Николай васильевич гоголь клиническая смерть

Однажды ночью среди религиозных размышлений им овладел религиозный страх и сомнение, что он не так исполнил долг, наложенный на него Богом; он разбудил слугу, велел открыть трубу камина и, отобрав из портфеля бумаги, сжёг их. Наутро, когда его сознание прояснилось, он с раскаянием рассказал об этом гр. Толстому и считал, что это сделано было под влиянием злого духа; с тех пор он впал в мрачное уныние, перестал принимать пищу и умер через несколько дней, 21 февраля 1852 г. Он похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище, и на его памятнике помещены слова пророка Иеремии: «Горьким моим словом посмеюся». По одной из версий Гоголь заснул летаргическим сном, так как после исследований останков его тела, было видно, что его тело передвинулось с места. Версию о летаргическом сне опровергают воспоминания скульптора Николая Рамазанова, делавшего посмертную маску Гоголя.[3] По другой версии смерть Гоголя была ни чем иным, как завуалированным самоубийством, интерпретируемым церковью как подвиг спиритуализма — торжество духа над плотью.

Узнайте, как выгодно купить участок под строительство дома в агентстве недвижимости «Адресат».

Лечитесь и выздоравливайте, записаться на прием к врачу в аксае очень просто! Медицинские услуги без очередей!

Продлевайте срок оборудования с помощью футеровки -футеровка резервуаров оборудования ванн. Полипропилен — это очень эффективно.

Николай Гоголь

Николай Васильевич Гоголь — одна из самых загадочных фигур в истории русской литературы. До сих пор среди литературоведов не выработано однозначной оценки эстетических и мировоззренческих принципов его творчества. Неудивительно поэтому, что не существует и общепризнанной версии его гороскопа.

На современников личность Гоголя производила весьма двойственное впечатление. С одной стороны, многие отмечали его дружелюбие, общительность, контактность, внимательность и чуткость к другим людям, умение естественно вписаться в общество и оказаться в центре внимания. С другой стороны, в воспоминаниях многих людей Гоголь предстаёт человеком очень замкнутым, старающимся быть незаметным, редко говорящим о себе, чёрствым и неэмоциональным. На творчество Гоголя также существовало две крайние точки зрения: Белинский, Чернышевский, Добролюбов и литературоведы советской школы видели в Гоголе только социального писателя, сатирика, критика крепостнической бюрократической России, обличителя общественных пороков, зачинателя натуральной школы; мыслителями же «серебряного века» (Розанов, Бердяев, Мережковский) Гоголь выводился из социальности, из современной ему жизни и рассматривался как метафизик, вскрывающий субстанцию русской души, показывающий зло внутреннее, а не общественное.

Подобная амбивалентность оценок позволяет ориентировочно предположить, что ASC натальной карты Гоголя находится в середине знака Водолея, в соединении с Хироном (примечательно, что тогда время рождения приходится на час Меркурия и на Вайю-таттву Луны и Меркурия). Восходящий Хирон помогает объяснить и многие другие особенности творческого метода Гоголя и его эстетики. Это и то, что Гоголь одновременно является основоположником и реалистической, «натуральной» школы, и литературы абсурда: ведь в его произведениях причудливом образом переплетаются реальное и ирреальное, фантастические и небывалые события происходят с обыкновенными смертными, вторгаясь в реалии обыденной жизни. Это и то, что сами гоголевские герои производят на читателя неоднозначное впечатление: скажем, герой «Записок сумасшедшего» Поприщин несомненно сходит с ума (и клиническая картина умопомешательства дана с абсолютной точностью), а в конце его ждёт полный распад личности; но вместе с тем Поприщин сбрасывает с себя оковы бюрократической системы и табели о рангах, «выпрямляется», начинает ощущать себя свободной личностью. Это и то, что концовки многих произведений Гоголя остаются открытыми, окончательного решения проблемных вопросов автор не даёт. Характерным для человека с сильным Хироном является также обращение писателя к теме двойника и двойничества (прежде всего в «Петербургских повестях»). Знаменательно, что Гоголь-драматург, не вписываясь в традиционную систему драмы, ломает её и создаёт новую небывалую систему: без обычного деления персонажей на главных и второстепенных, на положительных и отрицательных; без обычного понимания конфликта как столкновения, без экспозиции, но с кульминацией, которая совпадает с развязкой. Хиронианским является понимание Гоголем смеха — он показывает у этого писателя тупики во внутреннем развитии действующих лиц и может действовать очищающе; смех мыслится как средство победы над злом. Таким образом, Гоголь поднял значение комедии до уровня трагедии. Исследователи отмечают также необыкновенную, мистическую силу воздействия произведений Гоголя, магизм его слова, оживляющего персонажей (помимо воздействия Хирона, здесь проявлено соединение Меркурия с Плутоном в первом доме).

Восходящий Хирон в трине к Луне в Весах (в конце седьмого дома) хорошо объясняет проявившуюся ещё в детстве удивительную способность Гоголя комически изображать известных ему людей, мгновенно перевоплощаясь. В творческом плане влияние Луны в Весах вызвало эффект переплетения авторского голоса с голосами других людей, со слухами, народным сказом, и авторское слово трудно отделить от этих вкраплений.
При Хироне на ASC первый дом оказывается распространён на три знака: сквозь хорошо ощутимые черты знаков Водолея и Овна порой прорывается влияние включённого в первый дом знака Рыб. Этим, а также констелляцией в I доме четырёх планет объясняется многоплановость черт личности Гоголя.

В I доме находятся Солнце, Плутон (вспомним слова писателя: «Если мир плох, если хочешь переделать его — начни с себя»); Меркурий, управляющий четвёртым домом («В ответ же тем, которые попрекают меня, зачем я выставил свою внутреннюю клеть, могу сказать то, что всё-таки я ещё не монах, а писатель») и пятым, почти целиком находящимся в Раке («Душа стала предметом моего искусства»). Соединение Плутона с Меркурием — управителем IV дома связано с проводимыми Гоголем исследованиями по истории Украины и общей истории, а соединение Плутона с Меркурием как управителем V дома связано с пониманием писателем театра как средства объединения и нравственного очищения масс. В I доме также констеллирован Юпитер, что объясняет назидательный, учительный тон Гоголя, проявляющийся как в его публицистических и художественных произведениях, так и в письмах. В этом плане характерен эпизод его переписки с архиепископом Иннокентием. Прочитав «Выбранные места из переписки с друзьями», архиепископ просил Гоголя «не парадировать набожностию». Гоголь отвечал, что не хотел выставлять набожность напоказ: «Я хотел чистосердечно показать некоторые опыты над собой, именно те, где помогла мне религия в исследовании души человека».
Отметим, что в предлагаемом варианте натальной карты Гоголя MC находится в знаке Стрельца, а в IX доме (управляемом Плутоном в I доме) находится соединение Сатурна и Нептуна. Сильное влияние Юпитера и IX дома на жизнь писателя несомненно: в юности, окончив гимназию, Гоголь собирался заниматься юстицией; в дальнейшем его жизнь во многом была связана с педагогической деятельностью; он проявлял интерес к географии и мировой истории. Самыми очевидными проявлениями этого влияния были многочисленные далёкие поездки и переезды Гоголя, а также его устремлённость к религиозным духовным проблемам. Соединение Сатурна с Нептуном в гороскопе писателя хорошо характеризует высказывание близко с ним знакомого С.Т.Аксакова: «Да не подумают, что Гоголь менялся в своих убеждениях; напротив, с юношеских лет он оставался им верен. Но Гоголь шёл постоянно вперед; его христианство становилось чище, строже; высокое значение цели писателя яснее и суд над самим собой суровее». При этом важно, что соединение Сатурна и Нептуна оказывается связанным с двенадцатым домом: Сатурн — его управитель, а Нептун — сигнификатор. Сам Гоголь отмечал: «Мне нужно уединение, решительное уединение. Я не рождён для треволнений и чувствую с каждым днём и часом, что нет высшего дела на свете, как звание монаха».

Оппозиция, связывающая третий и девятый дома гороскопа, на внешнем плане принесла писателю постоянные мучительные странствия — так любя Россию, он бежал из нее и нигде в Европе не мог надолго остановиться. Проявленность этой оппозиции на внутреннем плане хорошо характеризуют слова литературоведа: «Кризис Гоголя — следствие глубочайшего внутреннего конфликта между духовными устремлениями и писательским даром».

Положение Чёрной Луны и Венеры в III доме объясняет тот факт, что в своих произведениях Гоголь преимущественно изображает зло и тьму в русской душе, что его волновали темы гибели таланта, осквернённой красоты. Пересекающиеся с этими темами апокалиптические мотивы связаны с сильной проявленностью управляемого Венерой VIII дома гороскопа писателя. Констелляция в Скорпионе куспида IX дома и соединение Урана с Восходящим Узлом в VIII доме объясняют стремление Гоголя потрясти читателя, чтобы тот, заглянув в глубины своей души, ужаснулся и захотел переродиться.
Детальная ректификация была проведена проверкой ключевых событий в жизни писателя при помощи семи различных прогнозных методик (первичные дирекции, символические дирекции, прогрессии, транзиты, солнечные и лунные революции, месячные соляры).
Особого рассмотрения требует смерть великого русского писателя. Известно точное время, когда была зафиксирована остановка сердца Гоголя. Это произошло в 8 часов утра 4 марта 1852 г. Была ли это действительно смерть? Настораживают семь планет (не считая двух кармических) в XII доме этой карты, соединение Сатурна (управитель XII дома радикса), Урана, Плутона и ASC транзитной карты на натальном Нисходящем Узле и констелляция Восходящего Узла и Марса в Раке в IV доме. Сильно проявлен XII дом также и в лунарах 9 февраля и 8 марта 1852 года. В символических дирекциях куспид XII дома встал в точную оппозицию к Селене и квадрат к Лилит, а управитель XII дома — в квадрат к Луне и куспиду VIII дома. В первичных дирекциях, помимо квадратуры Сатурна к Луне, наличествуют его секстиль к управителю IV дома и соединение Нептуна с куспидом XII дома. Такая мощная проявленность XII дома указывает на таинственные обстоятельства происходивших событий и заставляет склоняться к версии о летаргическом сне и наступлении смерти уже после официально зафиксированного момента.

Согласно окончательной ректификации, ASC карты Гоголя оказывается в градусе, управляемом Девой, в соединении с неподвижной звездой эпсилон Козерога (Кастра), связанной со сложностями в сексуальной сфере. Информация этой звезды адекватно сочетается с показателями по пятому и седьмому домам гороскопа. Действительно, все биографы единогласно отмечают неудачи во взаимоотношениях Гоголя с женщинами. Поражённая Селена в Деве в седьмом доме показывает, что причина этого могла быть заключена в гипертрофированном внутреннем стремлении к нравственной чистоте.

Гороскоп Гоголя может служить хорошим материалом для изучения различий в значении систем домов. Так, в системе Кампануса во II доме (пустующем в карте, построенной по системе Плацидуса) находится Венера в Тельце, а в системе Коха во II доме находятся Юпитер и Солнце. Это может объяснять особое отношение Гоголя к христианскому принципу отказа от собственности («Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим» — Матф. 19:21).

Гоголь считал, что тот, кому даны богатства, не имеет права от них отказаться и должен помнить, что он — управитель у Бога. Христос же, по его мнению, советовал раздать богатство «потому что знал, как трудно человеку быть управителем, и лучше заранее отказаться от него, чем быть приведенным потом в искушение».
Д. Куталёв

Николай Васильевич Гоголь

Николай Васильевич Гоголь (1809-1852) — один из классиков русской литературы. Это был человек со сложным внутренним миром. И сегодня его жизнь, смерть, творчество вызывают многочисленные споры.

Гоголя внимательно рассматривают не только искусствоведы и историки, но и психологи, врачи и даже фантасты. Неудивительно, что писателя окружают необычные истории, слухи, легенды и мифы. Некоторые самые интересные заблуждения о великом русском и украинском писателе и будут развенчаны.

У Гоголя было особенное отношение к лестницам. Еще в детстве мальчик слушал рассказы своей бабушки о том, как по лестнице души людей поднимаются в небо. Эта история запомнилась Гоголю, отложившись в памяти. И особое отношение к такому образу писатель пронес через всю свою жизнь. На страницах произведения Гоголя то тут, то там встречаются лестницы. Говорят, что последними его словами был крик: «Лестницу, давайте поскорее мне лестницу!».

Гоголь был равнодушен к еде. Отличала писателя его страсть к сладостям. Он мог в одиночку выпить самовар чая, съесть пряники и банку варенья. Даже в карманах Гоголя постоянно были пряники и конфеты, которые он жевал в классе, еще обучаясь в гимназии. И такая страсть сохранилась у Гоголя на всю жизнь. Помимо конфет в его карманах можно было найти кусочки сахара, сухарики, крендельки, недоеденные пирожки. Другая его страсть — катание шариков из хлеба. Своим друзьям писатель говорил, что это занятие помогает решать самые сложные и трудные задачи. Скучая за обедом, Гоголь катал такие шарики и незаметно подбрасывал их в еду или напитки окружающим.

Гоголь сжег только «Мертвые души». Оказывается, страсть к сожжению своих произведений у писателя возникла давно. Первым образцом стала поэма «Ганс Кюхельгартен», написанная под псевдонимом В.Алов в стиле немецкой романтики. Из-за критики имя Гоголя не пострадало, но он тяжело перенес провал. Все непроданные экземпляры автор скупил, а потом сжег. Так до конца своей жизни Гоголь и не признавался, что именно он и был тем Аловым. А в 1845 году Гоголь снова жег черновики, возможно, «Мертвых душ».

Гоголь сжег второй том «Мертвых душ». Ночью 12 февраля 1852 года произошло странное событие, ставящее в тупик биографов писателя. До трех часов ночи Гоголь молился, а потом извлек из своего портфеля листы бумаги и бросил их в огонь. Считается, что это был второй том «Мертвых душ». Однако позже первые главы рукописи были найдены среди бумаг. Что именно сжег тогда Гоголь — остается загадкой.

Гоголь был гомосексуалистом. Известно, что писатель никогда не был женат, вел он аскетичный и замкнутый образ жизни. О личной жизни Гоголя было известно немного, что и породило череду слухов. Даже современников пугало такое поведение. Считается, что незнакомых женщин Гоголь сторонился, так и оставшись девственником. На этой почве и появился миф о гомосексуальности писателя. В своей книге «Сексуальный лабиринт Николая Гоголя» профессор Карлинский писал, что классик испытывал угнетенную гомосексуальность, подавляя влечение к представительницам противоположного пола. Но некоторые факты из биографии Гоголя все же развенчивают этот миф. Так, в 1829 году писатель неожиданно уехал из Петербурга. В письме к своей матери он рассказал о любви к женщине, которая не ответила ему взаимностью. А в 1840 году Гоголь сделал предложение Анне Виельгорской, которую любил, называя «существом небесным». Но женщина отказалась выйти за него замуж. Причину безбрачия писателя видят также в монашеском складе характера самого писателя. А привычка останавливаться у мужчин-друзей связана с патологической боязнью одиночества.

Гоголя похоронили заживо. 21 февраля 1852 года Гоголь скончался и был похоронен 24 февраля на монастырском кладбище. Завещал писатель над его могилой памятника не ставить, водрузив лишь крест. При советской власти монастырь отдали под колонию для детей-преступников, а прах Гоголя решили перезахоронить на кладбище Новодевичьего монастыря. На этой церемонии присутствовали многочисленные советские интеллигенты, среди которых оказался писатель В.Лидин. Именно он и является автором многочисленных мифов о Гоголе. Лидин писал, что в гробу оказался скелет с повернутой набок головой. Как это произошло — понять никто не мог. Тут же все вспомнили, что писатель панически боялся быть похороненным в состоянии летаргического сна. Еще в 1845 году Гоголь завещал хоронить его только после появления явных признаков разложения тела. Он чувствовал, как периодически во время приступов наступало полное онемение. Но эта легенда был раскритикована. Снимавший посмертную маску с Гоголя скульптор Романов отметил, что вынужден был поспешить, так как появились следы разрушения тела. Да и материал был очень горячим, живой человек не смог бы не среагировать. Есть простое объяснение поворота головы в гробу. У гроба первыми подгнивают боковые крышки, верхняя же крышка под тяжестью грунта давит на голову. Та и поворачивается набок на атлантовом позвонке.

Череп Гоголя пропал. Этот миф также принадлежит писателю Лидину. Он поведал, что при вскрытии гроба Гоголя у того не оказалось черепа. Фантазия породила множество теорий. Вспомнили, что в 1908 года над гробом возводили кирпичный склеп, возможно, именно тогда череп и пропал. Другая версия гласит, что череп был украден по просьбе купца Бахрушина, поклонника Гоголя и русского театра. Поговаривали, что богач уже владел черепом великого актера Щепкина. Миф гласит, что голова писателя была украшена серебряным венком и помещена в застекленный футляр, обшитый внутри черным сафьяном.

Гоголь был сумасшедшим. Долгие годы за писателем тянулся шлейф сумасшествия. Даже Тургенев перед визитом к Гоголю писал, что едет к гениальному писателю, у которого не все в порядке с головой. Несмотря на то, что многие современники считали его больным, сегодня его состояние переоценивается. Сам факт разговора светского писателя о духовности тогда считался ненормальным. А клинический анализ, поставленный некоторыми психиатрами на основе писем, свидетельств и слухов, воспринимать серьезно нельзя.

Гоголь до смерти уморил себя голодом. Наблюдавший во время предсмертной болезни Гоголя его доктор Тарасенков засвидетельствовал, что пациент отказался от пищи лишь за три дня до кончины. Бред и упадок сил пришли к нему лишь за несколько часов. До этого больной, даже несмотря на Великий пост, ел просфору, кашу, запивал это липовым чаем. Вообще, точная причина смерти так и осталась загадкой. Одни говорят, что виноват чрезмерный аскетизм, проявившийся на основе психического дисбаланса. Другие винят препарат на основе ртути, которыми злоупотребляли врач в то время. Диагнозов было поставлено 6 или 7, а Тургенев вообще заявил: «Он умер, потому что решил умереть».

Гоголь умер из-за неправильного лечения. Исследователь К.Смирнов пришел к мысли, что Гоголь мог умереть из-за неправильного лечения. Наблюдало его сразу три врача, каждый из которых, не зная о подходе коллег, назначал каломель. С помощью такого ртутьсодержащего препарата лечили расстройства желудка. Но передозировка и медленный выход лекарства из организма повлекли за собой интоксикацию. Ртуть могла Гоголя и отравить. Однако в эту версию мало кто верит, в основе смерти писателя обычно называют его аскетизм и эмоциональную и умственную переутомленность.

Гоголь умер внезапно. Писатель понимал, что умирает. Он раздал свои последние деньги, успел составить завещание, отпустил слугу Семена. После смерти Гоголя осталось лишь несколько рублей, белье и книги. Свою часть имения он еще раньше отдал матери и сестрам. Своего друга Хомякова еще за три дня до смерти Гоголь просил его оставить, понимая неизбежность смерти.

Русский язык был для Гоголя иностранным. Основой этого мифа стала фраза Гоголя из письма матери в 1829 году: «Я буду писать на иностранном языке». Но все послания родительнице написаны именно на русском, странно было бы объявлять его чужим. Фактически Гоголь просил четче прописывать собственные имена и малороссийские слова, так как его сочинение выйдет на иностранном языке. Писатель не хотел искажать свою культуру. Скорее всего, он имел в виде не русский, не украинский, а какой-то третий язык.

Гоголь был некрасив и не следил за собой. Современники описывают Гоголя, как невысокого человека с кривым носом и ногами. Сестра писателя рассказывала, что цвет лица ее брата всегда был хорошим. Сам он всегда следил за своей прической, однажды даже сбрил волосы, чтобы те стали гуще. Многие знакомые Гоголя считали его даже красивым. Писатель любил носить сюртук с разноцветными жилетками. На его голове была то серая, то белая шляпа. Друзья Гоголя вспоминают, что он всегда выглядел, как именинник, наряжаясь нарядно.

У Гоголя был нелюдимый и замкнутый характер. Гоголь был разным. Одни видели его закрытым, другие вспоминают его доброту, третьи — упорство. Гоголь был разговорчивым, но женскую болтовню не переносил. Писатель помогал молодым своим коллегам, давая рекомендации.

Гоголь был бедным. Отец Гоголя имел 400 крепостных душ, будучи представителем старинного дворянского рода Гоголь-Яновских. У писателя в средствах недостатка не было, что позволило ему несколько лет прожить за границей. За свои средства он издал поэму «Ганц Кюхельгартен», сожженную позже. Экономия не была свойственна Гоголю, но много денег он тратил на книги.

У Гоголя не было увлечений кроме книг. У писателя было много других увлечений. Он любил петь, собирать цветы, заниматься рукоделием. Известно, что Гоголь хорошо рисовал. Проживая в Риме, писатель посещал Колизей, делая его наброски. Любил Гоголь шашки и домино, но настоящей его страстью был бильярд. Как видно, это был живой разносторонний человек.

Николай васильевич гоголь клиническая смерть

Смерть Николая Васильевича Гоголя

Современники говорят, что последние год-полтора жизни Гоголя мучил страх смерти. Этот страх умножился, когда 26 января 1852 года умерла Екатерина Хомякова, сестра поэта Н. М. Языкова, с которой Гоголь дружил. Умерла она от брюшного тифа, будучи при этом беременной. Доктор А. Т. Тарасенков говорит, что «смерть ее не столько поразила мужа и родных, как поразила Гоголя. Он, может быть, впервые здесь видел смерть лицом к лицу. » О том же пишет и А. П. Анненков: «. лицезрение смерти ему было невыносимо». На панихиде, вглядываясь в лицо умершей, Гоголь, по словам А. С. Хомякова, сказал: «Все для меня кончено. «

И впрямь — очень скоро приступ непонятной для окружающих болезни настолько овладел писателем, что он оказался у последней черты жизни.

Существуют два портрета смерти Гоголя — медицинский и психологический. Первый составлен из записок очевидцев (в том числе врачей). Доктор Тарасенков вспоминает о последнем дне Гоголя: «. Когда я возвратился через три часа после ухода, в шестом часу вечера, уже ванна была сделана, у ноздрей висели шесть крупных пиявок; к голове приложена примочка. Рассказывают, что когда его раздевали и сажали в ванну, он сильно стонал, кричал, говорил, что это делают напрасно; после того как его опять положили в постель без белья, он проговорил: «Покройте плечо, закройте спину!», а когда ставили пиявки, он повторял: «Не надо!»; когда они были поставлены, он твердил: «Снимите пиявки, поднимите (ото рта) пиявки!» — и стремился их достать рукою. При мне они висели еще долго, его руку держали с силою, чтобы он до них не касался. Приехали в седьмом часу Овер и Клименков (врачи Гоголя); они велели подолее поддерживать кровотечение, ставить горчичники на конечности, потом мушку на затылок, лед на голову и внутрь отвар алтейного корня с лавровишневою водой. Обращение их было неумолимое; они распоряжались, как с сумасшедшим, кричали перед ним, как перед трупом. Клименков приставал к нему, мял, ворчал, поливал на голову какой-то едкий спирт, и, когда больной от этого стонал, доктор спрашивал: «Что болит, Николай Васильевич? А? Говорите же!» Но тот стонал и не отвечал. — Они уехали, я остался во весь вечер до двенадцати часов и внимательно наблюдал за происходящим. Пульс скоро и явственно упал, делался еще чаще и слабее, дыхание, уже затрудненное утром, становилось еще тяжелее; уже больной сам поворачиваться не мог, лежал смирно на одном боку и был спокоен, когда ничего не делали с ним.

Уже поздно вечером он стал забываться, терять память. «Давай бочонок!» — произнес он однажды, показывая, что желает пить. Ему подали прежнюю рюмку с бульоном, но он уже не мог сам приподнять голову и держать рюмку. Еще позже он по временам бормотал что-то невнятно, как бы во сне, или повторял несколько раз: «Давай, давай! Ну, что же!» Часу в одиннадцатом он закричал громко: «Лестницу, поскорее, давай лестницу. » Казалось, ему хотелось встать. Его подняли с постели, посадили на кресло. В это время он уже так ослабел, что голова его не могла держаться на шее и падала машинально, как у новорожденного ребенка. Тут привязали ему мушку на шею, надели рубашку (он лежал после ванны голый); он только стонал. Когда его опять укладывали в постель, он потерял все чувства; пульс у него перестал биться; он захрипел, глаза его раскрылись, но представлялись безжизненными. Казалось, что наступает смерть, но это был обморок, который длился несколько минут. Пульс возвратился вскоре, но сделался едва приметным. После этого обморока Гоголь уже не просил более ни пить, ни поворачиваться; постоянно лежал на спине с закрытыми глазами, не произнося ни слова. В двенадцатом часу ночи стали холодеть ноги. Я положил кувшин с горячею водою, стал почаще давать проглатывать бульон, и это, по-видимому, его оживляло; однако ж вскоре дыхание сделалось хриплое и еще более затрудненное; кожа покрылась холодною испариною, под глазами посинело, лицо осунулось, как у мертвеца. В таком положении оставил я страдальца.

Рассказывали мне, что Клименков приехал вскоре после меня, пробыл с ним ночью несколько часов: давал ему каломель, обкладывал все тело горячим хлебом; при этом опять возобновился стон и пронзительный крик. Все это, вероятно, помогло ему поскорее умереть».

Смерть Гоголя случилась в восемь часов утра 21 февраля 1852 года. Бывшая при том Е. Ф. Вагнер писала в тот же день зятю (М. П. Погодину): «. Николай Васильевич скончался, был все без памяти, немного бредил, по-видимому, он не страдал, ночь всю был тих, только дышал тяжело; к утру дыхание сделалось реже и реже, и он как будто уснул. «

Спустя полвека доктор Н. Н. Баженов заявил, что причиной смерти Гоголя было неправильное лечение. «В течение последних 15-20 лет жизни,- утверждал Баженов,- он страдал тою формою душевной болезни, которая в нашей науке носит название периодического психоза, в форме так называемой периодической меланхолии. По всей вероятности, его общее питание и силы были надорваны перенесенной им в Италии (едва ли не осенью 1845 года) малярией. Он скончался в течение приступа периодической меланхолии от истощения и острого малокровия мозга, обусловленного как самою формою болезни, — сопровождавшим, ее голоданием и связанным с нею быстрым упадком питания и сил, — так и неправильным ослабляющим лечением, в особенности кровопусканием».

Грубой прозе медицинских заключений противостоит замечательный психологический портрет умирающего Гоголя, созданный критиком И. Золотусским. «На похороны (Е. Хомяковой) он не явился, сославшись на болезнь и недомогание нервов. Он сам отслужил по покойной панихиду в церкви и поставил свечу. При этом он помянул, как бы прощаясь с ними, всех близких его сердцу, всех отошедших из тех, кого любил. «Она как будто в благодарность привела их всех ко мне, — сказал он Аксаковым, — мне стало легче». И, немного задумавшись, добавил: «Страшна минута смерти». «Почему же страшна? — спросили его, — только бы быть уверену в милости Божией к страждущему человеку, и тогда отрадно думать о смерти». Он ответил: «Но об этом надобно спросить тех, кто перешел через эту минуту».

За десять дней до смерти Гоголь, находясь в мучительном душевном кризисе, сжег рукопись второго тома поэмы (романа) «Мертвые души» и ряд других бумаг. «Надобно уж умирать, — сказал он после этого Хомякову, — я уже готов и умру. » Он уже почти ничего не принимал из рук стоявшего бессменно у его изголовья Семена (мальчик — слуга Гоголя) (после сожжения Гоголь перебрался на кровать и более не вставал), только теплое красное вино, разбавленное водой.

Обеспокоенный хозяин дома созвал консилиум, все имевшиеся тогда в Москве известные врачи собрались у постели Гоголя. Он лежал, отвернувшись к стене, в халате и сапогах и смотрел на прислоненную к стене икону Божьей матери. Он хотел умереть тихо, спокойно. Ясное сознание, что он умирает, было написано на его лице. Голоса, которые он слышал перед тем, как сжечь второй том, были голосами оттуда — такие же голоса слышал его отец незадолго до смерти. В этом смысле он был в отца. Он верил, что должен умереть, и этой веры было достаточно, чтоб без какой-либо опасной болезни свести его в могилу.

А врачи, не понимая причины его болезни и ища ее в теле, старались лечить тело. При этом они насиловали его тело, обижая душу этим насилием, этим вмешательством в таинство ухода. То был уход, а не самоубийство, уход сознательный, бесповоротный. Жить, чтобы просто жить, чтоб тянуть дни и ожидать старости, он не мог. Жить и не писать (а писать он был более не в силах), жить и стоять на месте значило для него при жизни стать мертвецом.

Муки Гоголя перед смертью были муками человека, которого не понимали, которого вновь окружали удивленные люди, считавшие, что он с ума сошел, что он голодом себя морит, что он чуть ли не задумал покончить с собой. Они не могли поверить в то, что дух настолько руководил им, что его распоряжения было достаточно, чтоб тело беспрекословно подчинилось.

Врачи терялись в догадках о диагнозе, одни говорили, что у него воспаление в кишечнике, третьи — что тиф, четвертые называли это нервической горячкой, пятые не скрывали своего подозрения в помешательстве. Собственно, и обращались с ним уже не как с Гоголем, а как с сумасшедшим, и это было естественным завершением того непонимания, которое началось еще со времен «Ревизора». Врачи представляли в данном случае толпу, публику, которая не со зла все это делала, но от трагического расхождения между собой и поэтом, который умирал в ясном уме и твердой памяти.

В начале 1852 года Гоголь писал Вяземскому: надо оставить «завещанье после себя потомству, которое так же должно быть нам родное и близкое нашему сердцу, как дети близки сердцу отца (иначе разорвана связь между настоящим и будущим). » Он думал об этой связи, и смерть его — странная, загадочная смерть — была этой связью, ибо Гоголь в ней довел свое искание до конца. Если ранее винили его в лицемерии, в ханжестве, называли Тартюфом, то тут уже никакого лицемерия не было. Возвышение Гоголя было подтверждено этим последним его поступком на земле.

Гоголя похоронили на погосте Данилова монастыря, но в 1931 году прах писателя перенесли на Новодевичье кладбище. Перезахоронение породило легенду, что Гоголь умер дважды, и второй раз воистину ужасно — под землей, в темноте и тесноте гроба. При эксгумации обнаружили, что обшивка гроба изнутри была вся изорвана! Это значит, что, возможно, похоронили Гоголя живым — в состоянии летаргического сна. Именно этого он боялся всю жизнь и не раз предупреждал о том, чтобы его не хоронили поспешно, пока не убедятся в подлинности его смерти! Увы! Предупреждение не помогло.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector