Пушкин Капитанская дочка — сочинение Тема чести и человеческого достоинства в произведении А

Читая его творения,
можно превосходным образом
воспитать в себе человека.
В. Г. Белинский
В любом литературном произведении, так или иначе, в том или ином виде ставятся вечные вопросы – что считать нормой нравственности? Где грань, отделяющая нравственность от безнравственности? Отличаются ли они вообще? И почти в любом произведении речь, как правило, идет об идеалах нравственности.
Я считаю, что честь занимает первое место в ряду нравственных символов. Можно пережить распад экономики, перетерпеть даже расставание с самыми дорогими людьми и с Родиной, но с разложением нравственности никогда не смирится ни один народ на земле. В человеческом обществе всегда относились с презрением к бесчестным людям.
Потеря чести – это падение моральных устоев, за которым следует неотвратимое наказание: исчезают с карты земли целые государства, пропадают в черной дыре истории народы, погибают отдельные личности.
Русские писатели всегда обращались в своих произведениях к проблеме чести. Сегодня, в наше непростое время, она звучит особенно остро.
Понятие чести воспитывается в человеке с детства. На примере повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» хорошо видно, как это происходит в жизни и к каким приводит результатам. Главный герой повести Петр Андреевич Гринев с детства воспитывался в обстановке высокой нравственности. На первых страницах повести Пушкин устами Савельича знакомит читателей с нравственными установками рода Гриневых: «Кажется, ни батюшка, ни дедушка пьяницами не бывали; о матушке и говорить нечего…» Такими словами воспитывает старый слуга своего подопечного Петра Гринева, который впервые напился и вел себя неприглядно. А перед отъездом на службу Гринев получает от отца завет: «Береги платье снову, а честь – смолоду». Эта народная пословица также является эпиграфом к произведению. Вся дальнейшая история Гринева представляет собой выполнение, несмотря на все трудности и ошибки, этого отцовского завета. Но честь – термин широко понимаемый. Если для Гринева-отца честь – это прежде всего честь дворянина и офицера, то Гринев-сын, не отказываясь от такого понимания, смог расширить понятие чести до его человеческого и гражданского значения.
В нем как бы соединились доброе, любящее сердце матери с честностью, прямотой, смелостью – качествами, которые присущи его отцу.
Первый раз Гринев поступил по чести, вернув карточный долг, хотя в той ситуации Савельич пытался его уговорить уклониться от расчета. Но благородство взяло верх.
Человек чести, по-моему, всегда добр и бескорыстен в общении с другими. Эти качества проявились в щедром подарке неизвестному ему «мужичку», который указал дорогу во время бурана и который потом сыграл решающую роль во всей его дальнейшей судьбе. И в том, как, рискуя всем, он бросился на выручку захваченному в плен Савельичу.
Испытания ожидали Гринева и в крепости, где он служил. Своим поведением здесь Петр Андреевич доказал верность заветам отца, не изменил тому, что считал своим долгом и своей честью. Швабрин препятствует любви Гринева к Маше Мироновой, плетет интриги. В конце концов дело доходит до поединка. Полной противоположностью честному и прямому Гриневу является его соперник Алексей Иванович Швабрин. Он человек корыстный и неблагодарный. Ради своих личных целей Швабрин готов совершить любой бесчестный поступок. Он клевещет на Машу Миронову, бросает тень на ее мать. Он наносит Гриневу вероломный удар на дуэли и вдобавок пишет лживый донос на него Гриневу-отцу. На сторону Пугачева Швабрин переходит не по идейным убеждениям: он рассчитывает сохранить свою жизнь, надеется в случае успеха Пугачева сделать при нем карьеру, а главное, хочет, расправившись со своим соперником, насильно жениться на девушке, которая его не любит.
Честность и порядочность занимает особое место и в характеристиках героев.

Уроки нравственности в повести «Капитанская дочка»

Классическая русская литература всегда помогала читателям найти ответы на жизненные вопросы, отличалась глубиной понимания нравственных проблем. Скольким людям помогли решить вопросы морального выбора произведения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого!

А.С.Пушкин конечной целью своего творчества видел в следующем: «чувства добрые я лирой пробуждал». Поэтому из его произведений наши современники извлекают уроки чести, дружбы, любви и сострадания. «Капитанская дочка» — одно из самых насыщенных нравственными проблемами произведений. Его героям предстоит трудный путь, в процессе которого и формируются их представления о долге и чести. Нравственная проблематика произведения отражается и в эпиграфе – «береги честь смолоду».

В эпиграфе заключен первый урок нравственности. Петр Гринев, главный герой повести, во всех ситуациях стремится поступать как человек чести, чтобы соответствовать статусу дворянина и не разочаровать отца. Кроме того, в Петре Гриневе живет голос совести, который позволяет ему отличать хорошее от плохого.

«Описание природы в произведениях Пушкина»

Пушкин был наделен от природы исключительным художественным дарованием. Но для того, чтобы сделать то, что он сделал,— первым заложить на века основы русской литературы, как великого национального искусства слова, поднятого на уровень величайших мировых шедевров,— одного дарования было мало: необходим был гигантский, упорный, настойчивый, целеустремленный труд. Гениальный писатель-художник, он был и неутомимым тружеником. Без постоянного труда, говаривал он, не может быть создано ничего «истинно великого». Увлекательная и поучительная картина именно такого труда ярко предстает перед нами, если мы обратимся к истории создания завершающего всю его литературную работу, истинно великого произведения — романа «Капитанская дочка».

Как и «Евгений Онегин», «Капитанская дочка» — «многолетний труд» Пушкина-прозаика, работа над которым продолжалась около четырех лет и потребовала как многочисленных специально исторических изучений, так и длительного художественного вынашивания. Об этом свидетельствуют целых пять дошедших до нас планов романа, существенно отличающихся от окончательного текста и во многом отличающихся друг от друга. Правда, это различие (как ни для какого другого произведения Пушкина) предварительных планов, и в особенности отличие от них окончательного текста, объясняется весьма трудными поисками наиболее цензурно приемлемого варианта для воплощения очень острой политически темы — о переходе дворянина на сторону народного восстания. Но наряду с этим планы отражают и специфически художественные искания Пушкина, вызванные его неизменным стремлением к предельному художественному лаконизму, к наивозможному сжатию фабулы, числа действующих лиц. Стремление к устранению всего лишнего, ненужных подробностей, необязательных деталей, наглядно обнаруживается и при изучении последующей работы Пушкина над текстом «Капитанской дочки».

Например, описывается степной «умёт» — постоялый двор, куда вожатый привез Гринева и Савельича во время бурана. Умет содержал «яицкий казак… мужик лет шестидесяти, еще свежий и бодрый». В первоначальных вариантах читаем: «Хозяин встретил нас у ворот, держа фонарь под полою, и ввел меня в горницу, где горела лучина (в другом варианте: «хозяйка засветила лучину») и где на столе стоял горшок со щами»; «ввел меня в горницу довольно чистую— лучина освещала ее. На столе стоял горшок щей. На стене висела винтовка и высокая казацкая шапка». Из окончательного текста Пушкин устраняет и «хозяйку», и «горшок щей». Остается только один хозяин и предметы, имеющие прямое отношение к боевому казачьему быту: «Хозяин встретил нас у ворот, держа фонарь под полою, и ввел меня в горницу, тесную, но довольно чистую; лучина освещала ее. На стене висела винтовка и высокая казацкая шапка».

Винтовка, висящая на стене хозяина умета, указана Пушкиным не зря: из последующих глав мы видим, как застреляли вскоре винтовки яицких казаков! Равным образом «высокая шапка» является в дальнейшем постоянной приметой самого Пугачева (в главе седьмой: «На нем был красный казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза»; в главе одиннадцатой: «Пугачев сидел… в красном кафтане, в высокой шапке…»).

Таким образом, винтовка на стене, и высокая шапка не просто живописные бытовые детали, они — своего рода интродукция к основному историческому содержанию романа — к «пугачевщине». Наоборот, «горшок щей», имеющийся в чернозом варианте, является как раз таким «ружьем», которое «не стреляет». Щей в дальнейшем ходе данного эпизода никто не ест, а как еще одна бытовая деталь это только рассеивало бы внимание, отвлекало от главного и потому единственно нужного — от винтовки и высокой шапки.

И во всей «Капитанской дочке» нет ни одного «нестреляющего ружья» — ни одного ненужного штриха, ни одной лишней детали. В романе довольно много персонажей, но среди них почти нет случайных, так сказать, «проходных» лиц (появился и исчез). Все они обычно связаны между собой в общий композиционный узел.

Проблемы нравственного характера в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Разделы: Литература

Из опыта работы

У каждого из нас свой Пушкин. И первое знакомство с ним у каждого происходит по-своему, по-разному. Всё, наверное, начинается с детства, со сказки. Помните:

У Лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом…

Как хотелось тогда, в детстве, узнать, где же оно находится, это Лукоморье, побродить там, посидеть под знаменитым дубом, послушать сказки, которые рассказывает волшебный кот.

А как хотелось поймать золотую рыбку и попросить её исполнить хотя бы одно желание! Но детство заканчивается, и ты узнаёшь, что все эти герои, эти события останутся с тобой навсегда, благодаря волшебной фантазии замечательного поэта и писателя Александра Сергеевича Пушкина.

Ты взрослеешь, а вместе с тобой “взрослеют” и его произведения. Только теперь это другие книги и иные герои, вместе с которыми размышляешь о смысле жизни, любишь, страдаешь, которым сочувствуешь и за которых переживаешь.

Произведениям Пушкина суждена долгая жизнь, ведь проблемы, которые автор ставит в них, не являются проходящими, сиюминутными. Взять хотя бы “Капитанскую дочку”. За годы работы в школе при изучении этого произведения я использовала традиционный путь разбора: по отдельным главам (по ходу действия), “по образам” (когда в центре внимания находится герой произведения). Но однажды, отступив от традиции, выбрала путь разбора произведения по проблемам. Несмотря на то, что события, описанные в романе, относятся к XVIII веку, проблемы, поставленные Пушкиным, не потеряли своей актуальности и сегодня. Это проблема чести и долга, нравственного выбора человека; проблема насилия и сострадания; проблема любви и милосердия.

Изучение “Капитанской дочки” является логическим продолжением знакомства с “Историей Пугачёвского бунта”, ставшего основой для романа, в котором главной темой являются люди, их взаимоотношения, характеры, а также вечные ценности, без которых невозможна жизнь человека.

Каждому герою романа пришлось многое испытать. И все эти испытания связаны с понятиями чести, долга, человеческого достоинства.

Главной герой “Капитанской дочки” Пётр Гринёв проходит путь от вчерашнего недоросля, гонявшего голубей да бегавшего по девичьим, до человека, ставшего честным и порядочным офицером. Нравственные понятия, сформированные в семье Гринёвых, помогают ему с честью выйти из сложных ситуаций. А необдуманные шаги, совершённые Гринёвым, привели к поступку, определившему всю его последующую жизнь.

Заячий тулуп! Какая, казалось бы, ценная вещь! Но дело не в ценности тулупа, а в человечности, в сострадании, в милосердии, наконец. Бродяга ведь тоже человек, оказавшийся в данный момент в сложной ситуации. Так что же, разве такой человек не заслуживает сочувствия? Помогая ему, Пётр Гринёв не думал о последствиях своего поступка. Просто помог. Потому что долг любого человека – помочь в беде другому. Но у бродяги оказалась хорошая память. И чувство долга ему тоже не было чуждо. Наверное, судьбе было так угодно, чтобы встретились эти два человека: дворянин и беглый крестьянин. Такие разные по происхождению, воспитанию, отношению к жизни, политике, власти. Но понятия о чести, долге, честности, просто о человеческой порядочности сближают этих людей.

Гринёв в своих поступках честен и открыт, прямо заявляет, что не может перейти на сторону Пугачёва. Не этому учил его отец, ведь главное для старика Гринёва – беречь дворянскую честь и верно служить Отечеству. Надо отдать должное, что Пугачёв понимает состояние Гринёва, не заставляет его изменить своим принципам, переступить через себя.

Но совсем не такой Швабрин, у которого свои понятия о чести, долге, человеческом достоинстве. А есть ли вообще эти качества у него? Что же двигало им, когда он перешёл на сторону Пугачёва? Сочувствие угнетённому народу, поднявшемуся против произвола властей? А может быть, совпадение политических взглядов с восставшими? Или все его поступки можно объяснить исключительно пылкой любовью к Марье Ивановне?

Но разве любовь делает людей жестокими и бездушными? Можно ли совершить преступление, даже во имя неё? Ведь любовь призвана дарить свет и тепло, делать людей добрыми, благородными, а значит, счастливыми. Именно этим и объясняется нежелание Гринёва говорить о Марье Ивановне на суде, когда решается его собственная судьба. Ведь счастье любимой девушки, её незапятнанное имя – что может быть дороже для истинной любви! Наверное, человек будет счастлив только в том случае, если он в состоянии сделать счастливыми близких ему людей. Несмотря ни на что! Даже если ему самому грозит смертельная опасность.

Можно только восхищаться смелостью и решительностью Марьи Ивановны, когда она, будучи любимой и любящей, отправляется на защиту своего жениха. Она не требует правосудия, а просит милости, милосердия.

Тема милосердия раскрывается при сопоставлении характеров двух правителей – императрицы Екатерины II и Емельяна Пугачёва, Петра III, как он называл себя. Императрица добра и заботлива, но это не мешает ей отдавать приказы, жестоко наказывая восставших. Пугачёв тоже может быть как милосердным, так и жестоким. Достаточно вспомнить захват Белогорской крепости, многочисленные казни. Но ведь они были как со стороны восставших, так и со стороны правительственных войск. Невозможно оставаться равнодушным, когда читаешь и представляешь изувеченного башкирца, казнь капитана Миронова, смерть Василисы Егоровны… Жестокость и зверство не есть проявление врождённых пороков только непросвещённых мужиков. Одна жестокость не оправдывает другую, ведь в результате такой вражды теряется самое главное – обесценивается человек, человеческие чувства, возникает угроза уничтожения главных качеств человека: чести, достоинства, долга перед своим Отечеством.

Простым людям тоже не чуждо представление о чести и долге. Савельич, преданный своему барину слуга, лучшие годы прослуживший ему верой и правдой, готовый жизнь отдать “за барское дитя”, становится ему в конце романа верным другом.

Так что же должно быть основой истинных человеческих отношений? По мнению А.С. Пушкина, необходима такая форма государственной жизни, в основе которой лежат подлинные человеческие качества: честь, совесть, уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость.

Пусть прошло уже более 170 лет, но роман не потерял своей актуальности. Ведь выбор правильного пути любого человека состоит не в том, чтобы успеть вовремя перебежать из одного лагеря в другой, а в том, чтобы в любых условиях сохранить в себе человеческое достоинство, гуманность, умение уважать и ценить жизнь других людей. Формированию таких нравственных понятий у школьников поможет изучение романа А.С. Пушкина “Капитанская дочка”.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector