося к горам медведя.

5. Результаты самостоятельной работы (5 мин.)

2-я группа сообщает об условиях, при которых ПО выделяется или не выделяется запятыми.

1-я группа повторяет правило и сравнивает его с правилом о ДО.

3-я группа предлагает инструкцию, которая записывается на доске:

Выделить грамматическую основу

Найти причастие в предложении

Определить границы причастного оборота

Найти определяемое слово и указать его место в предложении относительно ПО

Выделить / не выделить запятыми ПО

6. Закрепление нового материала

Текст, одинаковый для всех, раздается каждому ребенку. Задание также одно:

Записать предложения, найти в тексте ПО, выделить их графически, поставить, где нужно, знаки препинания.

Не в тридевятом царстве, а в шестидесяти километрах от Москвы живут мастерицы прославившие русское искусство керамики. Они создали произведения выставленные в крупнейших музеях мира. В бело-синей этой красоте талая вода, голубое небо, бегущие к оврагу ручейки, детский смех, запах хлеба. Одуванчики, ромашки, знаменитая «гжельская» роза появляющиеся из-под рук мастериц – все синего цвета. Сделанные из глины игрушки похожи на смешные фигурки. Смотрят люди на пришедшую из давних времен сказку – белую с синим – и радуются.

(Как правило, ребята из 3 группы справляются с заданием раньше всех, их работы проверяются, и, в случае отличной оценки, они помогают учителю в работе со слабыми учащимися в парах сменного состава).

затем в парах сменного состава

Какие трудности возникли? В каком пункте инструкции?

На полях тетради записать номер этапа, где возникли затруднения. Дома подумать, что нужно выучить (повторить, объяснить), чтобы усвоить тему.

8. Домашнее задание

1-я группа – упр. на закрепление пунктуационного навыка,

2 и 3 группы – задание на выбор:

-составить предложения с данными в упражнении причастными оборотами,

— сочинение-миниатюра по опорным словосочетаниям.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector