Уроки нравственности в повести «Капитанская дочка»

Классическая русская литература всегда помогала читателям найти ответы на жизненные вопросы, отличалась глубиной понимания нравственных проблем. Скольким людям помогли решить вопросы морального выбора произведения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого!

А.С.Пушкин конечной целью своего творчества видел в следующем: «чувства добрые я лирой пробуждал». Поэтому из его произведений наши современники извлекают уроки чести, дружбы, любви и сострадания. «Капитанская дочка» — одно из самых насыщенных нравственными проблемами произведений. Его героям предстоит трудный путь, в процессе которого и формируются их представления о долге и чести. Нравственная проблематика произведения отражается и в эпиграфе – «береги честь смолоду».

В эпиграфе заключен первый урок нравственности. Петр Гринев, главный герой повести, во всех ситуациях стремится поступать как человек чести, чтобы соответствовать статусу дворянина и не разочаровать отца. Кроме того, в Петре Гриневе живет голос совести, который позволяет ему отличать хорошее от плохого.

Фантазёры

Фантазёры. Два друга. Живая радуга. Художественные фильмы. Топинамбуры. Экранизация произведений Н. Носова. Дружок.

Слайд 8 из презентации «Рассказы для детей Носова». Размер архива с презентацией 1363 КБ.

Литература 3 класс

«Бальмонт «Снежинка»» — Константин Дмитриевич Бальмонт родился 15 июня 1867 года. Имеющая цвет лазури, светло-синяя. Какое настроение создаёт стихотворение. Ссылки на источники графики. Используемые источники. Творческие задания. Константин Бальмонт. Повышение интонации. К. Бальмонт «Снежинка». Продолжить предложения. По следам прочитанного.

«Детские загадки» — Загадки в сказках. Из истории загадки. Колючий комок по лесе ползёт. Математические загадки. Виды загадок. Современность. Загадки – описания. Необычная красивая птица. Загадки- обманки. Город загадок. Красивая птица, смешная, необычная такая. Что за порода собаки такая. Кто живёт у нас в лесах. Древняя Русь. Загадки на смекалку. Маленький, зелененький, веселенький комок. Актуальность. Чтобы загадать интересную загадку, нужно много узнать.

«Берестов «Честное гусеничное»» — Развивать умения. Кокон. Совершенно замоталась. Богатство найдёшь. Словарь настроений. Валентин Берестов. Гуманизм. Диктант. Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой. В. Берестов «Честное гусеничное». Цифровой диктант. Работа в парах по инструкции. Фамилия автора произведения. Дал слово – нужно его держать.

«КВН по литературному чтению» — Подводятся итоги. Мы объехали весь свет. Урок-КВН. Что получилось. Итоги конкурса. Разгадай кроссворд. Рукописные книги. Литературная викторина. Инсценировка. Отправимся в прошлое. Правильные ответы к конкурсу. Книга мала, а ума придала. Команда исполняет песню. Проверяются итоги конкурса. Команда-победитель. Лягушка-путешественница. Узнайте пословицу по ее началу. Творческие способности.

«Нравственность в произведениях Пушкина» — Нужен мне работник: повар, конюх и плотник. Первый урок Пушкина. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях. Уговор дороже денег. Уроки нравственности в сказках А.С. Пушкина. Люби тех, кто рядом с тобой, не подводи их. Нравственность. Нравственность – исключительный, а потому и отличительный признак. Пушкинское милосердие. Пушкин любит своих читателей и героев. Уроки Пушкина. Вспомним «Сказку о золотом петушке».

«Чтение с ребёнком» — Техника чтения. Читать с ребенком каждый день. Открытие читательского дневника. Читающая семья. Навык чтения. Полюбившиеся детские книги. Рекомендации Всеволода Николаевича Зайцева. Рекомендации для родителей. Воспитание любви к чтению. Читайте. Этнографические тропинки. Содержание ранее прочитанного. Детские журналы. Виды чтения. Метод чтения. Настроение стихотворения. Выразительность.

Всего в теме «Литература 3 класс» 67 презентаций

ТЕМА МОРАЛИ И НРАВСТВЕННОСТИ В ЛИРИКЕ А. С. ПУШКИНА

Тема морали и нравственности волновала практически всех русских писателей. Обладая развитым нравственным чутьем, все они остро реагировали на жестокую, подчас аморальную жизненную реальность и предлагали способы переделать мир на началах справедливости и добра.

Безусловно, тема нравственности одна из главных и в творчестве А. С. Пушкина. Она присутствует и в лирике, и в поэмах, и в прозе великого поэта, но поскольку наиболее полно, на мой взгляд, нравственные идеалы Пушкина отражены в его лирике 30-х годов XIX века, мы обратимся к ней.

Нравственность Пушкин всегда соотносил с верой в Бога. Высочайшим авторитетом Христа поверялись все его мысли и чувства. Пушкин верит в Бога всегда, даже тогда, когда пытается убедить себя и других в обратном: например, рассказывая Вяземскому о собственном «чистом атеизме» или сочиняя ерническую « Гаврилиаду».

Религиозная тема проходит через все творчество Пушкина. Еще в 1817 году вера была для него высшим нравственным законом, позволяющим человеку не потерять себя перед лицом смерти. Об этом — стихотворение «Безверие»:

Когда, холодной тьмой объемля грозно нас, Завесу вечности колеблет смертный час, Ужасно чувствовать слезы последней муку! И с миром начинать безвестную разлуку! Тогда, беседуя с отвязанной душой, О вера, ты стоишь у двери гробовой.

Потом, уже в зрелом возрасте, Пушкин пишет стихотворение «Странник», где изображен сам процесс поиска и обретения человеком веры, размышляет о нравственном падении Иуды в стихотворении «Как с древа сорвался предатель-ученик. », говорит о ничтожности земных властителей перед лицом нравственной власти Христа в стихотворении «Мирская власть».

Однако вера позднего Пушкина — это не только вера в Бога. Это еще и глубокая вера в традиционные общечеловеческие нравственные идеалы, без осознания которых, по Пушкину, не может состоять личность. И начальный пункт этого осознания — уважение человека к своей семье, к своим предкам, к их роли в истории России:

Два чувства дивно близки нам — В них обретает сердце пищу — Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. На них основано от века, По воле бога самого, Самостоянье человека, Залог величия его.

Подобные чувства выражены и в стихотворении «Моя родословная».

Уважение к семье начинается у Пушкина с уважения к женщине, жене. Шедевры пушкинской любовной лирики — это откровения, где говорит «язык сердца», где чувства без остатка растворены в словах:
Ничто не мучит, не тревожит,

И сердце вновь горит и любит — оттого,

Что не любить оно не может.

На протяжении всей своей жизни Пушкин воспевал всепобеждающую силу любви. Некоторые произведения Пушкина проникнуты сочетанием любовной темы с философскими раздумьями поэта о своей собственной жизни, о радости бытия, о приливе творческих сил в чудные и редкие мгновения встречи с чарующей красотой. В любовной лирике Пушкина — упоение всепоглощающей любовью, упоение красотой любимой женщины, что уже само по себе приносит ни с чем не сравнимое счастье, блаженство. Без любви нет жизни, нет «божества», нет «вдохновенья».

В поздних произведениях Пушкина любовная лирика теряет конкретную адресность. В них появляется тема поклонения вечному идеалу Женщины, идеалу вечной женственности, недоступной грешным желаниям, идеалу добра, красоты и вдохновения. Такова основная тема сонета «Мадонна». Конкретная женщина, жена поэта, сравнивается в нем с Девой Марией:

Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец.

Эти же идеи можно увидеть и в балладе «Жил на свете рыцарь бедный. », и в целом ряде других стихотворений Пушкина.

Тема дружбы в поздней пушкинской лирике тоже базируется на традиционном представлении о ней как о высшей нравственной добродетели. Дружба для людей эпохи 20—30-х годов XIX века — чувство, не поддающееся изменчивому времени, устойчивое к ударам судьбы. Собственно, жизнь многих современников Пушкина была полна практическими примерами подобного отношения к дружбе. Известна, например, ситуация, когда карьерист и блестящий дипломат князь Горчаков в декабре 1825 года предложил, рискуя карьерой и свободой, оформить заграничный паспорт «государственному преступнику» Пущину. Примеры можно множить.

Именно таким пониманием дружбы проникнуты стихотворения Пушкина, посвященные друзьям, и прежде всего друзьям-лицеистам. Пушкину абсолютно не важно, кем является в обществе его друг. Это может быть государственный преступник, поэт-единомышленник, дипломат, офицер. И всем им находится место в сердце великого поэта.

Бог помочь вам, друзья мои,

В заботах жизни, царской службы

И на пирах разгульной дружбы,

И в сладких таинствах любви!

Бог помочь вам, друзья мои,

В краю чужом, в пустынном море,

И в мрачных пропастях земли.
Важнейшим этапом нравственного самоопределения было для Пушкина отношение к государству Российскому. Мы можем с уверенностью сказать, что поздний Пушкин был, безусловно пример: приверженцем традиционной монархической идеи.

Разделяя в ранней лирике свободолюбивые идеалы декабристов, пережив в середине 20-х годов тяжелый период переосмысления политических позиций, к концу жизни Пушкин пришел к пониманию государства Российского как абсолютной нравственной ценности. И идеалом правителя стал для Пушкина Петр I, монарх, жестокий к своим подданным, но поднявший «на дыбы» Россию, возвысивший ее до уровня передовых европейских держав.

Виноватому вину Отпуская, веселится; Кружку пенит с ним одну; И в чело его целует, Светел сердцем и лицом; И прощенье торжествует, Как победу над врагом.

Стихотворения Пушкина 30-х годов, посвященные государству Российскому, неоднозначно воспринимались современниками. Особенные нарекания вызывали «Стансы» («В надежде славы и добра. »), «Бородинская годовщина», «Клеветникам России». Пушкин, сравнивая Николая I с Петром Великим, «без боязни» глядит в будущее. А Европе, подавшей в 1830 году голос в защиту восставшей против России Польши, грозит новым 1812-м годом:

Вы грозны на словах — попробуйте на деле! Иль старый богатырь, покойный на постели, Не в силах завинтить свой измаильский штык? Иль русского царя уже бессильно слово? Иль нам с Европой спорить ново? Иль русский от побед отвык?

Таким консервативно-традиционным, в хорошем, лучшем смысле этого слова, предстает перед нами поздний Пушкин в своих нравственных идеалах. Очевидно, такая позиция позволила духовно развиваться в нелегкой общественной атмосфере 30-х годов XIX века. Вера, уважение к традициям помогли Пушкину осознать собственное «самосостояние», собственную независимость не только от «толпы», «черни», но и от конкретных носителей власти и провозгласить в последних своих стихотворениях высшим нравственным идеалом свободу творческой мысли человека, ту свободу, которую не может отнять ни один тиран:

По прихоти своей скитаться здесь и там, Дивясь божественным природы красотам, И пред созданьями искусств и вдохновенья Трепеща радостно в восторге умиленья. — Вот счастье! вот права.

В эпоху, когда повержены прежние идолы, разрушены старые идеалы, а новые еще не родились, нравственными ориентирами для нас должны стать такие великие гении, как Пушкин, Достоевский, Толстой.

Проблемы нравственного характера в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Разделы: Литература

Из опыта работы

У каждого из нас свой Пушкин. И первое знакомство с ним у каждого происходит по-своему, по-разному. Всё, наверное, начинается с детства, со сказки. Помните:

У Лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом…

Как хотелось тогда, в детстве, узнать, где же оно находится, это Лукоморье, побродить там, посидеть под знаменитым дубом, послушать сказки, которые рассказывает волшебный кот.

А как хотелось поймать золотую рыбку и попросить её исполнить хотя бы одно желание! Но детство заканчивается, и ты узнаёшь, что все эти герои, эти события останутся с тобой навсегда, благодаря волшебной фантазии замечательного поэта и писателя Александра Сергеевича Пушкина.

Ты взрослеешь, а вместе с тобой “взрослеют” и его произведения. Только теперь это другие книги и иные герои, вместе с которыми размышляешь о смысле жизни, любишь, страдаешь, которым сочувствуешь и за которых переживаешь.

Произведениям Пушкина суждена долгая жизнь, ведь проблемы, которые автор ставит в них, не являются проходящими, сиюминутными. Взять хотя бы “Капитанскую дочку”. За годы работы в школе при изучении этого произведения я использовала традиционный путь разбора: по отдельным главам (по ходу действия), “по образам” (когда в центре внимания находится герой произведения). Но однажды, отступив от традиции, выбрала путь разбора произведения по проблемам. Несмотря на то, что события, описанные в романе, относятся к XVIII веку, проблемы, поставленные Пушкиным, не потеряли своей актуальности и сегодня. Это проблема чести и долга, нравственного выбора человека; проблема насилия и сострадания; проблема любви и милосердия.

Изучение “Капитанской дочки” является логическим продолжением знакомства с “Историей Пугачёвского бунта”, ставшего основой для романа, в котором главной темой являются люди, их взаимоотношения, характеры, а также вечные ценности, без которых невозможна жизнь человека.

Каждому герою романа пришлось многое испытать. И все эти испытания связаны с понятиями чести, долга, человеческого достоинства.

Главной герой “Капитанской дочки” Пётр Гринёв проходит путь от вчерашнего недоросля, гонявшего голубей да бегавшего по девичьим, до человека, ставшего честным и порядочным офицером. Нравственные понятия, сформированные в семье Гринёвых, помогают ему с честью выйти из сложных ситуаций. А необдуманные шаги, совершённые Гринёвым, привели к поступку, определившему всю его последующую жизнь.

Заячий тулуп! Какая, казалось бы, ценная вещь! Но дело не в ценности тулупа, а в человечности, в сострадании, в милосердии, наконец. Бродяга ведь тоже человек, оказавшийся в данный момент в сложной ситуации. Так что же, разве такой человек не заслуживает сочувствия? Помогая ему, Пётр Гринёв не думал о последствиях своего поступка. Просто помог. Потому что долг любого человека – помочь в беде другому. Но у бродяги оказалась хорошая память. И чувство долга ему тоже не было чуждо. Наверное, судьбе было так угодно, чтобы встретились эти два человека: дворянин и беглый крестьянин. Такие разные по происхождению, воспитанию, отношению к жизни, политике, власти. Но понятия о чести, долге, честности, просто о человеческой порядочности сближают этих людей.

Гринёв в своих поступках честен и открыт, прямо заявляет, что не может перейти на сторону Пугачёва. Не этому учил его отец, ведь главное для старика Гринёва – беречь дворянскую честь и верно служить Отечеству. Надо отдать должное, что Пугачёв понимает состояние Гринёва, не заставляет его изменить своим принципам, переступить через себя.

Но совсем не такой Швабрин, у которого свои понятия о чести, долге, человеческом достоинстве. А есть ли вообще эти качества у него? Что же двигало им, когда он перешёл на сторону Пугачёва? Сочувствие угнетённому народу, поднявшемуся против произвола властей? А может быть, совпадение политических взглядов с восставшими? Или все его поступки можно объяснить исключительно пылкой любовью к Марье Ивановне?

Но разве любовь делает людей жестокими и бездушными? Можно ли совершить преступление, даже во имя неё? Ведь любовь призвана дарить свет и тепло, делать людей добрыми, благородными, а значит, счастливыми. Именно этим и объясняется нежелание Гринёва говорить о Марье Ивановне на суде, когда решается его собственная судьба. Ведь счастье любимой девушки, её незапятнанное имя – что может быть дороже для истинной любви! Наверное, человек будет счастлив только в том случае, если он в состоянии сделать счастливыми близких ему людей. Несмотря ни на что! Даже если ему самому грозит смертельная опасность.

Можно только восхищаться смелостью и решительностью Марьи Ивановны, когда она, будучи любимой и любящей, отправляется на защиту своего жениха. Она не требует правосудия, а просит милости, милосердия.

Тема милосердия раскрывается при сопоставлении характеров двух правителей – императрицы Екатерины II и Емельяна Пугачёва, Петра III, как он называл себя. Императрица добра и заботлива, но это не мешает ей отдавать приказы, жестоко наказывая восставших. Пугачёв тоже может быть как милосердным, так и жестоким. Достаточно вспомнить захват Белогорской крепости, многочисленные казни. Но ведь они были как со стороны восставших, так и со стороны правительственных войск. Невозможно оставаться равнодушным, когда читаешь и представляешь изувеченного башкирца, казнь капитана Миронова, смерть Василисы Егоровны… Жестокость и зверство не есть проявление врождённых пороков только непросвещённых мужиков. Одна жестокость не оправдывает другую, ведь в результате такой вражды теряется самое главное – обесценивается человек, человеческие чувства, возникает угроза уничтожения главных качеств человека: чести, достоинства, долга перед своим Отечеством.

Простым людям тоже не чуждо представление о чести и долге. Савельич, преданный своему барину слуга, лучшие годы прослуживший ему верой и правдой, готовый жизнь отдать “за барское дитя”, становится ему в конце романа верным другом.

Так что же должно быть основой истинных человеческих отношений? По мнению А.С. Пушкина, необходима такая форма государственной жизни, в основе которой лежат подлинные человеческие качества: честь, совесть, уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость.

Пусть прошло уже более 170 лет, но роман не потерял своей актуальности. Ведь выбор правильного пути любого человека состоит не в том, чтобы успеть вовремя перебежать из одного лагеря в другой, а в том, чтобы в любых условиях сохранить в себе человеческое достоинство, гуманность, умение уважать и ценить жизнь других людей. Формированию таких нравственных понятий у школьников поможет изучение романа А.С. Пушкина “Капитанская дочка”.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: