Новости проекта — Культура

Новости проекта «Культура»

Добавлена страница об известном евпаторийце — Борисе Завальнюке

Приглашаю к сотрудничеству евпаторийских поэтов, прозаиков, художников. Пишите

Владимир Маяковский в Евпатории

Первое знакомство с Крымом у В.В. Маяковского состоялось в 1913 году, когда он вместе с другими футуристами, в том числе Игорем Северяниным, совершил турне по Крыму с чтением стихов и лекций. Одиннадцать лет спустя Маяковский снова в Крыму. Жизнь его в этот приезд, так же как и в последующие меньше всего напоминала отдых. В «Я сам», в главе «1926-й год», поэт напишет: «Вторая работа – продолжаю прерванную традицию трубадуров и менестрелей. Езжу по городам и читаю: Новочеркасск. Париж, Ростов. Ялта, Евпатория… и т.д., и т.д.».

Многочисленные выступления; работа над поэмами «Хорошо», «Владимир Ильич Ленин»; создание сценариев «Дети», «Слон и спичка» для Ялтинской кинофабрики и, конечно же, новые стихи.
Для любого евпаторийца главным стихотворением В.В. Маяковского конечно же является «Евпатория», последнее четверостишье которого актуально как тогда, так и теперь.

Чуть вздыхает волна,
и, вторя ей,
Ветерок
над Евпаторией.

Ветерки эти самые
рыскают,
Гладят
щеку евпаторийскую.

Ляжем
пляжем
в песочке рыться мы
бронзовыми
евпаторийцами.

Скрип уключин,
всплески
и крики —
развлекаются
евпаторийки.

В дым черны,
в тюбетейках ярких
караимы —
евпаторьяки.

И, сравнясь,
загорают рьяней
москвичи —
евпаторьяне.

Всюду розы
на ножках тонких.
Радуются
евпаторёнки.

Все болезни
выжмут
горячие
грязи
евпаторячьи.

Пуд за лето
с любого толстого
соскребет
евпаторство.

Очень жаль мне
тех, которые
не бывали
в Евпатории.

Сопровождавший поэта Павел Лавут так рассказывал на страницах евпаторийской городской газеты об одном из выступлении В.В.Маяковского:
«Евпатория, клуб «Первое Мая». Открытая площадка заполнена целиком. Обладателям входных билетов некуда втиснуться. Курортники настроены шумно и весело. Маяковский в ударе: «Евпатория — это вещь!».

Па следующий день он выступал в санатории «Таласса» для костнотуберкулезных. Эстрадой служила терраса главного корпуса. Перед ней расположились больные.

Тяжелобольных вынесли на кроватях. Других вывели под руки и уложили на шезлонгах. Собрался весь медицинский персонал. Всего — человек 300.

Во втором диске песен о Евпатории на стихотворение В. Маяковского «Евпатория» есть прекрасная музыкальная композиция.

В 1927 году на экраны вышел пропагандистский фильм «Евреи на земле». Одним из сценаристов фильма был Владимир Маяковский. Часть съемок фильма проходила в Евпатории и в Евпаторийском районе.

Маяковский и Евпатория

Владимир Владимирович Маяковский и его ранние дореволюционные произведения. Крымские стихи Маяковского периода гражданской войны. Публичные выступления во время поездок. Маяковский и Советский Крым. Выступления перед больными в санаториях Евпатории.

Рубрика Литература
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 16.11.2008
Размер файла 56,6 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Проникнутый с юношеских лет чувством глубокой ненависти к миру угнетателей и эксплуататоров, отразивший свои революционные взгляды уже в ранних дореволюционных произведениях —„Облако в штанах», „Война и мир» и др., — Маяковский с первого же дня Великой Октябрьской социалистической революции становится ее мужественным солдатом. « ‘Матросы и красногвардейцы шли на штурм Зимнего дворца, распевая частушку Маяковского: „Ешь ананасы, рябчиков жуй, день твой последний приходит, буржуй!”

В 1919 году Маяковский начинает работать в РОСТА (Российское телеграфное агентство). Это яркая страница в жизни и творчестве Владимира Владимировича. Наряду с созданием многих стихотворений, поэм и пьес, он вместе с коллективом работников делал „Окна сатиры РОСТА», которые представляли собой агитационные плакаты с подписями к ним.

На первых порах „Окна РОСТА» вывешивались в витринах магазинов и на вокзалах, в агитационных пунктах и в других местах, где собирался народ. С приходом Маяковского в РОСТА „Окна» получили большую политическую, агитационную и художественную целеустремленность.

Сам Маяковский об этом периоде своей деятельности вспоминал так:

„Первые окна сатиры делались в одном экземпляре и вывешивались в немедленно обступаемых народом витринах и окнах пустующих магазинов, дальнейшие размножались трафаретом, иногда до ста—ста пятидесяти экземпляров, расходившихся по окнам агитпунктов. Диапазон тем огромен: агитация за Коминтерн и за сбор грибов для голодающих, борьба с Врангелем и с тифозной вошью, плакаты о сохранении старых газет и об электрификации. Плакатов не менее трех тысяч двухсот. Подписей — второе собрание сочинений».

Стихи Маяковского гремели над страною в грозные годы гражданской войны:

„Шумел Колчак, что пароход. Шалишь, верховный. Задний ход.»

„Японцы, всуе белых учите,— ярмо микадо нам не всучите.»

„Мчит Пилсудский, пыль столбом, звон идет от мар-ша. Разобьется глупым лбом об коммуну маршал.»

Десятки и сотни подобных двустиший и четверостиший, метких острот, призывных, проникнутых революционным пафосом, рифмованных лозунгов, будили, ободряли, вселяли уверенность в победе.

Крымская тематика вступает в творчество В. В. Маяковского с 1920 года.

. Разгар гражданской войны. Иностранные захватчики и белобандиты ведут ожесточенную борьбу против Советской республики. Вслед за разгромленными Деникиным и Юденичем поднимается Врангель, собравший остатки деникинских войск. На западе по приказу Антанты бросила свои силы на Советскую страну Польша.

Маяковский направляет свое оружие против нового врага—Врангеля, окопавшегося в Крыму и начавшего оттуда наступление.

Добить Врангеля! Врангель еще жив, добей его без пощады!— такова партийная директива, которая внедрялась в сознание миллионов и которой служило поэтическое слово Маяковского.

Широко популярный в народе рассказ о том, „Как кума про Врангеля толковала без всякого ума»,— только частица написанного в те дни Мая-ковским на тему борьбы с белогвардейщиной. Вот краткий перечень названий этих стихов: „Кажется, небольшая вещь камень», „Праздновать— способы разные, как мы праздник отпразднуем», „Врангель, «Врангель, где ты был?», „Антанта признавала», „Крестьянин, так встречай Врангеля!», „Была у Врангеля добрая тетя», „Третья», „У Врангеля—буржуя все в распоряжении», „Ты не пошел на фронт бить барона?» „Последняя страничка гражданской войны» и многие, многие другие.

В большинстве случаев каждая из этих работ связывалась с агитационными плакатами.

Крымские стихи Маяковского периода гражданской войны обращены не только к фронту, но и к врангелевскому тылу, где вновь на шее трудящихся уселись заводчики, помещики и кулаки.

О крымских стихах и плакатах Маяковского, многие из которых делались с „телеграфной, пулеметной быстротой», можно сказать словами самого поэта: „Это не только стихи. это — прото-кольная запись труднейшего трехлетия революционной борьбы, переданная пятнами красок и звоном лозунгов».

„Грозный смех» Маяковского разил врагов рево-люции, его стихи вдохновляли красноармейцев на * фронте, бодрили уставших, клеймили трусов и маловеров. Его слово гремело не только над Советской республикой, оно перекатывалось через линию фронта и снарядом врывалось во вражеский стан.

Белогвардейская крымская печать злобно шипела на Маяковского, как на поэта революции. Ялтинский „Южный курьер» в № 82 за 31 августа 1920 года, в связи с выступлениями в Ялте реакционного поэта С. Клычкова, писал, снисходительно похлопывая по плечу Есенина и Клюева: „Утверждение С. Клычкова, будто Клюев и Есенин — не барды советского строя и Октябрьской революции, вряд ли можно оспаривать, ибо до Маяковского в этом смысле поэты-крестьяне не допрыгнули».

После гражданской войны В. В. Маяковский не раз возвращается к теме борьбы за освобождение Крыма. Это, прежде всего, многие страницы поэмы „Хорошо!»,- написанной в 1927 году к десятилетию Октября.

Героическая борьба за освобождение Крыма нашла яркое отражение в творчестве великого поэта социалистической революции, поэта, „революцией мобилизованного и призванного» для борьбы за радостное настоящее и еще более светлое будущее советского народа.

В многообразной творческой работе Маяковского большое место занимали его поездки по Советскому Союзу и за границу. Поездки эти были подлинными творческими командировками поэта. — Мне необходимо ездить,— говорил он,—общение с живыми вещами почти заменяет мне чтение книг. („Мое открытие Америки»).

Друг Владимира Владимировича» поэт орденоносец Николай Асеев вспоминает: „Особенность дарования Маяковского и, быть может, один из коренных признаков массовости его творчества состояли в том, что ему не только не мешали, а, наоборот, помогали, являлись необходимыми и неотъемлемыми от работы — шум окружавшей его жизни, уличное движение, вся пестрота впечатлений, которые не оставались посторонними процессу его творчества».

В многочисленных поездках Маяковский собирал массу разнородного материала, еще в большей степени окунался в ту „пестроту впечатлений», которая была так необходима для его творчества. Разъезжая, сталкиваясь с людьми и общественными явлениями, он осязал и перерабатывал в стих многое из того, что до тех пор было ему известно, зачастую лишь по наслышке.

„Отбившись, мы ездим по странам по всем»,— заявляет Маяковский в одном из стихотворений 1928 года. Об этом же — в „Разговоре с фининспек-тором»:

в холода и в зной.

в авансы и в займы я.

учтите билет проездной!

езда в незнаемое.

Громадное значение придавал Владимир Владимирович своим публичным выступлениям во время поездок. Постоянное общение с многотысячной аудиторией отличало в нем подлинного поэтического трибуна революции.

….Продолжаю прерванную традицию трубадуров и менестрелей. Езжу по городам и читаю. Новочеркасск, Винница, Харьков, Париж, Ростов, Тиф-лис, Берлин, Казань, Свердловск, Тула, Прага, Ленинград, Москва, Воронеж, Ялта, Евпатория, Вятка, и т. д., и т. д., и т. д.

В этом беглом перечне городов мы встречаем и крымские города — Ялту, Евпаторию. Путешествовать начал Маяковский с первых лет своей поэтической деятельности. Крым он посетил впервые в декабре 1913 года, во время „турнэ футуристов» по России. В поездке этой участвовали Владимир Маяковский, Давид Бурлюк, Василий Каменский. В Крыму Маяковский и его друзья выступали тогда в Симферополе, в Керчи и Севастополе. В творчестве Маяковского эта первая поездка в Крым следа не оставила.

В Советский Крым Владимир Владимирович приехал первый раз в 1924 году, а в 1926—1929 гг. бывал здесь каждое лето. Поездки в Крым Владимир Владимирович предпринимал, главным образом, ради отдыха, но отдых этот бывал весьма относительным. „Маяковский, выезжая отдыхать на юг, менял там свой режим—подолгу лежал на солнце, вел размеренную жизнь, но для головы, для мозга он режима не менял. Он продолжал работать, продолжал обдумывать свои новые произведения. И даже нередко выступал перед публикой с чтением своих стихов. Это был, конечно, не отдых»,— пишет М. Зощенко.

Приезжая в Крым, Маяковский живо интересовался жизнью нашей республики, знакомился с местными литераторами и журналистами. Между прочим, одно из стихотворений Маяковского о загранице, написанное в результате поездки в Америку в 1925 году, а именно „Тропики», было впервые опубликовано в газете „Красный Крым».

Проездом, например, через Симферополь Владимир Владимирович посещал редакцию „ Красного Крыма», беседовал с редакционными работниками, делился с начинающими литераторами своим писательским опытом, давал советы. То же бывало и в других городах Крыма.

Пишущему эти строки известно много случаев, да крымские литераторы обращались к Владимиру Владимировичу и получали от него ценнейшие указания и критические замечания.

В результате крымских поездок Маяковского среди его произведений начали время от времени появляться и стихи на крымские темы. Непосредственно посвящены Крыму следующие произведения: „Севастополь — Ялта», „Ялта — Севастополь», „Чудеса», „Крым» („И глупо звать его „Красная Ницца» ..), „Крым» („Хожу, гляжу. «) ,,Земля наша обильна», „Польза землетрясений», „Евпатория», „Канцелярские привычки», „Небесный чердак».

В других стихах крымская тематика затрагивается частично, в связи с какой-либо другой основной темой. К числу этих стихов относятся ,,Еврей», „Славянский вопрос-то решается просто» и другие.

Кроме того, следует иметь в виду и те произведения, которые хотя и не имеют прямого отноше-ния к крымской тематике, но в Крыму создавались или заканчивались поэтом.

В 1924 году Маяковский, будучи в Крыму, продолжал работу над поэмой „Владимир Ильич Ленин». Последние разделы поэмы „Хорошо!», ее заключительные главы были написаны им летом 1927 года в Крыму и из Ялты были отправлены в Госиздат. Из двух разделов, которыми заканчивается поэма, последний—„Я земной шар чуть не весь обошел»— был написан в Ялте; здесь же Маяковский и выступил впервые с его чтением.

Во время одного из приездов в Ялту Маяковский написал известное стихотворение „Товарищу Нетте—пароходу и человеку». Посвящено оно па-мяти советского дипкурьера Теодора Нетте, убитого белобандитами за границей. Именем Нетте назван один из пароходов Черноморского флота. Стихотворение написано под свежим впечатлением встречи с пароходом „Нетте» в Одесском порту, откуда Маяковский направился в Крым. Стихотворение „Товарищу Нетте — пароходу и человеку» — ярчайший образец публицистической лирики.

Перейдем теперь к стихам, написанным непосред-ственно на крымские темы. Как и во всем творчестве поэта, мы видим в них органическую слитность лирики с публицистикой, пример лирики обще-ственной.

Лирически воспринимает поэт пейзажи, цветы, горы, море, все богатства крымской природы.

Стих маяковского евпатория

Сегодня исполняется 120 лет со дня рождения выдающегося советского поэта Владимира Владимировича Маяковского (1893-1930 г.г.), родившегося 19 июля 1893 года в селе Багдады, недалеко от Кутаиси, в Грузии.
В 1910 году Маяковский становится студентом Строгановского училища живописи, ваяния и зодчества и сближается с футуристами. Футуристическая эстетика поэзии, полная бравады, откровенного эпатажа, нарочитых экспериментов со словотворчеством и игрой с рифмой отразилась в стихотворном творчестве молодого поэта.

Маяковский был в числе авторов первых футуристических манифестов — «Пощёчина общественному вкусу», «Садок судей П», «Идите к чёрту». Однако нигилистическое бунтарство футуристов не удовлетворяло поэта.

Первое знакомство В.В. Маяковского с Крымом состоялось в 1913 году, когда он вместе с группой футуристами, в числе которой был Игорь Северянин, совершил тур по Крыму с выступлениями перед публикой с лекциями и чтением стихов.

В лирике Маяковского предреволюционной поры слышны негодующе-сатирические интонации, осмеивающие уродливые явления, социальные язвы российской действительности, и трагические интонации его стихов, связаны с темой гибели человека, носителя светлых идеалов гуманизма и демократии, в условиях «страшного мира».
В 1919 -1922 годах Маяковский активно работает в Российском телеграфном агентстве (РОСТА), выпускает более 3000 агитплакатов для «окон» РОСТА и пишет поэму «150 000 000».

В 1922 году состоялась поездка Маяковского в Америку, поэт пишет цикл стихов об Америке.
В 1924 году пишет поэму «Владимир Ильич Ленин» и работает в газетах «Известия», «Комсомольская правда».
В 1924 году Маяковский снова приезжает в Крым, но не на отдых, а на «вторую работу», как он называет её в главе «1926-й год» поэмы «Я сам»: «…продолжаю прерванную традицию трубадуров и менестрелей. Езжу по городам и читаю: Новочеркасск…, Париж, Ростов. Ялта, Евпатория… и т.д.».

В Крыму Владимир Маяковский не только выступает перед публикой со своими новыми стихами, но и создаёт сценарии «Дети», «Слон и спичка» для Ялтинской кинофабрики.
Сопровождавший Владимира Маяковского Павел Лавут рассказал об одном из выступлений поэта на страницах евпаторийской городской газеты:
«Евпатория, клуб «Первое Мая». Открытая площадка заполнена целиком. Обладателям входных билетов некуда втиснуться. Курортники настроены шумно и весело. Маяковский в ударе: «Евпатория — это вещь!». Конечно, отдых на курорте в Евпатории для российских туристов более доступный и привычный, не только потому, что не так далёк, как Паттайя, но и потому, что Крым русскому человеку всегда был родным и близким по духу и по общей истории, веками связывающей русских людей с Крымом и Чёрным морем.
На следующий день Владимир Маяковский выступал в санатории «Таласса» для лежачих больных костным туберкулёзом. Эстрадой для выступления поэта служила терраса главного корпуса, а перед ней расположились больные на кроватях или на шезлонгах. Собрался весь медицинский персонал санатория, всего собралось человек 300.

Побывал Маяковский и в евпаторийской гимназии, и выразил своё удивление, как можно удержать детей за партами, как можно учиться, когда в окна классов гимназии заглядывает море и солнце! Всем жителям Евпатории известно стихотворение В.В. Маяковского, посвящённое Евпатории.

ЕВПАТОРИЯ
Чуть вздыхает волна,
и, вторя ей,
Ветерок
над Евпаторией.
Ветерки эти самые
рыскают,
Гладят
щеку евпаторийскую.
Ляжем
пляжем
в песочке рыться мы
бронзовыми
евпаторийцами.
Скрип уключин,
всплески
и крики —
развлекаются
евпаторийки.
В дым черны,
в тюбетейках ярких
караимы —
евпаторьяки.
И, сравнясь,
загорают рьяней
москвичи —
евпаторьяне.
Всюду розы
на ножках тонких.
Радуются
евпаторёнки.
Все болезни
выжмут
горячие
грязи
евпаторячьи.
Пуд за лето
с любого толстого
соскребет
евпаторство.

Очень жаль мне
тех,
которые
не бывали
в Евпатории.
3 августа 1928 г. Евпатория

Хожу,
гляжу в окно ли я —
цветы
да небо синее,
то в нос тебе
магнолия,
то в глаз тебе
глициния.

Под страшной
стражей
волн-борцов
глубины вод гноят
повыброшенных
из дворцов
тритонов и наяд.

Пылают горы-горны,
и море синеблузится.
Людей
ремонт ускоренный
в огромной
крымской кузнице.

Художник: Кондратенко Гавриил Павлович (1854 — 1924). Крым. Вид на море.

«Из улицы в улицу» В. Маяковский

«Из улицы в улицу» Владимир Маяковский

У-
лица.
Лица
у
догов
годов
рез-
че.
Че-
рез
железных коней
с окон бегущих домов
прыгнули первые кубы.
Лебеди шей колокольных,
гнитесь в силках проводов!
В небе жирафий рисунок готов
выпестрить ржавые чубы.
Пестр, как форель,
сын
безузорной пашни.
Фокусник
рельсы
тянет из пасти трамвая,
скрыт циферблатами башни.
Мы завоеваны!
Ванны.
Души.
Лифт.
Лиф души расстегнули,
Тело жгут руки.
Кричи, не кричи:
«Я не хотела!» —
резок
жгут
муки.
Ветер колючий
трубе
вырывает
дымчатой шерсти клок.
Лысый фонарь
сладострастно снимает
с улицы
черный чулок.

Анализ стихотворения Маяковского «Из улицы в улицу»

Ранний период творчества Владимира Маяковского связан с таким литературным направлением, как кубофутуризм. Для него характерна игра слов и построение ассоциативного ряда на основании образов, создаваемых необычными звуковыми сочетаниями. В данном ключе выдержано стихотворение «Из улицы в улицу», созданное в 1913 году.

Экспериментируя с формой и содержанием произведений, Маяковский при этом уделяет достаточно много внимания созданию поэтических образов, очень смелых и необычных. Поэтому в стихотворении появляется улица, на которой в «силках проводов» гнутся «лебеди шей колокольных». Словно бы пробуя на вкус само слово «улица», поэт находит в нем много общего со словом «лица». Действительно, в уличной толпе то и дело мелькают лица различных людей, которые сливаются в пеструю вереницу. Однако Маяковский убежден, что свое лицо имеет не только человек, но и любой предмет. Поэтому поэт сравнивает трамвай с фокусником, который «тянет из пасти рельсы», а дымоходы, создающие в небе «жирафий рисунок», ассоциируются у автора с ржавыми чубами. Года Маяковский рифмует с догами, создавая образ всепоглощающего времени. Оно стирает рисунок, запечатленный поэтом, который с горечью отмечает, что старая добрая Москва уже осталась в прошлом. Теперь в ней появились лифты и водопровод, а ванны стали таким же привычным явлением, как грохот трамвая под окнами. Тем не менее, оставаясь верен своим мировоззрениям, Маяковский заявляет, что и у лифта есть душа, которая вечно нараспашку. И тут же проводит параллель с влюбленной парой, между которой складываются очень доверительные отношения. Но достаточно маленькой лжи, чтобы эта хрупкая гармония счастья разлетелась на тысячи осколков, собрать которые воедино уже невозможно.

Поэт убежден, что время властвует над людьми и предметами. Однако даже спустя годы «лысый фонарь» все также сладострастно будет снимать «с улицы черный чулок», освещая самые потаенные ее уголки. И этот очень точный образ, с особой теплотой и любовью созданный автором, приоткрывает завесу тайны над отношением Маяковского к Москве. Публично он называет ее вертепом и клоакой, отмечая, что именно в этом городе сосредоточены все самые грязные человеческие пороки. Но именно этот город так дорог и близок молодому Маяковскому, который чувствует равномерное дыхание столицы, любуется ее шумными улицами и сожалеет лишь о том, что жизнь так скоротечна.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: