Николай Некрасов«Поэт и гражданин»

Гражданин
(входит)

Опять один, опять суров,
Лежит — и ничего не пишет.

Прибавь: хандрит и еле дышит —
И будет мой портрет готов.

Хорош портрет! Ни благородства,
Ни красоты в нем нет, поверь,
А просто пошлое юродство.
Лежать умеет дикий зверь.

Да глядеть обидно.

Послушай: стыдно!
Пора вставать! Ты знаешь сам,
Какое время наступило;
В ком чувство долга не остыло,
Кто сердцем неподкупно прям,
В ком дарованье, сила, меткость,
Тому теперь не должно спать.

Положим, я такая редкость,
Но нужно прежде дело дать.

Вот новость! Ты имеешь дело,
Ты только временно уснул,
Проснись: громи пороки смело.

А! знаю: «Вишь, куда метнул!
Но я обстрелянная птица.
Жаль, нет охоты говорить.

Спаситель Пушкин! — Вот страница:
Прочти и перестань корить!

«Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.

Неподражаемые звуки.
Когда бы с Музою моей
Я был немного поумней,
Клянусь, пера бы не взял в руки!

Да, звуки чудные. ура!
Так поразительна их сила,
Что даже сонная хандра
С души поэта соскочила.
Душевно радуюсь — пора!
И я восторг твой разделяю,
Но, признаюсь, твои стихи
Живее к сердцу принимаю.

Не говори же чепухи!
Ты рьяный чтец, но критик дикий.
Так я, по-твоему, — великий,
Повыше Пушкина поэт?
Скажи пожалуйста?!

Ну, нет!
Твои поэмы бестолковы,
Твои элегии не новы,
Сатиры чужды красоты,
Неблагородны и обидны,
Твой стих тягуч. Заметен ты,
Но так без солнца звезды видны.
В ночи, которую теперь
Мы доживаем боязливо,
Когда свободно рыщет зверь,
А человек бредет пугливо, —
Ты твердо светоч свой держал,
Но небу было неугодно,
Чтоб он под бурей запылал,
Путь освещая всенародно;
Дрожащей искрою впотьмах
Он чуть горел, мигал, метался.
Моли, чтоб солнца он дождался
И потонул в его лучах!

Нет, ты не Пушкин. Но покуда,
Не видно солнца ниоткуда,
С твоим талантом стыдно спать;
Еще стыдней в годину горя
Красу долин, небес и моря
И ласку милой воспевать.

Гроза молчит, с волной бездонной
В сияньи спорят небеса,
И ветер ласковый и сонный
Едва колеблет паруса, —
Корабль бежит красиво, стройно,
И сердце путников спокойно,
Как будто вместо корабля
Под ними твердая земля.
Но гром ударил; буря стонет,
И снасти рвет, и мачту клонит, —
Не время в шахматы играть,
Не время песни распевать!
Вот пес — и тот опасность знает
И бешено на ветер лает:
Ему другого дела нет.
А ты что делал бы, поэт?
Ужель в каюте отдаленной
Ты стал бы лирой вдохновленной
Ленивцев уши услаждать
И бури грохот заглушать?

Пускай ты верен назначенью,
Но легче ль родине твоей,
Где каждый предан поклоненью
Единой личности своей?
Наперечет сердца благие,
Которым родина свята.
Бог помочь им. а остальные?
Их цель мелка, их жизнь пуста.
Одни — стяжатели и воры,
Другие — сладкие певцы,
А третьи. третьи — мудрецы:
Их назначенье — разговоры.
Свою особу оградя,
Они бездействуют, твердя:
«Неисправимо наше племя,
Мы даром гибнуть не хотим,
Мы ждем: авось поможет время,
И горды тем, что не вредим!»
Хитро скрывает ум надменный
Себялюбивые мечты,
Но. брат мой! кто бы ни был ты,
Не верь сей логике презренной!
Страшись их участь разделить,
Богатых словом, делом бедных,
И не иди во стан безвредных,
Когда полезным можешь быть!
Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К отчизне холоден душой,
Ему нет горше укоризны.
Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденье, за любовь.
Иди, и гибни безупрёчно.
Умрешь не даром, дело прочно,
Когда под ним струится кровь.

А ты, поэт! избранник неба,
Глашатай истин вековых,
Не верь, что не имущий хлеба
Не стоит вещих струн твоих!
Не верь, чтоб вовсе пали люди;
Не умер бог в душе людей,
И вопль из верующей груди
Всегда доступен будет ей!
Будь гражданин! служа искусству,
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей Любви;
И если ты богат дарами,
Их выставлять не хлопочи:
В твоем труде заблещут сами
Их животворные лучи.
Взгляни: в осколки твердый камень
Убогий труженик дробит,
А из-под молота летит
И брызжет сам собою пламень!

Ты кончил. чуть я не уснул.
Куда нам до таких воззрений!
Ты слишком далеко шагнул.
Учить других — потребен гений,
Потребна сильная душа,
А мы с своей душой ленивой,
Самолюбивой и пугливой,
Не стоим медного гроша.
Спеша известности добиться,
Боимся мы с дороги сбиться
И тропкой торною идем,
А если в сторону свернем —
Пропали, хоть беги со света!
Куда жалка ты, роль поэта!
Блажен безмолвный гражданин:
Он, Музам чуждый с колыбели,
Своих поступков господин,
Ведет их к благородной цели,
И труд его успешен, спор.

Не очень лестный приговор.
Но твой ли он? тобой ли сказан?
Ты мог бы правильней судить:
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.
Ах! будет с нас купцов, кадетов,
Мещан, чиновников, дворян,
Довольно даже нам поэтов,
Но нужно, нужно нам граждан!
Но где ж они? Кто не сенатор,
Не сочинитель, не герой,
Не предводитель,
Кто гражданин страны родной?
Где ты? откликнись? Нет ответа.
И даже чужд душе поэта
Его могучий идеал!
Но если есть он между нами,
Какими плачет он слезами.
Ему тяжелый жребий пал,
Но доли лучшей он не просит:
Он, как свои, на теле носит
Все язвы родины своей.
. . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . .
Гроза шумит и к бездне гонит
Свободы шаткую ладью,
Поэт клянет или хоть стонет,
А гражданин молчит и клонит
Под иго голову свою.
Когда же. Но молчу. Хоть мало,
И среди нас судьба являла
Достойных граждан. Знаешь ты
Их участь. Преклони колени.
Лентяй! смешны твои мечты
И легкомысленные пени — жалобы.
В твоем сравненье смыслу нет.
Вот слово правды беспристрастной:
Блажен болтающий поэт,
И жалок гражданин безгласный!

Не мудрено того добить,
Кого уж добивать не надо.
Ты прав: поэту легче жить —
В свободном слове есть отрада.
Но был ли я причастен ей?
Ах, в годы юности моей,
Печальной, бескорыстной, трудной,
Короче — очень безрассудной,
Куда ретив был мой Пегас!
Не розы — я вплетал крапиву
В его размашистую гриву
И гордо покидал Парнас.
Без отвращенья, без боязни
Я шел в тюрьму и к месту казни,
В суды, в больницы я входил.
Не повторю, что там я видел.
Клянусь, я честно ненавидел!
Клянусь, я искренно любил!
И что ж. мои послышав звуки,
Сочли их черной клеветой;
Пришлось сложить смиренно руки
Иль поплатиться головой.
Что было делать? Безрассудно
Винить людей, винить судьбу.
Когда б я видел хоть борьбу,
Бороться стал бы, как ни трудно,
Но. гибнуть, гибнуть. и когда?
Мне было двадцать лет тогда!
Лукаво жизнь вперед манила,
Как моря вольные струи,
И ласково любовь сулила
Мне блага лучшие свои —
Душа пугливо отступила.
Но сколько б не было причин,
Я горькой правды не скрываю
И робко голову склоняю
При слове «честный гражданин».
Тот роковой, напрасный пламень
Доныне сожигает грудь,
И рад я, если кто-нибудь
В меня с презреньем бросит камень.
Бедняк! и из чего попрал
Ты долг священный человека?
Какую подать с жизни взял
Ты — сын больной больного века.
Когда бы знали жизнь мою,
Мою любовь, мои волненья.
Угрюм и полон озлобленья,
У двери гроба я стою.

Ах! песнею моей прощальной
Та песня первая была!
Склонила Муза лик печальный
И, тихо зарыдав, ушла.
С тех пор не часты были встречи:
Украдкой, бледная, придет
И шепчет пламенные речи,
И песни гордые поет.
Зовет то в города, то в степи,
Заветным умыслом полна,
Но загремят внезапно цепи —
И мигом скроется она.
Не вовсе я ее чуждался,
Но как боялся! как боялся!
Когда мой ближний утопал
В волнах существенного горя —
То гром небес, то ярость моря
Я добродушно воспевал.
Бичуя маленьких воришек
Для удовольствия больших,
Дивил я дерзостью мальчишек
И похвалой гордился их.
Под игом лет душа погнулась,
Остыла ко всему она,
И Муза вовсе отвернулась,
Презренья горького полна.
Теперь напрасно к ней взываю —
Увы! Сокрылась навсегда.
Как свет, я сам ее не знаю
И не узнаю никогда.
О Муза, гостьею случайной
Являлась ты моей душе?
Иль песен дар необычайный
Судьба предназначала ей?
Увы! кто знает? рок суровый
Всё скрыл в глубокой темноте.
Но шел один венок терновый
К твоей угрюмой красоте.

Стихотворение Н. А. Некрасова «Поэт и гражданин». (Восприятие, истолкование, оценка)

  1. Лирика Некрасова.
  2. «Поэт и гражданин».
  3. Гражданский долг поэта.

Некрасов — народный поэт. Все стихи его — о народе и для народа, что обусловлено временем расцвета таланта поэта. 50-70 годы 19 века характеризуются интересом к народному вопросу. Судьбы народа тревожили все российское общество того времени.

Стихотворение «Поэт и гражданин» построено как диалог. Гражданин стремится заставить поэта действовать:

Послушай: стыдно!
Пора вставать! Ты знаешь сам,
Какое время наступило;
В ком чувство долга не остыло:
Кто сердцем неподкупно прям,
В ком дарованье, сила, меткость,
Тому теперь не должно спать.

Призывает Гражданин Поэта. «Проснись: громи пороки смело» — и в этой строке заключен долг поэта. Поэт тем временем дискутирует:

«Недля житейского волненм. Не для корысти, не, для битв. Мы, рожден ы для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв».

В этом стихотворении звучит призыв к поэту: действовать! Громить недостатки мира!

В стихотворении «Поэт и гражданин» звучит характерный для лирики Некрасова мотив о судьбе Родины, рассуждения о том, что может сделать поэт для своей страны, своего народа. Показана тяжелая для страны эпоха:

Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К отчизне холоден дутой. *
. Нудь гражданин!служа искусству,
Для блага ближнего живи.

Это стихотворение можно назвать программой некрасовской лирики, ее основой. Прямая обязанность поэта — служить пароду, а не прекраснодушной лире. Сти-хотворение в основе своей содержит рассуждение о поэте и поэзии, вопрос, который волновал и волнует каждого стихотворца. Поэт отказывается от действий, прибегает к бездеятельности по той причине, что у него опустились руки. Лирический герой Некрасова говорит о том, что видел много зла, пытался даже сказать о нем, но:

И что ж. мои послышав звуки.
Сочли их черной клеветой; —
Пришлосъ сложить смиренно руки Иль поплатиться головой.

В этом стихотворении слышится и мотив вины Некрасова — один из основных в его лирике. Поэт считал, что не сделал всего возможного для народа, и говорит об этом. Оба лирических героя стихотворения представляют собой внутренний диалог поэта. С одной стороны, осознаваемая творцом необходимость творить на благо родины. С другой — бессмысленность этой борьбы, в которой противников практически нет.

Из стихотворения «Поэт и гражданин» несложно сделать вывод: поэт всегда должен помнить о гражданском долге. Поэт прежде всего творит для народа, и в этом — основная мысль всего творчества Некрасова. Гражданин своей страны может не быть поэтом, но поэт обязан быть гражданином — ведь именно к поэту прислушиваются массы, народ читает поэта. Поэтическая муза не должна замкнуться в самолюбовании. Поэт обязан идти рука об руку с действительностью, невзирая на лень и нежелание видеть мрачные стороны реальной жизни. Долг поэта перед народом — показать всю боль и горечь мира, которую поэт по определению лучше видит и чувствует, пропускает сквозь свою творческую душу. И не только показать, но и воодушевить читателя на борьбу с несовершенством мира. Нетленны строки Некрасова:

Поэтом можешь ты не быть, Но граждапи ном быть обязан. А что такое гражданин? Отечества достойный сын.

Некрасов-поэт, Некрасов-гражданин

Категория: Литература, литературные произведения
Тип: Сочинение
Размер: 10.4кб.
скачать

Некрасов-поэт, Некрасов-гражданин

Николай Некрасов… Великий русский поэт, продолжатель традиций поэтов-декабристов, Пушкина, Лермонтова, друг и единомышленник Чернышевского и Добролюбова, поэт-трибун, поэт-гражданин, певец народной жизни. В стихотворении «Элегия» мы читаем:

Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру неведомый ему,

Но я ему служил — и сердцем я спокоен…

В поэтическом творчестве Н. А. Некрасова с поразительной яркостью отразились сила и драматические противоречия становящегося интеллигентского сознания. «Становящийся» интеллигент — это прежде всего глубоко одинокий человек. У него, как правило, обрублены связи с определенной социальной средой; он не имеет «своего» класса, сословия, семьи. Зачастую «путь в интеллигенцию» начинался с отцовского проклятия. Такой путь судьба уготовила и самому Некрасову. Он уже не может и не хочет опереться на родовые «предания», традиции. Переоценке подвергаются сословные представления о ценностях жизни, о ее смысле, цели. Некрасов выработал новые нравственные ценности — они воплотились в слове «любовь».

Для Некрасова внимание сосредоточено на земной жизни; «земную» участь человека и призвана облегчить «любовь». Для Некрасова служение «делу любви» —это служение идеалам свободы, правды и справедливости. Некрасов прежде всего строгим судом судил себя. С годами он все больше и больше укрепляется в своей высокой вере — вере в народ.

У Некрасова 40-х годов народная тема только начинает зарождаться. Нашумевшее стихотворения «В дороге» (1845 г.) заставило увидеть в Некрасове «истинного поэта». Почему крепостная, получившая «господское» воспитание, возвратившись к крестьянской жизни, обречена на гибель? Да потому, что человек, приобщившийся к «просвещению», уже не сможет жить в низменно-бездуховном, «неразумном мире». Некрасов проповедует здесь цивилизованный быт, грамотность, эмансипацию женщины. Некрасов искренне сочувствует крестьянам. В середине 50—х годов поэт одушевлен надеждами на обновление русской жизни — эти надежды поддерживались тем, что поэт увидел в народе неисчерпаемый нравственный потенциал, способность к духовному возрождению («Влас». 1855 г.).

Роздал Влас свое имение?

Сам остался бос и гол,

И собирать на построение

Храма божьего пошел.

Именно в эту пору для Некрасова — поэта и человека — обретает особый смысл и ценность понятие Родины. Поэт чувствует себя виноватым перед Русью — и сама Русь обещает страннику отпущение грехов:

Войди! Христос наложит руки

И снимет волею святой

С души оковы, с сердца муки

И язвы с совести больной

Отныне главным героем творчества Некрасова становится народ. Некрасов верит, что народ найдет правильную дорогу к счастью своей Родины. Поскольку народ для него создатель и хранитель всечеловеческих ценностей, то нынешнее положение народа рассматривается как чудовищное, вселенское зло. И напряженно ищутся пути для изменения народной участи. Раздумья поэта над народными судьбами ярче всего воплотились в вершинном создании Некрасова — поэме-эпопее «Кому на Руси жить хорошо».

Поэт стремится понять истоки противоречия между прекрасной сущностью народа и его трагической судьбой. Почему на Руси нет счастья? Ведь наша родина вызывает неподдельную гордость:

Ты и всесильная,

Некрасов понял с юношеских лет, что «то сердце не научится любить, которое устало ненавидеть». И его сердце не уставало ненавидеть. Поэт всю жизнь ненавидел то, что мешало и не давало Родине жить светлой и счастливой жизнью. Он страстно желал свободы своей стране. А завоевать свободу можно лишь в борьбе — и за высокие идеалы, и с низкими обстоятельствами, и просто за существование. Борьба всегда трагична и предполагает жертвы. Поэтому в некрасовском мире господствует смерть. Умирают несчастные бедняки, умирают сломившиеся. Умирают герои. И не случайно значительная часть произведений Некрасова —надгробные элегии. У него есть отклики на смерь Белинского, Гоголя, Грановского, Шевченко, Добролюбова, Писарева…

Но некрасовский мир — это не только «страшный» мир. Есть в нем и другая сторона. Мир света и надежды, связанный с природой:

Но люблю я, весна золотая,

Твой сплошной, чудно-смешанный шум;

Ты ликуешь, на миг не смолкая,

Как дитя, без заботы и дум.

«Надрывается сердце от муки».

Некрасов был поэтом, удивительно слышащим стих. Он откосился к немногим поэтам, которые приходили в мир со

своим «новым словом».

Поэзия Некрасова — величайшее достижение русской литературы второй половины XIX века. Без Некрасова облик русской литературы — да и культуры в целом, был бы иным.

Анализ стихотворенияе Некрасова «Поэт и гражданин»

Ни один великий писатель не может пройти мимо вопроса о роли и назначении поэта и поэзии. Н.А. Некрасов явился преемником и продолжателем передовых традиций великих русских поэтов предшествующих эпох, утверждаемых Рылеевым, Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем.

Он воскресил боевой, действенный дух поэзии. Вопрос о назначении поэзии и роли поэта в обществе решался во многих стихотворениях Некрасова: «Тот не поэт», «Муза», «Блажен незлобливый поэт», «Элегия». В ряду этих стихотворений особое место занимает «Поэт и гражданин», которое можно считать

Стихотворение «Поэт и гражданин» было опубликовано в 1856 году в поэтическом сборнике Некрасова. Оно было написано тогда, когда резко обострилась борьба между сторонниками реакционной теории «чистого искусства» и сторонниками гражданского направления в искусстве, во главе которого стоял Н.Г. Чернышевский. Полностью разделяя взгляды Чернышевского на искусство и долг поэта перед обществом, Некрасов писал о том, что искусство должно служить не богатым и праздным любителям «изящного», не либеральным «мудрецам», чье «назначение — разговоры», а народу:

Еще стыдней в годину горя

Красу долин, небес и моря

И ласку милой воспевать.

Но политическое острие стихотворения было направлено не только против откровенных врагов гражданского искусства, но и против либералов, которые проводят время в бесполезных разговорах о благах народа:

Свою особу оградя,

Они бездействуют, твердя:

«Неисправимо наше племя,

Мы даром гибнуть не хотим,

Мы ждем: авось поможет время,

И горды тем, что не вредим!»

Эту логику эгоистов Некрасов называет презренной, противопоставляя ей логику общественного служения и пафос борьбы за высокие общественные идеалы. Прибегая к эзопову языку, Некрасов говорит иносказательно о том политическом подъеме, какой переживала Россия после Крымской войны:

Пора вставать! Ты знаешь сам,

Какое время наступило;

В ком чувство долга не остыло,

Кто сердцем неподкупно прям,

В ком дарованье, сила, меткость,

Тому теперь не должно спать.

И далее возникает образ грозы как символ приближающейся революционной бури:

Но гром ударил: буря стонет

И снасти рвет, и мачту клонит…

Обращаясь к поэту с призывом служить своим творчеством народу, Некрасов говорит:

Иди в огонь за честь отчизны,

За убежденье, за любовь…

Иди и гибни безупречно.

Умрешь не даром: дело прочно,

Когда под ним струится кровь…

В тревожные для родины дни поэт не имеет права уклоняться от участия в борьбе, не должен спокойно глядеть на горе и страдания людей, не должен тратить свой талант по пустякам. Поэт должен выполнить свое высокое гражданское предназначение:

Поэтом можешь ты не быть.

Но гражданином быть обязан.

Гражданин в представлении Некрасова — это «Отечества достойный сын». Называя поэта «избранником неба», «глашатаем истин вековых», Некрасов снова и снова призывает поэта повернуться лицом к жизни многомиллионной толпы «не имущих хлеба» и бороться за их счастье:

Будь гражданин! Служа искусству,

Для блага ближнего живи,

Свой гений подчиняя чувству

Стихотворение «Поэт и гражданин» написано в форме поэтического диалога, родоначальником которого был Пушкин. Вспомним его стихотворение «Разговор книгопродавца с поэтом». Некрасов свел в споре двух собеседников, исповедующих разные взгляды на искусство и его назначение. Но можно ли считать, что Гражданин отражает точку зрения автора? Конечно, внешние основания для этого есть. Но думается, что Некрасов спорит сам с собой и убеждает себя в необходимости подчинить искусство гражданскому служению. Ведь не случайно Поэт в споре с Гражданином ссылается на Пушкина как на величайший авторитет русской поэзии:

Нет, ты не Пушкин. Но покуда

Не видно солнца ниоткуда,

С твоим талантом стыдно спать…

Монологи Гражданина в этом стихотворении напоминают нам вольнолюбивые стихи Пушкина и Лермонтова. В этих монологах слышатся высокие слова революционной лирики 20-х годов: «поэт — избранник неба», «глашатай истин вековых», «вещие струны», «благо ближнего», «отечества достойный сын»… Но в последних строфах меняется строй речи поэта, появляются иные слова и чувства: «долг священный человека», «рок суровый», «песен дар необычайный». Это уже голос истинного поэта.

Значимость и декларативность стихотворения подчеркивались в сборнике особым шрифтом, которым оно было напечатано. Это одно из самых глубоких произведений русской поэзии о соотношении гражданственности и искусства. За образом Гражданина угадывались учителя и друзья поэта, великие граждане России — Белинский, Чернышевский, Добролюбов. Идеал Гражданина, высшего человека, героя менялся у Некрасова, все более приобретая качества высшей духовности и идеальности.

Прошло более ста лет со времени смерти Н.А. Некрасова, но его поэзия продолжает жить, и не только сама по себе. Как всякая великая творческая стихия, она обогатила многие таланты, большие и малые, отозвалась в стихах А. Блока и В. Маяковского, докатилась до наших дней, сказалась в лирике М. Исаковского и в эпосе А. Твардовского. Новые встречи с Некрасовым — это всегда и встречи с его наследниками и продолжателями, и они не прекратятся, пока живы , русская поэзия, русское слово.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector