Анализ стихотворения Некрасова — Рыцарь на час

Жизнь великого русского поэта Николая Некрасов была довольно сложной, однако, несмотря на это, он все же не изменил своим юношеским идеалам, хотя и понял, что даже самый одаренный и талантливый поэт самостоятельно не в состоянии изменить общество к лучшему. В своем произведении “Рыцарь на час” Некрасов полностью переосмысливает всю свою жизнь, понимая, что все его идеалы являются не просто утопическими, но и далекими от воплощения в реальную жизнь.

Написанное в далеком 1862 году стихотворение “Рыцарь на час”, – это ни что

Начало стихотворения содержит описания прогулки ночью по заснеженному полю. Именно поэтому неискушенный читатель склонен относить его к произведениям пейзажной лирики. Однако в дальнейшем оказывается, что описание красоты природы служит другой цели. Оно помогает выразить Некрасову свои мысли и переживания, вызванные чувством глубокого раскаяния.

Стоит заметить, что данное произведение структурно неоднородно и состоит из нескольких разрозненных, но соединенных общим поэтическим

Поэтому удалось ясно осознать, что после душевного очищения, произошедшего во время зимней прогулки, он просто напросто лишился последних физических сил. В то же самое время слышаться внутренний голос поэта, наполненный злорадством и сарказмом, который говорит, что, возможно, и “суждены благие намерения…однако ничего уже не дано сделать”.

Иными словами, Некрасов воспринимает себя в качестве рыцаря на один час, который исключительно на словах готов действовать, а на деле все обстоит по-другому. Ему только лишь остается, как разглагольствовать о несовершенных великих поступках в патриотическом ключе

«Рыцарь на час» Н. Некрасов

Если пасмурен день, если ночь не светла,
Если ветер осенний бушует,
Над душой воцаряется мгла,
Ум, бездействуя, вяло тоскует.
Только сном и возможно помочь,
Но, к несчастью, не всякому спится…

Слава богу! морозная ночь —
Я сегодня не буду томиться.
По широкому полю иду,
Раздаются шаги мои звонко,
Разбудил я гусей на пруду,
Я со стога спугнул ястребенка.
Как он вздрогнул! как крылья развил!
Как взмахнул ими сильно и плавно!
Долго, долго за ним я следил,
Я невольно сказал ему: славно!
Чу! стучит проезжающий воз,
Деготьком потянуло с дороги…
Обоняние тонко в мороз,
Мысли свежи, выносливы ноги.
Отдаешься невольно во власть
Окружающей бодрой природы;
Сила юности, мужество, страсть
И великое чувство свободы
Наполняют ожившую грудь;
Жаждой тела душа закипает,
Вспоминается пройденный путь,
Совесть песню свою запевает…

Я советую гнать ее прочь —
Будет время еще сосчитаться!
В эту тихую, лунную ночь
Созерцанию должно предаться.
Даль глубоко прозрачна, чиста,
Месяц полный плывет над дубровой,
И господствуют в небе цвета
Голубой, беловатый, лиловый.
Воды ярко блестят средь полей,
А земля прихотливо одета
В волны белого лунного света
И узорчатых, странных теней.
От больших очертаний картины
До тончайших сетей паутины
Что как иней к земле прилегли, —
Всё отчетливо видно: далече
Протянулися полосы гречи,
Красной лентой по скату прошли;
Замыкающий сонные нивы,
Лес сквозит, весь усыпан листвой;
Чудны красок его переливы
Под играющей, ясной луной;
Дуб ли пасмурный, клен ли веселый —
В нем легко отличишь издали;
Грудью к северу; ворон тяжелый —
Видишь — дремлет на старой ели!
Всё, чем может порадовать сына
Поздней осенью родина-мать:
Зеленеющей озими гладь,
Подо льном — золотая долина,
Посреди освещенных лугов
Величавое войско стогов —
Всё доступно довольному взору…
Не сожмется мучительно грудь,
Если б даже пришлось в эту пору
На родную деревню взглянуть:
Не видна ее бедность нагая!
Запаслася скирдами, родная,
Окружилася ими она
И стоит, словно полная чаша.
Пожелай ей покойного сна —
Утомилась, кормилица наша.

Спи, кто может, — я спать не могу,
Я стою потихоньку, без шуму
На покрытом стогами лугу
И невольную думаю думу.
Не умел я с тобой совладать,
Не осилил я думы жестокой…

В эту ночь я хотел бы рыдать
На могиле далекой,
Где лежит моя бедная мать…

В стороне от больших городов,
Посреди бесконечных лугов,
За селом, на горе невысокой,
Вся бела, вся видна при луне,
Церковь старая чудится мне,
И на белой церковной стене
Отражается крест одинокий.
Да! я вижу тебя, божий дом!
Вижу надписи вдоль по карнизу
И апостола Павла с мечом,
Облаченного в светлую ризу.
Поднимается сторож-старик
На свою колокольню-руину,
На тени он громадно велик:
Пополам пересек всю равнину.
Поднимись! — и медлительно бей,
Чтобы слышалось долго гуденье!
В тишине деревенских ночей
Этих звуков властительно пенье:
Если есть в околотке больной,
Он при них встрепенется душой
И, считая внимательно звуки,
Позабудет на миг свои муки;
Одинокий ли путник ночной
Их заслышит — бодрее шагает;
Их заботливый пахарь считает
И, крестом осенясь в полусне,
Просит бога о ведреном дне.

Звук за звуком гудя прокатился,
Насчитал я двенадцать часов.
С колокольни старик возвратился,
Слышу шум его звонких шагов,
Вижу тень его; сел на ступени,
Дремлет, голову свесив в колени.
Он в мохнатую шапку одет,
В балахоне убогом и темном…
Всё, чего не видал столько лет,
От чего я пространством огромным
Отделен, — всё живет предо мной,
Всё так ярко рисуется взору,
Что не верится мне в эту пору,
Чтоб не мог увидать я и той,
Чья душа здесь незримо витает,
Кто под этим крестом почивает…

Повидайся со мною, родимая!
Появись легкой тенью на миг!
Всю ты жизнь прожила нелюбимая,
Всю ты жизнь прожила для других.
С головой, бурям жизни открытою,
Весь свой век под грозою сердитою
Простояла, — грудью своей
Защищая любимых детей.
И гроза над тобой разразилася!
Ты, не дрогнув, удар приняла,
За врагов, умирая, молилася,
На детей милость бога звала.
Неужели за годы страдания
Тот, кто столько тобою был чтим,
Не пошлет тебе радость свидания
С погибающим сыном твоим.

Я кручину мою многолетнюю
На родимую грудь изолью,
Я тебе мою песню последнюю,
Мою горькую песню спою.
О прости! то не песнь утешения,
Я заставлю страдать тебя вновь,
Но я гибну — и ради спасения
Я твою призываю любовь!
Я пою тебе песнь покаяния,
Чтобы кроткие очи твои
Смыли жаркой слезою страдания
Все позорные пятна мои!
Чтоб ту силу свободную, гордую,
Что в мою заложила ты грудь,
Укрепила ты волею твердою
И на правый поставила путь…

Треволненья мирского далекая,
С неземным выраженьем в очах,
Русокудрая, голубоокая,
С тихой грустью на бледных устах,
Под грозой величаво-безгласная, —
Молода умерла ты, прекрасная,
И такой же явилась ты мне
При волшебно светящей луне.
Да! я вижу тебя, бледнолицую,
И на суд твой себя отдаю.
Не робеть перед правдой-царицею
Научила ты музу мою:
Мне не страшны друзей сожаления,
Не обидно врагов торжество,
Изреки только слово прощения,
Ты, чистейшей любви божество!
Что враги? пусть клевещут язвительней.
Я пощады у них не прошу,
Не придумать им казни мучительней
Той, которую в сердце ношу!
Что друзья? Наши силы неровные,
Я ни в чем середины не знал,
Что обходят они, хладнокровные,
Я на всё безрассудно дерзал,
Я не думал, что молодость шумная,
Что надменная сила пройдет —
И влекла меня жажда безумная,
Жажда жизни — вперед и вперед!
Увлекаем бесславною битвою,
Сколько раз я над бездной стоял,
Поднимался твоею молитвою,
Снова падал — и вовсе упал.
Выводи на дорогу тернистую!
Разучился ходить я по ней,
Погрузился я в тину нечистую
Мелких помыслов, мелких страстей.
От ликующих, праздно болтающих,
Обагряющих руки в крови
Уведи меня в стан погибающих
За великое дело любви!
Тот, чья жизнь бесполезно разбилася,
Может смертью еще доказать,
Что в нем сердце неробкое билося,
Что умел он любить…
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

О мечты! о волшебная власть
Возвышающей душу природы!
Пламя юности, мужество, страсть
И великое чувство свободы —
Всё в душе угнетенной моей
Пробудилось… но где же ты, сила?
Я проснулся ребенка слабей.
Знаю: день проваляюсь уныло,
Ночью буду микстуру глотать,
И пугать меня будет могила,
Где лежит моя бедная мать.

Всё, что в сердце кипело, боролось,
Всё луч бледного утра спугнул,
И насмешливый внутренний голос
Злую песню свою затянул:
«Покорись, о ничтожное племя!
Неизбежной и горькой судьбе,
Захватило нас трудное время
Неготовыми к трудной борьбе.
Вы еще не в могиле, вы живы,
Но для дела вы мертвы давно,
Суждены вам благие порывы,
Но свершить ничего не дано…»

Анализ стихотворения Некрасова «Рыцарь на час»

Жизнь не баловала Николая Некрасова с самого рождения. Он появился на свет в семье отставного офицера, который отличался особой жестокостью и тиранил домочадцев. Поэтому будущий поэт еще подростком покинул отчий дом и долгие годы вынужден был влачить полунищенское существование, часто не имея денег на еду и ночлег. Суровые испытания настолько закалили Некрасова, что он неоднократно признавался: именно пройденная школа жизни дала ему силы стать поэтом с четкой и непоколебимой гражданской позицией, который в своих произведениях отстаивал интересы низших сословий.

Однако с годами Некрасов расстался со своими юношескими идеалами и понял, что даже самый талантливый поэт уже не в состоянии повлиять на развитие общества. Автор осознал, что его идеи изменить мир является если и не утопическими, то весьма далекими от реализации. Переосмысливая собственную жизнь, в 1862 году поэт написал стихотворение «Рыцарь на час», в котором попытался понять, почему же с возрастом он разочаровался в том, во что верил долгие годы. Это произведение начинается с описания ночной прогулки по заснеженному полю, поэтому поначалу создается обманчивое впечатление, что стихотворение «Рыцарь на час» является редким образцом пейзажной лирики этого удивительного поэта. Однако по мере повествования в описание «окружающей бодрой природы» вплетаются мысли и чувства автора, который испытывает глубокое раскаяние, отмечая, что «совесть песню свою запевает».

В эту морозную ночь мысли поэта возвращают его в родное имение, где на кладбище возле полуразвалившейся убогой церквушки находится могила его матери. Только сейчас Некрасов начинает осознавать, что именно эта хрупкая и постоянно унижаемая мужем женщина научила своих детей превыше всего в жизни ценить собственную свободу и независимость, верить в справедливость и выбирать благородные жизненные цели. Однако по прошествии многих лет поэт изменил своим идеалам и, по его утверждению, погрузился «тину нечистую мелких помыслов, мелких страстей». Подчиняясь непонятному душевному порыву, Некрасов просит Всевышнего даровать ему встречу с матерью, чтобы покаяться перед ней в своих грехах и попросить совета о том, как исправить собственную жизнь, наполнить ее тем самым благородным смыслом, которого автор лишился в круговерти ежедневной суеты, никчемных дел и пагубных увлечений. Некрасов отмечает, что он настолько привык к размеренности и спокойному существованию, что разучился ходить по тернистой дороге, рисковать собственной жизнью ради других и отстаивать свои взгляды, даже если со стороны это может показаться кому-то безрассудством. Однако больше всего на свете Некрасов сожалеет о том, что не сумел сохранить в своем сердце любовь к единственной женщине, которая была его подлинной музой. И сейчас, в это морозную звездную ночь, автор убеждает сам себя, что именно ради любви он готов отдать свою жизнь, доказав тем самым, что она была прожита не напрасно.

Это стихотворение Некрасов, состоящее из нескольких разрозненных частей, создавал на протяжении двух лет. Поэтому у него было достаточно много времени на то, чтобы дать оценку собственным чувствам, стремлениям и желаниям. И неудивительно, что эпилог произведения наполнен сарказмом и некоторым презрением к самому себе. Поэт приходит к печальному выводу, что душевное очищение, которое он испытал зимней ночью, лишило его последних физических сил. А предательский внутренний голос, не лишенный сарказма и злорадства, нашептывает о том, что «суждены вам благие порывы, но свершить ничего не дано». Таким образом, автор считает себя рыцарем на час, который лишь в мыслях и на словах готов к подвигам, а на деле предпочитает нежиться в теплой постели, рассуждая о своих ночных приключениях в патриотическом ключе.

Николай Некрасов Рыцарь

Николай Алексеевич НЕКРАСОВ родился 28 ноября (10 декабря) 1821 года в местечке Немирове Подольской губернии в семье мелкопоместного дворянина.

Детские годы прошли в селе Грешневе, в родовом имении отца, человека деспотического характера, угнетавшего не только крепостных, но и свою семью, чему был свидетелем грядущий стихотворец. Мать поэта, леди образованная, была первым его учителем, она привила влюбленность к литературе, к русскому языку.

В 1832 — 37 Некрасов учился в Ярославской гимназии. Тогда же начал сочинять вирши.

В 1838, супротив воли отца, предстоящий стихотворец уезжает в Петербург поступать в вуз. Не выдержав вступительные экзамены, определился вольнослушателем и в течение двух лет посещал лекции на филологическом факультете. Узнав об этом, папа лишил его всякой материальной поддержки. Бедствия, выпавшие на долю Некрасова, нашли потом отображение в его стихах и незаконченном романе «Жизнь и похождения Тихона Тростникова».

С 1841 начал сотрудничать в «Отечественных записках».

В 1843 Некрасов встречается с Белинским, идеи которого находят отклик в его душе. Появляются реалистические вирши, первое из которых — «В дороге»(1845) — получило высокую оценку критика. Благодаря своему острому критическому уму, поэтическому таланту, глубокому знанию жизни и предприимчивости Некрасов становится умелым организатором литературного дела. Он собирает и публикует два альманаха: «Физиология Петербурга» (1845), «Петербургский сборник» (1846), где были напечатаны очерки, рассказы, повести Тургенева, Достоевского, Белинского, Герцена, Даля и др.

В 1847 — 66 был издателем и фактическим редактором журнала «Современник», сплотившим лучшие литературные силы своего времени. Журнал становится органом революционно-демократических сил.

В эти годы Некрасов создает лирические вирши, посвященные его гражданской жене Панаевой, поэмы и циклы стихов о городских бедняках («На улице», «О погоде»), о судьбе народной («Несжатая полоса», «Железная дорога» и др.), о крестьянской жизни («Крестьянские дети», «Забытая деревня», «Орина, матушка солдатская», «Мороз, Красный нос» и др.).

В отрезок времени общественного подъема 1850 — 60-х и крестьянской перестройки стихотворец пишет «Поэт и гражданин», «Песня Еремушке», «Размышления у парадного подъезда», поэму «Коробейники».

В 1862, затем событий 1861, когда лидеры революционной демократии были арестованы, Некрасов побывал в родных местах, Грешневе и Абакумцеве, итогом чего явилась лирическая поэма «Рыцарь на час» (1862), которую сам стихотворец выделял и любил. В тот самый год Некрасов приобретает усадьбу Карабиха, близко от Ярославля, куда приезжал каждое лето, проводя время на охоте и в общении с друзьями из народа.

После закрытия журнала «Современник» Некрасов приобретает право на издание «Отечественных записок», с которым были связаны последние десять лет его жизни. В эти годы работает над поэмой «Кому на Руси существовать хорошо» (1866 — 76), пишет поэмы о декабристах и их женах («Дедушка», 1870; «Русские женщины», 1871 — 72). Кроме того, создает серию сатирических произведений, вершиной которых стала поэма «Современники» (1875).

Для поздней лирики Некрасова характерны элегические мотивы: «Три элегии»(1873), «Утро», «Уныние», «Элегия» (1874), связанные с утратой многих друзей, сознанием одиночества, тяжелой болезнью (рак). Но появляются и такие, как «Пророк» (1874), «Сеятелям» (1876). В 1877 — цикл стихов «Последние песни».

Умер Н.Некрасов 27 декабря 1877 (8 января 1878) в Петербурге.

Так же читайте биографии известных людей:
Николай Огарев Nikolay Ogariov

Николай Огарев — известный русский поэт, публицист, революционер. Родился 24 ноября 1813 года.Николай Огарев являлся ближайшим другом и соратником..
читать далее →

Николай Оранский Nikolay Oranskiy

Поэт. Родился на погосте Богоявленский Вязниковского у. Владимирской губ.
читать далее →

Николай Павлов Nikolay Pavlov

Павлов (Николай Филиппович) — даровитый писатель (1805 — 1864). Сын вольноотпущенника, уроженец Москвы.
читать далее →

Николай Рубцов Nikolay Rubtsov

Можно только поражаться тому дьявольскому невезению, которое сопровождало поэта по жизни. Будто магнитом он притягивал к себе неприятности и всегда..
читать далее →

Рыцарь — Некрасов Н.А.

Не жалобной чайки могильные крики,
Не сонного филина грустный напев,
Не говор унылый с волной повилики,
Не песни тоской сокрушаемых дев,
Не звуки поэта задумчивой лиры
В ночи прерывают природы покой —
То воин могучий над гробом Заиры
Рыдает, на меч опершись боевой.
Глухие стенанья несутся далеко;
Бесстрашного в брани смирила печаль —
Отчаянья полн, он вздыхает глубоко,
И брызжут горячие слезы на сталь.
«Заира, Заира! твою ли могилу
Я вижу? погибла надежда моя!
Молчите, дубравы и ветер унылый,
Затихни, полночная песнь соловья,-
Быть может, услышу хоть голос знакомый,
На миг хоть увижу любезной лицо.
Напрасно! нет вести из вечного дома,
Всё тихо! но ты, дорогое кольцо,
Поможешь мне вызвать из гроба Заиру.
Волнуйтеся, реки, дубравы, поля,-
Не дайте услышать уснувшему миру,
Как с грохотом треснет сырая земля.
Кольцом не простым я владею,- вручая
Его, мне сказала она: «Талисман
В нем дивный таится, из горнего края
Оно вызывает, врачуя от ран».
Свершайся ж, надежда! свидание с милой,
Уснувшую радость во мне пробуди,
Прах, жизнью согретый, вставай из могилы,
Заира к Роланду на грудь упади. »
Не вихрь завывает, не море бушует,
Не громы грохочут в седых облаках —
Роланд, обнимая, Заиру целует,
У рыцаря радость блистает в очах,
Он счастлив. он шепчет: «Со мною, Заира,
Пойдем, я покину и лавры и меч,
Не буду грозою подлунного мира!»
-«Нет, милый, нет, в землю холодную лечь
Пора мне, простимся! мой друг, не дается
Нам прав уходить из подземных утроб,
Денница прекрасная скоро зажжется,
Прощай, до свиданья! ты в битву, я в гроб. »
Исчезла. «Не можешь со мной ты остаться,-
Так я не могу ли с тобою. Прости,
Мой меч троегранный, с которым тягаться
Боялось полмира, мне в бой не идти. »
День на небе. С громом сигнала сзывного
Помчалися в битву бесстрашных полки,
Но не было с ними Роланда младого.
Где ж он? На кладбище, у быстрой реки
Есть ветхая келья. Оттуда порою
Выходит отшельник, угрюм, сановит;
Он молится днем над могилой одною,
А ночью всё с кем-то на ней говорит.

«Проект Культура Советской России» 2008-2011 © Все права охраняются законом. При использовании материалов сайта вы обязаны разместить ссылку на нас, контент регулярно отслеживается.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector