Николай васильевич гоголь москва

В роду у Гоголя было много литературно одарённых людей. Его мама, Мария Ивановна, вела обширную переписку со многими писателями. А род Шостак, бабушки Гоголя со стороны матери — Марии Ильиничны, происходил из татар, род прабабушки Щербак — из русских. Предками гения были также Дорошенко, Скоропадские, чьи имена указал дед гения в документе 1788 года.

Кроме Николая у Василия и Марины Гоголей было пятеро детей — сын Иван (1810 — 1819), дочери Мария (1811 — 1844), Анна (1821 — 1893), Елизавета (1823 — 1864), Ольга (1825 — 1907). Родители Гоголя считались помещиками средней руки и имели 1000 десятин земли и 400 душ крепостных крестьян.

Василий Афанасьевич Гоголь (1780 — 1825)

Гоголь, Василий Афанасьевич — отец Н.В. Гоголя, талантливый рассказчик и писатель. Сын полкового писаря, Гоголь по происхождению, характеру, складу ума и литературной деятельности был типичный малоросс. Он числился на почтовой службе, в 1805 г. вышел в отставку с чином коллежского асессора и женился.

В начале 20-х годов он близко сошелся с бывшим министром юстиции Димитрием Прокофьевичем Трощинским, который жил на покое в селе Кибинцах и устроил здесь домашний театр. Гоголь был директором этого театра и актером. Он составлял для этого театра и комедии на малорусском языке. Известны две его комедии: «Собака-Вивця» и «Простак, или Хитрость женщины, перехитренная солдатом». Комедии написаны между 1822 и 1825 годами. Сюжеты заимствованы из народных сказок. Первая комедия не дошла до нас и известна в кратких пересказах. Вторая напечатана Кулишом в «Основе» (1862, II), причем Кулиш, в предисловии, сравнивает «Простака» Гоголя с «Москалем-Чаривником» Котляревского и отдает предпочтение первой пьесе. «Простак» отдельно был издан в 1872, 1878 и 1882 годы. Литература о Гоголе указана в «Покажчике» М. Комарова, 410. align=center>

Мария Ивановна Косяровская (1791-1868)

Мать Гоголя, происходила из помещичьей семьи. По преданию, она была первой красавицей на Полтавщине. Замуж за Василия Афанасьевича она вышла четырнадцати лет. Про свою семейную жизнь Мария Ивановна сообщает: «Жизнь моя была самая спокойная; характер у меня и у мужа был веселый. Мы были окружены добрыми соседями. Но иногда на меня находили мрачные мысли. Я предчувствовала несчастья, верила снам. Сначала меня беспокоила болезнь мужа. До женитьбы у него два года была лихорадка. Потом он был здоров, но мнителен. «.

Мария Ивановна отличалась сильно повышенной впечатлительностью, религиозностью и суеверностью. Суеверен был и Василий Афанасьевич. Суеверием дышит его рассказ, как он женился на Марье Ивановне: будто бы во сне явилась ему божья матерь и показала на некое дитя. Позже в Марии Ивановне он и узнал это самое дитя.

Мария Ивановна Гоголь была крайне впечатлительна и подозрительна: бывали дни, недели, целые месяцы, когда впечатлительность доходила до крайних пределов, достигала почти болезненного состояния. Иногда она покупала совершенно ненужные вещи (даже в кредит), которые приходилось отдавать обратно. Шенрок, биограф Гоголя, говорит о ее «болезненной мечтательности» и о странной задумчивости, продолжавшейся часами, причем выражение лица резко изменялось.

Известно также, что мать Гоголя приписывала сыну весь технический прогресс, изобретение телеграфа, железных дорог и пр. и не было никакой возможности разубедить ее в этом.

Сестры Анна и Елизавета

Гоголь любил своих сестер, неловких, застенчивых провинциалок, и очень хотел, чтобы они получили хорошее воспитание. Он поместил их в Патриотический институт в Петербурге, где они учились за казенный счет. Сестры, как и следовало ожидать, оказались Патриотическим институтом изуродованными, не знали жизни, всего пугались. Гоголь, сильно привязанный к ним, все это видел и страдал.

По окончании института сестер содержать было не на что. Выручил Аксаков, ссудивший Гоголю две тысячи рублей. Аксаков получил их в свою очередь от капиталиста Бернадаки, который преклонялся пред талантом Гоголя. При переезде в Москву сестры доставили Николаю Васильевичу в дороге немало забот. Они кричали, плакали, капризничали, ссорились друг с другом. «Все это приводило Гоголя в отчаяние и за настоящее и за будущее их положение.

В дальнейшем старший сын сестры Елизаветы Васильевны — Николай Владимирович Быков был женат на Марине Александровне Пушкиной — родной внучке великого поэта. Так потомки Гоголей породнились с потомками Пушкиных.

Афанасий Демьянович Гоголь-Яновский (родился в 1738 г.)

Дед Гоголя. Был сыном священника, окончил духовную академию в Киеве и знал пять языков (русский, латинский, греческий, немецкий и польский). Служил в армии войсковым писарем и дослужился до чина секунд-майора (1794 — 1798 годы). В 1776 г. женился на дочери богатого украинского военного Татьяне Лизогуб, которую увёз против воли родителей. В 1777 году у них родился сын Василий — будущий отец Гоголя.

Впервые фамилия деда писателя с прибавкой «Гоголь» появилась в «Дворянской грамоте», которую он получил 15 октября 1792 года. В эту книгу записывали только коренных дворян, а не тех, кто приобрел это звание за военные, государственные заслуги или по нобилитации 1661 года.

Фото города

Новости в фото

Интересные факты — г. Москва
О чем спрашивают .

Фото Дома Гоголя в Москве

Спальня Николая Васильевича Гоголя

Показать друзьям.
Еще фотографии: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32

Комментарий к фото:
Спальня Николая Васильевича Гоголя

Дополнительно: смотреть на карте |

Этот фоторепортаж относится к статье: Дом Гоголя и библиотека в Москве — Никитский бульвар Образ дома встречаем в письмах к В. А. Жуковскому. Говоря о состоянии современной русской поэзии, он прибегал к сравнению ее с огромным зданием, которое возводится.

И вот писатель впервые обретает в Москве свой дом, который, несомненно, будет способствовать распространению богатейшего творческого наследия Гоголя. У нас, москвичей, особое отношение к личности Гоголя. И это неудивительно, ведь Москва в гоголевской судьбе — город тоже особый, один из самых значимых. Конечно, он заявил о себе как о писателе в Петербурге, рвался для общения с молодежью в Киев, любил Рим. Но Москва, сердце России, притягивала его всегда. «Москва — моя родина», — с гордостью говорил Гоголь.

Сегодняшняя гоголевская Москва обширна и разнообразна в проявлении своего уважения к светлой памяти величайшего отечественного писателя. Имя Николая Васильевича Гоголя носят московская улица, драматический театр, библиотека, школа. С 1924 года бывший Пречистенский бульвар получил название Гоголевского. В последние годы пребывания в Москве Николай Васильевич почти ежедневно прогуливался по Никитскому бульвару, регулярно посещал книжные лавки на Никольской.

Отпевали Гоголя в церкви Московского университета. Гроб писателя простоял там день и ночь. К нему беспрерывным потоком шли и шли поклонники его таланта. Все было усыпано цветами. У изголовья — лавровый венок. 24 февраля 1852 года друг и сподвижник Николая Васильевича М.С. Щепкин закрыл крышку гроба, и на руках его несли восемь верст по только что выпавшему снегу до Данилова монастыря.

Создатели Дома Гоголя, готовя его экспозиции, видели перед собой прежде всего наше юношество, грядущих хозяев родной земли. Именно молодежи важно проникнуться могучей силой гоголевской любви к родному народу, к воспеваемой им Руси. Писатель оставил нам, его наследникам, огромное множество заветов и напутствий, не утративших своей актуальности. Судите сами. «Многие у нас уже и теперь, особенно между молодежью, стали хвастаться не в меру русскими доблестями и думают вовсе не о том, чтобы их углубить и воспитать в себе, но чтобы выставить их напоказ и сказать Европе: «Смотрите, немцы: мы лучше вас!» Это хвастовство — губитель всего. Оно раздражает других и наносит вред самим». Разве с подобными ситуациями не приходится встречаться нам и сегодня?

Все, что мы делаем ныне, проникнуто заботой о наших наследниках, о тех, кто идет на смену. Николай Васильевич всегда страстно рвался к общению с юношеством. Он преподавал в университете, писал учебники для молодежи по литературе и истории.

Пусть же открывшемуся Дому Гоголя будет уготована судьба быть пристанищем нашей прекрасной молодежи.

Людмила Швецова
«Российская газета» — Федеральный выпуск №4879 от 1 апреля 2009 г.

Адрес, где находится, как доехать к Дому Гоголя:

119019, г. Москва, ул. Никитский бул., 7а
Телефон: +7 (495) 690-58-81

Николай Васильевич Гоголь.

Николай Васильевич родился 20 марта/2 апреля 1809 года в местечке Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в дворянской семье помещика среднего достатка. Назвали Николаем в честь чудотворной иконы святого Николая, хранившейся в церкви села Диканька. У Гоголей было около 400 душ крепостных и свыше 1000 десятин земли. Предки писателя со стороны отца были потомственными священниками, однако дед оставил духовное поприще и поступил в гетмановскую канцелярию; именно он прибавил к своей фамилии Яновский другую – Гоголь, происходящую от известного в украинской истории XVII века полковника Евстафия (Остапа) Гоголя. Отец, Василий Афанасьевич, служил при Малороссийском почтамте. Мать, Марья Ивановна, происходившая из помещичьей семьи Косяровских, слыла первой красавицей на Полтавщине и в то же время была глубоко религиозной женщиной, свою духовную устремленность она передала и сыну. В семье, помимо Николая, было еще пятеро детей.

Детские годы будущий писатель провел в родном имении Васильевке (другое название Яновщина), наведываясь вместе с родителями в окрестные места – Диканьку, но особенно часто в Кибинцы, имение бывшего министра, дальнего родственника Гоголя со стороны матери Д.П. Трощинского. С Кибинцами, где была обширная библиотека и домашний театр (им руководил отец Гоголя, писавший водевили), связаны ранние художественные впечатления будущего писателя. Другим источником сильных впечатлений мальчика служили исторические предания и библейские темы, пересказываемые матерью, в частности, запало ему в душе видение Страшного суда с напоминанием о неминуемом наказании грешников.

В 1821 г. поступил в гимназию высших наук в Нежине. Все его устремления были тогда связаны со «службой государственной», он мечтает о юридической карьере, чтобы бороться с «неправосудием». На принятие Гоголем такого решения большое влияние оказал проф. Н.Г. Белоусов, читавший курс естественного права, а также общее усиление в гимназии вольнолюбивых настроений, которых он был не чужд. В 1827 г. здесь возникло «дело о вольнодумстве», закончившееся увольнением нескольких профессоров, в том числе Белоусова; сочувствовавший ему Гоголь дал на следствии показания в его пользу.

Окончив гимназию в 1828 г., Гоголь едет в Петербург. В конце 1829 г. ему удается определиться на службу в Министерство внутренних дел (вначале писцом, потом помощником столоначальника одного из департаментов), что дало будущему писателю знание чиновничьего быта. Затем получил место преподавателя истории (в частности, Малороссии) в университете.

После публикации рассказа «Вечер накануне Ивана Купала» (1830) Гоголь становится вхож в литературные круги, его знакомят с В.А. Жуковским, который очень тепло отнесся к начинающему писателю. В 1831 г. начинается общение Гоголя с А.С.Пушкиным, чрезвычайно важное для его художественного и нравственно-душевного становления. Пушкин почувствовал огромный талант своего молодого друга и согрел его душу, порою склонную к мрачности, светом своей жизнерадостной творческой энергии. Благодарный Гоголь получил первый толчок к пониманию искусства как благородного служения высшим ценностям.

В это время выходят в свет «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831–1832), вызвавшие почти всеобщее восхищение. Успех упрочили «Миргород» (1835), в котором патриотическая повесть «Тарас Бульба» запечатлела ту героическую эпоху национального прошлого Малороссии, когда ее народ (казаки) защищал свою русскость от гнета жидов и поляков. В эти годы были написаны также «Арабески» (1835), фантастическая «петербургская повесть» «Нос» (1836).

Осенью 1835 г. он принимается за написание «Ревизора», сюжет которого подсказан был Пушкиным. Премьера пьесы состоялась в апреле 1936 г. в присутствии Императора Николая I. Отклики были как восторженные, как и едко-критические, последние самолюбивый писатель остро переживал.

Восторги были, разумеется, со стороны «прогрессивной общественности», которая (как потом и советские историки) поспешила зачислить талантливого автора в свои «демократические» ряды. Гоголь стал любимым писателем революционного демократа Белинского: «Вы у нас теперь один, и мое нравственное существование, моя любовь к творчеству тесно связаны с вашею судьбою: не будь вас – и прощай для меня настоящее и будущее в художественной жизни моего отечества», – так писал вождь тогдашнего «прогресса» Николаю Васильевичу. Белинский опубликовал около двадцати статей и рецензий, посвященных Гоголю. Кроме того, он обращается к его имени и его художественным образам во многих своих статьях и письмах.

В июне 1836 г. Гоголь едет посмотреть культурную Европу в целях самообразования. Сначала в Германию, затем в Швейцарию, где работает над «Мертвыми душами». Сюжет был также подсказан Пушкиным еще в 1835 г., до написания «Ревизора». В Петербурге несколько глав были прочитаны Пушкину, вызвав у него и одобрение писательским мастерством, и одновременно гнетущее чувство безысходности всей атмосферы произведения. Поначалу смеявшийся Пушкин в конце чтения воскликнул: «Боже, как грустна наша Россия. » Гоголь постарался в дальнейшей работе смягчить такое впечатление.

В ноябре 1836 г. Гоголь едет в Париж, где знакомится с еще одним «демократическим» кумиром того времени А. Мицкевичем. Затем переезжает в Рим. Здесь в феврале 1837 г., в разгар работы над «Мертвыми душами», он получает потрясшее его известие о гибели Пушкина. Отвлекшись от настроя «Мертвых душ», в 1838 г. закончил свою замечательную повесть «Шинель», из которой, по позднейшему замечанию М.Ф.Достоевского, вышла «вся русская гуманитарная литература».

В сентябре 1839 г. Гоголь приезжает в Москву и приступает к чтению глав «Мертвых душ» в присутствии своих друзей. В мае 1842 г. «Похождения Чичикова, или Мертвые души» вышли в свет. После первых похвальных отзывов инициативу перехватили правые критики Гоголя, обвинявшие его в карикатурности и клевете на действительность.

Вся эта полемика проходила в отсутствие Гоголя, вновь выехавшего в июне 1842 г. за границу, где он пребывает несколько лет (Германия, Франция, Италия), работая над вторым томом «Мертвых душ». Но критика первого тома не прошла даром, вызвав мучительные душевные переживания (он вспоминал и реакцию Пушкина). Заграничная обстановка также побуждала к размышлениям о России, русском народе, его судьбах и задачах русского писателя. К этому должна была побуждать его и историческая почва великого Рима с его дыханием истории и множеством христианских святынь. Рим стал любимым городом Гоголя в Европе.

Постепенно Николай Васильевич приходит к убеждению, что для обличения людских и социальных пороков, чтобы иметь безспорное право на это, сначала надо стать самому более совершенным духовно, приблизиться к Богу. В этом свете многое из ранее написанного начинает казаться писателю греховным и недостойным.

Эти свои размышления он решается опубликовать в 1847 г. в Петербурге в книге «Выбранные места из переписки с друзьями». Книга содержала и объяснение, почему до сих пор не написан второй том «Мертвых душ», и размышления о духовной ответственности литературы, о выполнении своего долга всеми сословиями от крестьянина до высших чиновников и царя. Выход «Выбранных мест» навлек на их автора настоящую критическую бурю в революционно-демократическом лагере. Гоголь был моментально вычеркнут из «прогрессивных» кумиров и стал нерукопожатным «ренегатом» и «реакционером».

Особенный гнев вызвало одобрение «ренегатом» тех общественно-политических порядков, против которых боролись Белинский и его единомышленники. Белинский разразился знаменитым письмом Гоголю, которое ходило в списках. А ведь «ставший реакционным мистиком» писатель фактически предвидел всю безответственность и безплодность революционных потуг своих бывших друзей и почитателей: он видел глубинные духовные истоки социального зла, они же – только внешние.

Из чувства покаянного смирения за то, что стремился быть учителем Истины, будучи недостойным ее, в январе 1848 г. Гоголь морским путем направляется в паломничество в Иерусалим. О своих переживаниях там он записал: «У Гроба Господня я был как будто за тем, чтобы там на месте почувствовать, как много во мне холода сердечного, как много себялюбия и самолюбия».

Посещением Святой Земли Гоголь завершает свои поездки по «заграницам» (где в общей сложности он прожил около 12 лет) и окончательно возвращается в Россию. Теперь большую часть времени он проводит в Москве, бывает наездами в Петербурге, а также в родных местах Малороссии. За год до смерти едет в Оптину пустынь для беседы со старцем Макарием. В том же году написал «Размышление о Божественной Литургии» (1851).

1 января 1852 г. Гоголь сообщает друзьям, что второй том «совершенно окончен». Но новое, духовное отношение к жизни, крепнувшее в нем также и от общения со священником Матвеем Константиновским, заставляет его принести плод своих многолетних и, несомненно, талантливых трудов – в жертву созревшему в нем новому ощущению Божественной правды. Неправославные критики называют это «сумасшествием» или мягче: «приступом нового душевного кризиса», толчком к которому послужила смерть Е.М. Хомяковой, сестры Н.М.Языкова, человека, духовно близкого Гоголю.

Разумеется, это сыграло свою роль: писателя терзала мысль и о своей смерти, сможет ли он дать достойный отчет пред Богом о данном ему писательском таланте, о благотворности своего писательства. 7 февраля Гоголь исповедуется и причащается, а в ночь с 11 на 12 сжигает подготовленную набело рукопись второго тома (сохранилось в неполном виде лишь 5 глав, относящихся к различным черновым редакциям; опубликованы в 1855 г.). Когда догорели последние листы, «он перекрестясь, воротился в прежнюю свою комнату, поцеловал мальчика [который помогал ему при сожжении «Мертвых душ»], лег на диван и заплакал».

Гоголю всем этим «было суждено круто повернуть всю русскую литературу от эстетики к религии, сдвинуть ее с пути Пушкина на путь Достоевского. Все черты, характеризующие «великую русскую литературу», ставшую мировой, были намечены Гоголем: ее религиозно-нравственный строй, ее гражданственность и общественность, ее боевой и практический характер, ее пророческий пафос и мессианство. » (К.В. Мочульский. Духовный путь Гоголя. Париж, 1934).

21 февраля/6 марта 1852 г. утром великий писатель умер. Последними его словами, сказанными в полном сознании, были: «Как сладко умирать!» Накануне, часу в одиннадцатом, Гоголь громко произнёс: «Лестницу, поскорее, давай лестницу. » Подобные же слова о лестнице сказал перед кончиной святитель Тихон Задонский, один из любимых духовных писателей Гоголя, сочинения которого он в последнее время перечитывал неоднократно. Доктор Тарасенков, прибывший через два часа после смерти Гоголя, писал об увиденном: «Нельзя вообразить, чтобы кто-нибудь мог терпеливее его сносить все врачебные пособия, насильно ему навязываемые; лицо умершего выражало не страдание, а спокойствие, ясную мысль, унесенную с собою за гроб».

После кончины Гоголя в его бумагах были обнаружены обращение к друзьям, наброски духовного завещания, молитвы, написанные на отдельных листках, предсмертные записи:

«Молюсь о друзьях моих. Услыши, Господи, желанья и моленья их. Спаси их, Боже. Прости им, Боже, как и мне, грешному, всякое согрешенье пред Тобою.
Будьте не мертвые, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом, и всяк прелазай иначе есть тать и разбойник. Помилуй меня, грешного, прости, Господи! Свяжи вновь сатану таинственною силою неисповедимого Креста!»

В завещании своем Гоголь советовал сестрам открыть в деревне приют для бедных девиц, а по возможности и превратить его в монастырь, и просил: «Я бы хотел, чтобы тело моё было погребено если не в церкви, то в ограде церковной, и чтобы панихиды по мне не прекращались».

Похороны писателя состоялись при огромном стечении народа на кладбище Свято-Данилова монастыря, а в 1931 г. останки Гоголя были перезахоронены на Новодевичьем кладбище.

Николай Васильевич Гоголь


Биографическая справка

Родился в семье помещика среднего достатка. Детские годы провел в родительском имении Васильевка.

В 1818 — 19 Гоголь обучался в Полтавском поветовом (уездном) училище; в 1820 — нач.1821 занимался с учителем латинского языка Г.М. Сорочинским, в 1821 — 28 учился в Гимназии высших наук в Нежине. В эти годы проявился разносторонний художественный талант Гоголя: он рисовал (пейзажи, рисунки; позднее выполнял зарисовки городов, эскизы обложек и др.), выступал в спектаклях, писал разнообразные художественные произведения. Свое будущее Гоголь, однако, связывал прежде всего с государственной службой, мечтая о юридической карьере.

В 1828 году Гоголь переехал в Санкт-Петербург где безуспешно пытался устроиться на службу.

В начале 1829 года появилось стихотворение «Италия», а весной того же года под псевдонимиом В. Алов отдельным изданием вышла «идиллия в картинках» «Ганс Кюхельгартен». Поэма вызвала резкий критический отклик Н.А. Полевого, Гоголь сжег нераспроданные экземпляры книги и отправился за границу, в Северную Германию.

В сентябре 1829 года возвратился в Санкт-Петербург и в конце года поступил в департамент государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел; а в апреле 1830- в департамент уделов (вначале писцом, а потом помощником столоначальника). Одновременно активизировалась его литературная деятельность.

В 1830 году Гоголь познакомился с В.А. Жуковским, П.А. Плетневым и, возможно, А.А. Дельвигом, а в мае 1831 на вечере у Плетнева он был представлен А.С. Пушкину. Первый цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» принес Гоголю широкое признание. После появления «Вечеров…» Гоголь стал литературной знаменитостью: летом и осенью 1832 его с воодушевлением встретили в Москве С.Т. Аксаков и К.С. Аксаков, М.С. Щепкин, И.В. Киреевский, С.П. Шевырев, М.П. Погодин. В 1835 году он снова посетил Москву, годе состоялась его первая встреча с В.Г. Белинским.

Последовавшие за первой прозаической книгой Гоголя циклы «Миргород» и «Арабески» расширили диапазон его творчества.

В 1834-35 годах Гоголь был адъюнкт-профессором в Санкт-Петербургском университете; хлопотал также (безуспешно) о получении кафедры истории в Киевском университете. Занятия историей шли параллельно с развитием художественно-исторических замыслов, из которых наиболее значительны незаконченная драма «Альфред» (1835) на сюжет западно-европейского Средневековья, а также повесть «Тарас Бульба» из украинской истории. Историзм Гоголя подвел его к «Ревизору» — комедии с исключительно глубоким, поистине философским содержанием (поставлена впервые в19.4.1836 в санкт-петербургском Александринском театре; в том же году вышла отдельным изданием).

В июне 1836 года Гоголь уехал за границу, жил в Баден-Бадене, Женеве, Веве (Швейцария), в Париже, где познакомился с А. Мицкевичем; здесь же он получил потрясшее его известие о смерти А.С. Пушкина.

В марте 1837 Гоголь впервые посетил Рим, где познакомился с работающими там русским художниками. В Риме была написана большая часть «Мертвых душ», работа над которыми была начата еще в 1835.

В 1839-40 Гоголь приезжал в Россию, читал друзьям главы «Мертвых душ»; в конце 1841- первой половине 1842 Гоголь вновь на родине, занятый печатанием первого тома (вышел в мае 1842); в1842- в начале 1843 опубликованы «Сочинения» Гоголя в 4-х томах. С июня 1842 Гоголь жил за границей (во Франции, Германии, Италии), продолжая работу над 2- томом поэмы. В 1-ой половине 1845 самочувствие Гоголя резко ухудшилось; его силы были подорваны напряженным и, как ему казалось неэффективным трудом. Летом 1845 Гоголь сжег рукопись 2-го тома, чтобы начать работу сначала. В январе 1847 года, находясь в Неаполе, тяжело пережил известие о смерти Н.М. Языкова, одного из самых близких его друзей. В том же году вышли «Выбранные места из переписки с друзьями» — произведение, которое Гоголь считал чуть ли не первой своей «дельной книгой», поскольку она в прямой, публицистической форме излагала его главные идеи. Гоголь исходил из положения, что никакой общественный прогресс не будет прочным без воспитания и перевоспитания каждого в духе крестьянской этики. Выход «Выбранных мест…» навлек на Гоголя настоящую бурю критики, в том числе и со стороны его друзей (С.Т. и К.С. Аксаковых, С.П. Шевырева и др.).

В апреле 1848 после путешествия в Иерусалим к Гробу Господню Гоголь окончательно возвратился на родину; жил в Васильевке, Одессе, Санкт-Петербурге.

С декабря 1848 жил у А.П. Толстого в Москве, продолжая работу над 2-м томом поэмы и другими сочинениями (в том числе начатыми еще в 1845 в Париже «Размышлениями о Божественной литургии»).

В конце января 1852 обнаружились признаки нового душевного кризиса: Гоголь тяжело пережил смерть Е.М. Хомяковой, сестры Н.М. Языкова.

7 февраля Гоголь исповедался и причастился, а в ночь с 11 на 12 февраля сжег беловую рукопись 2-го тома (сохранились в неполном виде 5 глав).

Огромно влияние Гоголя на последующую литературу: его творчество способствовало реалистических стилей, начиная с натуральной школы до русского романа; стимулировало укрепление и обогащение гротескно-фантастического направления. В то же время религиозные и нравственные искания Гоголя в значительной мере определили онтологическую проблематику как в художественной литературе, так и в русской религиозной философии конца XIX — первой половины XX вв. В XX веке влияние Гоголя, преодолев национальные границы, распространилось на всю мировую культуру.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: