Нравственные идеалы А

Сто пятьдесят семь лет прошло со дня трагической гибели Александра Сергеевича Пушкина. Но разве существует в мире такая сила, которая способна уничтожить жизнелюбивое, возвышающее человека слово! Здесь зло бессильно, и даже время не властно. Иной стала родная страна поэта, новые люди со своими радостями и печалями живут на ее просторах, родились новые поэты. Но имя Пушкина не только не потеряло своего обаяния, а стало ближе и роднее каждому человеку.

Ибо в личности и произведениях А. С. Пушкина с исключительной глубиной, яркостью и красотой воплотились черты русского народа: исконная любовь к родной земле, непреодолимое стремление к воле, высокий гуманизм, благородство, светлый ум и стойкость характера, вера в лучшую жизнь всех людей.

Мудрость и пленительность произведений Пушкина, духовное богатство его личности — незаменимая школа нравственности для людей всех возрастов. Детство и юность, зрелость и старость находят в его жизненном и творческом опыте немало драгоценного. Читая стихи Пушкина, мы как бы припадаем к неиссякаемому источнику возвышенного, гуманного, изящного.

А. С. Пушкин ценил дружбу и умел любить достойных, близких по духу людей беззаветно. Он мог весело и беззаботно подтрунивать над товарищами в часы досуга и плакать от радости, обнимая друга-декабриста, осужденного на каторгу. Он был верен прочной, неподдельной дружбе и посвятил ей немало взволнованных строк:

Опять я вам, о юные друзья!

Туманные сокрылись дни разлуки,

И брату вновь простерлись ваши руки,

Ваш резвый круг увидел снова я.

Много стихов А. С. Пушкин посвятил лицейским друзьям. Эти обращения и послания проникнуты глубокой искренностью и доброжелательностью:

Узнай любовь, неведомую мне;

Любовь надежд, восторгов, упоенья:

И дни твои полетом сновиденья

Да пролетят в счастливой тишине.

В этом стихотворении Пушкин также доказывает свою верность и преданность лицейским друзьям:

Прости! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,

При мирных ли брегах родимого ручья,

Святому братству верен я.

Чувство дружбы, вынесенное из лицея, одушевляло поэта всю жизнь. И, конечно, навсегда останутся в памяти строки, обращенные к друзьям-лицеистам, которые стали гимном благородному чувству дружбы:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен —

Неколебим, свободен и беспечен.

Нельзя не согласиться с Пушкиным, что дружба, как и любовь, необходима человеку. Как горяч и искренен поэт в дружеских посланиях, как свято для него понятие “дружества”! Пушкин печален и одинок, когда рядом с ним нет верного друга:

Печален я: со мною друга нет,

С кем долгую запел бы я разлуку,

Кому бы мог пожать от сердца руку

И пожелать веселых много лет.

В послании “К Чаадаеву” (1821) мы вновь видим Пушкина, верного, преданного, страдающего от разлуки:

Лазурь чужих небес, полдневные края;

Ни музы, ни труды, ни радости досуга,

Ничто не заменит единственного друга.

Любовью и благодарностью проникнуты строки этого стихотворения, посвященного другу — “ценителю душевных сил”, человеку, который “в минуту гибели над б

Но свои стихи А. С. Пушкин посвящал не только друзьям-лицеистам, но и дорогим ему людям. Мы вспоминаем дружеское послание, согретое удивительным душевным теплом и посвященное няне поэта, Арине Родионовне. С какой-то необыкновенной лаской и заботой пишет он строки:

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя,

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

А пушкинские стихи о любви! Их по праву называют шедеврами мировой лирической поэзии. Он пишет о женщине возвышенно, трепетно и благородно. Восторженные признания, шутливые уверения, страсть и ревность, нежность и досада, какое-то особенное благородство чувства, самозабвение и самоотверженность пронизывают стихи, обращенные к женщинам, которых любил, которыми восхищался поэт:

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

Лирика Пушкина — зеркало его души. Каждое стихотворение является частичкой его жизни. Горячий, впечатлительный, быстро воспламеняющийся Пушкин увлекался многими. В одних влюблялся легко и на короткие мгновенья, других любил

С таким тяжелым напряженьем,

С такою нежною, томительной тоской,

С таким безумством и мученьем.

Менялись подруги, возлюбленные, адресаты его лирических признаний, но неизменными оставались великое служение Любви и Красоте, нежность и преданность тем, кто пробудил в душе поэта высокое чувство, благодарность Женщине — источнику творческого вдохновения:

Довольно! в гордости моей

Я мыслить буду с умиленьем:

Я славой был обязан ей —

А может быть, и вдохновеньем.

В лирике Пушкина возникает поэтически обобщенный образ Любви, который постоянно сопутствует вдохновению:

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

Уже в зрелые годы, осмысливая пройденный путь и пытаясь заглянуть в будущее, Пушкин назовет любовь в числе величайших жизненных ценностей наряду с трудом и творчеством.

Любовь для Пушкина — святое чувство. Для него “дорого любви мученье”, он даже готов умереть ради любви, но умереть любя. Об этом он пишет в стихотворении “Пробуждение” (1816).

Читая стихи Пушкина, мы ощущаем искренность и благородство поэта. Красота для него — “святыня”. Поэт беззащитен перед красотой, его сердце на нее отзывается восторгом. Но восторг перед красотой не делает поэта ветреным, легкомысленным поклонником каждой красавицы. Его чувство к любимой глубоко и неизменно, даже если судьба разлучила его с ней (“Талисман”).

“Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина”, — писал В. Г. Белинский. Он считал, что “никто из русских поэтов не стяжал себе такого неоспоримого права быть воспитателем и юных, и возмужалых, и даже старых. читателей, как Пушкин, потому что мы не знаем на Руси более нравственного, при великости таланта, поэта, как Пушкин”.

Нравственные идеалы А. С. Пушкина

Девятнадцатый век по праву называют золотым веком русской поэзии, а я бы ещё назвала его и золотым веком прозы. Среди созвездия имен для многих наиболее близким и родным является имя Александра Сергеевича Пушкина. У каждого человека своя жизнь, своя судьба, но существует что-то, что объединяет всех людей. По-моему, это прежде всего человеческие чувства и стремления, поиски самого себя. Вот об этом, близком каждому из нас, и писал Александр Сергеевич Пушкин в своих произведениях, он пытался достучаться до сердец своих читателей, пытаясь донести до них всю красоту и глубину человеческих чувств. Когда читаешь Пушкина, возникает много вопросов, но главное, что беспокоит читателя, — это вечные проблемы добра и зла, любви и дружбы, чести, порядочности, благородства.

Мое любимое произведение Александра Сергеевича Пушкина — «Евгений Онегин». Каждому свойственно найти в этом романе что-то дорогое, уникальное, порой понятное только ему, но какие нравственные идеалы самого автора можно в этом месте найти?
Несмотря на то что роман назван «Евгений Онегин» — главным героем, по-моему, является сам автор. Ведь в сравнении с Евгением Онегиным сердечный мир лирического героя, отношение его к жизни, к труду, к искусству, к женщине выше, чище, значительнее. Жизнь Евгения Онегина, полная светских развлечений, надоедает ему. Для него любовь является «наукой страсти нежной»; театр ему надоел, он говорит:

Всех пора на смену, Балеты продолжительно я терпел, Но и Дидло мне надоел.

Для Пушкина театр — «волшебный край».

В поэтическом романе Пушкин затрагивает вопрос чести. Онегин едет в деревню, где знакомится с Ленским. Стремясь (ради развлечения) подразнить друга, Онегин ухаживает за девушкой Ленского. Ленский в пылу ревности вызывает его на дуэль — вероятность отстоять свою запятнанную честь. Для Онегина — условность, он бы не пошел стреляться, если бы не мнение света, который осудил бы его за отказ. Ленский погибает. Пушкин показывает, как жизнь человека становится дешевле, чем сплетни.

Онегин отправляется в путешествие, которое сильно изменило его. Происходит переоценка ценностей. Он становится чужим для того мира, где несколько лет назад был своим. Онегин полюбил женщину. Для Пушкина любовь является нравственной ценностью, сколько прекрасных строк он посвятил этому чувству. Вспомним его стихотворение «Я помню чудное мгновенье. «:

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

Любовь для Пушкина — святое чувство. Любовь, пробудившаяся в Евгении, является ярким свидетельством того, как изменился Евгений. Но любимая дама остается с другим — вот суровое наказание Онегину.

А вот нравственным идеалом в романе для Пушкина является Татьяна Ларина. С первых строк, посвященных ей, мы ощущаем авторскую симпатию к ней, ее доброму и чуткому сердцу:

Татьяну милую мою.

Мы не встретим в романе описание внешности Татьяны, автор говорит лишь о ее чистой и прекрасной душе, ему важен лишь внутренний мир героини. Он создает Татьяну милой и чуткой, для него важна ее привязанность к родным и близким, понимание красоты природы. Только окружающий нас мир способен вручить человеку вдохновение и спокойствие.

Татьяна влюбляется в Евгения Онегина. «Татьяна любит не шутя», — рассказывает Пушкин о своей героине. Эту любовь она проносит через всю жизнь, но пожертвовать счастьем мужа для любимого человека она не может. Татьяна объясняет свой отказ Евгению Онегину так:

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

Добром отвечают на добро — вот вечная правда. Татьяне близка эта народная мудрость. И, наверное, поэтому Пушкин называет ее «русская душою».

«Береги честь смолоду» — вот эпиграф повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Такое же наставление дает отец своему сыну Петру Андреевичу Гриневу, отправляя его на службу. Сам отец пытается не сбить своего сына с верной дороги, отправляя его не в Петербург, где молодой человек мог бы сбиться с пути, начав пить, игрывать в карты, а посылает его в маленькую крепость, где он мог бы честно служить отечеству, окрепнуть душою, ведь Петру Андреевичу Гриневу всего семнадцать лет. Пушкин в отце Гринева показывает те черты, которые ценятся в людях старой закалки, в людях XVIII века. Смысл жизни Андрея Петровича Гринева в том, чтобы человек при любых испытаниях не пошел на сделку со своей совестью. Он считает, что поставленная проблема жизни каждого мужчины — честная служба на благо Отечества.

В «Капитанской дочке» мы встречаем очень много героев, для которых принцип «Береги честь смолоду» является главным в жизни. Для Пушкина понятие «честь» ассоциируется с верностью друзьям, долгу. Мы видим, как Гринев, находясь в плену у Пугачева, прямо говорит ему в глаза: «Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу».

Мария Ивановна, невеста Гринева, падающая в обморок при выстреле пушки в честь именин матери, не идет на сделку со своей совестью, она отвергает предложение предателя Швабрина, который пользуется случаем и предлагает вывести ее из крепости, если она выйдет за него замуж.

Мы видим, как во всех героях Пушкин воплощает свой нравственный идеал: верность долгу и слову, неподкупность, стремление помочь другу или любимому человеку.

Как мне кажется, Александр Сергеевич Пушкин считает, что принцип «на добро отвечают добром» является одной из множества народных мудростей. Эта мудрость ему очень близка. Гринев, пытаясь спасти свою невесту, приезжает в стан Пугачева. Пугачев помнит добро (Гринев встречал Пугачева ещё до начала восстания и подарил ему овечий тулуп) и отпускает его с Марьей Ивановной. Находясь в плену у Пугачева, Гринев слышит песню о царе и разбойнике. Разбойник, как и Гринев, честно признается царю в том, что он сделал, Гринев рассказывает Пугачеву о своем намерении служить Екатерине П. Царь казнит преступника, а Пугачев отпускает пленника.

Я рассказала всего о двух произведениях А. С. Пушкина. Как и у каждого человека, у него был свой взгляд на происходящее, он стремился найти ответ на вопросы, волновавшие его современников, но для пушкинских произведений не существует временных рамок, он интересен всем возрастам. Нравственные идеалы Александра Сергеевича Пушкина — верность долгу, друзьям, чистота души, честность, доброта — это общечеловеческие ценности, на которых держится мир.

ТЕМА МОРАЛИ И НРАВСТВЕННОСТИ В ЛИРИКЕ А. С. ПУШКИНА

Тема морали и нравственности волновала практически всех русских писателей. Обладая развитым нравственным чутьем, все они остро реагировали на жестокую, подчас аморальную жизненную реальность и предлагали способы переделать мир на началах справедливости и добра.

Безусловно, тема нравственности одна из главных и в творчестве А. С. Пушкина. Она присутствует и в лирике, и в поэмах, и в прозе великого поэта, но поскольку наиболее полно, на мой взгляд, нравственные идеалы Пушкина отражены в его лирике 30-х годов XIX века, мы обратимся к ней.

Нравственность Пушкин всегда соотносил с верой в Бога. Высочайшим авторитетом Христа поверялись все его мысли и чувства. Пушкин верит в Бога всегда, даже тогда, когда пытается убедить себя и других в обратном: например, рассказывая Вяземскому о собственном «чистом атеизме» или сочиняя ерническую « Гаврилиаду».

Религиозная тема проходит через все творчество Пушкина. Еще в 1817 году вера была для него высшим нравственным законом, позволяющим человеку не потерять себя перед лицом смерти. Об этом — стихотворение «Безверие»:

Когда, холодной тьмой объемля грозно нас, Завесу вечности колеблет смертный час, Ужасно чувствовать слезы последней муку! И с миром начинать безвестную разлуку! Тогда, беседуя с отвязанной душой, О вера, ты стоишь у двери гробовой.

Потом, уже в зрелом возрасте, Пушкин пишет стихотворение «Странник», где изображен сам процесс поиска и обретения человеком веры, размышляет о нравственном падении Иуды в стихотворении «Как с древа сорвался предатель-ученик. », говорит о ничтожности земных властителей перед лицом нравственной власти Христа в стихотворении «Мирская власть».

Однако вера позднего Пушкина — это не только вера в Бога. Это еще и глубокая вера в традиционные общечеловеческие нравственные идеалы, без осознания которых, по Пушкину, не может состоять личность. И начальный пункт этого осознания — уважение человека к своей семье, к своим предкам, к их роли в истории России:

Два чувства дивно близки нам — В них обретает сердце пищу — Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. На них основано от века, По воле бога самого, Самостоянье человека, Залог величия его.

Подобные чувства выражены и в стихотворении «Моя родословная».

Уважение к семье начинается у Пушкина с уважения к женщине, жене. Шедевры пушкинской любовной лирики — это откровения, где говорит «язык сердца», где чувства без остатка растворены в словах:
Ничто не мучит, не тревожит,

И сердце вновь горит и любит — оттого,

Что не любить оно не может.

На протяжении всей своей жизни Пушкин воспевал всепобеждающую силу любви. Некоторые произведения Пушкина проникнуты сочетанием любовной темы с философскими раздумьями поэта о своей собственной жизни, о радости бытия, о приливе творческих сил в чудные и редкие мгновения встречи с чарующей красотой. В любовной лирике Пушкина — упоение всепоглощающей любовью, упоение красотой любимой женщины, что уже само по себе приносит ни с чем не сравнимое счастье, блаженство. Без любви нет жизни, нет «божества», нет «вдохновенья».

В поздних произведениях Пушкина любовная лирика теряет конкретную адресность. В них появляется тема поклонения вечному идеалу Женщины, идеалу вечной женственности, недоступной грешным желаниям, идеалу добра, красоты и вдохновения. Такова основная тема сонета «Мадонна». Конкретная женщина, жена поэта, сравнивается в нем с Девой Марией:

Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец.

Эти же идеи можно увидеть и в балладе «Жил на свете рыцарь бедный. », и в целом ряде других стихотворений Пушкина.

Тема дружбы в поздней пушкинской лирике тоже базируется на традиционном представлении о ней как о высшей нравственной добродетели. Дружба для людей эпохи 20—30-х годов XIX века — чувство, не поддающееся изменчивому времени, устойчивое к ударам судьбы. Собственно, жизнь многих современников Пушкина была полна практическими примерами подобного отношения к дружбе. Известна, например, ситуация, когда карьерист и блестящий дипломат князь Горчаков в декабре 1825 года предложил, рискуя карьерой и свободой, оформить заграничный паспорт «государственному преступнику» Пущину. Примеры можно множить.

Именно таким пониманием дружбы проникнуты стихотворения Пушкина, посвященные друзьям, и прежде всего друзьям-лицеистам. Пушкину абсолютно не важно, кем является в обществе его друг. Это может быть государственный преступник, поэт-единомышленник, дипломат, офицер. И всем им находится место в сердце великого поэта.

Бог помочь вам, друзья мои,

В заботах жизни, царской службы

И на пирах разгульной дружбы,

И в сладких таинствах любви!

Бог помочь вам, друзья мои,

В краю чужом, в пустынном море,

И в мрачных пропастях земли.
Важнейшим этапом нравственного самоопределения было для Пушкина отношение к государству Российскому. Мы можем с уверенностью сказать, что поздний Пушкин был, безусловно пример: приверженцем традиционной монархической идеи.

Разделяя в ранней лирике свободолюбивые идеалы декабристов, пережив в середине 20-х годов тяжелый период переосмысления политических позиций, к концу жизни Пушкин пришел к пониманию государства Российского как абсолютной нравственной ценности. И идеалом правителя стал для Пушкина Петр I, монарх, жестокий к своим подданным, но поднявший «на дыбы» Россию, возвысивший ее до уровня передовых европейских держав.

Виноватому вину Отпуская, веселится; Кружку пенит с ним одну; И в чело его целует, Светел сердцем и лицом; И прощенье торжествует, Как победу над врагом.

Стихотворения Пушкина 30-х годов, посвященные государству Российскому, неоднозначно воспринимались современниками. Особенные нарекания вызывали «Стансы» («В надежде славы и добра. »), «Бородинская годовщина», «Клеветникам России». Пушкин, сравнивая Николая I с Петром Великим, «без боязни» глядит в будущее. А Европе, подавшей в 1830 году голос в защиту восставшей против России Польши, грозит новым 1812-м годом:

Вы грозны на словах — попробуйте на деле! Иль старый богатырь, покойный на постели, Не в силах завинтить свой измаильский штык? Иль русского царя уже бессильно слово? Иль нам с Европой спорить ново? Иль русский от побед отвык?

Таким консервативно-традиционным, в хорошем, лучшем смысле этого слова, предстает перед нами поздний Пушкин в своих нравственных идеалах. Очевидно, такая позиция позволила духовно развиваться в нелегкой общественной атмосфере 30-х годов XIX века. Вера, уважение к традициям помогли Пушкину осознать собственное «самосостояние», собственную независимость не только от «толпы», «черни», но и от конкретных носителей власти и провозгласить в последних своих стихотворениях высшим нравственным идеалом свободу творческой мысли человека, ту свободу, которую не может отнять ни один тиран:

По прихоти своей скитаться здесь и там, Дивясь божественным природы красотам, И пред созданьями искусств и вдохновенья Трепеща радостно в восторге умиленья. — Вот счастье! вот права.

В эпоху, когда повержены прежние идолы, разрушены старые идеалы, а новые еще не родились, нравственными ориентирами для нас должны стать такие великие гении, как Пушкин, Достоевский, Толстой.

В чем своеобразие любовной темы в лирике Александра Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин – великий поэт. Его лирика знакомит нас с раздумьями поэта о смысле жизни, о счастье человека, о нравственных идеалах. Особенно ярко эти мысли воплощены в стихотворениях о любви.

Одно из первых произведений, посвященных теме любви, – послание «К Наталье». Это любовная лирика лицейского периода, написанная в традициях классицизма. Пушкин использует распространенную форму послания, обращаясь к крепостной актрисе. Он не просто влюблен, он влюблен впервые:

В первый раз еще, стыжуся,

В женской прелести влюблен.

В другом раннем стихотворении – «Желание» – лирический герой тоскует, его волнуют горести несчастливой любви, ему тяжело. Любовь в этом стихотворении предстает как одухотворяющее страдание:

Мне дорого любви моей мученье –

Пускай умру, но пусть умру, любя!

В стихотворении «К***» («Я помню чудное мгновенье…») поэт рисует идеал, небесный образ женщины, чуждый всему земному. Лирический герой называет ее «гением чистой красоты», «божеством», восхищаясь ее милыми

Теме любви посвящено стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла…». Это размышления поэта о необычайности и противоречивости его чувств. Любовь сопровождается унынием, но унынием легким, печалью «светлой». Это не новая любовь, а прежняя разгорелась в сердце лирического героя – его сердце «вновь горит и любит». Любовь – это неотъемлемая стихия человеческого сердца, это то чувство, без которого человек не может жить полноценной жизнью. Сердце, по словам автора, любит «оттого, что не любить оно не может».

«Я вас любил…» – наверное, самое душевное стихотворение о любви во всей мировой литературе. Это стихотворение‑воспоминание о прежней любви, еще не совсем угасшей в душе поэта. Он не хочет огорчать и тревожить предмет своей любви, не хочет причинять боль воспоминаниями о прошедшем чувстве:

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Лирический герой желает любимой женщине такой же искренней, нежной любви, какую испытывает сам:

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

Стихотворение «Я вас любил…» – это стихотворение о высоком чувстве, о способности к самопожертвованию, об уважении к чувствам другого человека.

В Одессе Пушкин увлекся Е. К. Воронцовой. Любовь к женщине, которая не принадлежала ему, привела к созданию таких стихотворений, как «Храни меня, мой талисман» (1825 г.) и «Сожженное письмо» (1825 г.). Эти стихотворения проникнуты грустью. Единственное, что осталось в память о чувстве, – это «письмо любви», но и с ним надо проститься: «она велела». И поэт предает огню «все радости свои». Жадное пламя отняло последнее утешение, а печаль, оставленная «перстнем верным», превратилась в «растопленный сургуч», а «пепел милый» остался «на горестной груди» как напоминание о несостоявшемся счастье.

Еще одно стихотворение о любви – сонет «Мадона», посвященный Наталье Гончаровой. В «своей обители» поэт не хочет видеть роскошные работы старинных мастеров. Ему не нужны восхищение посетителей и «важное сужденье знатоков». Дороже всего лирическому герою образ «Пречистой Мадоны». И его желание исполнилось. Всевышний ниспослал ему «чистейшей прелести чистейший образец». Именно так называет Пушкин свой идеал, свою любимую женщину, которая стала его женой, за честь которой поэт отдал свою жизнь.

Таким образом, любовь в поэзии Пушкина – это глубокое, нравственно чистое, бесконечно нежное и самоотверженное чувство, облагораживающее и очищающее человека. Даже тогда, когда ей нет отклика, любовь – это дар жизни. Любовь в жизни поэта значила многое, ведь для него любить – это значило жить и, главное, творить.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector