Белогорская крепость в повести Пушкина «Капитанская дочка»

Мировая критика признала повесть «Капитанская дочка», написанную Александром Сергеевичем Пушкиным, самой лучшей прозой в его творчестве.

Александр Сергеевич тщательно изучал архивы для того, чтобы избежать неточностей, лучше понять поступки людей того времени, он даже едет на место восстания Пугачева – чтобы впитать и вобрать в себя те события, а после поделиться ими со своими читателями.

В повести сказано, что Белогорская крепость, куда был отправлен на службу главный герой Петр Гринев, находилась в 40 верстах от города Оренбурга

Изначально Гринев настороженно воспринял жителей Белогорской крепости, но вскоре полюбился им и в доме коменданта он был родным. Василиса Егоровна, жена коменданта, встретила Петра Гринева так, словно знала его тысячу лет.

На все служебные дела она смотрела так, словно они были хозяйские, поэтому она с легкостью с ними справлялась, будто управляла своим домом. Они прожили с мужем двадцать лет в Белогорской крепости,

Также в Белогорской крепости жила Маша Миронова, дочка капитана. Несмотря на то, что Маша привыкла к военной жизни с детства, она все равно выросла ранимой девушкой, утонченной и скромной. Кроме этого, Маша обладала проницательным умом, чувством чести, была способна на глубокие и искренние чувства к окружающим, недаром Савельич называл ее ангелом.

Жил в Белогорской крепости и Савельич, слуга Гриневых. Он является героем, носящим собирательный народный характер, колорит. Савельич постоянно пересыпает в своей речи народными пословицами и прибаутками, самоотверженно служит Гриневым, искренне предан им и смотрит на все глазами своих хозяев.

Помимо простых людей в крепости жил Швабрин, принадлежащий к знатному роду. Это был гвардейский офицер при деньгах, не без ума, но с весьма поверхностным образованием.

Швабрин дико избалован, он привык к тому, что все делают то, что хочет он, стараются ему угодить во что бы то ни стало, а все его желания исполняются в тот же миг. Кроме того, можно сказать, что Швабрин – завистник и трус, коих надо поискать.

Нравственная проблематика повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

В эпиграф своей повести «Капитанская дочка» А.С.Пушкин вынес русскую пословицу «Береги честь смолоду». Пословицы несут в себе народную мудрость, которая складывается веками. Можно не доверять пословицам, считать их банальными словами, но очень часто смысл этих высказываний понимается только тогда, когда человек на себе испытает какие-либо жизненные испытания.
Так случилось и с Петром Гриневым, главным героем повести. Обстоятельства сложились так, что перед ним встал выбор: рискнуть, но поступить как честный человек или, испугавшись опасности, предать близких людей, свои идеалы.
В эпиграфе автор как бы ставит вопрос, а сможет ли главный герой сохранить свою честь? К счастью, случилось именно так.
Петр Гринев – молодой сын помещика — проходит службу в армии. Отец, давая сыну наставления перед отъездом, говорит ему: «Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся, от службы не отговаривайся, и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Это значит, что с детства Петру Гриневу показывали ценность чести, ее важность в жизни.
Но не только воспитание позволяет герою сохранить честь. Гринев — добрый и искренний человек: он дарит заячий тулуп встречному мужику, он любит Машу Миронову и ради нее нарушает военную дисциплину. Гринев любит Савельича и помогает ему выбраться из рук пугачевцев. Прямота и искренность Петра понравились Пугачеву и расположили Гринева к нему.
Молодой человек верен присяге и данному императрице слову. На предложение Пугачева поступить к нему на службу он, после минутного колебания, отвечает решительным отказом: «Голова моя в твоей власти, — отпустишь меня – спасибо; казнишь – бог тебе судья». Возможно, именно эта верность присяге спасла жизнь Гриневу, твердость его характера заставила Пугачева обратить внимание на него и вызвала симпатию самозванца.
Честь и верность долгу проявляются в Гриневе в его противопоставлении Швабрину. Этот образованный, красноречивый, остроумный человек равнодушен к окружающим, думает только о себе. Ради собственной выгоды он готов перейти на сторону врага, держать взаперти беззащитную девушку. Швабрин пишет ложный донос отцу Гринева на его сына. Без раздумий этот герой вступает в ряды пугачевцев, когда победа была на их стороне. Гринев никогда не поступил бы так, какую выгоду ему бы не пообещали за такие действия.
Чувство долга, искренность, преданность – из этих качеств складывается личность Гринева. Нет, он не герой, он иногда боится и сомневается, но он старается не отступать от своих убеждений и в крайних случаях готов совершить поистине героические поступки ради близких людей. Есть служба, есть долг, и это очень важно, но Гринев всегда остается человеком с добрым сердцем. Даже в Пугачеве он видит, прежде всего, умного, отважного, великодушного человека, защитника бедных и сирот.
Нравственная проблематика повести тесным образом связана и с образом Маши Мироновой. Героиня появляется впервые на страницах повести во время обеда в крепости и не производит на Гринева никакого впечатления.
Но все дальнейшее повествование в произведении строится так, что образ «дурочки», как представляет ее Швабрин, и «трусихи» (так называет Машу ее мать, Василиса Егоровна), вырастает до образа сильной, мужественной девушки, гордой и мудрой.
Маша из той категории людей, скромных, незаметных, на первый взгляд, заурядных, которые в трудную минуту преображаются, демонстрируют душевные силы, энергию. «Трусиха» Маша предпочитает жить взаперти, на хлебе и воде, но не дает согласия стать женой беспринципного, подлого Швабрина: Маша верна любимому человеку и своим высоким моральным принципам.
«Трусиха» Маша ради любимого человека пойдет к самой императрице всея Руси, дабы сказать государыне о невиновности своего жениха, просить великой милости — даровать ему свободу. А ведь подобный шаг могла сделать только отважная, сильная девушка. Не так-то это просто: решиться на встречу и беседу с самой императрицей, расположить ее к себе.
Дав своему произведению такое название — «Капитанская дочка» — Пушкин подчеркнул, что его волнует прежде нравственная проблематика и что Маша олицетворяет собой душевную чистоту, благородство, мужество и скромность.
Береги честь смолоду… Это значит, что честь не забывает прошлых ошибок. Оступившись один раз в молодости, ты уже не сможешь полностью очистить свою совесть от темных пятен минувших дней. Вся зрелая жизнь – по большому счету, взращивание плодов юности. Петр Гринев и Маша Миронова, по моему мнению, вступают в зрелость с хорошей духовной почвой, готовой для добрых дел и справедливых решений.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Капитанская дочка / Нравственная проблематика повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Смотрите также по произведению «Капитанская дочка»:

Мятежный дух Пугачева повести «Капитанская дочка»

Пушкин-историк убедился в грозной стихии ненависти «черного народа» к дворянству, а вслед за ним и к правительству. Пушкинский дворянин оказался в трагической ситуации: на одном полюсе «ужо тебе!», обращенное к «самовластию», на другом — «ужо тебе!», адресованное и дворянству, и самодержавию взбунтовавшимся народом. Дворянство, принадлежностью к которому Пушкин гордился, на глазах у поэта попадало в жернова отечественной истории. Спасение его, а вместе с ним и русской государственности Пушкин видел в национальной святыне, призванной снять рознь и вражду в намечавшемся и, как оказалось, неотвратимом национальном расколе и противостоянии. В этом заключался и современный Пушкину, и обращенный в будущее подтекст исторической повести «Капитанская дочка», которая является «повестью» лишь по объему, а по масштабности поставленных в ней общенациональных проблем — первым «зерном», «формулой» русского романаэпопеи.

«Береги честь смолоду» — храни верность православным святыням, которые не мы выбирали: их дал нам Бог вместе с нашей историей. Таков смысл эпиграфа к «Капитанской дочке», определяющий разрешение в ней главной трагической коллизии. Пушкин избрал для своей повести форму записок дворянина Петра Гринева, обращенных к его потомству. Поэт считал, что память о прошлом отличает образованность от дикости. В форме «родовых воспоминаний» передавалась от деда к внуку святыня национального предания, без которой душа человека — «алтарь без божества». В записках Гринева есть и прямые обращения к юношеству, за которыми скрывается голос самого Пушкина: «Молодой человек! если записки мои попадутся в твои руки, вспомни, что лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений». Такую же направленность имеет в повести описание последствий страшного мятежа, завершающееся фразой, вошедшей в пословичную кладовую русской народной мудрости: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный».

«Конечно,— пишет Н. Н. Скатов,— это книга о смуте, о восстании, о революции, и, наверное, нет в русской классике более грандиозной картины бунта, более впечатляющего изображения мятежа как стихии. Само явление Пугачева — из бурана, из метели, из вьюги. Он ее страшное дитя. Здесь — еще и картина взрыва почти космических природных сил. Позднее лишь далекий потомок Александра Пушкина Александр Блок так ощутит и выразит их в поэме «Двенадцать»: «ветер» его поэмы сродни «бурану» пушкинской повести».

Мятежный дух Пугачева знает ту страшную красоту упоения на краю мрачной бездны, о которой идет речь в «Пире во время чумы». В нем представлен тот отдавшейся своеволию распоясавшейся русской натуры, о которой потом будет говорить Достоевский. Упоение гибелью сеет вокруг страшную стихию беззакония и беспредела, когда жизнь человеческая не ставится ни во что, попадая в зависимость от разгулявшихся на русской вольной волюшке разрушительных, бесовских страстей. Пугачев у Пушкина их злой гений. Он и свою жизнь поставил на ту же карту, исповедуя жутковатую мудрость калмыцкой сказки о споре орла с вороном: «. нет, брат ворон; чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живою кровью!» «Какова калмыцкая сказка?»— спрашивает Пугачев Гринева с какимто «диким вдохновением» и получает бесстрашный, правдивый ответ: «Но жить убийством и разбоем значит по мне клевать мертвечину».

Пугачев у Пушкина чувствует свою обреченность. Может, потому он и жесток особенно, и беспощаден к себе и к другим. Очарованная анархическим безудержем его, М. Цветаева в книге «Мой Пушкин» противопоставила гениальному «вожатому» «бесцветного», с ее точки зрения, Гринева. Но понять «Капитанскую дочку» так — значит не понять ее вообще, не уловить за зловещей красотой полыхающего мятежа те ценности, те святыни, ради которых повесть написана. Народность Пугачева не столько в его бесшабашной удали, сколько в другом, в том, что неожиданно объединяет Пугачева, поверх всех барьеров, всех русских бездн, мятежей и расколов, с Петром Гриневым и Машей Мироновой, с отцом Гринева и казненным им капитаном Мироновым. Это скрытая в глубинах русской его души святыня христианской совестливости.

Совесть в душе Пугачева заставляет на добро Петруши Гринева ответить добром. Совесть помогает ему по достоинству оценить прямоту и бесстрашие дворянского юноши, преданного завету отца: «Береги платье снову, а честь смолоду».

На закладке одной из книг в своей библиотеке Пушкин написал:

  • Воды глубокие
  • Плавно текут.
  • Люди премудрые
  • Тихо живут.

На фоне мятежного Пугачева, которому «улица тесна и воли мало», Гринев и впрямь выглядит не столь ярким. Но ведь и все по настоящему мудрое и глубокое чуждается блеска и треска. «Вот он просто и тихо говорит Пугачеву: «Нет. я природный дворянин; я присягал государыне императрице; тебе служить не могу. велят идти против тебя — пойду, делать нечего. Голова моя в твоей власти: сказал тебе правду». «То, что он говорит,— пишет В. С. Непомнящий,— так же просто и тихо, как стихотворение «Я вас любил», где страсть отступает перед любовью, а красота скрывается в правде, где поэтическое слово не сверкает, не гремит, а почти безмолвствует. Он отвечает Пугачеву с любовью, отвечает как человек, у которого правда и «воля» внутри, которому никакая улица не тесна. В его словах та скрытая гармония, которая еще сильней явленной, и просты эти слова потому, что идеал всегда прост.

Герой «Капитанской дочки» оказался словом писателя, выражающим (как и народное, фольклорное слово) единственность и безотносительность нравственной истины, простота и неяркость которой — от ее чистоты и глубины. Так может казаться бесцветным бездонный среднерусский пейзаж».

Роман «Капитанская дочка» — зрелое и одно из лучших произведений Александра Сергеевича Пушкина. В романе создается широкая панорама событий накануне и во время крестьянской войны под предводительством Пугачева. Героическое время родило и самоотверженные характеры. Хочется остановиться на образе Марьи Ивановны Мироновой, проследить все изменения, произошедшие с ней, объяснить их причину.

В начале произведения перед нами предстает робкая, несмелая девушка, о которой мать говорит, что она «трусиха». Бесприданница, у которой только и есть, что «частый гребень, да веник, да алтын денег». Со временем читателям открывается характер Марьи Ивановны—»благоразумной и чувствительной, девушки». Она способна на глубокую и искреннюю любовь, но врожденное благородство не позволяет ей поступиться принципами. Она готова отказаться от личного счастья, потому что нет на него благословения родителей. «Нет, Петр Андреич,— отвечала Маша,— я не выйду за тебя без благословения твоих родителей. Без их благословения не будет тебе счастья. Покоримся воле Божией». Но резко меняется окружающая жизнь, приходят в крепость «мятежники злодея Пугачева», меняется и положение Маши. Из дочери капитана она становится пленницей Швабрина. Казалось бы, что слабая и робкая девушка должна подчиниться воле своего мучителя. Но Маша проявляет здесь черты, до сих пор жившие в ней подспудно. Она готова умереть, лишь бы не стать женой Алексея Ивановича.

Спасенная Пугачевым и Гриневым, Марья Ивановна постепенно обретает утраченное равновесие. Но вот новое испытание: Гринев попадает под суд как изменник. Доказать его невиновность может лишь она. Марья Ивановна находит в себе силы и решимость ехать ко двору императрицы искать защиту. Теперь в этих хрупких руках судьба любимого, залог будущего счастья. И мы видим, что в этой девушке достало решительности, находчивости и ума, чтобы спасти Гринева, восстановить справедливость.

Таким образом на протяжении романа постепенно меняется характер этой девушки. Из робкой, бессловесной «трусихи» она вырастает в смелую и решительную героиню, способную отстоять свое право на счастье. Именно поэтому роман назван в честь нее «Капитанская дочка». Она истинная героиня. Ее лучшие черты разовьются и проявятся в героинях Толстого и Тургенева, Некрасова и Островского.

Уроки нравственности в повести «Капитанская дочка»

Классическая русская литература всегда помогала читателям найти ответы на жизненные вопросы, отличалась глубиной понимания нравственных проблем. Скольким людям помогли решить вопросы морального выбора произведения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого!

А.С.Пушкин конечной целью своего творчества видел в следующем: «чувства добрые я лирой пробуждал». Поэтому из его произведений наши современники извлекают уроки чести, дружбы, любви и сострадания. «Капитанская дочка» — одно из самых насыщенных нравственными проблемами произведений. Его героям предстоит трудный путь, в процессе которого и формируются их представления о долге и чести. Нравственная проблематика произведения отражается и в эпиграфе – «береги честь смолоду».

В эпиграфе заключен первый урок нравственности. Петр Гринев, главный герой повести, во всех ситуациях стремится поступать как человек чести, чтобы соответствовать статусу дворянина и не разочаровать отца. Кроме того, в Петре Гриневе живет голос совести, который позволяет ему отличать хорошее от плохого.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: